Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению Правительства
Удмуртской Республики
от 10 октября 2011 года N 371
3. Характеристика развития информационных систем в здравоохранении
Характеристика проблемы.
В соответствии с "Концепцией создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения", утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.04.2011 N 364, в рамках создания Системы поставлены новые задачи. Они касаются ведения электронных медицинских карт, электронной записи на прием к врачу, проведения телемедицинских консультаций, ведения электронного паспорта здравоохранения Удмуртской Республики, электронных паспортов медицинских учреждений, интеграции с федеральными регистрами медицинского оборудования и медицинской техники, а также врачей и медицинского персонала.
Наряду с этим накопилось немало проблем, которые сдерживают развитие информационной системы в здравоохранении:
- недостаточная оснащенность медицинских учреждений средствами вычислительной техники;
- высокая доля морально устаревшего оборудования;
- доступность для врачей сети Internet остается ограниченной, низкая пропускная способность телекоммуникационных каналов связи;
- низкая доля медицинских учреждений, имеющих широкополосный доступ к сети Internet;
- низкая компьютерная грамотность медицинского персонала;
- отсутствие федеральных типовых программных средств.
Решение этих задач требуют системного рассмотрения, и возможно лишь на основе программно-целевого подхода с охватом всего комплекса социально-экономических и организационных мероприятий, взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и ожидаемым результатам. Именно на это направлена настоящая программа модернизации здравоохранения Удмуртской Республики на 2011-2012 годы.
Развитие информатизации в здравоохранении Удмуртии осуществляется на основе 5 классических факторов - технический, программный, организационный, кадровый, информационный.
Общее развитие информационной системы в здравоохранении Удмуртской Республики представлено на схеме.
Схема
Региональный уровень единой государственной информационной
системы в сфере здравоохранения Удмуртской Республики
"
Она включает подсистемы регионального уровня, телемедицину, региональные базы данных, региональные регистры, региональные сегменты федеральных регистров, а также комплексы задач учрежденческого уровня.
Технический фактор является одним из основополагающих в общей системе обеспечения развития информатизации здравоохранения.
Оснащенность учреждений здравоохранения средствами вычислительной техники. Оснащенность учреждений здравоохранения средствами вычислительной техники на начало 2011 года представлена в таблице:
|
Наименование учреждения или территории |
на 01.01.2011 |
||
число ПК, всего |
из них устаревших |
|||
абс. |
% |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
г. Ижевск |
|
|
|
1 |
МУЗ "Медико-санитарная часть "ИЖМАШ" |
160 |
55 |
34,38 |
2 |
МУЗ "Медико-санитарная часть N 2" |
42 |
27 |
64,29 |
3 |
МУЗ "Медико-санитарная часть N 3" |
86 |
50 |
58,14 |
4 |
МУЗ "Медико-санитарная часть N 5" |
69 |
47 |
68,12 |
5 |
МУЗ "Медико-санитарная часть N 8" |
60 |
29 |
48,33 |
6 |
МУЗ "Медико-санитарная часть N 10" |
10 |
7 |
70,00 |
7 |
МУЗ "Медико-санитарная часть N 12" |
18 |
8 |
44,44 |
8 |
МУЗ "Городская клиническая больница N 1" Ижевск |
56 |
32 |
57,14 |
9 |
МУЗ "2-я городская клиническая больница" |
73 |
43 |
58,90 |
10 |
МУЗ "Городская больница N 3 г. Ижевск" |
156 |
55 |
35,26 |
11 |
МУЗ "Городская клиническая больница N 4" |
59 |
31 |
52,54 |
12 |
МУЗ "Городская больница N 5 г. Ижевск" |
28 |
12 |
42,86 |
13 |
МУЗ "Городская клиническая больница N 7" |
157 |
93 |
59,24 |
14 |
МУЗ "Городская клиническая больница N 8 им. И.Б. Однопозова" |
42 |
29 |
69,05 |
15 |
МУЗ "Городская поликлиника N 1 г. Ижевска" |
28 |
20 |
71,43 |
16 |
МУЗ "Городская поликлиника N 2 г. Ижевска" |
31 |
12 |
38,71 |
17 |
МУЗ "Городская поликлиника N 3 г. Ижевска" |
33 |
19 |
57,58 |
18 |
МУЗ "Родильный дом N 3" |
19 |
10 |
52,63 |
19 |
МУЗ "Стоматологическая поликлиника N 1 (г. Ижевск") |
18 |
11 |
61,11 |
20 |
МУЗ "Стоматологическая поликлиника N 2 (г. Ижевск") |
26 |
12 |
46,15 |
21 |
МУЗ "Стоматологическая поликлиника N 3 (г. Ижевск") |
15 |
5 |
33,33 |
22 |
МУЗ "Детская стоматологическая поликлиника N 1 г. Ижевск" |
12 |
4 |
33,33 |
23 |
МУЗ "Детская клиническая стоматологическая поликлиника N 2" |
10 |
5 |
50,00 |
24 |
МУЗ "Детская городская поликлиника N 1" Ижевск |
27 |
19 |
70,37 |
25 |
МУЗ "Детская городская больница N 3 "Нейрон" |
36 |
23 |
63,89 |
26 |
МУЗ "Детская городская клиническая больница N 5" |
25 |
18 |
72,00 |
27 |
Детская городская клиническая больница N 7 |
11 |
6 |
54,55 |
28 |
МУЗ "Детская городская клиническая поликлиника N 2" |
25 |
11 |
44,00 |
29 |
МУЗ "Детская городская поликлиника N 6" |
32 |
16 |
50,00 |
30 |
МУЗ "Городская детская поликлиника N 8 г. Ижевск" |
28 |
18 |
64,29 |
31 |
МУЗ "Городская детская поликлиника N 9 г. Ижевск" |
48 |
29 |
60,42 |
32 |
Центр медицинской профилактики |
13 |
6 |
46,15 |
33 |
МУЗ "Станция скорой медицинской помощи" г. Ижевск |
73 |
50 |
68,49 |
|
Итого по Ижевску |
1526 |
812 |
53,21 |
|
г. Глазов |
|
|
|
34 |
МУЗ "Глазовская центральная районная больница" |
68 |
36 |
52,94 |
35 |
МУЗ "Городская больница N 1 г. Глазов" |
67 |
18 |
26,87 |
36 |
МУЗ "Глазовский противотуберкулезный диспансер" |
6 |
2 |
33,33 |
37 |
МУЗ "Глазовский психоневрологический диспансер" |
12 |
10 |
83,33 |
38 |
МУЗ "Стоматологическая поликлиника (г. Глазов") |
24 |
9 |
37,50 |
|
Итого по Глазову |
177 |
75 |
42,37 |
|
г. Воткинск |
|
|
|
39 |
МУЗ "Городская больница N 1 г. Воткинск" |
51 |
22 |
43,14 |
40 |
МЛПУ "Городская больница N 2" Воткинска |
84 |
57 |
67,86 |
41 |
МЛПУ Воткинского горздравотдела "Детская городская больница" |
20 |
12 |
60,00 |
42 |
МЛПУ Воткинская стоматологическая поликлиника |
8 |
3 |
37,50 |
|
Итого по Воткинску |
163 |
94 |
57,67 |
|
г. Сарапул |
|
|
|
43 |
МУЗ "Сарапульская городская больница N 1" |
40 |
30 |
75,00 |
44 |
МУЗ "Сарапульская городская больница N 2" |
53 |
30 |
56,60 |
45 |
МУЗ "Сарапульский противотуберкулезный диспансер" |
6 |
4 |
66,67 |
46 |
МУЗ "Сарапульский психоневрологический диспансер" |
8 |
5 |
62,50 |
47 |
МУЗ "Сарапульский кожно-венерологический диспансер" |
8 |
6 |
75,00 |
48 |
МУЗ "Сарапульская городская инфекционная больница" |
7 |
4 |
57,14 |
49 |
МУЗ "Сарапульская детская городская больница" |
17 |
6 |
35,29 |
50 |
МУЗ "Родильный дом (г. Сарапул") |
22 |
10 |
45,45 |
51 |
Муниципальная городская стоматологическая поликлиника N 1 (г. Сарапул) |
7 |
5 |
71,43 |
52 |
МБ Городская стоматологическая поликлиника N 2 (г. Сарапул) |
9 |
4 |
44,44 |
53 |
МУЗ "Сарапульская станция скорой медицинской помощи" |
4 |
3 |
75,00 |
|
Итого по Сарапулу |
181 |
107 |
59,12 |
|
г. Можга |
|
|
|
54 |
МУЗ "Можгинская центральная районная больница" |
128 |
67 |
52,34 |
55 |
МУЗ "Можгинский межрайонный противотуберкулезный диспансер" |
0 |
0 |
|
|
Итого по Можге |
128 |
67 |
52,34 |
|
Итого по городам |
2175 |
1155 |
53,10 |
56 |
ГУЗ "Вторая республиканская психоневрологическая больница" |
16 |
11 |
68,75 |
57 |
ГУЗ "Третья республиканская психиатрическая больница" |
31 |
16 |
51,61 |
58 |
ГУЗ "Республиканская больница восстановительного лечения" |
19 |
2 |
10,53 |
59 |
ГУЗ "Первая республиканская психоневрологическая больница" (Сардан) |
22 |
16 |
72,73 |
60 |
ГУЗ "Чуровская республиканская туберкулезная больница" |
5 |
3 |
60,00 |
61 |
ГУЗ "Республиканская клиническая инфекционная больница" |
97 |
57 |
58,76 |
62 |
ГУЗ "Республиканский госпиталь для ветеранов войн" |
24 |
16 |
66,67 |
63 |
ГУЗ "Республиканская офтальмологическая клиническая больница" |
66 |
47 |
71,21 |
64 |
ГУЗ "Первая Республиканская клиническая больница" |
163 |
65 |
39,88 |
65 |
ГУЗ "Удмуртский республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" |
56 |
25 |
44,64 |
66 |
ГУЗ "Республиканская стоматологическая поликлиника" |
22 |
10 |
45,45 |
67 |
ГУЗ "Республиканская детская клиническая больница" |
102 |
64 |
62,75 |
68 |
ГУЗ "Республиканская клиническая туберкулезная больница" |
50 |
16 |
32,00 |
69 |
ГУЗ "Республиканский кожно-венерологический диспансер" |
71 |
38 |
53,52 |
70 |
ГУЗ и СПЭ "Республиканская клиническая психиатрическая больница" |
74 |
24 |
32,43 |
71 |
ГУЗ "Республиканский Клинический онкологический диспансер" |
133 |
38 |
28,57 |
72 |
ГУЗ "Республиканский наркологический диспансер" |
51 |
25 |
49,02 |
73 |
ГУЗ "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер" |
26 |
13 |
50,00 |
74 |
ГУЗ "Республиканский клинико-диагностический центр" |
308 |
190 |
61,69 |
75 |
МЗ УР Центр охраны материнства и детства бюджетное учреждение здравоохранения УР "Перинатальный центр МЗ УР" |
|
|
|
76 |
Бюджетное учреждение здравоохранения "Консультативно-диагностический центр МЗ УР" |
|
|
|
|
Итого по респуб. учр. |
1336 |
676 |
50,60 |
|
Районы |
|
|
|
77 |
МУЗ "Алнашская центральная районная больница" |
32 |
21 |
65,63 |
78 |
МУЗ "Балезинская центральная районная больница" |
40 |
25 |
62,50 |
79 |
МУЗ "Вавожская центральная районная больница" |
27 |
19 |
70,37 |
80 |
Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение "Июльская участковая больница" |
6 |
3 |
50,00 |
81 |
Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение "Светлянская участковая больница" |
6 |
1 |
16,67 |
82 |
Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение "Первомайская участковая больница" |
6 |
3 |
50,00 |
83 |
Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение "Большекиварская участковая больница" |
6 |
2 |
33,33 |
84 |
Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение "Волковская врачебная амбулатория" |
7 |
3 |
42,86 |
85 |
МУЗ "Граховская центральная районная больница" |
21 |
12 |
57,14 |
86 |
МУЗ "Дебесская центральная районная больница" |
21 |
14 |
66,67 |
87 |
МУЗ "Завьяловская центральная районная больница" |
74 |
36 |
48,65 |
88 |
МУЗ "Игринская центральная районная больница" |
63 |
37 |
58,73 |
89 |
МУЗ "Камбарская центральная районная больница" |
48 |
35 |
72,92 |
90 |
МУЗ "Каракулинская центральная районная больница" |
24 |
16 |
66,67 |
91 |
МУЗ "Кезская центральная районная больница" |
45 |
27 |
60,00 |
92 |
МУЗ "Кизнерская центральная районная больница" |
23 |
13 |
56,52 |
93 |
МУЗ "Киясовская центральная районная больница" |
38 |
20 |
52,63 |
94 |
МУЗ "Красногорская центральная районная больница" |
24 |
16 |
66,67 |
95 |
МУЗ "Малопургинская центральная районная больница" |
44 |
20 |
45,45 |
96 |
МУЗ "Сарапульская центральная районная поликлиника" |
47 |
21 |
44,68 |
97 |
МУЗ "Селтинская центральная районная больница" |
28 |
22 |
78,57 |
98 |
МУЗ "Сюмсинская центральная районная больница" |
47 |
20 |
42,55 |
99 |
МУЗ "Увинская центральная районная больница" |
54 |
30 |
55,56 |
100 |
МУЗ "Шарканская центральная районная больница" |
31 |
22 |
70,97 |
101 |
МУЗ "Юкаменская центральная районная больница" |
31 |
12 |
38,71 |
102 |
МУЗ "Якшур-Бодьинская центральная районная больница" |
43 |
19 |
44,19 |
103 |
МУЗ "Ярская центральная районная больница" |
26 |
15 |
57,69 |
|
Итого по районам |
862 |
484 |
56,15 |
|
Итого по учрежд., оказ. мед. помощь |
4373 |
2315 |
52,94 |
Прирост числа персональных компьютеров по сравнению с 2009 годом составил всего 2,08 %. В среднем по Удмуртской Республике на один персональный компьютер приходится 4,9 медицинских работников, на 1 ЛПУ - 38,7 ПЭВМ. Удмуртия находится на 42 месте среди регионов Российской Федерации и на 5 месте среди регионов ПФО по числу ПК на 100 медработников.
Доля морально устаревшей техники по республике составила в 2010 г. 52,94 % и в течение последних лет постоянно увеличивается. Из всего парка ПЭВМ современными являются только 48,3 %, на один современный персональный компьютер приходится примерно 10 медицинских работников.
Оснащенность учреждений телекоммуникационными средствами связи. В настоящее время достигнуто 100 % подключение к Internet всех учреждений. Однако остается низкой пропускная способность телекоммуникационных каналов связи на территории УР, особенно в муниципальных образованиях, доля медицинских учреждений, имеющих широкополосный доступ к сети Internet составляет 55 %.
Одним из разделов целевой Программы "Электронная Удмуртия" является развитие телемедицины. В 10 центрах и 21 телемедицинских пунктах на территории Удмуртской Республики осуществляются телемедицинские консультации: за 2009 г. - 135, за 2010 г. - 566. Наряду с этим существуют проблемы - недостаточная оснащенность телемедицинских центров, особенно Республиканского телемедицинского центра, оборудование в существующих телемедицинских центрах и кабинетах устаревшее, целевые деньги на развитие телемедицины в последние годы не выделяются.
Государственные (муниципальные) учреждения здравоохранения используют электронный документооборот при обмене информацией, с отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике, с Управлением Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Удмуртской Республике.
Оснащенность учреждений программным обеспечением. В медицинских учреждениях Удмуртской Республики эксплуатируется 45 программных комплексов учрежденческого уровня, разработанных ГУЗ "РМИАЦ МЗ УР".
С помощью этих программ в 100 % ЛПУ ведется персонифицированный учет медицинских услуг, учет кадров и штатного расписания, стационарной, амбулаторно-поликлинической и стоматологической помощи. В 9 ЛПУ (8 %) ведутся формализованные истории болезни.
На основе данных из ЛПУ также формируются реестры пролеченных больных сводные отчеты и данные в ТФОМС и страховые компании.
При непосредственном обращении пациентов в регистратуру 70 государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения (60 % от общего количества государственных (муниципальных) учреждений) осуществляется автоматизированная запись на прием к врачам.
Учрежденческий уровень компьютерных технологий информатизации четко взаимоувязан с региональным уровнем. Региональный уровень информатизации здравоохранения является одним из основных, так как именно он обеспечивает скоординированное объединение локальных и разрозненных задач в единую информационную технологию региона. Целью такой технологии является создание автоматизированных информационных систем для управления территориями и специализированными службами, мониторинга медико-демографических процессов, анализа качества и эффективности медицинской помощи, оценки знаний врачебного персонала, развития телекоммуникационных сетей. Наибольший интерес среди программных средств этого уровня представляют те, которые автоматизируют наиболее интенсивные и часто используемые информационные потоки - о функционировании поликлинической, стационарной, стоматологической служб, кадровых ресурсах, демографические показатели и состояние здоровья населения. В Удмуртии на конец 2010 года эксплуатируется 51 программный комплекс регионального уровня, разработанные ГУЗ "РМИАЦ МЗ УР".
Эти комплексы используются главными специалистами Министерства здравоохранения Удмуртской Республики, республиканскими учреждениями Удмуртской Республики, в отделе медицинской статистики ГУЗ "РМИАЦ МЗ УР".
Входной информацией для региональных программ является выходная информация из программных комплексов на уровне учреждений, которая поступает в электронном виде в регламентированном режиме для ввода в региональные программные комплексы. Персонифицированные данные на этапе передачи информации из ЛПУ деперсонифицируются и хранятся в анонимизированном виде.
Кадры регионального уровня собираются из ЛПУ и хранятся на региональном уровне на основе согласия об обработке персональных данных каждого медработника из каждого ЛПУ без деперсонификации.
В результате обработки собранных данных сотрудники Аппарата Минздрава и Правительства Удмуртской Республики ежемесячно имеют информацию о заболеваемости населения региона в разрезе городов и районов по перечню наиболее важных нозологических форм с рассчитанными отклонениями от среднереспубликанских значений и изменениями в динамике по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. На основании полученных данных принимаются решения о необходимости принятия неотложных мер по предупреждению распространения заболеваний, вызывающих особую тревогу руководителей отрасли и вышестоящих структур, а также о необходимости разработки комплексных целевых программ по различным службам здравоохранения.
Сформированы и поддерживаются в рабочем состоянии базы данных на региональном уровне по стационарной и скорой медицинской помощи, поликлинической службе, медицинским кадрам, смертности, заболеваемости населения, дорогостоящему медицинскому оборудованию (осуществляется мониторинг использования основных видов ресурсов отрасли) и др. Ведутся региональные сегменты федеральных регистров медицинских работников, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде социальных услуг, Республиканский автоматизированный регистр на лиц, подвергшихся радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС.
Наряду с этим в ЛПУ республики для обеспечения бухгалтерского и кадрового учета используются разработки других организаций.
Программные средства, используемые в учреждениях здравоохранения Удмуртской Республики в основном используются для получения статистической информации и мало ориентированы на деятельность лечащего врача и население.
Необходимо обеспечить единство программных и технических подходов при разработке различных специализированных регистров на всех уровнях управления, поскольку на федеральном уровне они разрабатываются в разных организациях, а в регионах они все концентрируются в одном учреждении здравоохранения, и зачастую бывают несовместимыми и труднореализуемыми.
Развитие информатизации в здравоохранении Удмуртской Республики идет на основе трехлетних целевых программ, которые включают работу с кадрами, техническое, программное, организационное и информационное обеспечение.
<< Приложение 1 Приложение 1 |
Приложение 3 >> Приложение 3 |
|
Содержание Постановление Правительства УР от 10 октября 2011 г. N 371 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.