Правительство Удмуртской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Удмуртской Республики на 2010-2012 годы".
2. Определить Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики заказчиком ведомственной целевой программы "Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Удмуртской Республики на 2010-2012 годы".
Председатель Правительства Удмуртской Республики |
Ю.С. Питкевич |
Ведомственная целевая программа "Развитие малых форм хозяйствования
в агропромышленном комплексе Удмуртской Республики на 2010-2012 годы"
(утв. постановлением Правительства УР от 28 сентября 2009 г. N 277)
1. Паспорт
ведомственной целевой программы "Развитие малых форм хозяйствования в
агропромышленном комплексе Удмуртской Республики на 2010-2012 годы"
Наименование Программы |
Ведомственная целевая программа "Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Удмуртской Республики на 2010-2012 годы" (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы"; распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 17 августа 2009 года N 695-р "О разработке проекта ведомственной целевой программы "Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Удмуртской Республики на 2010-2012 годы" |
Заказчик Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики |
Разработчик Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики |
Исполнители Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (далее - Минсельхозпрод УР) |
Сроки реализации Программы |
2010-2012 годы |
Цели Программы |
Целью Программы является создание экономических и социальных условий, способствующих: - развитию малых форм хозяйствования, формированию и устойчивому развитию сельской потребительской кооперации; - повышению занятости и доходов сельского населения; - увеличению поголовья скота, росту производства и объемов реализации молока и мяса в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство |
Задачи Программы |
1. Обеспечение доступа граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов к кредитным ресурсам. 2. Содействие созданию и развитию сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту, переработке, обслуживанию и кредитованию. 3. Развитие производственной базы и инженерной инфраструктуры в крестьянских (фермерских) хозяйствах. 4. Совершенствование системы содействия развитию малых форм хозяйствования. 5. Создание эффективной системы сбыта сельскохозяйственной продукции, произведенной у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
1. Предполагаемый объем привлеченных кредитных ресурсов личными подсобными хозяйствами# крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами: 2010 год - 350 млн. руб.; 2011 год - 350 млн. руб.; 2012 год - 350 млн. руб. 2. Рост объемов реализации продукции, произведенной гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами к предыдущему году в сопоставимых ценах: 2010 год - 5 процентов; 2011 год - 5 процентов; 2012 год - 5 процентов. 3. Удельный вес работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов (в % к общему числу зарегистрированных кооперативов), всех видов (кредитных, перерабатывающих, снабженческо-сбытовых), всего: 2010 год - 68 процентов; 2011 год - 73 процента; 2012 год - 90 процентов, в том числе: кредитных 2010 год - 80 процентов; 2011 год - 80 процентов; 2012 год - 80 процентов, перерабатывающих 2010 год - 100 процентов; 2011 год - 80 процентов; 2012 год - 100 процентов, снабженческо-сбытовых 2010 год - 63 процента; 2011 год - 71 процент; 2012 год - 92 процента. 4. Объем субсидируемых кредитов, привлеченных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами: 2010 год - 565,800 млн. руб.; 2011 год - 551,200 млн. руб.; 2012 год - 543,300 млн. руб. |
Перечень основных мероприятий |
1. Предоставление субсидий на приобретение основных средств для осуществления уставной деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов. 2. Предоставление субсидии гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом "О личном подсобном хозяйстве", и являющимся членами сельскохозяйственных потребительских кооперативов. 3. Предоставление субсидии на строительство, реконструкцию, модернизацию и капитальный ремонт животноводческих помещений. 4. Участие в выставках, ярмарках по реализации сельскохозяйственной продукции |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы составляет - 1708,470 млн. рублей, в том числе: из бюджета Удмуртской Республики - 9,870 млн. рублей, в том числе по годам: 2010 г. - 3,000 млн. рублей; 2011 г. - 3,285 млн. рублей; 2012 г. - 3,585 млн. рублей, из иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации -1698,60 млн. рублей, в том числе по годам: 2010 г. - 521,360 млн. рублей; 2011 г. - 563,880 млн. рублей; 2012 г. - 613,360 млн. рублей. Объемы финансирования, предусмотренные настоящей Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период). В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и критериям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
1. Повышение занятости сельского населения и создание не менее 600 рабочих мест в малых формах хозяйствования. 2. Увеличение численности сельскохозяйственных потребительских кооперативов к уровню 2009 года на 15 процентов и обеспечение удельного веса работающих до 90 процентов. 3. Увеличение численности поголовья скота, рост производства и объемов реализации сельскохозяйственной продукции на 15 процентов. 4. Ввод животноводческих помещений в крестьянских (фермерских) хозяйствах на 500 скотомест |
2. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа, целесообразность
и необходимость ее решения программно-целевыми методами
Сельскохозяйственные реформы, проводимые в России в условиях перехода к рыночным отношениям, привели к новому этапу в истории развития малых форм хозяйствования. Малые формы хозяйствования представляют совокупность различных форм хозяйствования (сельскохозяйственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, индивидуальные предприниматели) в сфере производства и обращения, материальных благ и услуг, играющими значительную роль в рыночной экономике в связи со свойственными им определенными преимуществами.
Развитие личных подсобных хозяйств и появление первых крестьянских (фермерских) хозяйств стало самым заметным явлением в аграрной экономике России в девяностые годы XX века.
Сравнительный анализ работы фермерских хозяйств показал, что наиболее устойчивое экономическое положение имеют те из них, которые были созданы в 1990-1991 годы на достаточно крупных земельных участках с использованием льготного кредитования.
По итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи на 01 января 2007 года в Удмуртской Республике насчитывалось 2446 крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ) и 215923 граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - ЛПХ). За ними закреплено 112,8 тыс. га пашни или 9 процентов общей площади пашни в Удмуртской Республике. Несмотря на то, что имеет место сокращение количества КФХ, ЛПХ, отмечается положительная динамика роста объемов реализованной продукции. В 2008 году рост объемов реализации продукции увеличился на 18 процентов к предыдущему году в сопоставимых ценах и в стоимостном выражении составил 2 млрд. 802 млн. рублей. Объем всей сельхозпродукции, производимой субъектами малых форм хозяйствования агропромышленного комплекса, за 2008 год составил 43 процента.
Экономическая эффективность деятельности субъектов малых форм хозяйствования колеблется по годам. За последние пять лет из-за сокращения численности сельского населения, а также в результате стабилизации экономической обстановки, роста доходов населения страны и ряда других факторов наметилась тенденция сокращения производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции, поголовья скота.
В 2008 году в ЛПХ поголовье крупного рогатого скота уменьшилось по сравнению с прошлым годом на 7,7 тысяч голов (на 10,5 %), в том числе коров - на 4,6 тысяч голов (на 11,6 %), свиней - на 12,5 тысяч голов (на 19,6 %), овец и коз - на 8,9 тысяч голов (на 11,5 %).
Поголовье скота в малых формах хозяйствования за период 2005-2009 годы
(на начало года)
тыс. голов
Категории хозяйств |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2009 в % к 2005 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели | ||||||
Крупный рогатый скот |
8,7 |
10,0 |
9,5 |
10,2 |
10,1 |
115 |
в том числе: коровы |
3,9 |
4,4 |
4,3 |
4,4 |
4,2 |
108 |
Свиньи |
7,0 |
8,2 |
6,7 |
6,6 |
4,4 |
73 |
Овцы и козы |
2,8 |
2,6 |
2,4 |
2,3 |
1,9 |
68 |
Граждане, ведущие личные подсобные хозяйства | ||||||
Крупный рогатый скот |
89,9 |
80,9 |
80,2 |
72,6 |
64,9 |
72 |
в том числе: коровы |
54,0 |
48,3 |
47,7 |
39,1 |
34,5 |
64 |
Свиньи |
62,4 |
57,6 |
57,8 |
63,9 |
51,4 |
82 |
Овцы и козы |
90,3 |
81,6 |
82,8 |
77,2 |
68,3 |
76 |
Производство основных видов сельскохозяйственной продукции в малых формах хозяйствования за период 2004-2008 годы тыс. тонн | ||||||
Категории хозяйств |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2008 в % к 2004 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели | ||||||
Зерно |
32,3 |
41,9 |
40,8 |
45,7 |
50,9 |
158 |
Картофель |
33,8 |
30,1 |
48,6 |
45,1 |
64,6 |
191 |
Овощи |
3,6 |
5,4 |
8,4 |
8,9 |
11,9 |
в 3,3 раза |
Молоко |
11,0 |
12,8 |
14,1 |
16,4 |
17,3 |
157 |
Мясо (скота и птицы на убой в живом весе) |
1,3 |
1,2 |
1,6 |
1,7 |
2,1 |
161 |
Граждане, ведущие личные подсобные хозяйства | ||||||
Зерно |
0,7 |
0,7 |
0,9 |
0,6 |
0,8 |
114 |
Картофель |
476,3 |
426,6 |
546,0 |
392,7 |
383,6 |
80 |
Овощи |
153,7 |
175,6 |
175,0 |
155,7 |
144,6 |
94 |
Молоко, тонн |
173,6 |
182,4 |
179,9 |
171,5 |
163,9 |
98 |
Мясо (скота и птицы на убой в живом весе), тонн |
60,2 |
53,8 |
52,4 |
52,3 |
53,6 |
89 |
