В целях социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, улучшения положения пожилых людей, повышения качества их жизни:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Улучшение положения и качества жизни пожилых людей в Удмуртской Республике на 2011-2013 годы".
2. Определить Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики заказчиком республиканской целевой программы "Улучшение положения и качества жизни пожилых людей в Удмуртской Республике на 2011-2013 годы".
3. Внести в распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 11 октября 2010 года N 870-р "О Прогнозе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2011-2013 годы" изменение, дополнив таблицу "Перечень проблем, решение которых предполагается осуществить посредством реализации республиканских, ведомственных целевых программ, разрабатываемых в 2011-2013 годах" пунктом 26, 27 в редакции согласно приложению.
Председатель Правительства Удмуртской Республики |
Ю.С. Питкевич |
Концепция
республиканской целевой программы "Улучшение положения и качества
жизни пожилых людей в Удмуртской Республике на 2011-2013 годы"
(утв. распоряжением Правительства УР от 21 марта 2011 г. N 180-р)
1. Обоснование соответствия решения проблемы целям и приоритетным
задачам социально-экономического развития Удмуртской Республики
Концепция республиканской целевой программы "Улучшение положения и качества жизни пожилых людей в Удмуртской Республике на 2011-2013 годы" разработана в соответствии с Поручением Президента Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N Пр-3646 ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 25 октября 2010 года (п. 2, п. 4) и Поручением Правительства Российской Федерации от 06 декабря 2010 г. N АЖ-П12-8307 (п. 20).
Концепция разработана с учетом основных приоритетов социально-экономического развития Удмуртской Республики, предусмотренных в Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы, утвержденной Законом Удмуртской Республики от 18.12.2009 года N 68-РЗ "О программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы".
Концепция содержит комплекс целей, задач по созданию условий для улучшения социального положения пожилых людей, повышения уровня их адаптации в современных условиях и активного участия в жизни общества; совершенствование мер социальной защиты и социального обслуживания граждан пожилого возраста в сельской местности; осуществление мер по укреплению здоровья пожилых людей; оказание качественных социальных услуг на дому пожилым людям и инвалидам.
2. Обоснование целесообразности и необходимости
решения проблемы программно-целевым методом
Необходимость комплексного решения вопросов, связанных с улучшением социального положения пожилых людей программно-целевым методом обусловлена сложностью и многообразием проблем по предоставлению мер социальной защиты и социального обслуживания пожилым людям, что предполагает разработку и осуществление комплекса программных мероприятий, взаимосвязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям.
Использование программно-целевого метода в сложных социально-экономических условиях способствует более эффективному и комплексному решению поставленных задач, концентрации финансовых, материальных, трудовых ресурсов. Концентрация мероприятий, обеспечение контроля за их реализацией, закрепление исполнителей будут способствовать надежности и эффективности реализации Программы. С учетом имеющегося опыта реализации целевых программ по социальной защите пожилых людей на федеральном уровне использование программно-целевого метода представляется наиболее целесообразным для создания в Удмуртской Республике условий улучшения социального положения пожилых людей.
3. Характеристика и прогноз развития проблемы без
использования программно-целевого метода ее решения
Социальная поддержка пожилых людей, повышение качества их жизни, охрана здоровья, предоставление социальных услуг на дому и в стационарных учреждениях социального обслуживания, создание достойных условий для отдыха и досуга - одна из приоритетных задач социальной политики. Это обусловлено основополагающими нормами Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов Удмуртской Республики.
Деятельность органов государственной власти на региональном и муниципальном уровнях направлена на решение социально-экономических, семейно-бытовых, психологических и других проблем пожилых людей, реальное обеспечение активной, безопасной и достойной старости.
В Удмуртской Республике, как и в целом по России, наблюдается устойчивая тенденция к увеличению численности граждан старшего поколения. В настоящее время в республике проживает 411 тысяч пенсионеров, из них 11 856 граждан являются одинокими, 2 616 - старше 80 лет.
Особой группой нуждающихся в поддержке государства являются инвалиды, участники Великой Отечественной войны, труженики тыла, средний возраст которых превышает 80 лет.
Эти данные говорят о том, насколько важным является организация социального обслуживания, которая направлена на сохранение активного долголетия пожилых людей, удовлетворение индивидуальной потребности данной категории граждан в различных социальных услугах.
Сегодня для решения проблем пожилых людей и инвалидов в республике открыто 10 государственных стационарных учреждений, муниципальное стационарное учреждение социального обслуживания города Можги "Ветеран", 35 муниципальных центров социального обслуживания, а также свыше 210 различных подразделений в структуре центров социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги пожилым людям, инвалидам:
13,5 отделений временного проживания для граждан пожилого возраста и инвалидов на 244 места;
22 отделения дневного пребывания на 610 мест;
3 социально-реабилитационных отделения граждан пожилого возраста и инвалидов на 55 мест;
26 специальных домов для одиноких престарелых на 727 мест;
99 отделений социального обслуживания на дому;
7,5 специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому;
36 отделений срочного социального обслуживания;
1 отделение-интернат малой вместимости;
2 социальные гостиницы для лиц без определенного места жительства и занятий.
Социальные услуги государственными (муниципальными) учреждениями социального обслуживания в 2010 году были оказаны 250 тысячам пожилых людей.
Сеть учреждений социального обслуживания в Удмуртской Республике формируется с учетом интересов различных категорий граждан.
Однако сегодня отрасль социального обслуживания нуждается в дальнейшей структурной перестройке, направленной на увеличение объема услуг одиноким (одиноко проживающим) пожилым, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в особой заботе государства. В настоящее время в республике около 4000 пожилых людей и инвалидов нуждаются в услугах специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому, услугах сиделок.
Сегодня для комплексного предоставления услуг пожилым людям, проживающим в сельских районах вне места нахождения социальных служб необходимо создание мобильных социальных служб. Мобильные службы необходимы гражданам, которые не могут посещать районные центры в связи с удаленностью населенных пунктов, большими транспортными затратами, а также по состоянию здоровья.
В республике около 147 тысяч пожилых людей и инвалидов проживают в сельской местности, для комплексного предоставления услуг жителям отдаленных территорий необходимо приобретение микроавтобусов, в том числе и специально оборудованных.
В государственных стационарных учреждениях социального обслуживания Удмуртской Республики (далее - учреждение) проживает 2814 граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе 1048 находятся на постоянном постельном режиме или передвигаются в пределах палаты и требуют индивидуального ухода. За последние три года их число увеличилось на 9 %, что свидетельствует об утяжелении состояния здоровья проживающих.
Среди проживающих в 2 домах-интернатах для пожилых и инвалидов более 80 % составляют граждане старше 60 лет (из них более 50 % люди старше 80 лет), в психоневрологических интернатах инвалидов старше 60 лет - 31,5 %, более трети граждан находятся на постельном режиме или передвигаются в пределах палаты. Для улучшения качества их обслуживания в учреждениях созданы и функционируют 18 отделений милосердия, геронтологическое отделение на 100 мест, семь отделений реабилитации, созданы палаты повышенной комфортности. В общих отделениях учреждений проживает 481 человек, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, для которых необходимо дополнительно открыть 19 отделений милосердия.
В учреждениях существуют проблемы с реализацией СанПина 2.1.2.2564-09, который вступил в силу с 01.03.2010 года. В настоящее время не выполняется норматив жилой площади на одного человека - 6-8 кв. м на 1 место (площадь спален на 1 человека составляет в среднем по учреждениям 5,61 кв. м). Отсутствует возможность предусмотреть одноместные спальные комнаты пожилым инвалидам-колясочникам, разместить всех проживающих в общих домах-интернатах в 1-3 местные палаты, как требует СанПин, тем самым обеспечив создание более комфортных условий проживания, организации качественной медико-социальной помощи и реабилитации. Выполнение данных норм СанПина влечет за собой разукрупнение учреждений, что невозможно при имеющейся очередности (160 чел.) в психоневрологические интернаты и общей потребности 410 койко-мест.
На территории республики функционирует 3 учреждения в деревянном исполнении, где проживает 228 престарелых граждан и инвалидов. Здания не отвечают противопожарным и санитарным нормам и требуют расселения проживающих. С этой целью в 2011 году планируется перевести из двух деревянных жилых корпусов Якшур-Бодьинского психоневрологического интерната 123 проживающих в другие учреждения. Для молодых инвалидов в возрасте от 18 до 25 лет, проживающих в учреждениях, организовать отделения реабилитации для молодых инвалидов в Глазовском и Канифольном детских домах-интернатах. Проводится реконструкция жилого корпуса Синтекского психоневрологического интерната, столовой Пижильского психоневрологического интерната.
В решении этих проблем, необходимо межведомственное взаимодействие и координация усилий органов государственной власти различных уровней и негосударственных организаций, что возможно только при использовании программно-целевого метода. Кроме того, программно-целевой метод позволит на долгосрочный период сконцентрировать организационные, финансовые ресурсы, комплексно подойти к решению проблем пожилых людей и в результате в значительной степени улучшить качество их жизни.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и
рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
Вариантов оптимального решения проблемы пожилых людей и других маломобильных групп населения, которые были бы альтернативой программно-целевому методу и позволяли бы достичь аналогичного эффекта, не имеется.
Практика показывает, что отсутствие целевых программ значительно снижает эффективность государственной социальной защиты пожилых людей. Преимущества применения программно-целевого метода в том, что он позволяет осуществить межведомственную координацию по улучшению социального положения пожилых людей, повышения уровня их адаптации в современных условиях и активного участия в жизни общества.
В соответствии с законодательством финансирование Программы планируется осуществлять из следующих источников:
за счет средств федерального бюджета;
за счет средств бюджета Удмуртской Республики.
5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
Программа рассчитана на 2011-2013 годы. Поэтапная реализация Программы не предусмотрена.
Кроме того, ежегодно производится корректировка объемов финансирования программных мероприятий с учетом утвержденных расходов бюджета Удмуртской Республики.
6. Предложения по целям и задачам Программы, целевым
индикаторам и показателям эффективности, позволяющим
оценивать ход реализации Программы по годам
Целью Программы является создание условий для повышения качества жизни пожилых граждан на основе внедрения новых форм социального обслуживания, содействия активному участию пожилых людей в жизни общества, обеспечения доступности социально-бытовых, социально-медицинских, социально-экономических, социально-правовых, социально-психологических услуг, социально-педагогических услуг. Оснащения средствами реабилитации и предметами ухода учреждений социального обслуживания с использованием современных технологий социально-бытовой, социально-медицинской, социально-трудовой реабилитации.
В рамках Программы предусматривается решение следующих задач:
развитие системы услуг по уходу за пожилыми людьми, в том числе сети соответствующих учреждений (отделений);
расширение практики использования мобильных бригад для оказания неотложных социальных услуг пожилым людям;
модернизация материально-технической базы учреждений социального обслуживания пожилых людей;
переселение пожилых людей, постоянно проживающих в ветхих и находящихся в аварийном состоянии учреждениях социального обслуживания, в благоустроенные помещения;
обеспечение транспортных услуг для мобильных групп населения, в том числе в сельской местности;
оснащение специальным оборудованием зданий государственных органов и органов местного самоуправления для удобства и комфорта мест оказания государственных и муниципальных услуг;
оснащение техническими средствами реабилитации учреждений социальной защиты населения;
возможность использования пожилыми людьми спортивных, оздоровительных объектов;
развитие социального туризма;
разработка новых форм социального обслуживания пожилых граждан с учетом темпов старения населения, поддержание жизненной активности пожилых людей мерами реабилитационного и оздоровительного характера;
усиление координации деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в части решения актуальных проблем жизнеобеспечения граждан старшего поколения.
