Правительство Удмуртской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие потребительской кооперации Удмуртской Республики на 2010-2012 годы".
2. Определить Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики заказчиком ведомственной целевой программы "Развитие потребительской кооперации Удмуртской Республики на 2010-2012 годы".
Председатель Правительства Удмуртской Республики |
Ю.С. Питкевич |
Ведомственная целевая программа
"Развитие потребительской кооперации
Удмуртской Республики на 2010-2012 годы"
(утв. постановлением Правительства УР от 28 декабря 2009 г. N 393)
По-видимому, в строке 2 столбца 2 таблицы допущена опечатка. Вместо "Закон Российской Федерации от 19 июля 1992 года N 3085-1" имеется в виду "Закон Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1"
Паспорт ведомственной целевой программы
"Развитие потребительской кооперации
Удмуртской Республики на 2010-2012 годы"
Наименование Программы |
Ведомственная целевая программа "Развитие потребительской кооперации Удмуртской Республики на 2010-2012 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Закон Российской Федерации от 19 июля 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 08.12.1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года, распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 21.12.2009 года N 1120-р "О разработке проекта ведомственной целевой программы "Развитие потребительской кооперации Удмуртской Республики на 2010-2012 годы" |
Заказчик Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики |
Разработчик Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики |
Исполнитель Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики |
Цели Программы |
Целями программы являются: - устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения; - создание эффективно-действующих заготовительно-сбытовых комплексов и вовлечение в хозяйственный оборот системы потребкооперации сельскохозяйственной продукции от всех форм хозяйствования; - создание экономически эффективных и инвестиционно привлекательных предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и дикорастущего сырья, обеспечение выпуска высококачественной и конкурентной продукции; - развитие несельскохозяйственной деятельности потребкооперации (закуп дикорастущего и лекарственно-технического сырья, торговое и бытовое обслуживание, оказание услуг на рынках). |
Задачи Программы |
Основными задачами Программы являются: - участие в развитии социальной инфраструктуры в сельской местности; - формирование социально-ориентированного рынка товаров и услуг на селе; - создание разветвленной заготовительной сети для обеспечения закупа сельскохозяйственной продукции от личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов; - развитие региональных и межрегиональных связей по обеспечению реализации сельскохозяйственной продукции; - формирование сбыта заготовленной сельскохозяйственной продукции, дикорастущего и лекарственно-технического сырья для нужд государственных и муниципальных заказов, крупным производственным и фармацевтическим предприятиям, покупателям, входящим в систему Центросоюза; - техническая и технологическая модернизация предприятий заготовительной отрасли, обеспечение условий первичной переработки сельскохозяйственной продукции, дикорастущего и лекарственно-технического сырья; - формирование системы конкурентных перерабатывающих предприятий на основе интеграции системы закупа сельскохозяйственного сырья и сбыта произведенной продукции через оптово-логистические центры, торговые сети, участие в формировании государственных и муниципальных заказов; - обеспечение гарантий выпуска высококачественной и конкурентной продукции, завершение внедрения на предприятиях международных систем качества, реализация программ контроля качества; - проведение технической модернизации предприятий, совершенствование технологических процессов, формирование на предприятиях потребительской кооперации инвестиционной привлекательности; - осуществление повышения кадрового потенциала перерабатывающих предприятий потребительской кооперации, привлечение высококвалифицированных специалистов на основе мотивации; - активизация работы по созданию кооперативной торговой сети, обеспечение социально-ориентированного обслуживания сельского населения, в первую очередь жителей отдаленных населенных пунктов; - развитие системы доступного и качественного общественного питания, приближение услуг предприятий общепита к сельскому населению, создание современных цехов по переработке сельскохозяйственной продукции; - формирование системы сельскохозяйственных кооперативных рынков и обеспечение на них комфортных условий по реализации сельхозпродукции, выращенной селянами в личных подсобных и крестьянских хозяйствах; - увеличение видов оказываемых услуг в действующих предприятиях бытового обслуживания и качества выездной формы обслуживания населения в отдаленных населенных пунктах (через рост количества специализированных автомобилей "Автомагазин"); - повышение финансовой устойчивости за счет распространения на систему потребкооперации мер государственной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов и расширения доступа к субсидируемым кредитным ресурсам. |
Целевые индикаторы Программы |
