Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Удмуртской Республики
от 18 октября 2010 года N 309
Республиканская целевая программа
демографического развития Удмуртской Республики на 2011-2015 годы
10 мая, 2 ноября, 20 декабря 2011 г., 18 июня, 16 июля, 23 октября 2012 г., 29 июля, 7 октября 2013 г., 16 апреля, 7 июля, 24 сентября 2014 г.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 7 июля 2014 г. N 256 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
I. Паспорт Республиканской целевой программы демографического
развития Удмуртской Республики на 2011-2015 годы
Наименование Программы |
Республиканская целевая программа демографического развития Удмуртской Республики на 2011-2015 годы (далее - Программа) |
|||
Основания для разработки Программы |
Указ Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года"; распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 01 марта 2010 года N 122-р "Об утверждении Плана мероприятий по выполнению задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, и задач, поставленных Президентом Удмуртской Республики в ежегодном докладе Государственному Совету Удмуртской Республики "О положении в республике", на 2010 год"; распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 19 июля 2010 года N 660-р "О разработке Республиканской целевой программы демографического развития Удмуртской Республики на 2011-2015 годы"; распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 19 июля 2010 года N 658-р "О создании межведомственной рабочей группы по разработке проекта республиканской целевой программы демографического развития Удмуртской Республики на 2011-2015 годы" |
|||
Государственный заказчик Программы |
Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики |
|||
Разработчики Программы |
Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики; Министерство здравоохранения Удмуртской Республики; Министерство образования и науки Удмуртской Республики; Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики; Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики; Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики; Министерство экономики Удмуртской Республики; Министерство торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики; Министерство труда Удмуртской Республики; Министерство по делам молодежи Удмуртской Республики; Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики; Управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики; Управление Федеральной миграционной службы по Удмуртской Республике (по согласованию); Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (по согласованию); Государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение Удмуртский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (по согласованию); государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Удмуртский государственный университет" (по согласованию); государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ижевская государственная медицинская академия" (по согласованию); федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ижевская государственная сельскохозяйственная академия" (по согласованию); общественные организации (по согласованию) |
|||
Исполнители Программы |
Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики; Министерство здравоохранения Удмуртской Республики; Министерство образования и науки Удмуртской Республики; Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики; Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики; Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики; Министерство торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики; Министерство труда Удмуртской Республики; Министерство по делам молодежи Удмуртской Республики; Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики; Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике (по согласованию); Министерство национальной политики Удмуртской Республики; Комитет по делам ЗАГС при Правительстве Удмуртской Республики; Управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики; Управление Федеральной миграционной службы по Удмуртской Республике (по согласованию); Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (по согласованию); Государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение Удмуртский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (по согласованию); органы местного самоуправления в Удмуртской Республике (по согласованию) на принципах софинансирования из местных бюджетов в соответствии с законодательством; Удмуртское республиканское отделение Российского Детского Фонда (по согласованию); учреждения, общественные организации, выполняющие государственный заказ в соответствии с заключенным контрактом (договором, соглашением) в соответствии с законодательством |
|||
Цели Программы |
Обеспечение стабилизации численности населения Удмуртской Республики, увеличение продолжительности предстоящей жизни населения, укрепление института семьи, регулирование миграционных процессов, создание условий и формирование предпосылок к последующему демографическому росту |
|||
Задачи Программы |
1. Создание условий для повышения рождаемости и обеспечения простого замещения поколений родителей поколениями детей на территории Удмуртской Республики. 2. Улучшение здоровья, увеличение продолжительности предстоящей жизни, снижение смертности населения Удмуртской Республики. 3. Повышение качества жизни семей с детьми, всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности. 4. Регулирование трудовой миграции и миграционного прироста населения Удмуртской Республики |
|||
Целевые индикаторы Программы |
1. Среднегодовая численность населения Удмуртской Республики (тыс. чел.). 2. Естественный прирост населения Удмуртской Республики (на 1000 человек). 3. Рождаемость (число рождений на 1000 населения). 4. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет). 5. Смертность от всех причин (случаев на 1000 населения). 6. Смертность от болезней системы кровообращения (на 100 тыс. населения). 7. Смертность от дорожно-транспортных происшествий (на 100 тыс. населения). 8. Младенческая смертность (случаев на 1000 детей, родившихся живыми). 9. Материнская смертность (случаев на 100 тыс. родившихся живыми). 10. Миграционная прибыль (убыль) населения, чел. 11. Количество родителей, восстановленных в родительских правах, чел. |
|||
Сроки реализации Программы |
С 1 января 2011 года до 31 декабря 2015 года |
|||
Перечень подпрограмм |
"Комплексные меры профилактики социального сиротства детей в Удмуртской Республике" |
|||
Объемы и источники |
На реализацию мероприятий Программы планируется финансирование в размере 486 429,8 тыс. рублей, в том числе: - из бюджета Удмуртской Республики - 232 500,0 тыс. рублей (в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных главным распорядителям бюджетных средств на очередной финансовый год и плановый период); - из бюджета ТФОМС УР - 246 000,0 тыс. рублей; - средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 7929,8 тыс. рублей. Сумма затрат по годам: 2011 год - 177 021,1 тыс. рублей; 2012 год - 105 867,7 тыс. рублей; 2013 год - 71 328,3 тыс. рублей; 2014 год - 62 179,5 тыс. рублей; 2015 год - 70 033,2 тыс. рублей; в том числе из бюджета Удмуртской Республики: 2011 год - 20 356,0 тыс. рублей; 2012 год - 15 000,0 тыс. рублей; 2013 год - 70 475,1 тыс. рублей; 2014 год - 56 635,7 тыс. рублей; 2015 год - 70 033,2 тыс. рублей. Объемы финансирования, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и в зависимости от темпов развития экономики в Удмуртской Республике подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики и бюджета ТФОМС УР на очередной финансовый год и плановый период. В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и критериям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в порядке, установленном Правительством Удмуртской Республики. Средства федерального бюджета и иные источники финансирования привлекаются в соответствии с законодательством Российской Федерации |
|||
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социальной эффективности Программы |
В результате реализации Программы к 2016 году ожидаются: - поддержание численности населения Удмуртской Республики на уровне не менее 1515,4 тыс. чел.; - естественный прирост населения до 1,3 на 1000 населения; |
|||
|
- уровень рождаемости 14,4 на 1000 населения; - ожидаемая продолжительность жизни при рождении не ниже 71,0 года; - снижение смертности населения Удмуртской Республики до 12,4 на 1000 населения; - миграционная убыль населения до (-)4129 чел. Социальная эффективность Программы: - улучшение демографической ситуации: сохранение численности населения Удмуртской Республики за счет уменьшения естественной убыли; увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении; сохранение и улучшение здоровья и качества жизни населения республики; снижение смертности, в первую очередь от предотвратимых причин, в младенческом, подростковом и трудоспособном возрастах, а также снижение уровня травматизма и инвалидности; укрепление и развитие института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания, семейного образа жизни: снижение разводов, увеличение семей с 2 - 3 и более детьми, уменьшение доли семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении; создание социально-экономических предпосылок для перехода от малодетного к среднему типу репродуктивного поведения семей; - формирование системы управления миграционными процессами на территории Удмуртской Республики, привлечение трудовых ресурсов, регулирование миграционных потоков |
Понятия, используемые в Программе
Возрастной коэффициент рождаемости - число родившихся детей у женщин определенного возраста в расчете на 1000 женщин этого возраста.
