Распоряжением Правительства УР от 6 сентября 2010 г. N 784-Р настоящее постановление снято с контроля
О государственных услугах в Удмуртской Республике см. справку
В целях обеспечения реализации прав и законных интересов граждан в области образования, повышения качества оказания государственных услуг Удмуртской Республики в области образования Правительство Удмуртской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемые стандарты качества предоставления государственных услуг, предоставляемых за счет бюджета Удмуртской Республики в области образования.
2. Министерству образования и науки Удмуртской Республики обеспечить контроль за соблюдением стандартов качества предоставления государственных услуг, указанных в пункте 1 настоящего постановления.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики Н.А.Харину.
Председатель Правительства
Удмуртской Республики |
Ю.С.Питкевич |
Стандарты
качества предоставления государственных услуг, предоставляемых
за счет бюджета Удмуртской Республики в области образования
(утв. постановлением Правительства УР от 30 июня 2008 г. N 169)
I. Стандарт качества предоставления государственной услуги
"Предоставление общедоступного бесплатного дошкольного
образования в учреждениях регионального значения"
1. Настоящий Стандарт распространяется на услугу "Предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования в учреждениях регионального значения (далее - Услуга), оказываемую населению бюджетными учреждениями (организациями) образования, оплачиваемыми (финансируемыми) из средств бюджета Удмуртской Республики, и устанавливает основные требования, определяющие качество предоставления услуги, в том числе:
1) реализация программ дошкольного образования, соответствующих типу, виду и категории учреждения;
2) предоставление воспитанникам помещений, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
3) организация питания детей в соответствии с режимом работы учреждения;
4) проведение лечебно-профилактических мероприятий;
5) воспитание, присмотр, уход и оздоровление детей и т.д.
Единица измерения Услуги - ребенок.
Получатели Услуги - дети в возрасте от 2 до 7 лет.
Орган, ответственный за организацию предоставления Услуги - Министерство образования и науки Удмуртской Республики.
Содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях регионального значения (далее - учреждения) является платным видом услуги. Взимание платы с родителей за содержание детей производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Нормативные правовые акты, непосредственно регламентирующие предоставление государственных Услуг в области дошкольного образования:
1) Конституция Российской Федерации;
2) Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года;
3) Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей";
4) Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании";
5) Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
6) постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года N 677 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении";
7) постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года N 751 "О Национальной доктрине образования в Российской Федерации";
8) приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)".
3. Основные факторы, влияющие на качество предоставления Услуг в области образования:
наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение, предоставляющее Услугу в области образования;
условия размещения и режим работы учреждения, предоставляющего Услугу в области дошкольного образования;
наличие специального технического оснащения образовательного учреждения;
укомплектованность образовательного учреждения специалистами и их квалификация;
наличие требований к технологии оказания Услуги в области дошкольного образования;
наличие информационного сопровождения деятельности образовательного учреждения, порядка и правил оказания образовательных услуг;
наличие внутренней (собственной) и внешней систем контроля за деятельностью образовательного учреждения, а также за соблюдением качества фактически предоставляемых услуг Стандарту;
развитие взаимоотношений образовательного учреждения с гражданским сообществом через органы государственно-общественного управления образовательным учреждением (Попечительские советы, Управляющие советы и др.).
4. Состав Услуги:
реализация общеобразовательных программ дошкольного образования различной направленности в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
предоставление воспитанникам зданий и иных помещений, отвечающих установленным строительным, санитарным, гигиеническим нормам; обеспечение содержания и ремонта предоставленных зданий и иных помещений в соответствии со стандартами качества; обеспечение помещения услугами тепло-, электро- и водоснабжения, услугами водоотведения.
5. Цель предоставления государственной Услуги:
обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;
охрана жизни и укрепление здоровья детей;
приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
6. Услуга по предоставлению дошкольного образования и воспитания, а также по содержанию детей в дошкольных образовательных учреждениях оказывается в учреждениях, функционирующих в соответствии со следующими основными документами:
1) устав учреждения;
2) лицензия на осуществление (право ведения) образовательной деятельности и лицензия на осуществление медицинской деятельности;
3) свидетельство о государственной аккредитации учреждения;
4) руководства, правила, инструкции, методики, положения (которые должны регламентировать процесс предоставления Услуги в сфере дошкольного образования, определять методы (способы) их предоставления и контроля, а так же предусматривать меры совершенствования работы учреждения).
7. Учреждение, предоставляющее Услуги в области дошкольного образования, его структурные подразделения должны:
размещаться в специально предназначенных зданиях и помещениях, доступных для населения;
не находится в аварийном состоянии;
оборудоваться водопроводом, горячим и холодным водоснабжением, иметь канализацию и водостоки;
оборудоваться системами теплоснабжения и кондиционирования, обеспечивающими установленный температурный режим.
Прилегающая к учреждению территория должна быть озеленена, огорожена, оснащена наружным электрическим освещением.
Площадь, занимаемая учреждением, должна обеспечивать размещение работников и потребителей Услуг и предоставление им Услуг в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В здании учреждения, предоставляющего Услуги в области дошкольного образования, должны быть предусмотрены следующие помещения:
1) групповые ячейки - изолированные помещения, принадлежащие каждой детской группе, включающие раздевальную, групповую (игровую), спальню, буфетную, туалетную;
2) специализированные помещения для занятий с детьми, предназначенные для поочередного использования всеми или несколькими детскими группами (музыкальный зал, физкультурный зал, изостудия, экологические комнаты и иные помещения для развивающих занятий с воспитанниками);
3) сопутствующие помещения (медицинские, пищеблок, прачечная и т.д.);
4) служебно-бытовые помещения для персонала учреждения.
Указанные помещения учреждения, предоставляющего Услуги в области дошкольного образования, должны отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям, обеспечивающим условия для разных видов двигательной, игровой и умственной активности воспитанников.
По размерам (площади) и техническому состоянию помещения учреждения должны отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, правил противопожарной безопасности, безопасности труда и быть защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых услуг (повышенной температуры воздуха, влажности воздуха, запыленности, загрязненности, шума, вибрации и т.д.).
Количество групп в дошкольном образовательном учреждении определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости, устанавливаемой в зависимости от санитарных норм, от категории детей и их возраста (до трех лет и старше трех лет).
8. Общеобразовательное учреждение должно располагать необходимым числом специалистов в соответствии со штатным расписанием, а также в соответствии с количеством укомплектованных воспитанниками групп.
Порядок комплектования персонала общеобразовательного учреждения регламентируется типовым штатным расписанием.
Предоставление Услуги в сфере общего образования осуществляют следующие виды персонала:
1) педагогический персонал;
2) медицинский персонал;
3) административно-управленческий персонал;
4) учебно-вспомогательный персонал (инструктор по физическому воспитанию и др.);
5) обслуживающий персонал.
На работу в учреждение принимаются специалисты, имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании.
Медицинское обслуживание детей обеспечивается штатным или специально закрепленным органами здравоохранения за дошкольным образовательным учреждением медицинским персоналом, который наряду с руководством дошкольного учреждения несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, контроль режима и качества питания.
Квалификацию специалистов в сфере дошкольного образования следует поддерживать на высоком уровне постоянной (периодической не реже чем раз в 5 лет) учебой на курсах переподготовки и повышения квалификации или иными действенными способами.
У специалистов каждой категории должны быть должностные инструкции, устанавливающие их обязанности и права.
На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании.
Наряду с соответствующей квалификацией и профессионализмом все сотрудники учреждения должны проявлять к воспитанникам максимальную вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение.
