Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Удмуртской Республики
от 27 сентября 2010 года N 294
Ведомственная целевая программа
"Развитие машиностроения и металлообработки в Удмуртской
Республике на 2011-2013 годы"
25 апреля 2011 г.
Постановлением Правительства УР от 25 апреля 2011 г. N 115 в раздел 1 настоящей Программы внесены изменения
1. Паспорт ведомственной целевой программы
"Развитие машиностроения и металлообработки в Удмуртской
Республике на 2011-2013 годы"
2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Машиностроение и металлообработка - исторически сложившаяся специализация промышленности Удмуртии. По настоящее время машиностроение и металлообработка сохраняют свою роль ведущей отрасли промышленности Удмуртской Республики по объемам производства, численности занятых, научно-техническому и производственному потенциалу (таблица 1).
Таблица 1
Показатели,
характеризующие значимость машиностроения и металлообработки
в экономике Удмуртской Республики
Показатель |
Значение показателя |
Объем отгруженных товаров собственного производства предприятий машиностроения и металлообработки в Удмуртской Республике в 2009 году, млн. рублей |
42 782,1 |
Доля отгруженных товаров собственного производства предприятий машиностроения и металлообработки в общем объеме отгруженных промышленных товаров в Удмуртской Республике в 2009 году, % |
21,02 |
Доля отгруженных товаров собственного производства предприятий машиностроения и металлообработки в общем объеме отгруженных промышленных товаров обрабатывающих производств в Удмуртской Республике в 2009 году, % |
40,78 |
Среднесписочная численность занятых в машиностроении и металлообработке Удмуртской Республики в 2009 году, человек |
74017 |
Доля среднесписочной численности занятых в машиностроении и металлообработке в общей численности занятых в экономике Удмуртской Республики в 2009 году, % |
13 |
Доля среднесписочной численности занятых в машиностроении и металлообработке в общей численности занятых в промышленности Удмуртской Республики в 2009 году, % |
46,2 |
Доля среднесписочной численности занятых в машиностроении и металлообработке в общей численности занятых в обрабатывающих производствах Удмуртской Республики в 2009 году, % |
56 |
Машиностроение и металлообработка оказывают существенное влияние на развитие других отраслей промышленности и экономики Удмуртской Республики. Предприятия машиностроения и металлообработки являются крупными потребителями и поставщиками продукции для предприятий энергетики, транспорта и связи, химической промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, агропромышленного комплекса и других. Важнейшая номенклатура продукции машиностроения представлена в таблице 2.
Таблица 2
Производство важнейших видов
продукции машиностроения и металлообработки
|
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Производство машин и оборудования | |||||||
Станки металлорежущие, шт. |
534 |
698 |
480 |
493 |
394 |
352 |
161 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
с ЧПУ |
10 |
8 |
29 |
5 |
12 |
... |
... |
Станки деревообрабатывающие, шт. |
18 |
31 |
26 |
23 |
34 |
74 |
... |
Долота шарошечные, тыс.шт. |
0,8 |
1,0 |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
0,7 |
... |
Электрокары, шт. |
215 |
224 |
191 |
198 |
290 |
... |
... |
Катки тракторные, шт. |
316 |
511 |
607 |
214 |
380 |
... |
... |
Подшипники качения, тыс.шт. |
15823 |
9462 |
57 |
- |
- |
- |
... |
Редукторы нормализованные, тыс.шт. |
6,5 |
10,5 |
12,0 |
14,0 |
22,2 |
23,7 |
... |
Цементировочные агрегаты, шт. |
75 |
49 |
109 |
177 |
202 |
... |
... |
Трубоукладчики на тракторах, шт. |
15 |
15 |
5 |
- |
... |
... |
... |
Насосы буровые, шт. |
173 |
193 |
183 |
118 |
276 |
294 |
125 |
Станки-качалки, шт. |
863 |
444 |
488 |
389 |
229 |
240 |
57 |
Электрокардиографы, шт. |
5022 |
4889 |
2616 |
2208 |
5111 |
3271 |
1238 |
Электрокардиостимуляторы имплантируемые, шт. |
2511 |
4315 |
3965 |
3055 |
4473 |
5421 |
5528 |
Автоматы для розлива и укупоривания пищевых жидкостей, шт. |
186 |
192 |
109 |
158 |
104 |
98 |
69 |
Линии и автоматы для расфасовки и упаковки сыпучих пищевых продуктов, шт. |
8 |
3 |
- |
4 |
2 |
... |
1 |
Плиты газовые бытовые, тыс. шт. |
21,6 |
16,8 |
12,3 |
13,9 |
19,7 |
32,3 |
|
Машины стиральные, тыс. шт. |
212,7 |
205,3 |
183,2 |
196,7 |
238,6 |
163,0 |
111,18 |
Электромясорубки бытовые, тыс. шт. |
97,9 |
143,7 |
93,4 |
153,2 |
142,9 |
214 |
218,9 |
Электропылесосы, тыс. шт. |
40,8 |
13,0 |
5,2, |
0,9 |
... |
0 |
0 |
Электрочайники, тыс. шт. |
15,2 |
24,9 |
49,5 |
20,2 |
26,2 |
56,3 |
... |
Охотничьи и спортивные ружья, тыс.шт. |
289 |
289 |
272 |
316 |
285 |
315 |
... |
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования | |||||||
Телефонные аппараты, шт. |
161 |
257 |
47 |
... |
- |
... |
... |
Устройства радиоприемные, тыс. шт. |
57,5 |
10,2 |
57,4 |
31,3 |
18 |
... |
... |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
магнитолы и магниторадиолы |
55,5 |
7,0 |
0,4 |
0,8 |
- |
... |
... |
Производство транспортных средств и оборудования | |||||||
Автомобили - всего, тыс. шт. |
94,2 |
96,5 |
52,8 |
65,0 |
78,80 |
64,2 |
10,9 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
легковые |
78,5 |
82,7 |
45,6 |
52,7 |
71,4 |
59,317 |
9,9 |
грузовые |
15,7 |
13,8 |
7,2 |
12,3 |
7,4 |
4,8 |
1,0 |
Мотоциклы, тыс.шт. |
13,5 |
14,1 |
8,0 |
4,0 |
1,7 |
0,332 |
... |
Примечание:
... - данных не имеется;
_ - явление отсутствует.
Снижение объемов выпуска ряда важнейшей номенклатуры машиностроительной продукции обуславливает необходимость реализации программных мер поддержки машиностроения республики.
На обеспечение кадровых потребностей машиностроительных предприятий работают многие учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования республики.
В долгосрочной перспективе предполагается сохранение значимости машиностроения и металлообработки как одной из основных специализаций промышленности Удмуртской Республики, определяющих место промышленности Удмуртии в промышленном производстве России.
Вместе с тем, в развитии машиностроения и металлообработки Удмуртской Республики существуют серьезные проблемы, которые в значительной степени обострились в условиях кризиса и существенно препятствуют развитию предприятий машиностроения и металлообработки.
В 2009 году наблюдалось снижение объемов производства машиностроительного комплекса (таблица 3).
Таблица 3
Динамика объемов отгруженных товаров собственного производства,
выполненных работ и услуг собственными силами в машиностроении и
металлообработке за период 2005-2009 годы
Вид экономической деятельности |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Машиностроение и металлообработка, всего, млн. руб. |
29 055 |
44 070 |
54883 |
57542 |
42782 |
в процентах к соответствующему периоду прошлого года |
105,1 |
151,7 |
124,5 |
104,8 |
75,0 |
в том числе по видам экономической деятельности: |
|
|
|
|
|
производство машин и оборудования, млн. руб. |
13194 |
15 936 |
19917 |
23688 |
24481 |
в процентах к соответствующему периоду прошлого года |
136,1 |
120,8 |
127 |
115,1 |
106,1 |
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, млн. руб. |
7271 |
14 389 |
13185 |
14556 |
12490 |
в процентах к соответствующему периоду прошлого года |
114,0 |
197,9 |
88,9 |
108,1 |
84,1 |
производство транспортных средств и оборудования, млн. руб. |
8590 |
13 745 |
21781 |
19298 |
5810 |
в процентах к соответствующему периоду прошлого года |
74,2 |
160,0 |
135,6 |
88,3 |
30,4 |
Снижение объемов производства в машиностроительном комплексе может продолжиться, если возобладают следующие негативные тенденции:
снижение спроса на основные виды продукции машиностроения и металлообработки, обусловленное снижением объемов производства в смежных отраслях, несоответствием качественных характеристик продукции требованиям потребителей, появлением альтернативных товаров конкурентов на рынке, предпочтительных по критерию цена/качество;
сокращение объемов производства и ликвидация нерентабельных производств, обусловленных повышением цен на сырье и материалы, электроэнергию, транспортные тарифы, трансформациями денежно-кредитной политики, валютного курса, стоимости заемных средств и ужесточением условий предоставления кредитов, уменьшением по сравнению с планируемыми объемов финансирования целевых программ развития отрасли из бюджета Удмуртской Республики.
Для предотвращения дальнейшего развития негативных тенденций и снижения объемов производства в машиностроительном комплексе необходимо решение комплекса проблем повышения конкурентоспособности предприятий машиностроения и металлообработки, из которых наиболее значимыми, по оценке предприятий (таблица 4), являются высокая степень износа основных промышленно-производственных фондов и недостаток оборотных средств.
Таблица 4
Ранжирование основных проблем повышения
конкурентоспособности предприятий машиностроения и металлообработки
Проблемы |
Ранжирование проблем |
Недостаток оборотных средств |
1 |
Износ основных фондов |
2 |
Недостаток квалифицированных кадров |
3 |
Недостаток поставщиков, удовлетворяющих требованиям заказчика |
4 |
Дефицит производственных площадей |
5 |
Прочие проблемы |
6 |
3. Социально-экономическая значимость
проблемы для населения Удмуртской Республики
Усилия государства должны быть направлены на развитие наиболее перспективных направлений отраслей машиностроения и металлообработки.
Машиностроение и металлообработка остается одной из отраслей с наибольшей численностью занятых в экономике Удмуртской Республики, поэтому ситуация в отрасли оказывает существенное влияние на рынок труда в Удмуртской Республике.
В связи с процессами технического перевооружения, освоения новых технологий, оптимизации производств, существует тенденция к сокращению численности работников, занятых на предприятиях машиностроения и металлообработки. Эта тенденция может существенно увеличиться в условиях кризиса, сокращения объемов производства. Необходимы превентивные меры для сохранения рабочих мест.
Отличительной особенностью отрасли является высокая доля высококвалифицированных работников, обладающих специальными знаниями, умениями, навыками, сохранение которых является условием для обеспечения конкурентоспособности продукции и дальнейшего инновационного развития экономики.
Машиностроение и металлообработка оказывают существенное влияние на развитие других отраслей промышленности и экономики Удмуртской Республики. Предприятия машиностроения и металлообработки являются крупными потребителями и поставщиками продукции для предприятий энергетики, транспорта и связи, химической промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, агропромышленного комплекса и других.
Сложившаяся ситуация в отрасли машиностроения и металлообработки значительно влияет на исполнение доходной части бюджета Удмуртской Республики, что является крайне важным для финансирования республиканских социальных программ.
На предприятиях машиностроения и металлообработки имеется ряд производств, функционирование которых связано с загрязнением окружающей среды. Экологической и техногенной опасности также способствует высокая степень износа основных фондов. Недостаток финансовых средств предприятий вынуждает их сокращать производственные издержки путем экономии на природоохранных мероприятиях, что приводит к усилению негативного воздействия на окружающую среду.
4. Цели и задачи Программы
Основной целью Программы является создание условий для устойчивого развития отрасли, увеличения выпуска продукции машиностроения и металлообработки. Для этого в рамках программы будут решаться следующие задачи:
содействие в техническом перевооружении и модернизации производственных мощностей предприятий машиностроения и металлообработки;
стимулирование инвестиционной деятельности предприятий машиностроения и металлообработки;
создание условий для сокращения дефицита оборотных средств на предприятиях машиностроения и металлообработки;
содействие в повышении качества и конкурентоспособности продукции предприятий машиностроения и металлообработки и доведение качественно-ценовых характеристик изделий до уровня, соответствующего покупательскому спросу.
Основными направлениями Программы, в соответствии с целевым сценарием развития Удмуртской Республики, определенным Стратегией социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года, являются:
I. Оборонно-промышленный (ОПК) и атомный энергопромышленный комплекс (АЭПК)
Развитие этих комплексов имеет важное значение для социально-экономического развития Удмуртской Республики в силу большой доли в объеме промышленного производства республики, численности занятых, отчислений в бюджеты. Однако возможности влияния на них со стороны органов государственной власти Удмуртской Республики существенно ограничены. Развитие этих комплексов в силу их значимости для обеспечения национальной безопасности определяется на уровне федеральных органов власти.
Основными программными целями развития предприятий ОПК в Удмуртской Республике являются:
содействие в обеспечении выполнения государственного заказа на производство различных видов специальной техники и вооружений;
содействие в достижении устойчивости функционирования предприятий ОПК;
Для достижения поставленных целей в рамках Программы необходимо содействовать в решении ряда задач:
модернизация производственных комплексов предприятий;
реализация инновационных проектов, в том числе с привлечением финансирования за счет федеральных целевых программ;
увеличение объемов производства и номенклатуры гражданской продукции.
Для развития атомного энергопромышленного комплекса основными программными целями являются:
содействие в повышении конкурентоспособности и качества продукции;
содействие в усилении позиций на мировом и российском рынках ядерного топлива и неядерной продукции;
содействие в повышении ядерной, радиационной, экологической и общепромышленной безопасности на всех стадиях производственного цикла.
Для достижения поставленных целей в рамках Программы необходимо содействовать в решении ряда задач:
развитие циркониевого производства, производства сверхпроводящих материалов, развитие уранового производства, развитие производства кальция, металлического гафния, соединений гафния, титана, технической керамики на основе диоксида циркония;
обеспечение общепромышленной, ядерной, радиационной, пожарной безопасности, охраны окружающей среды.
Перечень важнейших инвестиционных проектов и новой продукции предприятий ОПК и АЭПК представлен в таблицах 5-6.
Таблица 5
Перечень
важнейших инвестиционных проектов предприятий ОПК и АЭПК
Предприятие |
Наименование |
Цель проекта |
Объем инвестиций, млн. руб. |
|
ОАО "Ижевский электромеханический завод "Купол" |
Производство металлосодержащих наноструктур в углеродных и полимерных оболочках |
Отработка и внедрение промышленной технологии производства металлосодержащих нанопродуктов в углеродных и полимерных оболочках из вторичного и полимерного сырья и выпуск наноматериалов объемом 10 тонн/год |
165,03 |
|
ОАО "Ижевский мотозавод "Аксион-холдинг" |
Товары народного потребления |
Расширение номенклатуры |
15,0 |
|
ОАО "Чепецкий механический завод" |
Развитие и модернизация производственных мощностей циркониевого производства |
Организация производства конкурентоспособной продукции. Подготовка производства к росту объемов комплектующих материалов из сплавов циркония с повышенными техническими требованиями. Увеличение прибыли предприятия. Удовлетворение запросов потребителей |
5372,95 |
|
Организация и освоение производства титана |
Выпуск конкурентоспособной продукции с высокими потребительскими свойствами. Освоение новых рынков сбыта. Укрепление и расширение позиций на рынках. Создание эффективной технологии производства продукции |
646,03 |
||
ОАО "Сарапульский электрогенераторный завод" |
Организация серийного производства по теме "Выстрел" |
Расширение производства, создание дополнительных рабочих мест |
152,0 |
|
Развитие и освоение производства ряда асинхронных двигателей для электротранспорта |
Замена двигателей постоянного тока на двигатели переменного тока |
3 |
||
Развитие и освоение производства лифтовых безредукторных лебедок |
Замена лебедок с редукторных на безредукторные |
7 |
Таблица 6
Перечень новой продукции предприятий ОПК и АЭПК
Предприятие |
Наименование |
Назначение |
ОАО "Ижевский машзавод" |
5 моделей |
Вооружение и военная техника |
ОАО "Ижевский мотозавод "Аксион-холдинг" |
Товары для садоогорода |
Обеспечение запросов потребителей |
Кухонная бытовая электротехника |
Обеспечение запросов потребителей |
|
Электрообогревательная аппаратура |
Обеспечение требуемых технических параметров |
|
Энергосберегающая теплотехника |
Обеспечение требуемых технических параметров |
|
ОАО "Чепецкий механический завод" |
Титан (прокат) |
Изготовление теплообменников и конденсаторов, используемых в судостроении и атомной энергетике. Изготовление ответственных крепежных деталей холодной высадкой |
Нержавсталь (прокат) |
Изготовление различного котельного, теплообменного и другого общемашиностроительного оборудования, в том числе для атомного и теплового энергомашиностроения |
|
СПМ (стренды) |
Использование в различных сверхпроводящих устройствах, в том числе для создания магнитной системы Международного термоядерного реактора |
|
ОАО "Сарапульский электрогенераторный завод" |
Асинхронный электродвигатель движения |
В составе электропривода обеспечивает движение электропогрузчиков |
Асинхронный электродвигатель подъема |
В составе привода электропогрузчиков обеспечивает работу подъемного механизма |
|
Безредукторная лебедка |
Электродвигатель привода лифтовой лебедки |
|
ОАО "Ижевский электромеханический завод "Купол" |
Производство наноструктур |
Улучшение характеристик продуктов, модифицированных наноструктурами |
Для предприятий оборонно-промышленного и атомного энергопромышленного комплекса необходимо активизировать привлечение средств по федеральным целевым программам, в том числе:
ФЦП "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года";
ФЦП "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на период 2008-2015 годы";
ФЦП "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года";
Федеральная космическая программа России на 2006-2015 г.;
ФЦП "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010-2015 годов и на перспективу до 2020 года".
II. Автомобилестроение и производство автокомпонентов, производство стрелкового оружия, электроники и приборостроения, продукции железнодорожной тематики, нефтегазового оборудования, спецметаллургия, станкоинструментальное производство
Автомобилестроение и производство автокомпонентов
Основными программными целями автомобилестроения и производства автокомпонентов являются содействие в области сохранения доли в российском производстве автомобилей на уровне 5-7 % и увеличения объемов выпуска автокомпонентов.
Для достижения поставленных целей необходимо содействовать в решении ряда задач:
обеспечение загрузки производственного конвейера ОАО "ИжАвто";
увеличение выпуска автокомпонентов для ОАО "ИжАвто" и других российских и зарубежных сборочных площадок (Самарская область, Татарстан, Санкт-Петербург и др.).
Стрелковое оружие
Основной программной целью в области производства стрелкового оружия является содействие в удержании лидерства в российском производстве боевого стрелкового и гражданского оружия, увеличении экспорта. Перечень реализуемых для этого инвестиционных проектов и осваиваемых новых изделий представлен в таблицах 7-8.
Таблица 7
Перечень
важнейших инвестиционных проектов предприятий -
производителей стрелкового оружия
Предприятие |
Наименование |
Цель проекта |
Объем инвестиций, млн. руб. |
ОАО "Ижевский машзавод" |
Техперевооружение производства стрелкового оружия |
Создание инновационно-ориентированного производства боевого, служебного и гражданского стрелкового оружия с использованием эффективных технологий в проектировании, производстве, технологии управления жизненным циклом изделий |
4700 |
ФГУП "Ижевский механический завод" |
Организация термообработки номенклатуры деталей корпуса 16 цеха 42 |
Исключение риска остановки производства |
42,3 |
Кондиционер для восстановления камеры сушки в цехе 54 |
Обеспечение выполнения плана производства |
21,5 |
|
Техническое перевооружение инструментального производства |
Своевременное обеспечение основного производства качественной инструментально-технологической оснасткой с учетом планируемого увеличения объемов |
63,445 |
|
Радиально-ковочная машина SKK-10 |
Обеспечение программы производства и продаж нарезного оружия и высокоточной пневматики |
86,24 |
|
Лазерное оборудование для изготовления спортивно-охотничьего оружия |
Улучшение внешнего вида спортивно-охотничьего оружия, снижение себестоимости, повышение качества |
9,305 |
|
Оборудование для организации специализированного участка изготовления деревянных деталей для спортивно-охотничьего оружия |
Улучшение дизайна и эргономики деревянных деталей спортивно-охотничьего оружия под маркой "Baikal", повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции |
30 |
Таблица 8
Перечень
новой продукции предприятий - производителей стрелкового оружия
Предприятие |
Наименование |
Назначение |
ОАО "Ижевский машзавод" |
9 моделей |
Гражданское оружие |
11 моделей |
Боевое стрелковое оружие |
|
ФГУП "Ижевский механический завод" |
Винтовка пневматическая газобаллонная МР-562К на базе ППШ |
В рамках программы по утилизации устаревшего стрелкового вооружения, переделка образцов боевого оружия в пневматическое |
Электроника и приборостроение
Основными программными целями в отрасли электроники и приборостроения является содействие в сфере:
обновление технологической платформы предприятий, производство новых видов высокотехнологичной продукции, выход на мировой рынок сбыта и кооперации;
повышение качества и конкурентоспособности продукции, модернизация существующих и разработка новых образцов продукции;
сохранение, укрепление кадрового состава, профессиональное обучение и повышение квалификации; ежегодная аттестация руководителей и специалистов; подготовка резерва руководящих кадров; ежегодное проведение производственной практики на предприятиях студентов и учащихся учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования;
увеличение объемов поставок на экспорт высокоточных изделий, расширение их номенклатуры.
Для достижения поставленных целей в рамках Программы необходимо содействовать в решении ряда задач:
участие предприятий в реализации мероприятий ФЦП "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 годы", "Глобальная навигационная система", Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы и др.;
модернизация производства и освоение выпуска новой продукции (таблицы 9-10);
подготовка производственных площадок в муниципальных образованиях в Удмуртской Республике для размещения производств электроники и приборостроения.
Таблица 9
Перечень
важнейших инвестиционных проектов предприятий
электроники и приборостроения
Предприятие |
Наименование |
Цель проекта |
Объем инвестиций, млн. руб. |
ОАО "Ижевский мотозавод "Аксион-холдинг" |
Электрокардиографы разных марок |
Повышение конкурентных преимуществ |
6,0 |
Дефибриллятор-автомат |
Завоевание новой ниши рынка |
8,0 |
|
Неонатальная техника |
Расширение номенклатуры |
2,0 |
Таблица 10
Перечень
новой продукции предприятий электроники и приборостроения
Предприятие |
Наименование |
Назначение |
ОАО "Ижевский мотозавод "Аксион-холдинг" |
Медицинская диагностическая аппаратура |
Обеспечение требуемых медицинских параметров |
ОАО "Ижевский электромеханический завод "Купол" |
Твердотельный волновой гироскоп (ТВГ) |
ТВГ предназначен для измерения относительного инерциального пространства углов и угловых скоростей в системах управления и навигации при движении объекта |
Железнодорожное производство
Основной программной целью производства железнодорожного оборудования является содействие в удержании доли на российском рынке, замещении иностранных аналогов на российском рынке, увеличении экспорта продукции.
Для достижения поставленной цели на предприятиях сектора необходимо содействовать в проведении технического перевооружения, внедрения новых технологий, снижения метало - и энергоемкости продукции.
Реализация поставленных задач будет осуществляться в рамках решений по ежегодно утверждаемому Протоколу рабочих встреч Президента Удмуртской Республики и Президента ОАО "РЖД".
Таблица 11
Перечень
важнейших инвестиционных проектов предприятий -
производителей железнодорожного оборудования
Предприятие |
Наименование |
Цель проекта |
Объем инвестиций, млн. руб. |
ОАО "Ижевский машзавод" |
Организация массового производства сверхвысокопрочных пружин с использованием технологий контролируемого формирования однородных наноразмерных субструктур в материале |
Создание наукоемкого инновационно-ориентированного производства пружин уникального качества |
1000 |
Станкоинструментальное производство и производство промышленного оборудования
Основной программной целью станкоинструментального производства является содействие в увеличении доли на рынке, импортозамещении аналогов на российском рынке. Для реализации поставленной цели планируется содействовать при решении ряда задач:
внедрение новых технологий, в том числе обработки материалов, обновление производств по изготовлению пресс-форм, штампов и приспособлений, высокоточных калибров;
внедрение технологических процессов изготовления инструмента и оснастки, обеспечивающих повышение прибыли, снижение уровня ручного труда при изготовлении инструмента и оснастки;
увеличение объема выпуска специального технологического и нестандартного оборудования;
увеличение объема работ по модернизации ранее выпущенных предприятиями станков;
увеличение объемов оказываемых услуг по капитальному ремонту станков собственного производства и других производителей.
Таблица 12
Перечень
важнейших инвестиционных проектов предприятий -
производителей промышленного оборудования
Предприятие |
Наименование |
Цель проекта |
Объем инвестиций, млн. руб. |
ОАО "Буммаш" |
Реконструкция печного оборудования кузнечно-прессового цеха N 141 |
Экономия расходов на газ |
83,661 |
Приобретение установки плавного пуска для газоочистки сталеплавильного цеха N 130 |
Повышение эффективности использования оборудования газоочистки и экономия расходов на электроэнергию |
1,500 |
|
Приобретение новой автомобильной техники для внутризаводских перевозок горячих слитков |
Отказ от железнодорожных перевозок горячих слитков из сталеплавильного цеха N 130 в кузнечно-прессовый цех N 141, экономия на текущих затратах |
5,814 |
|
Приобретение комплекса для дробления и брикетирования стружки |
Экономия расходов на электроэнергию и более эффективное использование стружки |
2,257 |
|
Приобретение сварочного и металлообрабатывающего оборудования |
Увеличение объема выпускаемой продукции |
201,7 |
|
ОАО "Глазовский завод "Металлист" |
Увеличение выпуска вентиляционного и отопительного оборудования |
Проект предусматривает строительство производственного корпуса и приобретение оборудования для сборки вентиляционного и отопительного оборудования. Проект направлен на создание дополнительных рабочих мест, увеличение выпуска вентиляторов на 1400 шт./месяц, что составляет 145,6 млн. руб. в год, и на увеличение конкурентоспособности выпускаемой продукции |
155 |
Таблица 13
Перечень
новой продукции предприятий - производителей
промышленного оборудования
Предприятие |
Наименование |
Назначение |
ФГУП "Ижевский механический завод" |
Разливочный автомат АО-114 производительностью 2,5 т/ч (по молоку) |
Упаковочное оборудование для молочных продуктов |
Перфоратор Е-116AT с диаметром бурения бетона до 25 мм |
Перфоратор предназначен для образования отверстий в бетоне, природном камне, кирпиче в ударно-вращательном режиме; для разрушения бетона, кирпичной кладки в ударном режиме; сверления отверстий, а также использования в качестве шуруповерта во вращательном режиме |
|
Профессиональная угловая шлифовальная машина с вентильным двигателем (УШМ) |
УШМ предназначена для интенсивной работы (резка элементов металлоконструкций, камня, кирпича, бетона, зачистка сварных швов, очистка от коррозии и полировка поверхностей) |
Производство нефтегазового оборудования
В связи с увеличением числа участников рынка нефтегазового оборудования и ростом конкуренции основной программной целью сектора является:
содействие в удержании доли на российском рынке, замещении иностранных аналогов на рынке;
содействие в удержании лидирующих позиций в отдельных продуктовых секторах, в том числе насосного оборудования для малодебитных скважин, буровых ключей;
содействие в увеличении экспорта продукции.
Для реализации этой цели необходимо содействие в решении следующих задач:
проведение технического перевооружения, внедрение новых технологий;
снижение метало - и энергоемкости продукции;
выход на новые региональные рынки сервисных услуг и оборудования.
В рамках поставленных задач планируется содействие в развитии производства продукции, необходимой для добычи трудноизвлекаемых "тяжелой" и "остаточных" запасов нефти, модернизация производства, развитие малых и средних производственных компаний.
Таблица 14
Перечень
важнейших инвестиционных проектов предприятий -
производителей нефтегазового оборудования
Предприятие |
Наименование |
Цель проекта |
Объем инвестиций, млн.руб. |
ОАО "Ижнефтемаш" |
Организация литейного производства |
Обеспечение основного производства качественным цветным и черным литьем |
60 |
Реконструкция гальванического производства |
Улучшение условий труда, повышение качества гальванических покрытий |
40 |
|
ОАО "Редуктор" |
Техническое перевооружение ОАО "Редуктор" |
Модернизация основного производства, повышение эффективности, выход на новые рынки сбыта |
373,41 |
Таблица 15
Перечень
новой продукции предприятий - производителей
нефтегазового оборудования
Предприятие |
Наименование |
Назначение |
ОАО "Ижнефтемаш" |
Комплекс цементирования скважин |
Цементирование затрубного пространства при строительстве нефтяных и газовых скважин |
ОАО "Редуктор" |
Редуктор Р443 |
Привод плунжерного насоса |
Мотор-редуктор Р347 |
Привод вентилятора градирни |
|
Редуктор Р422 |
Привод вращения содовой печи |
Перечень инвестиционных проектов не является закрытым и может корректироваться предприятиями, исходя из потребностей для достижения целевых индикаторов Программы.
5. Целевые индикаторы по годам реализации Программы
Целевые индикаторы для оценки эффективности и хода реализации Программы представлены в таблице 16.
Таблица 16
Целевые индикаторы и показатели
эффективности, характеризующие результаты реализации Программы
NN п/п |
Наименование целевого индикатора и показателя эффективности |
Ед. изм. |
2009 г. (факт) |
Прогноз |
||||
2010 г. (оценка) |
Плановый период |
|||||||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
||||||
Целевые индикаторы | ||||||||
1. |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами |
млн. руб. |
42 782 |
38000 |
40840 |
43700 |
46350 |
|
2. |
Среднемесячная заработная плата на одного работника по отрасли |
руб. |
14950 |
16200 |
17500 |
19500 |
20700 |
|
|
Показатели бюджетной эффективности |
|||||||
3. |
Дополнительные налоговые поступления в бюджет Удмуртской Республики |
млн. руб. |
93,86 |
125,78 |
154,8 |
349,1 |
435,9 |
Постановлением Правительства УР от 25 апреля 2011 г. N 115 в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения
6. План мероприятий Программы
Для решения поставленных задач будет осуществляться комплекс программных мероприятий по приоритетным направлениям технологического, экономического и организационного развития машиностроения и металлообработки. Мероприятия Программы ориентированы, в первую очередь, на мобилизацию и повышение эффективного использования собственного потенциала предприятий при соответствующей поддержке на ведомственном уровне.
Перечень мероприятий определен исходя из их востребованности по оценке предприятий (таблица 17) и форм государственной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики, и представлен в приложении к Программе.
Таблица 17
Ранжирование
востребованности мер государственной поддержки предприятий
машиностроения и металлообработки
Меры государственной поддержки |
Ранжирование |
Субсидирование части процентных ставок по кредитам и лизинговым платежам для реализации инвестиционных проектов |
1 |
Льготы по налогу на имущество, приобретаемое в рамках инвестиционного проекта |
2 |
Проведение конференций с крупными заказчиками - ОАО "РЖД", ОАО "Газпром" и т.д. |
3 |
Выставки, организуемые при поддержке Правительства Удмуртской Республики |
4 |
Проведение совместных совещаний по проблемным вопросам |
5 |
Создание технопарка |
6 |
Торгово-экономические миссии Правительства Удмуртской Республики |
7 |
Проведение конференций с поставщиками |
8 |
Создание центров коллективного пользования |
9 |
Биржи субконтрактов |
10 |
Финансово-экономические мероприятия Программы направлены на реализацию мер государственной поддержки в отношении организаций, осуществляющих экономическую деятельность в одном из следующих видов деятельности согласно кодам Общероссийского классификатора видов экономической деятельности по разделу D "Обрабатывающие производства":
28 производство готовых металлических изделий;
29 производство машин и оборудования;
30 производство офисного оборудования и вычислительной техники;
31 производство электрических машин и электрооборудования;
32 производство аппаратуры для радио, телевидения и связи;
33 производство изделий медицинской техники, средств измерений, оптических приборов и аппаратуры, часов;
34 производство автомобилей, прицепов и полуприцепов;
35 производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств
Постановлением Правительства УР от 25 апреля 2011 г. N 115 в раздел 7 настоящей Программы внесены изменения
7. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Машиностроение и металлообработка являются одной из основных специализаций промышленности в Удмуртской Республике, определяющих место промышленности Удмуртии в промышленном производстве России.
Действие предшествующей программы "Развитие машиностроения и металлообработки в Удмуртской Республике на 2006-2010 годы" заканчивается в 2010 году. В период действия Программы для развития отрасли было привлечено более 8,4 млрд. рублей, в том числе из бюджета Удмуртской Республики - 188,1 млн. рублей, в том числе льготы по налогам, зачисляемым в бюджет Удмуртской Республики, 119,2 млн. руб., субсидирование процентной ставки по кредитам 28 млн. руб., облигационный займ 30 млн. руб. и иные 10,9 млн. руб. Предоставлена поддержка 41 инвестиционному проекту 32 предприятий.
Но даже, несмотря на негативные тенденции в экономике, которые сказались на поступательной деятельности предприятий по исполнению программных мероприятий, за период реализации программы с 2006 года по 2009 год объем производства машиностроения возрос на 47,3 %. В рамках поддержанных проектов создано 136 новых рабочих мест. Бюджетная эффективность программы составила 6,18 рублей на 1 рубль субсидии. В результате предыдущая программа поддержки отрасли дала свой положительный эффект и показала, что Правительством Удмуртской Республики выбрано верное направление воздействия на состояние отрасли в рамках бюджетно-кредитной политики.
Для достижения поставленных целей Программы "Развитие машиностроения и металлообработки в Удмуртской Республике на 2011-2013 годы" будет осуществляться комплекс программных мероприятий по приоритетным направлениям технологического, экономического и организационного развития машиностроения и металлообработки, в том числе будет реализовываться ряд инвестиционных проектов, представленных в разделе 4 Программы. Мероприятия Программы ориентированы, в первую очередь, на мобилизацию и повышение эффективного использования собственного потенциала предприятий при соответствующей поддержке на ведомственном уровне. Общие затраты при реализации программных мероприятий составят 8113,4 млн. руб., в том числе 8078,4 млн. руб. - внебюджетные средства, которые включают собственные и заемные средства предприятий.Для финансирования мероприятий по техническому перевооружению и освоению выпуска новой продукции предприятиям машиностроения и металлообработки необходима государственная поддержка, которая возможна в формах, определенных законодательством Российской Федерации и Удмуртской Республики.
Программа реализуется за счет средств бюджета Удмуртской Республики и иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общий объем финансирования за 2011-2013 годы составляет 8113,4 млн. руб., в том числе:
- за счет средств бюджета Удмуртской Республики - 35,0 млн. руб., в том числе:
2011 год - 15,0 млн. руб.;
2012 год - 10,0 млн. руб.;
2013 год - 10,0 млн. руб.;
- за счет иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации - 8078,4 млн. руб., в том числе:
2011 год - 2696,7 млн. руб.;
2012 год - 2827,3 млн. руб.;
2013 год - 2554,4 млн. руб.
Затраты на выполнение мероприятий Программы из средств бюджета Удмуртской Республики включают:
1) субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным предприятиями машиностроения и металлообработки в российских кредитных организациях для реализации инвестиционных проектов, а также на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей - в объеме 32,0 млн. рублей (п. 2.1 Плана мероприятий) (расчет объема заемных средств, подлежащих субсидированию, приведен в таблице 18);
2) субсидии на возмещение части затрат предприятий машиностроения и металлообработки на новое производственное строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы - в объеме 0,0 млн. рублей (п. 2.2 Плана мероприятий);
3) субсидии на возмещение части затрат предприятий машиностроения и металлообработки на внедрение современных методов организации производства, внедрение информационных технологий, подготовку и повышение квалификации кадров, в том числе на внедрение систем и методов "Бережливое производство" - в объеме 2,4 млн. рублей (п. 2.3. Плана мероприятий);
4) затраты на организацию и проведение совещаний, обучающих семинаров, круглых столов, мастер-классов, выставок - в объеме 0,3 млн. рублей (п. 3.2 Плана мероприятий);
5) затраты на организацию и проведение конкурса "Лучшая реализованная идея в продвижении продукции" - в объеме 0,3 млн. рублей (п. 3.3 Плана мероприятий).
Таблица 18
Плановый расчет
объема заемных средств предприятий отрасли,
подлежащих субсидированию
|
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Итого за 2011-2013 годы |
Размер привлекаемых заемных средств, млн. рублей |
191,7 |
103,4 |
137,9 |
433 |
Размер субсидий, млн. рублей |
6 |
6 |
8 |
20 |
Субсидии, предусмотренные Программой, предоставляются в порядке, установленном Правительством Удмуртской Республики.
Основным результатом Программы является достижение благоприятных экономического, социального и бюджетного эффектов. Экономический эффект за весь период реализации Программы составит 6535 млн. рублей, бюджетный эффект - 258,5 млн. рублей, социальный эффект - рост среднемесячной заработной платы по отрасли машиностроения и металлообработки. Достигнутые результаты позволят сохранить динамичное функционирование отрасли, а также решить вопросы модернизации и внедрения новых систем управления на предприятиях, сохранить рабочие места при более высокой производительности труда.
Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке в пределах средств, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год в соответствии с объемами финансирования, установленными Среднесрочным финансовым планом Удмуртской Республики на 2010-2012 годы, утвержденным распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 06.10.2009 г. N 858-р.
В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и критериям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в соответствии с законодательством.
Иные источники, привлекаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для реализации мероприятий Программы, предусматривают средства организаций, в том числе собственные и заемные, средства федерального бюджета (средства федеральных целевых программ и др.).
8. Механизм реализации Программы
Заказчик Программы - Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики:
обеспечивает реализацию Программы в соответствии с планом мероприятий Программы в пределах средств бюджета Удмуртской Республики, предусмотренных в соответствующем финансовом году;
представляет отчет о реализации Программы в Государственный Совет Удмуртской Республики, Правительство Удмуртской Республики, Министерство экономики Удмуртской Республики в соответствии с законодательством;
заключает государственные контракты (договоры, соглашения), связанные с реализацией Программы;
в ходе реализации Программы обеспечивает координацию деятельности исполнителей, контроль за ходом реализации мероприятий и эффективным использованием средств бюджета Удмуртской Республики;
осуществляет проведение мониторинга реализации Программы;
ежегодно формирует бюджетные заявки на ассигнования из бюджета Удмуртской Республики для финансирования Программы и представляет их в установленном порядке в Министерство экономики Удмуртской Республики.
9. Организация управления Программой
Управление реализацией Программы осуществляет Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики.
Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики:
с учетом выделенных на реализацию Программы бюджетных средств ежегодно уточняет целевые показатели и бюджетные ассигнования на программные мероприятия, при необходимости вносит в установленном порядке предложения об изменении или продлении сроков реализации отдельных программных мероприятий;
по запросу Министерства экономики Удмуртской Республики в установленные им сроки ежеквартально направляет отчет о реализации Программы.
Исполнители мероприятий Программы представляют в Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики ежеквартальные отчеты по исполнению мероприятий Программы.
Заказчик Программы организует размещение в средствах массовой информации и (или) в сети Интернет данные о Программе и ее реализации.
10 . Контроль за реализацией Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляется Министерством промышленности и энергетики Удмуртской Республики в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Удмуртской Республики.
11. Методика оценки эффективности реализации Программы
Оценка эффективности результатов реализации Программы осуществляется в соответствии с:
Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации";
Указом Президента Удмуртской Республики от 29 июля 2009 года N 205 "О мерах по реализации мероприятий по оценке эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики";
постановлением Правительства Удмуртской Республики от 2 марта 2009 года N 40 "О проведении оценки эффективности реализации республиканских, ведомственных целевых программ".
Оценка эффективности результатов реализации Программы будет проводиться на основе ежегодного сопоставления плановых величин целевых индикаторов с достигнутыми величинами целевых индикаторов.
Источниками получения информации о достигнутых величинах целевых индикаторов является статистическая отчетность, а также отчетная информация от организаций, участвующих в реализации Программы.
Постановлением Правительства УР от 25 апреля 2011 г. N 115 в раздел 12 настоящей Программы внесены изменения
12. Оценка социальной, экономической,
бюджетной эффективности реализации Программы
В ходе реализации программных мероприятий ожидается достижение роста объемов производства машиностроения и металлообработки, повышение конкурентоспособности продукции, расширение рынков сбыта, развитие кооперации. При этом необходимым условием развития отрасли является предоставление в полном объеме всего спектра государственной поддержки, предусмотренной Программой, а также активизация предприятий в привлечении средств из внешних источников.
Выполнение программных мероприятий позволит:
увеличить объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами предприятий машиностроения и металлообработки за период 2011-2013 годов на 6,535 млрд. рублей;
увеличить поступления в бюджет Удмуртской Республики на 258,5 млн. рублей;
увеличить среднемесячную заработную плату на одного работника по отрасли машиностроения и металлообработки.
Экономическая эффективность мероприятий Программы заключается в увеличении объемов производства и отгрузки продукции машиностроения и металлообработки. Расчет экономического эффекта от реализации программных мероприятий представлен в таблице 19.
Таблица 19
Экономическая эффективность
реализации Программы (прогноз объема отгруженных товаров
собственного производства, выполненных работ, услуг собственными силами
по основным видам деятельности машиностроения и металлообработки)
Вид экономической деятельности |
Ед. изм. |
2010 г. (оценка) |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Итого за 2011-2013 г. |
Без учета реализации Программы | ||||||
Машиностроение и металлообработка, всего |
млн. руб. |
38000* |
38905 |
41470 |
43980 |
124355 |
С учетом реализации Программы | ||||||
Машиностроение и металлообработка, всего |
млн. руб. |
38000* |
40840 |
43700 |
46350 |
130890 |
Экономическая эффективность реализации Программы | ||||||
Машиностроение и металлообработка, всего |
млн. руб. |
0* |
1935 |
2230 |
2370 |
6535 |
* с учетом реализации республиканской целевой программы "Развитие машиностроения и металлообработки в Удмуртской Республике на 2010 год"
Экономическая эффективность за весь период реализации Программы составит 6535 млн. рублей.
Бюджетная эффективность реализации мероприятий Программы рассматривается как увеличение налоговых поступлений в бюджет Удмуртской Республики от активизации хозяйственной деятельности предприятий машиностроения и металлообработки, поддержанной в рамках мероприятий Программы (таблица 20).
Таблица 20
Бюджетная эффективность реализации Программы
Бюджетная эффективность за весь период реализации Программы составит 7,4 рубля дополнительных налоговых поступлений в бюджетную систему Удмуртской Республики на 1 рубль расходов бюджета Удмуртской Республики на реализацию Программы
Социальная эффективность от реализации Программы рассматривается как рост среднемесячной заработной платы на одного работника по отрасли машиностроения и металлообработки в рамках мероприятий Программы - реализации инвестиционных проектов, увеличения производственных программ, роста количества заказов (таблица 21).
Таблица 21
Социальная эффективность реализации Программы
Наименование |
2010 г, оценка |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Среднемесячная заработная плата, руб. |
16200 |
17500 |
19500 |
20700 |
13. Оценка рисков реализации Программы
Основные группы рисков, которые могут негативно повлиять на реализацию и достижение целевых индикаторов Программы:
1) страновые и региональные риски - введение запретов, мораториев на поставку продукции специального назначения;
2) отраслевые и технологические риски:
появление альтернативных товаров на рынке;
изменение стандартов и спроса на технические характеристики изготовляемой продукции;
3) финансовые риски:
сокращение финансирования мероприятий Программы по сравнению с объемами финансирования, запланированными в Плане мероприятий;
повышение цен на сырье и материалы, электроэнергию, транспортные тарифы, а также рост ставок по налогам;
негативные изменения денежно-кредитной политики, валютного курса, стоимости заемных средств и ужесточение условий предоставления кредитов;
4) административный риск - невыполнение в полном объеме мероприятий Программы, что приведет к невыполнению целей и задач Программы, в частности, к недостижению целевых индикаторов и неэффективному использованию ресурсов;
5) риск, связанный с влиянием глобального экономического кризиса и его последствиями:
снижение покупательского спроса на предлагаемую продукцию;
стагнация или снижение объемов производства в смежных отраслях экономики.
Последствиями негативного развития событий (реализации рисков) могут быть:
изменение сроков и (или) стоимости реализации мероприятий Программы;
невыполнение целевых индикаторов.
Возможность негативного развития событий (реализации рисков) обуславливает возможность ежегодной корректировки программных мероприятий и целевых индикаторов Программы, а также уточнение объемов финансирования из бюджета Удмуртской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.