Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства УР
от 14 октября 2002 г. N 849
Рекомендации
по созданию и сопровождению Интернет - сайта
федерального органа исполнительной власти
(разработаны Департаментом правительственной
информации Аппарата Правительства Российской
Федерации, Москва, 2001 г.)
1. Введение
1.1. Развитие и активное внедрение информационно - коммуникационных технологий в общественном секторе ориентирует федеральные органы исполнительной власти на развертывание в сети Интернет информационно - коммуникационной инфраструктуры, поддерживающей эффективную реализацию функций, установленных Конституцией и федеральным законодательством.
Сетевая информационно - коммуникационная инфраструктура (интернет - инфраструктура) федеральных органов исполнительной власти должна способствовать созданию современной и оптимальной системы Правительства Российской Федерации с гражданами и организациями, обеспечивать информационную поддержку различных управленческих процессов и процедур.
1.2. Сетевая информационно - коммуникационная инфраструктура федеральных органов исполнительной власти ориентируется на решение актуальных задач социально - экономического и политического развития общества и должна обеспечивать:
реализацию права граждан на доступ к открытой правительственной информации и сервисам (услугам);
доведение до общественности объективной и достоверной информации о деятельности органов государственной власти, укрепляющей доверие к Правительству (федеральным органам исполнительной власти), и проводимой им политике;
взаимодействие и постоянный диалог Правительства (федеральных органов исполнительной власти) с гражданами и организациями;
необходимый уровень общественного контроля за деятельностью федерального органа исполнительной власти;
интеграцию информационных ресурсов и сервисов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов федерации и местного самоуправления в целях укрепления единства общенационального информационного пространства;
представление интересов Правительства Российской Федерации (федеральных органов исполнительной власти) в информационном пространстве России и мира, формирование объективного информационного образа России в международном сообществе;
информационную поддержку согласованных действий федеральных органов исполнительной власти в реализации единой социально - экономической и информационной политики;
поддержку процессов совершенствования системы управления в федеральных органах исполнительной власти;
развитие и совершенствование информационной культуры работников государственного аппарата;
эффективную поддержку экономической деятельности государственных хозяйствующих субъектов;
информационную поддержку процессов взаимодействия с правительствами зарубежных стран и международными неправительственными организациями.
1.3. Сетевая информационно - коммуникационная инфраструктура федеральных органов исполнительной власти строится на следующих принципах:
открытость деятельности Правительства и федеральных органов исполнительной власти;
ориентация на действительные информационные потребности граждан и организаций;
учет специфики потребностей различных социальных слоев и групп населения;
концентрированность на наиболее важных проблемах людей и общества;
определение реальных и доступных для граждан информационных показателей эффективности функционирования аппарата федеральных органов исполнительной власти и Правительства в целом;
использование современных информационно - технологических методов и решений, сотрудничество в этой области с высокотехнологичной отраслью промышленности;
согласованность интернет - проектов (решений) федеральных органов исполнительной власти с общей стратегией развития сетевой информационно - коммуникационной инфраструктуры Правительства Российской Федерации;
соблюдение промышленно - технологических стандартов и рекомендаций;
обеспечение информационной безопасности государства и общества;
обеспечение конституционных прав граждан и организаций в информационной сфере, включая защиту информации персонального характера.
2. Цели и задачи Рекомендаций
2.1. Настоящий документ формулирует цели и задачи функционирования открытой информационно - коммуникационной инфраструктуры федеральных органов исполнительной власти в сети Интернет и включает Рекомендации по содержательной и технологической структуре интернет - сайтов федеральных органов исполнительной власти, по организации и управлению сетевых информационных ресурсов, а также по обеспечению защиты информации в соответствующих информационных системах.
2.2. Рекомендации разработаны в соответствии с положениями действующего законодательства на основе промышленных информационно - технологических стандартов, сложившейся практики создания и сопровождения сетевых информационных ресурсов, анализа опыта создания и поддержки интернет - сайтов государственных органов в Российской Федерации и зарубежных государствах, предложений федеральных органов исполнительной власти.
3. Основные определения
3.1. Интернет - сайт федерального органа исполнительной власти - совокупность объектов информационно - коммуникационной инфраструктуры федерального органа исполнительной власти, обеспечивающая для граждан и организаций доступ в сети Интернет к информации о деятельности соответствующего органа власти, а также к информационным услугам (сервисам), обязанность оказания которых устанавливается действующим законодательством и правовыми нормативными документами, регламентирующими деятельность федерального органа исполнительной власти.
К интернет - сайтам федеральных органов исполнительной власти относятся:
интернет - сайт Правительства Российской Федерации;
интернет - сайты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации:
интернет - сайты органов и организаций при Правительстве Российской Федерации.
3.2. Интернет - сайт Правительства Российской Федерации - совокупность объектов информационно - коммуникационной инфраструктуры Правительства Российской Федерации, обеспечивающая доступ в сети Интернет к информации о деятельности Правительства Российской Федерации, а также представительство в сети Интернет Председателя Правительства Российской Федерации и его заместителей, Аппарата Правительства Российской Федерации и его структурных подразделений, а также органов при Правительстве Российской Федерации (по необходимости).
3.3. Сетевая информационно - коммуникационная инфраструктура (информационно - коммуникационная инфраструктура в сети Интернет) - организационно упорядоченная совокупность информации (документов, баз данных, иных информационных ресурсов); сетевых (интерактивных) сервисов; средств и технологий связи и обработки информации, системы (методов) информационной деятельности и специалистов информационной сферы.
3.4. Сетевые сервисы (интерактивные сервисы) - специализированные элементы сетевой информационно - коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающие взаимодействие между пользователем сети Интернет и определенным интернет - сайтом федерального органа исполнительной власти.
К сетевым сервисам относятся:
государственные (ведомственные) сетевые сервисы, обеспечивающие процедуры взаимодействия между федеральным органом исполнительной власти и пользователем сети Интернет по реализации установленных законодательством прав и обязанностей граждан и организаций;
сервисы интернет - сайта (инфраструктурные сервисы), обеспечивающие функционирование собственно интернет - сайта как части сетевой информационно - коммуникационной инфраструктуры.
3.5. Сетевые информационные ресурсы федерального органа исполнительной власти - совокупность размещенных в сети Интернет (либо подготовленных для размещения в сети Интернет) документов (массивов документов), иных информационных материалов в текстовой, графической либо аудиовизуальной форме, находящихся в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах) соответствующего федерального органа исполнительной власти.
3.6. Пользователь информационных ресурсов и сетевых сервисов - лицо, обращающееся к сетевым информационным ресурсам и сервисам.
4. Содержательная структура интернет - сайта
федерального органа исполнительной власти
4.1. Содержательная структура и содержание интернет - сайта федерального органа исполнительной власти определяется на основе установленного конституционного права граждан на информацию о деятельности федерального органа исполнительной власти, на доступ к государственным информационным ресурсам.
Содержательная структура соответствует функциям (функциональным задачам) федерального органа, изложенным в положении о данном федеральном органе исполнительной власти и действующем законодательстве, регулирующем соответствующую отрасль (сферу ведения ведомства).
4.2. Деятельность федеральных органов исполнительной власти по созданию и поддержке своего информационного представительства в сети Интернет осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается:
в доступности через сеть Интернет для граждан и организаций информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан, законные права и обязанности;
в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях;
в осуществлении гражданами контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан.
4.3. Федеральные органы исполнительной власти создают доступные для граждан и организаций сетевые информационные ресурсы по вопросам своей деятельности и деятельности подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес.
Порядок доступа пользователей к сетевым информационным ресурсам и сервисам определяется федеральным органом исполнительной власти с учетом требований действующего законодательства и данных Рекомендаций.
4.4. Доступ граждан и организаций к сетевым информационным ресурсам является одной из форм осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти.
4.5. Пользователям сетевых информационных ресурсов и сервисов не должно быть отказано в доступе через интернет - сайты федеральных органов исполнительной власти к следующей информации:
законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, организаций и учреждений, находящихся в их ведении, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно - эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;
документы, содержащие информацию о деятельности федеральных органов исполнительной власти, об использовании бюджетных средств и других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;
документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах (базах данных) федеральных органов исполнительной власти, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
5. Структура информационных ресурсов и сервисов
Интернет - сайта федерального органа
исполнительной власти
5.1. Виды информации
Структура информационных ресурсов и сервисов официального интернет - сайта федерального органа исполнительной власти, как правило, включает:
5.1.1. Информационный блок
Постоянная информация - статичная, редко обновляемая информация (например, структура ведомства (отрасли), задачи, руководство, положение, основные показатели, основные нормативные документы, контакты и пр.);
Периодическая информация - информация, обновляемая с установленной периодичностью, но не реже 1 раза в месяц (например, специализированные информационные бюллетени, электронные версии ведомственных периодических изданий, электронные информационные отчеты по сфере ведения ведомства, ответы на обращения граждан и иная информация);
Динамическая (оперативная) информация - информация, обновляемая не реже одного раза в день (например, ленты новостей, сообщения пресс - службы, официальная хроника, обзоры и дайджесты СМИ и пр.).
Фото-, видео-, аудио(мультимедиа) материалы используются в различных режимах информационного сопровождения интернет - сайта.
5.1.2. Привлеченная информация
Для поддержки интернет - сайта федерального органа может использоваться (в динамическом режиме сбора и представления) информация (материалы) иных информационных (в том числе негосударственных) источников.
Использование привлеченного содержания регулируется действующим законодательством или на основе соглашения с владельцем информации (информационных ресурсов).
Пользователи должны быть в обязательном порядке извещены о статусе данной информации на интернет - сайте федерального органа.
5.1.3. Сервисный интерактивный блок
Интерактивные (сетевые) сервисы интернет - сайта федерального органа исполнительной власти содержат:
формы для онлайнового обращения (запроса) граждан с обязательным официальным разъяснением порядка рассмотрения обращения (запроса) на основе действующего законодательства;
формы для предложений граждан по вопросам деятельности федерального органа исполнительной власти или отрасли (сферы жизни общества и государства) с разъяснением порядка использования предложений;
интернет - конференции (форумы, обсуждения), в т.ч. экспертные;
формы для аккредитации представителей СМИ на мероприятия, организуемые пресс - службой федерального органа исполнительной власти;
онлайновые сервисы подписки на обновления информации интернет - сайта федерального органа исполнительной власти;
поисковая система по информационным ресурсам интернет - сайта федерального органа исполнительной власти;
система помощи пользователю информационных ресурсов интернет - сайта федерального органа исполнительной власти.
5.1.4. Интернет - приемная федерального органа исполнительной власти используется для периодического размещения информации - ответов руководителей ведомства (структурных подразделений) на обращения и предложения граждан и организаций.
Интернет - приемная используется также для проведения открытых онлайновых пресс - конференций и специализированных брифингов для представителей СМИ, аккредитованных при пресс - службе (официальном интернет - сайте) федерального органа исполнительной власти.
5.2. Содержательная структура интернет - сайта федерального органа исполнительной власти
5.2.1. Правительством Российской Федерации установлен следующий перечень регулярной обязательной информации для размещения федеральными органами исполнительной власти в российском сегменте сети Интернет:
официальное наименование федерального органа исполнительной власти и официальные реквизиты (адрес, телефоны справочной службы, адрес электронной почты);
положение о федеральном органе исполнительной власти;
организационная структура федерального органа исполнительной власти (руководство, структура центрального аппарата, территориальные органы, подведомственные учреждения и предприятия);
нормативные акты, регламентирующие деятельность федерального органа исполнительной власти;
нормативные правовые акты, затрагивающие права и обязанности граждан и организаций, принятые федеральными органами исполнительной власти в соответствии со своей компетенцией;
информация о положении дел в отрасли (сфере ведения);
информация о федеральных целевых программах, в реализации которых участвует федеральный орган исполнительной власти, в том числе информация об исполнении положений программ;
ежедневная информация пресс - служб (управлений по связям с общественностью) о деятельности федерального органа исполнительной власти;
реквизиты общественных приемных федерального органа исполнительной власти (адрес, телефоны, порядок работы с гражданами и организациями).
5.2.2. Указанная в перечне информация предоставляется на интернет - сайте федерального органа исполнительной власти в полном объеме, за исключением информации, отнесенной в соответствии с действующим законодательством к информации с ограниченным доступом.
5.3. На интернет - сайтах федеральных органов исполнительной власти рекомендуется:
размещать атрибуты российской государственной символики, а также атрибуты символики федерального органа исполнительной власти;
выделять информацию о руководителе федерального органа в отдельный (персональный) раздел. Структура персонального раздела утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти отдельно (обязательный минимум - фотография руководителя, официальная биография, документ о назначении на должность);
интерактивные сервисы федерального органа - онлайновые процедуры взаимодействия государственных служащих и граждан (организаций);
размещать информацию с описанием государственных сервисов, оказываемых федеральным органом (группой федеральных органов) гражданам или организациям с использованием интерактивных (диалоговых) пользовательских интерфейсов;
размещать информацию о планах и программах федерального органа;
размещать материалы (документы), информирующие граждан о результатах деятельности федерального органа исполнительной власти, о положении дел в отрасли (сфере жизни общества), в том числе по федеральным округам (регионам);
размещать по необходимости информацию о законодательных и иных инициативах федерального органа исполнительной власти;
размещать информационные материалы, используемые в федеральном органе исполнительной власти в принятии (разработке) тех или иных решений (планов, программ), с которыми целесообразно ознакомить общественность (специалистов, экспертов);
публиковать ответы на общественно значимые запросы депутатов Федерального Собрания, Конституционного и Верховного Суда, Генеральной прокуратуры;
размещать электронные версии ведомственных изданий;
размещать информацию по научной и социально - культурной тематике отрасли (ведомства);
размещать информацию о взаимодействии с общественными организациями;
размещать информацию об условиях и порядке приема на работу (государственную службу), список вакансий, требования к кандидатам, образцы документов, информацию для контактов;
включать в структуру интернет - сайта сборник ссылок на ведомственные (отраслевые) сетевые информационные ресурсы;
размещать информацию о гарантиях по защите персональной информации пользователей Интернет - сайта;
размещать информацию по статусу информации (статусу информационных полей, блоков и отдельных документов), а также информацию по копирайтам;
иметь текстовую версию интернет - сайта;
иметь англоязычную аннотацию интернет - сайта (версию интернет - сайта на английском языке).
5.4. Интернет - сайт федерального органа исполнительной власти регистрируется (индексируется) в основных интернет - каталогах и поисковых системах (отечественных и зарубежных).
5.5. Коммерческая реклама (коммерческие рекламные баннеры) не размещаются на страницах интернет - сайта федерального органа исполнительной власти.
Исключение могут составлять баннеры, дающие ссылку на сетевые ресурсы мероприятий (акций), имеющих важное общественное значение и проводимых с участием (при поддержке) государственных органов.
5.5.1. Для продвижения в сети интернет информационных материалов и интернет - сайтов федеральных органов исполнительной власти могут создаваться специализированные баннерообменные сети государственных органов.
5.6. Конференции, форумы и распределенные обсуждения
5.6.1. При организации интерактивных сервисов, связанных с диалогом между представителями федерального органа исполнительной власти и пользователями (между группами пользователей и между пользователями) на интернет - сайте рекомендуется размещать информацию, разъясняющую пользователям порядок управления (моделирования, редактирования) сообщениями (высказываниями) пользователей в структуре интернет - конференции.
5.6.2. Участники конференций, форумов и распределенных обсуждений в обязательном порядке регистрируются, указывая минимально необходимые персональные данные. Администрация интернет - сайта (редакция) вправе уточнить заявленные пользователем персональные данные.
5.7. Ссылки к интернет - сайтам государственных органов
5.7.1. Материалы, размещаемые на интернет - сайте федерального органа, по необходимости должны содержать ссылки к информации и сервисам, расположенным на интернет - сайтах иных федеральных органов исполнительной власти.
5.7.1.1. Как правило, точная (полная) копия информации (документа) с интернет - сайтов иных федеральных (государственных) органов не размещается. Целесообразно размещать полные реквизиты документа и ссылку на исходный интернет - ресурс. В отдельных случаях размещается краткая аннотация.
В отдельных случаях по договоренности между соответствующими подразделениями федеральных органов исполнительной власти может осуществляться полное дублирование информации (документа).
5.7.1.2. При необходимости федеральные органы могут создавать сетевые информационные ресурсы или сервисы для совместного использования на своих интернет - сайтах.
5.7.2. Титульная (домашняя) страница интернет - сайта федерального органа исполнительной власти, как правило, содержит ссылку к www.government.ru и www.gov.ru.
5.7.3. При создании ссылок целесообразно придерживаться следующих рекомендаций:
содержание страниц интернет - сайта включает ссылки к логически уместным интернет - сайтам других ведомств;
ссылки должны быть к конкретным страницам других интернет - сайтов, а не только к титульной странице указанного интернет - сайта;
постоянно проверять ссылки и гарантировать их работоспособность.
5.7.4. Веб - мастер (уполномоченный специалист) интернет - сайта федерального органа исполнительной власти сохраняет ссылки на другие интернет - сайты и регулярно проверяет их и принимает меры по их модифицированию (восстановлению) в течение рабочего дня.
5.7.5. Администрация сайта по необходимости уведомляет соответствующие подразделения других ведомств о том, что на их ресурсы или сервисы выставлены ссылки, а также определяет характер взаимодействия в случае нарушений режима работы ссылок (интернет - сайтов).
5.8. Электронная публикация (электронный издательский процесс)
5.8.1. Порядок (процедуры) обновления информационных материалов интернет - сайта федерального органа исполнительной власти, как правило, регламентируется специальным документом, утвержденным руководителем федерального органа исполнительной власти.
5.8.2. Подготовка содержания публикаций
5.8.2.1. Материалы, планируемые к размещению на интернет - сайте, как правило, готовятся в электронном виде. Окончательная редакция (правка) материала осуществляется на твердой копии и визируется ответственным лицом. Окончательные версии опубликованного документа (материала) сохраняются в электронном виде и в твердой (бумажной) копии и рассматриваются в качестве эталона.
5.8.3. Статус публикаций интернет - сайта
5.8.3.1. Регламент информационной поддержки интернет - сайта должен предусматривать процедуры определения статуса публикуемой информации (документов, материалов).
Статус документа и ответственность федерального органа за его содержание (состояние) указывается в специальном тексте (оговорки, примечания), размещаемом на странице раздела (рубрики) интернет - сайта или на странице конкретной публикации.
5.8.3.2. Для различных видов официальной информации федерального органа также могут устанавливаться оговорки по поводу тождественности документа в электронной форме и документа в твердой копии. Статус публикации (документа, материала) также зависит от наличия (использования) электронной цифровой подписи.
5.8.3.3. Публикация текста (соглашения, примечания, оговорки) о статусе обязательна при использовании на интернет - сайте федерального органа исполнительной власти информационных материалов (документов) сторонних источников (новости агентств, материалы других интернет - сайтов, публикаций независимых авторов).
Примечания (оговорки) по статусу информации делаются независимо от режима публикации (размещения) содержания на страницах интернет - сайта (автоматическая виртуальная сборка или ручной ввод).
5.8.3.4. При публикации сведений об информации или услугах, находящихся в ведении иных государственных органов (негосударственных организаций), текст соответствующих публикаций предварительно согласовывается с указанными государственными органами (негосударственными организациями).
5.8.4. Достоверность информации
5.8.4.1. Информация (материалы), размещаемая на интернет - сайте должна быть своевременна, точна и отражать текущее (действительное) состояние. Документ (материал) должен иметь следующие реквизиты:
дата и время публикации (последнего обновления, уточнения);
реквизиты исполнителя (автора) или владельца информации;
соглашения, примечания, оговорки (по необходимости).
5.8.4.2. Загружаемые с интернет - сайта ведомственные формы (бланки) должны быть тождественны (идентичны) бланкам, изготовленным типографским способом (на твердых копиях) и корректно выводиться на черно - белую печать.
5.8.4.3. Формы интерактивных сетевых сервисов должны быть просты и понятны. Документы, сопутствующие интерактивным процедурам соответствуют ведомственным формам в твердой копии.
5.8.4.4. Пользователю в обязательном порядке сообщается информация об условиях сохранения персональной информации, а также предоставляется электронная квитанция об обработке информации на сервере.
Пользователь должен быть проинформирован о порядке рассмотрения запроса в электронном виде.
5.8.4.5. При использовании интерактивных платежных технологий (систем) пользователю сообщается об условиях защиты и гарантиях финансовой транзакции (платежа).
5.8.5. Неточности и ошибки в публикациях
В случае выявления (обнаружения) ошибок и неточностей в размещенном на интернет - сайте материале администрация сайта (редакция) в обязательном порядке публикует исправленный текст и дополнительно сообщает пользователям о факте исправления. Новый (исправленный) документ (материал) сопровождается обязательным комментарием.
5.8.6. Соглашение о доступе к информации
На интернет - сайте целесообразно размещать информацию, разъясняющую порядок и возможности доступа пользователей к ведомственной информации, а также необходимые разъяснения о случаях и порядке раскрытия (предоставления иным органам) персональной информации о пользователях.
5.9. Статус интернет - сайта федерального органа исполнительной власти
5.9.1. Интернет - сайт, осуществляющий функции представительства федерального органа в сети Интернет, является официальным. Информация, размещаемая на интернет - сайте, носит официальный характер.
На официальном интернет - сайте допускается размещение информации (ссылок и пр.) или части информационных ресурсов сторонних организаций. В этом случае на сайте федерального органа исполнительной власти должны быть сделаны специальные уведомления (примечания, оговорки) о характере (статусе) используемой информации.
5.9.2. Федеральные органы исполнительной власти могут создавать неофициальные (общественные, общественно - государственные) интернет - сайты (сетевые информационные ресурсы).
5.10. Регистрация интернет - сайта федерального органа в качестве СМИ
5.10.1. Официальные интернет - сайты федеральных органов исполнительной власти освобождаются от регистрации в качестве средства массовой информации (ст.12 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"). В то же время по решению руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти официальный интернет - сайт может быть зарегистрирован в качестве СМИ с размещением сведений о регистрации на начальной странице интернет - сайта.
5.10.2. Иные (неофициальные) интернет - сайты, создаваемые федеральными органами исполнительной власти, подпадающие под признаки электронного средства массовой информации, подлежат регистрации в качестве СМИ в установленном порядке.
5.11. Ограничения по содержанию интернет - сайта федерального органа исполнительной власти
5.11.1. На интернет - сайтах федеральных органов исполнительной власти запрещается размещение информации, относимой по действующему законодательству к информации ограниченного доступа - государственной тайне и конфиденциальной информации.
В частности, на указанных интернет - сайтах запрещается размещать сведения, указанные в Перечне, утвержденном Законом Российской Федерации от 6 октября 1997 г. N 131-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О государственной тайне" и Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" (с изменениями, внесенными Указом Президента РФ от 24 января 1998 г. N 61).
5.11.2. Запрещается использовать интернет - сайт федерального органа исполнительной власти в предвыборной агитации, распространять через него любые агитационные предвыборные материалы (информацию).
6. Организация и управление сетевой информационной
инфраструктурой федерального органа
исполнительной власти
6.1. Организация
6.1.1. Создание, поддержка и управление интернет - сайтом рассматривается как самостоятельный вид информационного обеспечения деятельности федерального органа исполнительной власти.
Указанное направление информационного обеспечения, как правило, находится в ведении пресс - службы (управления по связям с общественностью, информационного управления) федерального органа исполнительной власти.
6.1.2. В работу по созданию и сопровождению интернет - сайта федерального органа по решению руководителя могут быть включены и другие подразделения, учреждения и организации, министерства (ведомства), а также иные организации и учреждения.
6.1.3. Процедуры управления интернет - сайтом (сетевой информационно - коммуникационной инфраструктурой) должны быть согласованы с установленным в федеральном органе исполнительной власти порядком информационного взаимодействия между структурными подразделениями, учреждениями и организациями.
6.1.4. Задачи структурных подразделений по сопровождению интернет - сайта, процедуры управления и организация, вопросы системного администрирования, информационной защиты, программно - технического сопровождения, ответственность должностных лиц, как правило, определяются регламентом информационной поддержки интернет - сайта федерального органа исполнительной власти, утверждаемым распоряжением (приказом) руководителя федерального органа исполнительной власти.
6.1.5. Структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, учреждения, предприятия, организации и региональные представительства участвуют в информационном сопровождении официального интернет - сайта по согласованию с пресс - службой в рамках утвержденного регламента поддержки интернет - сайта и в соответствии с планом по информационному обеспечению деятельности федерального органа исполнительной власти.
6.1.6. В случае, если для поддержки интернет - сайта используются сетевые информационные ресурсы или сервисы других федеральных органов (государственных органов) с указанными органами целесообразно заключить соответствующее соглашение об информационном взаимодействии в сети Интернет.
6.1.7. Сетевые информационные ресурсы, создаваемые подразделениями и учреждениями министерства (ведомства) и постоянно хранящиеся в базах данных сетевой информационно - коммуникационной инфраструктуры федерального органа, являются федеральным информационным ресурсом общего пользования (открытого доступа, открытого пользования).
6.1.8. Владельцем указанных информационных ресурсов является федеральный орган исполнительной власти.
6.1.9. Федеральный орган обеспечивает соблюдение режима обработки и правил предоставления информации пользователю, установленных законодательством Российской Федерации, и несет ответственность за нарушение правил работы с информацией в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
6.2. Управление
6.2.1. Объем и сложность задач по сопровождению электронной информационной инфраструктуры ведомства, высокий уровень ответственности, связанный со статусом государственного интернет - сайта, как правило, предполагают наличие специализированного подразделения в штате центрального аппарата ведомства.
6.2.2. Состав должностных лиц и специалистов, участвующих в управлении (поддержке) сетевой информационно - коммуникационной инфраструктурой федерального органа (администрация интернет - сайта), а также порядок взаимодействия с должностными лицами структурных подразделений (организаций, учреждений) федерального органа утверждаются распоряжением (приказом) руководителя федерального органа исполнительной власти.
6.2.3. Распределение обязанностей среди специалистов администрации интернет - сайта осуществляется руководителем структурного подразделения, непосредственно отвечающего за управление (информационную поддержку) интернет - сайта.
6.2.4. Администрация интернет-сайта решает следующие задачи:
планирование мероприятий по информационной поддержке интернет - сайта федерального органа исполнительной власти;
сбор, обработка и подготовка материалов для публикации в сети Интернет;
взаимодействие с поставщиками информации;
управление обновлениями интернет - сайта;
управление процедурами интерактивных сервисов;
контроль и оценка эффективности функционирования интернет - сайта;
контроль выполнения требований управленческих и технических спецификаций интернет - сайта, включая технические требования к серверу, требования к техническому дизайну и техническому обслуживанию;
оценка качества услуг по поддержке интернет - сайта, контроль работы подрядчиков;
разрешение вопросов в сфере интеллектуальной собственности.
6.3. Управление содержанием
6.3.1. Администрация интернет - сайта обеспечивает необходимый уровень подготовки (редактирования и корректуры) информационных материалов, контролирует своевременность выпуска материалов в сеть Интернет, контролирует соблюдение Закона об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также устанавливает порядок использования при публикации правительственных документов (информации) электронной цифровой подписи.
6.3.2. Главный администратор (главный редактор) контролирует:
модификацию инфраструктуры интернет - сайта;
процесс публикации и удаления материалов интернет - сайта;
состояние текущей версии интернет - сайта;
состояние технического дизайна и соблюдения требований технических спецификаций;
правильность отработки сценариев интерактивных сервисов;
порядок обработки запросов пользователей по электронной почте, а также запросов, поступивших при заполнении пользователями интерактивных форм интернет - сайта;
качество доступа пользователей в различных режимах соединения и через различные программы просмотра;
адекватность отработки сценариев сервера;
правильность (работоспособность) ссылок;
архивирование данных эксплуатационной статистики и сообщений об ошибках;
потоки информации в пиковых режимах;
журнал сервера.
6.3.3. Минимальный перечень контрольной информации должен содержать следующее:
уникальные посещения;
успешные запросы;
неудачные запросы;
наиболее часто посещаемые страницы;
наименее часто посещаемые страницы;
количество обслуженных хостов;
количество запрошенных файлов;
количество переданных данных.
6.3.4. На основе контрольной информации определяется степень популярности содержания и сервисов интернет - сайта, определяется качество информации (материалов) в разделах (рубриках, страницах) интернет - сайта, анализируется аудитория интернет - сайта, качество и характер интерактивного взаимодействия, эффективность процедур и технологий продвижения сайта в сети Интернет.
6.3.5. Все вопросы, связанные с получением необходимой сетевой статистики, должны быть оговорены в соглашении с провайдерами (владельцами сервера).
6.3.6. Администрация интернет - сайта регулярно информирует руководство федерального органа исполнительной власти об эффективности функционирования интернет - сайта. Доклады руководству должны основываться на объективных показателях статистики работы интернет - сайта и статистики удовлетворения запросов пользователей.
6.3.7. При возникновении нештатных ситуаций в функционировании интернет - сайта (программно - аппаратный сбой, неисправность каналов, несанкционированный доступ в базы данных, разрушение массивов информации и пр.) администратор интернет - сайта немедленно докладывает о ситуации руководству федерального органа исполнительной власти и принимает меры по восстановлению нормального режима функционирования сетевой информационной инфраструктуры федерального органа исполнительной власти.
6.4. Прекращение функционирования интернет-сайта
6.4.1. Интернет - сайт федерального органа исполнительной власти прекращает свое функционирование как самостоятельный сетевой информационный ресурс в случае упразднения федерального органа исполнительной власти, а равно включения федерального органа в состав другого государственного органа (в этом случае базы данных и часть сетевой инфраструктуры включаются в состав баз данных сетевой информационно - коммуникационной инфраструктуры официального действующего федерального органа).
6.4.2. Порядок и условия передачи баз данных (архива электронных публикаций), программно - технологических решений и оборудования определяется ликвидационной комиссией.
6.4.3. Граждане и организации имеют право обратиться к архиву электронных публикаций ликвидированного федерального органа.
7. Дизайн интернет - сайта федерального органа
7.1. Общие требования
7.1.1. Вопросы технического и художественного дизайна интернет - сайта федерального органа исполнительной власти утверждаются в проектной документации.
Дизайн интернет - сайта должен обеспечивать:
эффективное размещение различной информации;
эффективный доступ пользователей с различной подготовкой к содержанию разделов и рубрик интернет - сайта;
соответствие логике восприятия и поиска информации;
корректное отображение информации и структуры интернет - сайта в различных программах просмотра и на мониторах с различным разрешением.
7.1.2. Художественный дизайн интернет - сайта федерального органа должен соответствовать официальному государственному статусу федерального органа исполнительной власти, а также соответствовать установленному ведомственному стилю.
7.1.3. При проектировании интернет - сайта должны применяться простые дизайнерские решения, не требующие использования дополнительного (специализированного) программного обеспечения для отображения информации.
7.2. Титульная (домашняя) страница интернет - сайта федерального органа исполнительной власти
7.2.1. Титульная (домашняя) страница интернет - сайта включает (минимальный перечень):
название федерального органа;
официальная символика;
навигационный блок (навигационное меню);
информация о последних обновлениях содержания;
информация о процедуре приема обращений граждан;
средства поиска;
помощь пользователю;
соглашение (юридическая оговорка) о доступе к информации федерального органа и защите персональной информации пользователей;
соглашение по статусу содержания интернет - сайта;
соглашение по копирайтам;
прямой URL (сетевой адрес);
адрес электронной почты (поле запроса пользователя).
7.2.2. Интернет - сайты федеральных органов исполнительной власти должны иметь простую и интуитивно понятную титульную страницу, обеспечивающую отображение наиболее важной оперативной информации и навигацию по структуре информационных ресурсов и сервисов.
7.2.3. Пользователю гарантируется, что:
сетевой адрес (URL) титульной страницы однозначно идентифицируется сервером как начальная (домашняя) страница;
каждая страница интернет - сайта содержит прямую ссылку на титульную страницу;
навигационное меню доступно на каждой странице интернет - сайта;
основные разделы интернет - сайта доступны в пределах одного перехода с титульной страницы;
ведомственная символика (логотип интернет - сайта) присутствует на каждой странице интернет - сайта.
7.2.4. Следует воздерживаться от использования в структуре интернет - сайта фреймов, так как они затрудняют точную идентификацию на сервере страницы более низких уровней.
Следует также воздерживаться от использования иных дизайнерских приемов, затрудняющих адекватную идентификацию навигационных действий.
7.3. Публикация текста
Основная текстовая информация публикуется в формате текста "html".
Текст должен отображаться на соответствующем уровне контраста к используемому цвету фона.
Параметры цвета текста должны быть прописаны в html - коде и однозначно выводиться в программах просмотра и на черно - белой печати.
Текст должен быть всегда статичен (требование не распространяется на текст, представленный в графическом формате).
Размер шрифта должен всегда определяться в html - коде.
Используются только системные шрифты, как правило, - Times, Arial, Courier.
Следует избегать использования в заголовках курсивного начертания.
Следует избегать подчеркивания текста, так как это может быть истолковано пользователем как указание на ссылку.
7.4. Публикация таблиц
7.4.1. Таблицы не всегда корректно отображаются в некоторых программах просмотра. Табличное представление информации должно использоваться по необходимости. Число используемых в таблице столбцов должно стремиться к минимуму. Ширина используемой таблицы не должна превышать 600 пикселей.
7.4.2. При необходимости публикации документа, содержащего большое количество таблиц (например, статистические отчеты), целесообразно воспользоваться технологией прикрепления в странице загружаемого файла в табличном формате .xls или текстовых форматах .doc, .txt.
7.5. Графические объекты
7.5.1. Для размещения графических объектов используются стандартные форматы изображений gif и jpg (jpeg).
Изображения формата gif должны быть сгенерированы с использованием стандартной сетевой палитры. Одиночные изображения не должны превышать 30 Кб. В случае использования больших графических объектов, пользователю должно быть сообщено о размере файла. При этом, как правило, на странице размещается уменьшенный вариант (скриншот), а полное изображение открывается в специальном окне просмотра по ссылке со скриншота.
7.5.2. Следует по возможности воздерживаться от размещения на титульных страницах больших изображений. Линейные параметры изображения (высота и ширина, координаты позиционирования) в обязательном порядке прописываются в html - коде страницы.
7.5.3. При использовании анимированной графики следует придерживаться ограничения в 30 Кб. Анимированные графические объекты в обязательном порядке сопровождаются альтернативным текстом.
7.5.4. Графические объекты в обязательном порядке сопровождаются альтернативным текстом. Альтернативный текст должен быть четким и понятным, но не превышать 100 символов.
7.5.5. Альтернативный текст описания официальных атрибутов федерального органа исполнительной власти обязателен для основного графического логотипа интернет - сайта.
7.5.6. Интернет - сайт должен корректно работать в режиме с выключенной графикой.
7.6. Html - код
7.6.1. Открытые стандарты сети Internet
Интернет - сайт разрабатывается с использованием принятых открытых стандартов сети Интернет (например, стандарт html - кода W3C).
Содержание интернет - сайта должно быть доступным в стандартном формате html. Тест на совместимость html - кода сайта с различными программами просмотра проводиться в обязательном порядке.
7.7. Xml - технология
7.7.1. В целях повышения эффективности управления инфраструктурой интернет - сайта, придания содержанию интернет - сайта большей интерактивности и динамичности рекомендуется использовать Xml - формат.
7.7.2. При разработке сайта следует учитывать также, что ранние версии основных программ просмотра не поддерживают Xml - стандарт, поэтому интернет - сайт должен иметь альтернативную Html - версию.
7.8. Присвоение имен файлам
Рекомендуется следующее:
имена файлов должны быть прописаны допустимыми символами в нижнем регистре системного шрифта;
в именах не должны присутствовать пробелы;
там, где требуется смысловой пробел, используется символ подчеркивания (_);
имена файлов не должны превышать 31 символа, а общая длина адреса не должна превышать 64 символов;
имена файла должны быть наглядны и понятны;
расширения файла html (например, htm / html / shtml) должны быть однозначно определены и выдерживаться везде.
7.9. Размеры файла
Различные типы страниц интернет - сайта требуют различных ограничений размеров файла.
Рекомендуется:
размер файла титульной (домашней) страницы не должен превысить 30 Кб;
стандартный информационный размер файла страницы не должен превышать 120 Кб;
файлы специальных страниц интернет - сайта (сообщения, статистические данные и т.д.), требующие размещения текста в одном месте, не должны превышать 300 Кб.
Пользователь должен быть предупрежден о реальном размере файла страницы.
7.10. Метаданные
7.10.1. Метаданные в обязательном порядке добавляются к html - коду титульной страницы и главных страниц раздела, а также к html - коду страниц интернет - сайта, которые должны быть индексированы в поисковых серверах.
7.10.2. Метаданные (стандартный набор) должны, как правило, включать:
заголовок (заголовок страницы, наименование страницы, раздела, рубрики, сайта);
авторство (кем создано, содержание сайта, страницы);
ключевые слова (предметная область) страницы (сайта);
описание (текстовое описание, аннотация страницы (содержания));
дата (дата генерации страницы, даты последних обновлений);
service descriptor - описание сервиса страницы;
издатель (субъект, организация, ответственная за публикацию (выпуск, поддержку);
тип ресурса (тип информационного содержания - новости, обзоры и пр.);
формат (формат данных для идентификации программного обеспечения и аппаратных средств, необходимых для отображения страницы, сайта);
сетевой адрес (URL);
язык публикации;
отношение данного ресурса к другим ресурсам;
уведомления (юридические оговорки) по авторским правам.
7.11. Цветовая палитра
Графика титульной страницы, где это возможно, должна быть сгенерирована с использованием стандартной (256) цветовой палитры. Исключение составляют jpeg - изображения. Цвета фона страниц должны быть также в указанной палитре.
8. Программное и технологическое сопровождение
интернет - сайта
8.1. Порядок и особенности технического и программно - технологического обеспечения функционирования сетевой информационно - коммуникационной инфраструктуры федерального органа исполнительной власти определяются в регламенте информационной поддержки (сопровождения) интернет - сайта федерального органа исполнительной власти.
8.2. При необходимости федеральный орган исполнительной власти приобретает у сторонних организаций услуги по созданию, развитию и сопровождению, техническому и программно - технологическому обеспечению функционирования сетевой информационно - коммуникационной инфраструктуры в порядке, установленном нормативными документами.
8.3. Услуги дизайна
Договор на оказание услуг по дизайну оговаривает задачи и ответственность поставщика услуг и покупателя (ведомство) относительно:
параметров технического и художественного дизайна;
подготовки необходимого содержания;
модификации технического и художественного дизайна. Договором также определяются вопросы авторского права на элементы (составные части) дизайна интернет - сайта.
8.4. Услуги технического проектирования и разработки
Договор на техническое проектирование определяет параметры технического проектирования, уровни сервиса, а также включает:
количество, время и периодичность модификаций;
количество перепроектировок (версий) интернет - сайта, которые могут быть сделаны в течение срока действия договора;
стоимость услуг по дополнительному техническому проектированию и разработке.
Договором предусматривается возможность модификаций с учетом появления (расширения применения пользователями) новых информационных технологий (цифровое ТВ, мобильный интернет и т.п.).
8.5. Взаимоотношения с сервис - провайдером и техническое обслуживание
8.5.1. Федеральный орган заключает соответствующий договор с сервис - провайдером на обеспечение всеми необходимыми услугами по поддержке и сопровождению интернет - сайта.
В обязательном порядке оговариваются:
вопросы защиты от сбоев (по различным причинам) и восстановления работоспособности интернет - сайта;
вопросы предоставления сетевой статистики;
уровень доступа пользователей;
объемы хранения и резервного копирования.
8.5.2. Регламент взаимоотношений федерального органа исполнительной власти с провайдером должен соответствовать требованиям, применяемым ФАПСИ в регламенте информационно - технологической поддержки официального интернет - сайта Правительства Российской Федерации.
При необходимости условия договора (соглашения) проходят экспертизу в ФАПСИ.
8.6. При размещении интернет - сайта федерального органа исполнительной власти на собственной (ведомственной) технологической инфраструктуре структурное подразделение, управляющее интернет - сайтом, заключает соглашение (договор) с ведомственной организацией, предоставляющей соответствующие услуги.
9. Защита информации
9.1. Защита информационных ресурсов интернет - сайтов федеральных органов исполнительной власти
9.1.1. Федеральные органы исполнительной власти при создании и сопровождении интернет - сайтов должны обеспечить:
предотвращение утраты, искажения, подделки информации;
предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;
предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации;
предотвращение других форм незаконного вмешательства в сетевую информационно - коммуникационную инфраструктуру;
права субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения.
9.2. Защита персональных данных пользователей интернет - сайтов федеральных органов исполнительной власти
9.2.1. Федеральные органы исполнительной власти при создании и сопровождении своих интернет - сайтов должны обеспечить защиту конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах сетевой информационно - коммуникационной инфраструктуры.
9.2.2. Порядок (технологии) взаимодействия администрации интернет - сайта и самого интернет - сайта с пользователями обеспечивает следующее:
персональные данные должны быть обработаны правильно и на законном основании;
персональные данные должны быть использованы только в указанных пользователю целях;
персональные данные должны быть адекватны и не избыточны для решения заявленной задачи (процедуры);
персональные данные должны быть точны (сверены) и сохранены без изменений;
персональные данные, собранные для решения разовой задачи (процедуры) не должны сохраняться дольше, чем это требуется сроком выполнения задачи;
персональные данные должны быть обработаны (использоваться) только в соответствии с правами на эти данные;
технические средства (серверное программное обеспечение и оборудование) должны предотвращать возможность несанкционированного доступа (изменения) к персональным данным пользователя, а также обеспечивать надежность хранения;
персональные данные не должны быть переданы другим ведомствам, если на это нет законных оснований, а также если в этом ведомстве не соблюдаются указанные принципы ее защиты.
9.2.3. В работе с персональными данными федеральные органы придерживаются требований действующего законодательства и ведомственных нормативных документов.
10. Заключительные вопросы
10.1. Регистрация доменного имени
10.1.1. Сетевой адрес (URL) интернет - сайта федерального органа исполнительной власти регистрируется установленным порядком и утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти.
10.2. Вопросы авторского права
10.2.1. Структурные подразделения ведомства, участвующие в подготовке материалов, использующих информацию (материалы) сторонних источников (авторов) для распространения в сети Интернет, несут ответственность за соблюдение законодательства об авторском праве.
11. Список нормативных документов
1. Конституция Российской Федерации.
2. Закон Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с изм. от 31 декабря 1997 г.).
3. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (с изменениями от 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г.).
4. Закон Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации".
5. Закон Российской Федерации от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене".
6. Закон Российской Федерации от 20 января 1995 г. "О связи".
7. Закон Российской Федерации от 15 декабря 1994 г. "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в средствах массовой информации".
8. Закон Российской Федерации от 6 октября 1997 г. N 131-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О государственной тайне".
9. Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (в ред. Федерального закона от 19.07.95 N 110-ФЗ).
10. Закон Российской Федерации от 9 июня 1995 года N 90-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
11. Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г. N 2334 "О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию".
12. Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" (с изменениями в соответствии с Указом Президента РФ от 24 января 1998 г. N 61).
13. Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 (О Перечне сведений конфиденциального характера).
14. Указ Президента Российской Федерации от 6 октября 1998 г. N 1189 "О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена".
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1994 г. N 1319 "Об информационном обеспечении предпринимательства в Российской Федерации".
16. Постановление Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. N 226 "О государственном учете и регистрации баз и банков данных".
17. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (Утверждена распоряжением Президента Российской Федерации 9 сентября 2000 г. N Пр-1895).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.