В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 9 октября 2009 года N 40-РЗ "О Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года" и в целях создания условий для обеспечения экономической и социальной стабильности в моногороде Сарапуле Удмуртской Республики:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию Республиканской целевой программы поддержки развития моногорода Сарапула Удмуртской Республики на 2012-2014 годы.
2. Утвердить Министерство экономики Удмуртской Республики заказчиком Республиканской целевой программы поддержки развития моногорода Сарапула Удмуртской Республики на 2012-2014 годы.
3. Министерству экономики Удмуртской Республики организовать работу по разработке и согласованию проекта Республиканской целевой программы поддержки развития моногорода Сарапула Удмуртской Республики на 2012-2014 годы и представить его на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики.
4. Внести изменение в распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 10 октября 2011 года N 844-р "О прогнозе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2012-2014 годы" согласно приложению.
Председатель Правительства Удмуртской Республики |
Ю.С. Питкевич |
Концепция Республиканской целевой программы
поддержки развития моногорода Сарапула Удмуртской
Республики на 2012-2014 годы
(утв. распоряжением Правительства УР от 29 октября 2012 г. N 896-р)
1. Обоснование соответствия решения проблемы
целям и приоритетным задачам социально-экономического
развития Удмуртской Республики
Город Сарапул является одним из 3-х монопрофильных городских округов Удмуртской Республики, наряду с городами Воткинск, Глазов официально включен в перечень моногородов России Министерством регионального развития Российской Федерации.
Вклад экономики города Сарапула в экономику Удмуртской Республики значителен. В 2011 году он характеризовался следующими показателями: удельный вес объема отгруженной продукции в общем объеме Удмуртской Республики - 4,1 %, удельный вес инвестиций - 1,1 %, удельный вес занятых в экономике - 4,4 %, удельный вес налоговых поступлений в консолидированный бюджет Удмуртской Республики - 5,4 %.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Удмуртской Республики до 2025 года (далее - Стратегия) город Сарапул является одним из полюсов роста территориально-планировочной системы "Ижевская агломерация".
Реализация комплекса мер государственной поддержки моногорода Сарапула полностью соответствует одному из основных направлений Стратегии "Диверсификация экономики: поддержка приоритетных (высокотехнологичных) и модернизация традиционных секторов специализации".
По требованиям Министерства регионального развития Российской Федерации администрацией города Сарапула при непосредственном участии органов государственной власти Удмуртской Республики, предприятий и организаций города разработан Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Сарапула (далее - КИП).
Республиканская целевая программа поддержки моногорода Сарапула Удмуртской Республики на 2012-2014 годы (далее - Программа) станет инструментом реализации комплекса необходимых мер государственной поддержки инвестиционных проектов, включенных в КИП моногорода.
Экономика города в докризисный период характеризовалась ежегодным ростом объемов отгруженной продукции на 18 %, ростом средней заработной платы на 25 %. Уровень безработицы в 2007 году составлял 1,3 %.
Под влиянием мирового финансового кризиса социально-экономическое положение города значительно ухудшилось:
объемы отгруженной продукции промышленного производства сократились на 20 %, а на отдельных предприятиях сократились в 2 раза;
на ряде предприятий появилась задолженность по заработной плате;
уровень безработицы вырос в 2009 году до 3,35 %, к 2012 году уровень безработицы снизился до уровня 2,69 % благодаря реализации программы по снижению напряженности на рынке труда, но остается на весьма критическом уровне.
Градообразующими предприятиями моногорода (т.е. связанными единым заказчиком, технологией, территорией и кадровыми ресурсами) являются предприятия оборонно-промышленного комплекса ОАО "Сарапульский радиозавод", ОАО "Сарапульский электрогенераторный завод", ОАО "Элеконд". Доля в общем объеме отгруженных товаров собственного производства в 2007 году составляла 55 %.
В период 2007-2011 годов произошло сокращение количества занятых и объемов производства на градообразующих предприятиях, в том числе по причине отсутствия финансирования по гособоронзаказу на ОАО "Сарапульский радиозавод". Суммарная численность работающих уменьшилась на 1305 человек. В результате по итогам 2011 года доля этих предприятий в объеме отгруженной продукции города составила 42 %, численность занятых на них - 13,1 % от трудоспособного населения в трудоспособном возрасте.
