В целях повышения эффективности государственного управления, формирования и эффективного использования резерва управленческих кадров Удмуртской Республики:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Формирование и подготовка резерва управленческих кадров Удмуртской Республики (2012-2015 годы)".
2. Утвердить Администрацию Президента и Правительства Удмуртской Республики заказчиком республиканской целевой программы "Формирование и подготовка резерва управленческих кадров Удмуртской Республики (2012-2015 годы)".
3. Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики организовать разработку и согласование проекта республиканской целевой программы "Формирование и подготовка резерва управленческих кадров Удмуртской Республики (2012-2015 годы)" и представить его на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики в срок до 1 августа 2012 года.
Председатель Правительства Удмуртской Республики |
Ю.С. Питкевич |
Концепция республиканской целевой программы
"Формирование и подготовка резерва управленческих кадров
Удмуртской Республики (2012-2015 годы)"
(утв. распоряжением Правительства УР от 2 июля 2012 г. N 562-р)
1. Обоснование соответствия решения проблемы целям и приоритетным
задачам социально-экономического развития Удмуртской Республики
Концепция республиканской целевой программы "Формирование и подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров Удмуртской Республики (2012-2015 годы)" (далее - Программа) разработана с учетом федеральной программы "Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010-2015 годы)", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2010 года N 636-р, Указом Президента Удмуртской Республики от 2 сентября 2011 года N 173 "О резерве управленческих кадров Удмуртской Республики".
Концепция разработана с учетом основных приоритетов социально-экономического развития Удмуртской Республики, предусмотренных в Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы, утвержденной Законом Удмуртской Республики от 18 декабря 2009 года N 68-РЗ "О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы".
Изменения в экономической и социальной структуре общества, направленные на создание инновационной экономики, требуют притока нового поколения высокопрофессиональных и мотивированных управленческих кадров, имеющих качественные профессиональные знания, владеющих стратегическим мышлением и тактическими навыками, устойчивых к соблазнам коррупции и злоупотреблению властью. Остро встает вопрос о более качественной государственной кадровой политике, об эффективном использовании профессиональных и личностных способностей молодых специалистов. В связи с этим одной из приоритетных задач по формированию резерва управленческих кадров является проведение целенаправленной работы по повышению профессионального уровня лиц, включенных в резерв управленческих кадров.
Актуальность решения задач по профессиональной подготовке лиц, включенных в резерв управленческих кадров, требует разработки и внедрения эффективного инструментария по оценке их профессионального потенциала, определения стратегии профессионального развития, выбора конкретных подходов и методик с использованием специализированных программ по профессиональной подготовке. При этом критерии оценки управленческого потенциала, методики обучения, механизмы отбора образовательных программ и их реализация должны быть адаптированы к потребностям целевых групп с учетом специфики их деятельности, направлены на развитие профессионально важных качеств и управленческой компетентности.
Это позволит сформировать заказ на повышение квалификации, переподготовку участников Программы, определить необходимые программы повышения квалификации и переподготовки, произвести отбор высших учебных заведений и привлечь к процессу обучения высококвалифицированных представителей научного сообщества. Также необходимо определить специальные программы стажировки участников, направленные на тренировку профессионально важных качеств и управленческой компетентности.
2. Обоснование целесообразности и необходимости решения
проблемы программно-целевым методом
Программа будет представлять собой комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на достижение целей и задач по созданию необходимых условий для профессионального развития лиц, состоящих в резерве управленческих кадров Удмуртской Республики, формированию эффективной системы подготовки и переподготовки резерва управленческих кадров, основанной на передовых образовательных технологиях.
Необходимость программно-целевого метода решения проблемы вызвана тем, что требуется построение новой системы работы с резервом управленческих кадров, включающей формирование и подготовку, а также дальнейшее привлечение в систему государственного и муниципального управления наиболее квалифицированных, инициативных и перспективных представителей резерва. Создаваемая система подготовки лиц, состоящих в резерве управленческих кадров, должна включать в себя профессиональную переподготовку, повышение квалификации, стажировку, участие в семинарах и конференциях, а также предусматривать ежегодное обучение необходимого количества лиц, состоящих в резерве управленческих кадров.
Реализация программных мероприятий позволит:
- создать подготовленный к управлению в новых условиях состав управленческих кадров;
- обеспечить непрерывность и преемственность управления регионом, муниципальным образованием либо организацией;
- совершенствовать процесс управления в государственном и негосударственном секторах на основе отбора, обучения и выдвижения кадров, способных профессионально и эффективно руководить органами государственной власти, управлять производством и людьми.
3. Характеристика и прогноз развития проблемы без использования
программно-целевого метода ее решения
Происходящие в настоящее время в Российской Федерации фундаментальные изменения в экономической и социальной структуре общества, направленные на создание инновационной экономики, требуют появления новых лидеров, притока нового поколения высокопрофессиональных и мотивированных управленческих кадров во все сферы общественной жизни. В современных условиях особенно остро встает вопрос о более качественной государственной политике, об эффективном использовании профессиональных и личностных способностей персонала, в том числе молодых специалистов. В Удмуртской Республике проводится определенная работа с резервом кадров, она имеет положительные тенденции развития. Вместе с тем, эта работа не является целостной и системной: не завершено создание нормативной правовой базы формирования и подготовки резерва управленческих кадров, отсутствует целенаправленная деятельность ротации кадров как "по вертикали", так и "по горизонтали", нет четких механизмов реализации процедур формирования, обучения и рационального использования резерва.
Эти проблемы являются комплексными, требующими межотраслевой координации, согласованного использования кадровых, финансовых, материальных, информационных и иных ресурсов различной ведомственной, отраслевой и иной принадлежности для достижения поставленных целей и задач. Они не могут быть решены кардинально в рамках традиционного функционирования, планирования и финансирования, в условиях существующего уровня взаимосвязей между органами управления, хозяйствующими субъектами и обществом.
Решение этих проблем требует создания системы управления формированием, подготовкой и рациональным использованием резерва управленческих кадров, что невозможно реализовать без программно-целевого подхода, причем с активным привлечением экспертов, представителей гражданского общества, изучения и тиражирования передового опыта. Масштабность реализуемых в рамках Программы задач требует четкой межведомственной координации и управления.
Программно-целевой метод позволит обеспечить комплексное решение проблем на протяжении срока реализации Программы, а также обеспечить взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения.
Актуальность решения задачи по формированию и подготовке резерва требует разработки и внедрения эффективного инструментария по оценке профессионального потенциала лиц, включенных в резерв, определения стратегии подготовки, выбора конкретных подходов и методик с использованием специализированных программ по подготовке и переподготовке резерва. При этом критерии оценки управленческого потенциала, методики отбора и обучения, механизмы отбора образовательных программ и их реализация должны быть адаптированы к потребностям целевых групп, учитывать специфику их деятельности, направлены на развитие профессионально важных качеств и управленческой компетентности.
Для решения указанных задач требуется разработка Программы.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и
рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
В случае решения проблемы иным, не связанным с программно-целевым, методом не будут учтены все возможности, силы и средства, необходимые для выстраивания системы работы с резервом, включающей формирование и подготовку.
На успешное выполнение Программы и достижение поставленной цели могут повлиять следующие риски:
- экономические риски, связанные с необходимыми вложениями средств в работу по формированию и подготовке резерва управленческих кадров Удмуртской Республики, что ставит выполнение Программы в зависимость от бюджетной обеспеченности региона, общей экономической ситуации в стране и в республике, благоприятного инвестиционного климата и т.д.;
- организационные риски, связанные с проблемами координации деятельности исполнителей Программы и управления проектами, требующими согласованности действий и усовершенствования административных процессов и т.п.;
- риски, связанные с качеством методического обеспечения процессов формирования и подготовки резерва;
- риски, связанные с "человеческим фактором", т.е. связанные с качеством освоения участниками Программы новых методик и технологий.
5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
Сроки реализации Программы: 2012-2015 годы.
Предусматриваются следующие этапы:
первый этап (2012-2013 годы) - разработка нормативной правовой базы формирования и подготовки резерва; разработка нормативной правовой базы проведения оценочных процедур на этапах отбора в резерв управленческих кадров, нахождения в резерве и выдвижения на должность; разработка методики отбора в резерв управленческих кадров; обучение участников методике отбора в резерв управленческих кадров;
второй этап (2014 год) - обновление действующего резерва в соответствии с разработанными методиками отбора и определения условий нахождения в резерве; ведение банка данных резерва; разработка методики обучения резерва с использованием индивидуального подхода к потребности в подготовке и переподготовке каждого "резервиста"; проведение оценочных мероприятий "резервистов" с целью формирования их индивидуальных планов профессионального развития; разработка нормативной правовой базы рационального использования резерва, включающего механизм выдвижения, назначения на должности, а также ротации кадров; разработка методики проведения мониторинга формирования, подготовки и использования резерва; разработка методики проведения мониторинга имеющихся вакансий управленческих должностей, ведения базы данных лиц, включенных в резерв;
третий этап (2015 год) - обновление резерва управленческих кадров в соответствии с разработанной методикой; проведение мониторинга имеющихся вакансий управленческих должностей; ведение базы данных резерва; проведение мониторинга формирования, подготовки и использования резерва; проведение анализа и оценки рационального использования резерва управленческих кадров; проведение научно-практической конференции по обобщению итогов реализации Программы и внедрения их положительных результатов в практику кадровой политики и кадровой работы органов государственной власти и местного самоуправления.
6. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам
и показателям эффективности, позволяющим оценивать
ход реализации Программы по годам
Основной целью Программы является создание единой системы формирования и подготовки резерва управленческих кадров, позволяющей отобрать, подготовить и эффективно использовать наиболее квалифицированных и перспективных руководителей для назначения на:
- государственные должности Удмуртской Республики;
- должности руководителей государственных органов Удмуртской Республики, относящиеся к должностям государственной гражданской службы Удмуртской Республики;
- должности руководителей органов местного самоуправления в Удмуртской Республике;
- должности руководителей организаций, относящихся к приоритетным сферам экономики и социальной сферы Удмуртской Республики.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих приоритетных задач:
- создание системы правового, организационного, методического и финансового обеспечения процесса формирования резерва;
- применение эффективных форм и методов оценки управленческих кадров для отбора и включения в резерв, в том числе с использованием методов психологической оценки и диагностики личности;
- определение порядка и условий нахождения в резерве, его пополнения и исключения из резерва;
- определение порядка и условий профессионального развития сформированного резерва, создание единой системы подготовки;
- создание механизма оценки степени подготовленности лиц, включенных в резерв, для их назначения на управленческие должности;
- создание системы мониторинга имеющихся и образующихся вакансий управленческих должностей, ведения базы данных лиц, включенных в резерв управленческих кадров;
- создание механизма эффективного использования резерва управленческих кадров, включающего механизм выдвижения, назначения на должности, а также ротации кадров;
- создание системы управления формированием, подготовкой и использованием резерва управленческих кадров.
В качестве целевых показателей и индикаторов эффективности реализации настоящей Программы предлагается использовать следующие:
1) доля лиц, включенных в резерв управленческих кадров, для которых утвержден план индивидуального развития, от общего количества включенных в резерв управленческих кадров;
2) доля лиц, принявших участие в программах профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, от общего количества включенных в резерв управленческих кадров;
3) доля управленческих должностей, замещенных из резерва управленческих кадров, в общем объеме замещенных должностей.
7. Предложения по объемам, источникам и направлениям
финансирования Программы
Общий предполагаемый объем финансирования Программы из средств бюджета Удмуртской Республики составит 3000,0 тыс. рублей, в том числе:
в 2012 году - без финансирования;
в 2013 году - без финансирования;
в 2014 году - 2000,0 тыс. рублей;
в 2015 году - 1000,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год и плановый период.
В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики, либо реализация Программы может быть досрочно прекращена.
8. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и
результативности предлагаемых вариантов решения проблемы
Последовательная реализация мероприятий Программы позволит обеспечить:
- формирование группы опытных работников, положительно оцениваемых по результатам предыдущей деятельности, прошедших специальную подготовку, обладающих необходимыми профессиональными, деловыми, личностными и морально-этическими качествами для выдвижения на более высокие руководящие должности;
- создание условий для притока нового поколения высокопрофессиональных и мотивированных управленческих кадров во все сферы общественной жизни;
- приведение нормативной правовой и организационной базы формирования и подготовки резерва управленческих кадров в соответствие с предъявляемыми требованиями по его формированию с учетом сложившихся социально-экономических условий;
- создание системы управления формированием и подготовкой резерва управленческих кадров;
- создание организационно-правового механизма, обеспечивающего объективную оценку кадров на этапах их отбора, нахождения в резерве и выдвижения на управленческие должности;
- выработку и внедрение системы рационального использования резерва управленческих кадров.
9. Предложения по разработчикам проекта Программы,
государственным заказчикам Программы (государственным
заказчикам-координаторам) и исполнителям мероприятий Программы
Выполнение мероприятий Программы будет осуществляться Администрацией Президента и Правительства Удмуртской Республики и исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики в соответствии с планом мероприятий Программы.
К участию в выполнении мероприятий Программы будут привлекаться в соответствии с законодательством органы местного самоуправления, научные и иные организации.
Выполнение отдельных мероприятий Программы будет осуществляться посредством заключения государственных контрактов с организациями, определяемыми на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
10. Предложения по механизмам формирования мероприятий Программы
С учетом возможностей бюджета Удмуртской Республики объемы средств, направляемых на реализацию Программы, подлежат уточнению и корректировке при разработке проекта закона Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год и плановый период. Система мероприятий определяется основными целями и задачами Программы. В соответствии с ними мероприятия, предусмотренные Программой, распределяются по следующим направлениям:
- организационное обеспечение реализации Программы;
- нормативно-правовое обеспечение мер по формированию и подготовке резерва управленческих кадров Удмуртской Республики;
- информационное, научно-методическое обеспечение мер по формированию и подготовке резерва управленческих кадров Удмуртской Республики;
- реализация проектов, направленных на формирование и подготовку резерва управленческих кадров.
В ходе реализации Программы отдельные ее мероприятия могут уточняться.
11. Предложения по возможным вариантам форм и методов
управления реализацией Программы
Управление Программой будет организовано в соответствии с Положением о разработке и реализации республиканских, ведомственных целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 июня 2008 года N 151 "Об утверждении Положения о разработке и реализации республиканских, ведомственных целевых программ".
Администрация Президента и Правительства Удмуртской Республики как государственный заказчик Программы:
- координирует реализацию Программы;
- несет ответственность за достижение целей и решение задач Программы, обеспечение достижения значений целевых индикаторов и показателей эффективности;
- заключает государственные контракты (договоры, соглашения) в случаях, установленных Положением о разработке и реализации республиканских, ведомственных целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 июня 2008 года N 151, и оплачивает произведенные товары (выполненные работы, оказанные услуги) в соответствии с условиями государственного контракта (договора, соглашения);
- направляет до 1 марта текущего года в Министерство экономики Удмуртской Республики информацию о проводимых мероприятиях в соответствии с объемами финансирования Программы, предусмотренными законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики;
- направляет в Министерство экономики Удмуртской Республики бюджетную заявку на финансирование из бюджета Удмуртской Республики Программы с пояснительной запиской в сроки, установленные распоряжением Правительства Удмуртской Республики, о разработке проекта прогноза социально-экономического развития Удмуртской Республики;
- осуществляет проведение мониторинга реализации Программы;
- ежеквартально направляет в Министерство экономики Удмуртской Республики отчет о реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства УР от 2 июля 2012 г. N 562-р "О разработке проекта республиканской целевой программы "Формирование и подготовка резерва управленческих кадров Удмуртской Республики (2012-2015 годы)"
Текст распоряжения официально опубликован не был
Текст распоряжения предоставлен Администрацией Президента и Правительства Удмуртской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве