2 апреля 2012 г.
В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 17 июля 2008 года N 33-РЗ "О государственном планировании социально-экономического развития Удмуртской Республики", распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 22 августа 2011 года N 670-р "О разработке проекта ведомственной целевой программы "ВИЧ-инфекция" на 2012-2014 годы" и в целях снижения заболеваемости ВИЧ-инфекцией в Удмуртской Республике Правительство Удмуртской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "ВИЧ-инфекция" на 2012-2014 годы.
2. Определить заказчиком ведомственной целевой программы "ВИЧ-инфекция" на 2012-2014 годы Министерство здравоохранения Удмуртской Республики.
Председатель Правительства Удмуртской Республики |
Ю.С. Питкевич |
Ведомственная целевая программа
"ВИЧ-инфекция" на 2012-2014 годы
(утв. постановлением Правительства УР от 19 сентября 2011 г. N 333)
2 апреля 2012 г.
Постановлением Правительства УР от 2 апреля 2012 г. N 131 в раздел I настоящей Программы внесены изменения
I. Паспорт ведомственной целевой программы
"ВИЧ-инфекция" на 2012-2014 годы
Наименование ведомственной целевой программы |
Ведомственная целевая программа "ВИЧ-инфекция" на 2012-2014 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"; распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 22 августа 2011 года N 670-р "О разработке проекта ведомственной целевой программы "ВИЧ-инфекция" на 2012-2014 годы" |
Заказчик Программы |
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики |
Разработчик Программы |
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики |
Исполнители Программы |
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики и иные исполнители, привлекаемые в соответствии с законодательством |
Цели Программы |
1. Минимизация риска передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку. 2. Обеспечение доступности специфической противовирусной терапии. 3. Снижение уровня смертности больных ВИЧ-инфекцией от СПИДа |
Задачи Программы |
1. Раннее выявление (скрининг) ВИЧ-инфекции среди населения. 2. Обеспечение безопасности донорской крови. 3. Достижение современного уровня диспансерного наблюдения за ВИЧ-инфицированными. 4. Медикаментозное сопровождение родов у ВИЧ-инфицированных беременных женщин. 5. Внедрение в практику современных стандартов оказания медицинской помощи ВИЧ-инфицированным пациентам, находящимся на диспансерном наблюдении |
Целевые индикаторы Программы |
1. Доля населения, прошедшего тестирование на ВИЧ-инфекцию. 2. Доля донорской крови, обследованной на ВИЧ-инфекцию. 3. Доля ВИЧ-инфицированных беременных женщин, состоявших на диспансерном учете по беременности, включенных в программу профилактики заражения ВИЧ-инфекцией новорожденных. 4. Число ВИЧ-инфицированных, состоящих на диспансерном учете, которым проведены исследования иммунного статуса и вирусной нагрузки |
Сроки реализации Программы |
Сроки реализации Программы - 2012-2014 годы. Выделение этапов реализации Программы не предусмотрено |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы за счет средств бюджета Удмуртской Республики - 17717,7 тысячи рублей, в том числе по годам: 2012 год - 5602,0 тысячи рублей; 2013 год - 5910,1 тысячи рублей; 2014 год - 6205,6 тысячи рублей. Финансирование мероприятий Программы осуществляется в соответствии с планом мероприятий Программы в пределах средств, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год и плановый период. Объемы финансирования, предусмотренные Программой за счет средств бюджета Удмуртской Республики, носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год и плановый период. В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и критериям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены либо реализация Программы может быть досрочно прекращена в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
1. Доля населения, прошедшего тестирование на ВИЧ-инфекцию, - 13,5 %. 2. Доля донорской крови, обследованной на ВИЧ-инфекцию, - 100 %. 3. Доля ВИЧ-инфицированных беременных женщин, состоявших на диспансерном учете по беременности, включенных в программу профилактики заражения ВИЧ-инфекцией новорожденных, - 100%. 4. Число ВИЧ-инфицированных, состоящих на диспансерном учете, которым проведены исследования иммунного статуса и вирусной нагрузки, - 2936 человек |
II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа,
анализ причин ее возникновения, целесообразность и
необходимость ее решения программно-целевыми методами
На 1 января 2011 года в Удмуртской Республике официально зарегистрировано 4576 случаев ВИЧ-инфекции. Удмуртская Республика относится к регионам со средним уровнем распространенности ВИЧ-инфекции. Показатель распространенности на 100 тысяч населения составил 299,8, что в 1,38 раза ниже, чем в среднем по Российской Федерации (414,1) и в 1,5 раза ниже, чем в Приволжском федеральном округе (449,3).
Главной отличительной особенностью эпидемического процесса в Удмуртской Республике на современном этапе продолжает оставаться значительный рост числа ВИЧ-инфицированных в клинических стадиях ВИЧ-инфекции (с 155 человек в 2003 году до 940 в 2010 году) с развитием на фоне иммунодефицита вторичных заболеваний (туберкулез, грибковые поражения, онкологические), когда возникает потребность в оказании им специализированной медицинской помощи. Это привело к тому, что в период 2008-2010 годов продолжилось увеличение числа лиц, нуждающихся в антиретровирусной терапии.
В 2012-2014 годах продолжится процесс перехода значительной части больных в стадию клинических проявлений заболевания и существенно возрастет необходимость в увеличении объемов оказываемой им специализированной медицинской помощи.
Основными задачами в этой работе, определяющими приоритетную направленность ведомственной целевой программы, будут являться:
1. Обеспечение доступности специализированной высокотехнологичной медицинской помощи ВИЧ-инфицированным.
2. Соблюдение стандартов оказания медицинской помощи ВИЧ-инфицированным, включающим в себя обязательное исследование иммунного статуса и вирусной нагрузки, являющимися высокотехнологичными дорогостоящими методами исследований.
3. 100 %-ный охват специфической комбинированной противовирусной терапией всех нуждающихся в ней ВИЧ-инфицированных. Кроме того, Приоритетным национальным проектом в сфере здравоохранения по разделу "Профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ" не предусмотрено финансирование других важных направлений в комплексе мероприятий по противодействию эпидемии ВИЧ-инфекции, таких как: профилактические мероприятия, модернизация лабораторно-диагностического оборудования, обеспечение диагностики донорской крови на вирусные гепатиты В и С, приобретение расходных материалов для осуществления скрининга на ВИЧ, определения иммунного статуса и вирусной нагрузки, обеспечение больных ВИЧ-инфекцией, находящихся на стационарном лечении, лекарственными средствами (кроме антиретровирусных). Расходы на эти мероприятия также предусматриваются в ведомственной целевой программе "ВИЧ-инфекция" на 2012-2014 годы.
Целесообразность использования программно-целевого метода при решении проблем, связанных с ВИЧ-инфекцией, обусловлена сложностью и многообразием методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при этом заболевании, что предполагает разработку и осуществление комплекса мероприятий, взаимоувязанных по целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям.
III. Цели и задачи Программы. Сроки ее реализации
Основными целями Программы являются:
1. Минимизация риска передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку.
2. Обеспечение доступности специфической противовирусной терапии.
3. Снижение уровня смертности больных ВИЧ-инфекцией от СПИДа.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
1. Раннее выявление (скрининг) ВИЧ-инфекции среди населения.
2. Обеспечение безопасности донорской крови.
3. Достижение современного уровня диспансерного наблюдения за ВИЧ-инфицированными.
4. Медикаментозное сопровождение родов у ВИЧ-инфицированных беременных женщин.
5. Внедрение в практику современных стандартов оказания медицинской помощи ВИЧ-инфицированным пациентам, находящимся на диспансерном наблюдении.
Мероприятия, предусмотренные Программой, будут осуществляться в течение 2012-2014 годов. Программа не предусматривает поэтапной разбивки сроков ее реализации.
IV. Целевые индикаторы по годам реализации Программы
N п/п |
Наименование целевого индикатора |
Единица измерения |
Базовые значения (2010 год) |
Прогноз |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||||
1 |
Доля населения, прошедшего тестирование на ВИЧ-инфекцию |
% |
13,4 |
13,4 |
13,4 |
13,4 |
13,5 |
2 |
Доля донорской крови, обследованной на ВИЧ-инфекцию |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
3 |
Доля ВИЧ-инфицированных беременных женщин, состоявших на диспансерном учете по беременности, включенных в программу профилактики заражения ВИЧ-инфекцией новорожденных |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
4 |
Число ВИЧ-инфицированных, состоящих на диспансерном учете, которым проведены исследования иммунного статуса и вирусной нагрузки |
чел. |
2361 |
2445 |
2549 |
2743 |
2936 |
Постановлением Правительства УР от 2 апреля 2012 г. N 131 в раздел V настоящей Программы внесены изменения
V. План мероприятий Программы
Постановлением Правительства УР от 2 апреля 2012 г. N 131 в раздел VI настоящей Программы внесены изменения
VI. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется в соответствии с планом мероприятий Программы в пределах средств, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год и плановый период.
Общий объем финансирования Программы за счет средств бюджета Удмуртской Республики составляет 17717,7 тысячи рублей, в том числе по годам: 2012 год - 5602,0 тысячи рублей; 2013 год - 5910,1 тысячи рублей; 2014 год - 6205,6 тысячи рублей.
Объемы финансирования, предусмотренные Программой за счет средств бюджета Удмуртской Республики, носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год и плановый период.
В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и критериям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены либо реализация Программы может быть досрочно прекращена в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики.
VII. Механизм реализации Программы
Заказчик Программы - Министерство здравоохранения Удмуртской Республики:
обеспечивает реализацию Программы в соответствии с планом мероприятий Программы;
представляет отчет о реализации Программы в Государственный Совет Удмуртской Республики, Правительство Удмуртской Республики, Министерство экономики Удмуртской Республики по установленным законодательством формам и срокам;
заключает государственные контракты (договоры, соглашения), связанные с реализацией Программы;
в ходе реализации Программы обеспечивает координацию деятельности исполнителей, контроль за ходом реализации мероприятий и эффективным использованием средств;
осуществляет проведение мониторинга реализации Программы;
ежегодно формирует бюджетные заявки на ассигнования из бюджета Удмуртской Республики и в установленном порядке представляет их в Министерство экономики Удмуртской Республики.
VIII. Организация управления Программой
Управление реализацией Программы осуществляет Министерство здравоохранения Удмуртской Республики.
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики:
с учетом выделенных на реализацию Программы бюджетных средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты на программные мероприятия, при необходимости вносит в установленном порядке предложения об изменении или продлении сроков реализации отдельных программных мероприятий;
по запросу Правительства Удмуртской Республики, Министерства экономики Удмуртской Республики в установленные ими сроки направляет им оперативную информацию о реализации Программы;
ежеквартально направляет в Министерство экономики Удмуртской Республики отчет о реализации Программы по установленным законодательством формам;
в установленные законодательством сроки направляет в Государственный Совет Удмуртской Республики, Правительство Удмуртской Республики, Министерство экономики Удмуртской Республики отчет о реализации Программы, срок реализации которой завершился в истекшем году;
организует размещение в средствах массовой информации и (или) в сети Интернет данных о Программе и ее реализации.
IX. Контроль за реализацией Программы
Заказчик Программы - Министерство здравоохранения Удмуртской Республики в установленном порядке осуществляет общее руководство и контроль за реализацией мероприятий Программы, целевым расходованием выделяемых финансовых средств и эффективностью их использования.
Исполнители, привлекаемые в соответствии с законодательством, ежемесячно, в срок до 5 числа следующего за отчетным месяцем, предоставляют в Министерство здравоохранения Удмуртской Республики заявки на предельные объемы финансирования мероприятий Программы; ежеквартально в течение десяти дней по окончании соответствующего квартала предоставляют в Министерство здравоохранения Удмуртской Республики отчет о реализации Программы по установленной форме с пояснительной запиской; ежегодно в срок до десятого февраля текущего года предоставляют в Министерство здравоохранения Удмуртской Республики отчет о реализации Программы за прошедший финансовый год по установленной форме с пояснительной запиской.
X. Методика оценки эффективности Программы
Программные мероприятия носят медико-социальный и экономический характер, выражаются в снижении количества больных, нуждающихся в стационарной помощи, уменьшении затрат по временной нетрудоспособности, снижении уровня инвалидизации и количества женщин, нуждающихся в лечении бесплодия, снижении уровня перинатальной смертности.
Методика оценки эффективности Программы строится на определении прямого экономического и социально-экономического эффекта.
Расчет экономического эффекта от реализации Программы:
1. В результате мероприятий по профилактике передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку.
В случае отсутствия химиопрофилактики во время беременности и родов из ежегодно рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей 130 детей (ориентировочный показатель), по статистическим данным, 40 % детей (52 человека ежегодно) родятся с врожденной ВИЧ-инфекцией и потребуют лечение на сумму 15,6 млн. руб. (стоимость лечения 1 ребенка в год - около 300 тыс. руб.).
Таким образом, по этому показателю экономический эффект составит: 15,6 млн. руб. - 3,9 млн. руб. (30,0 тыс. руб. стоимость курса химиопрофилактик их 130 случаев) = 11,7 млн. руб. в год или 35,1 млн. руб. за 3 года.
2. В результате предотвращения новых случаев заражения ВИЧ среди молодых людей.
В соответствии с оптимистическим прогнозом развития эпидемии ВИЧ в Удмуртской Республике, при условии принятия Программы и ее финансирования, ежегодный прирост новых случаев ВИЧ-инфекции в 2012-2014 годах не превысит в среднем 500 человек и на конец 2014 года их кумулятивное число составит 6350 человек.
В соответствии с пессимистическим прогнозом развития эпидемии ВИЧ в Удмуртской Республике (при отсутствии комплексных финансируемых мероприятий) общее число случаев ВИЧ-инфекции на конец 2011 года составит 7635 человек (рассчитано исходя из того, что распространенность в Удмуртской Республике в 2014 году ориентировочно сравняется с общероссийской и достигнет 480 на 100 тысяч населения).
Таким образом, число условно предотвращенных в результате реализации мероприятий Программы новых случаев заражения ВИЧ-инфекцией за 2012-2014 годы составит 1285 человек. Экономический эффект по этому показателю составит: 1285 х 200,0 тыс. руб. (средняя стоимость курса противовирусной терапии на 1 больного в год) = 257 млн. руб. за 3 года.
XI. Оценка социальной, экономической,
бюджетной эффективности реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы проводится на основе сравнения с данными 2010 года и с учетом необходимости достижения следующих показателей:
доля населения, прошедшего тестирование на ВИЧ-инфекцию, - 13,5 %;
доля донорской крови, обследованной на ВИЧ-инфекцию, - 100 %;
доля ВИЧ-инфицированных беременных женщин, состоявших на диспансерном учете по беременности, включенных в программу профилактики заражения ВИЧ-инфекцией новорожденных, - 100 %;
число ВИЧ-инфицированных, состоящих на диспансерном учете, которым проведены исследования иммунного статуса и вирусной нагрузки, - 2936 человек.
Предполагаемый общий социально-экономический эффект от мероприятий Программы составит 292,1 млн. руб., в том числе 35,1 млн. руб. в результате предотвращения рождения больных ВИЧ-инфекцией детей и 257,0 млн. руб. в результате предотвращения новых случаев заражения ВИЧ среди молодых людей.
Социальный эффект Программы определяется:
сохранением стабильной эпидемической ситуации по ВИЧ-инфекции;
повышением качества и доступности оказания специализированной медицинской помощи ВИЧ-инфицированным;
отдалением наступления у больных ВИЧ стадии СПИДа, сохранением трудового потенциала республики, и, как следствие, экономией средств, затрачиваемых на их лечение и воспитание детей-сирот умерших от СПИДа родителей.
XII. Оценка рисков реализации Программы
При выполнении программных мероприятий возможны 3 варианта реализации Программы, отличающиеся объемами финансирования.
Первый вариант - финансовое обеспечение реализации Программы в заявленных объемах. Утверждение Программы по первому варианту позволит достичь поставленных целей.
Второй вариант - принятие Программы с объемом финансирования от 50 до 80 процентов заявленного объема. При этом варианте финансирование Программы будет сосредоточено на наиболее эффективных мероприятиях, обеспечивающих соблюдение стандартов оказания медицинской помощи ВИЧ-инфицированным пациентам, а также мероприятиях, требующих относительно небольших объемов финансирования.
Третий вариант - принятие Программы с объемом финансирования менее 50 процентов. По этому варианту финансирование Программы будет сосредоточено на первоочередных мероприятиях: обеспечение непрерывности лечебно-диагностического процесса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства УР от 19 сентября 2011 г. N 333 "Об утверждении ведомственной целевой программы "ВИЧ-инфекция" на 2012-2014 годы"
Текст постановления опубликован в журнале "Собрание законодательства Удмуртской Республики" от 18 ноября 2011 г. N 37, на сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики в сети Интернет http://www.udmurt.ru от 22 сентября 2011 г.
Текст постановления предоставлен Администрацией Президента и Правительства Удмуртской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства УР от 23 октября 2012 г. N 478
Постановление Правительства УР от 30 июля 2012 г. N 332
Постановление Правительства УР от 2 апреля 2012 г. N 131