Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства
Удмуртской Республики
от 21 декабря 2009 г. N 1105-р
Программа
"Развитие конкуренции в Удмуртской Республике на 2010-2012 годы"
20 февраля 2012 г.
Распоряжением Правительства УР от 20 февраля 2012 г. N 111-р в паспорт настоящей Программы внесены изменения
1. Паспорт Программы "Развитие конкуренции
в Удмуртской Республике на 2010-2012 годы"
Наименование Программы |
Программа "Развитие конкуренции в Удмуртской Республике на 2010-2012 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 691-р |
Разработчики Программы |
Министерство экономики Удмуртской Республики, Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, Министерство торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики, Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (по согласованию) |
Исполнители Программы |
Министерство экономики Удмуртской Республики, Министерство финансов Удмуртской Республики, Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, Министерство торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики, Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики, Министерство образования и науки Удмуртской Республики, Министерство труда Удмуртской Республики, Министерство здравоохранения Удмуртской Республики, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, Министерство информатизации и связи Удмуртской Республики, Администрация Президента и Правительства Удмуртской Республики, Управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики, ФГУ "Удмуртский центр стандартизации, метрологии и сертификации" (по согласованию), Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (по согласованию), Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике (по согласованию), Управление Россельхознадзора по Удмуртской Республике (по согласованию), администрации муниципальных образований в Удмуртской Республике (по согласованию), иные исполнители, привлекаемые в соответствии с законодательством |
Цели Программы |
Содействие формированию развитой конкурентной среды на региональных рынках товаров и услуг; повышение эффективности и конкурентоспособности экономики Удмуртской Республики за счет создания механизмов предотвращения избыточного регулирования, снижения административных барьеров, совершенствования ценовой политики; повышение эффективности и конкурентоспособности экономики Удмуртской Республики; создание благоприятных условий для эффективного бизнеса; повышение качества жизни населения Удмуртской Республики как основы социальной стабильности общества |
Основные задачи Программы |
Создание правовых, экономических, организационных, инфраструктурных, технических и социальных условий, способствующих развитию добросовестной конкуренции, открытости рынка Удмуртской Республики и противодействию коррупции; обеспечение равного доступа организаций на рынок социально значимых товаров и услуг; повышение эффективности деятельности существующей региональной инвестиционной и инновационной инфраструктуры; создание условий для широкого использования государственно-частного партнерства для привлечения инвестиций; выработка и реализация механизма коммерциализации результатов научной деятельности, укрепление взаимодействия между субъектами инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры Удмуртской Республики; содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов предпринимательства на товарные рынки. оптимизация функций исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики и внедрение механизмов регулирования в коррупционно опасных сферах деятельности исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики; совершенствование системы государственного стимулирования производства продукции сельского хозяйства; дальнейшее развитие инфраструктуры торговли |
Целевые индикаторы Программы |
В соответствии с индикаторами результативности конкурентной политики и администрирования Программы |
Сроки и этапы реализации Программы |
2010 - 2012 годы. Выделение этапов реализации Программы не предусмотрено |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования мероприятий Программы будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность Министерства экономики Удмуртской Республики и исполнителей Программы; финансирование отдельных мероприятий Программы будет осуществляться в рамках республиканских, ведомственных целевых программ |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее эффективности будут определяться путем оценки развития конкурентной среды в республике по достижению следующих показателей: 1) уровень цен на социально значимые продукты питания не выше среднероссийского уровня; 2) доля выпуска продукции субъектами малого предпринимательства в валовом региональном продукте; 3) повышение деловой активности, снижение уровня экономической концентрации на рынках; 4) доля ресурсов (земля, имущество, недра), размещаемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации на аукционах; 5) сокращение числа учреждений и предприятий, подведомственных органам государственной власти и органам местного самоуправления, с передачей соответствующих функций субъектам предпринимательской деятельности. |
2. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа
Распоряжением Правительства УР от 20 февраля 2012 г. N 111-р в подраздел 2.1 раздела 2 настоящего приложения внесены изменения
2.1. Значимость проблемы развития конкуренции, повышения
качества и конкурентоспособности для социально-экономического
развития Удмуртской Республики
В структуре валового регионального продукта (далее - ВРП) Удмуртской Республики наибольшую долю занимает промышленное производство (около 50 %, включая добывающую и обрабатывающую промышленность, производство и распределение электроэнергии, газа и воды), а также оптовая и розничная торговля (11 %), сельское хозяйство (8 %).
С 2000 по 2008 годы ежегодный средний рост ВРП в сопоставимых ценах составлял 104,6 %. Объем ВРП за этот период вырос более чем в 4 раза.
Таблица 1
Темпы роста ВРП и важнейших показателей социально-экономического
развития Удмуртской Республики по годам
Показатели |
Ед. изм. |
2004, факт |
2005, факт |
2006, факт |
2007, факт |
2008, факт |
2009, оценка |
ВРП |
млрд. руб. |
107,3 |
128,8 |
163,0 |
196,0 |
240,5 |
226,1 |
Продукция промышленности |
млрд. руб. |
100,1 |
128,5 <*> |
159,9 <*> |
196,6 <*> |
226,9 <*> |
199,0 <*> |
Продукция сельского хозяйства (во всех категориях хозяйств) |
млрд. руб. |
16,1 |
18,7 |
21,8 |
25,4 |
32,2 |
34,2 |
Инвестиции в основной капитал |
млрд. руб. |
15,4 |
25,3 |
34,3 |
44,5 |
49,9 |
37,8 |
Розничный товарооборот |
млрд. руб. |
33,5 |
41,6 |
53,5 |
70,4 |
98,3 |
101,7 |
Среднемесячная зарплата |
руб. |
5131 |
6373 |
7798 |
9839 |
12154 |
12850 |
<*> Отгружено товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по добыче полезных ископаемых, обрабатывающим производствам, производству и распределению электроэнергии, газа и воды (по чистым видам экономической деятельности) по полному кругу организаций-производителей.
В настоящее время экономика республики, как и экономика России, сталкивается с целым рядом кратко- и среднесрочных проблем развития, обусловленных мировым финансовым кризисом. В этих условиях возрастает значимость улучшения конкурентной среды, повышения качества и конкурентоспособности продукции для перспективного развития экономики Удмуртской Республики.
В среднесрочной перспективе целью государственной экономической политики Удмуртской Республики является создание конкурентоспособной, эффективной, стабильно развивающейся, социально ориентированной экономической системы, которая должна иметь информационно-телекоммуникационную основу для развития взаимовыгодных долгосрочных производственных, торгово-экономических, культурных связей с российскими и зарубежными партнерами, сформированные рынки сбыта продукции, чтобы обеспечить воспроизводство значительной добавленной стоимости, занятость населения, регулярные налоговые платежи, качество систем жизнеобеспечения, достойный уровень их социальных стандартов.
Ключевыми факторами достижения поставленной цели являются:
структурная диверсификация производства основных отраслей промышленности Удмуртской Республики, ориентированная на выпуск конкурентоспособной продукции, использование трудовых ресурсов, качественное корпоративное управление и инвестиционный потенциал экономики. Структурная диверсификация обеспечивается инновационно-промышленной политикой - оптимальным сочетанием программ и отдельных мероприятий по стимулированию конкуренции и предпринимательской инициативы и государственной поддержки системных прорывных проектов, прежде всего, в рамках государственно-частного партнерства;
снижение избыточного регулирования, административных барьеров на пути развития предпринимательства;
создание правовых, экономических, организационных, инфраструктурных, технических и социальных условий, способствующих развитию добросовестной конкуренции, открытости рынка Удмуртской Республики и противодействию коррупции;
освоение новых внешних рынков сбыта продукции товаропроизводителей республики, внешних рынков высокотехнологичной продукции.
Решение вышеназванных задач требует эффективного управления инвестиционными процессами и создания благоприятных условий, позволяющих максимизировать приток инвестиций в Удмуртскую Республику.
В республике создана правовая основа государственного регулирования инвестиционной деятельности, закрепляющая максимально широкий спектр экономических преференций для предприятий республики и потенциальных инвесторов. Это Закон Удмуртской Республики от 5 марта 2003 года N 8-РЗ "О налоговых льготах, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности", Закон Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике", Закон Удмуртской Республики от 22 июня 2006 года N 26-РЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике".
Основными формами государственной поддержки потенциальных инвесторов являются льгота по налогу на прибыль организаций в размере 4,5 % и льгота по налогу на имущество организаций в размере 2,2 % в части, зачисляемой в бюджет Удмуртской Республики, а также субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по коммерческим кредитам на реализацию инвестиционных проектов и лизингу (из расчета 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ) для предприятий машиностроения, лесопромышленного комплекса и легкой промышленности, а также на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на создание запасов сырья и материалов для предприятий лесопромышленного комплекса и легкой промышленности.
Конкурсы инвестиционных проектов организаций на право получения льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество проводятся с 2004 года.
Всего с начала проведения конкурсов инвестиционных проектов общая сумма налоговых льгот, полученных организациями-победителями, составила 298,6 млн. рублей. Объем налоговых платежей в бюджет Удмуртской Республики от реализации проектов превысил сумму предоставленных льгот почти в 8 раз и составил около 2,4 млрд. руб. Привлечено инвестиций на сумму более 11 млрд. рублей, создано более 2000 новых рабочих мест.
15. За период с 2006 года по 2009 год проведено 10 конкурсов инвестиционных проектов на право возмещения за счет средств бюджета Удмуртской Республики части процентной ставки по кредитам и части затрат по уплате лизинговых платежей, заключено 52 договора о предоставлении субсидии на общую сумму 28,7 млн. рублей для реализации 31 инвестиционного проекта.
За период с 2005 года было размещено три облигационных займа Удмуртской Республики. В 2005 году размещен облигационный заем объемом 1 млрд. рублей под 8 % годовых сроком на 3 года. Привлеченные средства в результате размещения были направлены на реализацию инвестиционных и инновационных проектов реального сектора экономики, строительство жилья (ипотечное кредитование), поддержку субъектов малого предпринимательства, а также предоставление бюджетных кредитов администрациям муниципальных образований на реализацию мероприятий по оптимизации расходов социальной сферы. В конце 2008 года Удмуртская Республика исполнила в полном объеме обязательства по погашению привлеченных средств облигационного займа.
Средства, привлеченные в результате размещения облигационного займа в 2007 году в объеме 1,5 млрд. рублей по ставке 8,4 % годовых сроком на 5 лет и в 2008 году в объеме 1 млрд. руб. под 10,9 % годовых сроком на 5 лет, были направлены на реализацию инвестиционных проектов, финансирование капитальных вложений и дорожных работ.
В рамках Республиканской целевой программы "Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Удмуртскую Республику на 2007-2009 годы" реализован ряд мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности Удмуртской Республики.
Кредитный рейтинг, присваиваемый международным рейтинговым агентством "Мудис Инвесторс Сервис, Инк." ("Moody's Investors Service, Inc."), подтверждает, что сегодня Удмуртская Республика по национальной шкале находится на достаточно высоком уровне Aa1(ru) (очень высокая кредитоспособность), а по глобальной шкале - на уровне Ba1 (прогноз рейтингов - стабильный). Такой же рейтинговый уровень имеют Белгородская, Вологодская, Челябинская и Самарская области, Краснодарский и Пермский края, Республики Татарстан и Башкортостан и ряд других регионов - доноров.
20. В 2007 году создан информационный интерактивный сайт www.udminvest.ru, на котором каждый инвестор может ознакомиться с инвестиционным законодательством, условиями участия в проводимых конкурсах и мероприятиях, перспективными инвестиционными проектами, аналитическими и статистическими отчетами о состоянии инвестиционной сферы экономики Удмуртии, узнать контакты для установления деловых связей.
Распоряжением Правительства УР от 20 февраля 2012 г. N 111-р подраздел 2.2 раздела 2 настоящего приложения изложен в новой редакции
2.2. Оценка состояния конкурентной среды и проблемы
развития конкуренции, обеспечения качества
и конкурентоспособности продукции
Конкурентоспособность экономики и качество жизни населения региона определяются состоянием конкурентной среды, развитием инфраструктуры, возможностью оперативного решения проблем по развитию бизнеса (сокращение административных барьеров, недопущение барьеров в межрегиональном товарообороте и т.д.).
2.2.1. В сфере промышленного производства
Такие последствия мирового экономического кризиса, как "сжатие" рынков, сокращение доступных ресурсов и падение объемов производства обострили проблемы преодоления существующих барьеров для развития предприятий и перехода к новому типу стратегий, основанному на технологической модернизации.
В то же время положительными последствиями кризиса являются:
переход предприятий на производство уникальной (в технологическом или функциональном отношении) продукции в целях подстраивания под сужающийся спрос;
расширение региональной географии сбыта российских компаний и повышение возможностей выхода на мировые рынки;
увеличение возможностей импорта технологий и обмена опыта с иностранными компаниями в аналогичных сферах деятельности;
рост спроса на льготные инвестиционные условия;
возможности по повышению эффективности экономики, в том числе за счет активного внедрения энергосберегающих технологий.
К перспективным рыночным нишам, представляющим интерес для предприятий Удмуртии, следует отнести: производство оборудования для добычи нефти на малодебитных скважинах, производство отдельных видов автомобильных компонентов и автомобилестроение, производство средств связи, медицинской техники и иных видов электрооборудования, производство специальных видов сталей для автомобильной и электротехнической отраслей промышленности, производство энергетического оборудования для жилищно-коммунального хозяйства.
При этом Удмуртия должна сохранить свое положение значимого поставщика вооружений (боевое стрелковое оружие, ракеты), специальной радиотехники, материалов и элементов для атомной промышленности, металлопродукции.
В таких секторах, как оборонно-промышленный комплекс, увеличение доли производства стрелкового оружия в общем объеме рынка далее невозможно в силу высокой степени присутствия на рынке (основная задача - удержание этой доли).
В нефтедобывающем комплексе расширение рынка невозможно в силу ограниченности сырьевой базы (снижение разведанных запасов углеводородного сырья). В лесопромышленном комплексе основным ограничением для расширения доли на рынке станет снижение качественного лесосечного фонда (увеличение спелых и перестойных лесных насаждений).
Перспективные позиции приоритетных секторов экономики Удмуртской Республики на российском и мировом рынках представлены в таблице 2.
Таблица 2
|
Доля рынка/производства (оценочно) |
Цель |
Оборонно-промышленный комплекс |
7 % мирового и 55 % российского рынка стрелкового спортивно-охотничьего оружия, 80 % российского рынка гражданского стрелкового оружия, 90 % российского рынка боевого стрелкового оружия, 95 % российского рынка снайперского оружия |
удержание или рост |
Атомный энергопромышленный комплекс |
20 % мирового рынка циркониевой продукции для атомной промышленности, 40 % мирового рынка кальциевой продукции для атомной промышленности |
удержание или рост |
Автомобилестроение и производство автокомпонентов |
в российском производстве автомобилей: легковые - 5,5 %, грузовые - 2,6 %, автокомпоненты - 3 %, в объеме промышленного производства республики - 8,9 % |
удержание удержание рост
рост |
Электроника и приборостроение |
в российском производстве - 1,6 %, в объеме промышленного производства республики - 6,2 % |
рост
рост |
Металлургическое производство специальных сталей и сплавов |
на российском рынке - 20 % |
рост |
Нефтегазовое оборудование |
в российском производстве: насосное оборудование для малодебитных скважин - 15 %, буровые ключи - 80 %,
в объеме промышленного производства республики - 1,2 % |
рост удержание
удержание |
Лесопромышленный комплекс |
в российском производстве - 1,36 %, в объеме промышленного производства республики - 2,1 % |
удержание удержание |
Химическое производство |
в российском производстве - 0,19 %, в объеме промышленного производства республики - 1,2 % |
удержание удержание |
Стекольная промышленность |
в российском производстве - 5 %, в объеме обрабатывающих отраслей республики - 1,6 % |
удержание удержание |
Следует отметить, что значительная часть промышленных активов республики к настоящему времени прошла процесс вхождения в федеральные холдинги, и дальнейшее развитие таких предприятий будет определяться стратегией развития холдингов. В то же время процесс укрупнения корпоративной структуры рынков еще не завершен, и в ближайшие годы продолжится включение предприятий Удмуртии в федеральные холдинги, что будет проявляться в определении стратегии отдельных предприятий, изменении их структуры и географии сбыта, смене специализации некоторых из них.
В кратко- и среднесрочной перспективе для улучшения позиций секторов экономики Удмуртской Республики на внешних рынках необходимо обеспечить повышение качества и конкурентоспособности промышленной продукции.
2.2.2. В сфере строительства
В строительной отрасли республики работают сотни проектных, подрядных организаций и предприятий производства строительных материалов и стройиндустрии. Большая часть из них в той или иной степени участвует в строительстве жилья.
Наиболее крупные строительные компании, выполняющие комплекс строительных работ на объектах промышленного, социального и жилищного капитального строительства: ФГУП "УССТ N 8 при Спецстрое России", ОАО "Можгинское строительное объединение", ОСПАО "ЧУС" и многие другие. Предприятия, выполняющие функции застройщика: ООО "СУ "Комос", ООО "Талан", ООО "АСПЭК-Домстрой", ООО "УК "АССО-Строй" и другие.
Наличие достаточно большого количества строительных фирм и действующее законодательство способствовали тому, что в последние годы на рынке строительной сферы в целом сформирована конкурентная среда: земельные участки для строительства предоставляются на конкурсной основе, выбор строительных организаций для участия в целевых федеральных и республиканских программах осуществляется на основе аукционов. Организации-застройщики, в основном, выбор подрядных организаций осуществляют также на основании конкурсов.
В то же время влияние финансового кризиса особенно сильно отразилось на рынке строительной индустрии: отмечается рост незавершенного строительства, обусловленный резким подорожанием кредитных ресурсов для населения и предприятий, а также сокращением программ потребительского и ипотечного кредитования.
Сложившаяся конкурентная ситуация сдерживает рост цен на строительные материалы, услуги строительных организаций, цены на жилье, как на первичном, так и на вторичном рынке.
2.2.3. В сфере жилищно-коммунального хозяйства
Качество жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению, в значительной степени зависит от состояния конкурентной среды на рынке услуг жилищно-коммунального хозяйства.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике представлен аналитический отчет по обзору состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в столице Удмуртской Республики - городе Ижевске за 2008 год.
По результатам анализа установлена следующая динамика: если в 2006 году управление многоквартирными домами осуществляли 8 управляющих компаний, в 2007 году - 37 управляющих организаций, из них 33 частных компании и 4 муниципальных предприятия, то в 2008 году управление многоквартирными домами осуществляли 41 хозяйствующий субъект, из которых 38 являются частной организацией, 1 - муниципальной организацией, 2 - со смешанной формой собственности.
По состоянию на 31 декабря 2008 года в управлении действующих ТСЖ, ЖСК находилось 7,5 % от общего объема жилищного фонда г. Ижевска, что на 6,3 % больше уровня 2007 года, в управлении управляющих организаций 92,5 % от общего объема жилищного фонда г. Ижевска. В том числе в управлении управляющих организаций, выбранных по решению собственников 69,82 % от общего объема жилищного фонда, что на 52,15 % больше уровня 2007 года.
При исследовании рынка управления многоквартирными домами определен коэффициент рыночной концентрации трех крупнейших хозяйствующих субъектов в 2008 году, который составил 49,83 %.
Показатель рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2008 году составил 1698,53.
По результатам оценки рыночной концентрации, рынок управления многоквартирными домами г. Ижевска по состоянию на 31 декабря 2008 года относится к рынку с умеренным уровнем концентрации (45 % < CR-3 (49,83 %) < 70 %, 1000 < HHI (1698,53) < 2000), состояние конкуренции - развивающаяся конкуренция, что подтверждается снижением показателей рыночной концентрации, а также опросом управляющих организаций и органов власти.
Если в 2006 году доля, занимаемая 3 крупнейшими хозяйствующими субъектами по управлению многоквартирными домами, составляла 84,45 %, в 2007 году указанная доля составила 70,24 %, то в 2008 году - 49,83 %, что также подтверждает развитие конкуренции на рынке.
Учитывая состояние конкурентной среды на рынке управления многоквартирными домами г. Ижевска (развивающаяся конкуренция), а также положительные изменения в отрасли, отмеченные хозяйствующими субъектами, в ближайшее время вероятно снижение концентрации на рынке услуг управления многоквартирными домами.
2.2.4. В сфере транспорта
Транспортный комплекс Удмуртской Республики включает в себя гражданскую авиацию, внутренний водный, автомобильный, городской электрический, промышленный, железнодорожный, трубопроводный транспорт, дорожное хозяйство и насчитывает около 1411 субъектов хозяйственной деятельности. В транспортном комплексе республики трудятся свыше 29 тысяч человек. В 2008 году по сравнению с 2007 годом число субъектов транспортного комплекса в Удмуртской Республике увеличилось на 74 единицы (на 5,5 %) и составило 1411 единиц.
В структуре грузоперевозок на первом месте находится железнодорожный транспорт, на долю которого приходится 61,2 % перевозимых грузов. В структуре перевозок пассажиров наибольшую долю составляет автомобильный транспорт - 52,4 %.
Таблица 3
|
2007 год |
2008 год |
||
объем перевозок, млн. пасс. |
доля, % |
объем перевозок, млн. пасс |
доля, % |
|
Перевезено пассажиров автомобильным транспортом (включая малые предприятия и индивидуальных предпринимателей) - всего, в т.ч.: |
186,6 |
100, 0 |
175,5 |
100,0 |
крупными и средними предприятиями |
154,8 |
83, 0 |
145, 2 |
82,8 |
малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями |
31,8 |
17, 0 |
30, 1 |
17,2 |
Автобусным сообщением охвачены 1220 сельских населенных пунктов (57,6 % общего количества).
В настоящее время в республике действует 93 городских, 333 пригородных, 76 междугородных и 14 межрегиональных автобусных маршрутов, обслуживаемых автотранспортными организациями Удмуртской Республики, их парк насчитывает 895 автобусов.
Перевозчиками пассажиров автотранспортом общего пользования являются: ОАО "Ижевское производственное объединение пассажирского автомобильного транспорта" (ИПОПАТ), доля которого в автоперевозках составляет 63,7 %, и ОАО "Удмуртавтотранс", осуществляющее перевозки пассажиров по городам (кроме г. Ижевска) и районам республики, - 21,3 %, остальные 15 % - частные перевозчики.
Обслуживание пассажиров в пригородном и междугородном сообщении осуществляют 3 автовокзала, 28 автостанций и 10 кассовых пунктов.
На городском электрическом транспорте перевозку пассажиров осуществляет муниципальное унитарное предприятие "ИжГорЭлектроТранс", которое обслуживает 11 троллейбусных и 12 трамвайных маршрутов, его парк состоит из 236 трамваев и 227 троллейбусов.
В республике формируется нормативно-правовая база, направленная на развитие конкурентной среды в сфере автомобильных перевозок.
В целях реализации Закона Удмуртской Республики от 15 октября 2008 года N 38-РЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике" разработано и принято 15 нормативных правовых актов, в том числе:
постановление Правительства Удмуртской Республики от 02 февраля 2009 года N 17 "Об утверждении Порядка проведения конкурсов на право заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом по пригородным и междугородным маршрутам межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике".
Разработана конкурсная документация к конкурсу на право заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике.
Определение перевозчиков в рамках конкурсных процедур позволит в условиях конкурентной борьбы определить наилучшие условия перевозки пассажиров и упорядочить работу на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике.
2.2.5. В сфере агропромышленного комплекса
В сельском хозяйстве республики производится более 8,0 % валового внутреннего продукта. В отрасли заняты 49,3 тыс. человек (8,7 % от численности занятых во всей экономике), сосредоточено около 4 % основных фондов.
Анализ конкурентной среды агропродовольственного рынка Удмуртской Республики показал следующее.
На сегодняшний день конкурентная среда в агропромышленном комплексе Удмуртской Республики представлена следующими видами хозяйствующих субъектов: сельскохозяйственные организации (основной вид деятельности - производство и реализация сельскохозяйственной продукции, в частности, продукции растениеводства и животноводства), крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприятия, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, перерабатывающие предприятия, личные подсобные хозяйства, снабженческие организации, поставщики техники и оборудования, обслуживающие предприятия, поставщики сырья, материалов, горюче-смазочных материалов.
В большинстве случаев между сельскохозяйственными товаропроизводителями имеет место добросовестная конкуренция, то есть происходит соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на аграрном товарном рынке. Данная тенденция достигается за счет использования внутренних ресурсов хозяйствующих субъектов, в том числе повышения качества производимой продукции, снижения ее себестоимости.
Следует отметить, что развитие агропромышленного комплекса осуществляется при активной государственной поддержке, объем которой достиг в 2008 году 20 % от суммы реализованной продукции.
В настоящее время в агропромышленном комплексе достигнута относительная стабилизация производства продукции. За период с 2005 по 2009 годы объем валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах увеличился на 12,0 %.
Потребность населения республики в мясных и молочных продуктах, яйце, картофеле и овощах обеспечивается за счет собственного производства.
Одним из направлений Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы является регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с целью повышения конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции для поддержания эффективного и рентабельного сельскохозяйственного производства.
Поэтому формирование здоровой конкурентной среды на аграрных рынках Удмуртской Республики, обуславливающей стабильное и динамичное развитие всех участников аграрного производства, должно стать одним из направлений государственной политики по формированию устойчивого развития сельских территорий, повышению занятости и уровня жизни сельского населения.
2.2.6. В сфере потребительского рынка
Система потребительского рынка и услуг - одна из важнейших и наиболее динамично развивающихся отраслей экономики, призванная стабильно и на высоком уровне обеспечивать жителей и предприятия республики товарами и услугами.
Потребительский рынок Удмуртии обеспечивает занятость около 7 процентов экономически активного населения. В сфере торгового обслуживания работают свыше 45 тысяч человек, в предприятиях общественного питания - около 8 тысяч работающих.
Потребительский рынок Удмуртской Республики - стабильная хорошо развитая структура, включающая 7199 объектов розничной торговли, 107 торговых центров, 39 рынков, свыше 2 тысяч предприятий бытового обслуживания и более 1800 - общественного питания.
Обеспеченность населения торговыми площадями является качественным показателем структуры торговой сети. Ежегодный рост сети предприятий потребительского рынка свыше 5 процентов позволил довести уровень обеспеченности населения торговыми площадями до 483 кв. метров в расчете на 1000 жителей, услугами общественного питания открытой сети - до 23 посадочных мест на 1000 жителей.
В городе Ижевске на тысячу жителей приходится 646 кв. метров торговых площадей (для сравнения данный показатель в Уфе - 775 кв. метров, Казани - 813 кв. метров).
Ведущие торговые компании республики активно продолжают реконструкцию существующих, а также строительство и ввод новых предприятий современного формата (торговые центры "Столичный", "Сити", "Сэлдом" и другие). Сетевая торговля способствует развитию конкуренции, стимулирует производителей повышать качество продаваемых товаров.
Активизации рыночной политики местных предприятий послужил приход крупных инвестиций в торговлю из других регионов России.
Из федеральных сетей торговую деятельность в Удмуртии осуществляют: "Вестер", "Мосмарт", "Эльдорадо", "Детский мир", "Техносила", "М. Видео", "Л'Этуаль", супермаркет "Перекресток", "Тандер" (сеть магазинов "Магнит"), а также группа компаний "НормаН-Виват".
Другим фактором развития потребительского рынка стало стремление покупателей приобретать товары в магазинах современных форматов, работающих по методу самообслуживания с применением автоматизированных систем учета товародвижения, штрихкодирования, современного торгового и технологического оборудования. Доля розничного оборота торгующих организаций возросла и составила 93 % (в 2007 году - 90,5 %). По России, соответственно, 87 % и 85 %.
За 2008 год объем оборота розничной торговли достиг 90,6 млрд. руб., по сравнению с 2007 годом прирост составил 20 процентов (в целом по России - 13 процентов). В структуре валового регионального продукта Удмуртии доля торговли составляет 11 процентов - это второе место после промышленности.
В настоящее время потребительский рынок отличается высокой товарной насыщенностью. Объем товарных запасов в розничной торговле по состоянию на конец года составил 3070 млн. рублей (обеспеченность запасами в днях торговли составляет 31 день, в 2007 году - 21 день).
Для увеличения реализации и расширения ассортимента продукции местных производителей в течение года проводились республиканские совещания по вопросам: "О взаимодействии предприятий перерабатывающей отрасли и торговли", "Состояние и развитие потребительского рынка молочной продукции" и другие.
Проведенные выставки ("Продиндустрия", "Сделано в Удмуртии"), ярмарки и конкурс ("Бренд Удмуртии"), смотры качества (по хлебу, молоку, тортам) стимулируют выпуск отечественной продукции достаточного ассортимента и высокого качества, помогают расширять торгово-экономические взаимоотношения между заинтересованными сторонами.
Республика не испытывает дефицита в продовольствии, торговая сеть республики обеспечивается, в основном, местными молоко- и мясопродуктами, яйцом, кондитерскими изделиями, ржаной мукой и рядом круп. В 2008 году за пределы республики вывезли более 160 тыс. тонн молокопродуктов, 10 тыс. тонн мясопродуктов, более 300 млн. штук яйца.
Основным критерием развития конкуренции является уровень потребительских цен на основные виды социально значимых продуктов питания.
С целью защиты интересов потребителей от монопольного повышения тарифов (цен) осуществляется мониторинг потребительских цен на основные продукты питания.
Продолжает свое развитие система социально ориентированного обслуживания населения с низким уровнем доходов, обеспечивающая дальнейшую территориальную и ценовую доступность потребительских товаров. В сети магазинов "ГрошЭль" и "Три банана" торговая наценка на основные продукты питания составляет 5-10 %, проводятся промоакции на отдельные группы товаров со скидкой 15 и более процентов.
Одним из приоритетных направлений является обеспечение льготным торговым обслуживанием ветеранского контингента и малообеспеченных граждан. Торговая сеть по обслуживанию ветеранского контингента республики сохранена и представлена 58 магазинами и отделами "Ветеран", в которых ежегодно обслуживаются свыше 138 тыс. человек. В крупных торговых сетях республики действует свыше 220 тысяч дисконтных карт со скидкой на приобретаемый товар от 3 до 10 процентов.
2.2.7. Общественное питание
Общественное питание занимает значительное место в инфраструктуре потребительского рынка республики. Динамику отрасли характеризуют три главных показателя: развитие сети, рост оборота общественного питания и степень обеспеченности населения услугами.
Сеть общественного питания развивается, в основном, за счет общедоступных предприятий средней вместимости. Уровень предложения услуг на рынке предприятий общественного питания можно охарактеризовать как вполне достаточный. Сегодня на 1000 жителей приходится 69 посадочных мест, в том числе обеспеченность в открытой сети - 22 посадочных места.
Характерной особенностью является открытие в последнее время предприятий общественного питания определенной концепции - блинные "Мамины блины", "Чайная ложка", пиццерии "Еще кусочек!", "Пицца хат", "Пицца Хаус". Продолжают развиваться предприятия "быстрого" питания в торговых центрах (фуд-корты).
Увеличение оборота общественного питания связано с внедрением прогрессивных форм и методов обслуживания, более качественной организацией и разнообразием досуга, увеличением ассортимента реализуемой кулинарной продукции, а также с открытием значительного числа предприятий (чайные, кофейни, пиццерии, клубные пабы по направлениям).
2.2.8. Бытовое обслуживание населения
Основной целью развития бытового обслуживания населения является удовлетворение растущего спроса населения на услуги предприятий бытового обслуживания - повышение уровня обслуживания и качества предоставляемых услуг, расширение их спектра, внедрение новых технологий.
Эту отрасль представляют 2 тысячи предприятий разного вида собственности с общей численностью работающих свыше 7 тысяч человек. В 2008 году в республике открыто около 200 объектов бытового обслуживания, в том числе 59 единиц в сельской местности.
На долю бытовой сферы обслуживания приходится 9,5 процента от общего объема платных услуг (по России - 10 процентов).
Получило развитие кооперирование бытовых услуг с объектами торговли. Многофункциональный характер предприятий и наличие помещений позволяет быстро и гибко изменять набор предоставляемых бытовых услуг, ориентированных на различных потребителей.
Коллективные средства размещения - гостиницы и аналогичные средства размещения - занимают центральное место в бизнесе и в туристической инфраструктуре республики, перед этой сферой стоит важная задача по созданию оптимально комфортных условий для гостей, приезжающих в Удмуртию.
В настоящее время в республике функционируют около 90 единиц коллективных средств размещения, с численностью работающих более 4 тыс. человек.
Главной целью дальнейшего развития сферы гостеприимства республики является формирование современного конкурентоспособного гостиничного комплекса, предоставляющего широкий спектр доступных и качественных услуг в соответствии с потребностью населения.
2.2.9. В сфере розничной торговли лекарственными средствами
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике представлен аналитический отчет по обзору состояния конкурентной среды на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Удмуртской Республики в 2007 году.
Согласно проведенному анализу, на территории Удмуртской Республики услуги розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения осуществляли в 2007 году 62 организации, 4 из которых составляют одну группу лиц. Большинство аптечных учреждений, как частных (150), так и государственных (муниципальных) (43) сосредоточено в МО "Город Ижевск".
Проведя сравнительный анализ количества государственных (муниципальных) и частных аптечных учреждений можно увидеть значительную динамику роста количества частных аптечных учреждений, в частности, посредством развития аптечных сетей. Это обусловлено интенсивным развитием розничных сетей, действующих на территории Удмуртской Республики.
Анализ проведенного анкетирования показал, что 70-80 % покупателей приобретают лекарственные средства, изделия медицинского назначения, сопутствующие товары на территории того муниципального образования, в котором проживают.
Основные доли на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в географических границах Удмуртской Республики имеют: ООО "Аптеки Фармакон"; группа лиц ООО "Фармасервис", ЗАО "Прогресс-Фармаимпекс", ООО "Центральная Можгинская аптека"; ГУП "Фармация". Доля товарооборота лекарственных средств, изделий медицинского назначения, сопутствующих товаров ООО "Аптеки Фармакон" составляет 36,28 %; группа лиц ООО "Фармасервис", ЗАО "Прогресс-Фармаимпекс", ООО "Центральная Можгинская аптека", ООО "Фармаимпекс" - 30,7 %; ГУП "Фармация" - 5,65 %.
Доля товарооборота лекарственных средств, изделий медицинского назначения ООО "Аптеки Фармакон" составляет 32,74 %; группа лиц ООО "Фармасервис", ЗАО "Прогресс-Фармаимпекс", ООО "Центральная Можгинская аптека", ООО "Фармаимпекс"- 29,6 %; ГУП "Фармация" - 5,31 %.
Исходя из рассчитанных показателей можно сделать вывод о том, что фармацевтический рынок лекарственных средств и изделий медицинского назначения в географических границах Удмуртской Республики характеризуется как умеренноконцентрированный, однако в разрезе городов и муниципальных районов Удмуртской Республики рынок лекарственных средств и изделий медицинского назначения характеризуется как высококонцентрированный, это обусловлено низким количеством аптечных учреждений в муниципальных районах и городских округах.
2.2.10. В сфере розничной реализации нефтепродуктов
Самыми крупными по объемам реализации являются ООО "Лукойл-Пермнефтепродукт" с долей рынка 47 % и ООО "АСПЭК-Нефтепродукт" - 34 %, следующая компания - ООО "Розничная сеть АЗС Салават" - 13 %. ООО "Лукойл-Пермнефтепродукт" владеет 72 автозаправочными станциями и 3 нефтебазами. Бензин и дизельное топливо поставляется из Пермской области.
В ООО "АСПЭК-Нефтепродукт" - 47 автозаправочных станций и 2 нефтебазы. ООО "Розничная сеть АЗС Салават" владеет 20 автозаправочными станциями. Эти две компании приобретают нефтепродукты с башкирских нефтеперерабатывающих заводов.
Отсутствие в республике собственных нефтеперерабатывающих производств обуславливает ценовую политику на розничном рынке нефтепродуктов Удмуртской Республики. Розничные цены на территории республики зависят от цен, устанавливаемых нефтеперерабатывающими заводами, оптовыми перепродавцами, находящимися за пределами республики, и транспортной составляющей в затратах.
Крупнейшими потребителями нефтепродуктов в Удмуртской Республике являются промышленные предприятия и организации сельского хозяйства.
Таким образом, в Удмуртской Республике, как практически на всей территории России, за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга, уровень конкуренции на розничных рынках нефтепродуктов недостаточен, поскольку рынки в той или иной степени контролируются крупнейшими российскими вертикально интегрированными нефтяными компаниями (их дочерними структурами).
В ближайшей перспективе эта тенденция сохранится.
Распоряжением Правительства УР от 20 февраля 2012 г. N 111-р подраздел 2.3 раздела 2 настоящего приложения изложен в новой редакции
2.3. Факторы, сдерживающие развитие конкуренции
Несмотря на относительно благоприятную конкурентную среду, сложившуюся на рынках республики, существует ряд факторов, которые ограничивают развитие конкуренции, в частности:
1. Недостаточная инвестиционная и инновационная активность предприятий и организаций.
Для предприятия важно не только добиться конкурентоспособности своей продукции, но и постоянно поддерживать ее. Такая конкурентоспособность достигается, прежде всего, путем активной инвестиционной и инновационной деятельности.
Несмотря на рост объемов инвестиций в основной капитал, достигнутый уровень инвестиционной активности недостаточен для масштабного обновления основных фондов. В 2008 году уровень износа основных фондов по обрабатывающим производствам составил 43,4 процента.
Степень износа основных фондов по крупным и средним предприятиям ( %)
Таблица 4
|
2006 |
2007 |
2008 |
Добыча полезных ископаемых |
63,6 |
59,9 |
61,6 |
Обрабатывающие производства |
45,4 |
44,5 |
43,4 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
52,4 |
54,4 |
53,3 |
В производственном секторе экономики Удмуртской Республики |
55,0 |
53,6 |
53,9 |
Невысоким остается и уровень инновационной активности.
Основные показатели организаций, выполняющих
научные исследования и разработки
Таблица 5
|
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Число организаций, выполнявших исследования и разработки |
22 |
23 |
23 |
Численность исследователей, человек |
1162 |
708 |
711 |
из них имеют ученую степень: |
|
|
|
доктора наук |
49 |
56 |
56 |
кандидата наук |
186 |
179 |
179 |
Объем научно-технических работ, выполненных собственными силами, млн. руб. |
771,2 |
800 |
787,8 |
Все возрастающее влияние на качество и конкурентоспособность продукции оказывают инвестиции в социальный и организационный капитал. Важное значение приобретают такие факторы, как дизайн, уникальность продукции, известность торговой марки, узнаваемость брэнда.
Для производства продукции, способной на равных конкурировать с отечественными и зарубежными аналогами, необходима существенная активизация инвестиционной и инновационной деятельности предприятий республики.
2. Недостаточно активное продвижение идей развития конкуренции и качества в общественном сознании.
По результатам исследования состояния качества и конкурентоспособности продукции отраслей промышленности, 74 процента промышленных предприятий среди ключевых факторов обеспечения конкурентоспособности назвали наличие сертифицированной системы менеджмента качества, 68 процентов - более высокого качества по сравнению с конкурентами, 58 процентов - более низкой цены.
Важно отметить, что фактор качества отмечен предприятиями как приоритетный по отношению к цене. Особенно это касается предприятий высокотехнологичных сегментов, прежде всего - машиностроения и металлообработки, металлургии.
Однако по состоянию на 01 января 2009 года из более чем 19 тысяч организаций (с учетом организаций малого бизнеса), зарегистрированных в Удмуртской Республике, внедрили и сертифицировали системы менеджмента качества, соответствующие международным требованиям, всего 139 организаций.
Не в полной мере используются возможности средств массовой информации в пропаганде политики в области конкуренции и качества. Необходимо расширить используемые инструменты пропаганды в целях формирования общественного мнения о важности повышения качества продукции, работ и услуг.
3. Наличие административных и инфраструктурных барьеров входа на рынки новых участников, в том числе предприятий малого и среднего бизнеса.
Удмуртская Республика заняла 1 место в рейтинге высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (поделив его с г. Санкт-Петербургом, Красноярским краем, Оренбургской, Пензенской и Челябинской областями) по реализации административной реформы. Рейтинг сформирован Министерством экономического развития Российской Федерации по результатам конкурсного отбора проектов по реализации административной реформы в 2010 году. С 2007 года Удмуртская Республика улучшает позиции в рейтинге субъектов Российской Федерации по реализации административной реформы.
Удмуртская Республика в рейтинге субъектов Российской Федерации
по реализации административной реформы
|
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
ранг |
38 |
32 |
8 |
рейтинг не формировался |
1 |
Ниже на диаграмме представлен объем средств, привлеченных на реализацию административной реформы из федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики.
Консолидация финансовых средств позволила:
1) оказать финансовую поддержку органам местного самоуправления на реализацию проектов по административной реформе;
"Объем средств, привлеченных на реализацию административной реформы из федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики"
2) в 2008-2009 годах создать 3 многофункциональных центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг в городе Ижевске, поселке Ува, селе Малая Пурга;
3) приступить к созданию двух многофункциональных центров в городе Глазов и селе Вавож из 8 запланированных на 2010 год Концепцией создания многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг в Удмуртской Республике на 2009-2012 годы, утвержденной распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 29 июня 2009 года N 548-р.
Вместе с тем нерешенной проблемой остается недостаток квалифицированных кадров, готовых работать в новых экономических условиях.
4. Наличие специфических проблем развития конкуренции в моногородах Удмуртской Республики.
Экономика монопрофильных городов характеризуется наличием одного или нескольких технологически связанных градообразующих предприятий, доминирующих в экономике городов. Базой экономического развития монопрофильных городов в Удмуртской Республике является промышленность, которая специализируется на машиностроении.
Так в городе Глазове - это ОАО "Чепецкий механический завод", доля выпускаемой продукции в общем объеме производства города - 51,9 %;
В городе Сарапуле - группа предприятий, относящихся к виду экономической деятельности "Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования": ОАО "Сарапульский радиозавод", ОАО "Элеконд", ОАО "Сарапульский электрогенераторный завод". Суммарная доля выпуска продукции составляет 44,1 % от общего объема промышленного производства города.
Город Воткинск исторически определяет градообразующее предприятие ФГУП "Воткинский завод" - одно из старейших предприятий отрасли. Доля продукции предприятия составляет более 80 процентов всего промышленного производства города.
В моногородах отмечаются присущие только им проблемы:
1) существует значительная зависимость доходной части бюджета городов от деятельности градообразующих предприятий;
2) низкая диверсификация сфер занятости населения города (однородный профессиональный состав);
3) значительная удаленность городов от столицы республики, что снижает возможность мобильности жителей;
4) низкая доля занятых в малом и среднем предпринимательстве от численности занятых моногородов: г. Глазов - 18,4 %, г. Сарапул - 13,8 %, г. Воткинск - 21,2 %;
5) слабое развитие инфраструктуры бизнеса.
С учетом этих проблем особое значение для социально - экономической сферы моногородов приобретает развитие малого и среднего предпринимательства, что не только способствует смягчению социальных проблем, насыщению рынка товарами, но и обеспечивает экономическую самостоятельность значительной части населения.
Сложившаяся за последние годы отраслевая структура малых предприятий в целом не изменилась. Наибольший процент предприятий малого бизнеса составляют торговля и общественное питание - 38 %, промышленность - 17 %, строительство - 15 %, сфера обслуживания - 5 %. Позитивным является то, что растет количество малых предприятий, занимающихся производством. Число работников, занятых на малых предприятиях, постоянно увеличивается, также растет количество индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем на становление и развитие малого предпринимательства серьезное влияние оказывают следующие проблемы:
1) недоступность банковского кредитования для начинающих;
2) недостаток квалифицированных кадров;
3) недостаток помещений для организации и ведения предпринимательской деятельности;
4) недостаточное количество обучающих программ для начинающих и действующих предпринимателей.
Кроме того, существуют специфические проблемы отраслевого развития, в частности, в агропромышленном комплексе:
ограниченная емкость рынка, высокий уровень затрат для начала дела, цены на продукцию сельского хозяйства низкие и темпы роста их значительно отстают от темпов роста цен на промышленную продукцию и услуги, сложности в отведении земельных участков, предоставлении в аренду сельскохозяйственной техники, производственных помещений, недостаток хранилищ, складов, пунктов первичной переработки, тары, неудовлетворительное состояние сельских дорог, низкие темпы газификации села, недостаток квалифицированных кадров;
проявление случаев корпоративной солидарности доминирующих предприятий по формированию необоснованно низких закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию (в частности, цен на молоко);
наращивание ценового диспаритета, выраженного в превышении темпов роста цен на материальные ресурсы над темпами роста цен на готовую продукцию, что отражается на эффективности деятельности сельскохозяйственных организаций, возможности осуществления расширенного воспроизводства;
негативную роль на рынке играет свободный доступ к импортному сырью и продовольствию, а демпинговые цены на импорт не дают возможности на равных конкурировать местным товаропроизводителям;
сложный механизм биржевых торгов ограничивает доступ рядовым товаропроизводителям к участию в них, что снижает степень участия последних в товарных интервенциях.
На потребительском рынке:
установление торговыми организациями (сетями) завышенных требований к поставляемой в них продукции, заведомо отсекающих местных производителей и таким образом ограничивающих конкуренцию;
отсутствие собственной системы доставки товара, нарушение условий и сроков поставки, использование неудобной упаковки и расфасовки, недостаточное продвижение местными товаропроизводителями своей продукции, создание собственных торговых марок и брендов;
отсутствие прозрачности в земельных отношениях (в рамках ведения кадастра земель и территориального планирования) и сложность процедур выделения земельных участков под объекты предоставления бытовых услуг и торговой инфраструктуры.
2.4. Целесообразность и необходимость решения
проблемы развития конкуренции и повышения качества
и конкурентоспособности программно-целевыми методами
Оценка состояния конкурентной среды и факторов, сдерживающих ее развитие, показала, что существуют предпосылки для более активного и системного проведения работ по повышению качества продукции и услуг во всех сферах деятельности, конкурентоспособности экономики республики.
Необходимость применения программно-целевого метода обусловлена возможностью комплексного подхода к решению проблемы развития конкуренции с учетом всех направлений повышения качества и конкурентоспособности, а также мер, направленных на сокращение административных барьеров.
Распоряжением Правительства УР от 20 февраля 2012 г. N 111-р в раздел 3 настоящей Программы внесены изменения
3. Основные цели и задачи Программы
Целями Программы являются - содействие формированию развитой конкурентной среды на региональных рынках товаров и услуг, а также повышение эффективности и конкурентоспособности экономики Удмуртской Республики за счет создания механизмов предотвращения избыточного регулирования, снижения административных барьеров, совершенствования ценовой политики; создание благоприятных условий для эффективного бизнеса; повышение качества жизни населения Удмуртской Республики, как основы социальной стабильности общества.
Для достижения этих целей определены основные задачи государственной политики Удмуртской Республики:
сокращение административных барьеров, которые препятствуют и усложняют начало и ведение предпринимательской деятельности;
сокращение прямого участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности;
организация сбора и публикация информации о региональных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей;
повышение информационной прозрачности деятельности органов власти и органов местного самоуправления;
совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы конкуренции;
развитие конкурентной среды в отдельных отраслях.
Кроме этого определены задачи по направлениям и отдельным отраслям:
Задачи инвестиционной политики:
совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике;
повышение эффективности деятельности существующей региональной инвестиционной инфраструктуры и создание ее недостающих элементов;
создание условий для широкого использования государственно-частного партнерства для привлечения инвестиций;
поддержание имиджа инвестиционно-привлекательного региона, продвижение Удмуртской Республики на российском и международном рынках инвестиций;
создание и структуризация единой базы инвестиционных проектов Удмуртской Республики, обеспечение ее систематического обновления;
содействие реализации экономически эффективных инвестиционных проектов, имеющих высокий синергетический эффект для различных отраслей экономики и (или) особо значимых для социально-экономического развития Удмуртской Республики;
содействие расширению внешнеэкономических и межрегиональных связей.
Задачи инновационной политики:
формирование финансово-экономических механизмов поддержки и стимулирования инновационной деятельности;
повышение эффективности и дальнейшее развитие республиканской инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в Удмуртской Республике;
интеграция инновационной системы Удмуртской Республики с элементами национальной инновационной системы, прежде всего с теми из них, которые в Удмуртской Республике недостаточно развиты или отсутствуют;
выработка и реализация механизма коммерциализации результатов научной деятельности, укрепление взаимодействия между субъектами инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры Удмуртской Республики;
содействие реализации экономически эффективных инновационных проектов, в том числе в области нанотехнологий, имеющих высокий синергетический эффект для различных отраслей экономики и (или) высоко значимых для социально-экономического развития Удмуртской Республики;
организация участия субъектов инновационной деятельности Удмуртской Республики в региональных, общероссийских и международных выставках, форумах, конференциях;
создание и структуризация единой базы инновационных проектов Удмуртской Республики, обеспечение ее постоянного обновления по результатам мониторинга инновационной среды.
Задачи по повышению качества продукции:
усиление и упорядочение государственного регулирования в области качества продукции, работ и услуг;
создание и развитие системы информационного обеспечения, повышение стимулирующей роли общественного мнения и средств массовой информации для повышения качества товаров, работ и услуг;
создание условий по защите рынка от опасной, недоброкачественной продукции.
Задачи развития малого и среднего предпринимательства:
совершенствование правового и организационного обеспечения деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
развитие и совершенствование кредитно-финансовых механизмов и финансовых технологий Удмуртским государственным фондом поддержки малого предпринимательства;
содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов предпринимательства на товарные рынки. Формирование кластерной системы взаимодействия субъектов малого и среднего предпринимательства;
развитие и повышение эффективности инфраструктуры поддержки предпринимательства;
содействие органам местного самоуправления в развитии малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований в Удмуртской Республике;
содействие некоммерческим и профессиональным организациям и объединениям предпринимателей;
поддержка субъектов предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
поддержка создания новых производств, а также лиц, начинающих создание собственного бизнеса, поддержка молодежного предпринимательства;
информационная поддержка субъектов предпринимательства и формирование положительного имиджа предпринимателя.
Задачи административной реформы:
оптимизация функций исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики и внедрение механизмов регулирования в коррупционно опасных сферах деятельности исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики;
разработка и внедрение стандартов массовых общественно значимых услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики, органами местного самоуправления, административных регламентов, в том числе разработка и утверждение административных регламентов более 88 услуг (функций), из них 20 административных регламентов исполнения функций контроля (надзора);
повышение эффективности взаимодействия исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике и общества, а также повышение открытости деятельности государственных органов Удмуртской Республики и органов местного самоуправления в Удмуртской Республике;
создание многофункциональных центров "одно окно" предоставления государственных и муниципальных услуг.
Задачи в области антимонопольного регулирования:
осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках и антимонопольного законодательства;
осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг;
осуществление взаимодействия с исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики, органами муниципальных образований в Удмуртской Республике по созданию рабочих групп, комиссий по исследованию социально важных и значимых товарных рынков (агропромышленных, пассажирских перевозок, лекарственных средств, реализации нефтепродуктов и др.), по разработке мер, направленных на развитие конкуренции, предотвращение и пресечение антиконкурентных действий.
Задачи в области совершенствования системы государственных закупок:
обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг;
эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования;
расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции;
совершенствование деятельности органов государственной власти в сфере размещения заказов и оказания социальных услуг;
публикация информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд на официальном сайте Удмуртской Республики в сети Интернет - www.goszakaz-udm.ru;
обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, в том числе путем применения электронных технологий;
размещение государственного заказа преимущественно путем проведения открытых аукционов в электронной форме. Это позволит снизить вероятность сговора между участниками торгов (за счет обеспечения анонимности участия в электронных аукционах), исключить субъективизм при определении победителей, обеспечить максимальный доступ предпринимателей на торги (через сеть Интернет, без необходимости выезда на место проведения аукциона), а также будет способствовать предотвращению коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок, повысит эффективность закупок в целом;
обеспечение возможности приема заказчиками заявок в форме электронного документа с использованием электронной цифровой подписи.
Для улучшения конкурентной среды в сфере строительства и жилищно-коммунального комплекса необходимо принятие следующих мер:
- обеспечение равных условий при получении государственных и муниципальных заказов путем создания системы электронных торгов, а также обеспечение равного доступа к ним всех субъектов хозяйственной деятельности;
- упрощение процедуры выдачи разрешений на строительство;
- повышение качества проектной документации;
- повышение качества подготовки конкурсной документации;
- снижение или полное исключение некомпенсируемых издержек за счет обременений, возлагаемых администрациями местных органов власти на застройщиков-инвесторов при жилищном строительстве;
- увеличение предложений земельных участков для жилищного строительства, обеспеченных коммунальной инфраструктурой;
- внедрение процедур конкурсов на право заключения договоров о развитии застроенных территорий;
- развитие государственно-частного партнерства при комплексном освоении территорий и при развитии застроенных территорий;
- разработка мер по исключению случаев предоставления преференций отдельным застройщикам со стороны властных структур;
- повышение инвестиционной привлекательности региона путем создания инженерной инфраструктуры населенных пунктов.
В коммунальной отрасли развитие конкуренции должно происходить наряду со сложившимися структурами путем привлечения частных компаний к управлению муниципальной и региональной коммунальной инфраструктурой. Для этого необходимо совершенствовать систему тарифного регулирования и внедрять долгосрочные методы регулирования.
В отрасли необходимо использовать механизмы, обеспечивающие приток частных инвестиций в развитие коммунальной инфраструктуры. Передача муниципального и регионального имущества в аренду частным компаниям должна происходить на основе конкурса.
Приоритетными направлениями развития конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства являются:
- стимулирование энергоэффективности, внедрение современных технологий, материалов, внедрение приборов учета энергоресурсов, автоматизации и диспетчеризации на объектах жилищно-коммунального хозяйства, развитие рынка услуг со стороны потенциальных инвесторов;
- развитие системы тарифообразования, направленной на привлечение в отрасль частных инвестиций, переход к долгосрочным методам тарифного регулирования с применением метода доходности инвестированного капитала, стимулирование снижения издержек организаций коммунального комплекса;
- создание условий для привлечения к управлению региональной и муниципальной собственностью частных организаций, в том числе с использованием механизмов применения концессионных соглашений;
- доступность предоставления информации для потребителей о деятельности организаций коммунального комплекса.
Задачи в области транспортного комплекса:
обеспечение устойчивого, стабильного функционирования транспортного комплекса Удмуртской Республики;
дальнейшее формирование нормативно-правовой базы, направленной на развитие конкурентной среды в сфере автомобильных перевозок;
улучшение качества предоставляемых транспортных услуг;
удовлетворение спроса населения Удмуртской Республики в пассажирских перевозках.
Меры, направленные на стимулирование конкуренции в агропромышленном комплексе:
отрасль аграрного производства в силу специфических особенностей - длительного и рискованного цикла производства продукции растениеводства, высокого риска производства животноводческой продукции - не имеет достаточных внутренних резервов для преодоления негативных факторов, сдерживающих развитие конкуренции.
Для стимулирования развития конкуренции необходимы следующие меры:
- поддержка эффективных проектов, направленных на развитие производственной инфраструктуры;
- совершенствование механизмов государственного стимулирования модернизации производственной инфраструктуры;
- расширение видов (ассортимента) сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в отношении которых могут проводиться закупочные интервенции;
- повышение качества проведения закупочных интервенций;
- стимулирование объединений сельхозтоваропроизводителей и обслуживающих отраслей, развитие кооперации, в том числе в целях проведения эффективного диалога с розничными торговыми сетями;
- совершенствование системы государственного стимулирования производства продукции сельского хозяйства (совершенствование системы субсидирования производимой сельхозпродукции), в том числе увеличение объемов государственной поддержки в целях повышения качества производимой сельскохозяйственной продукции;
- дальнейшее формирование и усовершенствование сельскохозяйственных рынков в городах и населенных пунктах Удмуртской Республики, в том числе организация ярмарок "выходного дня".
Эти меры позволят вывести конкурентные отношения на качественно новый уровень, максимально снизив риск возникновения недобросовестной конкуренции, что позволит расширить рыночные возможности хозяйствующих субъектов.
Развитие конкуренции на потребительском рынке возможно при росте потребительского спроса на продовольственные товары отечественного производства, удовлетворении потребностей населения в товарах высокого качества, достижении высокого уровня обслуживания населения.
Для этого необходимо:
- дальнейшее развитие инфраструктуры торговли;
- насыщение товарами регионального продовольственного рынка путем устранения административных барьеров по ввозу-вывозу продовольственных товаров, расширения ассортимента товаров местного производства, увеличения доли отечественных товаров в товарных ресурсах за счет вытеснения экологически небезопасных товаров импортного производства;
- развитие социально ориентированного потребительского рынка, включая меры обеспечения ценовой и территориальной доступности продовольственных товаров для незащищенных слоев населения республики.
Распоряжением Правительства УР от 20 февраля 2012 г. N 111-р в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения
4. План мероприятий Программы
Система мероприятий определяется основными целями и задачами Программы. В соответствии с ними мероприятия, предусмотренные Программой, распределяются по следующим основным направлениям.
Комплекс основных организационно-практических мероприятий, осуществляемых при проведении:
государственной инвестиционной политики, реализуется в рамках республиканской целевой программы "Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Удмуртскую Республику на 2010-2014 годы";
государственной инновационной политики, реализуется в рамках республиканской целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы";
административной реформы в Удмуртской Республике, реализуется в рамках республиканской целевой программы "Административная реформа в Удмуртской Республике на 2010-2012 годы";
государственной политики в области развития транспорта, реализуется в рамках республиканской целевой программы "Комплексное развитие пригородного и городского транспорта в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы";
государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, реализуется в рамках республиканской целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на 2009-2013 годы";
государственной политики по поддержке хозяйствующих субъектов, реализуется в рамках республиканских (ведомственных) целевых программ:
"Развитие машиностроения и металлообработки в Удмуртской Республике на 2010 год", "Развитие машиностроения и металлообработки в Удмуртской Республике на 2011-2013 годы";
"Развитие текстильной и легкой промышленности Удмуртской Республики на 2010 год", "Развитие легкой промышленности Удмуртской Республики на 2011-2013 годы";
"Развитие лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2010-2013 годы";
"Развитие лесного хозяйства Удмуртской Республики на 2010 - 2013 годы".
Вместе с тем будет продолжено адвокатирование конкуренции всеми уровнями власти: органами муниципальных образований в Удмуртской Республике, органами государственной власти Удмуртской Республики, территориальными органами федеральных органов власти - на основе принципов открытости, доступности, регулярности и оперативности.
Будет продолжено информационное взаимодействие по привлечению:
представителей бизнеса к обсуждению законодательных актов, вовлечение в работу советов, комиссий, совещаний, приглашение участвовать в семинарах, конференциях, круглых столах, посвященных развитию конкуренции;
представителей научной общественности к обсуждению имеющихся проблем в сфере конкуренции, участию представителей науки в работе экспертных советов, проведении семинаров в учебных заведениях в целях информированности и повышение эффективности освещения деятельности органов власти среди студентов и преподавателей.
В целях доступности информации для граждан будет продолжена работа со средствами массовой информации как организация интервью, рассылка новостей (пресс-релизов), официальных сообщений и комментариев, размещение информации в разделе "Экономика" официального представительства Удмуртской Республики в сети Интернет, выпуск брошюр, буклетов, справочников и т.д.
План мероприятий Программы представлен в приложении 1.
5. Управление Программой и механизм ее реализации
Комплекс организационных мер по реализации Программы определяется Министерством экономики Удмуртской Республики.
Исполнители Программы в рамках своих полномочий осуществляют реализацию программных мероприятий и ежеквартально отчитываются перед Министерством экономики Удмуртской Республики.
6. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Программа реализуется за счет средств бюджета Удмуртской Республики, в пределах бюджетных ассигнований, выделенных исполнителям Программы на текущее финансирование и финансирование мероприятий республиканских, ведомственных целевых программ.
7. Индикаторы достижения целей Программы
N п/п |
Наименование целевого индикатора и показателя эффективности |
Единицы измерения |
Базовый показатель (оценка 2009 г.) |
Плановый период |
||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
||||
1 |
Объем инвестиций в основной капитал |
млн. рублей |
37777 |
39476 |
41997 |
45773 |
2 |
Объем отгруженных товаров собственного производства (выполненных работ, услуг) инновационного характера без учета производства транспортных средств и оборудования |
млн. рублей |
1680,72 |
1764,75 |
1888,29 |
1982,7 |
3 |
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций |
в процентах (%) |
9,10 |
9,30 |
9,50 |
9,60 |
4 |
Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта |
в процентах (%) |
4,70 |
4,80 |
4,90 |
5,00 |
5 |
Доля государственных услуг, для исполнения которых приняты административные регламенты, от общего количества государственных услуг, оказываемых исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики |
в процентах (%) |
20 |
не менее 20 |
не менее 30 |
не менее 50 |
6 |
Доля государственных услуг, информация о которых размещена на портале государственных услуг, от общего количества государственных услуг, оказываемых исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики |
в процентах (%) |
10 |
10 |
50 |
80 |
Анализ эффективности реализации Программы осуществляется по результатам выполнения программных мероприятий и достигнутым целевым индикаторам, определенным Программой.
Распоряжением Правительства УР от 20 февраля 2012 г. N 111-р раздел 8 настоящей Программы изложен в новой редакции
8. Ожидаемые конечные результаты Программы
Выполнение мероприятий Программы позволит достичь следующих показателей:
1) уровень цен на социально значимые продукты питания не выше среднероссийского уровня;
2) рост доли выпуска продукции субъектами малого предпринимательства в валовом региональном продукте;
3) повышение деловой активности, снижение уровня экономической концентрации на рынках;
4) рост доли ресурсов (земля, имущество, недра), размещаемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации на аукционах;
5) сокращение числа учреждений и предприятий, подведомственных государственным и муниципальным органам, с передачей соответствующих функций субъектам предпринимательской деятельности.
Ожидаемый эффект от реализации Программы:
1) ежегодный рост валового регионального продукта на 4,5 %;
2) снижение индекса потребительских цен до 106,8 %;
3) ежегодный рост выпуска товаров и услуг на 8 %;
4) рост объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами обрабатывающих производств на 7 %, в т.ч. рост объема отгруженных товаров производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака на 4 %;
5) увеличение выпуска продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий на 4,7 %;
6) рост розничного товарооборота на 16 %;
7) рост объема платных услуг населению на 5,6 %.";
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.