В целях эффективного развития мясного скотоводства в Удмуртской Республике:
1. Утвердить прилагаемую концепцию республиканской целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Удмуртской Республике на 2011-2020 годы".
2. Определить Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики заказчиком и разработчиком республиканской целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Удмуртской Республике на 2011-2020 годы".
3. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики обеспечить разработку проекта республиканской целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Удмуртской Республике на 2011-2020 годы" и в срок до 1 декабря 2010 года представить его на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики.
4. Утвердить предполагаемые изменения, вносимые в распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 6 октября 2009 года N 856-р "О Прогнозе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2012 годы", согласно приложению.
Председатель Правительства Удмуртской Республики |
Ю.С. Питкевич |
Концепция
республиканской целевой программы "Развитие мясного скотоводства
в Удмуртской Республике на 2011-2020 годы"
(утв. распоряжением Правительства УР от 15 ноября 2010 г. N 1014-р)
I. Обоснование соответствия решения проблемы целям и приоритетным
задачам социально-экономического развития Удмуртской Республики
Животноводство в Удмуртской Республике является важнейшей отраслью сельского хозяйства, дающей свыше 63 % его валовой продукции.
Значение этой отрасли определяется ее высокой долей в производстве валового регионального продукта, и, как следствие, влиянием на экономику сельского хозяйства республики.
В рамках Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года N 120, Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 24 марта 2008 года N 207-р, определены стратегические цели развития сельского хозяйства, основанные на ускоренном развитии приоритетных отраслей.
Мясной подкомплекс Удмуртской Республики является одним из важнейших составляющих агропромышленного комплекса. Его создание и развитие будет способствовать увеличению объемов производства сельскохозяйственной продукции, обеспечению эффективного ведения хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций, созданию новых рабочих мест на территориях сельских поселений.
Концепция республиканской целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Удмуртской Республике на 2011-2020 годы" (далее - Концепция) разработана в соответствии с отраслевой целевой программой "Развитие мясного скотоводства России на 2009-2012 годы", утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 6 ноября 2008 г. N 494.
Настоящая Концепция содержит комплекс целей и задач по созданию условий для устойчивого развития отрасли мясного скотоводства и увеличения объемов производства высококачественной говядины в Удмуртской Республике.
Концепция разработана с учетом основных приоритетов социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы, утвержденных Законом Удмуртской Республики от 18 декабря 2009 года N 68-РЗ "О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы", и с учетом стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года, утвержденной Законом Удмуртской Республики от 9 октября 2009 года N 40-РЗ "О Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года".
На сегодняшний день получение высококачественной говядины сопровождается большим количеством нерешенных проблем.
Главным препятствием успешного и устойчивого развития конкурентоспособного мясного скотоводства в Удмуртии является отсутствие специализации деятельности сельскохозяйственных организаций в направлении мясного скотоводства, низкий уровень ресурсного обеспечения отрасли.
Анализ развития отрасли животноводства за 2005-2009 годы позволяет выявить тенденцию роста объемов производства скота и птицы на убой при снижении численности поголовья сельскохозяйственных животных. В то же время относительно базового 1990 года объемы производства мяса сократились на 25 %, поголовье крупного рогатого скота - на 37 %.
За этот же период в расчете на душу населения уменьшилось производство мяса всех видов в убойной массе с 76 до 60 кг, потребление - с 71 до 55 кг. Лишь в последние 2-3 года наметился некоторый рост производства мяса, в основном мяса птицы и свинины как скороспелых отраслей.
В мясном балансе Удмуртской Республики на долю говядины и телятины в 2005 году приходилось 39,9 %, в 2009 году - 35,4 %, то есть ее удельный вес в общем объеме производства на территории Удмуртии достаточно низкий.
Основным источником производства говядины в Удмуртской Республике в 2005-2009 годы являются выбракованные коровы и откормочный контингент молодняка из молочных стад, на долю которых приходится 100 % этого вида мяса, что свидетельствует о необходимости создания отрасли специализированного мясного скотоводства.
Реализация молодняка крупного рогатого скота (далее - КРС) живой массой 370-380 кг влечет за собой увеличение уровня себестоимости откорма молодняка, низкий уровень закупочных цен (в силу низкой упитанности), что, соответственно, приводит к получению убытков от производства и реализации данного вида сельскохозяйственной продукции.
Кроме того, реализация молодняка крупного рогатого скота уменьшает возможности сельскохозяйственного товаропроизводителя обеспечивать воспроизводство продуктивного молочного поголовья.
Таким образом, принимая во внимание необходимость обеспечения сохранности крупного рогатого скота молочного направления, высокую значимость сельскохозяйственного производства в развитии поселений, районов, республики, необходимо прямое участие государства в создании условий для эффективного развития отрасли мясного скотоводства в Удмуртской Республике.
II. Обоснование целесообразности и необходимости решения
проблемы программно-целевым методом
Развитие отрасли мясного скотоводства будет способствовать полноценному и сбалансированному использованию имеющихся в Удмуртии ресурсов земли, крупного рогатого скота, рабочей силы, кормовых и других ресурсов.
Учитывая высокий удельный вес сельских жителей в Удмуртии (32,2 %), развитие отрасли позволит повысить уровень занятости населения, поступлений в бюджеты муниципальных образований, развития производственной и социальной инфраструктуры в сельской местности.
Особое значение отрасль мясного скотоводства приобретает в условиях снижения уровня производства мяса КРС.
Принимая во внимание сложившуюся ситуацию в области производства мяса КРС, очевидно, что формирование отрасли без разработки программно-целевого метода не представляется возможным.
III. Характеристика и прогноз развития проблемы без использования
программно-целевого метода ее решения
Отсутствие мясного скотоводства как отдельного направления отрасли животноводства приведет к ряду упущенных возможностей агропромышленного комплекса Удмуртской Республики: снижение эффективности процесса воспроизводства крупного рогатого скота молочного направления, снижение объемов производства мяса КРС, недополучение доходов сельскохозяйственными товаропроизводителями, поступлений в бюджеты всех уровней.
Без разработки и внедрения программно-целевого метода развития отрасли мясного животноводства в Удмуртской Республике прогнозируется:
1) снижение поголовья ремонтного молодняка молочного направления;
2) дальнейшее снижение объемов производства мяса КРС;
3) усиление зависимости экономики Удмуртской Республики от других регионов в части обеспечения населения республики высококачественным мясом говядины.
IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков,
возникающих при различных вариантах решения проблемы
Основными вариантами реализации республиканской целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Удмуртской Республике на 2011-2020 годы" (далее - Программа) являются:
1) формирование племенной базы крупного рогатого скота мясного направления продуктивности в специализированных хозяйствах;
2) увеличение объема производства мяса крупного рогатого скота;
3) создание комплекса специализированных сельскохозяйственных организаций с замкнутым циклом производства.
На решение проблемы могут оказывать влияние различные риски:
1. Макроэкономические риски. Снижение темпов экономического роста может привести к снижению инвестиционных возможностей и усилению зависимости от государственной поддержки. Ухудшение внутренней и внешней конъюнктуры мировых цен может снизить ожидаемую эффективность отрасли, а также уменьшить спрос на производимую продукцию вследствие сокращения реальных доходов населения.
2. Природно-климатические риски. Сельское хозяйство относится к отраслям, в значительной степени зависящим от погодно-климатических условий. Снижение обеспеченности отрасли кормами вследствие неурожая.
3. Социальные риски. Возможность усиления социальной непривлекательности сельской местности, увеличения разрыва между уровнями жизни города и села создаст серьезную угрозу демографического кризиса в сельской местности, что, в свою очередь, спровоцирует нехватку трудоспособного населения, поставит под угрозу реализацию программ развития аграрного сектора.
4. Международные торгово-политические риски. Существует риск значительного возрастания ограничений на рынке продукции и конкуренции в результате вступления России во Всемирную торговую организацию.
5. Финансовые риски. Сложившаяся с 2009 года финансово-экономическая ситуация в мире и в Российской Федерации может привести к ограничению бюджетного финансирования программ, что приводит к снижению эффективности программных мероприятий в связи с сокращением объемов работ, предусмотренных Программой.
V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
Программа предполагает развитие отрасли мясного скотоводства в Удмуртской Республике поэтапно, на период с 2011 по 2020 годы:
2011-2015 годы - формирование племенного потенциала отрасли с последующим развитием;
2015-2017 годы - стабилизация объемов производства мяса крупного рогатого скота;
2017-2020 годы - создание комплекса специализированных сельскохозяйственных организаций с замкнутым циклом производства мяса крупного рогатого скота, увеличение объемов производства высококачественной говядины.
VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам
и показателям эффективности, позволяющим оценивать
ход реализации Программы по годам
Исходя из основных проблем отрасли в Программе определена цель и задачи развития мясного скотоводства Удмуртии.
Цель Программы - создание конкурентоспособной отрасли мясного скотоводства и условий для ее дальнейшего устойчивого развития, что позволит в конечном итоге увеличить объемы производства высококачественной говядины.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- формирование племенных стад как базы дальнейшего развития отрасли мясного скотоводства;
- увеличение удельного веса крупного рогатого скота в структуре производства (реализации) основных видов скота и птицы на убой (в живой массе);
- создание специализированных хозяйств для содержания крупного рогатого скота мясных пород.
Прогнозные целевые индикаторы
Наименование целевых индикаторов |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
Покупка племенного молодняка и нетелей специализированных мясных пород, голов |
0 |
0 |
250 |
350 |
300 |
200 |
200 |
200 |
300 |
300 |
300 |
200 |
Поголовье специализированного мясного скота, всего, голов |
0 |
0 |
250 |
650 |
950 |
1150 |
1377 |
1580 |
1587 |
1890 |
2099 |
2400 |
Производство мяса крупного рогатого скота, тыс. тонн (ж.в.) |
58,1 |
58,1 |
59,1 |
62,3 |
68 |
74,9 |
82,8 |
84,5 |
86,1 |
87,9 |
89,6 |
91,4 |
Доля производства мяса крупного рогатого скота, % |
35,4 |
35,3 |
35,8 |
37,3 |
39,5 |
43,1 |
46,5 |
46,7 |
46,9 |
47,2 |
47,6 |
47,8 |
Социальная эффективность
В соответствии с программными мероприятиями развитие отрасли мясного скотоводства в Удмуртии позволит обеспечить создание 10 дополнительных рабочих мест в 2011 году и до 50 к 2020 году (при среднегодовой численности работников отрасли - 6600 человек).
Кроме того, решение поставленных Программой задач позволит обеспечить рост доходов работников отрасли мясного скотоводства на 15-17 %, что составит более 6496,1 рубля в месяц (по итогам работы за 2009 год - 4997,0 рубля).
Бюджетная эффективность
В настоящее время сельскохозяйственными организациями, реализующими мясо крупного рогатого скота, уплачивается более 140,0 миллиона рублей в бюджеты всех уровней, в том числе в бюджет Удмуртской Республики - более 65,0 млн. рублей.
При условии выполнения программных мероприятий в полном объеме уровень налоговых отчислений в бюджет и бюджетная эффективность составят:
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
Отчисления в бюджеты всех уровней, тыс. рублей |
148,00 |
149,50 |
157,00 |
172,60 |
189,90 |
208,90 |
229,80 |
259,70 |
298,60 |
352,40 |
419,30 |
в том числе в бюджет УР, тыс. рублей |
68,00 |
68,70 |
72,80 |
77,90 |
85,70 |
94,30 |
103,70 |
117,20 |
134,70 |
159,00 |
189,20 |
Объем субсидий, млн. рублей |
0,00 |
5,78 |
21,74 |
28,91 |
26,38 |
30,47 |
34,04 |
56,53 |
62,22 |
66,59 |
69,38 |
Бюджетная эффективность, % |
- |
8 |
30 |
37 |
31 |
32 |
33 |
48 |
46 |
42 |
37 |
Экономическая эффективность
При условии полного выполнения мероприятий экономическая эффективность программных мероприятий составит:
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
Производство мяса КРС, тыс. тонн |
58,10 |
59,10 |
62,30 |
68,00 |
74,90 |
82,80 |
84,50 |
86,10 |
87,90 |
89,60 |
91,40 |
Прирост стоимости, млн. рублей |
- |
0,25 |
1,13 |
3,01 |
4,70 |
6,92 |
7,92 |
11,76 |
14,30 |
15,44 |
16,65 |
Экономическая эффективность, % |
- |
4 |
5 |
10 |
18 |
23 |
23 |
21 |
23 |
23 |
24 |
VII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы
Финансирование мероприятий Программы предполагается осуществлять за счет средств бюджета Удмуртской Республики.
В целях обеспечения эффективного развития отрасли финансирование программных мероприятий предполагается осуществлять по следующим направлениям:
2011 год:
- приобретение племенного поголовья крупного рогатого скота мясных пород, в форме возмещения затрат на приобретение поголовья, в размере 20 % стоимости 1 килограмма живого веса.
2012-2016 г. (включительно):
- приобретение племенного поголовья крупного рогатого скота мясных пород, в форме возмещения затрат на приобретение поголовья, до 25 % стоимости 1 килограмма живого веса;
- содержание племенного поголовья, в форме возмещения затрат на содержание скота, в размере 40 % стоимости фактических затрат на содержание.
2017-2020 г.:
- приобретение племенного поголовья крупного рогатого скота мясных пород, в форме возмещения затрат на приобретение поголовья, в размере 25 % стоимости 1 килограмма живого веса;
- содержание племенного поголовья в форме возмещения затрат на содержание скота, в размере 30 % стоимости фактических затрат на содержание;
- реализация высококачественной говядины специализированными хозяйствами (высшая категория), в форме субсидирования производства продукции, в размере 2 руб. на один килограмм реализованного мяса КРС мясного направления (уб. вес).
Ориентировочный объем средств из бюджета Удмуртской Республики, необходимый для реализации мероприятий Программы, составляет 402,04 млн. руб., в том числе по годам:
2011 год - 5,78 млн. руб.,
2012 год - 21,73 млн. руб.,
2013 год - 28,91 млн. руб.,
2014 год - 26,38 млн. руб.,
2015 год - 30,47 млн. руб.,
2016 год - 34,04 млн. руб.,
2017 год - 56,53 млн. руб.,
2018 год - 62,22 млн. руб.,
2019 год - 66,59 млн. руб.,
2020 год - 69,38 млн. руб.
Объемы финансирования, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год.
В случае недостаточного объема финансирования предусмотренных мероприятий значение целевых индикаторов корректируется с коэффициентом не более доли финансирования основных направлений.
В случае несоответствия результатов исполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в установленном законодательством Удмуртской Республики порядке.
Источники и объемы финансирования мероприятий
Источник финансирования |
Объемы финансирования, млн. рублей (в ценах текущих лет) |
|||||||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|
Объемы финансирования, всего |
22,2 |
65,9 |
80,3 |
72,3 |
82,6 |
92,3 |
140,6 |
149,9 |
153,4 |
140,2 |
в т.ч. за счет: | ||||||||||
бюджета УР |
5,8 |
21,7 |
28,9 |
26,4 |
30,5 |
34,0 |
56,5 |
62,2 |
66,6 |
69,4 |
внебюджетных источников |
16,5 |
44,1 |
51,4 |
45,9 |
52,1 |
58,2 |
84,1 |
87,7 |
86,8 |
70,8 |
* Финансирование мероприятий Программы в 2011 году будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных Законом Удмуртской Республики "О бюджете Удмуртской Республики на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов" Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.
VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности
предлагаемых вариантов решения проблемы
Основным показателем реализации Программы является создание конкурентоспособной отрасли мясного скотоводства и условий для ее дальнейшего устойчивого развития, что позволит в конечном итоге увеличить объемы производства высококачественной говядины в Удмуртской Республике.
В результате реализации Программы будет увеличен объем производства мяса крупного рогатого скота на 144 %, т.е. не менее 83,5 тыс. тонн в год.
IX. Предложения по разработчикам проекта Программы, государственным
заказчикам Программы (государственным заказчикам-координаторам)
и исполнителям мероприятий Программы
Предлагаемый разработчик проекта Программы - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.
Предлагаемый государственный заказчик Программы - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.
Предлагаемые исполнители Программы - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, а также иные получатели средств бюджета Удмуртской Республики, осуществляющие реализацию мероприятий Программы в соответствии с законодательством.
X. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам
и этапам реализации Программы
В качестве основных направлений финансирования расходов, необходимых для реализации целей, заявленных Программой, предлагаются:
1) ежегодное приобретение племенного молодняка и нетелей для формирования племенной базы крупного рогатого скота мясного направления, а также ведение селекционной работы с имеющимся поголовьем крупного рогатого скота, путем осеменения низкопродуктивных коров молочных пород семенем быков мясных пород для получения помесного молодняка;
2) разработка и внедрение высокоэффективных технологий, обеспечивающих создание оптимальных условий для содержания и обслуживания крупного рогатого скота мясных пород, с учетом специфики отраслевого направления и получения наивысших продуктивных показателей;
3) обеспечение заготовки кормов для содержания крупного рогатого скота мясного направления не менее 90 МДж на 1 кг прироста живой массы;
4) создание предприятий со специализацией в области мясного скотоводства.
Финансирование по срокам и этапам реализации Программы отражено в разделе 7 настоящей Концепции.
XI. Предложения по механизмам формирования мероприятий Программы
Разработку проекта Программы предлагается поручить Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики. К разработке разделов Программы будут привлекаться исполнительные органы государственной власти Удмуртской Республики, а также органы местного самоуправления в Удмуртской Республике.
При формировании плана мероприятий Программы будет использован положительный опыт реализации отраслевой целевой программы "Развитие мясного скотоводства России на 2009-2012 годы", целевых программ других субъектов Российской Федерации, основные направления деятельности, обозначенные в Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы.
XII. Предложения по возможным вариантам форм и методов
управления реализацией Программы
Управление реализацией Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики. С учетом выделенных на реализацию Программы бюджетных средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты на программные мероприятия, при необходимости вносит в установленном порядке предложения об изменении или продлении сроков реализации отдельных программных мероприятий.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики по запросу Правительства Удмуртской Республики, Министерства экономики Удмуртской Республики в установленные ими сроки направляет оперативную информацию о реализации Программы, ежеквартально направляет в Министерство экономики Удмуртской Республики отчет о реализации Программы по установленным законодательством формам, в установленные законодательством сроки направляет в Государственный Совет Удмуртской Республики, Правительство Удмуртской Республики отчет о реализации Программы, срок реализации которой завершился в истекшем году.
Государственный заказчик Программы осуществляет методическое обеспечение реализации Программы, организует размещение в средствах массовой информации и (или) в сети Интернет данных о Программе и ее реализации.
Изменение,
вносимое в распоряжение Правительства Удмуртской Республики
от 6 октября 2009 года N 856-р "О прогнозе социально экономического
развития Удмуртской Республики на 2010-2012 годы"
(утв. распоряжением Правительства УР от 15 ноября 2010 г. N 1014-р)
Перечень проблем, решение которых предполагается осуществить посредством реализации республиканских, ведомственных целевых программ, разрабатываемых в 2010-2012 годах, дополнить пунктом 36 следующего содержания:
"
36 |
Отсутствие ресурсной базы, достаточной для интенсивного развития специализированного мясного скотоводства |
Республиканская целевая программа "Развитие мясного скотоводства в Удмуртской Республике на 2011-2020 годы" |
Цель: создание конкурентоспособной отрасли мясного скотоводства и условий для ее дальнейшего устойчивого развития. Задачи: формирование племенных стад как базы для дальнейшего развития отрасли мясного скотоводства; увеличение удельного веса крупного рогатого скота в структуре производства (реализации) основных видов скота и птицы на убой (в живой массе); создание специализированных хозяйств для содержания крупного рогатого скота мясных пород |
Увеличение объема производства говядины к 2020 году до 47,8 %. Увеличение поголовья мясного скота к 2020 году до 2400 голов. Увеличение валового продукта отрасли к 2020 году до 83,5 тыс. тонн мяса |
".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена концепция республиканской целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Удмуртской Республике на 2011-2020 годы".
Целью Программы является создание конкурентоспособной отрасли мясного скотоводства и условий для ее дальнейшего устойчивого развития, что позволит увеличить объемы производства.
Основными направлениями реализации программы являются: формирование племенной базы крупного рогатого скота мясного направления продуктивности в специализированных хозяйствах (ориентировочно на 2011-2015 годы); увеличение объема производства мяса крупного рогатого скота (на 2015-2017 годы); создание комплекса специализированных сельскохозяйственных организаций с замкнутым циклом производства (на 2017-2020 годы).
При реализации Программы будет увеличен объем производства мяса крупного рогатого скота на 144 %, т.е. не менее 83,5 тыс. тонн в год.
Утверждены предполагаемые изменения, вносимые в распоряжение Правительства Удмуртской Республики "О Прогнозе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2012 годы".
Перечень проблем, решение которых предполагается осуществить посредством реализации республиканских, ведомственных целевых программ дополнено проблемой отсутствия ресурсной базы, достаточной для интенсивного развития специализированного мясного скотоводства, целью которой является создание конкурентоспособной отрасли мясного скотоводства и условий для ее дальнейшего устойчивого развития, что увеличит объем производства говядины к 2020 году до 47,8 %.
Распоряжение Правительства УР от 15 ноября 2010 г. N 1014-р "О разработке проекта республиканской целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Удмуртской Республике на 2011-2020 годы"
Текст распоряжения официально опубликован не был