Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
МОиН УР
от 27 мая 2011 г. N 331
Методические рекомендации
для органов местного самоуправления по формированию
муниципального заказа у немуниципальных поставщиков
на услуги дошкольного образования в Удмуртской Республике
Введение
Один из подходов, позволяющий оперативно и гибко реагировать на имеющийся спрос граждан в определенных образовательных услугах и обеспечивать их право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование, связан с размещением муниципального заказа на услуги дошкольного образования в образовательных учреждениях и организациях любой формы собственности и ведомственной принадлежности, которые способны создать необходимые условия для воспитания и обучения детей дошкольного возраста, присмотра и ухода за ними.
Муниципальный заказ размещается на конкурсной основе.
Предлагаемый подход привлекателен с точки зрения оперативности варьирования объема услуг и регулирования их экономической эффективности. По сути, этот подход является новым в управлении бюджетным сектором в сфере образования.
Реализация данного подхода предполагает разработку соответствующего технологического обеспечения, включающего:
стандарт услуги дошкольного образования в форме паспорта образовательной услуги;
норматив ее стоимости;
процедуру размещения муниципального заказа у немуниципальных поставщиков через организацию конкурса;
систему контроля качества выполнения муниципального заказа.
Каждый из компонентов технологии требует разработки с учетом специфики системы образования конкретного муниципального района и городского округа.
Основные понятия
Услуга дошкольного образования - это совокупность действий органов местного самоуправления и уполномоченных ими организаций по удовлетворению потребности получателя услуги.
Услуги дошкольного образования не имеют материального выражения и потребляются в момент осуществления совокупности действий по удовлетворению потребности получателя услуги. Таким образом, под услугой понимается процесс получения дошкольного образования. Результатом получения услуги является выполнение федеральных государственных требований к содержанию и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в соответствии с системой мониторинга конкретно реализуемой программы.
Компоненты услуги дошкольного образования:
- содержание детей дошкольного возраста (присмотр и уход);
- реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Получатель услуги - дети в возрасте от 1,5 до 7 лет.
Потребитель услуги - родители (законные представители) детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, получающих услугу дошкольного образования.
Поставщик (исполнитель) услуги - образовательные учреждения и организации любой формы собственности и ведомственной принадлежности, которые способны создать необходимые условия воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, присмотра и ухода за ними.
Период получения услуги - определяется договором между поставщиком (исполнителем) и потребителем на предоставление услуги с указанием фиксированного временного интервала.
Место предоставления услуги - определяется договором между поставщиком (исполнителем) услуги и потребителем. Место предоставления услуги должно отвечать санитарно-эпидемиологическим, противопожарным и иным требованиям к организации дошкольного образования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Удмуртской Республики в сфере образования.
Размещение услуги на оказание услуги дошкольного образования - понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на оказание услуг дошкольного образования.
Заказчик - орган исполнительной власти муниципального образования, на территории которого осуществляется предоставление услуги дошкольного образования.
Основные компоненты технологии реализации подхода
Стандартизация услуги дошкольного образования
Стандарты в сфере дошкольного образования выступают средством управления качеством образования.
Их важнейшие функции - социальное регулирование и гуманизация образования. В стандартах фиксируется обязательный минимум требований, которые должно выполнить образовательное учреждение. Это своего рода гарантии определенного качества образования в рамках единого образовательного пространства. При этом остается возможность выбора различных образовательных программ и "траекторий". В результате введения стандарта открываются следующие возможности:
предоставление получателям услуги гарантий качества услуги;
получение услуги у любого исполнителя на единых для всех исполнителей условиях;
ориентация на интересы потребителя услуги.
В соответствии с подп. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации "Об образовании" федеральные государственные образовательные стандарты или требования устанавливаются уполномоченными федеральными государственными органами.
Официально на уровне муниципалитета стандарты дошкольного образования не могут быть введены, однако вопросы финансирования и организации деятельности дошкольных образовательных учреждений должны решаться в соответствии с определенными требованиями к оказанию образовательных услуг. Поэтому нормативно-правовой формой, не претендующей на статус муниципальных стандартов, не противоречащей федеральной и региональной законодательной базе и одновременно выполняющей необходимые социальные и управленческие функции, может служить паспорт образовательной услуги.
Муниципальный паспорт услуги дошкольного образования - документ, фиксирующий конституционно-гарантированный минимум услуги и закрепляющий на муниципальном уровне ее объем, совокупность требований к условиям предоставления услуги и оснащенности образовательного процесса для всех исполнителей услуги, независимо от формы собственности (приложение N 1).
На территории Удмуртской Республики определены следующие подходы к созданию паспорта образовательной услуги:
- соответствие федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655;
- соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (СанПиН 2.4.1.2660-10), утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91;
- соответствие правилам пожарной безопасности, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 313;
- соответствие стандартам качества предоставления государственных услуг, предоставляемых за счет бюджета Удмуртской Республики в области образования, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 июня 2008 г. N 169.
Структура паспорта
Структура паспорта представлена различными разделами, содержащими подробную и полную информацию о различных составляющих услуги (содержании, экономических расчетах, квалификационных требованиях к поставщикам услуги и т.д.).
Принципиально важно, чтобы потребитель услуги понимал, что он, как налогоплательщик, получает от бюджета муниципального образования на безвозмездной основе, а что может получать в качестве платной дополнительной образовательной услуги, выходящей за рамки муниципального паспорта услуги дошкольного образования.
Описание услуги должно быть понятным для потребителя и исключить неоднозначность интерпретации для ее исполнителей.
Для создания муниципального паспорта услуги дошкольного образования целесообразно создать рабочие группы из представителей административного и педагогического звена, образовательных учреждений высшего среднего и дополнительного профессионального образования. Состав рабочей группы утверждается распорядительным документом органа местного самоуправления.
Структура норматива полной стоимости услуги дошкольного
образования и схема ее расчета
В структуру стоимости услуги входят составляющие, которые являются расходными обязательствами муниципалитета перед населением:
фонд оплаты труда и начисления на фонд оплаты труда;
фонд материального обеспечения (оснащенность образовательного процесса, содержание помещений, налоги, питание, хозтовары, игрушки и т.д.);
фонд развития (оборудование и капитальные расходы).
В результате рассчитывается норматив полной стоимости услуги на одного воспитанника в месяц, год (приложение N 2). В основе расчетов лежит муниципальный паспорт услуги дошкольного образования. Обеспечивая расходы на все составляющие норматива услуги, по сути, муниципалитет платит за реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Предконкурсные мероприятия
Муниципальный паспорт и расчет норматива стоимости услуги подлежит внешней экспертизе и внешнему аудиту. Также до утверждения указанные документы необходимо согласовать с заинтересованными государственными и муниципальными органами власти Удмуртской Республики и муниципального образования, на территории которого будет оказываться услуга.
С целью соблюдения интересов и прав граждан на получение дошкольного образования, а также для формирования позитивного отношения к нововведениям, до принятия муниципального паспорта и расчета норматива стоимости услуги необходимо организовать публичное обсуждение с участием родительской общественности.
По результатам проведения процедур согласования и обсуждения органом местного самоуправления, ответственным за организацию предоставления услуги, готовится нормативный правовой акт муниципального образования, на территории которого предполагается предоставление услуги.
Муниципальный паспорт услуги дошкольного образования и норматив ее стоимости, утвержденные администрацией муниципального образования, являются основой для проведения открытого конкурса на закупку услуги дошкольного образования.
Организация и проведение конкурса на закупку услуги дошкольного образования
Конкурс на закупку услуги дошкольного образования проводится в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
К участию в конкурсе допускаются любые юридические лица, независимо от формы собственности, места нахождения и любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, выполняющий необходимые требования к качеству предоставляемой услуги. Конкурс проводится, в первую очередь, с целью выявления лучших условий исполнения муниципального контракта.
Критериями оценки заявок участников конкурса являются цена муниципального контракта и предложения о качественных и количественных характеристиках потенциального исполнителя услуги.
При организации и проведении конкурса на размещение муниципального заказа на услуги дошкольного образования необходимо четко зафиксированы все конкурсные процедуры и требования к поставщикам услуги. В зависимости от спроса на услугу на конкурс выставляется соответствующее количество лотов, контракт заключается на 1-3 лет.
К участникам размещения заказа предъявляются следующие требования:
- оказание услуги должно осуществляться в соответствии с перечнем нормативных правовых и программно-методических документов;
- лица, непосредственно оказывающие услугу, должны иметь необходимый уровень образования, отвечать другим нормативно-правовым параметрам;
- оказание услуги дошкольного образования производится на базе участника конкурса (им должны быть обеспечены помещения для игр и занятий, пищеблок, спальная, раздевалка и т.д., имеющие необходимое оборудование и специальную предметно-развивающую среду в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования);
- родительская плата не должна превышать плату услуг - в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях (дополнительное образование, выходящее за рамки паспорта услуги, оплачивается родителями дополнительно по взаимной договоренности получателя и исполнителя услуги);
- дополнительные требования по организации услуги в соответствии с лотами (содержание и организация образования, присмотра и ухода).
Для определения лучших условий исполнения муниципального контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет такие заявки в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении открытого конкурса и в конкурсной документации.
Контроль качества реализации услуги дошкольного образования
Важной составной частью технологии, позволяющей применять муниципальный заказ на услуги дошкольного образования, является система контроля качества оказания услуги. Данная система контроля предполагает оценивание: результата услуги дошкольного образования (уровня развития личности дошкольника); процесса реализации образовательных программ; удовлетворенности потребителя качеством услуги; условий содержания ребенка. Осуществление подобного контроля связано с периодическим проведением внешнего аудита, экспертизы и согласованием муниципального паспорта и норматива полной стоимости услуги дошкольного образования и другими формами мониторинга качества оказания услуги.
С этой целью представляется возможным использование имеющегося административного ресурса, выполняющего контролирующие функции, либо создание специального, что может быть осуществлено посредством изменений в структуре органа управления образованием муниципального образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.