В целях сохранения, развития и эффективного использования историко-культурного наследия города Сарапула, Администрация города Сарапула постановляет:
1. Разработать проект долгосрочной целевой программы "Культурное наследие Сарапула" на 2011-2015 годы в срок до 01 июля 2011 года. Предложение о необходимости разработки долгосрочной целевой программы прилагается.
2. Заказчиком-координатором проекта долгосрочной целевой программы "Культурное наследие Сарапула" на 2011-2015 годы утвердить Управление культуры г. Сарапула.
3. Контроль за исполнением данного постановления возложить на Креклину С.В.
Глава Администрации города Сарапула |
А.Н. Сизов |
Предложение
о необходимости разработки долгосрочной целевой
программы "Культурное наследие Сарапула" на 2011-2015 годы
1. Наименование проблемы и анализ причин ее возникновения
Одним из наиболее привлекательных ресурсов территории является историко-культурное наследие. В мировом сообществе Россия традиционно воспринимается как страна, внесшая огромный вклад в мировую культуру. На ее территории сконцентрировано множество уникальных объектов культурного наследия. На государственную охрану поставлены памятники истории и культуры, особо ценные территории, движимые памятники, хранящиеся в фондах музеев, нематериальное культурное наследие.
Значительное место в системе сохранения историко-культурного ресурса страны занимают муниципалитеты малых и средних городских поселений Российской Федерации. Возрастание интереса к малым и средним городам России, активизировавшееся в последние годы, обусловлено важной ролью этих поселений в культурно-историческом и социально-экономическом развитии государства и признанием их роли в сохранении уникальной российской ментальности в современной социально культурной ситуации.
Малые и средние города страны, обладающие значительным историко-культурным наследием, в сфере государственной политики рассматриваются как особая часть "культурного каркаса" России, призванного обеспечить сохранность, восстановление, изучение и публичное представление целостных территориальных комплексов культурного и природного наследия, материальных и духовных ценностей в их традиционно-исторической (культурной и природной) среде. Кроме того, исторические малые и средние города могут выступать и как особый и чрезвычайно значимый социально-экономический ресурс для развития экономики в регионах в связи с развитием в них культурно-познавательного туризма.
Сарапул, обладающий статусом исторического города, имеет все предпосылки для успешного развития своего культурно-исторического наследия. Периодизация становления и развития его культурного потенциала обусловила систему основных элементов и специфику культуры города:
16-17 вв. - село Вознесенское, город-крепость, культура которого соединила в себе культуру русского казачества и основные черты традиционной культуры финно-угорских и коми-пермяцких народов;
18 - начало 20 в. - важный торгово-промышленный центр Вятского наместничества, с характерными для купеческого города социальными институтами, архитектурой, развитыми экономическими и культурными связями;
1920-1945 гг. - изменение функций города как экономического и культурного центра в связи с образованием Удмуртской автономии со столицей в г. Ижевске;
с 1945 г. до настоящего времени - промышленный центр Уральского региона.
Исторический колорит Сарапула демонстрирует ансамблевая застройка центральной части города, расположенной на берегу живописной судоходной реки Камы, и дачная усадебная застройка.
На государственном учете состоят 67 памятников. В их числе: 6 памятников федерального значения, 61 - республиканского значения. Вновь выявленных объектов культурного наследия (памятники местного значения) - 56.
Богатство и уникальность культурно-исторического наследия, особенно в области архитектуры, сохранившееся к началу XXI века, составляет потенциал развития города как объекта культурного туризма. Наличие большого количества памятников архитектуры, в том числе стиля модерн, придающих облику города особую выразительность; наличие памятников федерального значения; концентрация памятников в историческом центре города, наличие муниципального музейного комплекса - позволили включить Сарапул в число достопримечательных мест России.
В то же время все более заметными становятся противоречия между наличием культурного потенциала г. Сарапула и степенью его реализации на уровне территориальной политики, между объективной потребностью в сохранении уникального культурно-исторического наследия города, и недостаточным обеспечением сохранения этого культурного и социально-экономического ресурса муниципального образования.
Определение стратегии развития историко-культурного наследия Сарапула не раз становилась предметом активного обсуждения. В начале XX-го века такие вопросы поднимало Земское собрание, в 60-70-е годы работали Советы общественности по микрорайонам. В 2003 году по заказу Администрации г. Сарапула Концепция развития исторического города Сарапула разработана Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева.
2. Обоснование необходимости решения проблемы программным методом
Принимая во внимание сложный и многообразный характер отношений в области охраны культурно-исторического наследия, а также их влияние практически на все сферы социально-экономической деятельности, решение вопросов в этой области целесообразно осуществлять на основе долгосрочной деятельности, формируемой и корректируемой исходя из системы приоритетов, учитывающих необходимые аспекты обеспечения сохранности и использования культурно-исторического наследия.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Ст. 14 п. 13) относит к вопросам местного значения сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Историческое наследие Сарапула предполагает более полное и аргументированное изучение источников по ранней истории Сарапула, в настоящий момент многие аспекты исторического прошлого изучены не полностью или подаются по разным причинам зачастую в искаженном виде. В первую очередь это касается достаточно сложной проблемы датировки возникновения населенного пункта на месте Сарапула, необходимо выработать согласованные подходы к проблеме места Сарапула в региональной средневековой истории, а также к проблеме датировки времени возникновения Сарапула. Совместная выработка позиции в данной проблеме даст возможность получить отправную точку для дальнейших действий в области сохранения и популяризации историко-культурного наследия.
Город имеет значительный культурно-исторический потенциал: памятники истории и культуры, объекты и фонды муниципального музея, ведомственные музеи предприятий и учебных заведений, нематериальное культурное наследие выдающихся личностей истории, народного творчества и декоративно-прикладного искусства. В Сарапуле также успешно реализуются профильные проекты - музейные "Здесь живет модерн" и "Алангасары", книгоиздательский "Память Сарапула", этнокультурного развития "Земля легенд" и многие другие.
Однако, значительная часть перечисленного потенциала, не включена в постоянный культурный оборот. Большинство имеющихся объектов общегородской культуры не охвачены ни экскурсиями, ни музеефикацией, ни туризмом.
Реализация Программы позволит создать систему по сохранению и наиболее перспективному использованию культурно-исторического наследия города.
Основной базой могут стать объекты, находящиеся в ведении муниципального музея. В той или иной степени здания, сооружения и фонды музея уже включены в культурную жизнь, известны в качестве культурно-туристических объектов. В учреждении есть определенные научные и экскурсионные разработки, подготовленные кадры для взаимодействия с городским сообществом по вопросам культурно-исторического наследия Сарапула.
Мероприятия программы "Культурное наследие Сарапула" на 2011-2015 годы будут способствовать уточнению места и роли Сарапула в единстве исторического и цивилизационного контекста Среднего Прикамья, что может поднять привлекательность города в глазах его гостей и туристов. Популяризация историко-культурного наследия и участие самого населения в практических мероприятиях по изучению и сохранению культуры города укрепят систему воспитания нравственности, гражданственности и патриотизма, будут способствовать созданию благоприятных условий для жизни людей, прежде всего, его будущего - детей, подростков и молодежи.
3. Цели и задачи целевой программы, целевые индикаторы
Цели:
1. Обоснование значимости историко-культурного наследия города Сарапула и возможности использования его в качестве ресурса для социально-экономического развития территории.
2. Определение условий возрождения и устойчивого культурно-исторического развития исторического города с максимальной опорой на собственные силы и ресурсы, местное самоуправление, участие населения.
3. Формирование у горожан чувства сопричастности к культурно-историческому наследию города и стремления к его сохранению и развитию.
4. Создание условий для развития культурно-познавательного туризма.
Задачи:
1. Создание единой системы историко-культурного просвещения.
2. Обозначение границ и условий создания и содержания "Музейного квартала".
3. Разработка туристических маршрутов и пакета услуг.
4. Визуализация исторической информации в объектах - историко-культурных памятниках, в районах исторической застройки.
5. Разработка условий для сохранения и использования объектов культурного наследия местного значения (паспортизация, принятие нормативно-правовых документов и др.)
6. Создание корпоративной музейной системы.
Целевые индикаторы будут сформированы по следующим направлениям (в соответствии с предполагаемой системой программных мероприятий):
Научно-исследовательская и просветительская деятельность.
Работа с объектами культурного наследия.
Формирование корпоративной музейной системы города.
Визуальная популяризация культурно-исторического наследия.
Благоустройство музейного квартала.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
Возможные способы
решения проблемы, предлагаемая система программных
мероприятий, возможные сроки их реализации
Для решения проблем, обозначенных в настоящем Предложении предлагается следующая система программных мероприятий:
Научно-исследовательская и просветительская деятельность: |
Научно-практическая конференция "Сарапулъ и Сарапул" (по дате возникновения исторического поселения); |
Разработка концепции создания и развития дендросада и ландшафтного дизайна музейного комплекса "Дача Башенина"; |
Разработка стратегии Центра культурно-исторического наследия и туризма (на базе муниципального музея); |
Комплекс научно-исследовательских мероприятий по архитектуре и зодчеству Сарапула и Среднего Прикамья; |
Подготовка и издание печатной продукции по историко-культурному наследию Сарапула; |
Научно-практическая конференция "Сарапул в единстве исторического и цивилизационного контекста Среднего Прикамья". |
Работа с объектами культурного наследия (памятники): |
Мониторинг состояния памятников федерального значения, режима их эксплуатации и использования; |
Содействие в подготовке документов, продвижению включения памятников федерального значения для финансирования по Федеральной целевой программе "Культура России"; |
Мониторинг состояния памятников регионального значения, режима их эксплуатации и использования; |
Разработка и принятие муниципальных нормативно-правовых актов, направленных на сохранение объектов культурного наследия местного значения и историко-мемориальных памятников г. Сарапула; |
Паспортизация объектов культурного наследия местного значения, подготовка документации для включения их в Государственный реестр; |
Определение собственников историко-мемориальных памятников местного значения, определения перечня документов и их оформление; |
Заключение охранных обязательств с владельцами (арендаторами) пользователями объектов культурного наследия местного значения; |
Мониторинг состояния памятников местного значения, режима их эксплуатации и использования; |
Благоустройство памятников и мемориальных мест, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. |
Формирование корпоративной музейной системы города: |
Разработка концепции, проекта, информационного плана-макета литературного музея "Литературное древо Сарапула"; Открытие литературного музея "Литературное древо Сарапула" (в здании Центральной городской библиотеки); |
Оборудование и оформление постоянно действующей экспозиции по истории театра; |
Оборудование и оформление постоянно действующей экспозиции по истории ДШИ N 1; |
Оборудование и оформление постоянно действующей экспозиции по истории, Пушкинского сада и коллекции парковой скульптуры; |
Оборудование, оформление и открытие постоянно- действующей детской художественной галереи "На Покровской"; |
Оборудование и оформление постоянно - действующей выставки по традиционной культуре народов Среднего Прикамья (ДК "Электрон - ЦВиРНК); |
Организация системной работы с ведомственными музеями. |
Визуальная популяризация культурно-исторического наследия: |
Разработка брендов города Сарапула; |
Составление перечня выпускаемой в г. Сарапуле продукции, которая может быть использована как брендовая и сувенирная, формирование задания; |
Разработка и проведение конкурсов по визуальным брендам Сарапула; |
Организация работы клубных объединений по декоративно-прикладному искусству; работа с мастерами ДПИ; |
Определение мест торговли сувенирной продукцией; |
Работа с муниципальными учреждениям, организациями и предприятиями Сарапула, размещенными в зданиях, являющихся памятниками истории и архитектуры, по поддержанию историко-культурного облика и размещении в объектах информационных материалов и указателей с историческими названиями улиц; |
Создание модельной экспозиции-реконструкции "Деревянное зодчество Сарапула"; |
Создание видеофильмов по истории города Сарапула, о памятниках историко-культурного наследия г. Сарапула; |
Разработка эскизных проектов и предложений по размещению в исторической части города и достопримечательных местах визуальных информационных материалов и музеефицированных модулей (карты, схемы, указатели); |
Установка малых архитектурных форм для визуализации городской среды (по 2-3 в год). |
Благоустройство музейного квартала: |
Разработка и подготовка предложений по оформлению и благоустройству "Музейного квартала"; |
Благоустройство "Музейного квартала". |
Потребность в ресурсах, в том числе в финансовых,
и возможные источники их обеспечения
Проблемы, обозначенные в настоящем Предложении, невозможно решить в рамках текущего финансирования. Ориентировочная потребность в финансовых ресурсах по всем направлениям составляет 1 млн. в год (начиная с 2012 г.). Источник финансирования - средства городского бюджета. Также возможно привлечение средств бюджета Удмуртской Республики по республиканской целевой программе "Культура Удмуртии (2010-2014 годы)".
Значение целевых показателей могут быть скорректированы в зависимости от финансирования соответствующих направлений программы.
Предварительная оценка социально-экономической
эффективности от реализации программы
Целевая программа "Культурное наследие Сарапула" на 2011-2015 годы ориентирована на различные возрастные и социальные категории населения, представителей различных профессиональных групп и групп интересов. Их взаимодействие и реализация мероприятий программы обеспечит активизацию творческих сил и возможностей, успешность общественных преобразований, что позволит решать определенные внутригородские проблемы и будет способствовать историко-культурному и социально-экономическому развитию Сарапула.
Популяризация культурно-исторического наследия Сарапула, направленная на формирование позитивного имиджа города, будет способствовать развитию культурно-познавательного туризма и может стать дополнительным стимулом для расширения сектора сервисных услуг в среде малого бизнеса и предпринимательства.
Эффективность городской политики в области сохранения и развития культурно-исторического наследия города во многом будет определяться модернизацией профильной деятельности, адаптацией различных практик, ориентированных на развитие городской среды, вовлечением населения в культуросозидающую деятельность.
Перечень участников программы
Заказчик - координатор Программы: Управление культуры г. Сарапула
Заказчики Программы: Администрация г. Сарапула, структурные подразделения Администрации г. Сарапула, наделенные правами юридического лица.
Разработчик Программы: Управление культуры г. Сарапула
Исполнители Программы: Администрация г. Сарапула, структурные подразделения Администрации г. Сарапула, наделенные правами юридического лица, муниципальные учреждения, МКП г. Сарапула "Управление благоустройства и развития", учреждения, организации и предприятия всех форм собственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации г. Сарапула УР от 24 июня 2011 г. N 1923 "О разработке проекта долгосрочной целевой программы "Культурное наследие Сарапула" на 2011-2015 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
Текст постановления размещен на официальном сайте Администрации г. Сарапула УР (www.adm-sarapul.ru)