1. Совокупный объем деятельности: 2010 год - 9397 млн. руб.; 2011 год - 10835 млн. руб.; 2012 год - 13355 млн. руб. 2. Розничный товарооборот торговой сети и общественного питания: 2010 год - 6200 млн. руб.; 2011 год - 7300 млн. руб.; 2012 год - 9500 млн. руб. 3. Заготовительный оборот: 2010 год - 700 млн. руб.; 2011 год - 850 млн. руб.; 2012 год - 1000 млн. руб. 4. Выплаты населению за закупленную сельхозпродукцию: 2010 год - 580 млн. руб.; 2011 год - 705 млн. руб.; 2012 год - 850 млн. руб. 5. Объем промышленной продукции: 2010 год - 940 млн. руб.; 2011 год - 1100 млн. руб.; 2012 год - 1250 млн. руб. 6. Оказание платных услуг населению: 2010 год - 82 млн. руб.; 2011 год - 95 млн. руб.; 2012 год - 110 млн. руб. |
Сроки реализации Программы |
2010-2012 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы на 2010-2012 годы составляет 442,7 млн. рублей, в том числе: - за счет средств федерального бюджета (в соответствии с законодательством) - 2 млн. руб., - за счет средств бюджета Удмуртской Республики - 65 млн. руб., - за счет иных источников финансирования (в соответствии с законодательством) - 375,7 млн. руб. Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год. В случае несоответствия результатов исполнения Программы целевым индикаторам и критериям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
1. Повышение уровня занятости населения за счет расширения видов деятельности, открытия новых предприятий, оказания дополнительных услуг и создания за период 2010-2012 годы около 1,2 тысяч новых рабочих мест. 2. Увеличение совокупного объема деятельности к 2013 году до 13,4 млрд. руб. (в 1,6 раза). 3. Техническая и технологическая модернизация существующих и строительство новых заготовительных перерабатывающих и торговых предприятий, обеспечение роста закупок сельхозпродукции, дикорастущего и лекарственно-технического сырья, рост переработки сельскохозяйственной продукции, качественное улучшение торгового, бытового обслуживания населения, оказания услуг на сельскохозяйственных кооперативных рынках. 4. Существенное повышение доходности системы, увеличение налоговых отчислений. |
2. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа, целесообразность и необходимость
ее решения программно-целевыми методами
2.1. Анализ причин возникновения проблем,
на решение которых направлена Программа
Деятельность организаций потребительской кооперации регламентируется Законом Российской Федерации от 19 июня 1997 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации". В соответствии со статьей 116 Гражданского кодекса Российской Федерации потребительские общества и их союзы являются некоммерческими организациями. Они созданы и осуществляют свою деятельность для удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "19 июня 1997 года N 3085-1" имеется в виду "19 июня 1992 года N 3085-1"
Организации потребительской кооперации республики представлены, в основном, потребительскими обществами системы Удмуртпотребсоюза, которые осуществляют свою деятельность на территории всех районов республики. Союз потребительских обществ объединяет 29 потребительских обществ, в том числе 21 районное, функционируют 12 предприятий потребительских обществ и Союза.
Обладая многолетним опытом ведения хозяйства, огромными традициями, большим человеческим потенциалом, потребительская кооперация органично интегрирована в экономические, социальные, культурные и иные процессы, происходящие на селе.
В потребительской кооперации работает около 10 тысяч человек, 148 тысяч жителей Удмуртской Республики являются пайщиками.
Традиционно являясь социально ориентированной системой, потребительская кооперация республики, несмотря на сложности переходного периода 90-х годов, сохранила единство и целостность структуры и является существенной частью социально-экономической инфраструктуры сельских территорий.
Система потребительской кооперации является одним из крупных хозяйствующих субъектов и вносит существенный вклад в экономику и продовольственное обеспечение Удмуртской Республики.
Совокупный объем деятельности организаций потребительской кооперации за 2008 год составил 7,5 млрд. руб., налоговые отчисления в бюджеты всех уровней более 536 млн. руб.
Являясь многоотраслевой структурой, потребительская кооперация республики осуществляет закупки и переработку сельскохозяйственной продукции, обеспечивает торговое и бытовое обслуживание более 500 тыс. человек, или 30% населения республики, проживающего в 1793 населенных пунктах.
Наибольшее социальное значение для восстановления села, развития сельской инфраструктуры и создания рабочих мест в сельской местности имеет заготовительная отрасль потребкооперации.
Развитие заготовительной деятельности напрямую связано с реализацией Государственной Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, обеспечения интересов безопасности страны в сфере продовольственного снабжения.
Объем заготовительного оборота достиг в 2008 году 600 млн. руб., закуплено 5,6 тыс. тонн мяса, 17 тыс. тонн молока, 10,4 тыс. тонн картофеля и овощей, 108 тонн лектехсырья, а также другой продукции. Выплачено населению за сданную сельхозпродукцию 500 млн. руб. (в 2007 году - 440 млн. руб.). Обеспечивая альтернативную занятость сельского населения через закупку, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, дикорастущего и лекарственно-технического сырья, потребительская кооперация предоставляет работу прямо на подворьях и является источником доходов более чем для 10 тыс. человек трудоспособного населения.
Закупки молока от населения ведутся в 462 приемных пунктах, его доставляют на перерабатывающие предприятия 23 специализированных молоковоза. В 20 районных потребительских обществах работают убойные пункты, в которых забито более 7 тыс. голов скота.
В 2008 году продано населению молодняка поросят, телят 18,3 тыс. голов, птицы 65,3 тыс. штук.
На двух зверохозяйствах потребительской кооперации производится ежегодно до 80 тыс. штук шкурок норки, песца, лисицы.
Более 70 % закупленной сельскохозяйственной и дикорастущей продукции перерабатывается на собственных предприятиях и реализуется в системе потребительской кооперации.
Кооперативная промышленность - это 15 хлебозаводов и 22 хлебопекарни, годовой объем выработки хлеба и хлебобулочных изделий около 22 тысяч тонн, консервный завод, вырабатывающий около 3 млн. условных банок овощных и фруктовых консервов, три пищекомбината и более 100 цехов потребительских обществ, обеспечивших в 2008 году прирост выпуска промышленной продукции и выработавших 1,2 тыс. тонн колбасных, 2,7 тыс. тонн кондитерских изделий, около 600 тыс. декалитров безалкогольных напитков и минеральной воды, 619 тонн рыбной продукции. В 2-х молочных цехах переработано 2,8 тыс. тонн молока. В 2008 году освоено новое производство 15 наименований хлебобулочных и кондитерских изделий, 13 новых видов колбасных изделий и мясных полуфабрикатов, по 5 видов рыбных изделий и безалкогольных напитков. Предприятиями промышленности и общественного питания увеличен выпуск полуфабрикатов в 1,3 раза, их выработано на 144 млн. руб., в том числе мясных полуфабрикатов - более 1,2 тыс. тонн.
Кооперативные предприятия производят в Удмуртии каждую 4-ю тонну хлеба, 12-ю тонну колбасных изделий, 5-ю банку консервов, 10-ю тонну кондитерских изделий, 5-ю тонну рыбной продукции, 5-ю бутылку безалкогольных напитков и 16-ю бутылку минеральной воды.
Обеспечение сельского населения необходимым комплексом товаров и услуг осуществляют 1172 предприятия торговли, 166 предприятий общественного питания, 389 цехов и пунктов по оказанию бытовых услуг населению, 44 аптеки и киоска, 109 ветеринарных киосков. Кроме того, доставку товаров до отдаленных деревень, не имеющих стационарной торговой сети, ежедневно обеспечивает 21 автомагазин.
Доля товарооборота организаций потребительской кооперации в объеме продаж районов республики составляет около 40 процентов.
Для того, чтобы добиться ценовых преимуществ над конкурирующими коммерческими структурами и повышения эффективности кооперативной торговли, организована сетевая структура, насчитывающая на сегодняшний день 22 супермаркета.
Кооперативный опт сохраняет значительный производственный потенциал - имеется 4 оптовые базы, 138 общетоварных складов площадью 110 тыс. кв. метров.
В 2008 году деятельность организаций потребительской кооперации в целом рентабельна, однако рентабельность в торговле, заготовках, переработке сельскохозяйственного сырья - основных отраслях деятельности, составляет не более одного процента.
Причинами низкого уровня рентабельности в торговле являются, в частности, затраты по содержанию убыточных магазинов (более 350), доставке товаров в отдаленные и труднодоступные населенные пункты, которые ежегодно достигают 75 млн. руб.
Ежегодно на содержание и развитие материально-технической базы потребительской кооперации расходуется более 100 млн. руб.
Необходимость развития организаций потребительской кооперации, повышения эффективности их участия в реализации программ социально-экономического развития республики продиктована тем, что организации и предприятия имеют существенный потенциал для расширения закупок, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, повышения занятости населения, развития несельскохозяйственной деятельности (закуп дикорастущего и лекарственно-технического сырья, торговое и бытовое обслуживание, оказание услуг на рынках), реализации проектов развития социальной инфраструктуры села.
2.2. Постановка проблем и необходимость
их решения программно-целевым методом
Основными проблемами, препятствующими развитию организаций потребительской кооперации, являются:
1. Неблагоприятная демографическая ситуация на селе, сокращение занятости населения, низкий уровень покупательской способности (около 2/3 сельских жителей имеют среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного уровня), отпуск товаров и услуг в долг малообеспеченным слоям населения, систематическая задолженность предприятий социальной сферы за продукты и услуги на фоне недостаточности собственных оборотных средств.
2. Сезонность сельскохозяйственного производства, отвлечение финансовых ресурсов под закупки, переработку и реализацию продукции и сырья на длительный период.
3. Отсутствие производственной инфраструктуры по первичной переработке и хранению сельскохозяйственной продукции и сырья. Недостаточное техническое и технологическое оснащение предприятий промышленной переработки, низкий уровень модернизации и обновления основных фондов.
4. Отсутствие инженерной инфраструктуры (газоснабжение, водоснабжение), преобладание в перерабатывающей отрасли предприятий мелкого и среднего масштаба, высокий уровень затрат, отсутствие системы сбыта, логистического и информационного обеспечения и, как следствие, неконкурентность продукции на потребительском рынке.
5. Значительная удаленность основной массы предприятий торгового и бытового обслуживания. Более 350 магазинов, расположенных в отдаленных населенных пунктах с численностью жителей до 150 человек, являются убыточными, магазины не закрываются, т.к. кроме организаций потребительской кооперации в этих деревнях никто население не обслуживает.
Труднодоступность населенных пунктов, не имеющих стационарной торговой сети, и обеспечение их через сеть автомагазинов (21 ед.).
6. Дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
Создание условий для ускоренных темпов роста всех отраслей деятельности, повышение конкурентности и финансовой устойчивости организаций становятся приоритетными направлениями кооперативной политики.
При соответствующей государственной поддержке, нормативно-правовой базе и расширении доступа к источникам финансирования имеющиеся ресурсы организаций будут задействованы полностью. Поэтому реализация данной Программы позволит сформировать самодостаточную и интегрированную в потребительский рынок систему, способную влиять на социально-экономическое развитие села Удмуртской Республики.
3. Цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации
Целями Программы являются:
развитие потребительской кооперации республики, способствующей социальному развитию сельских территорий, повышению занятости и уровня жизни сельского населения;
создание эффективно действующих заготовительно-сбытовых комплексов и вовлечение в хозяйственный оборот потребительской кооперации сельскохозяйственной продукции, производимой гражданами, личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами и организациями иных форм хозяйствования;
создание экономически эффективных и инвестиционно привлекательных предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и дикорастущего сырья, обеспечение выпуска высококачественной и конкурентной продукции;
развитие несельскохозяйственной деятельности организаций потребительской кооперации (торговое и бытовое обслуживание сельского населения, оказание услуг по реализации сельхозпродукции на рынках, закуп дикорастущего и лекарственно-технического сырья);
повышение финансовой устойчивости организаций потребительской кооперации за счет мер по расширению доступа потребительских обществ к кредитным ресурсам на льготных условиях и увеличения объемов деятельности во всех отраслях.
Для достижения этих целей необходимо решение следующих основных задач:
создание разветвленной заготовительной сети для обеспечения закупа сельскохозяйственной продукции от личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
техническая и технологическая модернизация предприятий заготовительной отрасли, обеспечение условий первичной переработки сельскохозяйственной продукции, дикорастущего и лекарственно-технического сырья;
развитие региональных и межрегиональных связей по обеспечению реализации сельскохозяйственной продукции;
формирование сбыта заготовленной сельскохозяйственной продукции, дикорастущего и лекарственно-технического сырья для нужд государственных и муниципальных заказов, на крупные производственные и фармацевтические предприятия;
формирование системы конкурентных перерабатывающих предприятий на основе интеграции системы закупа сельскохозяйственного сырья и сбыта произведенной продукции через оптово-логистические центры, торговые сети, участие в формировании государственных и муниципальных заказов;
обеспечение гарантий выпуска высококачественной и конкурентной продукции, завершение внедрения на предприятиях международных систем качества, реализация программ контроля качества;
проведение технической модернизации предприятий, совершенствование технологических процессов, формирование на предприятиях потребительской кооперации инвестиционной привлекательности;
осуществление повышения кадрового потенциала перерабатывающих предприятий потребительской кооперации, привлечение высококвалифицированных специалистов на основе мотивации;
активизация работы по созданию кооперативной торговой сети, обеспечение социально ориентированного обслуживания сельского населения, в первую очередь жителей отдаленных населенных пунктов;
развитие системы доступного и качественного общественного питания, приближение услуг предприятий общепита к сельскому населению, создание современных цехов по переработке сельскохозяйственной продукции, в основном по выработке мясных полуфабрикатов;
формирование системы сельскохозяйственных кооперативных рынков и обеспечение на них комфортных условий по реализации сельхозпродукции, выращенной селянами в личных подсобных и крестьянских хозяйствах;
увеличение видов оказываемых услуг в действующих предприятиях бытового обслуживания и качества выездной формы обслуживания населения в отдаленных населенных пунктах (через рост количества специализированных автомобилей "Автомагазин");
повышение финансовой устойчивости за счет увеличения объемов деятельности и распространения на организации потребкооперации мер государственной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов и расширения доступа к субсидируемым кредитным ресурсам.
Выполнению Программы развития организаций потребительской кооперации будет способствовать оказание государственной финансовой поддержки мероприятий по развитию материально-технической базы, модернизации предприятий и возмещение части транспортных расходов по доставке продовольствия в сельские магазины.
Реализация Программы будет осуществлена в один этап в течение 3 лет (2010-2012 годы).
4. Целевые индикаторы и показатели эффективности, характеризующие
результаты реализации ведомственной целевой программы "Развитие
потребительской кооперации Удмуртской Республики на 2010-2012 годы"
N |
Наименование целевого индикатора и показателя эффективности |
Единица измерения |
2009 г. |
Прогноз |
||
2010 г. |
Плановый период |
|||||
2011 г. |
2012 г. |
|||||
Целевые индикаторы | ||||||
1. |
Совокупный объем деятельности |
млн. руб. |
8358 |
9397 |
10835 |
13355 |
2. |
Розничный товарооборот торговой сети и общественного питания |
млн. руб. |
5370 |
6200 |
7300 |
9500 |
|
в т.ч. продажа на одного человека |
руб. |
13325 |
15400 |
18100 |
23600 |
3. |
Заготовительный оборот |
млн. руб. |
650 |
700 |
850 |
1000 |
|
в т.ч. закупка: мяса |
тонн |
5650 |
5700 |
5900 |
6000 |
|
молока |
тонн |
17100 |
17200 |
18000 |
18200 |
|
картофеля |
тонн |
8000 |
8200 |
11000 |
13000 |
|
овощей |
тонн |
3300 |
3330 |
3500 |
3600 |
4. |
Выплачено населению за закупленную сельхозпродукцию |
млн. руб. |
540 |
580 |
705 |
850 |
|
в т.ч. на одного человека |
руб. |
1590 |
1700 |
2070 |
2500 |
5. |
Объем промышленной продукции |
млн. руб. |
880 |
940 |
1100 |
1250 |
6. |
Оказание платных услуг населению |
млн. руб. |
78 |
82 |
95 |
110 |
|
в т.ч. бытовых услуг |
млн. руб. |
22 |
25 |
30 |
35 |
Показатели эффективности: бюджетной, социальной, экономической | ||||||
1. |
Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации |
млн. руб. |
640 |
745 |
890 |
1050 |
2 |
Прирост совокупного объема деятельности |
млн. руб. |
858 |
1039 |
1438 |
2520 |
3. |
Сальдированный финансовый результат (чистая прибыль) |
млн. руб. |
160 |
165 |
172 |
180 |
4. |
Повышение занятости сельского населения и создание рабочих мест |
раб. мест |
363 |
380 |
380 |
440 |
5. |
Показатели эффективности |
Э общ. |
|
716,55 |
938,64 |
1743,94 |
5. План мероприятий Программы
(млн. руб.)
6. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики, федерального бюджета, иных источников финансирования (средств организаций).
Необходимые для реализации Программы объемы и источники финансирования приведены в следующей таблице:
Объемы и источники финансирования Программы
млн. руб.
Год |
Финансирование (всего) |
в том числе за счет средств: |
||||
бюджета Удмуртской Республики |
Федеральный бюджет (в соответствии с законодательством) |
Иные источники финансирования (средства организаций) в соответствии с законодательством |
||||
Субсидии на возмещение транспортных расходов по перевозке продовольствия в сельской местности |
Субсидии на возмещение части стоимости оборудования и техники |
Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях |
||||
2010 |
145,0 |
5,0 |
5,0 |
0,3 |
0,6 |
134,1 |
2011 |
153,2 |
6,0 |
15,0 |
0,3 |
0,6 |
131,3 |
2012 |
144,5 |
7,0 |
16,0 |
0,4 |
0,8 |
120,3 |
Итого |
442,7 |
18,0 |
36,0 |
1,0 |
2,0 |
385,7 |
В 2010 году финансирование мероприятий Программы производится за счет средств бюджета Удмуртской Республики в соответствии с расходами, предусмотренными по коду главы 882 "Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики" Закона Удмуртской Республики "О бюджете Удмуртской Республики на 2010 год".
Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год.
В случае несоответствия результатов исполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики.
7. Механизм реализации Программы
Реализация программных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики.
Заказчик Программы - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики:
обеспечивает реализацию Программы в соответствии с планом мероприятий Программы;
представляет отчет о реализации Программы в Государственный Совет Удмуртской Республики, Правительство Удмуртской Республики, Министерство экономики Удмуртской Республики по установленным законодательством формам и срокам;
заключает государственные контракты (договоры, соглашения), связанные с реализацией Программы;
осуществляет проведение мониторинга реализации Программы;
ежегодно формирует бюджетные заявки на бюджетные ассигнования из бюджета Удмуртской Республики и в установленном порядке предоставляет их в Министерство экономики Удмуртской Республики.
Приобретение материально-технических ресурсов, выбор подрядчиков, способы и методы выполнения работ в соответствии с мероприятиями Программы определяют участники Программы. Они же несут ответственность за полноту использования денежных ресурсов и своевременность предоставления необходимых документов на получение субсидий.
8. Организация управления Программой
Определение форм и методов организации управления Программой и ее текущее управление осуществляется заказчиком Программы в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики.
Заказчик Программы обеспечивает:
согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий:
координацию деятельности участников Программы по реализации мероприятий Программы, целевому и рациональному использованию средств федерального бюджета, бюджета Удмуртской Республики и внебюджетных источников;
нормативное правовое и методическое консультирование реализации Программы;
проведение мониторинга реализации Программы;
подготовку ежеквартальной и ежегодной информации о ходе реализации Программы;
заключение Соглашений о сотрудничестве между Правительством Удмуртской Республики и Союзом потребительских обществ;
анализ эффективности выполнения мероприятий Программы, контроль за целевым расходованием финансовых средств, определение промежуточных результатов реализации Программы по основным целевым индикаторам Программы.
9. Контроль за реализацией Программы
Контроль за реализацией Программы, эффективностью и целевым использованием средств бюджета Удмуртской Республики осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.
Необходимым элементом механизма реализации Программы является мониторинг ее выполнения, который обеспечивает связь органа управления - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики с участниками. На основе результатов мониторинга и выделяемых на реализацию Программы средств заказчик вправе ежегодно давать необходимые предложения для внесения изменений в Программу, что позволит избежать издержек в процессе исполнения и своевременно реагировать на возможные изменения ресурсного обеспечения.
10. Методика оценки эффективности реализации Программы
Оценку эффективности реализации Программы целесообразно проводить на основе использования целевых индикаторов, которые обеспечат мониторинг динамики изменения совокупного объема деятельности в действующих ценах. Эти индикаторы сопоставляются с объемами финансирования из бюджета Удмуртской Республики и объемами использования собственных средств организаций потребительской кооперации.
Планируемая эффективность расходования средств рассчитывается по формуле:
Эобщ. = СВ/З х 100,
где:
Эобщ. - планируемая эффективность расходования средств по Программе, выраженная в рублях дополнительного совокупного объема деятельности, полученных в результате финансирования Программы;
СВ - дополнительный совокупный объем деятельности, полученный по Программе;
З - расходы по программе.
Прогнозный расчет эффективности реализации Программы приведен ниже:
Показатели |
Годы |
||||
2010 |
2011 |
2012 |
Итого за 3 года |
||
Ежегодный прирост совокупного объема деятельности (СО), млн. руб. |
1039 |
1438 |
2520 |
4997 |
|
Финансирование Программы |
Всего, млн. руб. |
145,0 |
153,2 |
144,5 |
442,7 |
в т.ч. из бюджета Удмуртской Республики |
10,3 |
21,3 |
23,4 |
55,0 |
|
Из федерального бюджета в соответствии с законодательством |
0,6 |
0,6 |
0,8 |
2,0 |
|
Иные источники в соответствии с законодательством |
134,1 |
131,3 |
120,3 |
385,7 |
|
Показатели эффективности |
Э общ. |
716,55 |
938,64 |
1743,94 |
1128,76 |
Источниками получения информации для расчета экономических показателей, а также оценки степени достижения результатов являются формы статистической отчетности, утвержденные Федеральной службой государственной статистики, а также ведомственной отчетности.
11. Оценка социальной, экономической,
бюджетной эффективности реализации Программы
В результате реализации Программы социально-экономические показатели потребительской кооперации республики должны существенно улучшиться. Их динамика приведена в 4 разделе данной Программы.
Совокупный объем деятельности в сопоставимых ценах возрастет за 2010-2012 годы в 1,6 раза, ежегодный прирост составит от 12 до 23 %.
Закупки сельскохозяйственной продукции и сырья возрастут в 1,6 раза, объем выпуска продукции на кооперативных предприятиях - в 1,4 раза.
