Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства
Удмуртской Республики
от 21 декабря 2009 г. N 1105-р
Программа
"Развитие конкуренции в Удмуртской Республике на 2010-2012 годы"
1. Паспорт Программы "Развитие конкуренции
в Удмуртской Республике на 2010-2012 годы"
Наименование Программы |
Программа "Развитие конкуренции в Удмуртской Республике на 2010-2012 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 691-р |
Разработчики Программы |
Министерство экономики Удмуртской Республики, Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, Министерство торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики, Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (по согласованию) |
Исполнители Программы |
Министерство экономики Удмуртской Республики, Министерство финансов Удмуртской Республики, Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, Министерство торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики, Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики, Министерство образования и науки Удмуртской Республики, Министерство труда Удмуртской Республики, Министерство здравоохранения Удмуртской Республики, Администрация Президента и Правительства Удмуртской Республики, Управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики, ФГУ "Удмуртский центр стандартизации, метрологии и сертификации" (по согласованию), Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (по согласованию), Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике (по согласованию), Управление Россельхознадзора по Удмуртской Республике (по согласованию), администрации муниципальных образований в Удмуртской Республике (по согласованию), иные исполнители, привлекаемые в соответствии с законодательством |
Цели Программы |
Повышение эффективности и конкурентоспособности экономики Удмуртской Республики; создание благоприятных условий для эффективного бизнеса; повышение качества жизни населения Удмуртской Республики как основы социальной стабильности общества |
Основные задачи Программы |
Создание правовых, экономических, организационных, инфраструктурных, технических и социальных условий, способствующих развитию конкуренции, повышению качества и конкурентоспособности продукции, работ и услуг, обеспечивающих динамичное развитие экономики Удмуртской Республики; обеспечение выпуска новых видов конкурентоспособной продукции, расширение рынков сбыта, обеспечение развития экспорта; повышение эффективности деятельности существующей региональной инвестиционной и инновационной инфраструктуры; создание условий для широкого использования государственно-частного партнерства для привлечения инвестиций; выработка и реализация механизма коммерциализации результатов научной деятельности, укрепление взаимодействия между субъектами инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры Удмуртской Республики; содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов предпринимательства на товарные рынки. Формирование кластерной системы взаимодействия субъектов малого и среднего предпринимательства; оптимизация функций исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики и внедрение механизмов регулирования в коррупционно опасных сферах деятельности исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики; создание условий для привлечения к управлению региональной и муниципальной собственностью частных организаций, в том числе с использованием механизмов применения концессионных соглашений; совершенствование системы государственного стимулирования производства продукции сельского хозяйства; дальнейшее развитие инфраструктуры торговли |
Целевые индикаторы Программы |
В соответствии с индикаторами результативности конкурентной политики и администрирования Программы |
Сроки и этапы реализации Программы |
2010 - 2012 годы. Выделение этапов реализации Программы не предусмотрено |
Объемы и источники финансирования Программы |
Финансирование отдельных мероприятий Программы будет осуществляться в рамках республиканских, ведомственных целевых программ |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
1. Развитие конкуренции и повышение качества и конкурентоспособности товаров, работ и услуг предприятий, учреждений и организаций в Удмуртской Республике, рейтинга ее инвестиционной привлекательности. 2. Обеспечение населения Удмуртской Республики более качественными продукцией и услугами. 3. Повышение степени удовлетворенности хозяйствующих субъектов и жителей Удмуртской Республики качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг |
2. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа
2.1. Значимость проблемы развития конкуренции, повышения
качества и конкурентоспособности для социально-экономического
развития Удмуртской Республики
В структуре валового регионального продукта (далее - ВРП) Удмуртской Республики наибольшую долю занимает промышленное производство (около 50 %, включая добывающую и обрабатывающую промышленность, производство и распределение электроэнергии, газа и воды), а также оптовая и розничная торговля (11 %), сельское хозяйство (8 %).
С 2000 по 2008 годы ежегодный средний рост ВРП в сопоставимых ценах составлял 104,6 %. Объем ВРП за этот период вырос более чем в 4 раза.
Таблица 1
Темпы роста ВРП и важнейших показателей социально-экономического
развития Удмуртской Республики по годам
Показатели |
Ед. изм. |
2004, факт |
2005, факт |
2006, факт |
2007, факт |
2008, факт |
2009, оценка |
ВРП |
млрд. руб. |
107,3 |
128,8 |
163,0 |
196,0 |
240,5 |
226,1 |
Продукция промышленности |
млрд. руб. |
100,1 |
128,5 <*> |
159,9 <*> |
196,6 <*> |
226,9 <*> |
199,0 <*> |
Продукция сельского хозяйства (во всех категориях хозяйств) |
млрд. руб. |
16,1 |
18,7 |
21,8 |
25,4 |
32,2 |
34,2 |
Инвестиции в основной капитал |
млрд. руб. |
15,4 |
25,3 |
34,3 |
44,5 |
49,9 |
37,8 |
Розничный товарооборот |
млрд. руб. |
33,5 |
41,6 |
53,5 |
70,4 |
98,3 |
101,7 |
Среднемесячная зарплата |
руб. |
5131 |
6373 |
7798 |
9839 |
12154 |
12850 |
<*> Отгружено товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по добыче полезных ископаемых, обрабатывающим производствам, производству и распределению электроэнергии, газа и воды (по чистым видам экономической деятельности) по полному кругу организаций-производителей.
В настоящее время экономика республики, как и экономика России, сталкивается с целым рядом кратко- и среднесрочных проблем развития, обусловленных мировым финансовым кризисом. В этих условиях возрастает значимость улучшения конкурентной среды, повышения качества и конкурентоспособности продукции для перспективного развития экономики Удмуртской Республики.
В среднесрочной перспективе целью государственной экономической политики Удмуртской Республики является создание конкурентоспособной, эффективной, стабильно развивающейся, социально ориентированной экономической системы, которая должна иметь информационно-телекоммуникационную основу для развития взаимовыгодных долгосрочных производственных, торгово-экономических, культурных связей с российскими и зарубежными партнерами, сформированные рынки сбыта продукции, чтобы обеспечить воспроизводство значительной добавленной стоимости, занятость населения, регулярные налоговые платежи, качество систем жизнеобеспечения, достойный уровень их социальных стандартов.
Ключевыми факторами достижения поставленной цели являются:
структурная диверсификация производства основных отраслей промышленности Удмуртской Республики, ориентированная на выпуск конкурентоспособной продукции, использование трудовых ресурсов, качественное корпоративное управление и инвестиционный потенциал экономики. Структурная диверсификация обеспечивается инновационно-промышленной политикой - оптимальным сочетанием программ и отдельных мероприятий по стимулированию конкуренции и предпринимательской инициативы и государственной поддержки системных прорывных проектов, прежде всего, в рамках государственно-частного партнерства;
освоение новых внешних рынков сбыта продукции товаропроизводителей республики, внешних рынков высокотехнологичной продукции.
Решение вышеназванных задач требует эффективного управления инвестиционными процессами и создания благоприятных условий, позволяющих максимизировать приток инвестиций в Удмуртскую Республику.
В республике создана правовая основа государственного регулирования инвестиционной деятельности, закрепляющая максимально широкий спектр экономических преференций для предприятий республики и потенциальных инвесторов. Это Закон Удмуртской Республики от 5 марта 2003 года N 8-РЗ "О налоговых льготах, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности", Закон Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике", Закон Удмуртской Республики от 22 июня 2006 года N 26-РЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике".
Основными формами государственной поддержки потенциальных инвесторов являются льгота по налогу на прибыль организаций в размере 4,5 % и льгота по налогу на имущество организаций в размере 2,2 % в части, зачисляемой в бюджет Удмуртской Республики, а также субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по коммерческим кредитам на реализацию инвестиционных проектов и лизингу (из расчета 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ) для предприятий машиностроения, лесопромышленного комплекса и легкой промышленности, а также на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на создание запасов сырья и материалов для предприятий лесопромышленного комплекса и легкой промышленности.
Конкурсы инвестиционных проектов организаций на право получения льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество проводятся с 2004 года.
Всего с начала проведения конкурсов инвестиционных проектов общая сумма налоговых льгот, полученных организациями-победителями, составила 298,6 млн. рублей. Объем налоговых платежей в бюджет Удмуртской Республики от реализации проектов превысил сумму предоставленных льгот почти в 8 раз и составил около 2,4 млрд. руб. Привлечено инвестиций на сумму более 11 млрд. рублей, создано более 2000 новых рабочих мест.
За период с 2006 года по 2009 год проведено 10 конкурсов инвестиционных проектов на право возмещения за счет средств бюджета Удмуртской Республики части процентной ставки по кредитам и части затрат по уплате лизинговых платежей, заключено 52 договора о предоставлении субсидии на общую сумму 28,7 млн. рублей для реализации 31 инвестиционного проекта.
За период с 2005 года было размещено три облигационных займа Удмуртской Республики. В 2005 году размещен облигационный заем объемом 1 млрд. рублей под 8 % годовых сроком на 3 года. Привлеченные средства в результате размещения были направлены на реализацию инвестиционных и инновационных проектов реального сектора экономики, строительство жилья (ипотечное кредитование), поддержку субъектов малого предпринимательства, а также предоставление бюджетных кредитов администрациям муниципальных образований на реализацию мероприятий по оптимизации расходов социальной сферы. В конце 2008 года Удмуртская Республика исполнила в полном объеме обязательства по погашению привлеченных средств облигационного займа.
Средства, привлеченные в результате размещения облигационного займа в 2007 году в объеме 1,5 млрд. рублей по ставке 8,4 % годовых сроком на 5 лет и в 2008 году в объеме 1 млрд. руб. под 10,9 % годовых сроком на 5 лет, были направлены на реализацию инвестиционных проектов, финансирование капитальных вложений и дорожных работ.
В рамках Республиканской целевой программы "Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Удмуртскую Республику на 2007-2009 годы" реализован ряд мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности Удмуртской Республики.
Кредитный рейтинг, присваиваемый международным рейтинговым агентством "Мудис Инвесторс Сервис, Инк." ("Moody's Investors Service, Inc."), подтверждает, что сегодня Удмуртская Республика по национальной шкале находится на достаточно высоком уровне Aa1(ru) (очень высокая кредитоспособность), а по глобальной шкале - на уровне Ba1 (прогноз рейтингов - стабильный). Такой же рейтинговый уровень имеют Белгородская, Вологодская, Челябинская и Самарская области, Краснодарский и Пермский края, Республики Татарстан и Башкортостан и ряд других регионов - доноров.
В 2007 году создан информационный интерактивный сайт www.udminvest.ru, на котором каждый инвестор может ознакомиться с инвестиционным законодательством, условиями участия в проводимых конкурсах и мероприятиях, перспективными инвестиционными проектами, аналитическими и статистическими отчетами о состоянии инвестиционной сферы экономики Удмуртии, узнать контакты для установления деловых связей.
За последние пять лет Удмуртская Республика приняла участие в таких знаковых российских и международных выставках, как 18-я Международная выставка-ярмарка инвестиционных проектов в сфере коммерческой недвижимости MIPIM в Каннах, Международная выставка достижений агропромышленного комплекса "Зеленая неделя" в Германии, в крупнейших форумах таких, как XI и XII Петербургский международный экономический форум, 6-й и 7-й Международный инвестиционный форум, проводимый в Сочи. В 2008 году состоялась презентация экономического и инвестиционного потенциала, международных и внешнеэкономических связей Удмуртской Республики в Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Также в 2008 году делегация Удмуртской Республики приняла участие в составе экономической миссии Приволжского федерального округа в российской национальной выставке в Индии "Россия и Индия: от конструктивного диалога - к эффективному сотрудничеству".
В апреле 2007 года в республике прошел Первый инвестиционный форум "Удмуртия-2007", организатором которого выступили Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Правительство Удмуртской Республики. В рамках форума была проведена выставка 300 инвестиционных и инновационных проектов.
В феврале 2008 года в Удмуртской Республике прошел второй съезд Союза машиностроителей России, на котором обсуждались проблемы модернизации машиностроительного комплекса страны и внедрения инновационных технологий на производстве.
В мае 2008 года под эгидой Правительства Удмуртской Республики состоялся Второй инвестиционный форум "Удмуртия - регион опережающего развития". На выставке было представлено 350 инвестиционных и инновационных проектов. В рамках форума подписано два соглашения о реализации проектов в сфере малой энергетики.
В ноябре 2009 года состоялась Республиканская конференция "Инструменты привлечения инвестиций: практика и перспективы", цель которой - повышение информированности представителей органов власти, местного самоуправления, промышленных предприятий о новых инструментах привлечения инвестиций.
В 2008 году впервые был проведен конкурс "Лучший инвестор года Удмуртской Республики". В результате победителями конкурса были признаны 10 предприятий по 5 номинациям. В 2009 году проведен второй конкурс "Лучший инвестор 2008 года Удмуртской Республики", победителями которого признаны 7 организаций по 5 номинациям.
2.2. Оценка состояния конкурентной среды и проблемы
развития конкуренции, обеспечения качества
и конкурентоспособности продукции
Конкурентоспособность экономики и качество жизни населения региона определяются состоянием конкурентной среды, развитием инфраструктуры, возможностью оперативного решения проблем по развитию бизнеса (сокращение административных барьеров, недопущение барьеров в межрегиональном товарообороте и т.д.).
В сфере промышленного производства
Такие последствия мирового экономического кризиса, как "сжатие" рынков, сокращение доступных ресурсов и падение объемов производства, обострили проблемы преодоления существующих барьеров для развития предприятий и перехода к новому типу стратегий, основанному на технологической модернизации.
В то же время положительными последствиями кризиса являются:
переход предприятий на производство уникальной (в технологическом или функциональном отношении) продукции в целях подстраивания под сужающийся спрос;
расширение региональной географии сбыта российских компаний и повышение возможностей выхода на мировые рынки;
увеличение возможностей импорта технологий и обмена опытом с иностранными компаниями в аналогичных сферах деятельности;
рост спроса на льготные инвестиционные условия;
возможности по повышению эффективности экономики, в том числе за счет активного внедрения энергосберегающих технологий.
К перспективным рыночным нишам, представляющим интерес для предприятий Удмуртии, следует отнести: производство оборудования для добычи нефти на малодебитных скважинах, производство отдельных видов автомобильных компонентов и автомобилестроение, производство средств связи, медицинской техники и иных видов электрооборудования, производство специальных видов сталей для автомобильной и электротехнической отраслей промышленности, производство энергетического оборудования для жилищно-коммунального хозяйства.
При этом Удмуртия должна сохранить свое положение значимого поставщика вооружений (боевое стрелковое оружие, ракеты), специальной радиотехники, материалов и элементов для атомной промышленности, металлопродукции.
В таких секторах, как оборонно-промышленный комплекс, увеличение доли производства стрелкового оружия в общем объеме рынка далее невозможно в силу высокой степени присутствия на рынке (основная задача - удержание этой доли).
В нефтедобывающем комплексе расширение рынка невозможно в силу ограниченности сырьевой базы (снижение разведанных запасов углеводородного сырья).
В лесопромышленном комплексе основным ограничением для расширения доли на рынке станет снижение качественного лесосечного фонда (увеличение спелых и перестойных лесных насаждений).
Перспективные позиции приоритетных секторов экономики Удмуртской Республики на российском и мировом рынках представлены в таблице 2.
Таблица 2
|
Доля рынка/производства (оценочно) |
Цель |
Оборонно-промышленный комплекс |
7 % мирового и 55 % российского рынка стрелкового спортивно-охотничьего оружия, 80 % российского рынка гражданского стрелкового оружия, 90 % российского рынка боевого стрелкового оружия, 95 % российского рынка снайперского оружия |
удержание или рост |
Атомный энергопромышленный комплекс |
20 % мирового рынка циркониевой продукции для атомной промышленности, 40 % мирового рынка кальциевой продукции для атомной промышленности |
удержание или рост |
Автомобилестроение и производство автокомпонентов |
в российском производстве автомобилей: легковые - 5,5 %, грузовые - 2,6 %, автокомпоненты - 3 %, в объеме промышленного производства республики - 8,9 % |
удержание удержание рост
рост |
Электроника и приборостроение |
в российском производстве - 1,6 %, в объеме промышленного производства республики - 6,2 % |
рост
рост |
Металлургическое производство специальных сталей и сплавов |
на российском рынке - 20 % |
рост |
Нефтегазовое оборудование |
в российском производстве: насосное оборудование для малодебитных скважин - 15 %, буровые ключи - 80 %,
в объеме промышленного производства республики - 1,2 % |
рост удержание
удержание |
Лесопромышленный комплекс |
в российском производстве - 1,36 %, в объеме промышленного производства республики - 2,1 % |
удержание
удержание |
Химическое производство |
в российском производстве - 0,19 %, в объеме промышленного производства республики - 1,2 % |
удержание
удержание |
Стекольная промышленность |
в российском производстве - 5 %, в объеме обрабатывающих отраслей республики - 1,6 % |
удержание
удержание |
Следует отметить, что значительная часть промышленных активов республики к настоящему времени прошла процесс вхождения в федеральные холдинги и дальнейшее развитие таких предприятий будет определяться стратегией развития холдингов. В то же время процесс укрупнения корпоративной структуры рынков еще не завершен и в ближайшие годы продолжится включение предприятий Удмуртии в федеральные холдинги, что будет проявляться в определении стратегии отдельных предприятий, изменении их структуры и географии сбыта, смене специализации некоторых из них.
В кратко- и среднесрочной перспективе для улучшения позиций секторов экономики Удмуртской Республики на внешних рынках необходимо обеспечить повышение качества и конкурентоспособности промышленной продукции.
В сфере строительства
В республике насчитывается 1800 строительных организаций. В той или иной степени в строительстве жилья участвует не менее 1000 предприятий. Предприятий, выполняющих функции застройщика (девелоперов), порядка 100.
Наличие достаточно большого количества строительных фирм и действующее законодательство способствовали тому, что в последние годы на рынке строительной сферы в целом сформирована конкурентная среда: земельные участки для строительства предоставляются на конкурсной основе, выбор строительных организаций для участия в целевых федеральных и республиканских программах также осуществляется на основе конкурсов. Организации-застройщики, в основном, выбор подрядных организаций осуществляют также на основе торгов, аукционов. Сложившаяся конкурентная ситуация сдерживает рост цен на строительные материалы, услуги строительных организаций, цены на жилье как на первичном, так и на вторичном рынке.
В то же время влияние финансового кризиса особенно сильно отразилось на рынке строительной индустрии: отмечается рост незавершенного строительства, обусловленный резким подорожанием кредитных ресурсов для населения и предприятий, а также сокращением программ потребительского и ипотечного кредитования.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства
Качество жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению, в значительной степени зависит от состояния конкурентной среды на рынке услуг жилищно-коммунального хозяйства.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике представлен аналитический отчет по обзору состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в столице Удмуртской Республики - городе Ижевске за 2008 год.
По результатам анализа установлена следующая динамика: если в 2006 году управление многоквартирными домами осуществляли 8 управляющих компаний, в 2007 году - 37 управляющих организаций, из них 33 частных компании и 4 муниципальных предприятия, то в 2008 году управление многоквартирными домами осуществлял 41 хозяйствующий субъект, из которых 38 являются частной организацией, 1 - муниципальной организацией, 2 - со смешанной формой собственности.
По результатам оценки, рынок услуг управления многоквартирными домами города Ижевска является рынком с умеренным уровнем концентрации. Оценка состояния конкурентной среды - развивающаяся конкуренция с высокими частично преодолимыми барьерами входа на рынок.
В сфере транспорта
Транспортный комплекс Удмуртской Республики включает в себя гражданскую авиацию, внутренний водный, автомобильный, городской электрический, промышленный, железнодорожный, трубопроводный транспорт, дорожное хозяйство и насчитывает около 1411 субъектов хозяйственной деятельности. В транспортном комплексе республики трудится свыше 29 тысяч человек. В 2008 году по сравнению с 2007 годом число субъектов транспортного комплекса в Удмуртской Республике увеличилось на 74 единицы (на 5,5 %) и составило 1411 единиц.
В структуре грузоперевозок на первом месте находится железнодорожный транспорт, на долю которого приходится 61,2 % перевозимых грузов. В структуре перевозок пассажиров наибольшую долю составляет автомобильный транспорт - 52,4 %.
Таблица 3
|
2007 год |
2008 год |
||
объем перевозок, млн. пасс. |
доля, % |
объем перевозок, млн. пасс. |
доля, % |
|
Перевезено пассажиров автомобильным транспортом (включая малые предприятия и индивидуальных предпринимателей), всего, в т.ч.: |
186,6 |
100,0 |
175,5 |
100,0 |
крупными и средними предприятиями |
154,8 |
83,0 |
145,2 |
82,8 |
малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями |
31,8 |
17,0 |
30,1 |
17,2 |
Автобусным сообщением охвачены 1220 сельских населенных пунктов (57,6 % общего количества).
В настоящее время в республике действует 93 городских, 333 пригородных, 76 междугородных и 14 межрегиональных автобусных маршрутов, обслуживаемых автотранспортными организациями Удмуртской Республики, их парк насчитывает 895 автобусов.
Обслуживание пассажиров в пригородном и междугородном сообщении осуществляют 3 автовокзала, 28 автостанций и 10 кассовых пунктов.
На городском электрическом транспорте перевозку пассажиров осуществляет муниципальное унитарное предприятие "Ижгорэлектротранс", которое обслуживает 11 троллейбусных и 12 трамвайных маршрутов, его парк состоит из 236 трамваев и 227 троллейбусов.
В республике формируется нормативно-правовая база, направленная на развитие конкурентной среды в сфере автомобильных перевозок.
В целях реализации Закона Удмуртской Республики от 15 октября 2008 года N 38-РЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике" разработано и принято 15 нормативных правовых актов, в том числе:
постановление Правительства Удмуртской Республики от 2 февраля 2009 года N 17 "Об утверждении Порядка проведения конкурсов на право заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом по пригородным и междугородным маршрутам межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике".
Разработана конкурсная документация к конкурсу на право заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике.
Определение перевозчиков в рамках конкурсных процедур позволит в условиях конкурентной борьбы определить наилучшие условия перевозки пассажиров и упорядочить работу на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике.
В сфере агропромышленного комплекса
В сельском хозяйстве республики производится более 8,0 % валового внутреннего продукта. В отрасли занято 49,3 тыс. человек (8,7 % от численности занятых во всей экономике), сосредоточено около 4 % основных фондов.
Анализ конкурентной среды агропродовольственного рынка Удмуртской Республики показал следующее.
На сегодняшний день конкурентная среда в агропромышленном комплексе Удмуртской Республики представлена следующими видами хозяйствующих субъектов: сельскохозяйственные организации (основной вид деятельности - производство и реализация сельскохозяйственной продукции, в частности продукции растениеводства и животноводства), крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприятия, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, перерабатывающие предприятия, личные подсобные хозяйства, снабженческие организации, поставщики техники и оборудования, обслуживающие предприятия, поставщики сырья, материалов, горюче-смазочных материалов.
В большинстве случаев между сельскохозяйственными товаропроизводителями имеет место добросовестная конкуренция, то есть происходит соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на аграрном товарном рынке. Данная тенденция достигается за счет использования внутренних ресурсов хозяйствующих субъектов, в том числе повышения качества производимой продукции, снижения ее себестоимости.
Следует отметить, что развитие агропромышленного комплекса осуществляется при активной государственной поддержке, объем которой достиг в 2008 году 20 % от суммы реализованной продукции.
В настоящее время в агропромышленном комплексе достигнута относительная стабилизация производства продукции. За период с 2005 по 2009 годы объем валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах увеличился на 12,0 процентов.
Потребность населения республики в мясных и молочных продуктах, яйце, картофеле и овощах обеспечивается за счет собственного производства.
Одним из направлений Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы является регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с целью повышения конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции для поддержания эффективного и рентабельного сельскохозяйственного производства.
Поэтому формирование здоровой конкурентной среды на аграрных рынках Удмуртской Республики, обуславливающей стабильное и динамичное развитие всех участников аграрного производства, должно стать одним из направлений государственной политики по формированию устойчивого развития сельских территорий, повышению занятости и уровня жизни сельского населения.
В сфере потребительского рынка
Система потребительского рынка и услуг - одна из важнейших и наиболее динамично развивающихся отраслей экономики, призванная стабильно и на высоком уровне обеспечивать жителей и предприятия республики товарами и услугами.
Потребительский рынок Удмуртии обеспечивает занятость около 7 процентов экономически активного населения. В сфере торгового обслуживания работает свыше 45 тысяч человек, в предприятиях общественного питания - около 8 тысяч работающих.
Потребительский рынок Удмуртской Республики - стабильная, хорошо развитая структура, включающая 7199 объектов розничной торговли, 107 торговых центров, 39 рынков, свыше 2 тысяч предприятий бытового обслуживания и более 1800 - общественного питания.
Обеспеченность населения торговыми площадями является качественным показателем структуры торговой сети. Ежегодный рост сети предприятий потребительского рынка свыше 5 процентов позволил довести уровень обеспеченности населения торговыми площадями до 483 кв. метров в расчете на 1000 жителей, услугами общественного питания открытой сети - до 23 посадочных мест на 1000 жителей.
В городе Ижевске на тысячу жителей приходится 646 кв. метров торговых площадей (для сравнения данный показатель в Уфе - 775 кв. метров, Казани - 813 кв. метров).
Ведущие торговые компании республики активно продолжают реконструкцию существующих, а также строительство и ввод новых предприятий современного формата (торговые центры "Столичный", "Сити", "Сэлдом" и другие). Сетевая торговля способствует развитию конкуренции, стимулирует производителей повышать качество продаваемых товаров.
Активизации рыночной политики местных предприятий послужил приход крупных инвестиций в торговлю из других регионов России.
Из федеральных сетей торговую деятельность в Удмуртии осуществляют "Вестер", "Мосмарт", "Эльдорадо", "Детский мир", "Техносила", "М.Видео", "Л'Этуаль", супермаркет "Перекресток", "Тандер" (сеть магазинов "Магнит"), а также группа компаний "НормаН-Виват".
Другим фактором развития потребительского рынка стало стремление покупателей приобретать товары в магазинах современных форматов, работающих по методу самообслуживания с применением автоматизированных систем учета товародвижения, штрихкодирования, современного торгового и технологического оборудования. Доля розничного оборота торгующих организаций возросла и составила 93 процента (в 2007 году - 90,5 процента). По России, соответственно, 87 и 85 процентов.
За 2008 год объем оборота розничной торговли достиг 90,6 млрд. руб., по сравнению с 2007 годом прирост составил 20 процентов (в целом по России - 13 процентов). В структуре валового регионального продукта Удмуртии доля торговли составляет 11 процентов - это второе место после промышленности.
В настоящее время потребительский рынок отличается высокой товарной насыщенностью. Объем товарных запасов в розничной торговле по состоянию на конец года составил 3070 млн. рублей (обеспеченность запасами в днях торговли составляет 31 день, в 2007 году - 21 день).
Для увеличения реализации и расширения ассортимента продукции местных производителей в течение года проводились республиканские совещания по вопросам "О взаимодействии предприятий перерабатывающей отрасли и торговли", "Состояние и развитие потребительского рынка молочной продукции" и другие.
Проведенные выставки ("Продиндустрия", "Сделано в Удмуртии"), ярмарки и конкурс ("Бренд Удмуртии"), смотры качества (по хлебу, молоку, тортам) стимулируют выпуск отечественной продукции достаточного ассортимента и высокого качества, помогают расширять торгово-экономические взаимоотношения между заинтересованными сторонами.
Республика не испытывает дефицита в продовольствии, торговая сеть республики обеспечивается, в основном, местными молоко- и мясопродуктами, яйцом, кондитерскими изделиями, ржаной мукой и рядом круп. В 2008 году за пределы республики вывезли более 160 тыс. тонн молокопродуктов, 10 тыс. тонн мясопродуктов, более 300 млн. штук яиц.
С целью защиты интересов потребителей от монопольного повышения тарифов (цен) осуществляется мониторинг потребительских цен на основные продукты питания.
Продолжает свое развитие система социально ориентированного обслуживания населения с низким уровнем доходов, обеспечивающая дальнейшую территориальную и ценовую доступность потребительских товаров. В сети магазинов "ГрошЭль" и "Три банана" торговая наценка на основные продукты питания составляет 5 - 10 процентов, проводятся промоакции на отдельные группы товаров со скидкой 15 и более процентов.
Одним из приоритетных направлений является обеспечение льготным торговым обслуживанием ветеранского контингента и малообеспеченных граждан. Торговая сеть по обслуживанию ветеранского контингента республики сохранена и представлена 58 магазинами и отделами "Ветеран", в которых ежегодно обслуживается свыше 138 тыс. человек. В крупных торговых сетях республики действует свыше 220 тысяч дисконтных карт со скидкой на приобретаемый товар от 3 до 10 процентов.
Общественное питание занимает значительное место в инфраструктуре потребительского рынка республики. Динамику отрасли характеризуют три главных показателя: развитие сети, рост оборота общественного питания и степень обеспеченности населения услугами.
Сеть общественного питания развивается, в основном, за счет общедоступных предприятий средней вместимости. Уровень предложения услуг на рынке предприятий общественного питания можно охарактеризовать как вполне достаточный. Сегодня на 1000 жителей приходится 69 посадочных мест, в том числе обеспеченность в открытой сети - 22 посадочных места.
Характерной особенностью является открытие в последнее время предприятий общественного питания определенной концепции - блинные "Мамины блины", "Чайная ложка", пиццерии "Еще кусочек!", "Пицца Хат", "Пицца Хаус". Продолжают развиваться предприятия "быстрого" питания в торговых центрах (фуд-корты).
Увеличение оборота общественного питания связано с внедрением прогрессивных форм и методов обслуживания, более качественной организацией и разнообразием досуга, увеличением ассортимента реализуемой кулинарной продукции, а также с открытием значительного числа предприятий (чайные, кофейни, пиццерии, клубные пабы по направлениям).
Основной целью развития бытового обслуживания населения является удовлетворение растущего спроса населения на услуги предприятий бытового обслуживания - повышение уровня обслуживания и качества предоставляемых услуг, расширение их спектра, внедрение новых технологий.
Эту отрасль представляют 2 тысячи предприятий разного вида собственности с общей численностью работающих свыше 7 тысяч человек. В 2008 году в республике открыто около 200 объектов бытового обслуживания, в том числе 59 единиц в сельской местности.
На долю бытовой сферы обслуживания приходится 9,5 процента от общего объема платных услуг (по России - 10 процентов).
Получило развитие кооперирование бытовых услуг с объектами торговли. Многофункциональный характер предприятий и наличие помещений позволяют быстро и гибко изменять набор предоставляемых бытовых услуг, ориентированных на различных потребителей.
Коллективные средства размещения - гостиницы и аналогичные средства размещения - занимают центральное место в бизнесе и в туристической инфраструктуре республики, перед этой сферой стоит важная задача по созданию оптимально комфортных условий для гостей, приезжающих в Удмуртию.
В настоящее время в республике функционируют около 90 единиц коллективных средств размещения, с численностью работающих более 4 тыс. человек.
Главной целью дальнейшего развития сферы гостеприимства республики является формирование современного конкурентоспособного гостиничного комплекса, предоставляющего широкий спектр доступных и качественных услуг в соответствии с потребностью населения.
В сфере розничной торговли лекарственными средствами
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике представлен аналитический отчет по обзору состояния конкурентной среды на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Удмуртской Республики в 2007 году.
Согласно проведенному анализу, на территории Удмуртской Республики услуги розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения осуществляли в 2007 году 62 организации, 4 из которых составляют одну группу лиц. Большинство аптечных учреждений как частных (150), так и государственных (муниципальных) (43) сосредоточено в МО "Город Ижевск".
Проведя сравнительный анализ количества государственных (муниципальных) и частных аптечных учреждений, можно увидеть значительную динамику роста количества частных аптечных учреждений, в частности посредством развития аптечных сетей. Это обусловлено интенсивным развитием розничных сетей, действующих на территории Удмуртской Республики.
Исходя из рассчитанных показателей, можно сделать вывод о том, что фармацевтический рынок лекарственных средств и изделий медицинского назначения в Удмуртской Республике характеризуется как умеренно концентрированный.
В сфере розничной реализации нефтепродуктов
Самыми крупными по объемам реализации являются ОАО "ЛУКОЙЛ-Пермьнефтепродукт" и ООО "АСПЭК-Нефтепродукт", следующая компания - ООО "АЗС-Сервис". Так, в текущем году объем реализации ОАО "ЛУКОЙЛ-Пермьнефтепродукт" составил 41 процент от общего объема реализации по республике, компания владеет 72 автозаправочными станциями и 3 нефтебазами. Бензин и дизельное топливо поставляется из Пермской области.
В ООО "АСПЭК-Нефтепродукт" - 47 автозаправочных станций и 2 нефтебазы, в этом году компания реализовала 36 процентов нефтепродуктов от общего объема. Около 15 процентов реализует ООО "АЗС-Сервис", владеющее 20 автозаправочными станциями. Эти две компании приобретают нефтепродукты с башкирских нефтеперерабатывающих заводов.
Таким образом, в Удмуртской Республике, как практически на всей территории России, за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга, уровень конкуренции на розничных рынках нефтепродуктов недостаточен, поскольку рынки в той или иной степени контролируются крупнейшими российскими вертикально интегрированными нефтяными компаниями (их дочерними структурами).
В ближайшей перспективе эта тенденция сохранится.
2.3. Факторы, сдерживающие развитие конкуренции
Несмотря на относительно благоприятную конкурентную среду, сложившуюся на рынках республики, существует ряд факторов, которые ограничивают развитие конкуренции, в частности:
1. Недостаточная инвестиционная и инновационная активность предприятий и организаций.
Для предприятия важно не только добиться конкурентоспособности своей продукции, но и постоянно поддерживать ее. Такая конкурентоспособность достигается, прежде всего, путем активной инвестиционной и инновационной деятельности.
Несмотря на рост объемов инвестиций в основной капитал, достигнутый уровень инвестиционной активности недостаточен для масштабного обновления основных фондов. В 2008 году уровень износа основных фондов по обрабатывающим производствам составил 43,4 процента.
Степень износа основных фондов по крупным и средним предприятиям ( %)
Таблица 4
|
2006 |
2007 |
2008 |
Добыча полезных ископаемых |
63,6 |
59,9 |
61,6 |
Обрабатывающие производства |
45,4 |
44,5 |
43,4 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
52,4 |
54,4 |
53,3 |
В производственном секторе экономики Удмуртской Республики |
55,0 |
53,6 |
53,9 |
Невысоким остается и уровень инновационной активности.
Основные показатели организаций, выполняющих
научные исследования и разработки
Таблица 5
|
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Число организаций, выполнявших исследования и разработки |
22 |
23 |
23 |
Численность исследователей, человек |
1162 |
708 |
711 |
из них имеют ученую степень: |
|
|
|
доктора наук |
49 |
56 |
56 |
кандидата наук |
186 |
179 |
179 |
Объем научно-технических работ, выполненных собственными силами, млн. руб. |
771,2 |
800 |
787,8 |
Все возрастающее влияние на качество и конкурентоспособность продукции оказывают инвестиции в социальный и организационный капитал. Важное значение приобретают такие факторы, как дизайн, уникальность продукции, известность торговой марки, узнаваемость бренда.
Для производства продукции, способной на равных конкурировать с отечественными и зарубежными аналогами, необходима существенная активизация инвестиционной и инновационной деятельности предприятий республики.
2. Недостаточно активное продвижение идей развития конкуренции и качества в общественном сознании.
По результатам исследования состояния качества и конкурентоспособности продукции отраслей промышленности 74 процента промышленных предприятий среди ключевых факторов обеспечения конкурентоспособности назвали наличие сертифицированной системы менеджмента качества, 68 процентов - более высокого качества по сравнению с конкурентами, 58 процентов - более низкой цены.
Важно отметить, что фактор качества отмечен предприятиями как приоритетный по отношению к цене. Особенно это касается предприятий высокотехнологичных сегментов, прежде всего - машиностроения и металлообработки, металлургии.
Однако по состоянию на 1 января 2009 года из более чем 19 тысяч организаций (с учетом организаций малого бизнеса), зарегистрированных в Удмуртской Республике, внедрили и сертифицировали системы менеджмента качества, соответствующие международным требованиям, всего 139 организаций.
Не в полной мере используются возможности средств массовой информации в пропаганде политики в области конкуренции и качества. Необходимо расширить используемые инструменты пропаганды в целях формирования общественного мнения о важности повышения качества продукции, работ и услуг.
3. Наличие административных и инфраструктурных барьеров входа на рынки новых участников, в том числе предприятий малого и среднего бизнеса.
К числу нерешенных проблем относятся:
сложные процедуры оформления и получения разрешительных документов;
недоступность банковского кредитования (высокие ставки кредитования) для субъектов малого предпринимательства, особенно для вновь создаваемых;
отсутствие альтернативных источников финансирования предприятий реального сектора;
негативные последствия девальвации национальной валюты в части удорожания уникальных западных технологий и оборудования;
неразвитость рыночной инфраструктуры (ограниченность или отсутствие помещений, транспорта, связи, служб по оказанию информационных, консалтинговых, лизинговых услуг и т.д.) и, как следствие, высокая стоимость инфраструктурных затрат;
отсутствие доступа (затрудненный доступ) к ресурсам, предложение которых ограничено и которые распределены между хозяйствующими субъектами, обладающими значительным влиянием на товарном рынке;
отсутствие финансовых ресурсов в бюджетах муниципальных образований на цели поддержки развития субъектов малого предпринимательства;
трудности при экспорте продукции субъектов малого и среднего предпринимательства, связанные с большими затратами по сертификации продукции на соответствие международным стандартам;
недостаток квалифицированных кадров.
Кроме того, существуют специфические проблемы отраслевого развития, в частности, в агропромышленном комплексе:
отставание инфраструктурной модернизации от наращивания объемов производства продукции, что выражается в недостаточном количестве сельскохозяйственных складов и хранилищ, недостаточно высоких темпах газификации села, неудовлетворительном состоянии сельских дорог;
проявление случаев корпоративной солидарности доминирующих предприятий по формированию необоснованно низких закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию (в частности, цен на молоко);
наращивание ценового диспаритета, выраженного в превышении темпов роста цен на материальные ресурсы над темпами роста цен на готовую продукцию, что отражается на эффективности деятельности сельскохозяйственных организаций, возможности осуществления расширенного воспроизводства;
негативную роль на рынке играет свободный доступ к импортному сырью и продовольствию, а демпинговые цены на импорт не дают возможности на равных конкурировать местным товаропроизводителям;
сложный механизм биржевых торгов ограничивает доступ рядовым товаропроизводителям к участию в них, что снижает степень участия последних в товарных интервенциях.
На потребительском рынке:
завоз в республику недобросовестными поставщиками продуктов неудовлетворительного качества по низким ценам, генно-модифицированных продуктов без указания информации в соответствии с законодательством, овощей и фруктов с увеличенными сроками хранения, обработанных опасными для здоровья человека веществами;
предоставление торговыми сетями преференций крупным российским и иностранным производителям (Пепси, Вим Биль Дан, Останкинский мясокомбинат и др.);
отсутствие собственной системы доставки товара, нарушение условий и сроков поставки, использование неудобной упаковки и расфасовки, недостаточное продвижение местными товаропроизводителями своей продукции, создание собственных торговых марок и брендов;
отмена специальных защитных мер в отношении алкогольной продукции, в частности проверки ее качества, повлекла появление на рынке Удмуртии фальсифицированной и контрафактной алкогольной и спиртосодержащей продукции.
2.4. Целесообразность и необходимость решения
проблемы развития конкуренции и повышения качества
и конкурентоспособности программно-целевыми методами
Оценка состояния конкурентной среды и факторов, сдерживающих ее развитие, показала, что существуют предпосылки для более активного и системного проведения работ по повышению качества продукции и услуг во всех сферах деятельности, конкурентоспособности экономики республики.
Необходимость применения программно-целевого метода обусловлена возможностью комплексного подхода к решению проблемы развития конкуренции с учетом всех направлений повышения качества и конкурентоспособности, а также мер, направленных на сокращение административных барьеров.
3. Основные цели и задачи Программы
Цель Программы - повышение эффективности и конкурентоспособности экономики Удмуртской Республики, создание благоприятных условий для эффективного бизнеса, повышение качества жизни населения Удмуртской Республики как основы социальной стабильности общества.
Для достижения этой цели определены основные задачи государственной политики Удмуртской Республики по направлениям и меры по развитию конкуренции на отдельных рынках.
Задачи инвестиционной политики:
совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике;
повышение эффективности деятельности существующей региональной инвестиционной инфраструктуры и создание ее недостающих элементов;
создание условий для широкого использования государственно-частного партнерства для привлечения инвестиций;
поддержание имиджа инвестиционно-привлекательного региона, продвижение Удмуртской Республики на российском и международном рынках инвестиций;
создание и структуризация единой базы инвестиционных проектов Удмуртской Республики, обеспечение ее систематического обновления;
содействие реализации экономически эффективных инвестиционных проектов, имеющих высокий синергетический эффект для различных отраслей экономики и (или) особо значимых для социально-экономического развития Удмуртской Республики;
содействие расширению внешнеэкономических и межрегиональных связей.
Задачи инновационной политики:
формирование финансово-экономических механизмов поддержки и стимулирования инновационной деятельности;
повышение эффективности и дальнейшее развитие республиканской инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в Удмуртской Республике;
интеграция инновационной системы Удмуртской Республики с элементами национальной инновационной системы, прежде всего с теми из них, которые в Удмуртской Республике недостаточно развиты или отсутствуют;
выработка и реализация механизма коммерциализации результатов научной деятельности, укрепление взаимодействия между субъектами инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры Удмуртской Республики;
содействие реализации экономически эффективных инновационных проектов, в том числе в области нанотехнологий, имеющих высокий синергетический эффект для различных отраслей экономики и (или) высоко значимых для социально-экономического развития Удмуртской Республики;
организация участия субъектов инновационной деятельности Удмуртской Республики в региональных, общероссийских и международных выставках, форумах, конференциях;
создание и структуризация единой базы инновационных проектов Удмуртской Республики, обеспечение ее постоянного обновления по результатам мониторинга инновационной среды.
Задачи по повышению качества продукции:
усиление и упорядочение государственного регулирования в области качества продукции, работ и услуг;
создание и развитие системы информационного обеспечения, повышение стимулирующей роли общественного мнения и средств массовой информации для повышения качества товаров, работ и услуг;
создание условий по защите рынка от опасной, недоброкачественной продукции.
Задачи развития малого и среднего предпринимательства:
совершенствование правового и организационного обеспечения деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
развитие и совершенствование кредитно-финансовых механизмов и финансовых технологий Удмуртским государственным фондом поддержки малого предпринимательства;
содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов предпринимательства на товарные рынки. Формирование кластерной системы взаимодействия субъектов малого и среднего предпринимательства;
развитие и повышение эффективности инфраструктуры поддержки предпринимательства;
содействие органам местного самоуправления в развитии малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований в Удмуртской Республике;
содействие некоммерческим и профессиональным организациям и объединениям предпринимателей;
поддержка субъектов предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
поддержка создания новых производств, а также лиц, начинающих создание собственного бизнеса, поддержка молодежного предпринимательства;
информационная поддержка субъектов предпринимательства и формирование положительного имиджа предпринимателя.
Задачи административной реформы:
оптимизация функций исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики и внедрение механизмов регулирования в коррупционно опасных сферах деятельности исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики;
разработка и внедрение стандартов массовых общественно значимых услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики, органами местного самоуправления, административных регламентов;
повышение эффективности взаимодействия исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике и общества, а также повышение открытости деятельности государственных органов Удмуртской Республики и органов местного самоуправления в Удмуртской Республике;
создание многофункциональных центров "одно окно" предоставления государственных и муниципальных услуг.
Задачи в области антимонопольного регулирования:
осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках и антимонопольного законодательства;
осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг;
осуществление взаимодействия с исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики, органами муниципальных образований в Удмуртской Республике по созданию рабочих групп, комиссий по исследованию социально важных и значимых товарных рынков (агропромышленных, пассажирских перевозок, лекарственных средств, реализации нефтепродуктов и др.), по разработке мер, направленных на развитие конкуренции, предотвращение и пресечение антиконкурентных действий.
Задачи в области совершенствования системы государственных закупок:
обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг;
эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования;
расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции;
совершенствование деятельности органов государственной власти в сфере размещения заказов и оказания социальных услуг;
публикация информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд на официальном сайте Удмуртской Республики в сети Интернет - www.goszakaz-udm.ru;
обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, в том числе путем применения электронных технологий;
размещение государственного заказа преимущественно путем проведения открытых аукционов в электронной форме. Это позволит снизить вероятность сговора между участниками торгов (за счет обеспечения анонимности участия в электронных аукционах), исключить субъективизм при определении победителей, обеспечить максимальный доступ предпринимателей на торги (через сеть Интернет, без необходимости выезда на место проведения аукциона), а также будет способствовать предотвращению коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок, повысит эффективность закупок в целом;
обеспечение возможности приема заказчиками заявок в форме электронного документа с использованием электронной цифровой подписи.
Для улучшения конкурентной среды в сфере строительства и жилищно-коммунального комплекса необходимо принятие следующих мер:
- обеспечение равных условий при получении государственных и муниципальных заказов путем создания системы электронных торгов, а также обеспечение равного доступа к ним всех субъектов хозяйственной деятельности;
- упрощение процедуры выдачи разрешений на строительство;
- повышение качества проектной документации;
- повышение качества подготовки конкурсной документации;
- снижение или полное исключение некомпенсируемых издержек за счет обременений, возлагаемых администрациями местных органов власти на застройщиков-инвесторов при жилищном строительстве;
- увеличение предложений земельных участков для жилищного строительства, обеспеченных коммунальной инфраструктурой;
- внедрение процедур конкурсов на право заключения договоров о развитии застроенных территорий;
- развитие государственно-частного партнерства при комплексном освоении территорий и при развитии застроенных территорий;
- разработка мер по исключению случаев предоставления преференций отдельным застройщикам со стороны властных структур;
- повышение инвестиционной привлекательности региона путем создания инженерной инфраструктуры населенных пунктов.
В коммунальной отрасли развитие конкуренции должно происходить наряду со сложившимися структурами путем привлечения частных компаний к управлению муниципальной и региональной коммунальной инфраструктурой. Для этого необходимо совершенствовать систему тарифного регулирования и внедрять долгосрочные методы регулирования.
В отрасли необходимо использовать механизмы, обеспечивающие приток частных инвестиций в развитие коммунальной инфраструктуры. Передача муниципального и регионального имущества в аренду частным компаниям должна происходить на основе конкурса.
Приоритетными направлениями развития конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства являются:
- стимулирование энергоэффективности, внедрение современных технологий, материалов, внедрение приборов учета энергоресурсов, автоматизации и диспетчеризации на объектах жилищно-коммунального хозяйства, развитие рынка услуг со стороны потенциальных инвесторов;
- развитие системы тарифообразования, направленной на привлечение в отрасль частных инвестиций, переход к долгосрочным методам тарифного регулирования с применением метода доходности инвестированного капитала, стимулирование снижения издержек организаций коммунального комплекса;
- создание условий для привлечения к управлению региональной и муниципальной собственностью частных организаций, в том числе с использованием механизмов применения концессионных соглашений;
- доступность предоставления информации для потребителей о деятельности организаций коммунального комплекса.
Задачи в области транспортного комплекса:
обеспечение устойчивого, стабильного функционирования транспортного комплекса Удмуртской Республики;
дальнейшее формирование нормативно-правовой базы, направленной на развитие конкурентной среды в сфере автомобильных перевозок;
улучшение качества предоставляемых транспортных услуг;
удовлетворение спроса населения Удмуртской Республики в пассажирских перевозках.
Меры, направленные на стимулирование конкуренции в агропромышленном комплексе:
отрасль аграрного производства в силу специфических особенностей - длительного и рискованного цикла производства продукции растениеводства, высокого риска производства животноводческой продукции - не имеет достаточных внутренних резервов для преодоления негативных факторов, сдерживающих развитие конкуренции.
Для стимулирования развития конкуренции необходимы следующие меры:
- поддержка эффективных проектов, направленных на развитие производственной инфраструктуры;
- совершенствование механизмов государственного стимулирования модернизации производственной инфраструктуры;
- расширение видов (ассортимента) сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в отношении которых могут проводиться закупочные интервенции;
- повышение качества проведения закупочных интервенций;
- стимулирование объединений сельхозтоваропроизводителей и обслуживающих отраслей, развитие кооперации, в том числе в целях проведения эффективного диалога с розничными торговыми сетями;
- совершенствование системы государственного стимулирования производства продукции сельского хозяйства (совершенствование системы субсидирования производимой сельхозпродукции), в том числе увеличение объемов государственной поддержки в целях повышения качества производимой сельскохозяйственной продукции;
- дальнейшее формирование и усовершенствование сельскохозяйственных рынков в городах и населенных пунктах Удмуртской Республики, в том числе организация ярмарок "выходного дня".
Эти меры позволят вывести конкурентные отношения на качественно новый уровень, максимально снизив риск возникновения недобросовестной конкуренции, что позволит расширить рыночные возможности хозяйствующих субъектов.
Развитие конкуренции на потребительском рынке возможно при росте потребительского спроса на продовольственные товары отечественного производства, удовлетворении потребностей населения в товарах высокого качества, достижении высокого уровня обслуживания населения.
Для этого необходимо:
- дальнейшее развитие инфраструктуры торговли;
- насыщение товарами регионального продовольственного рынка путем устранения административных барьеров по ввозу-вывозу продовольственных товаров, расширения ассортимента товаров местного производства, увеличения доли отечественных товаров в товарных ресурсах за счет вытеснения экологически небезопасных товаров импортного производства;
- развитие социально ориентированного потребительского рынка, включая меры обеспечения ценовой и территориальной доступности продовольственных товаров для незащищенных слоев населения республики.
4. План мероприятий Программы
Система мероприятий определяется основными целями и задачами Программы. В соответствии с ними мероприятия, предусмотренные Программой, распределяются по следующим основным направлениям.
Комплекс основных организационно-практических мероприятий, осуществляемых при проведении:
государственной инвестиционной политики, реализуется в рамках Республиканской целевой программы "Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Удмуртскую Республику на 2010-2014 годы";
государственной инновационной политики, реализуется в рамках Республиканской целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы";
административной реформы в Удмуртской Республике, реализуется в рамках Республиканской целевой программы "Административная реформа в Удмуртской Республике на 2010-2012 годы";
государственной политики в области развития транспорта, реализуется в рамках Республиканской целевой программы "Комплексное развитие пригородного и городского транспорта в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы".
Комплекс основных организационно-практических мероприятий развития малого и среднего предпринимательства реализуется в рамках Республиканской целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на 2009-2013 годы", а ряд мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется в рамках реализации Республиканских целевых программ:
"Развитие машиностроения и металлообработки в Удмуртской Республике на 2010 год";
"Развитие текстильной и легкой промышленности Удмуртской Республики на 2010 год";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "на 2010 год" имеется в виду "на 2004-2010 годы"
"Развитие лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2010-2013 годы";
"Развитие лесного хозяйства Удмуртской Республики на 2010-2013 годы".
Далее мероприятия в области легкой промышленности будут осуществляться в рамках разрабатываемой Ведомственной целевой программы "Развитие легкой промышленности Удмуртской Республики на 2011-2013 годы".
Вместе с тем будет продолжено адвокатирование конкуренции всеми уровнями власти: органами муниципальных образований в Удмуртской Республике, органами государственной власти Удмуртской Республики, территориальными органами федеральных органов власти - на основе принципов открытости, доступности, регулярности и оперативности.
Будет продолжено информационное взаимодействие по привлечению:
представителей бизнеса к обсуждению законодательных актов, вовлечение в работу советов, комиссий, совещаний, приглашение участвовать в семинарах, конференциях, круглых столах, посвященных развитию конкуренции;
представителей научной общественности к обсуждению имеющихся проблем в сфере конкуренции, участию представителей науки в работе экспертных советов, проведении семинаров в учебных заведениях в целях информированности и повышение эффективности освещения деятельности органов власти среди студентов и преподавателей.
В целях доступности информации для граждан будет продолжена работа со средствами массовой информации как организация интервью, рассылка новостей (пресс-релизов), официальных сообщений и комментариев, размещение информации в разделе "Экономика" официального представительства Удмуртской Республики в сети Интернет, выпуск брошюр, буклетов, справочников и т.д.
План мероприятий Программы представлен в приложении 1.
5. Управление Программой и механизм ее реализации
Комплекс организационных мер по реализации Программы определяется Министерством экономики Удмуртской Республики.
Исполнители Программы в рамках своих полномочий осуществляют реализацию программных мероприятий и ежеквартально отчитываются перед Министерством экономики Удмуртской Республики.
6. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Программа реализуется за счет средств бюджета Удмуртской Республики, в пределах бюджетных ассигнований, выделенных исполнителям Программы на текущее финансирование и финансирование мероприятий республиканских, ведомственных целевых программ.
7. Индикаторы достижения целей Программы
N п/п |
Наименование целевого индикатора и показателя эффективности |
Единицы измерения |
Базовый показатель (оценка 2009 г.) |
Плановый период |
||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
||||
1 |
Объем инвестиций в основной капитал |
млн. рублей |
37777 |
39476 |
41997 |
45773 |
2 |
Объем отгруженных товаров собственного производства (выполненных работ, услуг) инновационного характера без учета производства транспортных средств и оборудования |
млн. рублей |
1680,72 |
1764,75 |
1888,29 |
1982,7 |
3 |
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций |
в процентах (%) |
9,10 |
9,30 |
9,50 |
9,60 |
4 |
Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта |
в процентах (%) |
4,70 |
4,80 |
4,90 |
5,00 |
5 |
Доля государственных услуг, для исполнения которых приняты административные регламенты, от общего количества государственных услуг, оказываемых исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики |
в процентах (%) |
20 |
не менее 20 |
не менее 30 |
не менее 50 |
6 |
Доля государственных услуг, информация о которых размещена на портале государственных услуг, от общего количества государственных услуг, оказываемых исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики |
в процентах (%) |
10 |
10 |
50 |
80 |
Анализ эффективности реализации Программы осуществляется по результатам выполнения программных мероприятий и достигнутым целевым индикаторам, определенным Программой.
8. Ожидаемые конечные результаты Программы
Выполнение мероприятий Программы позволит:
1. Повысить качество и конкурентоспособность товаров, работ и услуг предприятий в Удмуртской Республике, рейтинг ее инвестиционной привлекательности и готовность хозяйствующих субъектов в Удмуртской Республике к работе в условиях членства России во Всемирной торговой организации.
2. Обеспечить население Удмуртской Республики более качественной продукцией и услугами. Создать условия, позволяющие всем организациям республики проявлять заботу о потребителях, быстро реагировать на их обращения, удовлетворять их требования.
3. Повысить степень удовлетворенности хозяйствующих субъектов и жителей Удмуртской Республики качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг.
4. Обеспечить равные условия участия для всех участников размещения государственных заказов, увеличение числа участников размещения заказов - организаций малого и среднего бизнеса, снижение затрат участников аукционов, обеспечение максимального доступа организаций к участию в аукционах, пресечение случаев нарушений действующего законодательства о размещении заказов.
5. Стимулировать выпуск конкурентоспособной продукции, загрузку производственных мощностей и продвижение товаров и услуг высокого качества на рынке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.