Специфика процессов формирования и развития малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве зависит от региональных особенностей. Основными факторами, препятствующими развитию малых форм хозяйствования в республике, являются ограниченные объемы производства и сбыта продукции, недостаток производственных и финансовых ресурсов для осуществления деятельности, слабое развитие элементов рыночной инфраструктуры в сельской местности, недостаточная государственная поддержка малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве.
В целях улучшения ситуации в аграрном секторе экономики в 2006 году был разработан приоритетный национальный проект "Развитие агропромышленного комплекса" (далее - Нацпроект). Одной из главных мер, призванных улучшить положение деревни и помочь малым формам хозяйствования в рамках Нацпроекта, являлось субсидирование процентных ставок по кредитам и займам, выданным на развитие производственной базы малых форм хозяйствования. Данные меры позволили привлечь в 2006-2007 годах в рамках Нацпроекта 8455 кредитов и займов гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, фермерам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам в сумме 764,7 млн. руб.
С 2008 года реализуется Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 (далее - Госпрограмма) и программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденная распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 24 марта 2008 года N 207-р, одним из приоритетных направлений которых является повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе. Целями осуществления мероприятий по повышению финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе является# рост производства и объема реализации сельскохозяйственной продукции, производимой КФХ, ЛПХ, и повышение доходов сельского населения.
Государственная поддержка осуществляется посредством предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета, бюджета Удмуртской Республики на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным в российских кредитных организациях, и займам в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах. С 2006 по 2008 годы субъектами малых форм хозяйствования привлечено 12050 кредитов и займов на сумму 1 млрд.140 млн. рублей, из них:
ЛПХ - 11952 кредита и займа на сумму 1039,35 млн. рублей;
КФХ - 84 кредита и займа на сумму 52,0 млн. рублей;
СПоК - 15 кредитов на сумму 50,3 млн. рублей.
Полученные кредитные средства используются на развитие производства, приобретение тракторов, малогабаритной техники, семян, кормов, скота, строительство и реконструкцию животноводческих помещений, газификацию хозяйств.
За период реализации Нацпроекта и Госпрограммы в Удмуртской Республике на субсидирование процентных ставок по кредитным ресурсам, привлеченным малыми формами хозяйствования, выделено 96,7 млн. рублей, в том числе: из средств федерального бюджета - 92,2 млн. рублей, из бюджета Удмуртской Республики - 4,5 млн. рублей.
Кроме этого, наряду с организациями агропромышленного комплекса крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы получают государственную поддержку в виде предоставления субсидий: на развитие животноводства, элитного семеноводства, приобретение минеральных удобрений и средств защиты, приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, ремонт сельскохозяйственной техники, страхование объектов агропромышленного производства.
Одним из основных направлений повышения экономической эффективности малых форм хозяйствования выступает развитие и углубление кооперации в сфере производства, переработки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции. На первый план выдвигается создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов по приобретению и использованию техники для совместного использования сельскохозяйственной техники в организациях малых форм хозяйствования.
Объединение в различные формы кооперации крестьянских (фермерских) хозяйств, граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и сельскохозяйственных кооперативов является важным рычагом возрождения села, поскольку дает возможность доступа к рынку сельскохозяйственной продукции и продовольствия, противостоять монополизму крупных заготовительных, обслуживающих и торговых организаций.
На сегодняшний день в республике зарегистрировано 64 сельскохозяйственных потребительских кооператива (далее - СПоК), в том числе: снабженческо-сбытовых - 40, перерабатывающих - 4, кредитных - 11, обслуживающих - 8. По итогам деятельности за 2008 год удельный вес работающих кооперативов составил 47,1 процента из 60 запланированных Госпрограммой.
Поэтому важным условием повышения конкурентоспособности и динамичности функционирования субъектов малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе является принятие настоящей ведомственной целевой программы поддержки и развития малых форм хозяйствования.
Программа должна стать инструментом реализации государственной стратегии устойчивого развития КФХ, ЛПХ, СПоК в Удмуртской Республике.
Необходимость разработки программы развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Удмуртской Республики на 2010-2012 годы возникла в связи с тем, что:
1) сокращается производство отдельных видов сельскохозяйственной продукции в КФХ, ЛПХ;
2) удельный вес работающих СПоК к общему числу зарегистрированных на территории Удмуртской Республики составляет менее 50 процентов.
Программа позволит обеспечить условия для сохранения действующих и создания новых СПоК, что даст возможность увеличить объем производства сельскохозяйственной продукции в малых формах хозяйствования, создать не менее 600 новых рабочих мест в малых формах хозяйствования и в СПоК.
3. Цель, задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации
Целью Программы является создание экономических и социальных условий, способствующих:
развитию малых форм хозяйствования, формированию и устойчивому развитию сельской потребительской кооперации;
повышению занятости и доходов сельского населения;
увеличению численности поголовья скота, росту производства и объемов реализации сельскохозяйственной продукции в малых формах хозяйствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) обеспечение доступа ЛПХ, КФХ, СПоК к кредитным ресурсам;
2) содействие созданию и развитию сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту, переработке, обслуживанию и кредитованию;
3) развитие производственной базы и инженерной инфраструктуры в КФХ;
4) совершенствование системы содействия развитию малых форм хозяйствования;
5) создание эффективной системы сбыта сельскохозяйственной продукции, произведенной в ЛПХ.
Реализация Программы будет осуществлена в один этап в течение 3 лет (2010-2012 годы).
4. Целевые индикаторы и показатели эффективности Программы
N п/п |
Наименование целевого индикатора и показателя эффективности |
Ед. изм. |
Факт 2008 г. |
Прогноз |
|||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
||||
Целевые индикаторы | |||||||
1. |
Объем привлеченных кредитных ресурсов ЛПХ, КФХ, СПоК |
Млн. руб. |
376,32 |
350,00 |
350,00 |
350,00 |
350,00 |
2. |
Рост объемов реализации продукции, произведенной ЛПХ, КФХ к предыдущему году в сопоставимых ценах |
% |
18 |
5 |
5 |
5 |
5 |
3. |
Удельный вес работающих СПоК (в % к общему числу зарегистрированных кооперативов) всех видов (кредитных, перерабатывающих, снабженческо-сбытовых), |
% |
|
|
|
|
|
всего |
|
47,1 |
63 |
68 |
73 |
90 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
кредитных |
|
40 |
80 |
80 |
80 |
80 |
|
перерабатывающих |
|
25 |
75 |
100 |
80 |
100 |
|
снабженческо-сбытовых |
|
51,4 |
59 |
63 |
71 |
92 |
|
4. |
Объем субсидируемых кредитов, привлеченных КФХ, ЛПХ, СПоК, проживающими в сельской местности |
Млн. руб. |
756,8 |
592,8 |
565,8 |
551,2 |
543,3 |
Показатели эффективности: экономической, социальной и бюджетной | |||||||
1. |
Ежегодный прирост реализации продукции сельского хозяйства ЛПХ, КФХ |
Тыс. руб. |
351,27 |
365,00 |
380,00 |
420,00 |
460,00 |
2. |
Увеличение численности СПоК к уровню 2009 года на 15 процентов |
% |
13 |
10 |
5 |
5 |
5 |
3. |
Эффективность использования бюджетных средств, направленных на развитие КФХ, ЛПХ |
Руб. |
16,7 |
18,3 |
20,5 |
22,0 |
23,3 |
4. |
Повышение занятости сельского населения и создание не менее 600 рабочих мест |
Тыс. раб. мест |
- |
120 |
150 |
200 |
250 |
5. План мероприятий Программы
Наименование мероприятия |
Направления расходов |
Источники финансирования |
Объем финансирования, в ценах текущих лет, тыс. руб. |
Исполнитель |
Ожидаемые результаты (в т.ч. оценка бюджетной, социальной, экономической и экологической (при наличии) эффективности мероприятия, общий вклад |
|||
Всего |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
|||||
1. Предоставление субсидий на приобретение основных средств для осуществления уставной деятельности СПоК |
Текущие расходы
|
Бюджет Удмуртской Республики |
3115,0 |
950,0 |
1035,0 |
1130,0 |
Минсельхозпрод УР |
Обеспечение удельного веса работающих СПоК до 90 процентов |
2. Предоставление субсидии ЛПХ в соответствии с Федеральным законом "О личном подсобном хозяйстве" и являющимся членами СПоК |
Текущие расходы
|
Бюджет Удмуртской Республики |
3185,0 |
970,0 |
1060,0 |
1155,0 |
Минсельхозпрод УР |
Увеличение численности СПоК на 15 процентов |
3. Предоставление субсидии на строительство, реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт животноводческих помещений |
Капитальные вложения
|
Бюджет Удмуртской Республики |
3300,0 |
1000,0 |
1100,0 |
1200,0 |
Минсельхозпрод УР |
Ввод животноводческих помещений в КФХ на 500 скотомест |
4. Создание регистра КФХ, СПоК |
|
|
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Минсельхозпрод УР |
Учет деятельности в КФХ, СПоК |
5. Организация выборочных обследований КФХ, СПоК |
|
|
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Минсельхозпрод УР |
Контроль за эффективным использованием бюджетных средств |
6. Проведение ежегодных республиканских и районных конкурсов на звание "Лучший по профессии" в номинациях: "Лучший фермер", "Лучший владелец личного подсобного хозяйства", "Лучший кооператор" |
|
|
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Минсельхозпрод УР |
Стимулирование деятельности малых форм хозяйствования и повышение их трудовой активности |
7. Участие в выставках, ярмарках по реализации сельскохозяйственной продукции |
Текущие расходы |
Бюджет Удмуртской Республики |
270,0 |
80,0 |
90,0 |
100,0 |
Минсельхозпрод УР |
Содействие в организации мероприятий по реализации продукции, произведенной в малых формах хозяйствования |
8. Содействие в выделении постоянных мест на действующих рынках для реализации продукции КФХ, ЛПХ, СПоК с предоставлением льгот по сборам за торговое место |
|
|
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Минсельхозпрод УР, Минторг УР |
|
9. Развитие производственной базы, в том числе: |
|
Иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации |
700,76 |
232,60 |
256,20 |
281,96 |
|
|
а) приобретение основных средств для осуществления уставной деятельности СПоК |
Текущие расходы
|
300,00 |
90,00 |
100,00 |
110,00 |
СПоК (по согласованию) |
а) обеспечение удельного веса работающих СПоК до 90 процентов |
|
б) строительство, реконструкция, модернизация и капитальный ремонт животноводческих помещений, приобретение оборудования для животноводческих помещений в КФХ |
Капитальные вложения |
125,20 |
37,60 |
41,60 |
46,00 |
КФХ (по согласованию) |
б) ввод животноводческих помещений в КФХ на 500 скотомест |
|
в) инженерная инфраструктура КФХ, СПоК |
Капитальные вложения |
33,30 |
10,00 |
11,10 |
12,20 |
КФХ, СПоК (по согласованию) |
в) улучшение производственной базы в КФХ, СПоК |
|
г) строительство, реконструкция, приобретение: зерноскладов, хранилищ для хранения картофеля, овощей, гаражей, ремонтных мастерских и других производственных помещений в КФХ, СПоК |
Капитальные вложения |
312,26 |
95,00 |
103,50
|
113,76 |
КФХ, СПоК (по согласованию) |
г) улучшение производственной базы в КФХ, СПоК |
|
10. Участие в выставках, ярмарках по реализации сельскохозяйственной продукции |
Текущие расходы |
Иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации |
0,540 |
0,160 |
0,180 |
0,200 |
ЛПХ, КФХ, СПоК (по согласованию) |
Содействие в организации мероприятий по реализации продукции, произведенной в малых формах хозяйствования |
11. Приобретение минеральных удобрений, средств защиты, кормовой базы |
Текущие расходы |
Иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации |
0,205 |
0,063 |
0,068 |
0,074 |
ЛПХ, КФХ, СПоК (по согласованию) |
|
12. Приобретение сельскохозяйственных животных малыми формами хозяйствования |
Текущие расходы |
Иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации |
0,132 |
0,040 |
0,044 |
0,048 |
ЛПХ, КФХ (по согласованию) |
Увеличение численности поголовья скота в малых формах хозяйствования |
13. Приобретение сельскохозяйственной техники, оборудования малыми формами хозяйствования |
Текущие расходы |
Иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации |
0,589 |
0,185 |
0,195 |
0,209 |
ЛПХ, КФХ, СПоК (по согласованию) |
Улучшение материально-технической базы в малых формах хозяйствования |
|
Бюджет Удмуртской Республики |
9,870 |
3,000 |
3,285 |
3,585 |
|
|
|
|
Иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации |
1698,600 |
521,360 |
563,880 |
613,360 |
|
|
|
Всего: |
1708,470 |
524,360 |
567,165 |
616,945 |
|
|
6. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики и иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Финансирование мероприятий Программы за счет средств бюджета Удмуртской Республики осуществляется путем предоставления субсидий в пределах бюджетных ассигнований, выделенных Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.
Необходимые для реализации Программы объемы и источники финансирования приведены в следующей таблице:
Объемы и источники финансирования Программы
Млн. руб.
Источники финансирования Программы |
На период реализации |
Прогноз |
||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
||
Финансирование всего, в том числе за счет средств: бюджета Удмуртской Республики; иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации |
1708,470
9,870 1698,600 |
524,360
3,000 521,360 |
563,880
3,285 567,165 |
616,945
3,585 613,360 |
Объемы финансирования, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и критериям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики.
Задачи Программы будут решаться посредством осуществления следующих мероприятий.
Задача 1. Обеспечение доступа ЛПХ, КФХ и СПоК к кредитным ресурсам.
Мероприятие будет осуществляться посредством предоставления субсидий ЛПХ, КФХ, СПоК на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным в российских кредитных организациях, в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2009 года N 90 "О распределении и предоставлении в 2009-2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" и соответствующего правового акта Правительства Удмуртской Республики.
Задача 2. Содействие созданию и развитию сети СПоК по снабжению, сбыту, переработке, обслуживанию и кредитованию.
Мероприятия:
1) предоставление субсидий на приобретение основных средств, для осуществления уставной деятельности СПоК;
2) предоставление субсидии на развитие ЛПХ в соответствии с Федеральным законом "О личном подсобном хозяйстве" и являющимся членами СПоК.
Меры государственной поддержки:
субсидии на возмещение 30 процентов затрат, связанных с приобретением основных средств, для осуществления уставной деятельности СПоК;
субсидии ЛПХ и являющимся членами СПоК на развитие производственной базы.
Задача 3. Развитие производственной базы и инженерной инфраструктуры в КФХ.
Мероприятие осуществляется посредством предоставления субсидии на строительство, реконструкцию, модернизацию и капитальный ремонт животноводческих помещений.
Задача 4. Совершенствование системы содействия развитию малых форм хозяйствования.
Мероприятия:
1) создание регистра КФХ, СПоК;
2) организация выборочных обследований КФХ, СПоК;
3) проведение ежегодных республиканских и муниципальных (районных) конкурсов на звание "Лучший по профессии" в номинациях: "Лучший фермер", "Лучший владелец личного подсобного хозяйства", "Лучший кооператор".
Задача 5. Создание эффективной системы сбыта сельскохозяйственной продукции, произведенной в ЛПХ.
Мероприятия:
1) участие в выставках, ярмарках по реализации сельскохозяйственной продукции;
2) содействие в выделении постоянных мест на действующих рынках для реализации продукции КФХ, ЛПХ, СПоК с предоставлением льгот по сборам за торговое место.
7. Механизм реализации Программы
Реализация программных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики.
Заказчик Программы - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики:
обеспечивает реализацию Программы в соответствии с планом мероприятий Программы;
предоставляет отчет о реализации Программы в Государственный Совет Удмуртской Республики, Правительство Удмуртской Республики, Министерство экономики Удмуртской Республики по установленным законодательством формам и срокам;
заключает государственные контракты (договоры, соглашения), связанные с реализацией Программы, в соответствии с федеральным законодательством;
осуществляет проведение мониторинга реализации Программы;
ежегодно формирует бюджетные заявки на бюджетные ассигнования из бюджета Удмуртской Республики и в установленном порядке предоставляет их в Министерство экономики Удмуртской Республики.
8. Организация управления Программой
Определение форм и методов организации управления Программой и ее текущее управление осуществляются заказчиком Программы в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики.
Заказчик Программы обеспечивает:
согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий;
целевое и эффективное использование средств бюджета Удмуртской Республики;
подготавливает информационные справки и аналитические доклады о ходе реализации Программы;
несет ответственность за достижение целей и решение задач Программы, обеспечение достижения значений целевых индикаторов и показателей эффективности;
в установленные законодательством сроки направляет в Государственный Совет Удмуртской Республики, Правительство Удмуртской Республики отчет о реализации Программы, срок реализации которой завершился в истекшем году.
9. Контроль за реализацией Программы
Контроль за реализацией Программы, эффективностью и целевым использованием средств бюджета Удмуртской Республики осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.
С учетом выделяемых на реализацию Программы средств ежегодно будут уточняться целевые показатели, мероприятия, что позволит своевременно реагировать на возможные изменения ресурсного обеспечения.
10. Методика оценки эффективности Программы
Оценку эффективности реализации Программы целесообразно проводить на основе использования целевых индикаторов, которые обеспечат мониторинг динамики изменения выручки от реализации продукции сельского хозяйства в действующих ценах, приведенных в таблице. Эти индикаторы сопоставляются с объемами финансирования из бюджета Удмуртской Республики.
Планируемая эффективность расходования средств по Программе рассчитана по формуле:
Э_общ = ВП / З х 100,
где:
Э_общ - планируемая эффективность расходования средств по Программе, выраженная в рублях дополнительной выручки, полученных в результате финансирования Программы;
ВП - дополнительная выручка от реализации продукции сельского хозяйства, полученная по Программе;
З - расходы по Программе.
С учетом специфики программных мероприятий один рубль вложенных финансовых средств по Программе принесет менее 1 рубля дополнительной выручки, что вызвано получением результата в долгосрочной перспективе, выходящей за временные рамки реализации Программы.
Прогнозный расчет эффективности реализации Программы приведен в следующей таблице:
Источниками получения информации для расчета экономических показателей, а также оценки степени достижения результатов являются формы статистической отчетности, утвержденные Федеральной службой государственной статистики, а также ведомственной отчетности.
11. Оценка социальной, экономической, бюджетной эффективности
реализации Программы
Реализация Программы позволит создать благоприятные условия развития малых форм хозяйствования в Удмуртской Республике, повысить их экономическую эффективность, увеличить объем производства основных видов сельскохозяйственной продукции к 2012 году до 33121,9 млн. руб., в текущих ценах, при условии полного объема финансирования Программы, что будет являться оценкой экономической эффективности Программы.
Производство основных видов сельскохозяйственной продукции
в КФХ, ЛПХ
Наименование продукции |
Ед. изм. |
Фактически произведено в 2008 году |
План производства по годам |
Всего за 5 лет, тыс. тн |
Цена единицы продукции (млн. руб.) на 01.01.09 |
Итого стоимость продукции (млн. руб.) |
||
2010 |
2011 |
2012 |
||||||
Зерно |
Тыс. тн |
51,7 |
54,0 |
56,5 |
59,5 |
170,0 |
4,8 |
816,0 |
Картофель |
- |
448,2 |
470,5 |
490,0 |
515,0 |
1990,0 |
6,0 |
11940,0 |
Овощи |
- |
156,5 |
165,0 |
170,0 |
180,0 |
525,0 |
7,0 |
3675,0 |
Молоко |
- |
181,2 |
190,0 |
205,0 |
220,0 |
615,0 |
9,0 |
5535,0 |
Мясо |
- |
55,7 |
60,0 |
63,0 |
66,0 |
189,0 |
53,0 |
10017,0 |
Яйцо |
Тыс. шт. |
143,4 |
150,5 |
158,0 |
166,0 |
474,5 |
2,4 |
1138,9 |
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
33121,9 |
Анализ динамики целевых индикаторов Программы и индикаторов ее экономической эффективности при условии финансирования в полном объеме показывает реальность прироста объемов выручки от реализации продукции сельского хозяйства.
Совокупность мероприятий, реализуемых на уровне малых форм хозяйствования, позволит создать условия для:
повышения их трудовой активности, что в свою очередь положительно скажется на росте объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции, численности поголовья скота;
роста производства и объемов реализации сельскохозяйственной продукции на 15 процентов;
ввода животноводческих помещений в КФХ на 500 скотомест;
увеличения численности СПоК к уровню 2009 года на 15 процентов и обеспечения удельного веса работающих до 90 процентов;
повышения занятости сельского населения и создания не менее 600 рабочих мест.
У созданных СПоК появится возможность более свободного доступа к кредитной массе, что позволит развивать хозяйства цивилизованно, организованно выходить на рынок сбыта, проводя сбалансированную ценовую политику.
Объединение в различные формы кооперации КФХ, ЛПХ и малых организаций является важным рычагом возрождения села, поскольку дает возможность доступа к рынку сельскохозяйственной продукции и продовольствия, противостоять монополизму крупных заготовительных, обслуживающих и торговых организаций.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
13. Оценка рисков реализации Программы
В ходе реализации мероприятий Программы можно предположить наличие следующих основных рисков, связанных с наличием объективных и субъективных факторов.
Внешние риски:
неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами для села (на энергоносители, удобрения и т.д.), а также непредвиденно высокий рост цен на материальные затраты, которые могут привести к существенному удорожанию сельскохозяйственной продукции и трудностям с ее реализацией;
обстоятельства непреодолимой силы (природные катастрофы, войны и др.).
Внутренние риски:
возможность недофинансирования или несвоевременного финансирования расходов на реализацию Программы.
В целях управления указанными рисками в процессе реализации Программы предусматривается:
создание эффективной системы управления на основе четкого перераспределения полномочий и ответственности исполнителей Программы;
проведение мониторинга выполнения Программы;
перераспределение объемов финансирования Программы в зависимости от складывающейся ситуации в агропромышленном комплексе Удмуртской Республики.
Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителей Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целью Программы является создание экономических и социальных условий, способствующих: - развитию малых форм хозяйствования, формированию и устойчивому развитию сельской потребительской кооперации; - повышению занятости и доходов сельского населения; - увеличению поголовья скота, росту производства и объемов реализации молока и мяса в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
Заказчик Программы - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.
Результаты реализации Программы: повышение занятости сельского населения и создание не менее 600 рабочих мест в малых формах хозяйствования; увеличение численности сельскохозяйственных потребительских кооперативов к уровню 2009 года на 15 процентов и обеспечение удельного веса работающих до 90 процентов; увеличение численности поголовья скота, рост производства и объемов реализации сельскохозяйственной продукции на 15 процентов; ввод животноводческих помещений в крестьянских (фермерских) хозяйствах на 500 скотомест.
Общий объем финансирования Программы составляет - 1708,470 млн. рублей.
Постановление Правительства УР от 28 сентября 2009 г. N 277 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Удмуртской Республики на 2010-2012 годы"
Текст постановления опубликован в журнале "Собрание законодательства Удмуртской Республики" от 21 декабря 2009 г. N 27, на сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики в сети Интернет http://www.udmurt.ru от 1 октября 2009 г.
Текст постановления предоставлен Администрацией Президента и Правительства Удмуртской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Постановлением Правительства УР от 30 июля 2024 г. N 399 настоящий документ признан утратившим силу с 30 июля 2024 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства УР от 2 мая 2012 г. N 188