В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, руководствуясь Уставом муниципального образования "Город Глазов", письмом Управления федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 12.04.2010 г. N ММ01-17-06/2404э, Глазовская городская Дума решает:
Внести в Программу социально-экономического развития муниципального образования "Город Глазов" на 2010-2014 годы, утвержденную решением Глазовской городской Думы от 21.12.2009 г. N 828 (в ред. от 31.03.2010 г. N 866), следующие изменения:
раздел 5 "Развитие конкуренции" изложить в следующей редакции:
"Раздел 5. "Развитие конкуренции"
В среднесрочной перспективе целью экономической политики муниципального образования "Город Глазов" является обеспечение устойчивого экономического роста и формирования конкурентоспособной инвестиционно-инновационной экономики.
Решение многопрофильных задач достижения поставленной цели будет осуществляться за счет реализации программных мероприятий Программы социально-экономического развития муниципального образования "Город Глазов" на 2010-2014 годы, но также развитием конкурентной среды путем создания условий для появления новых участников на товарных рынках города Глазова.
Динамика отгрузки товаров собственного производства, выполнение работ, услуг собственными силами, а также доля промышленной продукции города в общем объеме промышленной продукции Удмуртской Республики за период 2005-2009 года представлена в пункте 1.3 "Промышленность" раздела 1 Программы социально-экономического развития муниципального образования "Город Глазов" на 2010-2014 годы (далее - Программа).
Наибольшую долю в отгрузке занимает промышленное производство (более 80 %, включая добывающую и обрабатывающую промышленность, производство и распределение электроэнергии, газа и воды), а также оптовая и розничная торговля (0,4 %), сельское хозяйство (9,9 %).
Ключевыми фактором достижения поставленной цели является структурная диверсификация производства основных отраслей промышленности города, ориентированная на выпуск конкурентоспособной продукции, использование трудовых ресурсов, качественное корпоративное управление и инвестиционный потенциал экономики. Структурная диверсификация обеспечивается инновационно-промышленной политикой - оптимальным сочетанием программ и отдельных мероприятий по стимулированию конкуренции и предпринимательской инициативы, а также рядом мероприятий, направленных на устранение причин и снижение факторов препятствующих развитию здоровой конкуренции в рамках реализации Программы развития конкуренции в Удмуртской Республике на 2010-2012 годы.
Муниципальная политика города Глазова в области поддержки инвестиционной деятельности регламентируется Положением "Об инвестиционной деятельности на территории муниципального образования "Город Глазов", утвержденным решением Глазовской городской Думы от 01.08.2007 N 402. Формы муниципальной поддержки инвестиционной деятельности представлены на схеме 1.
Муниципальная поддержка инвестиционной деятельности на территории города Глазова осуществляется органами местного самоуправления города Глазова в соответствии с федеральным и региональным законодательством в следующих формах:
- установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов;
- предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в пределах муниципального образования "Город Глазов";
- предоставление инвесторам на конкурсной основе субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам коммерческих банков на инвестиционные цели из местного бюджета;
- создания системы сопровождения перспективных инвестиционных проектов, включающей в себя механизм взаимодействия органов местного самоуправления города Глазова, направленный на снижение административных барьеров на пути инвесторов, а также информационное и организационное сопровождение инвестиционных проектов.
Органы местного самоуправления города Глазова вправе предоставлять муниципальные гарантии по инвестиционным проектам за счет средств местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением "О бюджетном процессе в городе Глазове".
Схема 1
"Схема 1"
Муниципалитет, предприятия и организации города активно вовлечены в процесс привлечения инвестиций на нашу территорию. Достаточно сказать, что город Глазов уже во второй раз принял участие в инвестиционном форуме "Удмуртия - регион опережающего развития". Город представил городские социальные проекты и проекты ведущих предприятий города. В ноябре 2008 года инвестиционные проекты были представлены в Москве на проводимом впервые по нашей инициативе Первом национальном инвестиционном форуме "Муниципальная Россия - 2008". Ранее подобные форумы проходили только на региональном уровне. Пожалуй, впервые муниципалитеты получили уникальную возможность представить свои возможности потенциальным инвесторам за границами субъектов Федерации. В составе участников Форума Глазов выступил дважды - и в качестве члена Ассоциации малых и средних городов России, и в качестве полноценного партнера. В конце ноября 2009 года 7 инвестиционных проектов и 9 инвестиционных площадок города Глазова были представлены на Втором национальном инвестиционном форуме "Муниципальная Россия - 2009".