К педагогической и медицинской деятельности в учреждениях не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям.
9. Услугу в сфере дошкольного образования осуществляют дошкольные учреждения.
Причинами отказа в оказании Услуги по дошкольному образованию могут являться следующие:
1) несоответствие воспитанника возрастной группе;
2) соответствующее заключение учреждения здравоохранения о медицинском состоянии ребенка;
3) отсутствие мест в дошкольном учреждении.
Предоставление Услуги в сфере дошкольного образования носит заявительный характер. Процесс получения Услуги включает в себя:
1) подачу родителями заявления в отдел общего и дошкольного образования Министерства образования и науки Удмуртской Республики;
2) выдача родителям направления в дошкольное учреждение в случае наличия свободных мест и соответствия ребенка возрастной группе;
3) прохождение ребенком медицинской комиссии;
4) представление результатов медицинского обследования в дошкольное учреждение;
5) зачисление ребенка в учреждение и заключение договора на предоставление услуг между родителями воспитанника и учреждением.
Содержание образовательного процесса в конкретном дошкольном учреждении определяется программой дошкольного образования. Дошкольное учреждение самостоятельно в выборе программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных Министерством образования и науки Удмуртской Республики, внесении изменений в них, а также разработке собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта (в случае его принятия).
10. Информационное сопровождение деятельности дошкольных учреждений, порядка и правил предоставления Услуги в сфере дошкольного образования должно быть доступно населению города.
Учреждение обязано довести до сведения получателей Услуг свое наименование и местонахождение. Данная информация должна быть предоставлена любым способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации и обеспечивающим ее доступность для населения.
У входа в образовательное учреждение размещается информация о виде и наименовании образовательного учреждения.
В помещениях образовательного учреждения размещается информация:
о сроках, основных условиях приема в образовательное учреждение, часах приема специалистов образовательного учреждения по вопросам приема в учреждение;
о дополнительных образовательных программах и дополнительных образовательных и медицинских услугах (для платных - с указанием цен);
о наименовании, адресе и телефонах Министерства образования и науки Удмуртской Республики.
Родители (лица, их заменяющие) вправе быть осведомленными о порядке действий и процедурах, выполняемых специалистами дошкольного образования.
11. Организация обеспечения качества и доступности предоставления Услуги, описываемой в настоящем Стандарте, достигается посредством контроля.
Контроль за деятельностью дошкольного образовательного учреждения осуществляется посредством процедур внутреннего и внешнего контроля.
Внутренний контроль осуществляется директором учреждения и его заместителями.
Министерство образования и науки Удмуртской Республики осуществляет внешний контроль за деятельностью учреждения в части соблюдения предоставления качества государственной Услуги путем:
1) проведения мониторинга основных показателей работы за определенный период;
2) анализа обращений и жалоб граждан в Министерство образования и науки Удмуртской Республики путем проведения по фактам обращения служебных расследований с привлечением соответствующих специалистов по выявленным нарушениям;
3) проведения контрольных мероприятий, в том числе проверки книги жалоб общеобразовательного учреждения на предмет фиксации в ней жалоб на качество услуг, а также факта принятия мер по жалобам.
Также внешний контроль по направлениям осуществляют Роспотребнадзор, органы Государственной противопожарной службы и другие органы.
12. Руководитель учреждения несет полную ответственность за соблюдение требований настоящего Стандарта и определяет основные цели, задачи и направления деятельности учреждения в области совершенствования качества предоставляемых образовательных Услуг.
13. Критерии оценки качества Услуги:
1) полнота предоставления Услуги в соответствии с установленными настоящим Стандартом требованиями ее предоставления;
2) результативность предоставления Услуги в сфере общего образования по результатам оценки соответствия оказанной Услуги Стандарту, изучения обращений граждан и опросов населения.
14. Качественное предоставление Услуги в сфере дошкольного образования характеризуют:
1) доступность, безопасность и эффективность дошкольного образования;
2) создание условий для развития личности воспитанника;
3) отсутствие профессионально-педагогических ошибок и нарушений технологии оказания Услуг в сфере дошкольного образования;
4) оптимальность использования ресурсов дошкольного учреждения;
5) удовлетворенность воспитанника и его родителей педагогическим обслуживанием.
II. Стандарт качества предоставления государственной услуги
"Предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего (полного) общего образования
по основным образовательным программам в образовательных
учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической
и медико-социальной помощи"
1. Настоящий Стандарт распространяется на услугу "Предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным образовательным программам в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи" (далее - Услуга), оказываемую населению бюджетными учреждениями (организациями) образования, оплачиваемыми (финансируемыми) из средств бюджета Удмуртской Республики, и устанавливает основные требования, определяющие качество предоставления услуги, в том числе:
1) реализация образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования исходя из особенностей физического, психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся;
2) реализация дополнительных образовательных программ;
3) психопрофилактическая, лечебно-профилактическая деятельность (физиотерапевтическое лечение, закаливание, лечебная физкультура);
4) работа по социально-трудовой адаптации и интеграции обучающихся в общество.
Единица измерения услуги - учащийся.
Получатели услуги - дети в возрасте до 18 лет, нуждающиеся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Орган, ответственный за организацию предоставления Услуги, - Министерство образования и науки Удмуртской Республики.
2. Нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (далее - учреждение):
1) Конституция Российской Федерации;
2) Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании";
3) постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 867 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи";
4) постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении";
5) приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 9 февраля 1998 года N 322 "Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации";
6) приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";
7) постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 года N 44 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02";
8) приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)";
9) Закон Удмуртской Республики от 16 апреля 2004 года N 22-РЗ "Об образовании".
3. Основные факторы, влияющие на качество предоставления Услуги:
наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует образовательное учреждение, предоставляющее Услугу;
условия размещения и режим работы учреждения, предоставляющего Услугу;
наличие специального технического оснащения образовательного учреждения;
укомплектованность образовательного учреждения специалистами и их квалификация;
наличие требований к технологии оказания Услуги в области начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
наличие информационного сопровождения деятельности образовательного учреждения, порядка и правил оказания образовательных услуг;
наличие внутренней (собственной) и внешней систем контроля за деятельностью образовательного учреждения, а также за соблюдением качества фактически предоставляемых Услуг Стандарту.
4. Состав Услуги:
- реализация программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи в соответствии с государственными стандартами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, определяющими обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки учащихся, требования к уровню подготовки выпускников;
- предоставление обучающимся зданий и иных помещений, отвечающих установленным строительным, санитарным, гигиеническим нормам; обеспечение содержания и ремонта предоставленных зданий и иных помещений в соответствии со стандартами качества; обеспечение помещения услугами тепло-, электро- и водоснабжения, услугами водоотведения.
5. Цель предоставления государственной Услуги - оказание помощи детям с проблемами в развитии в обучении, воспитании, получении индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, реабилитационной, медицинской помощи.
6. Услуга по предоставлению общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным образовательным программам в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи# оказывается в учреждениях, функционирующих в соответствии со следующими основными документами:
1) устав учреждения;
2) лицензия на осуществление (право ведения) образовательной деятельности в сфере начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и лицензия на осуществление медицинской деятельности, виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности (в отношении видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности");
3) свидетельство о государственной аккредитации учреждения;
4) руководства, правила, инструкции, методики, положения (которые должны регламентировать процесс предоставления Услуги в сфере начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, определять методы (способы) их предоставления и контроля).
7. Учреждение, предоставляющее Услугу, его структурные подразделения должны быть размещены в специально предназначенных зданиях и помещениях, доступных для населения. Помещения должны быть обеспечены всеми средствами коммунально-бытового обслуживания и оснащены телефонной связью.
Площадь, занимаемая учреждением, должна обеспечивать размещение работников и потребителей Услуги и предоставление им Услуги в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В здании учреждения, предоставляющего Услуги начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, должны быть предусмотрены следующие помещения:
- помещения для проживания обучающихся;
- помещения для организации образовательного процесса,
- помещения для лечебно-оздоровительной работы;
- помещения для трудового обучения;
- помещения для организации досуга обучающихся (актовый зал, тренажерный зал, помещения для кружковых занятий).
По размерам (площади) и техническому состоянию помещения учреждения должны отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, правил противопожарной безопасности, безопасности труда и быть защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых Услуг (повышенной температуры воздуха, влажности воздуха, запыленности, загрязненности, шума, вибрации и т.д.).
Здания учреждений начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования должны быть оборудованы системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками.
Основные помещения учреждений начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования должны иметь естественное освещение.
Прилегающая территория должна быть озеленена, огорожена и оборудована физкультурно-спортивной площадкой.
Каждый обучающийся обеспечивается исправной мебелью. В процессе обучения используются стационарные и мобильные средства обучения.
8. Учреждение должно располагать необходимым числом специалистов в соответствии со штатным расписанием, а также в соответствии с количеством укомплектованных учащимися классов.
Порядок комплектования персонала учреждения регламентируется типовым штатным расписанием.
Предоставление Услуги в сфере общего образования осуществляют следующие виды персонала:
1) педагогический персонал;
2) медицинский персонал;
3) административно-управленческий персонал;
4) учебно-вспомогательный персонал (логопед, психолог, социолог, физиосестра, инструктор по физическому воспитанию и др.);
5) обслуживающий персонал.
На работу в учреждение принимаются специалисты, имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании.
Квалификацию специалистов следует поддерживать на высоком уровне постоянной (периодической, не реже чем раз в 5 лет) учебой на курсах переподготовки и повышения квалификации или иными действенными способами.
У специалистов каждой категории должны быть должностные инструкции, устанавливающие их обязанности и права.
На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании.
Наряду с соответствующей квалификацией и профессионализмом все сотрудники общеобразовательного учреждения должны проявлять к учащимся максимальную вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение.
К педагогической и медицинской деятельности в общеобразовательных учреждениях не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям.
9. Требования к технологии оказания Услуги:
1) содержание образования определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми учреждением самостоятельно;
2) организация образовательного процесса в учреждении регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми учреждением самостоятельно;
3) образовательный процесс в учреждении осуществляется с использованием индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих образовательных программ;
4) общеобразовательное учреждение должно осуществлять индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах данных об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях;
5) обеспечение бесплатным питанием, предметами вещевого довольствия должно осуществляться по утвержденным нормам.
10. В учреждение принимаются дети, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (законных представителей), направленные другим образовательным учреждением с согласия родителей (законных представителей):
- с проблемами в развитии, в поведении, в обучении;
- с высокой степенью педагогической запущенности, отказывающиеся посещать общеобразовательные учреждения;
- с нарушением эмоционально-волевой сферы;
- подвергшиеся различным формам психического и физического насилия.
Зачисление детей в учреждение производится на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий в порядке, определяемом уставом учреждения.
Перевод детей из учреждения в другие образовательные учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.
Дети могут продолжить обучение в том общеобразовательном учреждении, где они обучались ранее. Они принимаются в соответствующий класс на основе документов об их промежуточной аттестации, выданных учреждением.
11. Информационное сопровождение деятельности учреждений, порядка и правил предоставления Услуги должно быть доступно населению города.
У входа в учреждение размещается информация о виде и наименовании учреждения.
В помещениях учреждения размещается информация:
о сроках, основных условиях приема в учреждение, часах приема специалистов учреждения по вопросам приема в учреждение;
о дополнительных образовательных программах и дополнительных образовательных и медицинских услугах (для платных - с указанием цен);
о наименовании, адресе и телефонах Министерства образования и науки Удмуртской Республики.
12. Организация обеспечения качества и доступности предоставления Услуги, описываемой в настоящем Стандарте, достигается посредством контроля.
Контроль за деятельностью учреждений осуществляется посредством процедур внутреннего и внешнего контроля.
Внутренний контроль осуществляется директором общеобразовательного учреждения, его заместителями по учебной, воспитательной, организационно-диагностической и медицинской работе.
Министерство образования и науки Удмуртской Республики осуществляет внешний контроль за деятельностью учреждения в части соблюдения предоставления качества государственной Услуги путем:
1) проведения мониторинга основных показателей работы за определенный период;
2) анализа обращений и жалоб граждан в Министерство образования и науки Удмуртской Республики, проведения по фактам обращения служебных расследований с привлечением соответствующих специалистов по выявленным нарушениям;
3) проведения контрольных мероприятий, в том числе проверки книги жалоб общеобразовательного учреждения на предмет фиксации в ней жалоб на качество Услуг, а также факта принятия мер по жалобам.
Также внешний контроль по направлениям осуществляют Роспотребнадзор, органы Государственной противопожарной службы, пищевая лаборатория и другие органы.
13. Руководитель учреждения несет полную ответственность за соблюдение требований настоящего Стандарта и определяет основные цели, задачи и направления деятельности учреждения в области совершенствования качества предоставляемых Услуг.
14. Критерии оценки качества Услуги:
1) полнота предоставления Услуги в соответствии с установленными настоящим Стандартом требованиями ее предоставления;
2) результативность предоставления Услуги в сфере общего образования по результатам оценки соответствия оказанной Услуги Стандарту, изучения обращений граждан и опросов населения.
15. Качественное предоставление Услуги в сфере общего образования характеризуют:
1) доступность, безопасность и эффективность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
2) осуществление воспитательной деятельности;
3) выполнение государственного стандарта общего образования;
4) создание условий для всестороннего развития детей и подростков;
5) отсутствие профессионально-педагогических ошибок и нарушений технологии оказания Услуги в сфере общего образования;
6) оптимальность использования ресурсов учреждения;
7) выполнение руководством учреждения управленческих функций (анализ, планирование, организация, контроль, регулирование (коррекция).
III. Стандарт качества предоставления государственной услуги
"Предоставление среднего профессионального образования"
1. Настоящий Стандарт распространяется на услугу "Предоставление среднего профессионального образования" (далее - Услуга), оказываемую населению бюджетными учреждениями (организациями) образования, оплачиваемыми (финансируемыми) из средств бюджета Удмуртской Республики (далее - учреждение), и устанавливает основные требования, определяющие качество предоставления Услуги, в том числе:
- реализация образовательных программ среднего профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования, определяющими обязательный минимум содержания основных профессиональных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников;
- реализация дополнительных профессиональных образовательных программ и оказание дополнительных образовательных услуг;
- профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации.
Единица измерения Услуги - учащийся.
Получатели Услуги - население в возрасте от 14 лет (граждане, имеющие основное общее, среднее (полное) общее образование, профессиональное образование).
Орган, ответственный за организацию предоставления Услуги, - Министерство образования и науки Удмуртской Республики.
Настоящим Стандартом устанавливаются образовательные требования, обеспечивающие необходимый уровень качества и доступности Услуги в целом.
Предоставление среднего профессионального образования является бесплатным видом Услуги в рамках определенного бюджетного финансирования, оказывается за счет средств других (внебюджетных) источников через заключение договоров в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Оплата Услуги взимается в соответствии с нормативными правовыми актами, нормативами и тарифами.
Потребитель Услуги имеет право на бесплатное (финансирование в полном объеме за счет средств бюджета Удмуртской Республики) обращение за получением Услуги, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Получение второго среднего профессионального образования, независимо от формы обучения, производится за плату, вносимую обучающимися или направившими их предприятиями, организациями.
2. Нормативные документы, регламентирующие деятельность учреждений среднего профессионального образования:
1) Конституция Российской Федерации;
2) Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ;
3) Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании";
4) постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 года N 463 "Об утверждении перечня специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната в образовательных учреждениях среднего профессионального образования не допускается";
5) постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2001 года N 160 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении);
6) постановление Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31 мая 1995 года N 4 "Об утверждении Типового положения о студенческом общежитии образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования";
7) приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)";
8) приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 декабря 2007 года N 370 "Об утверждении перечня специальностей среднего профессионального образования";
9) Закон Удмуртской Республики от 6 апреля 2004 года N 22-РЗ "Об образовании";
10) Закон Удмуртской Республики от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
3. Основные факторы, влияющие на качество предоставления Услуги:
наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует образовательное учреждение, предоставляющее Услугу;
условия размещения и режим работы учреждения, предоставляющего Услугу;
наличие специального технического оснащения образовательного учреждения;
укомплектованность образовательного учреждения специалистами и их квалификация;
наличие требований к технологии оказания Услуги в области среднего профессионального образования;
наличие информационного сопровождения деятельности образовательного учреждения, порядка и правил оказания образовательных услуг;
наличие внутренней (собственной) и внешней систем контроля за деятельностью образовательного учреждения, а также за соблюдением качества фактически предоставляемых Услуг Стандарту;
развитие взаимоотношений образовательного учреждения с гражданским сообществом через органы государственно-общественного управления образовательным учреждением (попечительские советы, наблюдательные советы и др.).
4. Состав Услуги:
реализация программ среднего профессионального образования в соответствии с государственными стандартами среднего профессионального образования, определяющими обязательный минимум содержания основных профессиональных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников;
предоставление обучающимся зданий и иных помещений, отвечающих установленным строительным, санитарным, гигиеническим нормам; обеспечение содержания и ремонта предоставленных зданий и иных помещений в соответствии со стандартами качества; обеспечение помещения услугами тепло-, электро- и водоснабжения, услугами водоотведения.
5. Результатом предоставления Услуги является подготовка квалифицированных специалистов соответствующего уровня согласно перечням специальностей, устанавливаемым Правительством Российской Федерации по всем основным направлениям общественно полезной деятельности, на базе основного общего, среднего (полного) общего образования или начального профессионального образования.
6. Услуга по предоставлению среднего профессионального образования оказывается в учреждениях, функционирующих в соответствии со следующими основными документами:
1) устав учреждения;
2) лицензия на осуществление (право ведения) образовательной деятельности в сфере среднего профессионального образования;
3) свидетельство о государственной аккредитации учреждения;
4) учебные программы (программы среднего профессионального образования);
5) руководства, правила, инструкции, методики, положения (которые должны регламентировать процесс предоставления услуги в сфере среднего профессионального образования, определять методы (способы) их предоставления и контроля).
7. Учреждение, предоставляющее Услугу, его структурные подразделения должны быть размещены в специально предназначенных зданиях и помещениях, доступных для населения. Помещения должны быть обеспечены всеми средствами коммунально-бытового обслуживания и оснащены телефонной связью.
Площадь, занимаемая учреждением, должна обеспечивать размещение работников и потребителей Услуги и предоставление им Услуги в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В здании учреждения, предоставляющего Услуги среднего профессионального образования, должны быть предусмотрены следующие помещения:
- учебные помещения (учебные кабинеты, лаборатории, учебно-производственные мастерские, полигоны);
- помещения для занятия физкультурой и спортом;
- библиотека;
- помещение для питания обучающихся (буфет, столовая);
- медицинский пункт;
- гардероб для верхней одежды обучающихся;
- санузлы.
По размерам (площади) и техническому состоянию помещения учреждения должны отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, правил противопожарной безопасности, безопасности труда и быть защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых Услуг (повышенной температуры воздуха, влажности воздуха, запыленности, загрязненности, шума, вибрации и т.д.).
8. Каждое учреждение должно быть оснащено оборудованием, аппаратурой и приборами, инвентарем, отвечающими требованиям стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивающими надлежащее качество предоставляемой Услуги.
9. Учреждение, предоставляющее Услугу, должно располагать необходимым числом специалистов в соответствии со штатным расписанием.
Предоставление Услуги осуществляют следующие виды персонала:
1) административно-управленческий персонал (директор учреждения, его заместители, иной административно-управленческий персонал);
2) педагогический персонал (методисты, педагоги-организаторы, педагоги-психологи, преподаватели);
3) технические работники, младший обслуживающий персонал (уборщики служебных помещений, рабочие по комплексному обслуживанию зданий, сторожа и т.п.);
4) иные работники (концертмейстеры, хореографы, аранжировщики и т.п.).
Состав персонала определяется в соответствии со штатным расписанием, соответствующим типу и виду учреждения, предоставляющего Услугу.
Каждый специалист учреждения, предоставляющего Услугу, должен иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей.
Образовательные учреждения обязаны обеспечить повышение квалификации работников, для которых указанные образовательные учреждения являются основным местом работы, не реже 1 раза в 5 лет.
У специалистов каждой категории должны быть должностные инструкции, устанавливающие обязанности и права сотрудников.
На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании.
Наряду с соответствующей квалификацией и профессионализмом все сотрудники учреждения должны проявлять к обучающимся (законным представителям) максимальную вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение.
К педагогической деятельности не допускаются лица, лишенные права этой деятельности приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имевшие судимость за определенные преступления, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
10. Требования к технологии оказания Услуги:
1) образовательные учреждения среднего профессионального образования реализуют образовательные программы основного общего, среднего (полного) общего, среднего профессионального (базового и повышенного уровней) образования студентов;
2) образовательные программы среднего профессионального образования осваиваются в следующих формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, экстерната;
3) предоставление среднего профессионального образования должно осуществляться в соответствии с образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой конкретным учреждением (организацией) среднего профессионального образования на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ;
4) при определении образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты;
5) в образовательных учреждениях и организациях среднего профессионального образования создаются условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья обучающихся в соответствии с нормами и требованиями, установленными федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами Удмуртской Республики;
6) медицинское обслуживание обучающихся осуществляется учреждениями здравоохранения, закрепленными за образовательными учреждениями и организациями среднего профессионального образования;
7) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях и организациях среднего профессионального образования создаются условия для освоения программ среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам, а также на основе сочетания различных форм организации образовательного процесса и сдачи квалификационных экзаменов в соответствии с медицинскими показаниями и индивидуальными возможностями обучающихся;
8) в образовательных учреждениях и организациях среднего профессионального образования создаются условия для получения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, бесплатной психологической, медицинской и социальной помощи;
9) в образовательных учреждениях и организациях среднего профессионального образования создаются условия для обеспечения обучающихся горячим питанием в установленном порядке за счет средств бюджета Удмуртской Республики и собственных средств. В образовательных учреждениях и организациях предусматриваются помещения для организации питания обучающихся;
10) выпускникам, аттестованным на соответствующий уровень квалификации по специальности, на основании государственной итоговой аттестации присваивается соответствующий уровень квалификации и диплом государственного образца.
11. Меры социальной поддержки обучающихся:
обучающиеся государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования по очной форме обучения за счет средств бюджета Удмуртской Республики обеспечиваются стипендиями в размере, определяемом нормативными правовыми актами Удмуртской Республики, но не ниже установленного для соответствующих категорий обучающихся федеральных образовательных учреждений соответствующих типов и видов и иными мерами социальной поддержки в соответствии с нормативными правовыми актами Удмуртской Республики;
государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования в пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств вправе самостоятельно разрабатывать и реализовывать дополнительные меры социальной поддержки обучающихся в зависимости от социального положения и академических успехов конкретных обучающихся.
12. Меры социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей с ограниченными возможностями здоровья:
выпускники государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей с ограниченными возможностями здоровья пользуются преимущественным правом на трудоустройство в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами Удмуртской Республики о квотировании рабочих мест;
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования Удмуртской Республики, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.
13. Порядок приема граждан в учреждения, предоставляющие Услуги, должен быть доведен до сведения обучающихся, их родителей (законных представителей), определяться учредителем и закрепляться в уставе учреждения. Прием граждан в учреждения среднего профессионального образования проводится на конкурсной основе, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и уставом учебного заведения.
При приеме гражданина в учреждение, предоставляющее Услугу, последнее обязано ознакомить учащихся и (или) его родителей (законных представителей) с уставом учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации учреждения, режимом работы учреждения, правилами поведения в учреждении, порядком реализации программ по выбранному направлению. Права и обязанности учащихся учреждения должны быть определены уставом данного учреждения и иными, предусмотренными этим уставом, локальными актами. Обучающиеся и их родители должны быть с ними ознакомлены.
14. Информационное сопровождение деятельности учреждений, порядка и правил предоставления Услуги должно быть доступно населению города.
У входа в образовательное учреждение размещается информация:
о виде и наименовании образовательного учреждения;
о контактных телефонах;
о сроках и условиях приема в образовательное учреждение.
В средствах массовой информации не реже чем один раз в год размещается информация:
о виде и наименовании образовательного учреждения;
об адресе и контактных телефонах;
о сроках и условиях приема в образовательное учреждение;
о дополнительных образовательных услугах, оказываемых образовательным учреждением.
В помещениях образовательного учреждения в удобном для обозрения месте размещается информация:
о сроках, основных условиях приема в образовательное учреждение, часах приема специалистов образовательного учреждения по вопросам поступления и обучения;
о дополнительных образовательных программах и дополнительных образовательных услугах (для платных - с указанием цен);
о наименовании, адресе и телефонах вышестоящего органа управления образованием области;
о режиме работы медицинского пункта, буфета (столовой).
15. Контроль за деятельностью учреждений среднего профессионального образования осуществляется посредством процедур внутреннего и внешнего контроля.
Внутренний контроль осуществляет директор учреждения среднего профессионального образования, его заместители, руководитель структурных подразделений.
Министерство образования и науки Удмуртской Республики осуществляет внешний контроль за деятельностью учреждения по оказанию услуги в сфере среднего профессионального образования в части соблюдения качества государственной Услуги путем:
1) проведения мониторинга основных показателей работы за определенный период;
2) анализа обращений и жалоб граждан в Министерство образования и науки Удмуртской Республики, проведения по фактам обращения служебных расследований с привлечением соответствующих специалистов по выделенным нарушениям;
3) проведения контрольных мероприятий, в том числе проверки книги жалоб учреждения среднего профессионального образования на предмет фиксации в ней жалоб на качество Услуг, а также факта принятия мер по жалобам.
Также внешний контроль по направлениям осуществляют Роспотребнадзор, органы государственной противопожарной службы и другие государственные контролирующие органы.
16. Директор учреждения, организации, оказывающей Услугу, несет полную ответственность за соблюдение требований настоящего Стандарта и определяет основные цели, задачи и направления деятельности учреждения, организации в области совершенствования качества предоставляемых Услуг.
17. Критерии оценки качества Услуги:
1) полнота предоставления Услуги в соответствии с установленными требованиями ее предоставления;
2) результативность (эффективность) предоставления Услуги, оцениваемая методом сравнения требований образовательных программ в сфере среднего профессионального образования с фактическими результатами реализации этих программ, а также путем изучения обращений граждан и опросов населения.
IV. Стандарт качества предоставления государственной услуги
"Предоставление начального профессионального образования"
1. Настоящий Стандарт распространяется на услугу "Предоставление начального профессионального образования" (далее - Услуга), оказываемую населению бюджетными учреждениями (организациями) образования, оплачиваемыми (финансируемыми) из средств бюджета Удмуртской Республики (далее - учреждение), и устанавливает основные требования, определяющие качество предоставления Услуги, в том числе:
реализация образовательных программ начального профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального профессионального образования, определяющими обязательный минимум содержания основных профессиональных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников;
реализация дополнительных профессиональных образовательных программ и оказание дополнительных образовательных услуг;
профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации.
Единица измерения Услуги - учащийся.
Получатели Услуги - население в возрасте от 14 лет (граждане, имеющие основное или среднее (полное) общее образование, не имеющие основного общего образования).
Орган, ответственный за организацию предоставления Услуги - Министерство образования и науки Удмуртской Республики.
Настоящим Стандартом устанавливаются образовательные требования, обеспечивающие необходимый уровень качества и доступности Услуги в целом.
Предоставление начального профессионального образования является бесплатным видом Услуги в рамках определенного бюджетного финансирования, оказывается за счет средств других (внебюджетных) источников через заключение договоров в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Оплата Услуги взимается в соответствии с установленными действующими нормативными правовыми актами, нормативами и тарифами.
Потребитель Услуги имеет право на бесплатное (финансирование в полном объеме за счет средств бюджета Удмуртской Республики) обращение за получением Услуги, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Получение второго начального профессионального образования, независимо от формы обучения, производится за плату, вносимую обучающимися или направившими их предприятиями, организациями.
2. Нормативные документы, регламентирующие деятельность учреждений начального профессионального образования:
1) Конституция Российской Федерации;
2) Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ;
3) Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании";
4) Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
5) постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 года N 650 "Об утверждении Типового положения об учреждении начального профессионального образования";
6) приказ Министерства образования Российской Федерации от 22 июня 1994 года N 215 "О введении в действие документов государственного стандарта начального профессионального образования";
7) приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2007 года N 339 "Об утверждении перечня профессии начального профессионального образования";
8) приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)";
9) Закон Удмуртской Республики от 16 апреля 2004 года N 22-РЗ "Об образовании";
10) Закон Удмуртской Республики от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
3. Основные факторы, влияющие на качество предоставления Услуги:
наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует образовательное учреждение, предоставляющее Услугу;
условия размещения и режим работы учреждения, предоставляющего Услугу;
наличие специального технического оснащения образовательного учреждения;
укомплектованность образовательного учреждения специалистами и их квалификация;
наличие требований к технологии оказания Услуги в области начального профессионального образования;
наличие информационного сопровождения деятельности образовательного учреждения, порядка и правил оказания образовательных Услуг;
наличие внутренней (собственной) и внешней систем контроля за деятельностью образовательного учреждения, а также за соблюдением качества фактически предоставляемых Услуг Стандарту;
развитие взаимоотношений образовательного учреждения с гражданским сообществом через органы государственно-общественного управления образовательным учреждением (попечительские советы, наблюдательные советы и др.).
4. Состав Услуги:
реализация программ начального профессионального образования в соответствии с федеральными государственными стандартами начального профессионального образования, определяющими обязательный минимум содержания основных профессиональных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников;
предоставление обучающимся зданий и иных помещений, отвечающих установленным строительным, санитарным, гигиеническим нормам; обеспечение содержания и ремонта предоставленных зданий и иных помещений в соответствии со стандартами качества; обеспечение помещения услугами тепло-, электро- и водоснабжения, услугами водоотведения.
5. Результат предоставления Услуги - подготовка квалифицированных работников (рабочих, служащих) соответствующего уровня согласно перечням профессий, устанавливаемым Правительством Российской Федерации по всем основным направлениям общественно полезной деятельности, на базе основного общего, среднего (полного) общего образования.
6. Услуга по предоставлению начального профессионального образования оказывается в учреждениях, функционирующих в соответствии со следующими основными документами:
1) устав учреждения;
2) лицензия на осуществление (право ведения) образовательной деятельности в сфере начального профессионального образования;
3) свидетельство о государственной аккредитации учреждения;
4) учебные программы (программы начального профессионального образования, программы профессиональной подготовки);
5) руководства, правила, инструкции, методики, положения (которые должны регламентировать процесс предоставления Услуги в сфере начального профессионального образования, определять методы (способы) их предоставления и контроля).
7. Учреждение, предоставляющее Услугу, его структурные подразделения должны быть размещены в специально предназначенных зданиях и помещениях, доступных для населения. Помещения должны быть обеспечены всеми средствами коммунально-бытового обслуживания и оснащены телефонной связью.
Площадь, занимаемая учреждением, должна обеспечивать размещение работников и потребителей Услуги и предоставление им Услуги в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В здании учреждения, предоставляющего Услуги начального профессионального образования, должны быть предусмотрены следующие помещения:
- учебные помещения (учебные кабинеты, лаборатории, учебно-производственные мастерские, полигоны);
- помещения для занятия физкультурой и спортом;
- библиотека;
- помещение для питания учащихся (буфет, столовая);
- медицинский пункт;
- гардероб для верхней одежды учащихся;
- санузлы.
По размерам (площади) и техническому состоянию помещения учреждения должны отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, правил противопожарной безопасности, безопасности труда и быть защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых Услуг (повышенной температуры воздуха, влажности воздуха, запыленности, загрязненности, шума, вибрации и т.д.).
Здания учреждений начального профессионального образования должны быть оборудованы системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками.
Основные помещения учреждений начального профессионального образования должны иметь естественное освещение.
Каждый обучающийся обеспечивается исправной мебелью. В процессе обучения используются стационарные и мобильные средства обучения.
8. Каждое учреждение должно быть оснащено оборудованием, аппаратурой и приборами, инвентарем, отвечающими требованиям стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивающими надлежащее качество предоставляемой Услуги.
9. Учреждение, предоставляющее Услугу, должно располагать необходимым числом специалистов в соответствии со штатным расписанием.
Предоставление Услуги осуществляют следующие виды персонала:
1) административно-управленческий персонал (директор учреждения, его заместители, иной административно-управленческий персонал);
2) педагогический персонал (преподаватели, мастера производственного обучения, социальные педагоги, педагоги-психологи);
3) технические работники, младший обслуживающий персонал (уборщики служебных помещений, рабочие по комплексному обслуживанию зданий, сторожа и т.п.);
4) иные работники.
Состав персонала определяется в соответствии с типовым штатным расписанием, соответствующим типу и виду учреждения, предоставляющего Услугу.
Каждый специалист учреждения, предоставляющего Услугу, должен иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей.
Образовательные учреждения обязаны обеспечить повышение квалификации работников, для которых указанные образовательные учреждения являются основным местом работы, не реже 1 раза в 5 лет.
У специалистов каждой категории должны быть должностные инструкции, устанавливающие обязанности и права сотрудников.
На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании.
Наряду с соответствующей квалификацией и профессионализмом все сотрудники учреждения должны проявлять к обучающимся (законным представителям) максимальную вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение.
К педагогической деятельности не допускаются лица, лишенные права этой деятельности приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имевшие судимость за определенные преступления, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
10. Начальное профессиональное образование может реализовываться в образовательных учреждениях и организациях начального и среднего профессионального образования, колледжах и в иных учреждениях профессионального образования, при наличии соответствующей лицензии в соответствии с федеральным законодательством.
11. Содержание Услуги в сфере начального профессионального образования:
государственные образовательные учреждения начального профессионального образования реализуют образовательные программы основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального (базового и повышенного уровней) образования обучающихся;
предоставление начального профессионального образования должно осуществляться в соответствии с образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой конкретным учреждением (организацией) начального профессионального образования на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ;
при определении образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты;
в образовательных учреждениях и организациях начального профессионального образования создаются условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья обучающихся в соответствии с нормами и требованиями, установленными федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами Удмуртской Республики;
медицинское обслуживание обучающихся осуществляется учреждениями здравоохранения, закрепленными за образовательными учреждениями и организациями начального профессионального образования;
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях и организациях начального профессионального образования создаются условия для освоения программ начального профессионального образования по индивидуальным учебным планам, а также на основе сочетания различных форм организации образовательного процесса и сдачи квалификационных экзаменов в соответствии с медицинскими показаниями и индивидуальными возможностями обучающихся;
в образовательных учреждениях и организациях начального профессионального образования создаются условия для получения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, бесплатной психологической, медицинской и социальной помощи;
в образовательных учреждениях и организациях начального профессионального образования создаются условия для обеспечения обучающихся горячим питанием в установленном порядке за счет средств бюджета Удмуртской Республики и собственных средств. В образовательных учреждениях и организациях предусматриваются помещения для организации питания обучающихся;
выпускникам, аттестованным на соответствующий уровень квалификации по профессии, на основании государственной итоговой аттестации выдается документ об окончании учебного заведения и присваивается соответствующий квалификационный разряд. Уровень знаний и опыта выпускника должен соответствовать присвоенному ему квалификационному разряду.
12. Обучающиеся государственных образовательных учреждений начального профессионального образования по очной форме обучения за счет средств бюджета Удмуртской Республики обеспечиваются стипендиями в размере, определяемом нормативными правовыми актами Удмуртской Республики, но не ниже установленного для соответствующих категорий обучающихся федеральных образовательных учреждений соответствующих типов и видов, горячим питанием и иными мерами социальной поддержки в соответствии с нормативными правовыми актами Удмуртской Республики.
Государственные образовательные учреждения начального профессионального образования в пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств вправе самостоятельно разрабатывать и реализовывать дополнительные меры социальной поддержки обучающихся в зависимости от социального положения и академических успехов конкретных обучающихся.
13. Выпускники государственных образовательных учреждений начального профессионального образования из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей с ограниченными возможностями здоровья пользуются преимущественным правом на трудоустройство в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами Удмуртской Республики о квотировании рабочих мест.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на получение первого и второго начального профессионального образования без взимания платы. Размер и порядок возмещения указанных расходов устанавливаются нормативными правовыми актами Удмуртской Республики.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования Удмуртской Республики, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.
В образовательных учреждениях начального профессионального образования иногородним абитуриентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатное питание с момента их прибытия в учебное заведение и до зачисления на учебу.
14. Педагогическим, инженерно-педагогическим и иным работникам государственных образовательных учреждений начального профессионального образования Удмуртской Республики предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Удмуртской Республики в области образования.
15. Порядок приема граждан в учреждения, предоставляющие Услуги, должен быть доведен до сведения обучающихся, их родителей (законных представителей), определяться учредителем и закрепляться в уставе учреждения. Прием граждан в учреждения начального профессионального образования осуществляется с учетом перечня медицинских противопоказаний к производственному обучению и работе по выбранной профессии.
При приеме гражданина в учреждение, предоставляющее Услугу, последнее обязано ознакомить учащихся и (или) его родителей (законных представителей) с уставом учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации учреждения, режимом работы учреждения, правилами поведения в учреждении, порядком реализации программ по выбранному направлению. Права и обязанности учащихся учреждения должны быть определены уставом данного учреждения и иными, предусмотренными этим уставом, локальными актами. Обучающиеся и их родители должны быть с ними ознакомлены.
16. Информационное сопровождение деятельности учреждений, порядка и правил предоставления Услуги должно быть доступно населению города.
В образовательном учреждении размещается информация:
о виде и наименовании образовательного учреждения;
о контактных телефонах;
о сроках и условиях приема в образовательное учреждение;
о сроках, основных условиях приема в образовательное учреждение, часах приема специалистов образовательного учреждения по вопросам поступления и обучения;
о дополнительных образовательных программах и дополнительных образовательных услугах (для платных - с указанием цен);
о наименовании, адресе и телефонах вышестоящего органа управления образованием;
о режиме работы медицинского пункта, буфета (столовой).
В средствах массовой информации не реже чем один раз в год размещается информация:
- о виде и наименовании образовательного учреждения;
- об адресе и контактных телефонах;
- о сроках и условиях приема в образовательное учреждение;
- о дополнительных образовательных услугах, оказываемых образовательным учреждением.
17. Контроль за деятельностью учреждений начального профессионального образования осуществляется посредством процедур внутреннего и внешнего контроля.
Внутренний контроль осуществляет директор учреждения начального профессионального образования, его заместители, руководители структурных подразделений.
Министерство образования и науки Удмуртской Республики осуществляет внешний контроль за деятельностью учреждения по оказанию Услуги в сфере начального профессионального образования в части соблюдения качества государственной услуги путем:
1) проведения мониторинга основных показателей работы за определенный период;
2) анализа обращений и жалоб граждан в Министерство образования и науки Удмуртской Республики, проведения по фактам обращения служебных расследований с привлечением соответствующих специалистов по выявленным нарушениям;
3) проведение контрольных мероприятий, в том числе проверка книги жалоб учреждения начального профессионального образования на предмет фиксации в ней жалоб на качество Услуг, а также факт принятия мер по жалобам.
Также внешний контроль по направлениям осуществляют Роспотребнадзор, органы государственной противопожарной службы и другие государственные контролирующие органы.
18. Директор учреждения, организации, оказывающей Услугу, несет полную ответственность за соблюдение требований настоящего Стандарта и определяет основные цели, задачи и направления деятельности учреждения, организации в области совершенствования качества предоставляемых Услуг.
19. Критерии оценки качества Услуги:
1) полнота предоставления Услуги в соответствии с установленными требованиями ее предоставления;
2) результативность (эффективность) предоставления Услуги, оцениваемая методом сравнения требований образовательных программ в сфере начального профессионального образования с фактическими результатами реализации этих программ, а также путем изучения обращений граждан и опросов населения.
V. Стандарт качества предоставления государственной услуги
"Предоставление дополнительного образования детей"
1. Настоящий Стандарт распространяется на услугу "Предоставление дополнительного образования детей" (далее - Услуга), оказываемую населению бюджетными учреждениями (организациями) образования, оплачиваемыми (финансируемыми) из средств бюджета Удмуртской Республики (далее - учреждение), и устанавливает основные требования, определяющие качество предоставления Услуги, в том числе:
реализация программ дополнительного образования;
удовлетворения потребности личности в приобретении дополнительных знаний и развитии творческих способностей под руководством специалистов;
обеспечения необходимыми условиями для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, творческого труда детей и подростков, адаптацию их к жизни в обществе, формированию общей культуры, организации содержательного досуга;
обучения обучающихся посредством реализации дополнительных образовательных программ и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ.
Единица измерения Услуги - учащийся.
Получатели Услуги - население школьного возраста (6,5-18 лет).
Орган, ответственный за организацию предоставления Услуги - Министерство образования и науки Удмуртской Республики.
Настоящим Стандартом устанавливаются обязательные требования, обеспечивающие необходимый уровень качества и доступности Услуги в целом.
Дополнительное образование детей предоставляется по образовательным программам следующих направленностей:
1) научно-техническое;
2) спортивно-техническое;
3) физкультурно-спортивное;
4) туристско-краеведческое;
5) эколого-биологическое;
6) художественно-эстетическое;
7) культурологическое;
8) социально-педагогическое;
9) военно-патриотическое;
10) естественно-научное.
Предоставление дополнительного образования является бесплатным видом Услуги в рамках определенного бюджетного финансирования. Услуга, оказываемая сверх бюджетного финансирования, оказывается за счет других (внебюджетных) источников через заключение договоров в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Оплата Услуги взимается в соответствии с нормативными правовыми актами, нормативами и тарифами.
Потребитель Услуги имеет право на бесплатное (финансируемое в полном объеме за счет средств бюджета Удмуртской Республики) неоднократное обращение за получением Услуги.
2. Нормативные документы, регламентирующие деятельность учреждений дополнительного образования:
1) Конституция Российской Федерации;
2) Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года;
3) Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей";
4) Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании";
5) Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
6) постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 233 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей";
7) постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года N 751 "О Национальной доктрине образования в Российской Федерации";
8) приказ Министерства образования Российской Федерации от 3 мая 2000 года N 1276 "О государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей";
9) приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)".
3. Основные факторы, влияющие на качество предоставления Услуги:
наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует образовательное учреждение, предоставляющее Услугу;
условия размещения и режим работы учреждения, предоставляющего Услугу;
наличие специального технического оснащения образовательного учреждения;
укомплектованность образовательного учреждения специалистами и их квалификация;
наличие требований к технологии оказания Услуги в области дополнительного образования;
наличие информационного сопровождения деятельности образовательного учреждения, порядка и правил оказания образовательных услуг;
наличие внутренней (собственной) и внешней систем контроля за деятельностью образовательного учреждения, а также за соблюдением качества фактически предоставляемых Услуг Стандарту;
развитие взаимоотношений образовательного учреждения с гражданским сообществом через органы государственно-общественного управления образовательным учреждением (попечительские советы, наблюдательные советы и др.).
4. Состав Услуги:
реализация программ дополнительного образования, соответствующих типу, виду и категории учреждения;
предоставление обучающимся зданий и иных помещений, отвечающих установленным строительным, санитарным, гигиеническим нормам; обеспечение содержания и ремонта предоставленных зданий и иных помещений в соответствии со стандартами качества; обеспечение помещения услугами тепло-, электро- и водоснабжения, услугами водоотведения.
5. Цель предоставления Услуги:
получение обучающимся дополнительного образования;
полноценное проведение свободного времени с пользой для физического, интеллектуального и творческого развития;
изменение прироста индивидуальных показателей развития физических, интеллектуальных и творческих качеств.
6. Услуга по предоставлению дополнительного образования оказывается в учреждениях, функционирующих в соответствии со следующими основными документами:
1) устав учреждения;
2) лицензия на осуществление (право ведения) образовательной деятельности в сфере дополнительного образования;
3) свидетельство о государственной аккредитации учреждения;
4) образовательные программы по направлениям деятельности;
5) руководства, правила, инструкции, методики, положения (которые должны регламентировать процесс предоставления Услуги в сфере дополнительного образования, определять методы (способы) их предоставления и контроля).
7. Учреждение, предоставляющее Услугу, его структурные подразделения должны быть размещены в специально предназначенных зданиях и помещениях, доступных для населения. Помещения должны быть обеспечены всеми средствами коммунально-бытового обслуживания и оснащены телефонной связью.
Площадь, занимаемая учреждением, должна обеспечивать размещение работников и потребителей Услуги и предоставление им Услуги в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Каждое учреждение должно быть оснащено оборудованием, аппаратурой и приборами, инвентарем, отвечающими требованиям стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивающими надлежащее качество предоставляемой Услуги.
8. Учреждение, предоставляющее Услугу, должно располагать необходимым числом специалистов в соответствии с типовым штатным расписанием.
Предоставление Услуги осуществляют следующие виды персонала:
административно-управленческий персонал (руководитель учреждения, его заместители по направлениям дополнительного образования, руководители структурных подразделений, иной административно-управленческий персонал);
педагогический персонал (педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, педагоги-психологи, тренеры-преподаватели);
учебно-вспомогательный персонал (методисты, лаборанты);
младший обслуживающий персонал (уборщики служебных помещений, рабочие по комплексному обслуживанию зданий, сторожа и т.п.);
иные работники (концертмейстеры, хореографы, аранжировщики и т.п.).
Состав персонала определяется в соответствии со штатным расписанием, соответствующим типу и виду учреждения, предоставляющего Услугу.
Каждый специалист учреждения, предоставляющего Услугу, должен иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей.
Образовательные учреждения обязаны обеспечить повышение квалификации работников, для которых указанные образовательные учреждения являются основным местом работы, не реже 1 раза в 5 лет.
У специалистов каждой категории должны быть должностные инструкции, устанавливающие обязанности и права сотрудников.
На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании.
Наряду с соответствующей квалификацией и профессионализмом все сотрудники учреждения должны проявлять к воспитанникам и их родителям (законным представителям) максимальную вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение.
К педагогической деятельности не допускаются лица, лишенные права этой деятельности приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имевшие судимость за определенные преступления, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
9. Учреждения, предоставляющие Услуги, предназначены для:
обеспечения необходимых условий личностного развития;
укрепления здоровья и профессионального самоопределения;
творческого развития детей и подростков;
формирования общей культуры учащихся;
адаптации личности к жизни в обществе;
организации содержательного досуга.
10. Дополнительное образование детей производится с целью развития индивидуальных потребностей ребенка, которые не обеспечиваются в достаточной мере в рамках основных образовательных программ, а компенсируются в виде интеллектуальных, досуговых, информационных, развивающих услуг дополнительного образования.
Количество учреждений, предоставляющих Услугу, должно обеспечивать всех желающих заниматься в них.
В учреждениях дополнительного образования детей наполняемость групп определяется Уставом и СаНПиН.
Учреждения, предоставляющие Услуги, должны предоставлять широкий спектр программ дополнительного образования детей, удовлетворяющих потребности всех желающих и способствующих развитию способностей детей, самореализации личности ребенка, успешной адаптации обучающегося в обществе.
Учреждение самостоятельно разрабатывает ежегодно программу своей деятельности с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций.
Учреждение организует работу с детьми в течение всего календарного года. В каникулярное время учреждение может открывать в установленном порядке лагеря и туристские базы, создавать различные объединения с постоянными и (или) переменными составами детей в лагерях (загородных или с дневным пребыванием), на своей базе, а также по месту жительства детей.
Учреждение может организовывать и проводить массовые мероприятия, создает необходимые условия для совместного труда, отдыха детей, родителей (законных представителей).
В учреждении ведется методическая работа, направленная на совершенствование образовательного процесса, программ, форм и методов деятельности объединений, мастерства педагогических работников.
Учреждение оказывает помощь педагогическим коллективам других образовательных учреждений в реализации дополнительных образовательных программ, организации досуговой и внеурочной деятельности детей, а также детским и юношеским общественным объединениям и организациям по договору с ними.
Деятельность детей в учреждениях осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (клуб, студия, ансамбль, группа, секция, кружок, театр и другие).
Содержание образования в детских объединениях определяется учебным планом учреждения, образовательными программами дополнительного образования детей (типовыми, модифицированными, экспериментальными, авторскими).
11. Руководитель учреждения несет полную ответственность за соблюдение требований настоящего Стандарта и определяет основные цели, задачи и направления деятельности учреждения в области совершенствования качества предоставляемых Услуг.
12. Порядок приема граждан в учреждения, предоставляющие Услуги, должен быть доведен до сведения учеников, их родителей (законных представителей), определяться учредителем. Порядок приема должен обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение дополнительного образования соответствующего уровня.
При приеме в спортивные, спортивно-технические, туристские, хореографические объединения необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.
13. Информационное сопровождение деятельности учреждений и организаций, порядка и правил предоставления Услуги должно быть доступно населению Удмуртской Республики.
Каждое учреждение и организация обязано довести до сведения потребителей Услуг свое наименование и местонахождение. Данная информация должна быть предоставлена любым способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации и обеспечивающим ее доступность для населения.
У входа в учреждение размещается информация о виде и наименовании образовательного учреждения.
В помещениях учреждения размещается информация:
о сроках, основных условиях приема в учреждение, часах приема специалистов образовательного учреждения по вопросам приема в учреждение;
о наименовании, адресе и телефонах Министерства образования и науки Удмуртской Республики.
Потребители Услуг вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации о предоставляемых Услугах.
14. Контроль за деятельностью учреждений дополнительного образования осуществляется посредством процедур внутреннего и внешнего контроля.
Внутренний контроль осуществляет руководитель учреждения дополнительного образования, его заместители, руководитель структурных подразделений.
Министерство образования и науки Удмуртской Республики осуществляет внешний контроль за деятельностью учреждения по оказанию Услуги в сфере дополнительного образования в части соблюдения качества государственной Услуги путем:
проведения мониторинга основных показателей работы за определенный период;
анализа обращений и жалоб граждан в Министерство образования и науки Удмуртской Республики, проведения по фактам обращения служебных расследований с привлечением соответствующих специалистов по выделенным нарушениям;
проведение контрольных мероприятий, в том числе проверка книги жалоб учреждения дополнительного образования на предмет фиксации в ней жалоб на качество Услуг, а также факт принятия мер по жалобам.
Также внешний контроль по направлениям осуществляют Роспотребнадзор, органы государственной противопожарной службы и другие государственные контролирующие органы.
15. Руководитель учреждения, организации, оказывающей Услугу, несет полную ответственность за соблюдение требований настоящего Стандарта и определяет основные цели, задачи и направления деятельности учреждения, организации в области совершенствования качества предоставляемых Услуг.
16. Критерии оценки качества Услуги:
1) полнота предоставления Услуги в соответствии с установленными требованиями ее предоставления;
2) результативность (эффективность) предоставления Услуги, оцениваемая методом сравнения требований образовательных программ в сфере дополнительного образования с фактическими результатами реализации этих программ, а также путем изучения обращений граждан и опросов населения;
3) создание условий для непрерывного дополнительного образования детей в соответствии с их интересами и потребностями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства УР от 30 июня 2008 г. N 169 "Об утверждении стандартов качества предоставления государственных услуг, предоставляемых за счет бюджета Удмуртской Республики в области образования"
Текст постановления опубликован в журнале "Собрание законодательства Удмуртской Республики" от 12 августа 2008 г. N 19 (II), на сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики в сети Интернет http://www.udmurt.ru от 3 июля 2008 г.
Текст постановления предоставлен Администрацией Президента и Правительства Удмуртской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22 мая 2017 г. N 215 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 2 ноября 2015 г. N 499
Постановление Правительства УР от 25 июня 2012 г. N 270
Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного постановления и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года
Постановление Правительства УР от 27 декабря 2010 г. N 417
Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного постановления
Настоящий документ снят с контроля