В заготовительной деятельности планируется:
продолжить проведение конкурса на лучшую организацию закупок молока, мяса;
ежегодно обеспечивать население молодняком скота и птицы и довести объем их реализации: птицы - до 80 тыс. штук, поросят - до 35 тыс. голов. Для обеспечения селян молодняком скота и птицы организовать собственное воспроизводство: открыть инкубаторные станции на получение в сезон цыплят, гусят, утят до 100 тыс. голов, 2 овцефермы на 100 овцематок каждая;
при участии центров занятости населения и администраций районов республики привлечь безработных граждан для работы в семейных фермах по откорму скота и птицы с гарантией обеспечения их молодняком, комбикормами и реализации произведенной продукции;
оснащать скотоубойные пункты более современным оборудованием для разделки туш, холодильным оборудованием;
открыть цех по производству мясных консервов;
увеличить количество приемных пунктов по заготовке молока с 462 до 550;
для улучшения качества картофеля ежегодно продавать населению элитные сорта картофеля, довести объем продаж семян до 500 тонн;
постепенно осуществлять переход на реализацию фасованного картофеля и овощей после проведения первичной обработки (сухая чистка, мойка);
создать собственные бригады по выращиванию картофеля и овощей;
для увеличения объемов закупаемых дикорастущих ягод и грибов, ягод, выращенных в садоогородных и личных хозяйствах, организовать их шоковую заморозку, соление и маринование грибов;
совместно с центрами занятости населения в райцентрах и на центральных усадьбах создать лагеря труда и отдыха из числа учащихся, организовать через них сбор лекарственного сырья. Для переработки всего объема закупленного лектехсырья открыть специализированный цех;
постоянно поддерживать связь с фермерскими, крестьянскими хозяйствами, заключать с ними договоры на поставку сельхозпродукции.
Модернизация действующих скотоубойных пунктов, строительство и реконструкция холодильников, строительство цеха по переработке мяса и реконструкция действующих, приобретение специализированного транспорта позволят увеличить закуп мяса и молока.
За счет увеличения закупа и переработки животноводческой продукции произойдет рост более, чем в 2 раза производства и реализации мясных полуфабрикатов и кулинарных изделий.
Программой предусмотрено переоборудование имеющихся зданий и территорий в 5 районных центрах под организации сельскохозяйственных рынков для реализации в них закупленной и переработанной продукции, предоставления мест гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство и желающим продать выращенную сельскохозяйственную продукцию.
Развитие общественного питания, предусматривающее комплекс мер, направленных на повышение эффективности и максимальное удовлетворение населения в услугах общественного питания, содержит мероприятия по эффективному использованию материально-технической базы предприятий, реконструкции и перепрофилированию действующих, оснащению их современным технологическим и холодильным энергосберегающим оборудованием для выпуска качественной, конкурентоспособной продукции. Определен формат предприятий общепита в каждой организации: ресторан - кафе с единым брендом "Жемчужина", закусочная "Горячие пельмени", "Пиццерия", "Блинная".
На промышленных предприятиях за счет технической модернизации и внедрения современных технологических процессов должна повыситься производительность труда, существенно улучшиться условия труда.
Основными направлениями дальнейшего развития производственных предприятий являются:
переоснащение хлебопекарного производства современными энергосберегающими печами "Revent" с расстойными шкафами "Климат-Агро". Преимущество в замене действующих на предприятиях печей "Муссон-ротор" и ФТЛ отдано хлебопекарным печам "Revent", т.к. в России нет подобных аналогов оборудования: печи позволяют снизить энергозатраты до 10 раз (по сравнению с печами ФТЛ), срок их эксплуатации в 2,5 раза больше, чем печей российского производства, и они обеспечивают высокое качество продукции. Опыт работы данных печей в кооперативных организациях показывает, что себестоимость производства хлебобулочных изделий снижается до 30 %;
оснащение цехов по производству мясных полуфабрикатов камерами шоковой заморозки и организация упаковки продукции в 3-шовные полипропиленовые пакеты с нанесенным на них штрих-кодом;
модернизация оборудования на консервном заводе и дооснащение современным технологическим оборудованием цеха по переработке картофеля (мойка, чистка картофеля, производство крахмала), консервного цеха (установка новой технологической линии для фасовки продукции в современную стеклобанку) - затраты более 10 млн. руб;
приобретение и вовлечение в производственный процесс более 100 единиц специализированного и другого транспорта, что поможет интегрировать систему в потребительский рынок республики и близлежащих регионов.
В целях недопущения вытеснения кооперативной торговли с наиболее коммерчески эффективных площадок на уровень, где существование экономически выгодной торговли будет невозможным, основной задачей развития торговли потребкооперации будет являться объединение торговых предприятий в единую сеть с собственным распределительным центром, отвечающим следующим требованиям:
единство торговой системы, обеспечивающей единение информационных и логистических связей, стилистических и технических решений, закупочной и торговой политики. Для осуществления этой задачи необходима автоматизация блоков управления продажами и закупками, что позволит установить оперативный контроль в режиме он-лайн (реального времени) за составлением заказов, оплатой и поставкой товаров по заказам;
коммерческая эффективность для максимально широкого круга торговых предприятий. Имея в своем распоряжении распределительный центр (РЦ) и возможность доставлять товары в магазины ежедневно, кооперативная торговля может вплотную подойти к технологии кросс-докинг (работы "с колес"), когда в магазинах складские помещения сведены к минимуму. Наличие распределительного центра позволит снизить транспортные издержки за счет грамотной логистики. Кооперативная торговля сможет заявить о себе, как о крупной торговой сети, которая может диктовать поставщикам (в том числе и федеральным) оптимальные условия работы, добиваться конкурентных цен, дополнительных бонусов, маркетинговых и рекламных бюджетов и дистрибьюторских договоров. Распределение имеющихся товаров позволит дать каждому магазину ровно столько товаров, сколько он в состоянии продать к моменту следующей поставки с РЦ. Оборачиваемость товаров увеличивается, остатки в магазинах уменьшаются. Управление ценообразованием также может осуществляться из распределительного центра. Это позволит гибко устанавливать различные цены на один и тот же товар для каждой точки розничной торговли в зависимости от ее территориального расположения, формата, позиционирования и конкурентного окружения;
социальная ориентация и обслуживание населения в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах. Конкурентным преимуществом кооперативной торговой сети является возможность частичного обеспечения потребностей торговли за счет продукции предприятий потребкооперации с использованием социального эффекта. Оптимизация торговой деятельности за счет внедрения сетевой торговли при предоставлении особых условий для несетевых кооперативных магазинов расширит географию их безубыточности. Такой подход позволит обеспечить поддержание и развитие менее эффективных торговых предприятий, имеющих большое социальное значение для небольших населенных пунктов;
коммерчески обоснованная специализация магазинов с широким внутригрупповым ассортиментом;
создание единого бренда для товаров, производимых организациями потребкооперации и реализуемых через торговую сеть, единых стандартов оформления торговых объектов.
В целях развития и организации новых рабочих мест планируется открыть отделы по реализации продукции и изделий народных промыслов, декоративно-прикладного искусства и ремесел.
Выполнение мероприятий Программы при соответствующей государственной поддержке потребительской кооперации позволит наиболее полно задействовать имеющиеся ресурсы и потенциал системы и оказать существенное влияние на социально-экономическое развитие села Удмуртской Республики.
12. Оценка рисков реализации Программы
В ходе реализации Программы могут возникнуть следующие риски:
финансовые риски - в случаях меньшего по сравнению с планируемым объема финансирования Программы из бюджета Удмуртской Республики. В итоге будут реализованы отдельные мероприятия, которые не позволят выйти на запланированные показатели, что скажется на бюджетной эффективности Программы;
конъюнктурный риск, связанный со структурными и количественными изменениями спроса и предложения на выпускаемую продукцию и динамикой цен. Этот риск существенен, так как объем производства и реализации продукции заложен с учетом инфляции, и кризисные явления могут не позволить выполнить намеченные планы;
ресурсные риски, связанные с отсутствием сырья. Этот риск крайне мал, так как в настоящее время освоение товарных ресурсов молока и мяса организациями потребительской кооперации составляет 37 процентов;
погодные риски, влекущие снижение урожайности картофеля и овощей, дикорастущих ягод и грибов, в результате чего также будут снижены объемы закупок и реализации этих видов продукции;
социальные риски (социальная непривлекательность сельской местности, разрыв между уровнями жизни в городе и на селе, провоцирующие нехватку трудоспособного населения) решаются усилением роли государства в решении социальных проблем на селе, совершенствованием социальной инфраструктуры, расширением строительства социально-бытовых объектов, объектов газо- и водоснабжения, дорог, строительством домов для молодых специалистов (молодых семей), поддержкой личных подсобных хозяйств, которые активно проводятся через реализацию федеральной и республиканской целевых программ, направленных на социальное развитие села, повышение стимула для привлечения на работу и проживание в сельскую местность квалифицированных специалистов, и тем самым снизят риск реализации Программы.
Риски могут быть существенно снижены за счет исполнения программно-целевого подхода в решении задач развития потребительской кооперации.
Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителя и участников Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства УР от 28 декабря 2009 г. N 393 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие потребительской кооперации Удмуртской Республики на 2010-2012 годы"
Текст постановления опубликован в журнале "Собрание законодательства Удмуртской Республики" от 9 марта 2010 г. N 28 (II), на сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики в сети Интернет http://www.udmurt.ru от 24 октября 2012 г.
Текст постановления предоставлен Администрацией Президента и Правительства Удмуртской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства УР от 14 февраля 2011 г. N 38