Как следствие, снижение доходов населения и рост задолженности по заработной плате послужили источником социальной напряженности. На предприятиях и на улицах города наблюдались митинги и акции протеста.
Зависимость доходной части местного бюджета, экономической безопасности и социальной стабильности в городе от деятельности работы градообразующих предприятий в период кризисных экономических явлений лишают местных властей основного источника налоговых поступлений. Потери бюджета города становятся критическими для решения социальных проблем населения.
2. Обоснование целесообразности и необходимости решения
проблем программно-целевым методом
Необходимость программно-целевого метода поддержки развития моногорода Сарапула вызвана комплексным характером проблемы, решение которой требует межведомственного взаимодействия на всех уровнях власти: федеральном, региональном, муниципальном.
В рамках разработки КИП выполнена диагностика экономики, в результате которой выявлены существенные проблемы и риски дальнейшего развития города (инерционный сценарий приведен в разделе 3).
Угроз для экономики города невозможно избежать без решения выявленных проблем и реализации инвестиционных мер по диверсификации экономики города (инвестиционных бизнес-проектов за счет внебюджетных источников), а также мер государственной поддержки (инфраструктурных проектов и мер стимулирования инвестиционной деятельности за счет средств федерального, регионального и муниципального бюджетов).
Использование программно-целевого метода управления позволит обеспечить комплексное планирование и реализацию мероприятий по модернизации экономики города Сарапула, сконцентрировать ресурсы разных ведомств на единых целях и задачах, привлечь средства федерального бюджета на софинансирование строительства объектов инфраструктуры, необходимой для ключевых (якорных) инвестиционных проектов диверсификации моногорода.
Необходимость разработки Программы обусловлена также соответствующими требованиями Министерства финансов Российской Федерации. Наличие такой Программы является обязательным условием для предоставления средств федерального бюджета в форме дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
3. Характеристика и прогноз развития проблемы без использования
программно-целевого метода ее решения
В ходе разработки КИП рассмотрены инерционный (без реализации мер господдержки) и целевой или "Инфраструктурная модернизация" (с учетом реализации мер господдержки) сценарии развития моногорода Сарапула.
Развитие ситуации в городе Сарапуле при отсутствии дополнительной поддержки со стороны Удмуртской Республики и Российской Федерации приведет к инерционному сценарию развития экономики города, который характеризуется следующими признаками.
Развитие городской инфраструктуры выполняется существующими темпами.
Создание и развитие предприятий малого и среднего бизнеса происходит исключительно за счет ресурсов учредителей на базе имеющейся инженерной и дорожной инфраструктуры.
В моногороде и близлежащих территориях не реализуются инфраструктурные проекты, которые могут существенно повлиять на инвестиционный климат.
Продолжится снижение объемов гособоронзаказа.
На градообразующих предприятиях машиностроительного комплекса продолжится спад производства и плавное сокращение персонала. Сокращение персонала также будет происходить в силу процессов автоматизации производственных технологий.
Напряженность на рынке труда будет возрастать, доходы населения будут сокращаться, местный бюджет все в большей степени будет дотационным для региона.
Ремонт городской инженерной и транспортной инфраструктуры будет выполняться недостаточными темпами. Степень ее износа будет возрастать. Значительная часть населения по-прежнему будет проживать в санитарно-защитных зонах от вредных производств.
Наметится устойчивое отрицательное сальдо миграции, в первую очередь за счет трудоспособного населения, в том числе за счет молодежи, а также наиболее активной и профессионально востребованной части работников промышленности.
Градообразующие предприятия на фоне сокращающегося производства, старения оборудования и технологического отставания начнут наряду с избытком трудовых ресурсов испытывать дефицит руководителей цехов и служб, инженерно-технических работников, рабочих высоких разрядов. Возникнет необходимость реанимации градообразующих предприятий или переноса заказов продукции, критически необходимой для государства, на другие предприятия.
На фоне экономического спада градообразующих предприятий и снижения доходов населения произойдет сокращение потребительского спроса и связанное с ним сокращение товарного рынка, малого и среднего бизнеса. Возникнет высокий риск сворачивания малым и средним бизнесом инвестиционных проектов. Отток трудоспособного населения возрастет.
Наметится тенденция к устойчивому снижению рыночной стоимости жилья (основного капитала населения), население утратит возможность "нетравматичной" трудовой миграции, динамика строительства жилья станет отрицательной.
С уменьшением населения возникнет избыточность городской инфраструктуры и возрастут удельные затраты на содержание коммуникаций.
Оценочно исходя из условий сценария в перспективе в городе возникнет критическая ситуация с занятостью и доходами населения, состоянием городской инфраструктуры и производственной базы, осложненная демографической и социально-психологической ситуацией.
4. Возможные варианты решения проблемы,
оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных
вариантах решения проблемы
Решение проблемы моноструктурности экономики моногорода без использования республиканской целевой программы представляется нецелесообразным.
При рассмотрении вариантов решения проблемы в ходе разработки КИП были сопоставлены между собой следующие варианты:
в рамках существующих механизмов поддержки развития города, что не решает проблему, а лишь смягчает последствия;
при условии принятия настоящей Программы и создания по итогам ее реализации ключевых предпосылок для развития инвестиционных процессов, снижения рисков зависимости местного бюджета, доходов населения (бюджета семьи) от градообразующих предприятий.
При использовании последнего варианта развитие ситуации характеризуется следующими преимуществами наиболее предпочтительного сценария "Инфраструктурная модернизация".
Развитие городской инфраструктуры выполняется при системной поддержке Российской Федерации и Удмуртской Республики.
Создание предприятий малого и среднего бизнеса происходит при стимулировании инвестиционной деятельности со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе посредством использования обновленной инфраструктуры.
Диверсификация производства и рынков сбыта производится градообразующим предприятием за счет собственных средств и средств учредителей при стимулировании инвестиционных процессов со стороны органов власти.
В городе Сарапуле при поддержке Удмуртской Республики и Российской Федерации реализуются инфраструктурные проекты, напрямую увязанные с ключевыми (якорными) инвестиционными бизнес-проектами.
Будут реализованы инфраструктурные проекты в коммунальной, дорожной сфере, в энергоснабжении. Степень износа инфраструктуры будет снижаться, эффективность ее использования повысится.
При непосредственном участии Удмуртской Республики в оказании поддержки по стимулированию инвестиционной деятельности предприятий, привлечения внешних инвесторов, создании благоприятных условий для организации малого и среднего бизнеса будут созданы условия для организации новых производств и роста капитализации предприятий малого и среднего бизнеса.
Увеличится объем капитального ремонта и нового жилищного строительства. Сократится доля населения, проживающего в аварийном и ветхом жилье, а также в санитарно-защитных зонах от вредных производств.
Развитие строительного комплекса позволит улучшить ситуацию на рынке занятости, придаст импульс для развития малого и среднего бизнеса в этой сфере.
На базе обновленной инфраструктуры развернется реализация ключевых (якорных) для экономики инвестиционных проектов, направленных на формирование новой структуры промышленного производства в городе.
Произойдет увеличение потребительского спроса и связанное с ним расширение внутреннего товарного рынка. Будет наблюдаться постепенное замещение импортной продукции.
Город станет центром притяжения предпринимательской деятельности, а также проявления экономической инициативы самими жителями города.
Необходимость в поддержке города Сарапула со стороны федеральных и республиканских властей будет сокращаться по мере создания и роста новых предприятий и организаций. Ко времени завершения инфраструктурных проектов и выхода ключевых инвестиционных проектов на проектную мощность в городе будет создана емкость рынка труда, достаточная для гарантированного трудоустройства работников, сокращенных на градообразующих предприятиях.
На фоне снижения безработицы, модернизации городской инфраструктуры, решения проблем с обеспечением социальными услугами, например, услугами дошкольных учреждений, ощутимо возрастет качество жизни населения.
Реализация мер по развитию улично-дорожной сети, магистральных подъездов, мостового перехода через реку Каму снизит инфраструктурные ограничения транспортных сообщений, что может существенно увеличить трафик через Сарапул и сделать его важным логистическим узлом.
При увеличении государственного оборонного заказа для градообразующих предприятий и достижении ими успехов в диверсификации собственного производства и рынков сбыта ход реализации сценария представляется еще более оптимистичным.
5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
Ориентировочные сроки реализации Программы - 2012-2014 годы. Этапы реализации не предусмотрены.
6. Предложения по целям и задачам программы, целевым
индикаторам и показателям эффективности, позволяющим оценивать
ход реализации программы по годам
Цель Программы - повышение темпов экономического развития, диверсификация экономики и улучшение качества жизни населения города Сарапула.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
обеспечение условий для создания альтернативных высокотехнологичных производств и новых рабочих мест, роста промышленного производства на основе формирования территории с развитой инженерной и транспортной инфраструктурой;
реализация мер поддержки по развитию малого и среднего предпринимательства, создание благоприятной среды для возникновения новых предприятий в сфере малого и среднего бизнеса и их роста;
снижение социальной напряженности на рынке труда и содействие самозанятости населения;
корректировка и реализация образовательных программ под требования инвестиционных проектов;
создание комфортных условий проживания населения, в том числе за счет комплексного развития и модернизации коммунальной инфраструктуры города Сарапула.
Целевыми индикаторами и показателями эффективности Программы являются:
прирост объема инвестиций в экономику города Сарапула, млн. руб.;
снижение уровня зарегистрированной безработицы в городе Сарапуле, процентных пунктов;
прирост налоговых поступлений в бюджет города Сарапула, млн. руб.;
общее количество дополнительно созданных постоянных рабочих мест;
увеличение доли альтернативных производств в общегородском объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственного производства, процентных пунктов;
увеличение доли малых предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственного производства организаций, процентных пунктов.
7. Предложения по объемам и источникам
финансирования программы
Общий объем финансирования мероприятий Программы оценивается 15942,38 млн. руб., в том числе за счет:
федерального бюджета - 499,64 млн. руб.,
бюджета Удмуртской Республики - 2544,48 млн. руб.,
бюджета города Сарапула - 41,57 млн. руб.,
внебюджетных источников (средств предприятий) - 10884,59 млн. руб.,
Инвестиционного фонда Российской Федерации - 1972,1 млн. руб.
Финансирование из бюджета Удмуртской Республики осуществляется, в том числе в рамках уже принятых республиканских, ведомственных целевых программ, региональных адресных программ, муниципальных целевых программ и иных программ, мероприятия которых соответствуют направленности задач Программы.
Объемы финансирования носят ориентировочный характер и подлежат уточнению при утверждении бюджетов соответствующих уровней на очередной финансовый год и плановый период.
В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности может быть принято решение о сокращении, начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию Программы, или о досрочном прекращении ее реализации в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики.
Финансирование мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета будет осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации. Предполагается привлечение средств в форме дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий КИП.
8. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
и результативности предлагаемых вариантов решения проблемы
Реализация инвестиционных проектов и мероприятий Программы будет способствовать:
повышению устойчивости и конкурентоспособности предприятий в городе Сарапуле;
диверсификации экономики за счет создания альтернативных высокотехнологичных производств и развития малого и среднего бизнеса;
развитию транспортной и инженерной инфраструктуры;
обеспечению гарантированной занятости населения и росту доходов граждан.
Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры, а также реконструкция и строительство объектов инженерной инфраструктуры позволят снизить аварийность на объектах, снять инфраструктурные ограничения для развития бизнеса, повысить качество жизни населения города.
В результате реализации Программы к 2015 году будут достигнуты следующие целевые ориентиры:
прирост инвестиций в экономику Сарапула (накопительным итогом с 2012 года) составит 3501,77 млн. руб.;
снижение уровня зарегистрированной безработицы до уровня 1 % (на 1,51 процентных пункта);
ежегодный прирост налоговых поступлений в бюджет города Сарапула до уровня 29,5 млн. руб. в год, общее увеличение за три года 73,2 млн. руб.;
создание дополнительно 2985 постоянных рабочих мест от реализации инвестиционных проектов;
увеличение доли альтернативных производств в общегородском объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственного производства до 57 % (на 12 процентных пунктов);
увеличение доли малых предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственного производства до 37,6 % (на 11,86 процентных пункта).
9. Предложения по разработчикам проекта программы,
государственным заказчикам республиканской программы (государственным
заказчикам-координаторам) и исполнителям мероприятий республиканской
программы
Функции государственного заказчика-координатора Программы предлагается закрепить за Министерством экономики Удмуртской Республики.
Государственными заказчиками по курируемым направлениям мероприятий Программы предлагается назначить:
Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики;
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики;
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики;
Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики;
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики;
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики;
Министерство образования и науки Удмуртской Республики;
Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики;
Министерство экономики Удмуртской Республики;
Главное управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики.
Разработчики Программы:
Министерство экономики Удмуртской Республики;
Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики;
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики;
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики;
Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики;
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики;
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики;
Министерство образования и науки Удмуртской Республики;
Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики;
Министерство финансов Удмуртской Республики;
Главное управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики;
Администрация города Сарапула (по согласованию).
Предлагаемые исполнители Программы - исполнительные органы государственной власти Удмуртской Республики, органы местного самоуправления муниципального образования "Город Сарапул", организации, привлекаемые на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10. Предложения по основным направлениям финансирования,
срокам и этапам реализации программы
Реализовать Программу планируется за трехлетний период с 2012 по 2014 годы. Этапы реализации не предусмотрены. Программа направлена на создание условий для реализации инвестиционных проектов по диверсификации экономики, предусмотренных КИП.
Основными направлениями для финансирования в рамках Программы предлагаются:
реализация инфраструктурных проектов по коренному изменению профиля экономики;
развитие жилищно-коммунального, дорожного хозяйства, энергоснабжения;
меры поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;
стимулирование в реализации инвестиционных проектов предприятий промышленности;
содействие занятости населения и снижение напряженности на рынке труда;
строительство или реконструкция объектов социальной инфраструктуры.
11. Предложения по механизмам формирования
мероприятий программы
Перечень мероприятий Программы формируется разработчиками Программы в соответствии с приоритетами Стратегии.
При формировании перечня мероприятий Программы должны быть учтены решения Рабочей группы при Правительстве Удмуртской Республики по разработке и реализации комплексных инвестиционных планов модернизации моногородов Удмуртской Республики.
Мероприятия должны быть направлены на создание условий для успешной реализации инвестиционных проектов по диверсификации экономики моногорода, включенных в КИП.
12. Предложения по возможным вариантам форм
и методов управления реализацией программы
Механизм реализации Программы подразумевает взаимодействие и сотрудничество государственного заказчика-координатора, государственных заказчиков Программы и исполнителей мероприятий Программы. Реализация Программы осуществляется при взаимодействии с рабочими группами по моногородам, созданными при Правительстве Удмуртской Республики и Администрации города Сарапула.
Текущее управление Программой и оперативный контроль за ходом ее реализации обеспечиваются государственным заказчиком-координатором Программы.
Управление отдельными направлениями Программы обеспечивается государственными заказчиками по курируемым направлениям деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определен заказчик Республиканской целевой программы поддержки развития моногорода Сарапула Удмуртской Республики на 2012-2014 годы - Минэкономики УР. Министерству предписано разработать и представить на рассмотрение Правительства УР проект Программы.
Проблемой, на решение которой должна быть направлена Программа, является моноструктурность экономики моногородов Удмуртской Республики, в т.ч. города Сарапула.
Программа позволит обеспечить комплексное планирование и реализацию мероприятий по модернизации экономики г. Сарапула, сконцентрировать ресурсы разных ведомств на единых целях и задачах, привлечь средства федерального бюджета на софинансирование строительства объектов инфраструктуры, необходимой для ключевых инвестиционных проектов диверсификации моногорода.
Предполагаемые цели Программы - повышение темпов экономического развития, диверсификация экономики и улучшение качества жизни населения города Сарапула.
Распоряжение Правительства УР от 29 октября 2012 г. N 896-р "О разработке проекта Республиканской целевой программы поддержки развития моногорода Сарапула Удмуртской Республики на 2012-2014 годы"
Текст распоряжения официально опубликован не был
Текст распоряжения предоставлен Администрацией Президента и Правительства Удмуртской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве