В целях развития молочного скотоводства и увеличения производства молока в Удмуртской Республике:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Удмуртской Республике на 2013-2015 годы".
2. Определить заказчиком республиканской целевой программы "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Удмуртской Республике на 2013-2015 годы" Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.
3. Поручить Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики разработать и представить на рассмотрение Правительству Удмуртской Республики проект республиканской целевой программы "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Удмуртской Республике на 2013-2015 годы" в срок до 15 сентября 2012 года.
Исполняющий обязанности Председателя Правительства |
В.В. Богатырев |
Концепция
республиканской целевой программы "Развитие молочного скотоводства и
увеличение производства молока в Удмуртской Республике на 2013-2015 годы"
(утв. распоряжением Правительства УР от 13 августа 2012 г. N 651-р)
I. Обоснование соответствия решения проблемы целям и приоритетным
задачам социально-экономического развития Удмуртской Республики
В Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы, утвержденной Законом Удмуртской Республики от 18 декабря 2009 года N 68-РЗ "О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы", определены задачи по дальнейшему развитию животноводства. Основным инструментом реализации обозначенных задач будет являться республиканская целевая программа "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Удмуртской Республике на 2013-2015 годы" (далее - Программа).
Программа должна предусмотреть приоритетные направления принятия мер по увеличению производства молока, сохранению численности поголовья крупного рогатого скота, модернизации отрасли, что является одним из условий интенсификации отрасли молочного скотоводства. Реализация вышеуказанных направлений будет способствовать росту продуктивности животных, увеличению их ценности, как основного средства производства в сельском хозяйстве и, как следствие, - решению задач обеспечения населения качественным продовольствием, улучшению социальной обстановки на селе, сохранению существующих и созданию новых рабочих мест.
Отрасль молочного скотоводства должна иметь уровень, способный при внедрении современных технологий обеспечить производство качественной сельскохозяйственной продукции в количестве, необходимом для сохранения продовольственной безопасности страны.
II. Обоснование целесообразности и необходимости решения
проблемы программно-целевым методом
Реализация Программы будет способствовать достижению стратегической цели - повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельскохозяйственного производства и успешного развития приоритетных отраслей сельского хозяйства, а также решению тактических задач по дальнейшей интенсификации животноводства и развитию сельских территорий. Поскольку производство молока обеспечивает круглогодовую занятость рабочей силы и постоянный доход субъектам хозяйствования в течение всего года, то ускоренное развитие отрасли позволит в перспективе научно обоснованно и в интересах населения республики удовлетворить спрос на молоко и молочные продукты за счет собственного производства.
В большинстве сельскохозяйственных организаций молочное скотоводство продолжает оставаться низкорентабельной отраслью. Вследствие диспаритета цен на энергоресурсы, комбикорма, технику и продукцию животноводства продолжается сокращение поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров. Замедлились темпы роста продуктивности животных.
Главными лимитирующими факторами устойчивого развития молочного животноводства и успешной реализации потенциала молочной продуктивности в республике являются:
недостаточный уровень развития кормовой базы;
низкий выход телят в расчете на 100 коров;
недостаточный удельный вес ферм с современными технологиями;
сокращение численности коров в личных подсобных хозяйствах населения (далее - ЛПХ). Численность коров в 2000 году в ЛПХ составляла 66,1 тыс. голов, в 2011 году - 30,9 тыс. голов, или поголовье коров за этот период сократилось на 53,3 %.
Необходимость решения проблемы программно-целевым методом обусловлена:
социальной значимостью молока, как необходимого для здоровья людей продукта питания, наиболее доступного по цене;
биологическими особенностями крупного рогатого скота по сравнению со скороспелыми отраслями (птицеводство, свиноводство).
Тем более, что для развития отрасли молочного скотоводства, как крупного поставщика молока в перспективе, Удмуртская Республика располагает всеми необходимыми предпосылками:
достаточные площади земельных угодий и пастбищ для производства высококачественных кормов;
апробированные в ведущих районах республики технологии интенсивного молочного животноводства;
наличие высокопродуктивных пород молочного скота интенсивного типа (голштинская, черно-пестрая).
III. Характеристика и прогноз развития проблемы без использования
программно-целевого метода ее решения
Без проведения комплекса мероприятий, предусмотренных Программой, произойдут необратимые процессы в отрасли молочного скотоводства за счет резкого снижения продуктивности животных, сокращения их численности, особенно поголовья коров, применения устаревших технологий и использования физически и морально устаревшего технологического оборудования.
IV. Возможные варианты решения проблем, оценка преимуществ и рисков,
возникающих при различных вариантах решения проблемы
Программа предусматривает проведение комплекса мероприятий, направленных на интенсивное развитие отрасли молочного скотоводства.
Для содействия реализации вышеуказанных мероприятий в Программе предусмотрены следующие направления предоставления субсидий:
на поддержку племенного животноводства;
на приобретение племенных животных;
на производство молока;
на животноводческие помещения;
на развитие ЛПХ.
На выполнение показателей Программы оказывают влияние различные факторы:
1) макроэкономические риски. Ухудшение внутренней и внешней конъюнктуры мировых цен может снизить финансовую возможность технической модернизации отрасли, усилить зависимость развития отрасли от государственных инвестиций. Снижение темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, кризис банковской системы не позволят интенсифицировать развитие агропромышленного комплекса, снизится спрос на производимую продукцию, сократятся реальные доходы сельского населения;
2) природно-климатические риски. Сельское хозяйство относится к отраслям, в значительной степени зависящим от погодно-климатических условий. Колебания погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур и объемы их производства, что может существенно повлиять на продуктивность животных, и, в конечном итоге, степень достижения прогнозируемых показателей;
3) социальные риски. Возможность консервации или усиления социальной непривлекательности сельской местности, увеличения разрыва между уровнями жизни города и села создаст серьезную угрозу демографического кризиса в сельской местности, что, в свою очередь, спровоцирует нехватку трудоспособного населения, поставит под угрозу реализацию программ развития аграрного сектора;
4) международные торгово-политические риски. Успешное функционирование аграрного сектора зависит от ситуации на международных рынках и деятельности экспортеров и импортеров сельхозпродукции на внутреннем рынке. Изменение конъюнктуры международной торговли сельхозпродукцией может сказаться на результатах сельскохозяйственной деятельности. Существует риск существенного возрастания конкуренции в результате вступления России в ВТО. Усилятся ограничения по принятию различных мер аграрной политики, в том числе по внутренней поддержке сельского хозяйства.
V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
Сроки реализации Программы: 2013-2015 годы.
Выделение этапов реализации Программы не предусмотрено.
VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам
и показателям эффективности, позволяющим оценивать ход
реализации Программы по годам
Целями Программы являются:
создание экономических и технологических условий устойчивого развития отрасли молочного скотоводства;
увеличение объемов производства молока в хозяйствах всех категорий с 704,0 тыс. тонн в 2013 году до 732,5 тыс. тонн в 2015 году (темп роста 104,0 процента).
Для достижения намеченных целей необходимо решить следующие задачи:
создание высокоэффективного кормопроизводства;
укрепление племенной базы молочного скотоводства;
увеличение производства молока и ускоренное развитие отрасли молочного скотоводства;
строительство, реконструкция, техническая и технологическая модернизация животноводческих помещений;
кадровое обеспечение отрасли.
Целевые индикаторы и показатели эффективности Программы и их значения по годам приведены в таблице 1.
Таблица 1
Целевой индикатор |
ед. изм |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2015 г. в % к 2013 г. |
Целевые индикаторы | |||||
1. Валовое производство молока |
тыс. тонн |
704,0 |
718,1 |
732,5 |
104,0 |
2. Средний удой на корову в год во всех категориях хозяйств |
кг |
4710 |
4800 |
4900 |
104,0 |
3. Производство молока на душу населения |
кг |
450,0 |
450,0 |
450,0 |
100,0 |
4. Покупка племенного молодняка крупного рогатого скота молочных пород |
гол. |
2500 |
2600 |
2700 |
108,0 |
5. Выход телят на 100 маток |
гол. |
83 |
84 |
85 |
102,4 |
6. Удельный вес племенного поголовья в общей численности крупного рогатого скота |
% |
22,5 |
22,6 |
22,7 |
- |
6.1. Удельный вес племенных коров в общей численности коров |
% |
21,9 |
21,9 |
22,1 |
- |
6.2. Объем реализации племенного молодняка |
гол. |
2500 |
2600 |
2700 |
108 |
7. Создание центров по оказанию сервисных услуг по воспроизводству сельскохозяйственных животных |
Ед. |
1 |
1 |
1 |
100,0 |
8. Строительство, реконструкция, техническая и технологическая модернизация животноводческих помещений |
тыс. скотомест |
1,3 |
1,6 |
1,9 |
146,2 |
Показатели экономической эффективности | |||||
1. Ежегодный прирост валового производства молока |
тыс. тонн |
6,0 |
14,1 |
14,4 |
2,4 раза |
2. Ежегодный прирост валового производства молока в стоимостном выражении |
млн. руб. |
72,0 |
169,2 |
180,0 |
2,4 раза |
3. Коэффициент эффективности |
% |
9,0 |
19,9 |
20,5 |
2,3 раза |
VII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы
Всего за три года реализации Программы планируется привлечь 1945,0 млн. рублей. Финансирование мероприятий Программы за счет средств бюджета Удмуртской Республики осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, выделенных Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.
Источники и объемы финансирования мероприятий Программы
Источники финансирования Программы |
На период реализации |
Прогноз по годам, млн. рублей |
||
2013 |
2014 |
2015 |
||
Финансирование за счет средств бюджета Удмуртской Республики |
1945,0 |
595,0 |
650,0 |
700,0 |
Объемы финансирования, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики.
VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности
предлагаемых вариантов решения проблемы
Оценка эффективности реализации Программы рассчитывается в соответствии с Положением о порядке проведения оценки эффективности реализации республиканских, ведомственных целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 02 марта 2009 года N 40 "О проведении оценки эффективности реализации республиканских, ведомственных целевых программ".
Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства формируется под воздействием разнообразных факторов: условия производства, экономические, материальные и трудовые ресурсы; затраты производства; технология и организация производственных процессов.
Оценка социальной, экономической и бюджетной эффективности реализации Программы приведена в таблице 2.
Таблица 2
Показатели |
Ед. изм. |
Годы |
2015 г. к 2013, % |
|||
2013 |
2014 |
2015 |
|
|||
Численность работающих в отрасли |
чел. |
9907 |
9911 |
9930 |
100,2 |
|
Среднемесячная заработная плата работников молочного животноводства |
руб. |
8300 |
8800 |
9300 |
112 |
|
Ежегодный прирост валового производства молока |
тыс. тонн |
6,0 |
14,1 |
14,4 |
2,4 раза |
|
То же в стоимостном выражении (ВП) |
млн. руб. |
72,0 |
169,2 |
180,0 |
2,4 раза |
|
Ежегодное поступление налогов в бюджет |
млн. руб. |
830 |
880 |
930 |
112 |
|
Показатели эффективности |
Ээк |
% |
9,0 |
19,9 |
20,5 |
- |
Эб |
% |
103,2 |
103,3 |
105,9 |
- |
Экономическая эффективность определяется по соотношению ежегодного прироста валового производства молока в стоимостном выражении к общему объему финансирования производства продукции. Бюджетная эффективность определяется соотношением налоговых поступлений к общему объему финансирования.
IX. Предложения по разработчикам проекта Программы, государственным
заказчикам Программы (государственным заказчикам-координаторам) и
исполнителям мероприятий Программы
Предлагаемый разработчик проекта Программы - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.
Предлагаемый государственный заказчик Программы - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.
Предлагаемые исполнители программы - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, а также иные получатели средств бюджета Удмуртской Республики, осуществляющие реализацию мероприятий Программы в соответствии с законодательством.
X. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам
реализации Программы
Основные направления финансирования расходов, необходимые для реализации поставленных целей, отражены в настоящей концепции.
Субсидии предоставляются:
на поддержку племенного животноводства;
на приобретение племенных животных;
на производство молока;
на строительство, реконструкцию, техническую и технологическую модернизацию животноводческих помещений;
на развитие ЛПХ.
Решение основных задач Программы предусмотрено посредством выполнения комплекса программных мероприятий, осуществляемых с использованием средств государственной поддержки из бюджета Удмуртской Республики.
Объем расходов по всем направлениям Программы будет уточнен после подведения итогов отбора и предоставления в 2013-2015 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку региональных экономически значимых программ.
XI. Предложения по механизмам формирования мероприятий Программы
Проект плана мероприятий Программы будет формироваться с учетом основных положений Концепции, с использованием положительного опыта реализации республиканской целевой программы "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Удмуртской Республике на 2009-2012 годы".
Текущая работа по реализации Программы организуется заказчиком Программы по плану ежегодно разрабатываемых практических мероприятий и объемов финансирования, выделяемых на реализацию Программы.
XII. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления
реализацией Программы
Определение форм и методов организации управления Программой и ее текущее управление осуществляются заказчиком Программы в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики.
Государственный заказчик Программы - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики:
обеспечивает реализацию Программы в соответствии с планом мероприятий Программы;
представляет отчет о реализации Программы в Государственный Совет Удмуртской Республики, Правительство Удмуртской Республики, Министерство экономики Удмуртской Республики по установленным законодательством формам и срокам;
заключает государственные контракты (договоры, соглашения), связанные с реализацией Программы;
осуществляет проведение мониторинга реализации Программы;
ежегодно формирует бюджетные заявки на бюджетные ассигнования из бюджета Удмуртской Республики и в установленном порядке представляет их в Министерство экономики Удмуртской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определен заказчик Программы - Министерство сельского хозяйства и продовольствия УР. Министерству предписано разработать и представить на рассмотрение Правительства УР проект Программы в срок до 15 сентября 2012 г.
Программа должна предусмотреть приоритетные направления принятия мер по увеличению производства молока, сохранению численности поголовья крупного рогатого скота, модернизации отрасли, что является одним из условий интенсификации отрасли молочного скотоводства. Реализация вышеуказанных направлений будет способствовать росту продуктивности животных, увеличению их ценности, как основного средства производства в сельском хозяйстве и, как следствие, решению задач обеспечения населения качественным продовольствием, улучшению социальной обстановки на селе, сохранению существующих и созданию новых рабочих мест.
Отрасль молочного скотоводства должна иметь уровень, способный при внедрении современных технологий обеспечить производство качественной сельскохозяйственной продукции в количестве, необходимом для сохранения продовольственной безопасности страны.
Определены цели Программы: создание экономических и технологических условий устойчивого развития отрасли молочного скотоводства; увеличение объемов производства молока в хозяйствах всех категорий с 704,0 тыс. тонн в 2013 г. до 732,5 тыс. тонн в 2015 г. (темп роста 104 %).
Распоряжение Правительства УР от 13 августа 2012 г. N 651-р "О Концепции республиканской целевой программы "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Удмуртской Республике на 2013-2015 годы"
Текст распоряжения официально опубликован не был
Текст распоряжения предоставлен Администрацией Президента и Правительства Удмуртской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве