1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Развитие системы внутренней продовольственной помощи в Удмуртской Республике на 2013 - 2014 годы и на плановый период до 2020 года".
2. Определить Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики заказчиком республиканской целевой программы "Развитие системы внутренней продовольственной помощи в Удмуртской Республике на 2013 - 2014 годы и на плановый период до 2020 года".
3. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики обеспечить разработку проекта республиканской целевой программы "Развитие системы внутренней продовольственной помощи в Удмуртской Республике на 2013 - 2014 годы и на плановый период до 2020 года" и представить его на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики в срок до 24 мая 2013 года.
4. Внести в распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 10 октября 2011 года N 844-р "О прогнозе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2012 - 2014 годы" изменение, дополнив таблицу "Перечень проблем, решение которых предполагается осуществить посредством реализации республиканских, ведомственных целевых программ, разрабатываемых в 2012 - 2014 годах" пунктом 35 в редакции согласно приложению.
Председатель Правительства |
Ю.С. Питкевич |
Концепция республиканской целевой программы
"Развитие системы внутренней продовольственной помощи в Удмуртской Республике на 2013 - 2014 годы и на плановый период до 2020 года"
(утв. распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2013 года N 294-р)
I. Обоснование соответствия решения проблемы целям и приоритетным задачам социально-экономического развития Удмуртской Республики
В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, Основами государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года, а также Стратегией социально - экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года, одной из приоритетных задач социально - экономического развития Удмуртской Республики является повышение качества жизни населения, в том числе за счет обеспечения потребностей в высококачественных продуктах питания всех слоев населения.
В настоящее время в Удмуртской Республике проживает более 1,5 миллиона населения, 39 процентов которых - нетрудоспособного возраста. Структура населения Удмуртской Республики определила необходимость принятия мер, направленных на реализацию механизмов социальной поддержки отдельных категорий населения. В Удмуртской Республике проживают 425 509 пенсионеров, 116,5 тысячи инвалидов и детей-инвалидов, 210 тысяч семей с несовершеннолетними детьми, свыше 6 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Свыше 89 тысяч детей посещают дошкольные учреждения, около 160 тысячи обучаются в общеобразовательных учреждениях, медицинское обслуживание в условиях стационара получают более 330 тысяч жителей Удмуртской Республики. Все перечисленные категории населения нуждаются в получении адресной государственной поддержки.
Одним из наиболее эффективных механизмов реализации социальной политики для отдельных категорий населения Удмуртской Республики является создание условий для организации качественного питания не только на время пребывания в социальных учреждениях, но и в режиме круглосуточного обеспечения высококачественными продуктами питания.
Ежегодно за счет средств республиканского бюджета более 20 тысяч детей в возрасте до трех лет обеспечиваются специальным детским питанием.
С 2006 года в Удмуртской Республике в качестве одной из форм внутренней продовольственной помощи реализуется республиканская целевая программа "Детское и школьное питание", направленная на создание системы обеспечения детей дошкольного и школьного возраста оптимальным питанием в соответствии с физиологическими потребностями. В рамках реализации программы около 80 тысяч учащихся 1-5 классов школ Удмуртской Республики получают завтраки с включением в рацион обогащенного витаминами и микронутриентами молока. Более 18 тысяч детей из многодетных малообеспеченных и более 8 тысяч детей из малообеспеченных детей обеспечиваются горячим бесплатным питанием в школах.
В целом более 90 процентов школьников Удмуртской Республики охвачены всеми видами питания.
Результаты проведенного Министерством образования и науки России мониторинга организации питания в общеобразовательных учреждениях 82 регионов страны показали, что охват горячим питанием (завтраками) в среднем по России составляет:
среди учащихся 1 - 4 классов - 83%;
5 - 11 классов - 58%;
по Удмуртской Республике эти показатели составляют:
1 - 4 классы - 94,8%;
5 - 11 классы - 72,6%.
Для эффективной организации механизмов социального питания в двух городах Удмуртской Республики введены в эксплуатацию базовые школьные столовые, в которых осуществляется производство горячего питания и охлажденных полуфабрикатов для дальнейшей доготовки в общеобразовательных учреждениях.
Эффективности реализации программы также способствует разработка рационов питания для различных категорий получателей социального питания с учетом эколого-климатических условий региона, дефицита витаминов и отдельных макро- и микроэлементов, возрастных физиологических потребностей детей и подростков. В Удмуртии разработан, издан и используется предприятиями общественного питания, занятыми организацией питания учащихся, Сборник технических нормативов, рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания при общеобразовательных учреждениях Удмуртской Республики.
Реализация системных мер поддержки такой категории, как учащиеся общеобразовательных учреждений, позволила достигнуть серьезных результатов. С 2006 года удельный вес детей I и II групп здоровья в общем количестве учащихся школ вырос с 73 процентов до 84 процентов в 2012 году. Отмечается снижение заболеваемости школьников, получающих молочные продукты. Снизилось число детей, страдающих анемией, кариесом, заболеваниями уха, горла, носа. Дополнительное поступление кальция и витаминов в организм ребенка способствовало снижению патологии опорно-двигательного аппарата.
Достижение положительных результатов позволяет прорабатывать вопрос и в направлении комплексного развития системы внутренней продовольственной поддержки в Удмуртской Республике с расширением категорий получателей и участием республиканских товаропроизводителей продуктов питания.
Имеющийся потенциал агропромышленного комплекса Удмуртской Республики позволяет обеспечить оказание продовольственной поддержки продуктами питания, произведенными на перерабатывающих предприятиях Удмуртской Республики, с использованием сельскохозяйственного сырья местных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Так, в расчете на одного жителя среднегодовое производство молока в Удмуртской Республике составило 470 килограммов (по России данный показатель - 223 килограмма), мяса - 110 килограммов (в России - 81 килограмм), яиц - 592 штуки (по России - 294 штуки).
Предприятия отрасли адаптировались к рыночным условиям, осуществляют модернизацию оборудования, занимаются внедрением новых видов продукции, налаживают кооперативные отношения с сельскохозяйственными товаропроизводителями, имеют потенциал для наращивания производства. Особое внимание уделяется качеству и повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции, улучшению упаковки и внешнего оформления. На предприятиях функционируют аттестованные производственные лаборатории. Выпускаемая продукция сертифицирована по национальным требованиям соответствия качеству, кроме того все пищевые и перерабатывающие промышленные предприятия имеют сертификаты международных систем контроля качества.
В молочной промышленности республики производство молочной продукции приведено в соответствие с международными стандартами качества на молоко и молочную продукцию. Введена в эксплуатацию линия по производству молочных продуктов для детского питания на ОАО МК "Сарапул-молоко", продолжается развитие бренда "Топтыжка" на ЗАО "Ижмолоко". Налажено производство новых сортов сыра твердого на ОАО "Кезский сырзавод" и ОАО "Можгасыр". Широко освоено производство всего спектра цельномолочной продукции: молока отборного, стерилизованного молока, кисломолочных продуктов, обогащенных бифидокультурами, биойогуртов различной жирности, продукции с лечебным эффектом.
На мясном рынке доминирует продукция ОАО "Восточный", которое развивает производство мясных полуфабрикатов (в том числе и для детского питания) и колбасных изделий.
Овощной рынок Удмуртской Республики представлен высококачественной продукцией ОАО "Тепличный комбинат "Завьяловский", СПК "Надежда", ЗАО "Европлан", осуществляющими производство картофеля и овощей по международным стандартам качества.
Таким образом, создание системы внутренней продовольственной поддержки в Удмуртской Республике позволит не только обеспечить наиболее уязвимые категории населения высококачественными и экологичными продуктами питания, но и стимулировать дальнейшее развитие организаций агропромышленного комплекса через создание эффективной цепочки взаимодействия товаропроизводителей и потребителей "от поля - к столу".
II. Обоснование целесообразности и необходимости решения проблемы программно-целевым методом
Наличие потенциальных возможностей Удмуртской Республики в реализации системной продовольственной помощи отдельным категориям населения сопровождается проблемами, решение которых возможно исключительно программно - целевым методом.
Важнейшей проблемой, препятствующей полноценной реализации внутренних мер продовольственной поддержки, является устаревшая материально-техническая база и износ технологического оборудования на всех уровнях.
В этой связи основными механизмами решения проблемы могут стать:
1. Модернизация технических и технологических процессов в организациях агропромышленного комплекса, осуществляющих производство и переработку сельскохозяйственной продукции, используемой в системах социального питания и адресной продовольственной поддержки.
Учитывая требования международных стандартов, производство продуктов питания на всех этапах должно осуществляться в полном соответствии с имеющимися стандартами качества, при этом целью производителей продуктов питания является производство биопродукции.
Фактическое положение дел по отдельным категориям сельскохозяйственных товаропроизводителей не позволяет достигнуть имеющихся требований к производственным процессам. Так, например, около 70% тракторов и прицепной почвообрабатывающей техники, более 40% зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов эксплуатируются сверх амортизационного срока (свыше 10 лет).
Во многих перерабатывающих предприятиях необходимо продолжить модернизацию действующих производств: в ОАО "Глазов-молоко" необходимо завершить модернизацию и техперевооружение производственных участков, в ООО "Восточный" предполагается активизировать работу по созданию кластера по производству, убою и глубокой переработке свиней путем модернизации и реконструкции существующих и строительстве новых мощностей по убою скота (в том числе мощности по хранению), в ООО "Пастарель" планируется завершить реконструкцию производственно-экспериментального участка производства кондитерских изделий, в ООО "Кондитер-М" будет проведена модернизация пряничного и бараночного производства. И это лишь часть продуктов питания, производство которых осуществляется с использованием сельскохозяйственной продукции удмуртских товаропроизводителей, которая может быть включена в программу внутренней продовольственной поддержки.
2. Модернизация технических и технологических процессов школьных пищеблоков и базовых столовых, осуществляющих непосредственную подготовку и приготовление продуктов питания для отдельных категорий населения. Имеющиеся условия не позволяют достигнуть необходимых санитарно-эпидемиологических и технологических показателей при производстве продукции, что в конечном итоге отрицательно сказывается на организации питания школьников.
По данным электронного мониторинга "Наша новая школа" доля общеобразовательных учреждений, где есть современное технологическое и холодильное оборудование, составляет в республике 61,55%. С 2010 года за счет средств республиканского бюджета производится замена устаревшего технологического и холодильного оборудования. За это время приобретено 427 единиц технологического и 375 единиц холодильного оборудования для 436 школ. Тем не менее, в 150 (24,2%) школах недостаточно холодильного оборудования, в 215 (34,7%) школах износ оборудования составляет более 80%.
Медленно решается проблема улучшения материально-технической базы школьных пищеблоков. По данным Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике 86 (13%) школьных пищеблоков требуют реконструкции по причине нерационально спланированных пищеблоков в сельских школах, построенных в 60-80 годах, что нарушает поточность технологических процессов, 12 (1,8%) школьных пищеблоков не имеют централизованного водоснабжения, 9 (1,4%) - центрального отопления.
Отсутствие необходимой материально-технической базы, централизованного водоснабжения пищеблоков, производственного контроля качества приготовленной пищи существенно сказывается на качестве услуги питания, предоставляемой школьникам на селе.
3. Повышение профессиональной подготовки работников отрасли.
Серьезную проблему представляет недостаточный профессионализм специалистов предприятий школьного питания, осуществляющих формирование рациона питания и приготовления кулинарной продукции, недостаточная квалификация персонала школьных столовых. Не во всех муниципальных образованиях в Удмуртской Республике имеются технологи детского питания.
В республике действуют две стажировочных площадки по обучению специалистов предприятий школьного питания, где ежегодно проходят повышение квалификации более 60 человек, но проблема полностью не решена.
Решение проблем требует комплексного, системного подхода. Развитие и реализация программы внутренней продовольственной помощи должны осуществляться в условиях межведомственного взаимодействия с реализацией механизмов государственно - частного партнерства при государственной поддержке на всех этапах реализации.
Решение имеющихся проблем требует комплексного, системного подхода. Развитие и реализация программы внутренней продовольственной помощи должны осуществляться в условиях межведомственного взаимодействия с реализацией механизмов государственно - частного партнерства при государственной поддержке на всех этапах реализации.
Реализация программы предполагает системный подход: каждая поставленная задача должна быть реализована в соответствии с анализом исходной ситуации и содержать систему мер для достижения целей, определенных настоящей концепцией.
Программно-целевой метод позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на приоритетных направлениях и организовать работу по привлечению средств федерального бюджета, бюджета Удмуртской Республики и иных источников в соответствии с законодательством.
III. Характеристика и прогноз развития проблемы без использования программно-целевого метода ее решения
Организация полноценной системы внутренней продовольственной помощи в Удмуртской Республике без использования программно - целевых методов невозможна в силу необходимости тесного взаимодействия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Реализация комплекса мероприятий, направленных на предоставление социального питания и адресной продовольственной поддержки отдельных категорий населения Удмуртской Республики, должна быть основана на масштабной модернизации технико-технологических процессов товаропроизводителей, развитой системе логистических связей, а также иметь научное и кадровое обеспечение.
Дальнейшее развитие социального питания в Удмуртской Республике без создания полноценной системы внутренней продовольственной помощи не позволит обеспечить комплексное решение вопросов социальной поддержки отдельных категорий населения в части обеспечения полноценным и экологически безопасным питанием, что приведет к увеличению объемов потребления недостаточно качественных продуктов питания, произведенных не только в России, но и в зарубежных странах.
Несистемное развитие механизмов социального питания и адресной продовольственной поддержки может снизить уровень безопасности продуктов питания, поставляемого в дошкольные, образовательные и другие социальные учреждения Удмуртской Республики.
IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
Возможны два варианта решения вопроса создания и развития системы внутренней продовольственной помощи в Удмуртской Республике.
Первый вариант предусматривает отказ от реализации программно-целевого метода, в результате чего социальная политика в области организации социального питания и адресной продовольственной поддержки будет реализовываться стихийно без учета потенциальных возможностей производителей продуктов питания Удмуртской Республики, что впоследствии приведет к увеличению доли продуктов питания с недостаточным уровнем качества.
Данный вариант малоэффективен, поскольку вложение бюджетных средств будет осуществляться не в экономику Удмуртской Республики, и уровень зависимости региона от внешних экономических факторов будет увеличиваться.
Кроме того, в случае снижения уровня безопасности продуктов питания, входящих в состав рационов в рамках социального питания и адресной продовольственной поддержки, возникают риски повышения уровня заболеваемости населения.
Второй вариант решения проблемы предполагает активное воздействие на ситуацию с использованием программно-целевого метода, при котором в Удмуртской Республике будет сформирована единая система внутренней продовольственной помощи, реализуемая в тесной связи с производственным потенциалом удмуртских производителей продуктов питания (схема 1):
реализация механизма государственной поддержки, управление и координация действий участников программы с возможностью анализа результативности всей совокупности работ по решению проблемы;
консолидация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития внутренней продовольственной помощи (например, инфраструктурное развитие, модернизация производств);
осуществление контроля качества продуктов питания на всех уровнях производства (в том числе с помощью развития системы базовых школьных столовых);
снижение зависимости Удмуртской Республики от внешних экономических факторов за счет создания эффективной цепочки взаимодействия товаропроизводителей и потребителей "от поля - к столу".
Схема 1 - Механизм оказания внутренней продовольственной помощи в Удмуртской Республике
Формирование единой системы внутренней продовольственной помощи в Удмуртской Республике предполагается с применением следующих механизмов:
1. Увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции за счет модернизации производственных процессов и поставки произведенной продукции для организации внутренней продовольственной помощи.
Сельскохозяйственное производство в Удмуртской Республике ориентировано на отрасль животноводства - более 65 процентов произведенной сельскохозяйственной продукции, при этом, развитие отрасли растениеводства ориентировано не только на обеспечение кормовой базы, но и на производство таких продуктов питания, как картофель и овощи (таблица 1).
Таблица 1. Производство продукции растениеводства в Удмуртской Республике в расчете на душу населения
|
Зерно |
Картофель |
Овощи |
||||||
|
на душу, кг |
ранг РФ |
ранг ПФО |
на душу, кг |
ранг РФ |
ранг ПФО |
на душу, кг |
ранг РФ |
ранг ПФО |
Российская Федерация |
494 |
|
|
205 |
|
|
102 |
|
|
Приволжский федеральный округ |
487 |
|
|
259 |
|
|
107 |
|
|
Республика Башкортостан |
411 |
30 |
8 |
167 |
50 |
11 |
69 |
55 |
14 |
Республика Марий Эл |
266 |
38 |
13 |
472 |
11 |
2 |
284 |
5 |
1 |
Республика Мордовия |
966 |
12 |
1 |
390 |
14 |
3 |
111 |
29 |
6 |
Республика Татарстан |
787 |
18 |
3 |
362 |
15 |
4 |
86 |
45 |
11 |
Удмуртская Республика |
319 |
36 |
11 |
345 |
18 |
6 |
124 |
24 |
5 |
Чувашская Республика |
330 |
35 |
10 |
725 |
3 |
1 |
135 |
20 |
3 |
Пермский край |
122 |
52 |
14 |
232 |
31 |
8 |
86 |
44 |
10 |
Кировская область |
418 |
29 |
7 |
210 |
36 |
9 |
85 |
46 |
12 |
Нижегородская область |
283 |
37 |
12 |
266 |
26 |
7 |
109 |
31 |
8 |
Оренбургская область |
727 |
22 |
4 |
122 |
62 |
14 |
110 |
30 |
7 |
Пензенская область |
537 |
25 |
5 |
353 |
17 |
5 |
131 |
22 |
4 |
Самарская область |
344 |
33 |
9 |
156 |
52 |
12 |
107 |
33 |
9 |
Саратовская область |
878 |
16 |
2 |
141 |
57 |
13 |
156 |
11 |
2 |
Ульяновская область |
507 |
26 |
6 |
181 |
47 |
10 |
77 |
49 |
13 |
В Удмуртии динамично развивается и отрасль животноводства, обеспечивая потребности перерабатывающей пищевой промышленности достаточным количеством сырья (таблица 2).
Таблица 2. Производство продукции животноводства в Удмуртской Республике в расчете на душу населения
|
Молоко |
Мясо |
Яйцо |
||||||
|
на душу, кг |
ранг РФ |
ранг ПФО |
на душу, кг |
ранг РФ |
ранг ПФО |
на душу, шт. |
ранг РФ |
ранг ПФО |
Российская Федерация |
222,9 |
|
|
81,2 |
|
|
293 |
|
|
Приволжский федеральный округ |
337,7 |
|
|
86,5 |
|
|
367 |
|
|
Республика Башкортостан |
420,9 |
8 |
4 |
91,2 |
30 |
9 |
276 |
39 |
12 |
Республика Марий Эл |
285,5 |
29 |
10 |
178,0 |
8 |
1 |
468 |
12 |
4 |
Республика Мордовия |
568,7 |
2 |
1 |
176,4 |
9 |
2 |
1610 |
2 |
1 |
Республика Татарстан |
495,2 |
5 |
2 |
119,6 |
19 |
4 |
294 |
36 |
10 |
Удмуртская Республика |
469,5 |
6 |
3 |
109,6 |
21 |
5 |
592 |
7 |
2 |
Чувашская Республика |
394,3 |
13 |
7 |
93,0 |
29 |
8 |
281 |
37 |
11 |
Пермский край |
183,7 |
53 |
13 |
44,2 |
60 |
12 |
379 |
21 |
7 |
Кировская область |
404,0 |
12 |
6 |
64,0 |
46 |
11 |
333 |
27 |
9 |
Нижегородская область |
185,7 |
50 |
12 |
37,3 |
66 |
14 |
386 |
19 |
5 |
Оренбургская область |
410,6 |
10 |
5 |
109,1 |
22 |
6 |
562 |
9 |
3 |
Пензенская область |
353,4 |
20 |
9 |
143,2 |
11 |
3 |
270 |
40 |
13 |
Самарская область |
130,3 |
65 |
14 |
43,6 |
61 |
13 |
61 |
69 |
14 |
Саратовская область |
384,8 |
15 |
8 |
93,3 |
28 |
7 |
362 |
23 |
8 |
Ульяновская область |
209,2 |
42 |
11 |
67,1 |
43 |
10 |
382 |
20 |
6 |
Такой уровень развития сельскохозяйственного производства позволяет Удмуртской Республике обеспечивать свои потребности в основных продуктах питания в полном объеме (таблица 3).
Таблица 3. Уровень самообеспечения основной сельскохозяйственной продукцией по Удмуртской Республике (процентов)
Показатель |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Мясо |
108 |
106 |
108 |
108 |
110 |
110 |
Молоко |
130 |
130 |
130 |
133 |
136 |
139 |
Яйца |
204 |
220 |
224 |
220 |
203 |
204 |
Картофель |
93 |
104 |
103 |
56 |
112 |
105 |
Овощи и продовольственные бахчевые культуры |
90 |
92 |
87 |
81 |
93 |
89 |
Большая часть сельскохозяйственной продукции перерабатывается и потребляется в Удмуртской Республике. Системный подход к вопросам реализации сельскохозяйственной продукции позволит обеспечить ее поставку в комбинаты питания для дальнейшей обработки и поставки в соответствующие учреждения.
Продукция растениеводства будет поставляться в комбинаты питания через производственно - логистические центры после ее первичной обработки. Продукция животноводства может поставляться в комбинаты питания, образовательные и социальные учреждения после ее глубокой переработки на перерабатывающих предприятиях Удмуртской Республики (молочные продукты, мясопродукты), через производственно - логистические центры после ее первичной обработки (мясо), либо напрямую от производителя (яйцо). Такая система поставки продуктов питания позволит повысить качество продукции за счет сокращения сроков поставки и обеспечения всех видов контроля за каждым этапом производства и переработки.
Для того чтобы обеспечить стабильный рост объемов производства и высокое качество производимой продукции, необходимо оказание государственной поддержки по двум направлениям:
модернизация производства за счет приобретения новой техники, оборудования и технологий. Наиболее эффективным инструментом государственной поддержки товаропроизводителей по данному направлению может стать предоставление субсидий на возмещение части затрат на приобретение техники, оборудования и технологий;
поддержка финансовой стабильности товаропроизводителей за счет предоставления государственной поддержки в форме возмещения недополученных доходов от реализации продуктов питания в рамках программы внутренней продовольственной помощи.
2. Создание условий для обработки и распределения продуктов питания за счет строительства новых и модернизации действующих производственно - логистических центров и комбинатов питания.
В настоящее время в Удмуртской Республике действуют 2 комбината питания, что позволяет обеспечить социальным питанием немногим более 80 000 школьников. Реализация программных мероприятий позволит обеспечивать практически всех школьников высококачественными продуктами питания, подготовленными в специализированных комбинатах питания. Кроме того, часть социальных учреждений Удмуртской Республики будет получать продовольствие через специализированные производственно-логистические центры и комбинаты питания (схема 2).
Схема 2 - Обеспеченность жителей Удмуртской Республики продовольствием через механизмы оказания внутренней продовольственной помощи.
В рамках программы предполагается осуществить строительство и модернизацию действующих комбинатов питания в четырех из пяти городов Удмуртской Республики, модернизация пищевых блоков образовательных и социальных учреждений.
В целях развития товаропроводящей инфраструктуры также предполагается строительство нового производственно - распределительного центра с организацией центра глубокой переработки мяса, для производства и распределения продуктов питания в рамках внутренней продовольственной помощи.
Немаловажным моментом является то, что в рамках программы предполагается организовать лаборатории входного и выходного контроля на каждом из действующих комбинатов питания.
3. Кадровое и информационно - аналитическое обеспечение системы внутренней продовольственной помощи.
В этом направлении предполагается реализация следующих мероприятий:
разработка и издание справочников для приготовления готовой продукции с применением современных технологий производства (в том числе с использованием пароконвектоматов);
повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров в области общественного питания (включая государственных и муниципальных служащих);
реализация системы грантов учреждениям Удмуртской Республики на лучшую разработку и внедрение инновационных проектов в области оказания внутренней продовольственной помощи населению Удмуртской Республики;
разработка, внедрение и сопровождение электронных карт для пользователей внутренней продовольственной помощи;
создание информационно - аналитической системы сбора, обработки информации в области оказания внутренней продовольственной помощи населению Удмуртской Республики.
Основные риски второго варианта связаны с возможным недостаточным финансированием, нескоординированностью действий государственных органов и органов местного самоуправления. Минимизация указанных рисков может быть достигнута на стадии разработки системы внутренней продовольственной помощи путем уточнения и соответствующего обоснования мероприятий и объема необходимых расходов, повышения эффективности контроля за выделением и расходованием средств.
Анализ преимуществ и рисков представленных вариантов решения проблемы позволяет сделать вывод о предпочтительности второго варианта с использованием программно-целевого метода, направленного на формирование единой системы внутренней продовольственной помощи, реализуемой в тесной связи с производственным потенциалом удмуртских производителей продуктов питания.
V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
Реализацию программы планируется осуществить без разделения на этапы.
В течение всего срока реализации программных мероприятий предполагается проведение модернизации производственной и товаропроводящей инфраструктуры и оказание внутренней продовольственной помощи.
VI. Предложения по целям и задачам программы, целевым индикаторам и показателям эффективности, позволяющим оценивать ход реализации программы по годам
Стратегической целью реализации программы является сохранение и укрепление здоровья населения Удмуртской Республики.
В рамках программы также предполагается выделение тактических целей:
1) обеспечение потребностей отдельных категорий населения Удмуртской Республики в высококачественных продуктах питания путем организации социального питания и адресной продовольственной поддержки;
2) увеличение объемов производства высококачественных продуктов питания за счет технико-технологической модернизации производственных процессов.
Достижение поставленных целей предполагается через решение следующих задач:
1) формирование нормативной правовой базы в Удмуртской Республике, направленной на организацию внутренней продовольственной помощи отдельным категориям населения Удмуртской Республики;
2) развитие и модернизация производственной и товаропроводящей инфраструктуры;
3) создание системы контроля качества продуктов питания, поставляемых через специализированные учреждения для оказания внутренней продовольственной помощи;
4) развитие научно - технологического и кадрового обеспечения системы внутренней продовольственной помощи;
5) информационно-аналитическое обеспечение системы внутренней продовольственной помощи;
6) организация социального питания для воспитанников дошкольных и учащихся образовательных учреждений;
7) предоставление адресной продовольственной поддержки:
населению Удмуртской Республики, находящемуся в социальных учреждениях;
отдельным категориям населения Удмуртской Республики;
8) повышение финансовой устойчивости производителей.
В качестве показателей эффективности, позволяющих оценить ход реализации программы по годам, предполагается использовать:
1) удельный вес отечественных продуктов питания в общем объеме продуктов, предоставляемых потребителям в рамках внутренней продовольственной помощи, процентов;
2) количество получателей продуктов питания в рамках социального питания, человек;
3) количество получателей продуктов питания в рамках адресной продовольственной поддержки, человек;
4) увеличение объемов производства продуктов питания (в том числе для детского и лечебного питания), всего, процентов;
5) создание индустриальных производственно - логистических центров и базовых комбинатов питания, количество единиц;
6) доля дошкольных, образовательных и социальных учреждений Удмуртской Республики, обеспечиваемых продуктами питания через индустриальные производственно - логистические центры и базовые комбинаты питания, процентов;
7) прирост численности занятого населения по направлению программы, процентов;
8) прирост выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, процентов.
VII. Предложения по объемам и источникам финансирования программы
Финансирование мероприятий программы будет осуществляться за счет следующих средств:
бюджета Удмуртской Республики в пределах средств, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год и на плановый период;
иных источников финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общий объем финансирования мероприятий программы в ценах соответствующих лет составит 11 278,4 млн. руб., в том числе:
за счет средств бюджета Удмуртской Республики - 4 674,9 млн. рублей;
за счет иных источников финансирования - 6 603,5 млн. рублей.
Источники и объемы финансирования мероприятий, предусмотренных в концепции
|
За весь срок реализации программы |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
всего |
11278,4 |
2216,8 |
1317,9 |
1248,3 |
1253,7 |
1284,8 |
1298,7 |
1321,3 |
1336,7 |
бюджет Удмуртской Республики |
4674,9 |
736,2 |
554,2 |
531,0 |
538,2 |
558,5 |
570,3 |
586,7 |
599,7 |
иные источники финансирования |
6603,5 |
1480,6 |
763,7 |
717,4 |
715,5 |
726,3 |
728,4 |
734,6 |
737,0 |
Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год и на плановый период.
В случае несоответствия результатов выполнения программы целевым индикаторам и критериям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию программы могут быть сокращены, либо реализация программы может быть досрочно прекращена в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики.
VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемых вариантов решения проблемы
В результате выполнения мероприятий программы предполагается достижение следующих результатов:
1) удельный вес отечественных продуктов питания в общем объеме продуктов, предоставляемых потребителям в рамках внутренней продовольственной помощи, - 100 процентов;
2) количество получателей продуктов питания в рамках социального питания - не менее 160 000 человек;
3) количество получателей продуктов питания в рамках адресной продовольственной поддержки - 15 918 человек;
4) увеличение объемов производства продуктов питания (в том числе для детского и лечебного питания) - на 15 процентов за весь срок реализации Программы;
5) создание индустриальных производственно - логистических центров и базовых комбинатов питания - 5 единиц;
6) доля дошкольных, образовательных и социальных учреждений Удмуртской Республики, обеспечиваемых продуктами питания через индустриальные производственно - логистические центры и базовые комбинаты питания, - 80 процентов;
7) сохранение (прирост) численности занятого населения по направлению Программы - не менее 1 процента ежегодно;
8) прирост выручки от реализации сельскохозяйственной продукции - не менее 4,8 процентов ежегодно.
IX. Предложения по разработчикам программы, государственным заказчикам программы (государственным заказчикам - координаторам) и исполнителям мероприятий программы
Разработку проекта программы предлагается поручить Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.
В программу будут включены предложения Территориального управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике, органов местного самоуправления муниципальных образований в Удмуртской Республике, Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, Главного управления ветеринарии Удмуртской Республики, Министерства торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики, Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики, Министерства образования и науки Удмуртской Республики.
В качестве государственного заказчика программы предлагается утвердить Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.
К участию в реализации программы будут привлекаться исполнительные органы государственной власти Удмуртской Республики, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия.
К реализации работ по отдельным мероприятиям программы будут привлекаться организации с соблюдением требований Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
X. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации программы
В качестве основных направлений финансирования расходов, необходимых для реализации целей, заявленных программой, предлагается реализация следующих мероприятий:
1. Подготовка нормативных правовых актов Правительства Удмуртской Республики, актов органов исполнительной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления муниципальных образований Удмуртской Республики, направленных на создание условий для развития внутренней продовольственной поддержки населения Удмуртской Республики.
В рамках мероприятия предполагается разработка закона Удмуртской Республики об организации внутренней продовольственной помощи в Удмуртской Республики и ряда подзаконных актов, позволяющих разработать и реализовать механизмы доведения продовольственной помощи до потребителей. Кроме того, планируется разработка законодательных инициатив по внесению изменений в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также в Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в части внесения изменений в условия контроля за качеством и порядком поставки продуктов питания для оказания внутренней продовольственной поддержки.
2. Развитие и модернизация производственной и товаропроводящей инфраструктуры:
2.1. Создание и развитие сети производственно - логистических центров, модернизация комбинатов питания:
2.1.1. Реконструкция зданий и помещений под организацию комбината питания, для организации социального питания и подготовки продуктов питания для оказания адресной продовольственной поддержки в г. Можга Удмуртской Республики.
2.1.2. Создание комбината питания для организации социального питания и подготовки продуктов питания для оказания адресной продовольственной поддержки в г. Сарапуле Удмуртской Республики (в том числе ПИР).
2.1.3. Модернизация комбината питания, ориентированного на организацию социального питания (г. Глазов).
2.1.4. Модернизация комбината питания, ориентированного на организацию социального питания (г. Воткинск).
2.1.5. Реконструкция пищевых блоков дошкольных и образовательных учреждений.
2.1.6. Реконструкция пищевых блоков социальных учреждений.
2.2. Развитие товаропроизводящей инфраструктуры:
2.2.1. Строительство производственно - логистического центра в Завьяловском районе Удмуртской Республики с организацией центра глубокой переработки мяса для производства и распределения продуктов питания в рамках внутренней продовольственной помощи (в том числе ПИР).
2.2.2. Приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования для производства продуктов питания в рамках внутренней продовольственной помощи.
3. Создание системы контроля качества продуктов питания, поставляемых через специализированные учреждения для оказания внутренней продовольственной помощи:
3.1. Создание лабораторий входного и выходного сырья на комбинатах питания Удмуртской Республики.
3.2. Модернизация республиканских лабораторий для обеспечения систематического анализа качества продуктов питания, производимых в целях оказания внутренней продовольственной помощи на комбинатах питания.
4. Развитие научно - технологического и кадрового обеспечения системы внутренней продовольственной помощи:
4.1. Разработка и издание справочников для приготовления готовой продукции с применением современных технологий производства (в том числе с использованием пароконвектоматов).
4.2. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров в области общественного питания (включая государственных и муниципальных служащих).
4.3. Разработка, внедрение и сопровождение электронных карт для пользователей внутренней продовольственной помощи.
4.4. Реализация системы грантов учреждениям Удмуртской Республики на лучшую разработку и внедрение инновационных проектов в области оказания внутренней продовольственной помощи населению Удмуртской Республики.
5. Информационно-аналитическое обеспечение системы внутренней продовольственной помощи:
5.1. Организация работы со средствами массовой информации по разъяснению населению Удмуртской Республики механизмов оказания внутренней продовольственной помощи.
5.2. Создание информационно - аналитической системы сбора, обработки информации в области оказания внутренней продовольственной помощи населению Удмуртской Республики.
6. Организация социального питания для воспитанников дошкольных и учащихся образовательных учреждений - обеспечение воспитанников дошкольных и учащихся образовательных учреждений продуктами питания.
7. Организация адресной продовольственной поддержки:
7.1. Обеспечение населения, находящегося в социальных учреждениях, продуктами питания.
7.2. Обеспечение отдельных категорий населения Удмуртской Республики адресной продовольственной поддержкой, в том числе через систему электронных карт.
8. Повышение финансовой устойчивости товаропроизводителей путем предоставления субсидий товаропроизводителям на возмещение недополученных доходов от реализации продуктов питания в рамках внутренней продовольственной помощи.
Механизм реализации программы базируется на принципах партнерства территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления муниципальных образований в Удмуртской Республике и организаций, в том числе общественных, четкого разграничения полномочий и ответственности всех исполнителей подпрограммы.
XI. Предложения по механизмам формирования мероприятий программы
По согласованию к участию в разработке программы будут привлекаться Территориальное управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике, органы местного самоуправления муниципальных образований, Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, Главное управление ветеринарии Удмуртской Республики, Министерство торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики, Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики, Министерство образования и науки Удмуртской Республики.
Проект плана мероприятий программы будет формироваться с учетом основных положений Концепции.
XII. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией программы
Формы и методы управления реализацией программы будут определяться государственным заказчиком.
Оперативное управление и организацию контроля за исполнением мероприятий программы в рамках своих функций и компетенции будут осуществлять исполнители программы: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики и другие исполнительные органы государственной власти Удмуртской Республики.
Ежегодно государственный заказчик программы уточняет целевые показатели и затраты на программные мероприятия с учетом выделяемых финансовых средств. По уточненным данным производит ранжирование мероприятий по степени их значимости.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2013 г. N 294-р "О разработке проекта республиканской целевой программы "Развитие системы внутренней продовольственной помощи в Удмуртской Республике на 2013 - 2014 годы и на плановый период до 2020 года"
Текст распоряжения опубликован на официальном сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики 05.06.2013 г.