Указ Президента УР от 21 мая 2012 г. N 91
"Об утверждении инвестиционного меморандума
Удмуртской Республики"
Указом Президента Удмуртской Республики от 17 декабря 2013 г. N 241 настоящий Указ признан утратившим силу
1. Утвердить прилагаемый инвестиционный меморандум Удмуртской Республики.
2. Министерству экономики Удмуртской Республики обеспечить мониторинг реализации положений инвестиционного меморандума Удмуртской Республики.
3. Настоящий Указ вступает в силу после его официального опубликования.
Президент Удмуртской Республики |
А.А. Волков |
г. Ижевск
21 мая 2012 года
N 91
Инвестиционный меморандум Удмуртской Республики
(утв. Указом Президента УР от 21 мая 2012 г. N 91)
1. Общие положения
Инвестиционный меморандум Удмуртской Республики (далее - Меморандум) декларирует основные приоритеты развития инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике.
Меморандум направлен на создание благоприятного инвестиционного имиджа Удмуртской Республики и обеспечение информационной открытости инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике.
2. Краткая информация об Удмуртской Республике
2.1. Географическое положение
Удмуртская Республика (Удмуртия) относится к Приволжскому федеральному округу и располагается в западной части Среднего Урала, в междуречье Камы и ее правого притока Вятки. Территория Удмуртии занимает площадь свыше 42 тысяч квадратных километров, что составляет 0,25 % общей площади Российской Федерации, превосходит такие западноевропейские страны, как Бельгия, Швейцария и примерно равна площади Дании.
Протяженность территории с севера на юг составляет 297,5 км, с запада на восток - 200 км. Общая протяженность границ - 1800 км.
Положение республики в средних, северных широтах и отсутствие поблизости морей и океанов обусловливают умеренно континентальный климат с холодной снежной зимой и теплым летом.
На западе и севере Удмуртская Республика граничит с Кировской областью, на востоке - с Пермским краем, на юго-востоке - с Республикой Башкортостан, на юге и юго-западе - с Республикой Татарстан. Такое соседство открывает широкие перспективы для взаимовыгодной экономической интеграции и обуславливает относительно высокий уровень конкуренции в борьбе за инвестиции, рынки сбыта, трудовые ресурсы.
Расстояние между столицей республики г. Ижевском и Москвой - 1325 км, Санкт-Петербургом - 1904 км, Екатеринбургом - 800 км, Казанью - 395 км.
Удмуртская Республика имеет все виды транспортных сообщений с другими регионами России. Транспортная сеть включает в себя 779 км железных дорог, 6313 км автомобильных дорог общего пользования, в том числе с твердым покрытием - 6039 км, 180 км судоходных речных путей с выходом на Каспийское, Черное и Балтийское моря. Важнейшие речные порты - Камбарка, Сарапул. Судоходство по реке Кама в пределах республики. Продолжительность навигации - 6,5 месяцев.
Аэропорт ОАО "Ижавиа" соответствует классу "В" и имеет искусственную взлетно-посадочную полосу с асфальтобетонным покрытием протяженностью 2500 метров, соответствующую первой категории международной ассоциации ИКАО.
Территорию Удмуртской Республики пересекают 10 магистральных газопроводов, обеспечивающих газом Центральную и Западную часть Европейской части Российской Федерации и значительную долю экспортных поставок в страны Восточной и Западной Европы.
По территории Удмуртской Республики проходит 4 магистральных нефтепровода (729 км): транзитные "Сургут-Полоцк" (205 км), "Холмогоры-Клин" (205 км), а также региональные "Киенгоп-Набережные Челны" (252 км), "Ножовка-Мишкино-Киенгоп" (67 км), обеспечивающие транспортировку добываемой в Удмуртии нефти.
2.2. Население
Удмуртия - многонациональная республика, где проживают представители более ста семидесяти национальностей и этнических групп. Наиболее многочисленные из них русские, удмурты и татары.
Население республики на 1 января 2012 года составило 1518,1 тыс. человек, из которых 69 % приходится на жителей городов и поселков городского типа. В трудоспособном возрасте находится 62 % от общей численности населения Удмуртской Республики.
Плотность населения республики составляет 36 чел. на кв. км, что более чем в 4 раза превышает среднее значение по России.
2.3. Природно-ресурсный потенциал
В структуре земельного фонда Удмуртии по состоянию на 1 января 2012 года преобладают земли лесного фонда, на долю которых приходится 48,7 %, а также земли сельскохозяйственного назначения - 44,4 %.
Недра Удмуртии богаты полезными ископаемыми. Наибольшее значение имеют нефть, торф и строительные материалы.
Обнаружены месторождения каменного и бурого угля. Самые крупные торфяные залежи находятся в бассейнах рек Кильмезь и Чепца. Распространены известняки, глины, пески, гравий.
Впервые промышленная нефть была получена в республике в январе 1955 года, а в 2011 году из недр Удмуртии извлечена трехсот пятидесяти миллионная тонна нефти. Ежегодный объем добычи нефти составляет более 10 млн. тонн, и по этому показателю Удмуртия занимает 15 место в России.
Природа Удмуртии богата и живописна. Удмуртия расположена в зонах южной тайги и смешанных лесов, которые занимают свыше 40 % территории. Наиболее распространены ель, сосна, береза, липа, осина, встречается дуб.
Флора республики представлена более чем 1700 видами растений.
Довольно богата фауна Удмуртии: в лесах водятся лось, кабан, медведь, лисица, куница, горностай, барсук, волк, заяц и другие виды животных. Из птиц встречаются рябчик, глухарь, тетерев, куропатка и другие. В реках водится лещ, плотва, окунь, язь, налим.
Все реки Удмуртии относятся к бассейну Камы, наиболее крупные из них - Иж, Чепца, Вала и Кильмезь. На территории Удмуртской Республики находятся шесть водохранилищ.
В Удмуртии имеются минеральные источники, целебные свойства которых используются санаторно-курортными учреждениями, а также огромное количество подземных источников питьевой воды, за что Удмуртию называют родниковым краем.
2.4. Экономический потенциал
Основой экономики Удмуртской Республики является промышленность, которая обеспечивает 46 % валового регионального продукта.
История обрабатывающей промышленности Удмуртии началась со времен закладки в начале XVII века заводов на реках Иж и Вятка.
Сегодня в республике насчитывается около 300 крупных и средних промышленных предприятий с современным техническим оснащением и опытным персоналом. Высокая культура производства на многих предприятиях была заложена в процессе выполнения военных заказов и подтверждена сертификатами соответствия международным стандартам качества серий ISO 9000 и ISO 14000. Конструкторская база, интеллектуальный потенциал оборонных предприятий являются конкурентными преимуществами республики.
В Удмуртии производится 95 % российских охотничьих и спортивных ружей, ракетно-космическая техника, оборудование для атомных электростанций, автомобили, медицинская техника, нефтегазовое оборудование, стальной прокат, средства связи, радиоэлектроника, а также товары потребительского спроса.
Тепловые электростанции обеспечивают 32 % потребности Удмуртской Республики в электрической энергии и около 60 % в тепловой энергии. Остальная часть выработки тепловой энергии приходится на котельные жилищно-коммунального комплекса муниципальных образований и котельные промышленных предприятий. От соседних областей и с Федерального оптового рынка электрической энергии и мощности (ФОРЭМ) Удмуртия получает 68 % электроэнергии.
Основные используемые топливно-энергетические ресурсы в Удмуртской Республике - природный газ и каменный уголь.
На долю Удмуртии приходится 1,3 % от общероссийского и 5,9 % от уровня ПФО объема валовой продукции сельского хозяйства.
Природно-климатические условия позволяют развивать многоотраслевое сельское хозяйство, производить продукты питания и сырье для перерабатывающей промышленности. Основная часть пахотных земель - дерново-подзолистые почвы. Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения на 1 января 2012 года составляет 1867,2 тыс. га, из них 1844,9 тыс. га сельскохозяйственных угодий, в т.ч. 1382,6 тыс. га пашни.
Преобладающими являются коллективные формы хозяйствования, основанные на частной форме собственности на землю и имущество. На начало 2012 года в республике функционировали более 330 крупных, средних и малых сельскохозяйственных организаций.
Республика полностью обеспечивает свои потребности в основных видах продовольствия. На ее долю приходится 6,8 % молока, 6,7 % мяса, 8,2 % яиц, производимых в ПФО.
3. Кредитный рейтинг
С 2004 года ежегодно осуществляется присвоение международными рейтинговыми агентствами кредитных рейтингов, которые подтверждают инвестиционную привлекательность и высокий экономический потенциал Удмуртской Республики.
В декабре 2011 года рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило Удмуртской Республике кредитные рейтинги на уровне Аа(rus), ВB+ по национальной и глобальной шкале соответственно. Все рейтинги имеют прогноз - стабильный.
Рейтинговые значения кредитоспособности Удмуртской Республики
Дата присвоения |
Долгосрочный рейтинг |
Определение рейтинга |
Международное агентство |
Долгосрочный рейтинг по глобальной шкале | |||
01.12.2011 |
BВ+ |
стабильный |
Фитч Рейтингз СНГ Лтд. |
06.12.2010 |
ВВ+ |
стабильный |
Фитч Рейтингз СНГ Лтд. |
24.11.2009 |
Ba1 |
стабильный |
Moody's Investors Service |
19.09.2008 |
Ba1 |
стабильный |
Moody's Investors Service |
Долгосрочный рейтинг по национальной шкале | |||
01.12.2011 |
Аа(rus) |
очень высокая кредитоспособность |
Фитч Рейтингз СНГ Лтд. |
06.12.2010 |
Aа(rus) |
очень высокая кредитоспособность |
Фитч Рейтингз СНГ Лтд. |
24.11.2009 |
Аа1.ru |
очень высокая кредитоспособность |
Moody's Investors Service |
19.09.2008 |
Аа1.ru |
очень высокая кредитоспособность |
Moody's Investors Service |
15.12.2006 |
Аа1.ru |
очень высокая кредитоспособность |
Moody's Interfax |
12.07.2005 |
Аа2.ru |
очень высокая кредитоспособность |
Moody's Interfax |
20.12.2004 |
Аа3.ru |
очень высокая кредитоспособность |
Moody's Interfax |
06.10.2004 |
А1.ru |
уровень кредитоспособности выше среднего |
Moody's Interfax |
4. Приоритеты государственной инвестиционной политики
Основной целью государственной инвестиционной политики является формирование благоприятного инвестиционного климата, позволяющего увеличивать приток инвестиций в Удмуртскую Республику в интересах ее устойчивого социально-экономического развития.
Для достижения поставленной цели решаются следующие основные задачи:
совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике;
повышение эффективности деятельности существующей региональной инвестиционной инфраструктуры и создание ее недостающих элементов;
создание условий для широкого использования государственно-частного партнерства для привлечения инвестиций;
поддержание имиджа инвестиционно привлекательного региона, продвижение Удмуртской Республики на российском и международном рынках инвестиций;
содействие подготовке высококвалифицированных кадров в сфере инвестиций;
определение направлений совершенствования процессов и условий для привлечения инвестиций;
создание и актуализация единой базы инвестиционных проектов Удмуртской Республики;
содействие реализации экономически эффективных инвестиционных проектов, имеющих высокий синергетический эффект для различных отраслей экономики и (или) особо значимых для социально-экономического развития Удмуртской Республики;
поддержка и стимулирование инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике.
5. Инвестиционные проекты и площадки
Единая база инвестиционных проектов и площадок Удмуртской Республики (далее - база проектов) формируется и ведется с целью оказания информационной поддержки инвесторам и содействия организациям в Удмуртской Республике в поиске инвесторов для реализации инвестиционных проектов.
База проектов формируется и ведется Министерством экономики Удмуртской Республики и представляет собой паспорта инвестиционных проектов и площадок.
Актуальная версия базы проектов размещается на инвестиционном портале Удмуртской Республики.
6. Государственная поддержка инвестиционной деятельности
6.1. Формы государственной поддержки инвесторов
Государственная поддержка инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике осуществляется органами государственной власти Удмуртской Республики в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики в следующих формах:
снижение ставки налога на прибыль организаций в части сумм налога, зачисляемых в бюджет Удмуртской Республики, до 17 % - 13,5 %;
освобождение от налога на имущество организаций;
субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам и части затрат по лизинговым платежам, полученным для реализации инвестиционных проектов;
предоставление субсидий малым и средним инновационным компаниям на возмещение затрат, связанных с разработкой и внедрением, производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг;
предоставление инвесторам отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в бюджет Удмуртской Республики;
предоставление инвесторам государственных гарантий;
включение инвестиционных проектов в единую базу инвестиционных проектов и площадок Удмуртской Республики;
наделение инвестора статусом "Лучший инвестор Удмуртской Республики" и (или) "Лучший экспортер Удмуртской Республики";
консультационная, информационная и организационная поддержка инвестиционных проектов путем поддержки ходатайств и обращений инициаторов проектов в органы государственной власти и органы местного самоуправления, кредитные учреждения и другие организации в Удмуртской Республике о содействии в реализации инвестиционных проектов, проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов, организации семинаров, конференций по проблемам осуществления инвестиционной деятельности, форумов, ярмарок и выставок инвестиционных проектов, размещения информации об инвестиционных проектах в каталогах инвестиционных проектов, СМИ, на инвестиционном портале Удмуртской Республики.
6.2. Организационная поддержка инвесторов
В 2006 году образован Совет по инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике (далее - Совет), возглавляемый Президентом Удмуртской Республики. Совет является консультационным и экспертным органом и формируется из представителей органов государственной власти Удмуртской Республики и участников инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике в целях защиты интересов инвесторов и разработки предложений по приоритетным направлениям и формам государственной поддержки инвестиционной деятельности, реализации проектов государственно-частного партнерства в Удмуртской Республике.
Для оказания содействия в реализации инвестиционных проектов и привлечения в республику инвестиций в 2010 году создана рабочая группа по рассмотрению инвестиционных проектов, имеющих приоритетное значение для социально-экономического развития Удмуртской Республики под руководством Председателя Правительства Удмуртской Республики.
Для упорядочения деятельности и координации межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики по поиску инвестиционных проектов и их организационной поддержке приказом Министерства экономики Удмуртской Республики от 11 августа 2011 года N 142 утверждены Методические рекомендации по сопровождению инвестиционных проектов, имеющих приоритетное значение для социально-экономического развития Удмуртской Республики, устанавливающие порядок сопровождения инвестиционных проектов, с указанием условий и сроков рассмотрения заявочной документации на каждом этапе сопровождения инвестиционного проекта.
6.3. Инфраструктура государственной поддержки инвестиционной деятельности:
бюджетное учреждение Удмуртской Республики "Центр экономического анализа и антикризисного управления" оказывает организационную и методическую поддержку в реализации инвестиционных проектов;
Удмуртский государственный фонд поддержки малого предпринимательства оказывает финансовую поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства путем выдачи займов и микрозаймов;
Гарантийный фонд содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Удмуртской Республики реализует Программу предоставления кредитных гарантий, позволяющую субъектам малого и среднего предпринимательства, не имеющим достаточного залогового обеспечения, получать банковские кредиты;
автономное учреждение Удмуртской Республики "Республиканский бизнес-инкубатор" осуществляет предоставление на конкурсной основе помещений и офисной техники начинающим предпринимателям, оказывает консультационные и информационные услуги;
Региональный центр наноиндустрии Удмуртской Республики объединяет усилия ученых и специалистов промышленности в создании благоприятных условий для развития нанотехнологий в республике, разработке на их основе конкурентоспособной продукции;
центры трансфера технологий в ведущих высших учебных заведениях и научных учреждениях республики обеспечивают эффективное применение научно-технических разработок в производственных целях.
6.4. Основные нормативные правовые акты, регулирующие стимулирование и государственную поддержку инвестиционной деятельности:
Закон Удмуртской Республики от 22 июня 2006 г. N 26-РЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике";
Закон Удмуртской Республики от 05 марта 2003 г. N 8-РЗ "О налоговых льготах, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности";
Закон Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 г. N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике";
Закон Удмуртской Республики от 09 октября 2009 г. N 39-РЗ "Об участии Удмуртской Республики в государственно-частных партнерствах";
Указ Президента Удмуртской Республики от 26 ноября 2006 г. N 175 "О Совете по инвестиционной деятельности";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "26 ноября 2006 г. N 175" имеется в виду "23 ноября 2006 г. N 175"
Указ Президента Удмуртской Республики от 10 апреля 2012 г. N 68 "Об инвестиционном уполномоченном в Удмуртской Республике";
республиканская целевая программа "Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Удмуртскую Республику на 2010-2014 годы", утвержденная постановлением Правительства Удмуртской Республики от 07 ноября 2009 г. N 247;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "от 07 ноября 2009 г. N 247" имеется в виду "от 7 сентября 2009 г. N 247"
республиканская целевая программа "Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы", утвержденная постановлением Правительства Удмуртской Республики от 06 июля 2009 г. N 182;
республиканская целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на 2009-2013 годы", утвержденная постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19 октября 2009 г. N 299;
постановление Правительства Удмуртской Республики от 22 августа 2005 г. N 126 "Об утверждении Положения о конкурсе инвестиционных проектов организаций на право получения льгот по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций";
распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 21 марта 2011 г. N 177-р "О мерах по повышению инвестиционной активности и эффективности управления инвестиционными процессами";
распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 10 мая 2011 г. N 344-р "О регламенте взаимодействия исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики в решении задачи увеличения объема инвестиций и поступления доходов в бюджет Удмуртской Республики";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 05 марта 2012 г. N 77 "О мерах по реализации Закона Удмуртской Республики "Об участии Удмуртской Республики в государственно-частных партнерствах";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 02 мая 2012 г. N 183 "Об утверждении Положения о порядке предоставления хозяйствующим субъектам Удмуртской Республики за счет средств бюджета Удмуртской Республики для реализации инвестиционных проектов субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам и части затрат по лизинговым платежам".
7. Гарантии
Всем инвесторам, независимо от формы собственности, в том числе иностранным, гарантируется:
обеспечение равных прав на осуществление инвестиционной деятельности на территории Удмуртской Республики;
правовая защита инвестиционной деятельности;
обеспечение надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Удмуртской Республики;
информационная открытость принятия решений, влияющих на условия осуществления инвестиционной деятельности.
8. Контакты
Министерство экономики Удмуртской Республики
Почтовый адрес: 426007, г. Ижевск, Пушкинская, 214,
тел. (3412) 49-74-41, факс: (3412) 49-74-56
E-mail: mail@economy.udmlink.ru, http://economy.udmurt.ru
Министр экономики Удмуртской Республики - Зайцев Михаил Петрович.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Инвестиционный меморандум УР содержит основные приоритеты развития инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике и направлен на создание благоприятного инвестиционного имиджа Удмуртии и обеспечение информационной открытости инвестиционной деятельности.
Основной целью государственной инвестиционной политики является формирование благоприятного инвестиционного климата, позволяющего увеличивать приток инвестиций в Удмуртскую Республику в интересах ее устойчивого социально-экономического развития. Определены задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели.
В частности, в Меморандуме прописаны формы государственной поддержки и гарантии для инвесторов.
Указ вступает в силу после его официального опубликования.
Указ Президента УР от 21 мая 2012 г. N 91 "Об утверждении инвестиционного меморандума Удмуртской Республики"
Настоящий Указ вступает в силу после его официального опубликования
Текст Указа опубликован в газете "Известия Удмуртской Республики" от 31 мая 2012 г. N 60, на сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики в сети Интернет http://www.udmurt.ru от 29 мая 2012 г.
Текст Указа предоставлен Администрацией Президента и Правительства Удмуртской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Указом Президента Удмуртской Республики от 17 декабря 2013 г. N 241 настоящий Указ признан утратившим силу