Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Администрации города Сарапула
от 29 июня 2011 г. N 1966
Долгосрочная целевая программа
"Культурное наследие Сарапула" на 2011-2015 годы
1. Паспорт целевой программы
Наименование муниципальной целевой программы |
"Культурное наследие Сарапула" на 2011-2015 годы |
Цель муниципальной целевой программы |
Обоснование значимости историко-культурного наследия города Сарапула и возможности использования его в качестве ресурса для социально-экономического развития территории; Определение условий возрождения и устойчивого культурно-исторического развития исторического города с максимальной опорой на собственные силы и ресурсы, местное самоуправление, участие населения; Формирование у горожан чувства сопричастности к культурно-историческому наследию города и стремления к его сохранению и развитию; Создание условий для развития культурно-познавательного туризма. |
Основание для разработки муниципальной целевой программы |
- Федеральный закон от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", - Закон Удмуртской Республики от 06.05.2009 г. N 17-РЗ "О регулировании отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Удмуртской Республики", - Федеральная целевая программа "Культура России", - Республиканская целевая программа "Культура Удмуртии" на 2010-2014 гг., - ст. 13 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", - проект "Удмуртская Республика. Схема территориального планирования. Положения о территориальном планировании" (Ижевск-Санкт-Петербург, 2009 г.), - Устав Муниципального образования "Город Сарапула", - Постановление Администрации города Сарапула от 24 июня 2011 г. N 1923 "О разработке проекта долгосрочной целевой программы "Культурное наследие Сарапула" на 2011-2015 годы". |
Заказчик-координатор муниципальной целевой программы |
Управление культуры и молодежной политики г. Сарапула |
Заказчики программы |
Администрация города Сарапула (ответственные - МКП "Управление благоустройства и развития", Управление сферы обслуживания, Управление архитектуры и градостроительства), Управление имущественных отношений г. Сарапула |
Разработчик муниципальной целевой программы |
Управление культуры и молодежной политики города Сарапула |
Исполнители мероприятий муниципальной целевой программы |
Управление культуры и молодежной политики города Сарапула, Муниципальное казенное предприятие "Управление благоустройства и развития", Управление сферы обслуживания Администрации г. Сарапула, Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Сарапула, Управление имущественных отношений г. Сарапула, Муниципальное учреждение культуры "Музей истории и культуры Среднего Прикамья", Муниципальное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система", Муниципальное автономное учреждение культуры "Сарапульский драматический театр", Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детская школа искусств N 1", Муниципальное учреждение культуры "Объединение парков "Городской сад им. А.С. Пушкина"", Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детская школа искусств N 3", Муниципальное учреждение культуры "Дворец культуры радиозавода". |
Задачи и целевые показатели муниципальной целевой программы |
- Создание единой системы историко-культурного просвещения; - Обозначение границ и условий создания и содержания "Музейного квартала"; - Разработка туристических маршрутов и пакета услуг; - Визуализация исторической информации в объектах - историко-культурных памятниках, в районах исторической застройки; - Разработка условий для сохранения и использования объектов культурного наследия местного значения (паспортизация, принятие нормативно-правовых документов и др.); - Создание корпоративной музейной системы. |
Сроки (сроки этапов) реализации муниципальной целевой программы |
2011-2015 годы |
Перечень основных мероприятий муниципальной целевой программы |
Научно-исследовательская и просветительская деятельность |
Работа с объектами культурного наследия (памятники) | |
Формирование корпоративной музейной системы города | |
Визуальная популяризация культурно-исторического наследия | |
Благоустройство музейного квартала | |
Планируемые результаты реализации муниципальной целевой программы |
Создание системы культурно-исторического просвещения; Паспортизация объектов культурного наследия местного значения; Разработка туристических маршрутов. |
Объемы и источники финансирования муниципальной целевой программы * (с расшифровкой по годам и источникам) |
Бюджет г. Сарапула: 2012 г. - 655,0 тыс. руб. 2013 г. - 615,0 тыс. руб. 2014 г. - 620,0 тыс. руб. 2015 г. - 605,0 тыс. руб. Внебюджетные источники финансирования: 2011 г. - 10,0 тыс. руб. 2012 г. - 365,0 тыс. руб. 2013 г. - 230,0 тыс. руб. 2014 г. - 295,0 тыс. руб. 2015 г. - 270,0 тыс. руб. |
* Предлагаемые объемы финансирования из бюджета города Сарапула носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета города Сарапула на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
2. Общие положения.
Целевая программа "Культурное наследие Сарапула" на 2011-2015 годы реализуется на территории города Сарапула и призвана повысить роль богатого культурного наследия города в его перспективном развитии.
Сарапул, обладающий статусом исторического города, имеет все предпосылки для успешного развития своего культурно-исторического наследия. Периодизация становления и развития его культурного потенциала обусловила систему основных элементов и специфику культуры города:
XVI-XVII вв. - село Вознесенское, город-крепость, культура которого соединила в себе культуру русского казачества и основные черты традиционной культуры финно-угорских и коми-пермяцких народов;
XVIII - начало XX в. - важный торгово-промышленный центр Вятского наместничества, с характерными для купеческого города социальными институтами, архитектурой, развитыми экономическими и культурными связями;
1920-1945 гг. - изменение функций города как экономического и культурного центра в связи с образованием Удмуртской автономии со столицей в г. Ижевске;
с 1945 г. до настоящего времени - промышленный центр Уральского региона.
Исторический колорит Сарапула демонстрирует ансамблевая застройка центральной части города, расположенной на берегу живописной судоходной реки Камы, и дачная усадебная застройка.
На государственном учете состоят 67 памятников. В их числе: 6 памятников федерального значения, 61 - республиканского значения. (Приложение N 1). Вновь выявленных объектов культурного наследия (памятники местного значения) - 56. (Приложение N 2). В городе действует более 20 музеев предприятий, организаций и образовательных учреждений.
Богатство и уникальность культурно-исторического наследия, особенно в области архитектуры, сохранившееся к началу XXI века, составляет потенциал развития города как объекта культурного туризма. Наличие большого количества памятников архитектуры, в том числе стиля модерн, придающих облику города особую выразительность; наличие памятников федерального значения; концентрация памятников в историческом центре города, наличие муниципального музейного комплекса - позволили включить Сарапул в число достопримечательных мест России.
Историко-культурное наследие является важным ресурсом в развитии любой территории. Грамотное использование культурного и исторического потенциала способно повысить инвестиционную привлекательность города, улучшить качество жизни горожан (прежде всего молодежи). Патриотизм, интерес к истории и культуре своего края, знание традиций своего народа являются базой для активной жизненной позиции горожанина-гражданина.
Использование культурного наследия: археологического, архитектурного, этнографического, персонифицированного, промышленного, разработка и продвижение брендов города, в том числе развитие сувенирной продукции, способствует активизации познавательного и въездного туризма, в том числе событийного, что может способствовать привлечению в город финансовых средств, необходимых для сохранения культурного наследия.
Правовой основой разработки целевой программы "Культурное наследие Сарапула" на 2011-2015 годы являются: Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Закон Удмуртской Республики от 06.05.2009 г. N 17-РЗ "О регулировании отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Удмуртской Республики". Программа разработана в соответствии с Федеральной целевой программой "Культура России (2006-2011 годы)", Республиканской целевой программой "Культура Удмуртии" (2010-2014 годы), Уставом города Сарапула.
Нормативно-правовая база:
- государственная стратегия формирования системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музеев-заповедников,
- Федеральная целевая программа "Культура России",
- ст. 13 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",
- Федеральный закон от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации",
- Концепция сохранения и использования историко-культурного наследия исторического города Сарапула,
- Устав Муниципального образования "Город Сарапул",
- Генеральный план города Сарапула.
- Постановление Администрации города Сарапула от 24 июня N 2011 г. N 1923 "О разработке проекта долгосрочной целевой программы "Культурное наследие Сарапула" на 2011-2015 годы".
Понятия и термины, используемые в программе:
1. Ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи.
2. Бюджетные полномочия органов местного самоуправления - установленные законодательством Российской Федерации права и обязанности органов местного самоуправления по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.
3. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
4. Достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.
5. Использование объектов культурного наследия - использование объектов культурного наследия обеспечивается через сеть музеев, библиотек, выставок, историко-культурных заповедников, путем развития экскурсий, туризма и других форм пропаганды памятников.
6. Культурное наследие народов Российской Федерации - материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.
7. Культурные ценности - предметы религиозного или светского характера, имеющие значение для истории и культуры и относящиеся к категориям, определенным в ст. 7 Закона Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей".
8. Музей - некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций.
9. Музейная коллекция - совокупность культурных ценностей, которые приобретают свойства музейного предмета, только будучи соединенными вместе в силу характера своего происхождения, либо видового родства, либо по иным признакам.
10. Музейный предмет - культурная ценность, качество либо особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное представление.
11. Музейный фонд - совокупность постоянно находящихся на территории РФ музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается только с соблюдением ограничений, установленных Федеральным законом от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".
12. Нематериальное культурное наследие - обычаи, знания, навыки, предметы, культурные пространства, признанные сообществами в качестве культурного наследия и свидетельствующие о культурном разнообразии (см. Конвенцию ЮНЕСКО от 17.10.2003 г.). Нематериальное культурное наследие проявляется в следующих областях: устные традиции; исполнительские искусства; обычаи, обряды, празднества; знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.
13. Памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее - объекты археологического наследия);
14. Публикация - одна из основных форм деятельности музея, предполагающая все виды представления обществу музейных предметов и музейных коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей.
15. Сохранение (охрана) - принятие мер с целью обеспечения жизнеспособности, включая идентификацию, документирование, исследование, популяризацию с помощью формального и неформального образования нематериального культурного наследия, возрождение различных аспектов такого наследия.
16. Сохранение объектов культурного наследия - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор:
а) консервация - комплекс мероприятий, предохраняющих памятник от дальнейшего разрушения и обеспечивающих укрепление и защиту конструктивных частей и декоративных элементов без изменений исторически сложившегося облика объекта культурного наследия;
б) реставрация - комплекс мероприятий, обеспечивающих сохранение и раскрытие исторического, архитектурно-художественного облика объекта культурного наследия путем освобождения его от наслоений, не имеющих ценности и искажающих облик объекта культурного наследия, восполнение утраченных элементов здания, ансамбля, комплекса на основе научно обоснованных данных;
в) воссоздание - комплекс мероприятий по восстановлению утраченного объекта культурного наследия при наличии достаточных научных данных и при особой исторической, научной, художественной или иной культурной значимости объекта культурного наследия;
г) ремонт (в том числе эксплуатационный) - мероприятия по поддержанию технического состояния объекта культурного наследия путем проведения периодических работ без изменения его существующего облика;
д) приспособление - комплекс мероприятий, проводимых с целью создания условий для современного использования объекта культурного наследия без нанесения ущерба его историко-художественной ценности и сохранности.
17. Хранение - один из основных видов деятельности музея, предполагающий создание материальных и юридических условий, при которых обеспечивается сохранность музейного предмета и музейной коллекции.
3. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Принимая во внимание сложный и многообразный характер отношений в области охраны культурно-исторического наследия, а также их влияние практически на все сферы социально-экономической деятельности, решение вопросов в этой области целесообразно осуществлять на основе долгосрочной деятельности, формируемой и корректируемой исходя из системы приоритетов, учитывающих необходимые аспекты обеспечения сохранности и использования культурно-исторического наследия.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 14 пункт 13) относит к вопросам местного значения сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия (памятники истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Историческое наследие Сарапула предполагает более полное и аргументированное изучение источников по ранней истории Сарапула, в настоящий момент многие аспекты исторического прошлого изучены не полностью или подаются по разным причинам зачастую в искаженном виде. В первую очередь это касается достаточно сложной проблемы датировки возникновения населенного пункта на месте Сарапула, необходимо выработать согласованные подходы к проблеме места Сарапула в региональной средневековой истории, а также к проблеме датировки времени возникновения Сарапула. Совместная выработка позиции в данной проблеме даст возможность получить отправную точку для дальнейших действий в области сохранения и популяризации историко-культурного наследия.
Город имеет значительный культурно-исторический потенциал: памятники истории и культуры, объекты и фонды муниципального музея, ведомственные музеи предприятий и учебных заведений, нематериальное культурное наследие выдающихся личностей истории, народного творчества и декоративно-прикладного искусства. В Сарапуле также успешно реализуются профильные проекты - музейные "Здесь живет модерн" и "Алангасары", книгоиздательский "Память Сарапула", этнокультурного развития "Земля легенд" и многие другие.
Однако, значительная часть перечисленного потенциала, не включена в постоянный культурный оборот. Большинство имеющихся объектов общегородской культуры не охвачены ни экскурсиями, ни музеефикацией, ни туризмом.
Реализация программы позволит создать систему по сохранению и наиболее перспективному использованию культурно-исторического наследия города.
Основной базой могут быть объекты, находящиеся в ведении муниципального музея. В той или иной степени здания, сооружения и фонды музея уже включены в культурную жизнь, известны в качестве культурно-туристических объектов. В учреждении есть определенные научные и экскурсионные разработки, подготовленные кадры для взаимодействия с городским сообществом по вопросам культурно-исторического наследия Сарапула.
Мероприятия программы "Культурное наследие Сарапула" на 2011-2015 годы будут способствовать уточнению места и роли Сарапула в единстве исторического и цивилизационного контекста Среднего Прикамья, что может поднять привлекательность города в глазах его гостей и туристов. Популяризация историко-культурного наследия и участие самого населения в практических мероприятиях по изучению и сохранению культуры города укрепят систему воспитания нравственности, гражданственности и патриотизма, будут способствовать созданию благоприятных условий для жизни людей, прежде всего, его будущего - детей, подростков и молодежи.
4. Основные цели и задачи целевой программы,
целевые показатели с указанием значений целевых
показателей по годам реализации целевой программы
Цели:
1. Обоснование значимости историко-культурного наследия города Сарапула и возможности использования его в качестве ресурса для социально-экономического развития территории.
2. Определение условий возрождения и устойчивого культурно-исторического развития исторического города с максимальной опорой на собственные силы и ресурсы, местное самоуправление, участие населения.
3. Формирование у горожан чувства сопричастности к культурно-историческому наследию города и стремления к его сохранению и развитию.
4. Создание условий для развития культурно-познавательного туризма.
Задачи:
1. Создание единой системы историко-культурного просвещения.
2. Обозначение границ и условий создания и содержания "Музейного квартала".
3. Разработка туристических маршрутов и пакета услуг.
4. Визуализация исторической информации в объектах - историко-культурных памятниках, в районах исторической застройки.
5. Разработка условий для сохранения и использования объектов культурного наследия местного значения (паспортизация, принятие нормативно-правовых документов и др.)
6. Создание корпоративной музейной системы.
Целевые показатели (индикаторы) приведены в Приложении N 1.
5. Сроки и этапы реализации целевой программы
1-й этап (2011 год):
1. Создание "Центра историко-культурного наследия" как структурного подразделения муниципального музея.
2. Подготовка информационных материалов о культурно-историческом наследии г. Сарапула, размещение и продвижение в СМИ и Интернете.
3. Разработка, согласование и утверждение туристических маршрутов.
4. Определение условий развития рынка сувенирной и брендовой продукции.
2-й этап (2012-2013 годы):
1. Проведение мероприятий в исторических местах и на мемориальных объектах, связанных с историей Отечественной войны 1812 года.
2. Разработка проекта благоустройства "Музейного квартала" и проектов по размещению в исторической части города визуальных информационных материалов на отдельных памятниках истории и культуры и в достопримечательных местах.
3. Расширение базы туристических маршрутов, включение новых музейных и ландшафтных объектов в сферу туризма в г. Сарапуле и окрестностях (Старцева гора, р. Кама).
4. Формирование корпоративной музейной системы города.
5. Организация работы пунктов продаж сувенирной продукции г. Сарапула, в том числе мобильных.
6. Проведение научно-практических исследований по определению даты возникновения исторического поселения.
3-й этап (2014-2015 годы):
1. Выполнение работ по благоустройству "Музейного квартала".
2. Организация работ по благоустройству памятников и мемориальных мест, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
7. Ресурсное обеспечение целевой программы
Ресурсное обеспечение программы представлено комплексом компонентов:
- Историко-культурный потенциал территории;
- Коллекционные ресурсы муниципального учреждения культуры "Музей истории и культуры Среднего Прикамья", музеев предприятий, организаций и образовательных учреждений города;
- Управленческие ресурсы;
- Кадровые ресурсы;
- Информационные ресурсы;
- Успешное внедрение в практику деятельности отраслевых программ сферы культуры и образования по вопросам культурно-исторического наследия ("Сарапул - Единственный в России", "Земля легенд", "Память Сарапула", "Воспитание горожанина - Гражданина", "Город дорог!" и др.).
Финансовое обеспечение программы и его объемы*:
- За счет средств бюджета г. Сарапула:
2012 г. - 655,0 тыс. руб.
2013 г. - 615,0 тыс. руб.
2014 г. - 620,0 тыс. руб.
2015 г. - 605,0 тыс. руб.
- За счет внебюджетных источников финансирования:
2011 г. - 10,0 тыс. руб.
2012 г. - 365,0 тыс. руб.
2013 г. - 230,0 тыс. руб.
2014 г. - 295,0 тыс. руб.
2015 г. - 270,0 тыс. руб.
* Предлагаемые объемы финансирования из бюджета города Сарапула носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета города Сарапула на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
8. Контроль за ходом реализации целевой программы.
Мониторинг за ходом реализации целевой программы осуществляется в соответствии с Постановлением Администрации города Сарапула от 04 марта 2011 года N 548 "Об утверждении Порядка разработки, формирования, утверждения и реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ города Сарапула".
Заказчики (исполнители) мероприятий настоящей программы представляют отчет о реализации программы заказчику-координатору по форме, установленной Постановлением Администрации города Сарапула от 04 марта 2011 года N 548 "Об утверждении Порядка разработки, формирования, утверждения и реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ города Сарапула" для заказчика-координатора в следующие сроки:
- отчет о ходе реализации целевой программы - ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
- оценка целевых показателей - ежегодно, до 20 января.
9. Оценка эффективности социально-экономических
результатов реализации целевой программы.
Целевая программа "Культурное наследие Сарапула" на 2011-2015 гг. ориентирована на различные возрастные и социальные категории населения, представителей различных профессиональных групп и групп интересов. Их взаимодействие и реализация мероприятий программы обеспечит активизацию творческих сил и возможностей, успешность общественных преобразований, что позволит решать определенные внутригородские проблемы и будет способствовать историко-культурному и социально-экономическому развитию Сарапула.
Популяризация культурно-исторического наследия Сарапула, направленная на формирование позитивного имиджа города, будет способствовать развитию культурно-познавательного туризма и может стать дополнительным стимулом для расширения сектора сервисных услуг в среде малого бизнеса и предпринимательства.
Эффективность городской политики в области сохранения и развития культурно-исторического наследия города во многом будет определяться модернизацией профильной деятельности, адаптацией различных практик, ориентированных на развитие городской среды, вовлечением населения в культуросозидающую деятельность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.