11 апреля, 2 ноября 2011 г.
Правительство Удмуртской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2011-2015 годы".
2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы "Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2011-2015 годы" Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.
Председатель Правительства Удмуртской Республики |
Ю.С. Питкевич |
Республиканская целевая программа
"Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2011-2015 годы"
(утв. постановлением Правительства УР от 6 сентября 2010 г. N 275)
11 апреля, 2 ноября 2011 г.
Постановлением Правительства УР от 11 апреля 2011 г. N 92 в раздел I настоящей Программы внесены изменения
I. Паспорт республиканской целевой программы "Сохранение
плодородия почв Удмуртской Республики на 2011-2015 годы"
Наименование республиканской программы |
Республиканская целевая программа "Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2011-2015 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 12 июля 2010 года N 637-р "О разработке проекта республиканской целевой программы "Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2011-2015 годы"; Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 99 "О федеральной целевой программе "Сохранение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года" |
Государственный заказчик Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики |
Разработчик Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики |
Исполнитель Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, а также иные получатели средств бюджета Удмуртской Республики, осуществляющие реализацию мероприятий программы в соответствии с законодательством |
Цель Программы |
Воспроизводство плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и создание условий для увеличения объемов производства продукции растениеводства |
Задачи Программы |
1) обеспечение бездефицитного баланса питательных веществ в почвах земель сельскохозяйственного назначения; 2) прекращение процесса подкисления почв; 3) улучшение структуры почвы, водно-воздушного режима произрастания сельскохозяйственных культур; 4) снижение водной и ветровой эрозии почв; 5) предотвращение отрицательного действия средств химизации на окружающую среду; 6) эффективное использование мелиорированных земель; 7) мониторинг плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и формирование информационной базы данных по плодородию почв земель сельскохозяйственного назначения |
Целевые индикаторы Программы |
Предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий; вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий; ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель; защита сельхозугодий от водной эрозии; внесение в почву минеральных удобрений; уменьшение степени кислотности путем проведения известкования и фосфоритования; агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование почв |
Сроки и этапы реализации Программы |
2011-2015 годы этапы не предусмотрены |
Перечень подпрограмм Программы |
В структуре Программы подпрограммы не предусмотрены |
Объемы и источники финансирования Программы |
Объем финансирования на реализацию Программы на период 2011-2015 годы составляет 3323,0,0 млн. рублей. В том числе за счет бюджета Удмуртской Республики - 892,0 млн. рублей, из них по годам: 2011 год - 119,0 млн. рублей, 2012 год - 166,0 млн. рублей, 2013 год - 182,0 млн. рублей, 2014 год - 205,0 млн. рублей, 2015 год - 220,0 млн. рублей. Объемы финансирования, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период). В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики. Финансирование мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета и иных источников осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации: - за счет федерального бюджета - 1460,5 млн. рублей, в том числе по годам: 2011 год - 247,6 млн. рублей, 2012 год - 271,0 млн. рублей, 2013 год - 297,2 млн. рублей, 2014 год - 319,7 млн. рублей, 2015 год - 325,0 млн. рублей; - за счет внебюджетных источников - 970,5 млн. рублей, в том числе по годам: 2011 год - 156,7 млн. рублей, 2012 год - 175,1 млн. рублей, 2013 год - 192,9 млн. рублей, 2014 год - 212,7 млн. рублей, 2015 год - 233,1 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности Программы |
Реализация мероприятий Программы будет способствовать сохранению достигнутого ранее плодородия почв на уровне 15 ц/га урожайности зерновых, увеличению объема производства сельскохозяйственной продукции за счет: оптимизации режима питания сельскохозяйственных растений вследствие внесения минеральных удобрений и мелиорантов на основании результатов агрохимического обследования почв; оптимизации водно-воздушного режима почвы, сокращения площади эродированных земель в результате проведения мелиоративных мероприятий; ввода в сельскохозяйственный оборот новых земель в результате проведения культуртехнических работ. Эффективность реализации мероприятий Программы отражается в социальной, бюджетной и экономической эффективности. Наиболее выражена из них социальная эффективность - это сохранение существующих и создание новых рабочих мест до 72 чел./мест и повышение среднемесячного заработка работников, занятых в сельском хозяйстве, до 8684 рублей. Реализация мероприятий Программы подразумевает получение эффекта в среднесрочном, долгосрочном периодах ввиду биологических, природно-климатических особенностей ведения сельскохозяйственного производства на территории Удмуртии. Реализация мероприятий Программы должна способствовать росту показателя экономической эффективности с 33 до 49 процентов. Оценка бюджетной эффективности реализации Программы осуществляется с учетом прогнозного поступления всех видов прямых и косвенных налогов. За период реализации Программы рост показателя бюджетной эффективности должен составить не менее 2,0 процентов. |
II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена
Программа, включая анализ причин ее возникновения, целесообразность
и необходимость ее решения программно-целевым методом
Плодородие почв - это оптимальное соотношение свойств, процессов и режимов, структурных взаимосвязей в почве, обеспечивающих продуктивность сельскохозяйственных растений, оправданной с экологической и экономической точек зрения.
Интегральным показателем множества свойств, режимов и состава почв является эффективное плодородие. Оно зависит от большого количества факторов, но на небольшой ограниченной территории республики при близких значениях основных свойств почв, за исключением гранулометрического состава, преимущественно определяется агрохимическими показателями. Высокая кислотность, недостаток азота, фосфора и в меньшей мере калия и других элементов являются основными лимитирующими факторами урожая. За годы интенсивной химизации земледелия, объемного использования органических удобрений эффективное плодородие почв выросло с 12,4 до 21,7 ц/га зерновых культур. Но с изменением экономических и организационных условий, в том числе в сельском хозяйстве, в земледелии сложился отрицательный баланс основных элементов питания, нарастают процессы подкисления почв пахотных земель, что приводит к последовательному снижению плодородия почв.
Одним из важных факторов повышения продуктивности почв является орошение овощных и кормовых угодий, осушение переувлажненных земель, культуртехнические работы в сочетании с агрохимическими и другими мероприятиями. Только при этом условии обеспечивается наивысшая эффективность мелиорированных земель. Однако мелиоративные системы требуют систематического ухода и ремонта, которые ввиду недостаточности средств проводятся не в должном объеме.
Проблема 1. Подкисление почв.
В результате интенсивного известкования в период массовой химизации до начала 90-х годов прошлого столетия доля кислых почв пахотных земель в республике была снижена с 82,2 % до 36,5 %, средневзвешенное значение рН доведено с 5,0 до 5,6 единиц.
В связи с незначительными объемами известкования, в соответствии с естественными процессами генезиса почв, в наших условиях с 2000 года нарастают процессы подкисления почв. Исследования, проведенные в 2008 году в четырех муниципальных районах Удмуртской Республики (Шарканский, Увинский, Завьяловский, Сарапульский), показали, что площадь пахотных земель в указанных районах по сравнению с состоянием в 1999-2000 годах увеличилась на 19,4 %, а среднее значение рН уменьшилось с 5,55 до 5,40 единиц. Дальнейшее подкисление почв неизбежно приведет к общему снижению продуктивности возделываемых культур, к снижению биологической активности почв.
Чем больше будет углубляться процесс подкисления почв, тем больше усилий потребуется для нейтрализации вновь возникшей кислотности. Поэтому целесообразно проводить известкование в объемах, обеспечивающих сохранение кислотности на существующем уровне (задача минимум), а при появлении экономической возможности продолжить известкование с целью устранения почв с рН менее 5,0 единиц (задача максимум).
Для решения первой задачи требуется ежегодно вносить 252 тыс. тонн углекислого кальция (342 млн. руб.), для решения второй - не менее 381 тыс. тонн (516 млн. руб.). В настоящее время ежегодно вносится 15 тыс. тонн сыромолотой извести или 9 тыс. тонн углекислого кальция (15 млн. руб.). При таких объемах периодичность известкования, при нормативе не менее 7 лет, составит более 200 лет, что неминуемо приведет к интенсивному подкислению почв до естественного состояния.
Известкование необходимо проводить в первую очередь в хозяйствующих субъектах, внедряющих прогрессивные технологии и добившихся высокой культуры земледелия в соответствии с показателями агрохимического обследования.
Проблема 2. Недостаточный уровень обеспечения почв
пахотных земель питательными веществами, низкий уровень
применения минеральных и органических удобрений.
В условиях Удмуртской Республики наиболее важным показателем плодородия почв является содержание фосфора. За период интенсивной химизации запасы его в почве были увеличены более чем в два раза и в конце прошлого века составили 126 мг/кг почвы.
Однако из-за значительного невосполнения выноса фосфора урожаем за последние годы наблюдается устойчивое снижение его запасов в почве. Обследование в четырех муниципальных районах Удмуртской Республики (Шарканский, Увинский, Завьяловский, Сарапульский) в 2008 году показало, что содержание запасов усвояемого фосфора снизилось на 25 мг/кг почвы, или на 19 %, что неизбежно будет сопровождаться адекватным снижением потенциала плодородия почв и урожая возделываемых культур. В целом по республике 24 % пашни имеет низкое содержание фосфора, что снижает окупаемость трудозатрат в сельскохозяйственных организациях.
Удобрения являются одним из обязательных и важнейших факторов интенсификации земледелия, сохранения и расширенного воспроизводства плодородия почв. Уровень их использования в настоящий период не обеспечивает возмещения выноса элементов питания из почвы, что ведет к неизбежному истощению почв.
Анализ результатов исследований показывает, что внесение 1 кг действующего вещества удобрений в разброс под предпосевную обработку обеспечивает дополнительное получение с одного гектара 4,2 кг зерна, при локальном внесении - 12,2 кг/га. Поэтому использование удобрений более целесообразно методом локального внесения.
Важным источником повышения плодородия почв и урожайности возделываемых культур являются органические удобрения. Но их использование затруднено отсутствием финансовых возможностей для вывоза и внесения в почву. Поэтому органические удобрения, как правило, используются только на близлежащих к фермам участках и неравномерно.
На 26 % площадей пахотных земель содержание гумуса в почве находится на низком уровне и составляет менее 1,5 % при среднем республиканском показателе содержания гумуса 2,6 %. Для его сохранения необходимо последовательно внедрять биологизацию земледелия на фоне ограниченного использования минеральных удобрений, расширять площади сидеральных и бобовых культур, увеличивать количество используемой в качестве органического удобрения соломы.
Применение удобрений должно быть эффективным. Оно должно экономически оправдываться увеличением урожайности и при этом не ухудшать почву, состав растений, состояние сопредельных сред (в первую очередь, водной). Экономное и эффективное использование удобрений может быть только при условии обоснованного и грамотного их использования с учетом агрохимических свойств почвы, для чего необходимо своевременное проведение обследования почв.
Проблема 3. Износ существующих мелиоративных систем,
неудовлетворительное состояние гидротехнических
сооружений, развитие водной эрозии почв, зарастание
пахотных земель древесно-кустарниковой растительностью.
Значительная часть кормов для животноводства производится на плодородных пойменных землях, которые требуют регулирования водного стока. Выращивание овощных культур невозможно без полива, особенно в засушливые годы.
Наличие мелиоративных систем способствует получению гарантированных урожаев овощей и кормовых культур независимо от погодных условий, а также увеличению их урожайности в 2-3 раза. С помощью оросительных систем осуществляется утилизация животноводческих стоков на крупнейших свиноводческих комплексах республики.
При избыточном увлажнении осушение заболоченных земель в несколько раз повышает их продуктивность по сравнению с естественным уровнем.
На зарастающих кустарником землях важное значение приобретают культуртехнические работы для предотвращения выбытия из сельскохозяйственного оборота этих угодий.
Значительный ущерб сельскому хозяйству, земельным ресурсам и окружающей среде наносит водная и ветровая эрозия, которая является одним из самых существенных негативных процессов, вызывающих деградацию и уничтожение плодородного почвенного покрова. На сельскохозяйственных угодьях, подверженных водной эрозии и оврагообразованию необходимо устройство противоэрозионных гидротехнических сооружений в сочетании с правильным проведением агротехнических мероприятий. Для предотвращения ветровой эрозии почв необходимо внедрение почвозащитных технологий обработки почвы.
В весенне-летний период во время интенсивного таяния снега и ливневых дождевых осадков необходимо проведение мероприятий по безаварийному пропуску паводка через гидротехнические сооружения.
По данным ежегодного обследования мелиорированных земель треть из них находится в неудовлетворительном состоянии. Основной причиной является неисправность внутрихозяйственных мелиоративных систем ввиду отсутствия оборудования и ухода за мелиоративной сетью.
Учитывая сложившееся состояние мелиорированных земель, основное внимание необходимо уделить ремонту, реконструкции, повышению технического уровня существующих мелиоративных систем, противоэрозионных сооружений, проведению культуртехнических работ, комплексу эксплуатационных мероприятий по уходу за мелиоративной сетью.
Кроме этого с целью обеспечения кормами животноводства, повышения эффективности использования сельскохозяйственных земель возникает необходимость создания долголетних культурных пастбищ. Процесс производства сельскохозяйственной продукции требует бесперебойного водоснабжения. Поэтому остается необходимость в ремонте и прокладке водопроводов, бурении новых скважин, замене водонапорных башен.
Проблема 4. Отсутствие сплошного агрохимического
и агроэкологического мониторинга пахотных земель.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101 "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" одним из направлений обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения является проведение учета показателей плодородия земель сельскохозяйственного назначения и мониторинга плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
В Удмуртской Республике агрохимический контроль пахотных земель сельскохозяйственного назначения в настоящий период ведется по 13 показателям. Контроль за состоянием почв по водно-физическим, физико-химическим свойствам, эрозионным процессам и ряду других показателей не осуществляется. Основной причиной непроведения данного вида работ является то, что агрохимическая служба республики в лице ОАО "Агрохимцентр "Удмуртский" является коммерческой организацией и не финансируется напрямую из бюджета Удмуртской Республики, в отличие от остальных агрохимцентров Российской Федерации, являющихся федеральными государственными учреждениями, финансирование содержания аппарата которых, а также проведение целого ряда работ осуществляется из федерального бюджета.
Ежегодно агрохимическое обследование проводится на площади 70-80 тыс. га. В соответствии с научно-обоснованной методикой по проведению комплексного мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения периодичность обследования должна составлять не более 7 лет, то есть ежегодно должно обследоваться около 150-160 тыс. га.
Согласно статье 8 Федерального закона от 16 июля 1998 N 101 "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники и арендаторы земель сельскохозяйственного назначения обязаны "содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения".
Однако при существующей системе финансирования работ по агрохимическому обследованию почв с частичным привлечением средств хозяйствующих субъектов в 2009 году в 10 муниципальных районах, подлежащих обследованию, проведено агрохимическое обследование на 21 % пахотных земель.
Необходимо иметь в виду, что согласно статье 16 того же закона мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения является составной частью государственного мониторинга земель и, следовательно, не является обязанностью землепользователей. Вследствие чего мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения проводится нерегулярно, отсутствует сплошной мониторинг.
В результате отсутствия сплошного агрохимического и агроэкологического мониторинга пахотных земель теряется достоверность информации о состоянии земель сельскохозяйственного назначения, становится невозможным объективное планирование мероприятий по воспроизводству плодородия почв.
В результате реализации предыдущей республиканской целевой программы "Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2006-2010 годы", утвержденной постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 22 ноября 2005 года N 528-III, произвестковано 11,6 тыс. га, внесено 4,5 млн. тонн органических удобрений и 60,9 тыс. тонн минеральных удобрений (в действующем веществе). Культуртехнические работы проведены на площади 1040 га, построено 5 противоэрозионных сооружений, проведена реконструкция и ремонт мелиоративных систем на площади соответственно 860 га и 900 га. Проведено агрохимическое обследование почв на площади 467,1 тыс. га.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно абзацу первому статьи 13 названного Федерального закона, в целях обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляются разработка и реализация федеральных целевых программ обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и региональных целевых программ в данной области.
В настоящее время принята и действует федеральная целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 99. На основании вышеуказанного постановления разработана республиканская целевая программа "Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2006-2010 годы", утвержденная постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 22 ноября 2005 года N 528-III, и республиканская целевая программа "Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2010 год", утвержденная постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28 сентября 2009 года N 273.
В целях продолжения реализации мероприятий по восстановлению и сохранению плодородия почв Удмуртской Республики необходима разработка республиканской целевой программы "Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2011-2015 годы".
III. Социально-экономическая значимость
проблемы для населения Удмуртской Республики
В Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы, утвержденной законом Удмуртской Республики от 18 декабря 2009 года N 68-РЗ, определены задачи по поддержанию почвенного плодородия. Решению обозначенных задач будет способствовать реализация от 28 сентября 2009 года N 273 мероприятий республиканской целевой программы "Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2011-2015 годы".
В Программе предусмотрены меры по сохранению и повышению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, что является одним из условий интенсификации земледелия. Реализация вышеуказанных направлений будет способствовать росту объемов сельскохозяйственного производства, увеличению ценности земли как основного средства производства в сельском хозяйстве и, как следствие, решению задач обеспечения населения качественным продовольствием.
Плодородие почв должно иметь уровень, способный при внедрении современных технологий обеспечить производство качественной сельскохозяйственной продукции в количестве, необходимом для сохранения продовольственной безопасности страны.
IV. Цели и задачи Программы
Цель Программы - воспроизводство плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и создание условий для увеличения объемов производства продукции растениеводства.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
обеспечение бездефицитного баланса питательных веществ в земледелии республики, что повлечет за собой прекращение снижения содержания азота, фосфора, калия и других элементов в почвах;
прекращение процесса подкисления почв;
улучшение структуры почвы, водно-воздушного режима произрастания сельскохозяйственных культур;
снижение водной и ветровой эрозии почв;
предотвращение отрицательного действия средств химизации на окружающую среду;
эффективное использование мелиорированных земель;
организация мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и формирование информационной базы данных по плодородию почв земель сельскохозяйственного назначения на основе проведения агрохимического и эколого-токсикологического обследования, проведение научно-исследовательских работ.
Постановлением Правительства УР от 11 апреля 2011 г. N 92 в раздел V настоящей Программы внесены изменения
V. Целевые индикаторы
Результат реализации Программы определяют целевые индикаторы и показатели эффективности Программы, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Наименование показателей |
ед. изм. |
Базовый показатель по Программе |
Прогноз |
||||
Очередной финансовый год |
Плановый период |
||||||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Целевые индикаторы |
|
|
|
|
|
|
|
Предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий |
тыс. га |
6,0 |
6,5 |
6,8 |
6,8 |
6,8 |
6,8 |
Вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий |
тыс. га |
1,2 |
1,3 |
1,4 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
Ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель |
тыс. га |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
Защита сельхозугодий от водной эрозии |
тыс. га |
0,0 |
0,2 |
0,7 |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
Внесение в почву минеральных удобрений |
тыс. т (в действующем веществе) |
17,5 |
13,0 |
20,0 |
21,0 |
22,0 |
23,0 |
Уменьшение степени кислотности путем проведения известкования и фосфоритования на площади |
тыс. га |
2,2 |
2,5 |
3,6 |
4,2 |
4,8 |
5,0 |
Агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование почв |
тыс. га
тыс. га |
79,0
0 |
63,1
0 |
109,0
11,3 |
110,0
15,0 |
112,0
15,0 |
114,0
15,0 |
Показатели эффективности Программы |
|
|
|
|
|
|
|
Бюджетная эффективность |
% |
0 |
0,8 |
1,3 |
2,3 |
2,5 |
2,8 |
Экономическая эффективность |
% |
24 |
31 |
38 |
45 |
47 |
49 |
Социальная эффективность: - сохранение существующих и создание новых рабочих мест; - среднемесячная заработная плата работников в сельском хозяйстве |
чел.-мест
руб. |
60
6481 |
63
7145 |
65
7502 |
68
7877 |
70
8270 |
72
8684 |
Постановлением Правительства УР от 11 апреля 2011 г. N 92 раздел VI настоящей Программы изложен в новой редакции
VI. План мероприятий Программы
В целях реализации Программы необходимо осуществить комплекс организационно-практических мероприятий, указанных в Плане мероприятий Программы (приложение 1 к настоящей Программе).
Проведение агрохимического обследования почв земель сельскохозяйственного назначения позволит прогнозировать урожайность сельскохозяйственных культур, эффективно использовать удобрения. График проведения агрохимического обследования почв земель сельскохозяйственного назначения в Удмуртской Республике на 2011-2015 годы (приложение 2 к настоящей Программе) определяет очередность проведения агрохимического обследования почв в разрезе районов в соответствии с нормативной периодичностью.
Для осуществления многолетних наблюдений за состоянием экосистемы (почва, растение, вода), оценки и прогноза изменений ее во времени и пространстве в результате деятельности человека и природных факторов в 1993 году заложены участки, отобранные для многолетних исследований (далее - реперные участки) с учетом типов почв природно-сельскохозяйственных зон, а также на техногенно-загрязненных территориях. Перечень реперных участков, расположенных на территории Удмуртской Республики, приводится в приложении 3 к настоящей Программе.
Постановлением Правительства УР от 11 апреля 2011 г. N 92 в раздел VII настоящей Программы внесены изменения
VII. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Всего за пять лет реализации Программы планируется привлечь 3323,0 млн. рублей, в том числе 1460,5 млн. рублей из федерального бюджета, 892,0 млн. рублей из бюджета Удмуртской Республики, 970,5 млн. рублей из внебюджетных источников.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется в соответствии с планом мероприятий Программы в пределах средств, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
Источники и объемы финансирования мероприятий Программы
Таблица 2
Источники финансирования Программы |
На период реализации |
Прогноз по годам, млн. рублей |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
Финансирование всего, в том числе за счет средств: бюджета Удмуртской Республики; федерального бюджета; внебюджетных источников |
3323,0
892,0 1460,5 970,5 |
523,3
119,0 247,6 156,7 |
612,1
166,0 271,0 175,1 |
672,1
182,0 297,2 192,9 |
737,4
205,0 319,7 212,7 |
778,1
220,0 325,0 233,1 |
Объемы финансирования, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики.
Финансирование мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
VIII. Механизм реализации Программы
Государственный заказчик Программы - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики:
обеспечивает реализацию Программы в соответствии с Планом мероприятий Программы;
ежегодно формирует бюджетные заявки на бюджетные ассигнования из бюджета Удмуртской Республики и в установленном порядке представляет их в Министерство экономики Удмуртской Республики;
заключает государственные контракты (договоры, соглашения), связанные с реализацией мероприятий Программы;
осуществляет проведение мониторинга реализации Программы;
представляет отчет о реализации Программы в Государственный Совет Удмуртской Республики, Правительство Удмуртской Республики, Министерство экономики Удмуртской Республики по установленным законодательствам формам и срокам.
IX. Организация управления Программой
Управление реализацией Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.
В рамках организации управления Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики:
осуществляет методическое обеспечение реализации Программы;
координирует действия и анализ проведения мероприятий Программы;
с учетом выделенных на реализацию Программы бюджетных средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты на программные мероприятия, при необходимости вносит в установленном порядке предложения об изменении или продлении сроков реализации отдельных мероприятий Программы;
по запросу Правительства Удмуртской Республики, Министерства экономики Удмуртской Республики в установленные ими сроки направляет им оперативную информацию о реализации мероприятий Программы;
ежеквартально направляет в Министерство экономики Удмуртской Республики отчет о реализации мероприятий Программы по установленным законодательствам# формам;
в установленные законодательством сроки направляет в Государственный Совет Удмуртской Республики, Правительство Удмуртской Республики отчет о реализации Программы, срок реализации которой завершился в истекшем году;
организует размещение в средствах массовой информации и (или) в сети Интернет информации о Программе и ее реализации.
X. Контроль за реализацией Программы
Контроль за ходом реализации Программы, эффективностью и целевым использованием средств бюджета осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Удмуртской Республики.
XI. Методика оценки эффективности реализации Программы
Под эффективностью реализации Программы понимается степень достижения целей Программы. Для количественной оценки степени достижения целей используются целевые индикаторы, представленные в разделе V Программы. Оценка производится путем сравнения целевого значения показателя с фактическим значением по итогам года или иного периода.
Источником получения информации для расчета экономических показателей, а также оценки степени достижения результатов являются данные соответствующей отчетности федерального статистического наблюдения.
Постановлением Правительства УР от 11 апреля 2011 г. N 92 в раздел XII настоящей Программы внесены изменения
XII. Оценка социальной, экономической,
бюджетной эффективности реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы рассчитывается в соответствии с Положением о порядке проведения оценки эффективности реализации республиканских, ведомственных целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 2 марта 2009 года N 40.
Особенность реализации мероприятий Программы заключается в тесном взаимодействии материальных, трудовых и биологических ресурсов.
Реализация мероприятий Программы подразумевает получение эффекта в среднесрочном, долгосрочном периодах ввиду биологических, природно-климатических особенностей ведения сельскохозяйственного производства на территории Удмуртии.
В процессе реализации Программы будут частично решены вопросы занятости населения. Ее социальная эффективность отражается двумя показателями:
- создание дополнительных рабочих мест;
- повышение уровня доходов работников, вовлекаемых в производственный процесс в результате проведения мероприятий Программы, за счет создания условий для обеспечения прироста производства продукции растениеводства.
Эффективность в этом случае определяется путем экономической оценки трудовых ресурсов и численности работников, вовлекаемых в производственный процесс в результате проведения мероприятий, а так же повышение уровня доходов работников, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции.
При расчете экономической эффективности учитывается прирост прибыли от произведенной продукции растениеводства, полученной после проведения программных мероприятий. Обобщение результатов исследований ОАО "Агрохимцентр "Удмуртский" показало, что долевое участие удобрений в формировании урожая сельскохозяйственных культур в производственных условиях составляет 30,5-36,7 %, долевое участие окультуренности 20,1-23,5 %, погодных условий - 39,8-49,4 %. Погодные условия, несмотря на их высокую значимость, в настоящий период не поддаются корректировке, и основное внимание должно быть обращено на плодородие почв. Учитывая, что в настоящее время на 1 га посевов вносится 16 кг действующего вещества минеральных удобрений, при минимальном уровне 30 кг д.в./га, влияние мероприятий Программы на получение результата в растениеводстве не будет превышать 15 %. В последующие годы, учитывая последействие ранее проведенных мероприятий Программы, уровень их влияния на результат деятельности отрасли растениеводства будет увеличиваться. В 2009 и 2010 годах субсидирование затрат на приобретение минеральных удобрений не входило в план мероприятий действующих в эти годы республиканских целевых программ по сохранению плодородия почв на соответствующие годы. Однако нельзя исключить влияния других мероприятий отмеченных выше программ, уровень их влияния принимаем не более 5 %.
Оценка бюджетной эффективности реализации программы осуществляется с учетом прироста прогнозного поступления всех видов прямых и косвенных налогов, в результате увеличения объемов производства продукции растениеводства.
Достижение планируемых результатов зависит не только от качества производимых работ и строгого соблюдения технологии, но и в значительной степени от природно-климатических условий, что необходимо учитывать при анализе и оценке эффективности. Расчет эффективности реализации мероприятий Программы приведен в таблице 3.
Расчет социальной, экономической и бюджетной
эффективности реализации мероприятий Программы
Таблица 3
N п/п |
Наименование показателя |
2009 год |
2010 год (ожид.) |
план |
||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||||
1. |
Объем финансирования из бюджета Удмуртской Республики по программе, млн. руб. |
44,0 |
44,0 |
119,0 |
166,0 |
182,0 |
205,0 |
220,0 |
2. |
Объем финансирования из федерального бюджета по программе, млн. руб. |
191,0 |
200,0 |
247,6 |
271,0 |
297,2 |
319,7 |
325,0 |
3. |
Совокупный объем бюджетного финансирования по Программе, млн. руб. |
235,0 |
244,0 |
366,6 |
437 |
479,2 |
524,7 |
545,0 |
4. |
Стоимость произведенной продукции растениеводства (в сопоставимых ценах), млн. рублей |
13150 |
14050 |
14921 |
16039 |
16920 |
17810 |
18705 |
5. |
Прирост стоимости произведенной продукции растениеводства, млн. рублей |
1129 |
898 |
871 |
1118 |
881 |
890 |
900 |
6. |
Уровень влияния мероприятий Программы на результат в растениеводстве, % |
5 |
5 |
13 |
15 |
25 |
28 |
30 |
7. |
Экономическая эффективность (строка 5 * строку 6/строку 3), % |
24 |
18 |
31 |
38 |
45 |
47 |
49 |
8. |
Отчисления в бюджеты всех уровней, млн. руб. |
1273 |
1285 |
1307 |
1346 |
1390 |
1436 |
1487 |
9. |
Прирост отчислений в бюджеты всех уровней, тыс. руб. |
-195 |
12 |
22 |
39 |
44 |
46 |
51 |
10. |
Бюджетная эффективность (строка 9 *строку 6/строку 3), % |
0 |
0,2 |
0,8 |
1,3 |
2,3 |
2,5 |
2,8 |
11. |
Социальная эффективность: |
|
|
|
|
|
|
|
- сохранение существующих и создание новых рабочих мест, чел./мест; |
60 |
62 |
63 |
65 |
68 |
70 |
72 |
|
- среднемесячная заработная плата работников в сельском хозяйстве, рублей |
6481 |
6805 |
7145 |
7502 |
7877 |
8270 |
8684 |
XIII. Оценка рисков реализации Программы
На выполнение показателей Программы оказывают влияние различные факторы.
1. Макроэкономические риски. Ухудшение внутренней и внешней конъюнктуры мировых цен может снизить темпы роста экономики и уровня инвестиционной активности, способствовать возникновению кризиса банковской системы, что не позволит интенсифицировать развитие агропромышленного комплекса и достижение запланированных целевых индикаторов и показателей эффективности Программы.
2. Природно-климатические риски. Сельское хозяйство относится к отраслям, в значительной степени зависящим от погодно-климатических условий. Колебания погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур и объемы их производства, что может существенно повлиять на степень достижения прогнозируемых показателей Программы.
3. Социальные риски. Возможность усиления социальной непривлекательности сельской местности, увеличения разрыва между уровнями жизни города и села создаст серьезную угрозу демографического кризиса в сельской местности, что, в свою очередь, спровоцирует нехватку трудоспособного населения, поставит под угрозу реализацию Программы.
4. Международные торгово-политические риски. Успешное функционирование аграрного сектора зависит от ситуации на международных рынках и деятельности экспортеров и импортеров сельхозпродукции на внутреннем рынке. Изменение конъюнктуры международной торговли сельхозпродукцией может сказаться на результатах сельскохозяйственной деятельности. Существует риск значительного возрастания конкуренции в результате вступления России во Всемирную торговую организацию. Усилятся ограничения по принятию различных мер аграрной политики, в том числе по внутренней поддержке сельского хозяйства. Соответственно могут сократиться объемы бюджетного финансирования и, как следствие, уровень выполнения прогнозируемых показателей Программы.
5. Финансовые риски. Сложившаяся с 2009 года финансово-экономическая ситуация в мире и в Российской Федерации может привести к ограничению бюджетного финансирования Программы, что приведет к снижению эффективности программных мероприятий в связи с сокращением объемов работ, предусмотренных Программой.
Постановлением Правительства УР от 2 ноября 2011 г. N 403 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 1
к республиканской целевой программе
"Сохранение плодородия почв Удмуртской
Республики на 2011-2015 годы"
План
мероприятий республиканской целевой программы "Сохранение
плодородия почв Удмуртской Республики на 2011-2015 годы"
11 апреля, 2 ноября 2011 г.
(млн. рублей в ценах текущих лет)
Постановлением Правительства УР от 11 апреля 2011 г. N 92 настоящая Программа дополнена приложением
Приложение 2
к республиканской целевой программе
"Сохранение плодородия почв Удмуртской
Республики на 2011-2015 годы
График
проведения агрохимического обследования почв земель
сельскохозяйственного назначения в Удмуртской Республике на 2011-2015 годы
Район |
Площадь, тыс. га |
||||||
с/х угодий |
Агрохимическое обследование по годам |
||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Всего |
||
Ярский |
51,2 |
|
15,7 |
28,9 |
|
|
44,6 |
Глазовский |
79,8 |
|
|
|
7,7 |
46,2 |
53,9 |
Юкаменский |
58,2 |
|
25,6 |
30,4 |
|
|
56 |
Балезинский |
79,3 |
|
|
|
|
|
0 |
Красногорский |
39,9 |
|
34,4 |
|
|
|
34,4 |
Кезский |
64,1 |
|
|
|
49,7 |
|
49,7 |
Дебесский |
46,8 |
|
|
|
|
|
0 |
Игринский |
43,9 |
|
|
43,9 |
|
|
43,9 |
Якшур-Бодьинский |
35,7 |
|
|
6,8 |
28,9 |
|
35,7 |
Шарканский |
65,3 |
|
|
|
|
|
0 |
Селтинский |
45,7 |
|
|
|
|
|
0 |
Сюмсинский |
20,1 |
|
18,6 |
|
|
|
18,6 |
Увинский |
73,9 |
|
|
|
|
|
0 |
Вавожский |
52,6 |
|
|
|
|
|
0 |
Кизнерский |
66,9 |
|
|
|
|
|
0 |
Можгинский |
56 |
26,0 |
2,7 |
|
19,0 |
|
47,7 |
Граховский |
51,4 |
|
|
|
|
40,8 |
40,8 |
Алнашский |
59,8 |
21,2 |
0,7 |
|
6,7 |
27,0 |
55,6 |
Малопургинский |
57,3 |
|
|
|
|
|
0 |
Киясовский |
50,5 |
15,9 |
|
|
|
|
15,9 |
Каракулинский |
75,9 |
|
|
|
|
|
0 |
Завьяловский |
78,5 |
|
|
|
|
|
0 |
Воткинский |
66,8 |
|
|
|
|
|
0 |
Сарапульский |
105 |
|
|
|
|
|
0 |
Камбарский |
11,3 |
|
11,3 |
|
|
|
11,3 |
Итого по УР |
1435,9 |
63,1 |
109 |
110 |
112 |
114 |
508,1 |
Постановлением Правительства УР от 11 апреля 2011 г. N 92 настоящая Программа дополнена приложением
Приложение 3
к республиканской целевой программе
"Сохранение плодородия почв Удмуртской
Республики на 2011-2015 годы"
Перечень
реперных участков, расположенных на территории Удмуртской Республики
N п/п |
Район |
Площадь, га |
|
1 |
Глазовский |
39 |
58 град. C 10`СШ 52 град. C 37` ВД |
2 |
Завьяловский |
62 |
56 град. C 57`СШ 53 град. C 41` ВД |
3 |
Завьяловский |
27,5 |
56 град. C 51`СШ 53 град. C 20` ВД |
4 |
Сарапульский |
16 |
56 град. C 29`СШ 53 град. C 48` ВД |
5 |
Каракулинский |
78 |
56 град. C 01`СШ 53 град. C 42` ВД |
6 |
Игринский |
58 |
57 град. C 33`СШ 53 град. C 03` ВД |
7 |
Шарканский |
113 |
57 град. C 18`СШ 53 град. C 53` ВД |
8 |
Селтинский |
74 |
57 град. C 17`СШ 52 град. C 08` ВД |
9 |
Алнашский |
48 |
56 град. C 12`СШ 52 град. C 30` ВД |
10 |
Завьяловский |
157 |
56 град. C 47`СШ 53 град. C 12` ВД |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства УР от 6 сентября 2010 г. N 275 "Об утверждении республиканской целевой программы "Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2011-2015 годы"
Текст постановления опубликован в журнале "Собрание законодательства Удмуртской Республики" от 11 октября 2010 г. N 32, на сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики в сети Интернет http://www.udmurt.ru от 9 сентября 2010 г.
Текст постановления предоставлен Администрацией Президента и Правительства Удмуртской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22 июня 2015 г. N 310 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2015
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 30 декабря 2013 г. N 606
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 4 марта 2013 г. N 86
Постановление Правительства УР от 16 июля 2012 г. N 306
Постановление Правительства УР от 2 ноября 2011 г. N 403
Постановление Правительства УР от 11 апреля 2011 г. N 92