В режиме прямого доступа на интернет-сайте города Глазова, сайте "Инвестиции в Удмуртии" (www.udminvest.ru). сайте Второго национального инвестиционного форума "Муниципальная Россия - 2009" (www.forum.municipalrussia.ru) выставлены все городские инвестиционные проекты и инвестиционные площадки, разработан "Инвестиционный паспорт города Глазова". Основные инвестиционные и инновационные проекты, реализуемые в МО "Город Глазов", представлены в пункте 1.5 "Инвестиционная, инновационная политика" раздела 1 Программы.
5.1. Оценка конкурентной среды на ключевых товарных
рынках и описание основных мер для ее улучшения
Конкурентоспособность экономики и качество жизни населения города определяются состоянием конкурентной среды, развитием инфраструктуры, возможностью оперативного решения проблем по развитию бизнеса (сокращение административных барьеров, недопущение барьеров в межрегиональном товарообороте и т.д.).
В сфере промышленного производства
Четырехлетний период социально-экономического развития муниципального образования "Город Глазов" отмечен позитивной тенденцией наращивания объемов производства.
Экономический рост в существенной степени базировался на увеличении внутреннего спроса.
В общем объеме промышленной продукции Удмуртской Республики объем промышленной продукции, выпускаемой глазовскими предприятиями в 2009 году, составил около 8 %.
В структуре промышленного производства города участвуют 26 крупных и средних предприятия города, которые обеспечивают 95,3 % всей отгрузки товаров собственного производства, выполнение работ, услуг собственными силами.
Доля объема отгрузки продукции градообразующего предприятия в общем объеме отгрузки по городу представлена на диаграмме 2 пункта 1.3 "Промышленность" раздела 1 Программы.
За период 2005-2008 год увеличили объемы производства следующие предприятия города:
- ООО "Глазов. Электрон" в 2,9 раза;
- ОАО "Глазов-молоко" в 2,1 раза;
- ОСП АО "Чепецкое управление строительства" в 2,1 раза;
- ОАО "Ликероводочный завод "Глазовский" на 189,5 %;
- ОАО "Глазовская мебельная фабрика" на 187,3 %;
- ОАО "Рсммаш" на 177,4 %:
- ОАО "Чепецкий механический завод" на 150,8 %:
- ОАО "Глазовский завод - Металлист" на 133,4 %.
Итоги деятельности некоторых предприятий города представлены в таблицах с 3 по 6 пункта 1.3 "Промышленность" раздела 1 Программы.
Основные проблемы, тормозящие развитие производства и наращивание объема выпуска продукции:
- отсутствие или недостаточное финансирование;
- удорожание стоимости запланированных работ;
- снижение эффективности инвестиций в процессе реализации проекта;
- снижение спроса на продукцию.
Основная проблема по переобучению персонала - недостаточное финансирование развития материальной базы обучения.
В результате вышеперечисленных проблем идет снижение загрузки производственных мощностей, неполное использование трудовых ресурсов, увеличение материальных затрат на обслуживание производств и. как следствие, рост стоимости продукции, что приводит к снижению ее конкурентоспособности в ценовом сегменте на товарном рынке.
В сфере строительства
В городе насчитывается 9 строительных организаций. В строительстве жилья участвует 2 предприятия.
Наличие достаточно большого количества строительных фирм и действующее законодательство способствовали тому, что в последние годы на рынке строительной сферы в целом сформирована конкурентная среда: земельные участки для строительства предоставляются на конкурсной основе, выбор строительных организаций для участия в целевых федеральных и республиканских программах также осуществляется на основе конкурсов. Организации-застройщики, в основном, выбор подрядных организаций осуществляют также на основе торгов, аукционов. Сложившаяся конкурентная ситуация сдерживает рост цен на строительные материалы, услуги строительных организаций, цены на жилье как на первичном, так и на вторичном рынке. Объемы ввода жилья в динамике представлены в таблице 17 пункта 1.8. "Строительство" раздела 1 Программы, планируемый ввод жилья до 2014 года на территории муниципального образования "Город Глазов" представлен в таблице 103 пункта 2.4.6 "Строительство" раздела 2 Программы.
В то же время влияние финансового кризиса особенно сильно отразилось на рынке строительной индустрии: отмечается рост незавершенного строительства, обусловленный значительным подорожанием кредитных ресурсов для населения и предприятий, а также сокращением программ потребительского и ипотечного кредитования.
В настоящий момент в соответствии с Генеральным планом города Глазова, утвержденным решением Глазовской городской Думы от 30.07.2008 N 593 и Правилами землепользования и застройки города Глазова, утвержденными решением Глазовской городской Думы от 21.12.2008 N 829, предоставляются земельные участки для жилищного строительства, как обеспеченные, так и необеспеченные коммунальной инфраструктурой.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства
Качество жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению, в значительной степени зависит от состояния конкурентной среды на рынке услуг жилищно-коммунального хозяйства.