Воспроизводство населения - постоянное возобновление поколений людей, замещение поколений родителей поколениями детей.
Демографическая политика - целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.
Демографическое развитие - изменение численности населения и его структур в определенный период времени.
Депопуляция - устойчивое (не связанное с особенностями возрастной структуры и миграционными процессами) превышение числа умерших над числом родившихся.
Детность - наличие определенного числа детей в семье: малодетность - один-два, среднедетность - три-четыре.
Естественный прирост (убыль) населения - разность между числами родившихся и умерших.
Здоровье - состояние полного социально-биологического и психического благополучия и отсутствие каких-либо болезненных состояний и физических дефектов у человека.
Жизненный потенциал - количество лет, которое может прожить человек, достигший определенного возраста.
Жители республики - граждане Российской Федерации, имеющие место жительства в городах и районах Удмуртской Республики, независимо от сроков проживания, места рождения и национальности.
Качество жизни населения - совокупность свойств населения, характеризующих его развитие в системе социальных и природных отношений.
Маргинал - человек, утративший прежние социальные связи и не приспособившийся к новым условиям жизни.
Маргинализация - увеличение доли маргинальных слоев населения в структуре рождаемости, заболеваемости, инвалидности или смертности.
Младенческая смертность - смертность детей в возрасте до 1 года.
Мигрант - лицо, совершающее пространственные перемещения вне зависимости от их причин, длительности и пространственных границ.
Миграционный прирост - разность между числом прибывших на какую-либо территорию и числом выбывших из нее за определенный срок.
Миграция населения - пространственное перемещение людей (мигрантов) вне зависимости от их причины, длительности и пространственных границ.
Общий коэффициент рождаемости - число рождений в населении за определенный период в расчете на 1000 населения, проживающего в этот период.
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении - число лет, которое предстоит прожить в среднем новорожденному при условии сохранения существующих уровней смертности в каждом возрасте.
Перепись населения - единый процесс сбора, обобщения, оценки, анализа и публикации или распространения иным образом демографических, экономических и социальных данных, относящихся по состоянию на определенное время ко всем лицам в стране или четко ограниченной части страны.
Потенциал здоровья - способность человека заботиться о своем собственном здоровье, принимать решения и контролировать свою собственную жизнь в целях обеспечения собственного здоровья.
Причина смерти - болезнь или событие, вызвавшее смерть. Причина смерти устанавливается в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем.
Простое воспроизводство населения - воспроизводство населения, при котором коэффициент естественного прироста равен нулю.
Расселение населения - процесс распределения и перераспределения населения на территории. Включает в себя размещение населения, функциональные, территориальные взаимосвязи населенных мест и миграции населения.
Репродуктивный возраст - возраст женщины, в котором она способна к деторождению, как правило, возраст 15-49 лет.
Рождаемость - процесс деторождения в совокупности людей, составляющих поколение (лица в определенном возрасте), или в совокупности поколений - населении.
Сверхсмертность - процесс, состоящий в том, что смертность мужчин в большинстве возрастных групп превышает смертность женщин.
Семья - основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.
Смертность от всех причин - процесс вымирания поколений, складывающийся из множества единичных смертей.
Стабилизация численности населения - при естественной убыли населения достижение уровня простого воспроизводства за счет увеличения рождаемости, снижения смертности и иммиграции населения.
Старение населения - увеличение в населении доли пожилых и старых людей (в возрастах старше 60 или 65 лет).
Суммарный коэффициент рождаемости - число детей, рожденных в среднем одной женщиной за всю жизнь при условии сохранения существующих уровней рождаемости в каждом возрасте.
Трудовой мигрант - лицо, совершающее пространственные перемещения, связанные с занятостью или поисками работы.
Постановлением Правительства УР от 10 мая 2011 г. N 139 в настоящий подраздел внесены изменения
Список сокращений, используемых в Программе
1. РФ - Российская Федерация
2. ПФО - Приволжский федеральный округ
3. АПиП - Администрация Президента и Правительства Удмуртской Республики
4. ВРП - валовой региональный продукт
5. ГИБДД - ГУ "Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике"
6. ЗАГС - Комитет по делам ЗАГС при Правительстве Удмуртской Республики
7. ИГМА - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ижевская государственная медицинская академия"
8. КДСиДП - Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики
9. МВД по УР - Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике
10. МДМ УР - Министерство по делам молодежи Удмуртской Республики
11. МЗ УР - Министерство здравоохранения Удмуртской Республики
12. Миннац УР - Министерство национальной политики Удмуртской Республики
13. Минторг УР - Министерство торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики
14. МКПИ УР - Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики
15. МОиН УР - Министерство образования и науки Удмуртской Республики
16. МП УР - Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики
17. МС УР - Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики
18. МСЗН УР - Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики
19. МСХП УР - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики
20. МТ УР - Министерство труда Удмуртской Республики
21. МФС УР - Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики
22. РДФ - Удмуртское республиканское отделение Российского Детского Фонда
23. НКО - негосударственные некоммерческие организации
24. ОМСУ - органы местного самоуправления в Удмуртской Республике
25. УГСЗН УР - Управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики
26. УдГУ - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Удмуртский государственный университет"
27. ИжГСХА - федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ижевская государственная сельскохозяйственная академия"
28. Управление РПН - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике
29. УТФОМС - Государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение Удмуртский территориальный фонд обязательного медицинского страхования
30. УФМС - Управление Федеральной миграционной службы по Удмуртской Республике
31. Фонд - Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
II. Характеристика проблемы, анализ причин ее возникновения и
обоснование необходимости решения программно-целевым методом
В Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы одной из основных задач государственной политики определена стабилизация демографической ситуации.
Демографические процессы лежат в основе многих долгосрочных тенденций, определяющих уровень социально-экономического развития регионов и обеспечивающих национальную безопасность страны.
Демографическая ситуация в Удмуртской Республике является относительно благополучной в сравнении с другими субъектами Приволжского федерального округа и Российской Федерации и отражает общероссийские тенденции.
На начало 2010 года численность постоянного населения Удмуртской Республики составила 1526,3 тысяч человек.
Динамика возрастно-полового состава населения, соотношение численности основных возрастных групп населения отражает интенсивность происходящих в республике демографических процессов.
Продолжается сокращение численности детского населения и его доли в структуре возрастно-полового состава населения, что ведет к выравниванию двух демографических групп в структуре численности населения - детского и населения старше трудоспособного возраста. Если в 2006 году доля детей 0-17 лет составляла 21,4 % от всего населения республики, то в 2009 году 20,0 %, за это время доля населения старше трудоспособного возраста увеличилась с 17,8 % до 18,8 %.
Несмотря на это, демографическая нагрузка на трудоспособное население в Удмуртской Республике ниже, чем по Приволжскому федеральному округу и в среднем по Российской Федерации, что является одним из позитивных условий для социально-экономического развития региона. В 2009 году показатель демографической нагрузки составил 566,0 (на 1000 человек трудоспособного возраста приходилось 566 лиц нетрудоспособных возрастов (РФ - 589,68; ПФО - 592,62).
Естественное движение населения (разница между показателями рождаемости и смертности) и миграционные процессы (механическое движение населения) определяют численность населения.
Естественный прирост населения республики наблюдался до начала 1990-х годов, а с 1993 года сменился естественной убылью населения (превышением числа умерших над числом родившихся). Максимальное превышение смертности над рождаемостью за этот период наблюдалось в 1994-2005 годы, когда в расчете на каждую тысячу населения умирало на 4,5-4,4 человека больше, чем рождалось. В 2005 году смертность была выше рождаемости в 1,4 раза. В 2009 году, впервые за последние 17 лет, отмечен естественный прирост населения (0,6 на 1000 человек). По итогам 2009 года Удмуртская Республика занимала I место в Приволжском федеральном округе по сохранению численности населения.
Динамика рождаемости определяется уровнем социально-экономического развития региона, возрастной и половой структурой населения, сложившимся типом репродуктивного поведения населения. До 2005 года в республике отмечалось увеличение численности женщин в детородных возрастах (15-49 лет), в т.ч. в активном детородном возрасте (20-39 лет), на долю которых приходится основное количество рождений.
За последние 9 лет в Удмуртской Республике показатель рождаемости увеличился на 35,3 % (с 10,2 промилле (далее - _) в 2000 году до 13,8 _ в 2009 году).
Уровень рождаемости в Удмуртии традиционно выше уровней Российской Федерации и Приволжского федерального округа. По итогам 2009 года Удмуртская Республика сохранила I место в Приволжском федеральном округе и 25 место в Российской Федерации.
Однако существующий уровень рождаемости не обеспечивает даже простого воспроизводства населения республики. Для простого воспроизводства населения суммарный коэффициент рождаемости (количество рождений на 1 женщину) должен быть не ниже 2,15. В последние годы суммарный коэффициент рождаемости в республике составляет 1,613, в городских поселениях - 1,395, в сельских - 2,214.
Одной из причин недостаточного уровня рождаемости является снижение в сознании населения ценности и престижа института семьи, гендерной диспропорцией и изменившимся репродуктивным поведением населения. Ценностные ориентиры молодежи в большей степени направлены на самореализацию, социальные установки к достижению собственного успеха, материальное благополучие.
В Удмуртской Республике сохраняется положительная тенденция снижения доли внебрачной рождаемости. В 2009 году доля внебрачной рождаемости снизилась до 30,7 % (в 2006 году - 36,0 %), но остается выше, чем в регионах Приволжского федерального округа и Российской Федерации (2009 год: в РФ - 26,1 %, в ПФО - 25,4 %). Высокий уровень внебрачной рождаемости регистрируется в сельских районах.
Динамика рождаемости во многом определяется складывающимися семейно-брачными отношениями. За период с 2000 года по 2009 год общий коэффициент брачности увеличился с 5,2 до 8,1 на 1000 населения (в РФ - 8,5, в ПФО - 7,9 на 1000 населения). Уровень разводов за этот период увеличился с 3,2 до 4,0 на 1000 населения, но не превысил уровня Российской Федерации и Приволжского федерального округа (в РФ - 4,9, в ПФО - 4,6 на 1000 населения).
Уровень смертности и состояния здоровья населения во многом зависит от возрастного состава населения и социально-экономического благополучия региона. Если в 2006-2008 годах уровень смертности составлял 14,3-14,2 _, то в 2009 году он составил 13,2 _, что ниже уровня смертности населения в Приволжском федеральном округе (14,6 _) и Российской Федерации (14,2 _).
За последнее 10-летие сложилась определенная структура причин смертности. В 2009 году по-прежнему первое место занимают сердечно-сосудистые заболевания - 52,9 %, на 2 месте - несчастные случаи, отравления и травмы (14,9 %), на 3-м - новообразования (11,9 %).
В результате реализации государственных мер по ограничению злоупотребления алкоголем, профилактике дорожно-транспортного травматизма, повышению образовательного и культурного уровня населения, продолжает снижаться смертность населения в трудоспособных возрастах, особенно от внешних причин. Показатель смертности в 2009 году составил 667,7 на 100 тысяч трудоспособного населения, что на 7 % ниже, чем в 2008 году.
Среди показателей, характеризующих здоровье населения, важное место занимает младенческая смертность. В 2009 году уровень младенческой смертности составил 7,7 _, что ниже аналогичного показателя по Российской Федерации, но выше показателя по Приволжскому федеральному округу (2009 год: РФ - 8,1 _, ПФО - 7,2 _).
Благодаря снижению младенческой и детской смертности, а также смертности населения в трудоспособном возрасте, ожидаемая продолжительность предстоящей жизни населения увеличилась с 67,2 лет в 2008 году до 68,3 лет в 2009 году.
В республике продолжается рост общей заболеваемости населения по всем возрастным группам. Только за 2009 год общая заболеваемость увеличилась на 6,9 % (взрослое население - на 7,0 %, детское население - на 5,4 %, подростки - на 12,9 %). Первичная заболеваемость, так же как и общая, выросла по всем возрастным группам на 7,8 % и составила в 2009 году 938,6 на 1000 населения. Структура первичной и общей заболеваемости населения стабильна на протяжении последних лет. Первое место в структуре первичной и общей заболеваемости занимают болезни органов дыхания (43,9 % и 26,8 % соответственно). На втором и третьем местах по первичной заболеваемости находятся травмы и отравления (12,1 %) и болезни кожи и подкожной клетчатки (6,7 %). В структуре общей заболеваемости второе место принадлежит болезням системы кровообращения (11,3 %), третье место заняли болезни костно-мышечной системы (8,0 %).
Инвалидность - одна из важных социальных проблем. В последние годы в Удмуртской Республике регистрируется рост числа инвалидов. В 2009 году в Удмуртской Республике признано впервые инвалидами 11 239 человек, из них 768 детей и 10471 взрослый. Показатель первичной инвалидности среди взрослых составил 85,6 на 10 000 населения (в 2008 году - 80,8), среди детей - 25,5 (в 2008 году - 22,0).
Миграция по-прежнему не оказывает положительного влияния на демографическую ситуацию в Удмуртской Республике, но для России приобретает все большее значение. Миграционные потоки позволяют не только стабилизировать численность населения, но и увеличивают трудовой потенциал, тем самым способствуя стабилизации социально-экономического положения страны. В Удмуртской Республике миграция населения не только не увеличивает трудовой потенциал, но и не восполняет естественной убыли населения. В течение последних лет из республики наблюдается отток населения.
В докладе Президента Удмуртской Республики Государственному Совету Удмуртской Республики "О положении в республике" от 24 декабря 2009 года указано Правительству Удмуртской Республики на необходимость разработки плана мероприятий, направленных на увеличение продолжительности жизни, сбережение здоровья населения республики, поддержку здорового (активного) образа жизни.
Актуальность Программы, ее цели и задачи определяются наличием не решенных в рамках Республиканской целевой программы демографического развития Удмуртской Республики на 2008-2010 годы (далее - Программа 2008-2010) задач по сохранению численности населения республики за счет снижения смертности населения трудоспособного возраста, смертности населения от внешних причин, материнской и младенческой смертности. Требуют дальнейшего решения задачи улучшения репродуктивного здоровья, снижения заболеваемости населения, формирования здорового образа жизни, повышения престижа и ценности семьи в общественном сознании, регулирования миграционных процессов.
Программа призвана обеспечить комплексный подход к созданию благоприятных условий стабилизации и дальнейшего демографического развития республики.
Для формирования единого межведомственного подхода к решению демографических проблем, объединения финансовых, правовых и организационных мер, а также для закрепления позитивных тенденций, достигнутых вследствие реализации в Удмуртской Республике государственной демографической и семейной политики, необходим системный подход и комплексное решение социально-демографических проблем программно-целевым методом в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Реализация первоочередных задач Программы позволит сохранить численность населения, изменить неблагоприятные тенденции в возрастной структуре населения, динамике рождаемости и смертности, развитии института семьи, внутренней и внешней миграции, качественных характеристиках населения.
Республиканская целевая программа демографического развития на 2009-2010 годы (далее - Программа 2009-2010), направленная на стабилизацию и улучшение демографической ситуации в Удмуртской Республике, предусматривала координацию усилий всех заинтересованных структур и объединение различных ресурсов для решения существующих и возникающих демографических проблем в новых социально-экономических условиях. С этой целью был создан Координационный совет при Правительстве Удмуртской Республики по реализации Программы 2008-2010, которым за 2008-2009 годы приняты более 30 распорядительных, рекомендательных и иных решений координирующего характера.
Программно-целевой метод в реализации мер по улучшению демографической ситуации доказал свою эффективность как на республиканском, так и на муниципальном уровнях.
В 2009 году во всех муниципальных образованиях разработаны и приняты планы мероприятий по реализации республиканских и ведомственных целевых программ, направленных на улучшение демографической ситуации в Удмуртской Республике.
В 2010 году завершается Программа 2009-2010. В результате ее реализации в 2009 году достигнуты положительные показатели демографического развития республики.
В Удмуртской Республике одна из самых низких среди субъектов ПФО ежегодная убыль населения. Только за последние пять лет она сократилась в 2 раза и составила 1,5 % в год.
Продолжается рост рождаемости. В 2009 году, впервые за последние 16 лет, зарегистрирован естественный прирост населения, когда родилось на 882 человека больше, чем ушло из жизни. По итогам 2009 года Удмуртская Республика по уровню рождаемости вышла на I место в ПФО и 25-е место в Российской Федерации.
Показатель общей смертности населения в Удмуртской Республике традиционно ниже аналогичного показателя в Российской Федерации. Регистрируется снижение младенческой смертности. В 2009 году этот показатель составил 7,7 на 1000 человек соответствующего возраста.
Ежегодно сокращается число умерших в трудоспособном возрасте. В 2009 году по сравнению с предыдущим годом показатель смертности населения трудоспособного возраста снизился на 7,0 % и составил 667,7 на 100 тысяч трудоспособного населения.
Благодаря снижению младенческой смертности, смертности населения трудоспособного возраста, ожидаемая продолжительность предстоящей жизни населения в 2009 году увеличилась с 67,2 лет (в 2008 г.) до 68,3 лет.
Вопросы снижения смертности населения трудоспособного возраста, смертности населения от несчастных случаев, отравлений и травм, материнской и младенческой смертности на сегодняшний день остаются актуальными и требующими решения. Кроме того, необходим комплексный государственный подход в решении вопросов улучшения репродуктивного здоровья, снижения заболеваемости населения, формирования здорового образа жизни, улучшения семейно-брачных отношений, регулирования миграционных процессов.
Накопленный опыт использования программно-целевого метода для осуществления мер по реализации государственной демографической и семейной политики, демографическая ситуация в республике, а также наличие нерешенных задач подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы по стабилизации и улучшению демографической ситуации в рамках Программы.
При этом невозможность комплексного решения проблем демографического развития республики без использования программно-целевого метода обусловлена рядом объективных причин:
многообразием, сложностью и масштабностью задач по созданию условий для демографического развития;
необходимостью разработки и реализации комплекса мероприятий, объединенных общими целями, ресурсами, сроками выполнения и исполнителями;
необходимостью выполнения в рамках единой Программы крупных по объему и требующих длительных сроков реализации инвестиционных и инновационных проектов.
III. Социальная значимость проблемы для населения Удмуртской Республики
С 2007 года в Удмуртской Республике происходит снижение численности населения трудоспособного возраста. Главной проблемой демографического развития Удмуртской Республики является депопуляция, которая приводит к быстрому снижению человеческого потенциала. Несмотря на прогнозируемое увеличение уровня рождаемости и некоторой стабилизации уровня смертности, население республики в среднесрочной перспективе по среднему варианту прогноза к 2015 году уменьшится до 1 524,1 тыс. человек, в долгосрочной перспективе к 2025 году - до 1 491,8 тыс. человек.
Изменение структуры населения в сторону старения населения может привести к дефициту рабочей силы на рынке труда не столько в абсолютном сокращении численности людей в рабочих возрастах, поскольку решением может стать развитие трудозамещающих технологий, а в старении рабочей силы, способности рабочей силы воспринимать новые технологии.
К концу 2010 года в репродуктивный возраст будет вступать малочисленное поколение 90-х годов рождения, это приведет к снижению рождаемости. Волнообразная динамика рождаемости создаст проблемы с обеспеченностью инфраструктуры детства (детских дошкольных и школьных учреждений, учреждений здравоохранения, досуга и т.п.). Снижение уровня рождаемости приведет к сокращению численности юношей призывного возраста, что может создать проблемы в Вооруженных Силах страны.
Для экономики Удмуртии важнейшей проблемой по мере старения населения будет становиться растущее давление на государственный бюджет и обострение потребности в финансировании систем пенсионного обеспечения и социальной защиты населения. Изменения возрастной структуры потребуют перестройки системы здравоохранения. Потребуется перестройка всей социальной сферы с целью улучшения гериатрической и геронтологической помощи.
IV. Цели и задачи Программы
Цели Программы:
обеспечение стабилизации численности населения Удмуртской Республики;
увеличение продолжительности предстоящей жизни населения;
укрепление института семьи;
регулирование миграционных процессов;
создание условий и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.
Задачи Программы:
1. Создание условий для повышения рождаемости и обеспечения простого замещения поколений родителей поколениями детей на территории Удмуртской Республики, в том числе:
совершенствование системы материальной поддержки семей с детьми;
расширение возможностей получения женщиной с семейными обязанностями образования, новой профессии;
совершенствование оказания медицинской помощи женщинам репродуктивного возраста и детям раннего возраста;
совершенствование системы социально-психологической и информационной поддержки семей и лиц, вступающих в брак;
формирование положительного общественного мнения и оперативное информирование населения по вопросам демографического развития, эффективности реализации Программы.
2. Улучшение здоровья, увеличение продолжительности предстоящей жизни, снижение смертности населения Удмуртской Республики, в том числе:
создание условий и мотивации для ведения здорового образа жизни, обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом;
увеличение продолжительности активной жизни;
формирование культуры здорового питания;
сохранение здоровья и профилактика заболеваний у различных категорий населения.
3. Повышение качества жизни семей с детьми, всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности, в том числе:
экономическая поддержка и стимулирование семей с детьми;
профилактика семейного неблагополучия, развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
организация различных, в том числе малозатратных, форм организации семейного досуга. Пропаганда семейных ценностей;
возрождение межпоколенных связей, организация совместной социальной деятельности людей различных поколений по пропаганде семьи с детьми и семейных ценностей;
совершенствование системы мер, направленных на повышение квалификации специалистов, работающих с семьей и детьми;
научно-исследовательская и методическая деятельность в сфере организации работы с семьей и детьми;
пропаганда семейных ценностей, семейного образа жизни. Повышение информированности населения по вопросам детско-родительских отношений, в том числе при воспитании детей-инвалидов.
4. Регулирование трудовой миграции и миграционного прироста населения Удмуртской Республики.
Реализация Программы будет осуществляться в один этап в течение пяти лет (2011-2015 годы).
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 7 октября 2013 г. N 456 в раздел V настоящего приложения внесены изменения
V. Целевые индикаторы и показатели эффективности, характеризующие
результаты реализации Программы
Целевые индикаторы и показатели эффективности, характеризующие результаты реализации Программы, приведены в таблице N 1.
Таблица N 1
VI. План мероприятий Программы
План мероприятий Программы приведен в приложении к настоящей Программе.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 7 июля 2014 г. N 256 раздел 7 настоящего приложения изложен в новой редакции
VII. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
На реализацию мероприятий Программы планируется финансирование в размере 486 429,8 тыс. рублей, в том числе:
из бюджета Удмуртской Республики - 232 500,0 тыс. рублей;
средства ТФОМС УР - 246 000,0 тыс. рублей;
средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 7 929,8 тыс. рублей.
Сумма затрат по годам:
Источники финансирования |
Объем финансирования (тыс. руб.) |
|||||
2011 - 2015 годы (всего) |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Средства, всего: |
486 429,8 |
177021,1 |
105867,7 |
71 328,3 |
62 179,5 |
70 033,2 |
средства бюджета УР |
232 500,0 |
20356,0 |
15000,0 |
70 475,1 |
56 635,7 |
70 033,2 |
средства ТФОМС УР |
246000,0 |
156000,0 |
90000,0 |
по согласованию |
по согласованию |
по согласованию |
средства Фонда |
7 929,8 |
665,1 |
867,7 |
853,2 |
5543,8 |
0,0 |
Объемы финансирования, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год и плановый период. В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и критериям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены либо реализация Программы может быть досрочно прекращена в порядке, установленном Правительством Удмуртской Республики.
Средства федерального бюджета и иные источники финансирования привлекаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
VIII. Механизм реализации Программы
Механизм реализации настоящей Программы базируется на принципах партнерства исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Удмуртской Республике, органов местного самоуправления и организаций, в том числе общественных, четкого разграничения полномочий и ответственности всех исполнителей Программы.
Государственный заказчик Программы:
обеспечивает ее реализацию в соответствии с Планом мероприятий Программы;
заключает в соответствии с законодательством договоры и соглашения (в случае необходимости - на конкурсной основе), связанные с реализацией Программы;
осуществляет координацию и контроль действий исполнителей Программы.
Исполнители Программы формируют бюджетные заявки на ассигнования из бюджета Удмуртской Республики для финансирования Программы и представляют их государственному заказчику, который формирует обобщенную бюджетную заявку и представляет ее в установленном порядке в Министерство экономики Удмуртской Республики.
В рамках Программы муниципальным образованиям в Удмуртской Республике на принципах софинансирования могут предоставляться субсидии, за счет средств бюджета Удмуртской Республики в соответствии с действующим законодательством.
Государственный заказчик Программы рассматривает заявки на предоставление субсидий и приложенные к ней документы, подтверждающие наличие мероприятий в программах и выделение бюджетных ассигнований на их реализацию в бюджете муниципального образования.
По итогам рассмотрения представленной заявки и приложенных к ней документов Государственный заказчик Программы разрабатывает проект нормативного акта Правительства Удмуртской Республики о распределении субсидий в разрезе муниципальных образований.
IX. Организация управления Программой
Управление реализацией Программы и взаимодействие между исполнителями Программы осуществляет Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики.
В рамках организации управления Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики:
осуществляет методическое обеспечение реализации Программы;
координирует действия и анализ проведения мероприятий Программы;
с учетом выделенных на реализацию Программы бюджетных средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты на программные мероприятия, при необходимости вносит в установленном порядке предложения об изменении или продлении сроков реализации отдельных мероприятий Программы;
по запросу Правительства Удмуртской Республики, Министерства экономики Удмуртской Республики в установленные ими сроки направляет им оперативную информацию о реализации мероприятий Программы;
ежеквартально направляет в Министерство экономики Удмуртской Республики отчет о реализации мероприятий Программы по установленным законодательством формам;
в установленные законодательством сроки направляет в Государственный Совет Удмуртской Республики, Правительство Удмуртской Республики отчет о реализации Программы, срок реализации которой завершился в истекшем году;
организует размещение в средствах массовой информации и (или) в сети Интернет информации о Программе и ее реализации.
Функции коллегиального совещательного органа управления реализацией Программы возлагаются на Координационный совет при Правительстве Удмуртской Республики по реализации Программы.
X. Контроль за реализацией Программы
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики.
XI. Методика оценки эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий Программы направлена, в первую очередь, на получение социальной эффективности.
Социальная эффективность Программы оценивается на основании данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике, статистической отчетности отрасли здравоохранения республики, а также степени выполнения целевых индикаторов.
XII. Оценка социальной эффективности реализации Программы
Социальная эффективность реализации Программы определяется улучшением демографической ситуации: стабилизацией численности населения Удмуртской Республики за счет уменьшения естественной убыли; увеличением ожидаемой продолжительности жизни; сохранением и улучшением здоровья и качества жизни населения республики; снижением смертности, в первую очередь, от предотвратимых причин в младенческом, подростковом и трудоспособном возрастах, а также снижением уровня травматизма и инвалидности.
Укрепление и развитие института семьи, возрождение, сохранение и укрепление духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания, семейного образа жизни: снижение разводов, увеличение семей с 2-3 и более детьми, уменьшение доли семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении; создание социально-экономических предпосылок для перехода от малодетного к среднему типу репродуктивного поведения семей также способствуют улучшению демографической ситуации в республике и определяют социальную эффективность Программы.
Реализация систем мер, направленных на совершенствование системы мер управления миграционными процессами на территории Удмуртской Республики: привлечение трудовых ресурсов, регулирование миграционных потоков, определенных в Программе, также определяют социальную эффективность Программы.
XIII. Оценка рисков реализации Программы
Реализация Программы сопряжена с возникновением (проявлением) следующих рисков:
1) форс-мажорные события в республике:
чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства могут существенно повлиять на численность населения в республике, что ставит под угрозу не только достижимость результатов реализации Программы, но и существование самой Программы;
2) непредсказуемость поведения населения детородного возраста:
несмотря на ряд мер, направленных на стимулирование рождаемости программными методами, возможно устойчивое преобладание общецивилизационных тенденций, свидетельствующих о многочисленности бездетных семей, либо семей, воспитывающих одного ребенка. Это не создает основы для простого воспроизводства населения, но создает риск для успешной реализации Программы;
3) увеличение доли семей социального риска:
государственная поддержка за счет средств Программы может быть воспринята населением как дополнительный стимул для деторождения в семьях, находящихся в социально опасном положении, что приведет к увеличению доли младенческой и детской смертности, увеличению случаев лишения родительских прав, а следовательно - доли социального сиротства, к другим негативным социальным последствиям, что также создает риск успешной реализации Программы;
4) недофинансирование мероприятий Программы:
пятилетний срок реализации Программы несет риск недофинансирования части либо всех мероприятий Программы. Недофинансирование может стать следствием ряда общегосударственных причин: высокого уровня инфляционных процессов, изменения приоритетов в государственной политике и других.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 7 июля 2014 г. N 256 в раздел 1
подпрограммы настоящего приложения внесены изменения
I. Паспорт подпрограммы "Комплексные меры профилактики
социального сиротства детей в Удмуртской Республике"
Наименование подпрограммы |
"Комплексные меры профилактики социального сиротства детей в Удмуртской Республике" |
||
Основание для разработки подпрограммы |
Указ Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года"; распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 19 июля 2010 года N 660-р "О разработке Республиканской целевой программы демографического развития Удмуртской Республики на 2011-2015 годы"; распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 19 июля 2010 года N 658-р "О создании межведомственной рабочей группы по разработке проекта Республиканской целевой программы демографического развития Удмуртской Республики на 2011-2015 годы" |
||
Государственный заказчик подпрограммы |
Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики |
||
Разработчики подпрограммы |
Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики; Министерство образования и науки Удмуртской Республики; Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики; Министерство здравоохранения Удмуртской Республики; Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике (по согласованию) |
||
Исполнители подпрограммы |
Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики; Министерство образования и науки Удмуртской Республики; Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики; Министерство здравоохранения Удмуртской Республики; Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике (по согласованию); органы местного самоуправления в Удмуртской Республике (по согласованию); Удмуртское республиканское отделение Российского Детского Фонда (по согласованию); государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания населения Удмуртской Республики (по согласованию); государственные и муниципальные образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (по согласованию); государственные и муниципальные учреждения здравоохранения (по согласованию) |
||
Цель подпрограммы |
Системные изменения в организации на территории Удмуртской Республики работы по профилактике социального сиротства детей, реабилитации семей группы риска, развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
||
Задачи подпрограммы |
Внедрение во всех муниципальных образованиях Удмуртской Республики технологии межведомственного взаимодействия, направленного на реализацию прав детей жить и воспитываться в семье, на раннее выявление детского и семейного неблагополучия и предупреждение социального сиротства; создание, апробация и внедрение модели индивидуального сопровождения семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении; повышение доступности и качества профилактических и реабилитационных услуг для семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении; создание условий для развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе детей-инвалидов), реформирование системы учреждений интернатного типа; повышение уровня профессиональной компетентности специалистов органов и учреждений системы профилактики, осуществляющих профилактическую и реабилитационную работу с семьями и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении |
||
Целевые индикаторы подпрограммы |
Доля социально неблагополучных семей в общей численности семей с детьми (процент); количество родителей, не выполняющих обязанности по воспитанию детей (чел.); количество детей, родители которых лишены родительских прав (чел.); количество новорожденных детей, от которых отказались родители (чел.); количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (чел.); доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения (процент); количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в государственных и муниципальных учреждениях (чел.); количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в отчетном году на воспитание в семьи (чел.); доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (процент); количество кандидатов в опекуны, попечители, приемные родители, патронатные воспитатели, прошедших курс подготовки к приему детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи (чел.); количество специалистов органов и учреждений системы профилактики, прошедших обучение новым технологиям работы с семьями и детьми "группы риска" (чел.) |
||
Сроки реализации подпрограммы |
с 1 января 2011 года до 31 декабря 2014 года |
||
Объемы и источники |
На реализацию мероприятий подпрограммы предусмотрено финансирование в размере 48 143,2 тыс. рублей, в том числе: - из бюджета Удмуртской Республики - 40 213,4 тыс. рублей; - средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 7 929,8 тыс. рублей. Сумма финансирования по годам: 2011 год - 9 636,1 тыс. рублей; 2012 год - 10 448,7 тыс. рублей; 2013 год - 8 595,3 тыс. рублей; 2014 год - 19 463,1 тыс. рублей; в том числе: из бюджета Удмуртской Республики: 2011 год - 8 971,0 тыс. рублей; 2012 год - 9 581,0 тыс. рублей; 2013 год - 7 742,1 тыс. рублей; 2014 год - 13 919,3 тыс. рублей. Средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: 2011 год - 665,1 тыс. рублей; 2012 год - 867,7 тыс. рублей; 2013 год - 853,2 тыс. рублей; 2014 год - 5543,8 тыс. рублей. Объемы финансирования, предусмотренные подпрограммой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год и плановый период. В случае несоответствия результатов выполнения подпрограммы целевым индикаторам и критериям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию подпрограммы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики. Средства федерального бюджета и иные источники финансирования привлекаются в соответствии с законодательством Российской Федерации |
||
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
В результате реализации подпрограммы к 2014 году ожидается: снижение доли социально неблагополучных семей в общей численности семей с детьми до 4,5 процентов; уменьшение количества родителей, не выполняющих обязанности по воспитанию детей, до 3010 человек; сокращение числа детей, родители которых лишены родительских прав, до 760 человек; уменьшение количества новорожденных детей, от которых отказались родители, до 89 человек; уменьшение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 6623 человек; снижение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения, до 1,8 процентов; уменьшение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в государственных и муниципальных учреждениях, до 1497 человек; увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в течение года на воспитание в семьи, до 1419 человек; увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 83,2 процентов; увеличение количества кандидатов в опекуны, попечители, приемные родители, патронатные воспитатели, прошедших курс подготовки к приему детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи, до 150 человек; увеличение количества специалистов органов и учреждений системы профилактики, прошедших обучение новым технологиям работы с семьями и детьми "группы риска", до 350 человек |
II. Характеристика проблемы, анализ причин ее возникновения и
обоснование необходимости решения программно-целевым методом
Профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия, развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются одним из ключевых направлений социальной и демографической политики Удмуртской Республики, ориентированной на укрепление института семьи как ресурса стабильного и устойчивого развития региона.
Реализация Республиканской целевой программы демографического развития Удмуртской Республики на 2008-2010 годы и республиканской целевой программы "Дети Удмуртии" (2009-2012 годы)" позволила осуществить систему эффективных мер, направленных на стабилизацию института семьи, повышение в общественном сознании престижа семьи и брака, профилактику социального сиротства, поддержку семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Вместе с тем, несмотря на достигнутые в предыдущие годы результаты, остаются проблемы, решения которых предполагается достигнуть в рамках подпрограммы "Комплексные меры профилактики социального сиротства детей в Удмуртской Республике" Республиканской целевой программы демографического развития Удмуртской Республики на 2011-2015 годы.
Несмотря на то, что в Удмуртской Республике создана и развивается инфраструктура социальных учреждений, по-прежнему актуальными остаются вопросы раннего выявления детского и семейного неблагополучия, оказания своевременной и эффективной помощи, направленной на "вывод" семьи из трудной жизненной ситуации или социально опасного положения.
На 1 января 2010 года в Удмуртской Республике проживает 210 836 семей с детьми до 18-летнего возраста. Численность детей в этих семьях составляет 319 792 человека.
Ежегодно органами и учреждениями системы профилактики выявляется более 3-х тысяч семей, где родители не обеспечивают надлежащих условий для воспитания детей. В течение 2010 года выявлено 3716 таких семей (в 2009 году - 3624, в 2008 году - 3561 семья, в 2007 году - 3354 семьи). К административной ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей привлечено 2990 родителей (2009 год - 2864, 2008 год - 2751, 2007 год - 2250). Количество семей, состоящих на учете в территориальных подразделениях органов внутренних дел Удмуртской Республики, в 2010 году составило 1444 (2009 год - 1848, 2008 год - 1575, 2007 год - 1595).
На 1 января 2011 года количество семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, составило 13621, или 6,5 % от общего количества семей с детьми, проживающих в Удмуртской Республике (2009 год - 6,5 %, 2008 год - 5,9 %, 2007 год - 6,4 %).
Основной причиной социального сиротства детей является семейное неблагополучие.
В Удмуртской Республике в течение 2010 года выявлено 23 случая жестокого обращения с детьми (2009 год - 30, - 23,3 %), в связи с угрозой жизни и здоровью из неблагополучных семей отобрано 58 детей (2009 год - 86, - 32,5 %). Количество детей, родители которых лишены родительских прав, составило 796 человек, что на 8,8 % меньше, чем в 2009 году. Количество детей, родители которых ограничены в родительских правах, - 120 человек, что на 20,0 % меньше, чем в 2009 году.
|
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||||
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
|
Количество детей, родители которых лишены родительских прав |
1098 |
95,6 |
858 |
92,5 |
873 |
85,3 |
796 |
86,7 |
Количество детей, родители которых ограничены в родительских правах |
50 |
4,4 |
70 |
7,5 |
150 |
14,7 |
120 |
13,3 |
Всего: |
1148 |
100 |
928 |
100 |
1023 |
100 |
916 |
100 |
Анализ практики работы органов и учреждений системы профилактики показывает, что нередко деятельность данных служб ориентирована на вмешательство в семью, когда ситуация достигла критического положения, и единственной мерой защиты ребенка является отобрание его из кровной семьи. Такой подход является крайне неэффективным и способствует развитию социального сиротства. В этой связи приоритетным направлением в деятельности государственных и муниципальных органов и учреждений системы профилактики Удмуртской Республики должно стать выявление семей и детей, нуждающихся в государственной защите, на ранних этапах возникновения проблем.
Профилактика отказов родителей от новорожденных детей является еще одним направлением, реализуемым в рамках данной подпрограммы. Численность детей, оставленных матерями (родителями) при рождении, в 2010 году составила 119 человек (2009 год - 125, 2008 год - 180, 2007 год - 70). Для решения данной проблемы подпрограммой предусмотрено проведение комплекса системных мероприятий, направленных на формирование ответственного родительства и оказание адресной помощи беременным женщинам, относящимся по социальным характеристикам к "группе риска" отказа от ребенка.
На фоне актуальности проблемы социального сиротства детей государственная семейная политика Удмуртской Республики в последние годы все больше ориентирована на сокращение числа детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.
По состоянию на 1 января 2011 года в республике проживают 6823 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 2,1% от общей численности детского населения. Семейными формами устройства охвачены 5540 детей, или 81,2 % от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
|
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
7289 |
7193 |
7015 |
6823 |
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения (%) |
2,2 |
2,2 |
2,3 |
2,1 |
Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях |
5410 |
5468 |
5570 |
5540 |
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в замещающие семьи, от общей численности детей данной категории (%) |
74,2 |
76,0 |
79,4 |
81,2 |
Наиболее значимыми формами семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются опека, попечительство и усыновление. Активно развивается в республике такая форма устройства детей, как приемная семья. Процент устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемные семьи в 2010 году составил 5,5 % (2009 год - 3,5 %).
|
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Количество детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей: | ||||
переданных под опеку и попечительство |
4676 |
4801 |
4921 |
4809 |
усыновленных |
687 |
559 |
384 |
400 |
устроенных в приемные семьи |
35 |
90 |
196 |
282 |
переданных на патронатное воспитание |
12 |
18 |
69 |
49 |
В республике ведется работа по созданию и развитию служб сопровождения замещающих семей. На 01.01.2011 года в Удмуртии функционировали шесть служб сопровождения замещающих семей. В перспективе - создание подобных служб на базе всех государственных и муниципальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Актуальность создания и развития служб сопровождения замещающих семей обусловлена тем, что их деятельность ориентирована на подбор и подготовку кандидатов в замещающие родители и сопровождение замещающих семей после принятия ребенка в семью, что, в свою очередь, способствует решению вопросов профилактики вторичного социального сиротства детей.
Таким образом, создание эффективных механизмов межведомственного взаимодействия по раннему выявлению семейного неблагополучия и профилактике социального сиротства детей, развитие и укрепление института замещающих семей являются приоритетными задачами в рамках подпрограммы "Комплексные меры профилактики социального сиротства детей в Удмуртской Республике" Республиканской целевой программы демографического развития Удмуртской Республики на 2011-2015 годы.
III. Социальная значимость проблемы для населения Удмуртской Республики
В последние годы число детей, нуждающихся в помощи государства, неуклонно растет. Семейное неблагополучие приводит к развитию социального сиротства детей.
Подпрограмма призвана обеспечить комплексный подход к организации на территории Удмуртской Республики работы по профилактике социального сиротства детей и развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Особенность данной подпрограммы состоит в следующем:
а) мероприятия направлены на совершенствование системы работы по раннему выявлению детского и семейного неблагополучия;
б) внедрение во всех муниципальных образованиях Удмуртской Республики инновационных форм работы;
в) использование федеральных, муниципальных и общественных ресурсов, направленных на улучшение положения детей.
Реализация мероприятий подпрограммы позволит добиться к 2014 году улучшения следующих основных показателей:
- снижение доли социально неблагополучных семей в общей численности семей с детьми с 6,5 % до 4,5 %;
- снижение количества новорожденных детей, от которых отказались родители, со 109 человек до 89 человек;
- снижение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детей в возрасте до 18 лет с 2,1 % до 1,8 %.
IV. Цели и задачи подпрограммы
Цель подпрограммы: достижение системных изменений в организации на территории Удмуртской Республики работы по профилактике социального сиротства детей, реабилитации семей группы риска, развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи подпрограммы:
внедрение во всех муниципальных образованиях Удмуртской Республики технологии межведомственного взаимодействия, направленного на реализацию прав детей жить и воспитываться в семье, на раннее выявление детского и семейного неблагополучия и предупреждение социального сиротства;
создание, апробация и внедрение модели индивидуального сопровождения семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении;
повышение доступности и качества профилактических и реабилитационных услуг для семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении;
создание условий для развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе детей-инвалидов), реформирование системы учреждений интернатного типа;
повышение уровня профессиональной компетентности специалистов органов и учреждений системы профилактики, осуществляющих профилактическую и реабилитационную работу с семьями и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении.
Сроки реализации подпрограммы: с 1 января 2011 года до 31 декабря 2014 года.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 июля 2013 г. N 334 в раздел V настоящей подпрограммы внесены изменения
V. Целевые индикаторы и показатели эффективности,
характеризующие результаты реализации подпрограммы
VI. План мероприятий подпрограммы
План мероприятий подпрограммы, как перечень детально проработанных и взаимосвязанных мероприятий с указанием исполнителей, сроков исполнения, объемов материально-технических и финансовых ресурсов, а также источников финансирования, приведен в приложении к Программе.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 7 июля 2014 г. N 256 раздел 7 подпрограммы настоящего приложения изложен в новой редакции
VII. Обоснование ресурсного обеспечения подпрограммы
Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств республиканского бюджета и средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, выделенных в виде гранта на реализацию программных мероприятий.
Прогноз затрат на реализацию подпрограммы за счет республиканских средств и средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, составляет 48 143,2 тыс. рублей, из них:
средства бюджета Удмуртской Республики - 40 213,4 тыс. рублей;
средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 7 929,8 тыс. рублей.
Сумма финансирования по годам:
2011 год - 9 636,1 тыс. рублей;
2012 год - 10 448,7 тыс. рублей;
2013 год - 8 595,3 тыс. рублей;
2014 год - 19 463,1 тыс. рублей;
в том числе:
из бюджета Удмуртской Республики:
2011 год - 8 971,0 тыс. рублей;
2012 год - 9 581,0 тыс. рублей;
2013 год - 7 742,1 тыс. рублей;
2014 год - 13 919,3 тыс. рублей.
Средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:
2011 год - 665,1 тыс. рублей;
2012 год - 867,7 тыс. рублей;
2013 год - 853,2 тыс. рублей;
2014 год - 5 543,8 тыс. рублей.
Объемы финансирования, предусмотренные подпрограммой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год и плановый период. В случае несоответствия результатов выполнения подпрограммы целевым индикаторам и критериям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию подпрограммы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики.
Средства федерального бюджета и иные источники финансирования привлекаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
VIII. Механизм реализации подпрограммы
Порядок реализации подпрограммы производится в соответствии с разделом VIII Программы "Механизм реализации Программы".
IX. Организация управления подпрограммой
Организация управления подпрограммой осуществляется в соответствии с разделом IX Программы "Организация управления Программой".
X. Контроль за реализацией подпрограммы
Контроль за ходом реализации подпрограммы осуществляется в соответствии с разделом X Программы "Контроль за реализацией Программы".
XI. Методика оценки эффективности реализации подпрограммы
Методика оценки эффективности реализации подпрограммы осуществляется в соответствии с разделом XI Программы "Методика оценки эффективности реализации Программы".
XII. Оценка социальной эффективности реализации подпрограммы
Оценка социальной эффективности реализации подпрограммы осуществляется в совокупности оценки эффективности всей Программы.
XIII. Оценка рисков реализации подпрограммы
Недофинансирование программных мероприятий со стороны Удмуртской Республики приводит к снижению доли финансирования со стороны Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Оценка рисков реализации подпрограммы осуществляется в совокупности оценки рисков реализации всей Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.