Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению Правительства
Удмуртской Республики
от 15 октября 2012 года N 854-р
Концепция
республиканской целевой программы "Сохранность и реконструкция
военно-мемориальных объектов в Удмуртской Республике на 2013-2016 годы"
I. Обоснование соответствия решения проблемы целям и приоритетным
задачам социально-экономического развития Удмуртской Республики
Настоящая концепция республиканской целевой программы "Сохранность и реконструкция военно-мемориальных объектов в Удмуртской Республике на 2013-2016 годы" (далее - Концепция) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 14 января 1993 года N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", Концепцией федеральной целевой программы "Сохранность и реконструкция военно-мемориальных объектов в 2011-2015 годах", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2011 года N 1317-р, Законом Удмуртской Республики от 9 октября 2009 года N 40-РЗ "О Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года", Законом Удмуртской Республики от 18 декабря 2009 года N 68-РЗ "О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы" и направлена на решение проблемы неудовлетворительного состояния военно-мемориальных объектов (воинских захоронений), расположенных на территории Удмуртской Республики.
В Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2012 года согласно проведенному мониторингу на территории 10-ти муниципальных районов и 5-ти городских округов расположено:
23 воинских захоронения лиц, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
9 захоронений умерших после Великой Отечественной войны Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы (приложение).
В настоящее время состояние военно-мемориальных объектов не соответствует должному уровню в связи со следующими обстоятельствами:
подавляющая часть мемориалов воздвигалась в послевоенные годы и изготавливалась из недолговечных материалов (гипс, бетон, гранитная крошка);
практика шефской помощи предприятий, школ, коллективных хозяйств частично прекращена в связи с ликвидацией указанных субъектов либо в связи с их недостаточным финансированием;
дефицит местных бюджетов не позволяет осуществлять достаточное финансирование работ по обеспечению сохранности военно-мемориальных объектов.
Указанные обстоятельства могут повлечь необратимый процесс разрушения памятников героического подвига советского народа и, как следствие, необходимость вложения в последующем значительно больших денежных средств на их восстановление.
Программа, разрабатываемая в целях реализации концепции, призвана обеспечить комплексный подход к решению проблемы приведения в надлежащее состояние военно-мемориальных объектов (воинских захоронений) и создания условий их сохранности. Реализация программных мероприятий позволит завершить паспортизацию воинских захоронений на территории Удмуртской Республики, обеспечить увековечение памяти лиц, погибших при защите Отечества, и будет способствовать патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации.
Для обустройства военно-мемориальных объектов предполагается осуществить мероприятия по улучшению территории воинских захоронений - оборудование мест для возложения венков, пешеходных дорожек, озеленение, светотехническое оформление и др. В целях реконструкции (ремонта) военно-мемориальных объектов предполагается осуществить мероприятия по проведению ремонтно-восстановительных работ, связанных с благоустройством военно-мемориальных объектов, созданию предпосылок для обеспечения их сохранности и др.
Военно-мемориальные объекты обеспечивают:
утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, традициям;
формирование национального самосознания народов, населяющих Удмуртскую Республику;
формирование понимания единства и преемственности развития Удмуртской Республики как государственного образования;
образовательные и познавательные потребности жителей Удмуртской Республики.
Более того, решение проблемы сохранения военно-мемориальных объектов способствует решению задач социально-экономического развития республики, таких как:
патриотическое воспитание населения;
сохранение культурного потенциала республики, сохранение и эффективное использование объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
II. Обоснование целесообразности и необходимости решения
проблемы программно-целевым методом
Использование программно-целевого метода для решения проблемы сохранности военно-мемориальных объектов направлено на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики в области увековечения памяти лиц, погибших при защите Отечества.
Республиканская целевая программа "Сохранность и реконструкция военно-мемориальных объектов в Удмуртской Республике на 2013-2016 годы" (далее - Программа) необходима для координации работы на уровне Российской Федерации, уровне Удмуртской Республики и местного самоуправления.
Программа представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые носят межотраслевой характер, позволяющий проводить единую политику в этой сфере. Решение задач, поставленных в Программе, невозможно осуществить в рамках текущего финансирования.
Отказ от применения программно-целевого метода означает, что реализация каждого мероприятия потребует отдельных решений при подготовке к празднованию очередных юбилейных дат, а также разовые и разрозненные мероприятия органов местного самоуправления за счет предусматриваемых средств на благоустройство.
Решение проблемы сохранности и реконструкции (ремонта) военно-мемориальных объектов программно-целевым методом целесообразно вследствие ряда объективных причин:
многообразие, сложность и масштабность задач обеспечения сохранности и реконструкции (ремонта) военно-мемориальных объектов;
необходимость разработки и реализации комплекса взаимосвязанных мероприятий;
необходимость выполнения в рамках единой программы крупных по объему и требующих длительных сроков реализации инвестиционных проектов.
Применение программно-целевого метода будет способствовать:
согласованности действий Министерства обороны Российской Федерации и его территориального органа в Удмуртской Республике, исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в ходе реализации Программы;
межведомственной координации планирования действий и существующих ресурсов;
определению единых индикаторов результативности работы в данной сфере.
Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2011 года N 1317-р утверждена Концепция федеральной целевой программы "Сохранность и реконструкция военно-мемориальных объектов в 2011-2015 годах". Концепцией федеральной целевой программы "Сохранность и реконструкция военно-мемориальных объектов в 2011-2015 годах" предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. По условиям Концепции федеральной целевой программы "Сохранность и реконструкция военно-мемориальных объектов в 2011-2015 годах" федеральные средства на ремонт воинских захоронений направляются на условиях софинансирования из бюджета субъекта Российской Федерации и принятия региональной и (или) муниципальных целевых программ. Категорирование военно-мемориальных объектов по затратности и распределение ежегодно выделяемых средств в виде субсидий между органами местного самоуправления, а также ответственность за целевое использование средств возлагается на высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, решить поставленные задачи целесообразно в рамках Программы с использованием программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего эффективное решение проблем в рассматриваемой области.
III. Характеристика и прогноз развития проблемы без использования
программно-целевого метода ее решения
Программа будет способствовать налаживанию взаимодействия Министерства обороны Российской Федерации и его территориального органа в Удмуртской Республике, исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике и реализации эффективных мер по увековечению памяти лиц, погибших при защите Отечества.
Органы местного самоуправления, осуществляющие в соответствии с установленными полномочиями мероприятия по содержанию и благоустройству военно-мемориальных объектов, расположенных на их территориях, испытывают ощутимый дефицит средств местных бюджетов на эти цели.
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов сохранности и ремонта военно-мемориальных объектов могут стать:
разобщенность усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления;
отсутствие системы в решении стоящих задач в этой области;
увеличение количества военно-мемориальных объектов, находящихся в неудовлетворительном состоянии;
негативное влияние на патриотическое воспитание граждан и пропаганду героических подвигов народа.
Отсутствие Программы не позволит разрешить существующие в указанной области противоречия и решить имеющиеся проблемы сохранения военно-мемориальных объектов.
IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ
и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
Возможны два варианта решения проблемы сохранности военно-мемориальных объектов, расположенных на территории Удмуртской Республики.
Первый вариант предусматривает отказ от реализации программно-целевого метода, что затруднит или сделает невозможным решение существующих проблем, приведет к отсутствию софинансирования из федерального бюджета на реконструкцию (ремонт) военно-мемориальных объектов, расположенных в Удмуртской Республике.
Данный вариант малоэффективен, поскольку вложение средств будет осуществляться традиционно путем проведения разовых работ по санитарной очистке территории и косметическому ремонту памятных сооружений в пределах средств, предусмотренных местным бюджетам на благоустройство, при подготовке к празднованиям юбилейных дат Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. При этом существует проблема ресурсных ограничений и риск некорректного определения потребностей.
Следствием такого подхода будет невозможность проведения реконструкции (капитального ремонта) военно-мемориальных объектов, потеря возможности привлечения достаточного объема средств федерального бюджета на указанные цели. Это неминуемо приведет к дальнейшему обострению проблем сохранения военно-мемориальных объектов.
Второй вариант решения проблемы предполагает активное воздействие на ситуацию с использованием программно-целевого метода, при котором в Удмуртской Республике формируется Программа наряду с Концепцией.
Основными преимуществами второго варианта являются:
реализация механизма государственной поддержки, управление и координация действий участников Программы с возможностью анализа результативности всей совокупности работ по решению проблемы;
консолидация финансовых ресурсов на определенных приоритетных направлениях сохранения военно-мемориальных объектов и, как следствие, более рациональное использование бюджетных средств;
обеспечение участия общественных институтов;
повышение эффективности использования финансовых ресурсов.
Основные риски второго варианта связаны с возможным недостаточным финансированием Программы, нескоординированностью действий государственных органов и органов местного самоуправления, изменениями принципов регулирования межбюджетных отношений в части финансирования мероприятий Программы. Минимизация указанных рисков может быть достигнута на стадии разработки Программы путем уточнения и соответствующего обоснования объема необходимых расходов, повышения эффективности контроля за выделением и расходованием средств с помощью осуществления мониторинга мероприятий Программы.
Анализ преимуществ и рисков представленных вариантов решения проблемы позволяет сделать вывод о предпочтительности второго варианта с использованием программно-целевого метода, направленного на создание условий для сохранения военно-мемориальных объектов.
V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
Срок реализации Программы - 2013-2016 годы.
Программа предусматривает достижение целей к концу 2016 года. Разделение Программы на этапы не предусматривается.
VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым
индикаторам и показателям эффективности, позволяющим
оценивать ход реализации Программы по годам
Основными целями Программы являются приведение внешнего облика военно-мемориальных объектов, находящихся на территории Удмуртской Республики, в надлежащее состояние и создание условий по обеспечению их сохранности.
Для достижения указанных целей должны быть решены следующие задачи:
паспортизация воинских захоронений на территории Удмуртской Республики;
реконструкция, ремонт и восстановление военно-мемориальных объектов на территории Удмуртской Республики;
достойное увековечение памяти лиц, погибших при защите Отечества.
Целевые показатели и индикаторы реализации Программы отображают процесс приведения внешнего облика и содержания военно-мемориальных объектов на территории Удмуртской Республики в надлежащее состояние:
доля воинских захоронений лиц, погибших при защите Отечества в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, расположенных на территории Удмуртской Республики, приведенных в надлежащее состояние, в общем объеме таких захоронений на территории Удмуртской Республики - до 100 %.
Информация по показателям и индикаторам будет уточняться в процессе разработки Программы.
VII. Предложения по объемам и источникам
финансирования Программы
Финансирование мероприятий Программы предусматривается осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджета Удмуртской Республики, бюджетов муниципальных образований, перечень которых указан в приложении к Концепции.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы предлагается в размере 4005 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 3529 тыс. рублей, средства муниципальных бюджетов - 300 тыс. рублей. Предполагаемый объем финансирования мероприятий Программы из бюджета Удмуртской Республики составляет 176 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 - не предусмотрено;
2014 - 60 тыс. рублей;
2015 - 60 тыс. рублей;
2016 - 56 тыс. рублей.
Финансирование Программы из средств бюджета Удмуртской Республики планируется осуществлять начиная с 2014 года. Мероприятия, предполагаемые к реализации в 2013 году, будут носить организационный и подготовительный характер, в том числе будут связаны с мониторингом состояния военно-мемориальных объектов и не повлекут дополнительно бюджетных ассигнований из бюджета Удмуртской Республики.
На реализацию Программы могут быть привлечены субсидии из федерального бюджета.
Реализацию Программы предполагается осуществить путем предоставления в установленном порядке субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований, перечень которых указан в приложении к Концепции, на реализацию мероприятий в рамках Программы.
Объемы финансирования носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год и плановый период.
В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики.
Финансирование мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета будет осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации.
VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
и результативности предлагаемых вариантов решения проблемы
Реализация мероприятий Программы позволит:
паспортизировать 100 % воинских захоронений, расположенных на территории Удмуртской Республики;
привести внешний облик 32 воинских захоронений, расположенных на территории Удмуртской Республики, в надлежащее состояние;
достойно увековечить память лиц, погибших при защите Отечества;
осуществить мероприятия по благоустройству мест 32 воинских захоронений;
воспитать патриотизм у граждан Российской Федерации, проживающих на территории республики, особенно подрастающего поколения;
утвердить в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимые патриотические ценности, взгляды и убеждения, уважение к культурному и историческому прошлому России, традициям.
IX. Предложения по разработчикам проекта Программы,
государственным заказчикам республиканской Программы
(государственным заказчикам - координаторам) и исполнителям
мероприятий республиканской Программы
В качестве разработчика проекта Программы, а в дальнейшем и государственного заказчика Программы, предлагается Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики.
В качестве исполнителей Программы предлагаются:
Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики;
органы местного самоуправления согласно перечню в приложении к Концепции (по согласованию);
научные и иные организации, отбираемые в соответствии с законодательством.
X. Предложения по основным направлениям финансирования,
срокам и этапам реализации Программы
Достижение целей и решение задач Программы предполагается осуществить путем выполнения взаимосвязанных мероприятий, объединенных в блоки по следующим направлениям:
паспортизация воинских захоронений, определение организаций-подрядчиков и составление проектно-сметной (сметной) документации;
ремонт и обустройство военно-мемориальных объектов;
проведение работ, связанных с реконструкцией военно-мемориальных объектов;
создание предпосылок сохранности военно-мемориальных объектов.
Программные мероприятия предлагается финансировать по следующим направлениям:
капитальные вложения;
прочие расходы.
Средства бюджета Удмуртской Республики предполагается направить на ремонт и обустройство военно-мемориальных объектов, расположенных на территории Удмуртской Республики.
Реализацию Программы предполагается осуществить в течение 4 лет (с 2013 по 2016 год). В 2013 году предполагается проведение выверки учтенных воинских захоронений и неучтенных воинских захоронений, мониторинг их состояния, составление проектно-сметной (сметной) документации. Начиная с 2014 года предполагается выполнение ремонтно-восстановительных работ (реконструкции) на военно-мемориальных объектах, создание предпосылок сохранности военно-мемориальных объектов.
XI. Предложения по механизмам формирования
мероприятий Программы
Система мероприятий Программы строится на целевом финансировании в рамках конкретных мероприятий, направленных на сохранность и реконструкцию (ремонт) военно-мемориальных объектов.
Мероприятия Программы предполагается реализовывать по 2 направлениям.
В рамках первого направления предусматривается паспортизация воинских захоронений, определение организаций-подрядчиков и составление проектно-сметной (сметной) документации.
В рамках второго направления предусматривается выполнение работ по реконструкции и ремонту военно-мемориальных объектов.
Необходимо применение следующих принципиально новых подходов к разработке и реализации Программы:
направленность мероприятий Программы на достижение результатов, оцениваемых на основе социально-экономических показателей (управление по результатам);
направленность на системные изменения в сфере сохранности и реконструкции (ремонта) военно-мемориальных объектов с учетом общефедерального значения решаемых проблем;
внедрение механизмов самофинансирования, саморегулирования и самоорганизации;
комплексный характер разработки мероприятий Программы;
активное привлечение институтов гражданского общества к разработке и реализации мероприятий Программы.
В целях разработки мероприятий Программы заказчик будет осуществлять:
привлечение к разработке целевых показателей и индикаторов реализации Программы представителей общественных объединений и научной общественности.
XII. Предложения по возможным вариантам форм
и методов управления реализацией Программы
Управление Программой, включающее в себя комплекс организационных мер по реализации Программы, будет осуществляться государственным заказчиком Программы в соответствии с Положением о разработке и реализации республиканских, ведомственных целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 июня 2008 года N 151 "Об утверждении Положения о разработке и реализации республиканских, ведомственных целевых программ".
Отбор исполнителей (поставщиков, подрядчиков) мероприятий Программы будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.