На территории муниципального образования "Город Глазов" установлена следующая динамика управляющих организаций на рынке услуг жилищно-коммунального хозяйства: в 2008 году - 4 управляющих организаций, из них 3 частных компании и 1 муниципальное предприятие, то в 2009 году управление многоквартирными домами осуществлял 5 хозяйствующий субъект, из которых 4 являются частными организациями, 1 - муниципальной организацией. Товариществ собственников жилья на территории города зарегистрировано 86.
Решение проблем в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства возможно путем:
- создания открытых и доступных условий для входа новых строительных организаций на рынок, в том числе к объектам муниципального заказа, в частности: опубликования и общественные слушания по обсуждению планов развития территорий, планов застройки города Глазова;
- создания равных условий по включению многоквартирных домов в программу капитального ремонта, где четко сформулированы механизмы включения многоквартирных домов в муниципальную программу, а также проведение контроля за надлежащим расходованием выделенных средств. На постоянной основе доводить информацию о порядке включения домов в программу до управляющих компаний, ТСЖ и населения;
- вести информационную работу с управляющими компаниями, ТСЖ и населением по вопросам выбора способа управления, правильности оформления соответствующих документов, порядка передачи технической документации, заключения и исполнения договоров управления домом;
- разработать меры по своевременному подписанию соответствующих договоров и иных документов в рамках норм действующего законодательства с управляющими организациями и ТСЖ по вопросам управления многоквартирным домом, в котором имеются жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности.
В сфере транспорта
Транспорт занимает особое место в городской инфраструктуре - с его помощью обеспечивается возможность жизнедеятельности города как единой системы с его административными, культурно-просветительскими и другими функциями.
Городской пассажирский транспорт осуществляет перевозки пассажиров автобусами общего пользования и легковыми таксомоторами. Транспортные услуги автобусами общего пользования населению оказывают Глазовский филиал ОАО "Удмуртавтотранс" и 10 индивидуальных предпринимателей. За истекший период организовано 8 новых маршрутов за счет перевозчиков, что позволило организовать автобусное сообщение со всеми микрорайонами города. Ежедневно на линию выходят 56 автобусов. Обновление подвижного состава в Глазовском филиале произошло на 100 %, у индивидуальных предпринимателей на 62 %. Все перевозчики независимо от форм собственности осуществляют социально-значимые перевозки льготной категории пассажиров, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством. Кроме этого по инициативе самих перевозчиков в городе предоставлено право бесплатного проезда ветеранам Великой Отечественной войны и трудового фронта. Пенсионерам, вышедшим на пенсию по возрасту и не имеющим льгот согласно законодательству, школьникам и студентам очной дневной формы обучения предоставляется скидка до 40 % от стоимости разового проездного билета. При этом дотация из бюджета не предоставляется.
В городе круглосуточно функционирует 10 диспетчерских пунктов службы такси, на которых задействовано более 120 единиц легковых автомобилей. В силу развитой конкуренции стоимость проезда на протяжении последних 3-х лет остается неизменной.
В городе функционирует автоматизированная система продажи билетов на железнодорожном транспорте. Ведутся работы по улучшению фасада и функциональных возможностей здания железнодорожного вокзала на станции "Глазов".
Основные показатели развития транспорта за период 2005-2009 год представлены в пункте 1.6 "Транспорт" раздела 1 Программы.
В целях внедрения системы управления городским пассажирским транспортом, обеспечивающую полное удовлетворение спроса населения города, а также обеспечивающую улучшение качества предоставляемых транспортных услуг разрабатывается целевая городская долгосрочная программа "Внедрение системы управления городским пассажирским транспортом в муниципальном образовании "Город Глазов" на 2010-2014 годы".
Определение перевозчиков в рамках конкурсных процедур позволит в условиях конкурентной борьбы определить наилучшие условия перевозки пассажиров и порядочить работу на городских, пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике.
В сфере агропромышленного комплекса
Отрасль сельского хозяйства города Глазова представлена двумя крупными предприятиями: ОАО "Удмуртская птицефабрика" и ООО "Птицефабрика "Глазовская". ОАО "Удмуртская птицефабрика" специализируется на производстве мяса птицы (куры), 000 "Птицефабрика "Глазовская" - производстве яиц.
С 2005 года по 2008 год на птицефабриках ОАО "Удмуртская" и ООО "Глазовская" увеличено производство мяса птицы на 13,1 %, яиц - на 16,3 %.
Динамика производства продукции в натуральном выражении представлена в таблице 9 пункта 1.4 "Сельское хозяйство" раздела 1 Программы.
В сопоставимой оценке к уровню 2008 года объем производства составил по ОАО "Удмуртская птицефабрика" - 109,5 %, по ООО "Птицефабрика "Глазовская" - 111,7 %.
Основные показатели развития предприятий сельского хозяйства представлены в таблице 10 пункта 1.4 "Сельское хозяйство" раздела 1 Программы.
Несмотря на положительную динамику производства основных видов сельскохозяйственной продукции в натуральном выражении финансовые результаты деятельности остаются неустойчивыми.
В последнее время цены на энергоносители и прочие материальные затраты опережают цены на сельскохозяйственную продукцию. В результате затраты на производство превышают выручку от реализованной продукции. Складывающаяся ситуация приводит к увеличению суммы кредиторской задолженности и займов.
Одним из направлений Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы является регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с целью повышения конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции для поддержания эффективного и рентабельного сельскохозяйственного производства.
В сфере потребительского рынка
Система потребительского рынка и услуг - одна из важнейших отраслей экономики, призванная обеспечивать жителей города товарами и услугами.
В городе в настоящее время функционирует более 1000 объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения. Количественный состав объектов потребительского рынка представлен в таблице 29 пункта 1.14. "Потребительский рынок" раздела 1 Программы.
Отрасль обеспечивает занятость более 17 % процентов экономически активного населения города, на предприятиях торговли и сферы услуг работает около 7 тысяч человек.
В последние годы потребительский рынок города характеризовался стабильностью и высокой насыщенностью товарами и услугами. Рост заработной платы и пенсий, потребительского кредитования и развитие материальной базы, создание новых современных предприятий, обусловили рост розничного товарооборота в сопоставимых ценах за 2005-2008 годы в 2,6 раза. В связи кризисными явлениями в экономике России с начала второго полугодия 2008 года и в первом полугодии 2009 года в связи со снижением покупательской активности населения отмечено сокращение объема продаж.
За прошедшие годы более совершенной стала инфраструктура потребительского рынка. Доля рыночной торговли сократилась с 17,7 % в 2005 году до 8,4 % в 2008 году.
Все больший объем товарооборота приходится на организованные формы торговли - магазины, в том числе супермаркеты и торговые комплексы с широким ассортиментом товаров, гибкой ценовой политикой, высоким уровнем торговых технологий и оборудования. Показатели развития торговли и общественного питания представлены в таблице 30 пункта 1.14. "Потребительский рынок" раздела 1 Программы.
Ежегодный рост сети предприятий торговли позволил довести уровень обеспеченности населения торговыми площадями до 535 кв. метров в расчете на 1 тысячу жителей в 2008 году против 309 кв. метров в 2005 году. Обеспеченность услугами общественного питания в общедоступной (открытой) сети - 32 посадочных мест на 1000 жителей.
За 2005-2008 годы открыто и реконструировано около 100 предприятий розничной торговли и 2 предприятия общественного питания.
В последние годы проведена работа по упорядочению мелкорозничной торговли за счет реконструкции, закрытия и выноса киосков, лотков, павильонов устаревшего типа, что позволило за 2005-2008 годы сократить их количество со 106 до 64. За счет это уменьшилось количество случаев незаконной торговли алкогольной и спиртосодержащей продукцией, улучшилось благоустройство города.
За 2004-2008 годы в городе закрыто 3 мини - рынка, не соответствующих требованиям нормативной документации. На центральном рынке введен в эксплуатацию торговый павильон площадью 1800 кв. м на 60 рабочих мест, реконструировано более 160 торговых навесов с установкой рольставней и охранной сигнализацией.
В городе реализуются Программа развития сетей торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения и республиканская целевая Программа "Детское и школьное питание" на 2006-2009 годы. В целях реализации республиканской целевой Программы "Детское и школьное питание на 2006-2009" годы учащиеся 1-3 классов получают бесплатно витаминизированное молоко и выпечку.
С целью создания устойчивой системы школьного питания, обеспечения обучающихся общеобразовательных учреждений города Глазова качественным и безопасным питанием, сохранения и укрепления здоровья школьников, а также профилактики заболеваний, в 2008 году город принял участие в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации для реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях и были признаны победителями.
На долю сферы бытового обслуживания приходится 17,0 % от общего объема платных услуг.
За 2005-2008 годы в городе открыто около 80 предприятий, пунктов, мастерских и участков по оказанию бытовых услуг. Развиваются новые виды услуг: цифровое фото, ремонт компьютерной техники, сотовых телефонов ремонт стиральных машин-автоматов, ремонт по новым технологиям жилья и другие.
За 2005-2008 годы Администрацией города предоставлено в аренду для организации бытовых услуг около 6 тыс. кв. метров муниципальных площадей.
Увеличению спроса населения на продукцию местных товаропроизводителей, повышению ее конкурентоспособности способствовали проводимые в городе ярмарки - продажи, дегустации и смотры-качества. За 2004-2005 годы проведены конкурсы профессионального мастерства: "Лучший руководитель торгового предприятия", "Лучшее предприятие торговли среди субъектов малого предпринимательства", "Лучший повар школьной столовой", "Лучший продавец", "Лучшее оформление предприятий торговли в День города", Фестиваль парикмахерского искусства, "Лучший фотограф", "Лучший обувщик", "Лучший пекарь школьной столовой", "Лучший кондитер", "Лучший кулинарный магазин", "Лучшая столовая на промышленном предприятии", "Официант года". Ежегодно к Всемирному дню потребителя проводились викторины "Потребительская грамотность", круглые столы по теме "Изучаем закон "О защите прав потребителей", смотры качества хлеба и хлебобулочных изделий, молочной продукции, колбасных изделий, выставки- продажи кулинарных, кондитерских изделий.
Ежегодно проводились школьные базары, новогодние ярмарки-продажи, книжная ярмарка "Читают...все", торговые ярмарки на общегородских праздниках.
Объем бытовых услуг населению с учетом объемов по полному кругу предприятий и организации города представлены в таблице 31 пункта 1.14 "Потребительский рынок" раздела 1 Программы.
Уровень развития потребительского рынка во многом определяется обеспеченностью квалифицированными кадрами. С целью подготовки специалистов для отрасли торговли и сферы услуг ежегодно проводятся семинары, кулинарные советы, конкурсы, практические семинары и "мастер-классы", "круглые столы" с администрациями учебных заведений и руководителями предприятий потребительского рынка.
Целью развития потребительского рынка является решение комплекса задач, ориентированных на наиболее полное удовлетворение спроса населения на потребительские товары и услуги в широком ассортименте, по доступным ценам и в пределах территориальной доступности при гарантированном качестве и безопасности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:
1. Содействие продвижению товаров местных товаропроизводителей:
- содействие созданию и развитию товаропроизводителями собственных торговых сетей;
- создание новых торговых мест;
- создание равных условий по предоставлению объектов муниципальной собственности для осуществления торговой деятельности (проведение конкурсов, аукционов).
2. Повышение качества и безопасности товаров и услуг, уровня обслуживания:
- проведение семинаров, учеб, смотров качества, координация деятельности контроля качества товаров и услуг, поступающих на потребительский рынок;
- информационное сопровождение в СМИ проводимой работы по развитию потребительского рынка.
3. Создание и развитие сбалансированной структуры потребительского рынка:
- содействие дальнейшему развитию и сохранению в условиях конкуренции торговых сетей, мультисервисных центров, приемных пунктов по оказанию бытовых услуг.
4. Содействие развитию социально-ориентированного потребительского рынка.
5. Совершенствование механизма осуществления защиты прав потребителей:
- внедрение новых эффективных методов защиты прав потребителей;
- повышение уровня правосознания населения города путем пропаганды основных прав потребителей.
Поддержка местных товаропроизводителей позволит увеличить реализацию их продукции и повысить конкурентоспособность.
В сфере малого и среднего предпринимательства.
Сектор малого и среднего предпринимательства является неотъемлемым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого не может эффективно развиваться экономика. Малое и среднее предпринимательство способствует насыщению товарного рынка конкурентоспособной продукцией и услугами, повышению занятости населения путем сохранения и создания дополнительных рабочих мест, внедрению новых форм организации производства, финансирования и сбыта, приближению товаров и услуг потребителю.
Реализация основных направлений муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Глазове в 2005-2009 годах осуществлялось в рамках муниципальной целевой программы "Поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в городе Глазове".
По инициативе муниципалитета был разработан проект строительства бизнес-инкубатора по поддержке малого предпринимательства в городе Глазове, который выиграл конкурс, проводимый Минэкономразвития РФ. Размер привлеченных инвестиций составил 46 млн. рублей.
В апреле 2008 года создано МБУ "Глазовский бизнес-инкубатор". За 2008-2009 гг. победителями конкурса признано 19 субъектов малого предпринимательства (общая площадь занимаемых помещений - 1049,8 кв. м. или 88,37 % полезной площади инкубатора). Арендаторами бизнес-инкубатора создано 106 рабочих мест, валовый оборот с начала 2009 года составил 16 061,1 тысяч рублей, объем налоговых отчислений (во все бюджеты) составил 1 462,313 тысяч рублей.
Решением Глазовской городской Думы от 26.08.2009 N 767 изменена льготная арендная плата субъектам малого предпринимательства, размещенным в МБУ "Глазовский бизнес - инкубатор": за первые 18 месяцев - 40 % от арендной платы, рассчитанной в установленном порядке, за следующие 18 месяцев - 60 %.
В период развития мирового финансового кризиса (начиная с осени 2008 года) Глазовским бизнес-инкубатором заключены договоры с ГУ УР "Центр занятости населения города Глазова" и ГУ УР "Центр занятости населения Ярского района", в рамках которых эксперты инкубатора оказывают консультационные услуги, направленные на содействие развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан с целью снижения напряженности на рынке труда Удмуртской Республики.
В рамках данных договоров нетрудоустроенные граждане могут получить на развитие своего дела до 67 620 рублей в службе занятости своего района, а эксперты бизнес-инкубатора помогут начинающему предпринимателю разработать, проанализировать и оценить бизнес-план. В 2008-2009 гг. разработано и составлено бизнес - планов - 119 штук, оценено - 151 штук, проведено 4 консультации по составлению бизнес - планов. Из безработных работающих по программе самозанятости 4 человека размещены в бизнес-инкубаторе.
Город Глазов в декабре 2009 года получил субсидии из республиканского бюджета в сумме 510,7 тыс. рублей на поддержку малого предпринимательства. Данные средства направлены на оснащение рабочих мест предпринимателей, размещенных в Глазовском бизнес-инкубаторе, а также на проведение обучающих курсов для субъектов малого бизнеса.
Анализ состояния развития малого предпринимательства на территории города Глазова за последние годы свидетельствует о положительной динамике основных экономических показателей деятельности субъектов малого предпринимательства. Основные показатели развития малого и среднего предпринимательства представлены в таблице 32 пункта 1.15. "Малое предпринимательство" раздела 1 Программы.
При формировании и размещении заказов, заключений контрактов на поставки продукции, товаров, оказание услуг Администрация города Глазова размещает в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не менее 15 % от общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг у субъектов малого предпринимательства. Объем закупок на конкурсной основе с привлечением субъектов малого предпринимательства в общем объеме закупок на 01 января 2010 года составил 102004 тыс. рублей (43 %), что в 1,87 раза больше (в процентном выражении) в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Оставшаяся доля закупок пришлась на крупные и средние предприятия и организации. Изменение величины размещенного муниципального заказа по закупке товаров, работ и услуг для муниципальных нужд среди субъектов малого предпринимательства отображено на диаграмме 5 пункта 1.15. "Малое предпринимательство" раздела 1 Программы.
При существующей положительной динамике роста занятых в сфере предпринимательства остаются нерешенными многие проблемы, сдерживающие развитие деятельности субъектов малого предпринимательства города Глазова, к которым следует отнести: сложную процедуру получения банковских кредитов, высокие процентные ставки за пользование кредитом; дефицит долгосрочных инвестиционных ресурсов; неразвитость иных механизмов финансовой поддержки; изношенность основных средств; недостаточный уровень квалификации кадров; недостаточный платежеспособный спрос на продукцию и услуги: ограниченные возможности субъектов малого предпринимательства города Глазова по продвижению собственной продукции (работ, услуг) на региональные, межрегиональные и международные рынки.
До 01 января 2008 года вопросы, связанные с поддержкой субъектов малого предпринимательства, были урегулированы Федеральным законом от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". К вопросам местного значения городского округа в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" было отнесено содействие развитию малого предпринимательства.
С 01 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". При этом вопросы местного значения, предусмотренные Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", дополнены полномочиями по содействию развития также и среднего предпринимательства.
5.2. Мероприятия, направленные на сокращение административных барьеров
Реализация административной реформы в городе Глазове, в том числе по созданию многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Глазове подтверждает необходимость применения современных систем управления, которые требуют программно-целевого подхода, с активным привлечением экспертов, представителей гражданского общества, изучение и применение передового опыта.
Реализация административной реформы в городе Глазове осуществляется в соответствии с муниципальной целевой программой "Административная реформа в муниципальном образовании "Город Глазов" на 2009-2011 г.г.", утвержденной решением Глазовской городской Думы от 22 декабря 2008 года N 669.
В 2008 году город Глазов в рейтинге территорий Удмуртской Республики по результатам реализации административной реформы занял 13 место среди 30 территорий Удмуртии. Показатели реализации административной реформы представлены в таблице 86 пункта 1.32 "Реализация административной реформы" раздела 1 Программы.
Целями административной реформы в городе Глазове являются:
- повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг;
- повышение эффективности деятельности исполнительных органов местного самоуправления в Удмуртской Республике;
- снижение издержек бизнеса, возникающих в связи с государственным регулированием экономики.
Задачами административной реформы в городе Глазове являются:
- развитие необходимого организационного, информационного, кадрового и ресурсного обеспечения административной реформы;
- оптимизация функций исполнительных органов местного самоуправления муниципального образования "город Глазов", включая функции по осуществлению контроля и надзора;
- внедрение и развитие методов и процедур управления, ориентированных на результат в органах местного самоуправления муниципального образования "Город Глазов;
- внедрение механизмов противодействия коррупции в органах местного самоуправления муниципального образования "Город Глазов";
- совершенствование имеющихся и создание новых эффективных механизмов досудебного обжалования действий и решений органов местного самоуправления и их должностных лиц;
- повышение эффективности взаимодействия местного самоуправления и общества, а также повышение открытости деятельности органов местного самоуправления муниципального образования "Город Глазов";
- модернизация системы информационного обеспечения Республики и органов местного самоуправления муниципального образования "город Глазов";
- разработка и внедрение стандартов и административных регламентов массовых общественно значимых услуг, предоставляемых органами местного самоуправления муниципального образования "город Глазов";
- создание многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Глазове;
Реализация мероприятий административной реформы позволит:
1. Повысить степень удовлетворенности граждан качеством и доступностью муниципальных услуг.
Предполагается в результате проведения административной реформы в городе Глазове повысить степень удовлетворенности населения города качеством и доступностью предоставления государственных и муниципальных услуг к 2010 году до 45 %, а к 2014 году - до 80 %;
2. Повысить эффективность муниципального управления социально-экономическим развитием города Глазова.
В ходе реализации административной реформы повысить рейтинговую оценку города Глазова по реализации административной реформы: к 2010 году до уровня не ниже 3 места, а к 2014 году - не ниже 1 места. Показатели реализации административной реформы представлены в таблице 118 пункта 2.4.28 "Реализация административной реформы" раздела 2 Программы.
В 2011 году будет утверждена городская целевая программа "Административная реформа в муниципальном образовании "Город Глазов" на 2012-2013 гг."
В МФЦ по предоставлению государственных и муниципальных услуг г. Глазова планируется предоставление услуг в режиме "одного окна" не менее 50 услуг.
Целью муниципальной инвестиционной, инновационной политики является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, в том числе системы эффективного управления инвестиционными процессами, позволяющих максимизировать приток инвестиций в муниципальное образование "Город Глазов" и обеспечить его устойчивое социально-экономическое развитие.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
совершенствование нормативного правового регулирования в сфере инвестиционной, инновационной деятельности в муниципальном образовании "Город Глазов";
создание условий для широкого использования государственно-частного партнерства для привлечения инвестиций;
поддержание имиджа инвестиционно-привлекательного муниципального образования, продвижение города Глазова на российском и международном рынке инвестиций;
определение направления совершенствования процессов и условий для привлечения инвестиций;
создание и структуризация единой базы инвестиционных, инновационных проектов муниципального образования "Город Глазов", обеспечение ее систематического обновления;
содействие реализации экономически эффективных инвестиционных, инновационных проектов, имеющих высокий синергетический эффект для различных отраслей экономики и (или) особо значимых для социально-экономического развития города Глазова;
содействие реализации инвестиционных и инновационных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также в сфере информационных технологий;
поддержка и стимулирование инвестиционной, инновационной деятельности в муниципальном образовании "Город Глазов";
определение новых инвестиционных площадок и проведение работ по их прединвестиционной подготовке ("упаковке");
формирование инновационной культуры и повышение интереса к инновационной деятельности (систематическое освещение инновационных процессов, протекающих в Глазове, проведение различных конкурсов, направленных на поощрение и стимулирование инновационной активности предприятий и организаций);
содействие расширению внешнеэкономических и межрегиональных связей.
Ожидаемым результатом реализации инвестиционной, инновационной политики является систематизация и регламентация системы мероприятий, направленной на привлечение инвестиций в муниципальное образование "Город Глазов", и предполагающей:
определение перечня видов экономической деятельности и отраслей экономики, которые необходимо развивать (для которых необходимо создавать особо привлекательные условия);
проведение работ по прединвестиционной подготовке инвестиционных проектов, имеющих особое значение для социально-экономического развития города Глазова и инвестиционных площадок муниципального образования;
формирование перечня инвестиционных, инновационных проектов, реализуемых (планируемых к реализации) в тех видах экономической деятельности и отраслях экономики, которые необходимо развивать;
оказание финансовой поддержки инвестиционно-активным организациям, реализующим инвестиционные проекты, и субъектам инвестиционной инфраструктуры, содействующим инвестиционной деятельности;
оказание нефинансовой поддержки инвестиционно-активным организациям, реализующим инвестиционные проекты;
информирование максимально широкого круга потенциальных инвесторов.
Результатом реализации поставленных задач и программных мероприятий в области инвестиционной, инновационной политики станет создание системы эффективного управления инвестиционными процессами города, позволяющей оперативно и с максимальной эффективностью реагировать на изменения приоритетов развития крупного, среднего и малого бизнеса путем формирования востребованных и наиболее значимых условий для ведения инвестиционной деятельности.
5.3. Мероприятия, направленные на сокращение прямого участия
органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности
Основным инструментом поддержки малого и среднего бизнеса города является городская целевая программа "Поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в городе Глазове" (далее - Программа).
Механизм реализации Программы построен на созданных в муниципальном образовании базовых элементах инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, а также предусматривает участие отраслевых и функциональных органов Администрации города Глазова, муниципальных учреждений и организаций, общественных организаций предпринимателей, других организаций.
Основной целью Программы является обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер поддержки на муниципальном уровне.
Для достижения цели поставлен ряд задач, позволяющих в условиях ограниченности бюджетных ресурсов решить основные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в городе Глазове:
совершенствование механизмов экономико-правового регулирования
предпринимательской деятельности, ориентированного на законодательное обеспечение развития малого и среднего предпринимательства, с учетом мнений предпринимателей;
развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на развитие сектора малого и среднего предпринимательства (микрокредитование и оказание финансовых услуг через Глазовский городской фонд поддержки малого предпринимательства);
формирование и дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (поддержка начинающего и уже стабильно работающего бизнеса через Глазовский бизнес-инкубатор):
поддержка предпринимательства в области аутсорсинга, маркетинга, рекламы и информации;
обеспечение социальной защищенности и безопасности в малом и среднем предпринимательстве;
совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров малого и среднего предпринимательства;
практическое содействие созданию новых и эффективному развитию действующих субъектов малого и среднего предпринимательства;
обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит достичь следующих результатов:
1) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства города Глазова (малые предприятия) ежегодно не менее, чем на 5 процентов;
2) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства города Глазова (индивидуальные предприниматели) ежегодно не менее, чем на 5 процентов;
3) увеличение поступления в бюджет города Глазова единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности ежегодно не менее, чем на 4 процента.
Прогнозные показатели развития малого и среднего предпринимательства на 2010-2014 годы представлены в таблице 108 пункта 2.4.13 "Малое предпринимательство" раздела 2 Программы.
5.4. Мероприятия, направленные на повышение информационной прозрачности деятельности органов местного самоуправления, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности
На официальном портале МО "Город Глазов" (www.glazov-gov.ru) размещаются все нормативные правовые акты, принимаемые органами местного самоуправления.
В режиме прямого доступа на интернет-сайте города Глазова, сайте "Инвестиции в Удмуртии" (www.udminvest.ru), сайте Национального инвестиционного форума "Муниципальная Россия" (www.forum.municipalrussia.ru) выставлены все городские инвестиционные проекты и инвестиционные площадки, разработан "Инвестиционный паспорт города Глазова".
Разработан и запущен сайт МБУ "Глазовский бизнес - инкубатор" с доменным именем второго уровня (www.gl-biz.ru).
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления публикуются в журнале "Городские ведомости" либо в газете "Красное знамя" (или в приложении к ней - газете "Калина красная") либо в газете "Глазов - мой город". В фойе Администрации города Глазова, а также в помещениях отраслевых и функциональных органов Администрации города размещены информационные стенды, на которых указана информация о действиях, необходимых для принятия документов к рассмотрению и образцы для заполнения документов.
В фойе Администрации города Глазова, а также в помещениях отраслевых и функциональных органов Администрации города размещены информационные стенды, на которых указана информация о действиях, необходимых для принятия документов к рассмотрению и образцы для заполнения документов.
Исполнение и реализация намеченных программных мероприятий позволит снять проблемные вопросы, препятствующие развитию конкуренции на ключевых (приоритетных) товарных рынках, обозначенные в Программе социально-экономического развития муниципального образования "Город Глазов" на 2010-2014 годы, таких как: строительство, агропромышленная сфера, потребительский рынок, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство."
Глава города Глазова |
В.Ю. Перешеин |
город Глазов
"28" мая 2010 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Глазовской городской Думы УР от 28 мая 2010 г. N 888 "О внесении изменений в Программу социально-экономического развития муниципального образования "Город Глазов" на 2010-2014 годы, утвержденную решением Глазовской городской Думы от 21.12.2009 г. N 828 (в ред. от 31.03.2010 г. N 866)"
Текст решения опубликован на официальном портале Муниципального образования Город Глазов УР (www.glazov-gov.ru)