Программа будет рассчитана на 2011-2013 годы. Поэтапная реализация Программы не предусмотрена.
Прогноз основных целевых показателей Программы
N п/п |
Наименование целевого индикатора и показателя эффективности |
Единицы измерения |
Базовый показатель по Программе |
Прогноз |
||
Очередной финансовый год |
Плановый период |
|||||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|||
Целевые индикаторы | ||||||
1. |
Обеспеченность стационарными учреждениями социального обслуживания |
мест на 10 тыс. жителей |
22,92 |
22,94 |
22,95 |
22,96 |
2. |
Количество созданных специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому, служб сиделок для пожилых людей в муниципальных учреждениях социального обслуживания |
ед. |
6 |
6 |
14 |
14 |
3. |
Количество пожилых людей, воспользовавшихся транспортными услугами службы "Социальное такси" |
тыс. чел. |
650 |
2500 |
2500 |
2500 |
4. |
Количество созданных пунктов проката (продажи) современных средств и предметов ухода за пожилыми людьми |
ед. |
1 |
1 |
5 |
5 |
Показатели социальной эффективности | ||||||
5. |
Количество учреждений, оснащенных оборудованием для реабилитации |
ед. |
3 |
5 |
6 |
10 |
6. |
Количество объектов социальной, транспортной инфраструктуры, реконструированных с учетом доступности для пожилых и инвалидов |
ед. |
- |
4 |
5 |
30 |
7. |
Количество открытых компьютерных классов |
ед. |
1 |
1 |
17 |
18 |
7. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы
Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 9277601,7 тыс. рублей, в том числе:
Источники финансирования |
Всего |
Финансирование, тыс. руб. (в ценах текущих лет) |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||
Бюджет Удмуртской Республики - текущее финансирование |
9214907,7 |
2778775,3 |
3066403,8 |
3369728,6 |
Республиканская целевая программа "Улучшение положения и качества жизни пожилых людей на 2011-2013 годы" |
6300,0 |
8000,0* - текущее финансирование при условии софинансирования из федерального бюджета |
3060,0 |
3240,0 |
Республиканская целевая программа "Доступная среда на 2011-2015 годы" |
31435,0 |
3735,0 |
6700, 0 |
21000,0 |
Республиканская целевая программа "Старшее поколение" на 2010-2011 годы |
6459,0 |
6459,0 |
- |
- |
Ведомственная целевая программа "Пожарная безопасность учреждений социальной защиты населения в Удмуртской Республике на 2009-2011 годы" |
18500,0 |
18500,0 |
- |
- |
Бюджет Удмуртской Республики, всего |
9277601,7 |
2807469,3 |
3076163,8 |
3393968,6 |
* - текущее финансирование из бюджета Удмуртской Республики в 2011 году.
Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и критериям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены либо реализация Программы может быть досрочно прекращена в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики.
8. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и
результативности предлагаемых вариантов решения проблемы
Основными объективными показателями реализации Программы является увеличение количества граждан пожилого возраста, получивших социальные услуги в государственных (муниципальных) учреждениях социального обслуживания, доли пожилых людей, удовлетворенных качеством предоставляемых социальных услуг.
Будут достигнуты следующие качественные и количественные результаты по направлениям Программы:
Направления Программы |
Мероприятия |
Результаты |
Нормативно-правовое обеспечение социальной защищенности пожилых людей |
Проведение исследовательских работ по вопросам предоставления социальных услуг пожилым людям |
Обеспечение ухода и предоставление социальных услуг с учетом реальной нуждаемости пожилых людей, улучшение качества обслуживания 250 тысяч граждан пожилого возраста и инвалидов, ежегодно получающих услуги в государственных (муниципальных) учреждениях социального обслуживания |
Основы деятельности по укреплению социальной защищенности пожилых людей |
Социальный патронаж граждан старше 80 лет Выявление пожилых людей, нуждающихся в услугах сиделок |
Улучшение (стабилизация) состояния здоровья обслуживаемых граждан, увеличение продолжительности их жизни |
Меры по укреплению здоровья пожилых людей |
Создание отделений социально-медицинского обслуживания на дому, служб сиделок в муниципальных центрах социального обслуживания |
Предоставление социально-бытовых, социально-медицинских услуг на дому инвалидам, в том числе инвалидам-колясочникам, лежачим больным, не менее 29 отделений |
|
Создание пунктов проката (продажи) современных средств и предметов ухода за пожилыми людьми в городах республики |
Предоставление средств реабилитации и предметов ухода пожилым гражданам, не менее 5 пунктов |
|
Создание службы "Социальное такси" в городах Удмуртской Республики |
100-процентное выполнение заявок от мало-мобильных граждан на транспортное обслуживание (не менее 2,5 тысяч поездок в год) |
Мероприятия по оптимизации среды жизнедеятельности пожилых людей |
Разработка перспективной схемы развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов до 2020 года |
Укрепление и комплексное развитие материально-технической базы стационарных учреждений, улучшение качества жизни пожилых людей |
|
Оборудование зданий государственных стационарных учреждений автоматическими установками пожарной сигнализации |
Обеспечение пожарной безопасности в учреждениях социального обслуживания |
|
Оборудование пешеходных и транспортных коммуникаций, остановок общественного пассажирского транспорта (установка пандусов, средств ориентации и др.) |
Обеспечение доступности пешеходных и транспортных коммуникаций, обеспечение возможности самостоятельно передвигаться и ориентироваться |
Совершенствование мер социальной защиты и социального обслуживания пожилых жителей сельской местности |
Приобретение микроавтобусов для создания мобильных бригад в сельских районах республики |
Повышение качества и доступности оказываемых социальных услуг пожилым людям в 25 сельских районах республики |
Меры по совершенствованию коммуникационных связей и развитию интеллектуального потенциала пожилых людей |
Приобретение компьютерного оборудования Создание компьютерных классов в муниципальных образованиях Удмуртской Республики |
Обеспечение доступа к государственным услугам в электронном виде, подготовка пожилых людей к пользованию компьютером и интернетом в 35 муниципальных учреждениях социального обслуживания |
Организация свободного времени и культурного досуга пожилых людей |
Проведение мероприятий, посвященных Дню пожилых людей, празднованию годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, России Проведение фестивалей, выставок творчества |
Создание возможностей для пожилых людей и маломобильных групп населения развивать и использовать свои спортивные, творческие и художественные потенциалы (культурно-спортивными мероприятиями ежегодно будет охвачено более 80,0 тысяч пожилых и инвалидов) |
Научное, научно-методическое и информационное сопровождение Программы |
Разработка и издание информационно-аналитических сборников, справочных изданий, буклетов по вопросам социальной защиты пожилых людей |
Информационное правовое и методическое обеспечение системы социальной защиты пожилых людей |
9. Предложения по разработчикам проекта Программы,
государственным заказчикам Программы (государственным
заказчикам-координаторам) и исполнителям мероприятий Программы
Разработку проекта Программы предлагается поручить Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики.
В качестве государственного заказчика Программы предлагается утвердить Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики.
Исполнители мероприятий Программы:
Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики;
органы местного самоуправления в Удмуртской Республике (по согласованию);
общественные организации (по согласованию);
иные организации, определенные в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
10. Предложения по основным направлениям финансирования,
срокам и этапам реализации Программы
В качестве основных направлений финансирования расходов из бюджета Удмуртской Республики, необходимых для реализации целей, заявленных Программой, предлагаются:
тыс. руб.
Направления финансирования |
Всего |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Нормативно-правовое обеспечение социальной защищенности пожилых людей |
620,0 |
620,0 |
- |
- |
Основы деятельности по укреплению социальной защищенности пожилых людей |
9198967,7 |
2767495,3 |
3064073,8 |
3367398,6 |
Меры по укреплению здоровья пожилых людей |
13282,0 |
6422,0 |
3530,0 |
3330,0 |
Мероприятия по оптимизации среды жизнедеятельности пожилых людей |
47265,0 |
21765,0 |
5500,0 |
20000,0 |
Совершенствование мер социальной защиты и социального обслуживания пожилых жителей сельской местности |
8000,0* текущее финансирование |
8000,0 |
- |
- |
Меры по совершенствованию коммуникационных связей и развитию интеллектуального потенциала пожилых людей |
6300,0 |
- |
3060,0 |
3240,0 |
Организация свободного времени и культурного досуга пожилых людей |
2717,0 |
2717,0 |
|
|
Кадровое обеспечение деятельности по работе с пожилыми гражданами |
- |
- |
- |
- |
Научное, научно-методическое и информационное сопровождение Программы |
450,0 |
450,0 |
|
|
Итого: |
9277601,7 |
2807469,3 |
3076163,8 |
3393968,6 |
11. Предложения по механизмам формирования мероприятий Программы
При формировании плана мероприятий Программы будут учитываться программа "Доступная среда на 2011-2015 годы", ведомственная целевая программа "Пожарная безопасность учреждений социальной защиты населения в Удмуртской Республике на 2009-2011 годы", республиканская целевая программа "Старшее поколение" на 2010-2011 годы, долгосрочные целевые программы других субъектов Российской Федерации, положения Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы.
12. Предложения по возможным вариантам форм
и методов управления реализацией Программы
Управление реализацией Программы будет осуществляться государственным заказчиком - Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики.
Государственный заказчик обеспечивает реализацию Программы в соответствии с системой программных мероприятий в пределах средств, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год.
К участию в реализации Программы в соответствии с законодательством могут привлекаться исполнительные органы государственной власти Удмуртской Республики, органы местного самоуправления в Удмуртской Республике, общественные организации.
Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики обеспечивает координацию деятельности исполнителей Программы, контроль за ходом реализации мероприятий и эффективным использованием выделенных средств.
Ежегодно государственный заказчик Программы уточняет целевые показатели и затраты на программные мероприятия, с учетом выделяемых финансовых средств. По уточненным данным производит ранжирование мероприятий по степени их значимости.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, улучшения положения пожилых людей, повышения качества их жизни разработана Концепция республиканской целевой программы "Улучшение положения и качества жизни пожилых людей в Удмуртской Республике на 2011-2013 годы".
Концепция содержит комплекс целей, задач по созданию условий для улучшения социального положения пожилых людей, повышения уровня их адаптации в современных условиях и активного участия в жизни общества; совершенствование мер социальной защиты и социального обслуживания граждан пожилого возраста в сельской местности; осуществление мер по укреплению здоровья пожилых людей; оказание качественных социальных услуг на дому пожилым людям и инвалидам.
Программа будет рассчитана на 2011-2013 годы.
Основными показателями реализации Программы будет являться увеличение количества граждан пожилого возраста, получивших социальные услуги в государственных (муниципальных) учреждениях социального обслуживания, доли пожилых людей, удовлетворенных качеством предоставляемых социальных услуг.
Разработку проекта Программы предлагается поручить Министерству социальной защиты населения УР.
Распоряжение Правительства УР от 21 марта 2011 г. N 180-р "О разработке проекта республиканской целевой программы "Улучшение положения и качества жизни пожилых людей в Удмуртской Республике на 2011-2013 годы"
Текст распоряжения официально опубликован не был
Текст распоряжения предоставлен Администрацией Президента и Правительства Удмуртской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве