В соответствии со Стратегией развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 мая 2011 года N 262, в целях комплексного развития промышленности строительных материалов в Удмуртской Республике:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Развитие промышленности строительных материалов и индустриального домостроения в Удмуртской Республике до 2020 года".
2. Утвердить Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики заказчиком республиканской целевой программы "Развитие промышленности строительных материалов и индустриального домостроения в Удмуртской Республике до 2020 года".
3. Министерству строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики разработать и представить на рассмотрение в Правительство Удмуртской Республики проект республиканской целевой программы "Развитие промышленности строительных материалов и индустриального домостроения в Удмуртской Республике до 2020 года" до 1 апреля 2012 года.
4. Внести изменение в распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 10 октября 2011 года N 844-р "О Прогнозе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2012-2014 годы" согласно приложению.
Исполняющий обязанности Председателя |
В.В. Богатырев |
Концепция
республиканской целевой программы "Развитие промышленности
строительных материалов и индустриального домостроения
в Удмуртской Республике до 2020 года"
(утв. распоряжением Правительства УР от 6 февраля 2012 г. N 57-р)
I. Обоснование соответствия решения проблемы целям и приоритетным
задачам социально-экономического развития Удмуртской Республики
Концепция республиканской целевой программы "Развитие промышленности строительных материалов и индустриального домостроения в Удмуртской Республике до 2020 года" (далее - Концепция) определяет цели, задачи и приоритетные направления развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года.
Концепция разработана на основании протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина "О мерах по развитию строительного комплекса в Российской Федерации" от 25 апреля 2011 года N ВП-П9-23пр и в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 мая 2011 года N 262 "Об утверждении Стратегии развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года", постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 июня 2008 года N 151 "Об утверждении Положения о разработке и реализации республиканских, ведомственных целевых программ", Законом Удмуртской Республики от 18 декабря 2009 года N 68-РЗ "Программа социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы", Законом Удмуртской Республики от 9 октября 2009 года N 40-РЗ "Стратегия социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года", Методическими рекомендациями Министерства регионального развития Российской Федерации по разработке Программы развития предприятий промышленности строительных материалов и индустриального домостроения субъекта Российской Федерации до 2020 года.
Концепция содержит описание программных мероприятий по оказанию мер государственной поддержки развитию промышленности строительных материалов и индустриального домостроения в соответствии с действующим законодательством.
При разработке Концепции использованы основные показатели Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы. Учтены потребности в строительных материалах для строительства и реконструкции жилищных, промышленных, сельскохозяйственных, социально-культурных объектов, объектов здравоохранения, образования, спорта и жилищно-коммунального хозяйства.
Актуальность разработки и реализации республиканской целевой программы "Развитие промышленности строительных материалов и индустриального домостроения в Удмуртской Республике до 2020 года" (далее - Программа) обусловлена необходимостью:
обеспечения высококачественными конкурентоспособными энергосберегающими строительными материалами строительного комплекса Удмуртской Республики;
эффективного использования природных ресурсов Удмуртской Республики;
повышения уровня занятости населения;
создания, внедрения и освоения инновационных строительных материалов, экономичных современных технологий производства материалов и инженерного оборудования.
Все это позволит решить задачи, поставленные перед строительной отраслью, по удовлетворению потребностей населения в доступном комфортном жилье, в получении образования, медицинской помощи, спортивного, культурного отдыха в современных зданиях и сооружениях.
Производство строительных материалов всегда было и остается неразрывно связанным с темпами развития строительного комплекса, потребности которого являются основным индикатором для развития всех видов строительных материалов.
Требования строительного комплекса к промышленности строительных материалов обусловлены необходимостью снижения стоимости, повышения качества, сокращения сроков строительства объектов и улучшения архитектурного облика населенных пунктов.
В процессе формирования прогноза развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года использовалась информация, полученная от муниципальных образований Удмуртской Республики с учетом имеющихся генеральных планов застройки городов и иных населенных пунктов, производственных мощностей, сырьевых ресурсов и потребности в строительных материалах.
Производство основных видов строительных материалов является капиталоемким с длительными сроками окупаемости. Для строительства новых и модернизации действующих предприятий требуются большие финансовые средства, окупаемость которых по ряду предприятий составляет более шести лет.
В процессе разработки Программы будут учитываться предложения органов исполнительной власти местного самоуправления и предприятий промышленности строительных материалов, а также потребности строительного комплекса на перспективу.
В настоящее время для решения задач по вводу жилья в Удмуртской Республике применяются современные методы строительства: монолитное, сборно-монолитное каркасное домостроение, крупнопанельное, объемноблочное, ячеистобетонное и др. Для малоэтажного строительства созданы и действуют предприятия по производству быстровозводимых домов. Создание условий для деятельности предприятий промышленности строительных материалов и индустриального домостроения позволит увеличить ввод жилья и привлечь в производство и строительство дополнительные трудовые ресурсы.
Учитывая вышеизложенное, можно констатировать, что проблемы, предлагаемые к решению посредством реализации мероприятий Программы, и ее цели соответствуют приоритетным задачам социально-экономического развития Удмуртской Республики.
II. Обоснование целесообразности и необходимости решения
проблемы программно-целевым методом
По сложившейся практике 80 % выпускаемого объема основных строительных материалов идет на строительство жилых, социально-культурных объектов и ремонтные работы, 20 % - на строительство промышленных и инфраструктурных объектов.
Для динамичного развития массового строительства потребуются недорогие, качественные, энергосберегающие строительные материалы.
Развитие промышленности строительных материалов и индустриального домостроения требует долговременной стратегии и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов всех участников строительного комплекса республики.
Начиная с 2010 года, в республике реализуется ведомственная целевая программа "Развитие стройиндустрии и промышленности строительных материалов в Удмуртской Республике на 2010-2012 годы". В рамках этой программы проведено техперевооружение ряда предприятий, открыты новые производства. Для повышения конкурентоспособности выпускаемых в республике строительных материалов ежегодно проводится Всероссийская специализированная выставка "Город ХХI века", информационно-технические семинары.
Указанная программа позволила расширить ассортимент, улучшить потребительские свойства выпускаемых строительных материалов. Реализация программы идет стабильно, установленные программой целевые показатели выполняются.
В долгосрочной перспективе следует ожидать улучшения общей макроэкономической ситуации в стране и, соответственно, увеличение к 2013 году объемов строительства, что повлечет за собой увеличение объемов производства строительных материалов. В связи с этим проблемы промышленности строительных материалов обострятся и будут более актуальны.
Использование программно-целевого метода при решении задач, поставленных в Программе, позволит создать систему взаимодействия органов государственной власти, производителей строительных материалов и кредитных организаций. Решение поставленных задач в рамках программных мероприятий позволит разработать эффективные механизмы их успешной реализации.
Кроме того, решение вопросов развития промышленности строительных материалов программно-целевым методом имеет ряд важных преимуществ:
возможность привлечения средств бюджета Удмуртской Республики на проведение программных мероприятий;
создание условий для эффективного управления финансовыми ресурсами;
значительный мультипликативный эффект в различных отраслях экономики, обеспечение социального благополучия в обществе.
Применение в решении поставленных в Программе задач программно-целевого метода обеспечивает:
комплексный подход;
предоставляет возможность учесть проблемы в реализации программных мероприятий и своевременно определить приоритетность их решения;
четкое распределение обязанностей и полномочий между исполнительными органами государственной власти и другими участниками реализации программных мероприятий.
III. Характеристика и прогноз развития проблемы без
использования программно-целевого метода ее решения
Развитие строительного комплекса Удмуртской Республики определяется основной стратегической целью социально-экономического развития Удмуртской Республики на среднесрочную перспективу (2010-2014 годы) - обеспечение устойчивого экономического роста на основе перехода экономики республики на модель инновационного развития, предусматривающую диверсификацию, выпуск наукоемкой, высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции, эффективное использование природного, производственного, трудового и научного потенциала.
Промышленность строительных материалов - базовая отрасль строительного комплекса, обеспечивающая реализацию приоритетных государственных национальных проектов, федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, республиканской целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Удмуртской Республике" на 2011-2015 годы и соответствие объемов производства, качества и ассортимента продукции предприятий отрасли спросу как на внутреннем, так и на внешнем рынке для обеспечения планируемых темпов жилищного, социально-культурного, промышленного строительства, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, а также модернизации жилищного фонда в Удмуртской Республике.
В настоящее время в Удмуртской Республике насчитывается более 100 отраслевых предприятий с общей численностью около 8 тысяч человек (по состоянию на 1 января 2010 года).
Специфика деятельности промышленности строительных материалов такова, что результат ее деятельности (конечный продукт) используется различными отраслями. Соответственно, проблемы производственной базы строительства во многом зависят от особенностей развития, решения социальных и экономических задач и возникающих проблем смежных секторов. В связи с этим рассмотрение проблем развития промышленности строительных материалов Удмуртской Республики на долгосрочный период (до 2020 года) носит комплексный характер.
Одно из приоритетных направлений развития Российской Федерации - обеспечение граждан доступным комфортным жильем во многом зависит от решения проблем развития промышленности строительных материалов каждого субъекта Российской Федерации. Тенденция к увеличению объемов строительства обязывает производителей строительных материалов увеличивать объемы выпуска продукции, эффективнее используя производственные мощности предприятий. Планируемое увеличение объемов ввода жилья в Удмуртской Республике в 2013-2020 годах представлено в таблице 1.
Таблица 1
Ввод жилья в Удмуртской Республике
тыс. кв. м
Годы | ||||||||
2010 (факт) |
прогноз |
|||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
481 |
532 |
630 |
790 |
890 |
1100 |
1150 |
1190 |
1380 |
Анализ состояния технической базы строительного производства республики обозначил ряд серьезных проблем: низкий технический и технологический уровень многих предприятий, высокую степень износа основных фондов (более 60 %). Выпуск материалов с низкими качественными характеристиками производится на физически и морально изношенном оборудовании. Производственная база строительного комплекса требует серьезной модернизации. Следует учесть, что следствием данного негативного фактора является увеличение на строительном рынке доли импорта, снижение конкурентоспособности отечественной продукции, качества строительства и увеличение стоимости введенных объектов.
Необходимо проведение мероприятий по модернизации технической базы промышленных предприятий строительной индустрии Удмуртской Республики. Способствовать успешному решению данной проблемы будет создание новых производств строительных материалов с привлечением опыта российских регионов и зарубежных стран. Сдерживающими факторами строительства новых предприятий промышленности строительных материалов являются: необходимость существенных капиталовложений, сложность ввоза в страну уникального оборудования (технологических линий производств), а также отсутствие сформированных в установленном порядке земельных участков, обеспеченных необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой. На сегодняшний день в Удмуртской Республике практически отсутствуют механизмы финансирования и реализации проектов по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой, средства на строительство объектов социальной инфраструктуры, необходимые для обеспечения комплексного освоения и развития территорий, выделяются в недостаточных объемах. Банковский сектор не имеет необходимых инструментов, позволяющих с приемлемым уровнем риска кредитовать проекты развития инженерной и социальной инфраструктуры, что приводит к увеличению сроков и удорожанию стоимости строительства объектов.
Стоимость 1 квадратного метра (далее - кв. м) жилой площади и перспектива к ее снижению во многом зависят от стоимости материалов и конструкций, используемых при строительстве. Доля строительных материалов в себестоимости 1 кв. м велика - 43 %. Себестоимость продукции строительных материалов, выпускаемых в Удмуртской Республике, изначально высока, если в нее вложены затраты на разработку инновационных технологий. Организация высокотехнологичного производства оказывается убыточной и нерентабельной. Отсутствие тесной взаимосвязи с научными коллективами, дорогостоящие исследовательские разработки, устаревшее лабораторное оборудование является серьезным сдерживающим фактором создания конкурентоспособной продукции и развития промышленности строительных материалов Удмуртской Республики в целом.
Отсутствие на территории Удмуртской Республики производства некоторых видов строительных материалов (цемент, стекло и другие) ведет к необходимости их закупки за пределами республики, как следствие - увеличение сроков сдачи объектов в эксплуатацию и стоимости строительства.
Слабо развито производство строительных материалов из местного минерального сырья. Удмуртская Республика не богата полезными ископаемыми, которые используются в строительстве и при производстве строительных материалов и изделий. Минерально-сырьевая база нерудных полезных ископаемых Удмуртской Республики представлена глинистыми породами для производства керамзита, кирпича и керамических блоков, карбонатными породами для производства известняковой муки, низко-прочного строительного щебня и извести, песками для производства строительных растворов, бетонов и силикатных изделий, изделий автоклавного твердения и строительных растворов, песчано-гравийными материалами для всех видов строительных работ и бетонов.
На предприятиях промышленности строительных материалов недостаточно выполняются мероприятия по снижению энергопотребления при производстве продукции. Предприятиям необходимо снизить удельные затраты на энергоресурсы при производстве строительных материалов за счет рационализации их потребления, применения энергосберегающих технологий и оборудования.
Значительное количество предприятий промышленности строительных материалов Удмуртской Республики не производят энерго- и ресурсосберегающие материалы и конструкции, которые должны обеспечить требуемые запросы к комфортности и долговечности строений, предназначенных для проживания граждан, обеспечить санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования. В республике не выработана практика создания прогрессивных проектно-технических решений, энергоэффективных систем жизнеобеспечения, использования альтернативных источников энергии. Республиканская целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы и целевые установки до 2020 года" обозначила необходимость осуществления кардинальных мер по экономии и бережливому использованию топливно-энергетических ресурсов, широкого применения отечественных энерго- и ресурсосберегающих конструктивных элементов, материалов и инженерных систем. Прогнозируемое на ближайшее десятилетие активное развитие строительного сектора и рост реальных доходов населения будет способствовать увеличению спроса на новое качественное жилье. Потребители хотят иметь энергоэффективные дома с высококачественной инженерией, индивидуальным дизайном фасадов, внутренней планировкой и развитой инфраструктурой жизнеобеспечения.
На период 2010-2014 годов основной целью государственной политики в сфере жилищного строительства является создание условий для удовлетворения на новом более высоком качественном уровне потребностей населения в доступном и комфортном жилье, в том числе путем развития малоэтажного жилищного строительства. Обеспечение ежегодного ввода в эксплуатацию малоэтажного жилья не менее 60 % от общего объема ввода потребует увеличения объемов производимой продукции промышленности строительных материалов Удмуртской Республики.
Важное место в Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы уделено созданию благоприятных условий для жизни и созидательной деятельности граждан республики.
Ежегодное строительство, реконструкция и ремонт объектов образования, здравоохранения, культуры и спорта в Удмуртской Республике способствует снижению доли аварийных школ, введению новых школьных и дошкольных мест. Строительство спортивных сооружений ведет к увеличению доли населения, занимающейся физической культурой и спортом. Развитие социальной и транспортной инфраструктуры в муниципальных образованиях республики ведет к повышению уровня жизни сельского населения.
Высококачественные и энергосберегающие строительные материалы в ближайшее десятилетие потребуются для реконструкции и ремонта строительных объектов жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики.
Уровень благоустройства жилищного фонда республики характеризуется следующим образом: водопроводом оборудовано 79,9 %, канализацией - 68,7 %, централизованным отоплением - 80,4 %, горячим водоснабжением - 55,8 %, газом - 80,8 %. Поддержание должного уровня благоустройства потребует от промышленности строительных материалов увеличения объемов производимой продукции.
Одной из основных проблем в сфере жилищного строительства остается проблема развития и модернизации инженерной инфраструктуры. Достижение качества питьевой воды, отвечающего санитарно-химическим показателям, и обеспечение санитарно-технического состояния водопроводных сетей невозможно без проведения мероприятий по строительству новых, реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения, повышению уровня обеспеченности сельского населения Удмуртской Республики питьевой водой.
В соответствии с республиканской целевой программой "Газификация Удмуртской Республики на 2010-2014 годы" предусмотрено ежегодное введение 500 км газовых сетей. Строительство газопроводов на территории республики позволит осуществить комплексные мероприятия по обеспечению населения, объектов жилищно-коммунального хозяйства природным газом, что будет способствовать повышению уровня жизни населения.
Промышленность строительных материалов вносит весомый вклад в проведение капитального ремонта объектов, тем самым содействует улучшению качества жизни и условий проживания граждан республики.
Проведение ежегодных плановых мероприятий в данных областях невозможно без обеспечения современными строительными материалами объектов водоснабжения, водоотведения, газовых сетей.
При строительстве и реконструкции автомобильных дорог Удмуртской Республики недостаточно эффективно применяются местные материалы и сырье. Неудовлетворительное состояние автомобильных дорог и сооружений на них не может не сказаться на показателях экономического и социального развития региона. На ближайшую перспективу дорожная отрасль берет ориентир на увеличение протяженности и на изменение применяемых технологий строительства дорог, которые должны увеличить срок эксплуатации дорожного покрытия и сократить расходы бюджета Удмуртской Республики на проведение ремонтных работ.
В целом, можно сделать вывод о том, что отказ от комплексного подхода решения вопросов развития промышленности строительных материалов программно-целевым методом приведет к инерционному развитию жилищного строительства и не позволит решить в полном объеме проблему обеспечения жильем граждан Удмуртской Республики, развить промышленный сектор экономики, успешно провести модернизацию сферы жилищно-коммунального хозяйства, повысить уровень благосостояния населения республики.
IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков,
возникающих при различных вариантах решения проблемы
В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2012-2014 годы промышленность строительных материалов будет развиваться с постепенным увеличением объемов производства. При этом выделяется два варианта развития - инновационный и инерционный (умеренно-оптимистический).
По инновационному сценарию (с использованием программно-целевого метода) будет достигнут оптимально высокий рост производства материалов, с ежегодным приростом до 7 %.
Отказ от использования программно-целевого метода для достижения цели предлагаемой Программы приведет к инерционному варианту, в соответствии с которым процесс развития производства строительных материалов будет носить бессистемный инерционный характер. В соответствии с инерционным вариантом развития тенденция к развитию сохранится, однако темпы ежегодного прироста снизятся и не будут превышать 5 %. Возможен спад производства.
В ходе реализации программы могут возникнуть различные виды рисков.
Макроэкономические риски. Связаны с последствиями мирового финансового кризиса, негативно повлиявшего на экономику Российской Федерации. После вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию может усилиться риск, связанный с возрастающей экспансией импортных строительных материалов на внутреннем рынке. Ухудшение макроэкономической ситуации в стране может привести к дальнейшему снижению объемов вложения инвестиций в экономику в целом, одним из последствий которого будет уменьшение объемов строительства и потребности в строительных материалах.
Финансовые риски. Связаны с недостатком планового финансирования мероприятий Программы из бюджета Удмуртской Республики. Невыполнение отдельных мероприятий Программы не позволит выйти на ожидаемый уровень показателей, что скажется на бюджетной эффективности Программы.
Инновационно-технологический риск. Может возникнуть в результате неготовности бизнеса к модернизации производственных мощностей по причине ее капиталоемкости и слабо развитой конкурентоспособности на внутреннем рынке строительных материалов и жилья, что снизит результативность процесса модернизации производств отрасли, строительства новых предприятий.
Производственный риск. Связан с техническим состоянием производства. В настоящее время высок износ основных фондов отрасли. Ухудшение технического состояния предприятий отрасли может привести к возрастанию вероятности техногенных аварий, сокращению объемов производства, снижению качественных характеристик выпускаемых материалов.
Инфраструктурные риски. Отсутствие достаточных мощностей объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для обеспечения бесперебойной работы предприятий и перевозки стройматериалов может являться серьезным ограничением при реализации инновационного сценария реализации Программы.
Ресурсные риски. Могут возникнуть в результате высокой энергоемкости производства, что может привести к ограничению обеспечения топливно-энергетическими ресурсами. В результате роста цен на газ и электроэнергию увеличатся затраты на производство строительных материалов, что приведет к снижению ожидаемых результатов Программы.
Административный риск. Представляет собой невыполнение в полном объеме мероприятий Программы, что приведет к невыполнению целей и задач Программы (недостижение целевых индикаторов, неэффективное использование ресурсов, повышение вероятности неконтролируемого влияния негативных факторов на реализацию Программы).
Правовые риски. Могут выражаться в недостаточном совершенстве законодательной базы по регулированию отношений между субъектами производственной деятельности, а также сложности согласования и получения исходно-разрешительной документации для строительства новых объектов и развития сырьевой базы, что может отрицательно повлиять на привлечение финансовых ресурсов для реализации мероприятий Программы и достижение ожидаемых результатов.
Экономические риски. Могут быть обусловлены следующими факторами: низкой конкуренцией между производителями вследствие усиления монополизма в основных секторах производства; ростом ставок по кредитам, предоставляемым коммерческими банками; высокими темпами роста цен на жилье, превышающими темпы роста доходов населения и снижающими оборачиваемость средств, вложенных в строительство.
Социальные риски. В связи с сокращением объемов производства многие предприятия вынуждены переходить на режим неполной рабочей недели, проводить реорганизационные мероприятия с последующим высвобождением и сокращением основного и вспомогательного персонала, что ведет к социальной напряженности в республике.
Способами снижения и предупреждения рисков являются: регулярная и открытая публикация данных о ходе финансирования мероприятий Программы в качестве механизма, стимулирующего исполнителей Программы выполнять принятые на себя обязательства; обобщение и анализ опыта привлечения внебюджетных средств.
Реализация предлагаемой Программы по сценарию с использованием программно-целевого метода позволит обеспечить достижение целей, поставленных Программой.
V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
Реализацию Программы предусматривается осуществить в 2013-2020 годах.
VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам
и показателям эффективности, позволяющим оценивать
ход реализации Программы по годам
Основными целями Программы являются:
стимулирование развития в Удмуртской Республике производства современных высококачественных конкурентоспособных ресурсо- и энергосберегающих строительных материалов, изделий и конструкций с учетом потребностей и имеющейся региональной сырьевой базы для обеспечения жилищного, социально-культурного, промышленного строительства, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, а также модернизации жилищного фонда на период до 2020 года;
повышение доли предприятий, осуществляющих внедрение новых технологий производства строительных материалов.
Для достижения указанных целей Программы предусматривается решить следующие задачи:
техническое перевооружение и модернизация действующих, а также создание новых ресурсосберегающих, экономически эффективных и экологически безопасных производств строительных материалов, изделий и конструкций;
повышение конкурентоспособности строительных материалов, конструкций и изделий, выпускаемых предприятиями республики;
увеличение объемов, повышение качества и расширение выпускаемой номенклатуры строительных материалов;
повышение инновационной активности предприятий по производству строительных материалов;
развитие инженерной инфраструктуры республики.
Условиями досрочного прекращения реализации Программы могут быть достижение целей и выполнение задач Программы.
Предложения по целевым индикаторам и показателям эффективности, позволяющим оценивать ход реализации Программы:
объем ввода жилых домов всего (тыс. кв. м общей площади жилья);
объем ввода объектов инженерной инфраструктуры (кв. м/км);
объем основных видов производства строительных материалов (натуральные единицы);
производственные мощности предприятий промышленности строительных материалов Удмуртской Республики (натуральные единицы).
VII. Предложения по источникам и объемам финансирования Программы
Финансирование мероприятий Программы предполагается осуществлять за счет:
средств бюджета Удмуртской Республики - 46,9 млн. рублей;
внебюджетных средств - 918,0 млн. рублей.
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию Программы, составляет 964,9 млн. рублей.
Финансирование мероприятий по годам реализации Программы представлено в таблице 2.
Таблица 2
Источники и объемы финансирования мероприятий Программы
млн. руб.
Источники финансирования |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Всего 2013-2020 |
Объем инвестиций за счет всех источников финансирования, в том числе: |
107,3 |
111,5 |
115,6 |
126,1 |
126,1 |
126,1 |
126,1 |
126,1 |
964,9 |
Бюджет Удмуртской Республики |
5,3 |
5,5 |
5,6 |
6,1 |
6,1 |
6,1 |
6,1 |
6,1 |
46,9 |
Внебюджетные источники |
102,0 |
106,0 |
110,0 |
120 |
120 |
120 |
120 |
120 |
918,0 |
Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные настоящей Концепцией, носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке в соответствии с законом о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности
предлагаемых вариантов решения проблемы
Социально-экономическая эффективность, которую предполагается достичь в результате выполнения Программы, состоит в создании высокотехнологичной производственной базы по выпуску высококачественных, конкурентоспособных строительных материалов для достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Удмуртской Республики и Стратегии развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года.
Социальная эффективность определяется следующими показателями развития отрасли стройиндустрии и промышленности стройматериалов:
1. Увеличение объема ввода в эксплуатацию жилья, величина которого достигнет 1380 млн. кв. м к концу 2020 года - в случае инновационного варианта развития; в инерционном варианте данное значение достигнет 1300 млн. кв. м к концу 2020 года.
2. Повышение информированности населения и органов государственной власти о развитии промышленности строительных материалов за счет:
публикаций в республиканских средствах массовой информации;
проведения ежегодных выставок и конференций, а также обучающих технических семинаров по проблемным вопросам применения строительных материалов, технологий и оборудования в Удмуртской Республике.
3. Увеличение занятости населения за счет создания новых и дополнительных рабочих мест на вновь построенных и существующих предприятиях. При этом относительный прирост среднесписочной численности работников при инновационном сценарии развития составит 10 процентов, в инерционном - 2 процента к уровню 2010 года.
Экономическая эффективность характеризуется следующими показателями:
1. Расширение номенклатуры строительных материалов за счет производства новых строительных материалов, ранее не выпускаемых на территории Удмуртской Республики, а также расширения существующего ассортимента, в том числе:
теплоизоляционных материалов на основе базальтового волокна;
домокомплектов по системе "Элевит" для малоэтажного домостроения;
экструдированного пенополистирола;
противопожарных деревянных дверей со сложным рельефом.
2. Увеличение объемов выпуска строительных материалов за весь период 2013-2020 годов по отношению к уровню 2010 года составит: в инновационном варианте развития - на 113467,3 млн. рублей, в инерционном варианте - на 65097,6 млн. рублей.
3. Увеличение объемов выпуска основных видов продукции в натуральном выражении к концу 2020 года по отношению к 2010 году составит:
сборного железобетона: в инновационном варианте - в 3,9 раза, в инерционном - в 2,2 раза;
штучных стеновых материалов: в инновационном варианте - в 1,8 раза, в инерционном - в 1,7 раза;
теплоизоляционных материалов: в инновационном варианте - в 2,5 раза, в инерционном варианте - в 1,5 раза;
нерудных строительных материалов: в инновационном варианте - в 7,9 раза, в инерционном - в 2,6 раза;
столярных изделий: в инновационном варианте - в 21 раз, в инерционном - в 5,6 раза.
Бюджетная эффективность напрямую зависит от реализации инвестиционных проектов и характеризуется увеличением налоговых поступлений в бюджет Удмуртской Республики. Оценка бюджетной эффективности представлена в таблице 3.
Таблица 3
Бюджетная эффективность реализации Программы
млн. руб.
N п/п |
Наименование |
Вариант развития |
2013-2020 годы |
1 |
Расходы бюджета Удмуртской Республики |
- |
154,5 |
2 |
Дополнительный объем производства |
инновационный |
113467,3 |
инерционный |
65097,6 |
||
3 |
Дополнительные налоговые поступления в бюджет Удмуртской Республики |
инновационный |
5673,4 |
инерционный |
3254,9 |
Экологическая эффективность Программы обеспечивается за счет:
комплексного решения вопросов охраны окружающей среды. Внедрение экономичных, ресурсосберегающих, экологически безопасных проектов и проектных решений;
благоприятного экологического, санитарно-гигиенического состояния территории и здоровья населения Удмуртской Республики;
рационального использования местных сырьевых ресурсов для производства эффективных строительных материалов;
снижения вредного воздействия отходов производства строительных материалов на здоровье человека и окружающую среду;
проведения мониторинга состояния окружающей среды на предприятиях и ежегодной разработки годовых планов мероприятий по охране окружающей среды на предприятиях отрасли строительных материалов;
проведения работ по утилизации отходов производства строительных материалов и вовлечения производственных отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Достижение ожидаемого уровня показателей эффективности реализации Программы возможно при условии финансирования программных мероприятий в объемах, предусмотренных разделом VII Концепции.
IX. Предложения по разработчикам проекта Программы, государственным
заказчикам Программы и исполнителям мероприятий Программы
В качестве разработчика проекта Программы предлагается Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики. Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области строительства, архитектуры, градостроительства, промышленности строительных материалов и изделий, жилищно-коммунального хозяйства в республике.
В качестве исполнителей Программы предлагаются Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики и производители строительных материалов, расположенные на территории Удмуртской Республики.
X. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам
и этапам реализации Программы
В качестве основных направлений финансирования расходов, необходимых для реализации целей, заявленных Программой, предлагаются:
1. Финансирование из бюджета Удмуртской Республики:
субсидирование части процентной ставки по кредитам, полученным предприятиями стройиндустрии и промышленности строительных материалов Удмуртской Республики в кредитных организациях на реконструкцию, техперевооружение и новое строительство;
организация мероприятий для стимулирования и поддержки организаций - участников ежегодной Всероссийской специализированной выставки "Город ХХI века".
2. Финансирование за счет внебюджетных источников:
реконструкция, техперевооружение и новое строительство предприятий стройиндустрии и промышленности строительных материалов.
Выделение средств из бюджета Удмуртской Республики предлагается осуществлять в соответствии со сроками реализации Программы, предусмотренными разделом VII Концепции.
XI. Предложения по механизмам формирования мероприятий Программы
Разработку проекта Программы предлагается поручить Министерству строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики. К разработке программных мероприятий будут привлекаться заинтересованные исполнительные органы государственной власти Удмуртской Республики, организации по выпуску строительных материалов, конструкций и изделий.
План мероприятий Программы будет сформирован на срок реализации Программы.
При разработке программных мероприятий будут учитываться также обязательства по оказанию мер государственной поддержки развитию промышленности строительных материалов в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Удмуртской Республики.
XII. Предложения по возможным вариантам форм и
методов управления реализацией Программы
Формы и методы организации управления Программой будут определяться государственным заказчиком Программы.
Оперативное управление и организацию контроля за исполнением мероприятий Программы в рамках своих функций и компетенции будет осуществлять исполнитель Программы: Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, другие исполнительные органы государственной власти Удмуртской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства УР от 6 февраля 2012 г. N 57-р "О разработке проекта республиканской целевой программы "Развитие промышленности строительных материалов и индустриального домостроения в Удмуртской Республике до 2020 года"
Текст распоряжения официально опубликован не был
Текст распоряжения предоставлен Администрацией Президента и Правительства Удмуртской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве