В целях гармонизации межэтнических отношений, совершенствования системы профилактических мер антитеррористической и антиэкстремистской направленности, укрепления и дальнейшего распространения норм и установок толерантного сознания и поведения:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Гармонизация межэтнических отношений, профилактика экстремизма и терроризма в Удмуртской Республике" на 2012-2014 годы.
2. Утвердить Министерство национальной политики Удмуртской Республики заказчиком республиканской целевой программы "Гармонизация межэтнических отношений, профилактика экстремизма и терроризма в Удмуртской Республике" на 2012-2014 годы.
3. Министерству национальной политики Удмуртской Республики организовать работу по разработке и согласованию проекта республиканской целевой программы "Гармонизация межэтнических отношений, профилактика экстремизма и терроризма в Удмуртской Республике" на 2012-2014 годы и представить его на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики в срок до 18 ноября 2011 года.
4. Внести изменение в распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 11 октября 2010 года N 870-р "О Прогнозе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2011-2013 годы" согласно приложению.
Председатель Правительства Удмуртской Республики |
Ю.С. Питкевич |
Концепция
республиканской целевой программы "Гармонизация межэтнических
отношений, профилактика экстремизма и терроризма
в Удмуртской Республике" на 2012-2014 годы
(утв. распоряжением Правительства УР от 26 сентября 2011 г. N 795-р)
1. Обоснование соответствия решения проблемы целям и приоритетным
задачам социально-экономического развития Удмуртской Республики
Реализация Федерального закона Российской Федерации от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", Федерального закона Российской Федерации от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 года N 909, Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, Концепции государственной национальной политики Удмуртской Республики, утвержденной постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 06 февраля 1998 года N 584-I, других федеральных и республиканских нормативных правовых актов в определенной степени способствует стабилизации общественно-политической ситуации и повышению уровня общественной безопасности в республике.
В настоящее время сохраняется в целом благоприятный климат межэтнических отношений между народами, исторически проживающими на территории Удмуртии.
Вместе с тем межэтнические отношения, являясь важной частью общественных отношений, в развивающемся, модернизирующемся государстве находятся в постоянной динамике и требуют постоянного внимания и системного регулирования. Этносоциологические исследования, проводимые по заказу Министерства национальной политики Удмуртской Республики, показывают, что, несмотря на позитивную динамику, уровень интолерантности остается достаточно высоким (в 2005 г. - 47 %, в 2010 г. - 26,1 %, аналогичный общероссийский показатель на 2010 г. - 35,0 %).
Кроме динамичности межэтнических отношений внутри республики (они могут меняться как в лучшую, так и в худшую стороны), необходимо принимать во внимание и вызовы общероссийского контекста межэтнических отношений, что в условиях низкого уровня этнокультурной компетентности населения республики может, в перспективе, привести к росту напряженности в межнациональных отношениях в Удмуртии. К таким, в значительной степени внешним, угрозообразующим факторам относятся:
форсированная политизация религиозного и этнического факторов;
обострение межэтнических противоречий, рост количества преступлений экстремистской направленности в ряде регионов России;
рост националистических настроений в российском обществе на фоне сложных иммиграционных процессов;
деструктивная деятельность ряда общественных движений;
недостаточная подготовленность представителей органов власти всех уровней, прежде всего органов местного самоуправления, в вопросах прогнозирования и предупреждения межэтнических, межконфессиональных противоречий и конфликтов;
отсутствие системы этнокультурной, социальной адаптации иммигрантов и старожильческого населения к новым этнокультурным и социальным условиям;
отсутствие соответствующих медийных продуктов;
недостаточная обеспеченность образовательного процесса дидактическими материалами, учебно-методической литературой, наглядными средствами обучения, мультимедийной продукцией, направленных на гармонизацию межэтнических отношений;
неадекватное освещение в средствах массовой информации проблем национальных отношений; в первую очередь это касается Интернет-ресурсов - именно Интернет является сегодня главным распространителем среди несовершеннолетних и молодежи наиболее радикальных и экстремистских идей, идей религиозного, национального или расового превосходства.
Кроме того, на территории республики выявляются и пресекаются правоохранительными органами факты проявлений политического и национального экстремизма, которые наиболее остро проявляются в молодежной среде.
Также важно отметить, что субъекты Российской Федерации, находящиеся в пределах Приволжского федерального округа, по-прежнему остаются объектами устремлений зарубежных экстремистских (подрывных) центров, международных террористических организаций (далее - МТО) и связанных с ними бандформирований. При этом эмиссарами МТО основной упор делается на привлечение в свою среду молодежи. В Удмуртской Республике имели место факты задержания и привлечения правоохранительными органами к ответственности лиц, причастных к деятельности ряда международных террористических организаций и незаконных вооруженных формирований.
Осложняет обстановку расположение в регионе значительного количества критически важных объектов федерального и регионального уровней, совершение актов терроризма на которых может привести к тяжким последствиям.
Проблема дальнейшей гармонизации межнациональных отношений, таким образом, является неотъемлемым условием стабильного функционирования и развития всех систем жизнеобеспечения республики, что нашло свое отражение в Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы. Одной из задач, поставленных данной программой, является необходимость разработки и реализации эффективной государственной политики укрепления и дальнейшего распространения норм и установок толерантного сознания и поведения, формирования толерантного отношения к этнокультурным и конфессиональным различиям, воспитание чувства общероссийского патриотизма, профилактика экстремизма и ксенофобии в обществе.
Решение проблемы обеспечения межнационального мира и согласия, противодействия этническому и религиозному экстремизму является сегодня приоритетной задачей государства.
В настоящее время Министерством регионального развития Российской Федерации разрабатывается проект федеральной целевой программы "Укрепление российской нации и этнокультурное развитие народов России" на 2013-2017 гг.
Разработка республиканской целевой программы "Гармонизация межэтнических отношений, профилактика экстремизма и терроризма в Удмуртской Республике" на 2012-2014 годы (далее - Программа) обусловлена необходимостью реализации системного подхода по противодействию возможным проявлениям террористического и экстремистского характера, важностью сохранения стабильной ситуации во всех сферах общественных отношений в Удмуртской Республике.
Программа является действенным инструментом по минимизации отмеченных негативных фактов и явлений, в конечном итоге - гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений экстремизма и терроризма в Удмуртской Республике, повышения уровня благополучия граждан.
2. Обоснование целесообразности и необходимости
решения проблемы программно-целевым методом
С учетом важности и сложности задачи профилактики проявлений терроризма и экстремизма, ксенофобии, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, эффективное ее решение не может быть достигнуто в рамках деятельности отдельного исполнительного органа государственной власти.
Масштабность и сложность решения поставленных проблем требуют применения программно-целевых методов при разработке и реализации Программы. Решение поставленных проблем должно носить системный характер (как на уровне органов государственной власти Удмуртской Республики, так и органов местного самоуправления, в сфере образования и воспитания, в сфере средств массовой информации, издательского дела и индустрии массовых развлечений, по линии общественных организаций и других институтов гражданского общества, в области мониторинга и научных исследований).
Необходимость разработки региональных комплексов мероприятий по гармонизации межэтнических отношений, профилактики проявлений экстремизма и ксенофобии, в том числе с использованием программно-целевого подхода, отмечена как на федеральном, так и на республиканском уровнях.
В настоящее время требуют совершенствования механизмы координации деятельности органов власти различного уровня, учреждений и организаций, общественных объединений по выполнению обозначенной задачи, в целях недопущения разобщенности и, в итоге, низкой эффективности осуществляемой в этой области деятельности.
Обладая многоплановостью, терроризм, экстремизм и ксенофобия в современных условиях постоянно изменяются, при этом серьезно возрастают масштабы людских потерь, существенно поднимается уровень материального и морального ущерба для граждан, всего общества, расширяется спектр этого ущерба. Прямые или косвенные деструктивные последствия террористической и экстремистской деятельности затрагивают все основные сферы общественной жизни - политическую, экономическую, социальную, духовную. Все это выдвигает целый ряд новых требований к организации и содержанию противодействия терроризму и экстремизму на всех уровнях и во всех аспектах этой работы, в том числе в сфере их профилактики, борьбы с носителями потенциальных угроз, а также в области минимизации последствий их деятельности.
Анализ негативных процессов, зафиксированных социологическими исследованиями, свидетельствует о необходимости проведения постоянной целенаправленной работы комплексного характера, разработки действенных мер и механизмов по внедрению норм толерантного поведения в социальную практику.
В сложившихся современных условиях лишь с помощью программно-целевого подхода возможно решение проблемы интолерантных, ксенофобных установок в обществе, более результативная профилактика терроризма и экстремизма. Только путем комплексного подхода, подкрепленного соответствующими финансовыми и материально-техническими средствами, объединив усилия правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления, институтов гражданского общества, средств массовой информации, учреждений образования и культуры, можно добиться повышения уровня антитеррористической и антиэкстремистской защищенности жителей республики, эффективности управления процессами межнациональных отношений.
3. Характеристика и прогноз развития проблемы без
использования программно-целевого метода ее решения
При отсутствии программно-целевого механизма можно прогнозировать рост конфликтности в межэтнических отношениях, проявлений ксенофобии, особенно в молодежной среде, институциональное оформление (появление в республике организаций с откровенной или латентной националистической идеологией) настороженного отношения части населения Удмуртии к представителям нетрадиционных для республики этнических групп Кавказа и Средней Азии.
При этом следует отметить тот факт, что органы власти различных уровней, учреждения и организации, общественные объединения республики ведут сегодня большую работу по минимизации негативных проявлений в обществе. Однако без использования программно-целевого метода построения работы в сегодняшней ситуации невозможно решить в полном объеме следующие проблемы:
невозможность в условиях современной ведомственной разобщенности выстраивания единой, научно-обоснованной стратегии и тактики деятельности, планирования действий и существующих ресурсов;
невозможность определения единых индикаторов результативности работы в данной сфере (у каждого ведомства и учреждения они свои);
организационная разобщенность и автономная структура управления государственных органов власти всех уровней, органов местного самоуправления и общественных объединений;
невозможность полного и эффективного использования системного и комплексного подходов при разработке мероприятий;
отсутствие эффективных механизмов координации и контроля мероприятий, а также последовательности их реализации.
Вследствие этого достижение необходимых результатов в приемлемые сроки становится затруднительным, затраты же для их достижения неизбежно возрастут.
Таким образом, комплексные, системные действия, в основе которых лежит программно-целевой метод, в сферах национальной, миграционной, молодежной, информационной политики, образования, охраны порядка, взаимодействия местных сообществ позволят избежать обострения ситуации в республике.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и
рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
В случае решения проблемы иным, не связанным с программно-целевым, методом не будут учтены все возможности, силы и средства, необходимые для выстраивания системы профилактики проявлений экстремизма и терроризма, будут подвергнуты риску существующие ныне межнациональный мир и стабильность на территории Удмуртской Республики.
На успешное выполнение Программы и достижение поставленной цели могут повлиять следующие факторы и риски:
экономические риски, связанные с необходимыми значительными вложениями средств в работу по профилактике проявлений экстремизма и терроризма на территории Удмуртской Республики, что ставит выполнение Программы в зависимость от бюджетной обеспеченности региона, общей экономической ситуации в стране и в республике, благоприятного инвестиционного климата и т.д.;
организационные риски, связанные с проблемами координации деятельности исполнителей Программы и управления проектами, требующими согласованности действий и усовершенствования административных процессов и т.п.;
риски, связанные с современным методическим обеспечением процессов профилактики проявлений экстремизма и терроризма, особенно в молодежной среде;
риски, связанные с "человеческим фактором", связанные с освоением новых методик и технологий;
технологические риски в решении отдельных задач.
5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
Сроки реализации Программы: 2012-2014 годы.
Разделение Программы на этапы не предусматривается.
6. Предложения по целям и задачам Программы, целевым
индикаторам и показателям эффективности, позволяющим
оценивать ход реализации Программы по годам
Целью данной Программы является совершенствование системы профилактических мер антитеррористической и антиэкстремистской направленности, предупреждение террористических, экстремистских и ксенофобных проявлений, укрепление и дальнейшее распространение норм и установок толерантного сознания и поведения, формирование уважительного отношения к этнокультурным и конфессиональным различиям.
Мероприятия Программы направлены на решение следующих задач:
сведение к минимуму условий для проявлений терроризма и экстремизма на территории республики;
повышение уровня межведомственного взаимодействия и координации деятельности органов государственной власти Удмуртской Республики;
активизация деятельности органов местного самоуправления по профилактике национального экстремизма, формированию культуры межэтнического диалога;
формирование системы повышения этнокультурной компетентости государственных и муниципальных служащих, сотрудников органов правопорядка;
укрепление системы государственной поддержки гражданских, общественных и национально-культурных инициатив, способствующих поддержанию межнационального мира и согласия;
дальнейшее развитие системы мер раннего учета и предупреждения межнациональных конфликтов на основе аналитического мониторинга межэтнических процессов;
преодоление негативных этностереотипов;
совершенствование деятельности учреждений культуры и образования, средств массовой информации по формированию уважения к истории, культуре, языкам народов Удмуртии и России, формированию культуры межэтнического диалога;
проведение просветительской работы среди жителей республики, направленной на распространение адекватных знаний и представлений об истории и культуре народов Удмуртии и России, о многонациональности Удмуртской Республики;
совершенствование мер по интеграции этнических мигрантов в социокультурное пространство Удмуртской Республики.
В качестве целевых показателей и индикаторов эффективности реализации настоящей Программы предлагается использовать следующие:
1) рост числа образовательных учреждений республики, реализующих программы поликультурного образования и воспитания (на 5 %);
2) увеличение доли государственных и муниципальных служащих, прошедших курсы повышения квалификации по вопросам национальных отношений и миграционной политике (с 8,8 % до 19,3 % от общего числа);
3) рост числа публикаций (упоминаний) в средствах массовой информации инициатив, проектов и мероприятий, направленных на сохранение и развитие этнической, языковой, культурной и религиозной самобытности народов Удмуртии (на 10 %);
4) увеличение числа социально значимых проектов общественных объединений, в том числе - национально-культурных, направленных на развитие межэтнической толерантности (на 25 %);
5) увеличение индекса спокойствия в сфере межэтнических отношений (по данным социологических опросов) (на 3 %);
6) повышение уровня этнокультурной компетентности населения республики (по данным социологических опросов) (на 5 %).
7. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы
Общий предполагаемый объем финансирования Программы из средств бюджета Удмуртской Республики составит 6000,0 тыс. рублей, в том числе:
в 2012 году - без финансирования;
в 2013 году - 3000,0 тыс. рублей;
в 2014 году - 3000,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики носят ориентировочный характер и подлежат корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год и плановый период.
Кроме того, для финансового обеспечения Программы предполагается использовать средства федерального бюджета (средства грантовых программ и конкурсов) и иные источники в соответствии с законодательством.
Программа предусматривает возможность использования волонтерского труда, а также имеющихся материальных, интеллектуальных ресурсов республиканских и муниципальных учреждений культуры и образования, общественных организаций, средств бюджетов муниципальных образований в Удмуртской Республике.
8. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и
результативности предлагаемых вариантов решения проблемы
Основными результатами реализации Программы будут являться:
стабильная этнополитическая ситуация в Удмуртии, консолидация многонационального населения республики;
формирование единого информационного пространства для пропаганды и распространения идей толерантности, гражданской солидарности, уважения к другим культурам, в том числе через средства массовой информации;
повышение индекса этнокультурной компетентности как в молодежной среде, так и среди взрослого населения;
снижение степени распространенности негативных этноконтактных установок в республиканском обществе;
повышение индекса спокойствия в сфере мэжэтнических# отношений;
создание и внедрение в образовательный процесс учебно-методических комплексов по истории и культуре народов Удмуртской Республики, Российской Федерации и мира;
решение имиджевых задач позиционирования Удмуртии на туристском рынке как крупного культурного центра с мультиэтническим и поликонфессиональным составом населения.
9. Предложения по разработчикам проекта Программы,
государственным заказчикам Программы (государственным
заказчикам-координаторам) и исполнителям мероприятий Программы
Предлагаемый государственный заказчик Программы - Министерство национальной политики Удмуртской Республики. Учитывая многоаспектность данной работы, решаемые цели и задачи, в разработке Программы должны принять участие специалисты различных исполнительных органов государственной власти республики, деятели культуры, науки и образования, представители религиозных и общественных организаций.
Предлагаемые разработчики Программы:
Министерство национальной политики Удмуртской Республики;
Администрация Президента и Правительства Удмуртской Республики;
Министерство образования и науки Удмуртской Республики;
Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики;
Министерство по делам молодежи Удмуртской Республики;
Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике (по согласованию);
Управление Федеральной службы безопасности России по Удмуртской Республике (по согласованию);
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике (по согласованию);
Управление Федеральной миграционной службы по Удмуртской Республике (по согласованию).
Предлагаемые исполнители мероприятий Программы:
Министерство национальной политики Удмуртской Республики;
Администрация Президента и Правительства Удмуртской Республики;
Министерство образования и науки Удмуртской Республики;
Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики;
Министерство по делам молодежи Удмуртской Республики;
Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике (по согласованию);
Управление Федеральной службы безопасности России по Удмуртской Республике (по согласованию);
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике (по согласованию);
Управление Федеральной миграционной службы по Удмуртской Республике (по согласованию);
администрации муниципальных образований в Удмуртской Республике (по согласованию).
10. Предложения по основным направлениям финансирования,
срокам и этапам реализации Программы
С учетом возможностей бюджета Удмуртской Республики объемы средств, направляемых на реализацию Программы, подлежат уточнению и корректировке при разработке проекта закона Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год и плановый период. Система мероприятий определяется основными целями и задачами Программы. В соответствии с ними мероприятия, предусмотренные Программой, распределяются по следующим основным направлениям:
организационное обеспечение реализации Программы;
информационное, научно-методическое обеспечение мер по профилактике терроризма, этноконфессионального экстремизма и ксенофобии, формированию культуры толерантности в обществе;
реализация проектов, направленных на гармонизацию межэтнических отношений, профилактику этноконфессионального экстремизма и ксенофобии в обществе.
В ходе реализации Программы отдельные ее мероприятия могут уточняться.
11. Предложения по механизмам формирования мероприятий Программы
Программа представляет собой систему мер, призванную обеспечить возможность эффективного противодействия проявлениям терроризма и экстремизма в обществе, внедрение в социальную практику стандартов и норм толерантного поведения, укрепление межнационального согласия, взаимопонимания и взаимного уважения в вопросах межэтнического и межкультурного сотрудничества.
В соответствии с этим формирование мероприятий Программы будет осуществляться по следующим направлениям:
научно-аналитическое:
разработка эффективных социокультурных технологий по противодействию терроризму и экстремизму, преодолению негативных этнических стереотипов, формированию толерантного сознания в обществе;
разработка методов диагностики, экспертизы и мониторинга проявлений экстремизма в обществе и СМИ;
институциональное:
создание механизмов взаимодействия органов власти различных уровней, местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации по профилактике проявлений терроризма и экстремизма в обществе, а также ликвидации последствий конфликтных ситуаций на межнациональной, межрелигиозной и межкультурной почве;
информационно-пропагандистское:
разработка и реализация в сфере массовой коммуникации средств воздействия, раскрывающих антиобщественную природу терроризма и экстремизма в различных формах;
создание системы социально-психологической, лингвистической экспертизы материалов, провоцирующих разжигание национальной и религиозной розни;
образовательно-методическое:
создание и внедрение просветительских программ, программ по толерантности, веротерпимости и межкультурному диалогу в учреждениях образования, культуры;
разработка и внедрение специальных программ в системах подготовки и переподготовки специалистов в сфере массовой коммуникации, государственных служащих;
проведение конкурсов гражданских и общественных инициатив, способствующих поддержанию межнационального мира и согласия.
Программа предполагает широкое участие в ее разработке и реализации заинтересованных министерств и ведомств, учреждений, общественных движений и организаций, разделяющих принципы гражданского общества, толерантности и миролюбия.
12. Предложения по возможным вариантам форм
и методов управления реализацией Программы
Управление Программой осуществляется государственным заказчиком Программы и включает в себя комплекс организационных мер по реализации Программы.
Государственный заказчик Программы:
вправе создавать координационный совет для эффективной реализации Программы;
несет ответственность за достижение целей и решение задач Программы, обеспечение достижения значений целевых индикаторов и показателей эффективности;
обеспечивает реализацию Программы в соответствии с утвержденным планом мероприятий Программы и в пределах средств, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год и плановый период, а также в соответствии с заключенными государственными контрактами (договорами, соглашениями);
заключает государственные контракты (договоры, соглашения) и оплачивает произведенные товары (выполненные работы, оказанные услуги) в соответствии с условиями государственного контракта (договора, соглашения);
направляет до 1 марта текущего года в уполномоченный орган информацию о проводимых мероприятиях в соответствии с объемами финансирования Программы, предусмотренными законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год и плановый период;
разрабатывает меры по привлечению средств из федерального бюджета, иных источников в соответствии с законодательством для реализации мероприятий Программы;
направляет в уполномоченный орган бюджетную заявку на финансирование из бюджета Удмуртской Республики Программы и характеристику Программы по формам, установленным уполномоченным органом, с пояснительной запиской в сроки, установленные распоряжением Правительства Удмуртской Республики о разработке проекта прогноза социально-экономического развития Удмуртской Республики;
вправе вносить предложения о внесении изменений в Программу в соответствии с законодательством;
вправе осуществлять перераспределение бюджетных ассигнований между мероприятиями Программы в пределах средств, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на текущий финансовый год на реализацию Программы, для достижения целей Программы на основании решения руководителя государственного заказчика Программы, согласованного с уполномоченным органом и Министерством финансов Удмуртской Республики;
осуществляет проведение мониторинга реализации Программы.
Государственный заказчик Программы ежеквартально в течение 20 дней после окончания соответствующего квартала представляет в уполномоченный орган отчет о реализации Программы по формам, установленным уполномоченным органом, с приложением пояснительной записки.
Государственный заказчик Программы по запросу Государственного Совета Удмуртской Республики, Президента Удмуртской Республики, Правительства Удмуртской Республики, уполномоченного органа в установленные ими сроки представляет оперативную информацию о реализации мероприятий Программы.
Государственный заказчик Программы ежегодно до 1 февраля текущего года представляет в Государственный Совет Удмуртской Республики, Правительство Удмуртской Республики, уполномоченный орган отчет о реализации Программы за прошедший финансовый год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства УР от 26 сентября 2011 г. N 795-р "О разработке проекта республиканской целевой программы "Гармонизация межэтнических отношений, профилактика экстремизма и терроризма в Удмуртской Республике" на 2012-2014 годы"
Текст распоряжения официально опубликован не был
Текст распоряжения предоставлен Администрацией Президента и Правительства Удмуртской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве