1. Начальникам таможенных постов, функциональных отделов таможни:
1.1. Непосредственно осуществлять контроль за организацией в подразделениях воспитательно-профилактической и индивидуально-воспитательной работы среди личного состава, отразив эту обязанность в своих должностных инструкциях.
1.2. Определить во всех подразделениях ответственных за планирование и проведение воспитательной работы с личным составом из числа руководящего состава или наиболее подготовленных главных и ведущих инспекторов с отражением этой обязанности в их должностных инструкциях.
Списки указанных лиц представить до 16.03.98 года в ОВПР среди личного состава для обобщения и последующего назначения их ответственными приказом МЮТ.
1.3. В общих планах работы таможенных постов и функциональных отделов предусмотреть на первое полугодие с.г. мероприятия по усилению борьбы с правонарушениями, совершенствованию воспитательно-профилактической, индивидуально-воспитательной работы среди личного состава, укреплению служебной и исполнительской дисциплины.
О проведенной индивидуально-воспитательной работе вести записи в специальных дневниках (журналах).
В планах работы подразделений на 2-е полугодие с.г. также предусмотреть мероприятия по организации и совершенствованию воспитательной работы. (Примерный перечень мероприятий для подготовки плана прилагается.)
1.4. Проработать со всем личным составом подразделений прилагаемую Памятку сотруднику таможни и руководствоваться ее положениями в своей практической деятельности.
2. Начальнику отдела воспитательно-профилактической работы среди личного состава Смирнову А.М. организовать 25.03.98 г. на базе МЮТ проведение методического семинара с ответственными в подразделениях таможни должностными лицами за планирование и организацию воспитательной работы.
3. Настоящий приказ довести до всех сотрудников таможни.
Контроль за исполнением настоящего приказа возлагаю на и.о. заместителя начальника таможни по работе с личным составом Калинина Н.П.
Начальник таможни |
В.Э.Саркисов |
Примерный перечень мероприятий
для подготовки плана воспитательной работы
- организовать изучение Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" по разделам;
- проработать памятку сотруднику таможни: история таможенного дела. Кодекс чести таможенника, права и обязанности сотрудников, поощрения, взыскания, основания привлечения к уголовной ответственности;
- изучить с руководящим составом нормативные документы по организации воспитательной работы: приказ ГТК РФ от 11.09.96 г.N 557 "О мерах по укреплению законности, правопорядка, служебной и исполнительской дисциплины в таможенных органах Российской Федерации", указаний ГТК России от 09.01.97 г. N 01-15/360, от 20.01.97 г. N 01-15/994.
- практиковать заслушивание начальников ОТО и ТК по организации воспитательной работы, рассматривать эти вопросы на оперативных совещаниях подразделений таможни с последующими отметками в журналах;
- рассматривать вопросы соблюдения сотрудниками подразделений мер личной безопасности;
- заслушивать руководителей подразделений, наставников и молодых сотрудников об освоении ими порученных участков работы;
- проводить анализ состояния дисциплины в подразделениях;
- рассматривать вопросы ротации конкретных сотрудников;
- планировать проведение психологического обследования сотрудников в ОТО и ТК с привлечением психолога;
- проводить спортивные и культурно-досуговые мероприятия;
- участвовать в спортивных и художественных мероприятиях таможни, МТУ и ГТК России;
- проведение торжественных мероприятий, связанных с празднованием знаменательных дат страны, дней рождения сотрудников.
Памятка сотруднику таможни
Присяга сотрудника таможенного органа
"Клянусь при осуществлении полномочий сотрудника таможенного органа Российской Федерации неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации, защищать экономический суверенитет и экономическую безопасность Российской Федерации, добросовестно исполнять свои должностные обязанности".
Ст.19 Федерального Закона РФ
"О службе в таможенных органах Российской Федерации".
Из истории таможенного дела в России.
Зарождение таможенного дела относится к глубокой древности. На территории нашей страны это произошло в период появления древних государств во II-Ill веках до н.э. В договоре князя Олега с Византией таможенные обычаи и льготы упоминаются как издавна применяемые на Руси. Нормой обычного права было взимать "мыт", или "мыто" - сбор за провоз товаров через заставы. В славянских языках сохранилось слово "мытник" - сборщик пошлин и "мытчица" - место сбора мыта.
Понятие "тариф" стало впервые применяться в III веке до н.э. в отношении таблицы, включавшей название товара, меру его измерения и величину пошлины на провоз через Гибралтарский пролив и составленной в г. Тариф на юге Испании.
В XI-XIII веках, когда Русь распалась на отдельные княжества, крупные феодалы стали вводить свои пошлины (торговые и проезжие). Позже русские цари, осуществляя объединение земель вокруг Москвы, принимали меры по упорядочению таможенных сборов, пополняя за их счет государственную казну. Понятие "таможня" появилось в русском языке после монголо-татарского нашествия и в его основе лежало тюркское слово "тамга", которое имело два значения: 1) клеймо, тавро; знак родовой собственности у монгольских скотоводов; 2) внутренний налог (пошлина), взымавшийся со всех продаваемых товаров преимущественно деньгами. В России до 1653 г. он взымался и с товаров непроданных, только за их провоз. В XVII веке таможни имелись во всех городах и местечках, а в больших городах их обычно было несколько. Например, в Москве были Большая таможня, Померная изба (взымалась пошлина с хлебных товаров) и Мытная изба (пошлины с леса, дров, скота). Применялось два способа комплектования состава таможен:
1) безвозмездная служба представителей купечества, посадских людей и уездных крестьян "на веру" - должностные лица таможен принимали присягу на верность царю;
2) сдача таможен на откуп заинтересованному лицу, которое вносило в казну сумму, не меньшую, чем средний таможенный сбор за предыдущий год, и затем собирало пошлины в свою пользу.
В штатах таможен имелись целовальники (10-20 чел. в зависимости от важности таможни), на должности которых привлекались служилые люди и черносошные крестьяне. Целовальников, также как и таможенных голов, избирали на один год посадские люди и уездные крестьяне. Целовальники принимали присягу. Кроме целовальников, на таможне служили подъячие (вели таможенные книги и оформляли документы), сторожа, рассыльные, истопники и др.
К началу XVIII века был сформирован централизованный орган Российского государства - Приказ Большой казны, куда поступали таможенные сборы. С 1718 года таможенными сборами управляла учрежденная Петром I Коммерц-коллегия. Были приняты меры по укреплению границ государства.
С 1753 по 1757 год в России была проведена таможенная реформа, в ходе которой ликвидировали внутренние таможни и перешли к рублевой пошлине. После создания в 1802 году министерств таможенные учреждения вошли в состав Министерства коммерции, а с 1811 года - в состав департамента внешней торговли Министерства финансов. С 1864 года Департамент внешней торговли был переименован в Департамент таможенных сборов, которому, кроме таможен, подчинялись пограничная и корчемная стражи.
В 1857 году был принят Таможенный устав, в котором были определены требования к таможенникам. В целом, кадры таможенников комплектовались из числа дворян, имеющих высшее или среднее образование. На должности досмотрщиков принимались лица, ранее служившие в армии или пограничной страже.
Для борьбы с контрабандой в 1754 году в пограничной полосе был введен институт объездчиков, который позже был переформирован в таможенную пограничную стражу. Границы охранялись в две линии: в первой - казачьи команды, во второй - вольнонаемные таможенные объездчики. С 1832 года охрана таможенных границ перешла к пограничной страже. В 1893 году был создан отдельным корпус пограничной стражи, подчиненный Министерству финансов.
С конца XVII столетия по 1918 год в отдельных регионах России существовала корчемная стража, предназначавшаяся для пресечения тайного изготовления, провоза и продажи товаров, обложенных акцизом или составляющих монополию казны (вино, пиво, табак, соль).
Во второй половине XIX века таможенная служба Российской империи продолжала развиваться и совершенствоваться, о чем убедительно свидетельствуют следующие данные.
/-----------------------------------------------------------------------\
| Название таможенного органа | 1856 г.|1881 г.|1894 г. |
|--------------------------------------------+--------+-------+---------|
| Таможенные округа | 9 | 10 | 12 |
| Таможни | 70 | 84 | 95 |
| Таможенные заставы | 51 | 55 | 64 |
| Переходные пункты и посты | 9 | 53 | 71 |
| Таможенные участки | - | - | 7 |
| | | | |
| Итого | 139 | 202 | 237 |
\------------------------------------------------------------------------
В 1918 году декретом СНК РСФСР Департамент таможенных сборов был переименован в Главное управление таможенного контроля и передан в состав наркомата торговли и промышленности. В начале 1919 года пограничная охрана передается в состав действующей Красной Армии. Во все таможенные органы были назначены военные комиссары, несшие полную личную ответственность за соблюдение экономических интересов государства.
В связи с переходом к Нэпу, учреждается Главное таможенное управление, имевшее в подчинении 8 таможенных округов и 290 таможенных учреждений. Постепенно в условиях сначала экономической блокады, а затем под влиянием складывавшейся командно-административной системы в стране таможенная система начинает сворачиваться. Сокращаются таможенные учреждения: если в 1927 году их было 160, то в 1935 году оставалось только 67. Численность личного состава сократилась на одну треть (оставалось около 2 тыс. работников). В предвоенные годы наметилась тенденция расширения таможенных структур.
С началом Великой Отечественной войны оказались уничтоженными 24 таможни на западных границах страны. В ряды Красной Армии и ополчение ушло 90% таможенных работников. На 1 сентября 1941 года на 37 таможнях и таможенных постах оставалось лишь 318 чел. Однако, начиная уже с 1944 года, было открыто 22 таможни, 5 таможенных постов, организовано 42 временных поста для пропуска переселенцев, благотворительных грузов. В 1945 году сеть таможенных учреждении включала: ГТУ, отделение в Ашхабаде, 53 таможни и 34 таможенных поста. В послевоенные годы таможенная система неоднократно реформировалась.
Существенное влияние на развитие таможенного дела в СССР оказали принятые в 1928, 1964 и 1991 годах Таможенные кодексы. В 1993 году принят ныне действующий Таможенный кодекс РФ и Закон "О таможенном тарифе".
В период с 1991 по 1996 годы российская таможенная система, перестраиваясь в связи с коренными изменениями в экономике, существенно укрепилась и в динамике это подтверждается следующими показателями:
Показатели/годы | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 |
Региональные таможенные управления |
2 | 4 | 12 | 15 | 15 | 17 |
Таможни | 84 | 114 | 127 | 141 | 150 | 154 |
Таможенные посты | 122 | 211 | 413 | 483 | 503 | 510 |
Численность личного состава т/о (тыс.чел) |
8,3 | 18,7 | 3,0 | 43,3 | 53,8 | 53,8 |
Принятой Правительством России "Федеральной программой развитая таможенной службы Российской Федерации на 1996-1997 годы и на период до 2000 года" намечено дальнейшее развитие и совершенствование всей таможенной системы страны.
В марте 1994 года приказом ГТК РФ в целях совершенствования управления таможенным делом на территории г. Москвы и Московской области был создан ряд новых таможенных органов, а часть таможенных постов была преобразована в таможни. Таким образом Железнодорожный таможенный пост Московской региональной таможни был преобразован в Московскую железнодорожную таможню с подчинением Московскому таможенному управлению. Зоной деятельности таможни определен г. Москва. В результате проведенных в 1994-1996 годах организационно-штатных изменений численный состав сотрудников таможни практически удвоился. В таможенный коллектив пришло много новых сотрудников, абсолютное большинство из которых имеет высшее образование, значительный производственный и жизненный опыт. Все вновь принятые сотрудники проходят первоначальную таможенную подготовку на специальных курсах, где они знакомятся с основами таможенного дела, в том числе с историей и традициями таможенных органов России.
Сотрудники нашей таможни хранят и преумножают традиции российских таможенников, ценят вклад ветеранов таможенного дела, гордятся службой в таможенных органах России.
Обязанности сотрудника таможенного органа
Сотрудник таможенного органа обязан:
1) обеспечивать соблюдение Конституции Российской Федерации, исполнение федеральных конституционных законов и федеральных законов;
2) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;
3) выполнять приказы и распоряжения начальников таможенных органов, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных;
4) в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также государственных органов, органов местного самоуправления и организаций;
5) соблюдать установленные в таможенном органе правила внутреннего распорядка, порядок обращения со служебной информацией, выполнять должностные инструкции;
6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для исполнения должностных обязанностей;
7) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, в том числе затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.
Сотрудники таможенных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны ежегодно представлять в органы Государственной налоговой службы Российской Федерации сведения о полученных ими доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, являющихся объектами налогообложения.
Обязанности сотрудника таможенного органа по занимаемой должности определяются должностной инструкцией.
Сотрудник таможенного органа имеет право на:
1) ознакомление с документами, определяющими их права и обязанности по занимаемой в таможенном органе должности, критерии оценки качества прохождения службы в таможенных органах, которые способствуют продвижению по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей;
2) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
3) посещение для исполнения должностных обязанностей организаций независимо от форм собственности;
4) принятие решений и участие в подготовке решение в соответствии с его должностными обязанностями;
5) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности в таможенном органе;
6) продвижение по службе в таможенных органах, увеличение размера денежного довольствия с учетом выслуги лет, результатов службы и уровня квалификации;
7) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих обязанностей;
8) переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств, предусмотренных на содержание Государственного таможенного комитета Российской Федерации;
9) пенсионное обеспечение с учетом выслуги лет;
10) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
11) объединение в профессиональные союзы;
12) участие в собрании сотрудников таможенных органов;
13) применение физической силы, специальных средств, а также боевого ручного, стрелкового и холодного оружия в порядке и случаях, предусмотренными главой 61 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Сотрудник таможенного органа также имеет иные права в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поощрения сотрудников таможенных органов
За добросовестное исполнение служебных обязанностей к сотрудникам таможенных органов могут применяться следующие поощрения:
1) объявление благодарности;
2) премирование;
3) награждение ценным подарком;
4) награждение Почетной грамотой Государственного таможенного комитета Российской Федерации;
5) награждение нагрудными знаками "Почетный таможенник России", "Отличник таможенной службы";
6) досрочное присвоение очередного специального звания;
7) награждение именным оружием;
8) присвоение очередного специального звания на ступень выше соответствующего занимаемой должности;
9) досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания.
Сотрудники таможенных органов могут быть представлены Председателем Государственного таможенного комитета Российской Федерации к государственным наградам Российской Федерации, почетным званиям Российской Федерации.
Дисциплинарные взыскания, налагаемые на
сотрудников таможенных органов:
За нарушение служебной дисциплины на сотрудников таможенных органов могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:
замечание;
выговор;
строгий выговор;
предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации;
увольнение из таможенных органов.
Права, обязанности и ответственность начальника таможенного органа по поддержанию служебной дисциплины, а также порядок применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий устанавливаются Дисциплинарным уставом таможенной службы, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
Сотрудник таможенного органа не вправе:
1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
2) совмещать службу в таможенных органах с исполнением обязанностей депутата федерального органа законодательной власти, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
4) состоять членом органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 21 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации";
5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в таможенных органах;
6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического и информационного обеспечения, финансовые средства, другое государственное имущество, а также служебную информацию;
7) получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением должностных объяснений;
8) получать от физических и юридических лиц подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, средства на оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей;
9) принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;
10) выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными организациями;
11) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним, в таможенных органах недопустимо образование структур политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений, за исключением профессиональных союзов.
Понятие преступления. Виды преступлений, совершаемых в сфере
таможенного дела, и уголовная ответственность виновных.
Выписка из Уголовного кодекса Российской Федерации
Статья 14. Понятие преступления
1. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.
2. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.
Статья 15. Категории преступлений
1. В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные настоящим Кодексом, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.
2. Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает двух лет лишения свободы.
3. Преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы.
4. Тяжкими преступлениями признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы.
5. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых настоящим Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.
Статья 44. Виды наказаний
Видами наказаний являются:
а) штраф;
б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
г) обязательные работы;
д) исправительные работы;
е) ограничение по военной службе;
ж) конфискация имущества;
з) ограничение свободы;
и) арест;
к) содержание в дисциплинарной воинской части;
л) лишение свободы на определенный срок;
м) пожизненное лишение свободы;
н) смертная казнь.
Статья 188. Контрабанда
1. Контрабанда, то есть перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
2. Перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия или боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров и культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием, - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:
а) неоднократно;
б) должностным лицом с использованием своего служебною положения;
в) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, - наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой.
4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества.
Примечание. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, признается совершенным в крупном размере, если стоимость перемещенных товаров превышает двести минимальных размеров оплаты труда.
Статья 189. Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники
Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль, - наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок от трех до семи лет.
Статья 190. Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран
Невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, - наказывается лишением свободы на срок до восьми лет с конфискацией имущества или без таковой.
Статья 193. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте
Невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, - наказывается лишением свободы на срок до трех лет.
Примечание. Деяние, предусмотренное настоящей статьей, признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает десять тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей
1. Уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере - наказывается штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов.
2. То же деяние, совершенное неоднократно, - наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Примечание. Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если стоимость неуплаченных таможенных платежей превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.
Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями
1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, - наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, - наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Примечания. 1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
4. Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.
Статья 286. Превышение должностных полномочий
1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства - наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, - минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
1. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:
а) с применением насилия или с угрозой его применения;
б) с применением оружия или специальных средств;
в) с причинением тяжких последствий, - наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Статья 290. Получение взятки
1. Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство иди попустительство по службе - наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
2. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, - наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления,- наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
4. Деяния, предусмотренные частями первом, второй или третьей настоящей статьи, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) неоднократно;
в) с вымогательством взятки;
г) в крупном размере, - наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.
Примечание. Крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие триста минимальных размеров оплаты труда.
Статья 292. Служебный подлог
Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, а официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности, - наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Статья 293. Халатность
1. Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
Статья 304. Провокация взятки либо коммерческого подкупа
Провокация взятия либо коммерческого подкупа, то есть попытка передачи должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа, - наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Статья 317. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа
Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность - наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет либо смертной казнью или пожизненным лишением свободы.
Статья 318. Применение насилия в отношении представителя власти
1. Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей - наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
2. Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, - наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
Примечание. Представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
Статья 319. Оскорбление представителя власти
Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением - наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года.
Статья 325. Похищение или повреждение документов, штампов, печатей
1. Похищение, уничтожение, повреждение или сокрытие официальных документов, штампов или печатей, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
2. Похищение у гражданина паспорта или другого важного личного документа, - наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
Памятка по действиям в экстремальных ситуациях
Служба в таможенных органах, имеющих статус государственных
правоохранительных органов, связана с определенным риском. Поэтому каждый
сотрудник должен быть готов к действиям в экстремальной обстановке. Ниже
приведен алгоритм действий сотрудника таможенного органа по фиксации
примет угрожавшего ему лично или члену его семьи лица (группы лиц),
которого рекомендуется придерживаться в случае необходимости.
В отношении кого принята угроза _________________________________________
Дата _________________________ Время______________________ час ______ мин
Приметы угрожающего лица: а) пол (М, Ж); б) рост________ см (низкий,
средний, высокий), в) телосложение (атлетическое, нормально, полное,
худое); г) примерный возраст ________ лет (подросток, юноша, молодой
человек, средних лет, в возрасте, пожилой); д) лицо - открыто,
полузакрыто предметами одежды, в маске.
Характерные черты лица: форма _________ круглая, овальная, треугольная,
прямоугольная; размер ____________ крупное, нормальное, маленькое;
лоб________; брови __________; глаза _____________; нос _______;
рот______; губы________; зубы_________; подбородок__________;
уши________; цвет кожи__________; цвет волос, прическа
_________________________________________________________________________
Наличие и характер особых примет _____________ (татуировки, шрамы,
металлические зубные коронки, очки, усы, цепи, кольца, борода и т.п.)
Характерные жесты __________________, особенности походки _____________.
Особенности голоса - (громкий, тихий, резкий, мягкий, грубый, приятный,
высокий, низкий, иной
_________________________________________________________________________
Речь: быстрая, медленная, внятная, невнятная, несвязная, картавая,
шепелявая, заикающаяся, с акцентом, иная
_________________________________________________________________________
Манера говорить: спокойная, нормальная, озлобленная, медленная,
торопливая, эмоциональная, грубая, иная
_________________________________________________________________________
Максимально подробное содержание разговора
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Характеристика одежды: во что одет, соответствие одежды сезону
_________________________________________________________;
цвет _____________; особенности (надписи, рисунки и т.п.) __________
наличие головного убора ____________________________________________
Место происшествия ______________ (служебное помещение, квартира,
подъезд, улица, транспорт и др.)
Использовался ли при этом транспорт _____________ его марка, вид, цвет,
особенности салона, иные
_________________________________________________________________________
Наличие свидетелей _________ (сослуживцы, клиенты, соседи, прохожие,
другие лица)
_________________________________________________________________________
Предполагаемые причины угрозы ___________________________________________
При получения угрозы по телефону, в дополнение к перечисленным действиям
в отношении фиксации даты, времени, пола, предположительного возраста,
особенности голоса, речи и манеры говорить, необходимо зафиксировать
следующее:
По какому телефону поступила информация (служебный, домашний,
родственников и т.д.) и кто ее принял _________________________________
Продолжительность разговора ___ мин.
Происхождение сигнала вызова (межгород, местный, внутренний).
Шумовой фон (тишина, шум поезда, уличного движения, музыка, радио, пишущей машинки, шум веселой компании, голоса, телевизор, голос, подсказывающий что говорить, другие шумы). Предельно возможное точное содержание разговора и характера угрозы ________________________________
О полученной угрозе необходимо немедленно сообщить Вашему непосредственному начальнику, сотруднику ОСБ, курирующему Ваше подразделение, в отдел воспитательно-профилактической работы и в дежурную службу таможни по телефону N 280-95-92
Кодекс чести
таможенника Российской Федерации
Кодекс чести таможенника Российской Федерации определяет моральные принципы и правила поведения сотрудника таможенного органа. Гражданин России, избравший профессию таможенника, добровольно возлагает на себя обязанности неуклонно выполнять нормы и положения настоящего Кодекса чести.
1. Таможенник России должен быть преданным своему Отечеству, защищать его экономические интересы и безопасность, сохранять верность Конституции и Присяге. Любовь к Родине, верность долгу - главные принципы сотрудника таможенного органа.
2. Таможенник обязан быть примером законопослушания, дисциплинированности и исполнительности. Профессиональная четность, порядочность и безупречная репутация - основа доверия граждан к сотруднику таможенного органа.
3. Таможенник должен в интересах службы всемерно укреплять коллективизм, быть всегда готовым бескорыстно прийти на помощь товарищам, сослуживцам.
4. Таможенник призван дорожить духовными и нравственными ценностями, завещанными нашими предками; хранить и приумножать лучшие традиции многовековой истории российской таможни; уважительно относиться к атрибутам государственной и таможенной символики.
5. Таможенник обязан быть образцом воспитанности, высокой культуры общения и поведения, уважительного отношения к гражданам и коллегам. Ничто так не подрывает авторитет профессии таможенника, как взяточничество, чванство, невежество.
6. Таможенная профессия не терпит некомпетентности сотрудников, формализма в исполнении ими служебного долга. Таможенник обязан постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, передавать накопленный опыт и знания молодым сотрудникам.
7. Таможенная служба требует от личного состава смелости и мужества. Верх бесчестия - трусость и предательство. При выполнении служебных обязанностей таможенник должен действовать решительно и самоотверженно.
8. Таможенник - это представитель государства. По его поведению, манерам и привычкам, внешнему виду и интеллекту люди судят не только о таможенной службе, но и в целом о самой России.
Право быть таможенником предоставляется не каждому, и им надо дорожить, гордиться, высоко нести честь таможенника Российской Федерации, оправдывать это право добросовестной службой во благо Отечества.
За соблюдение требований Кодекса чести сотрудник таможенного органа прежде всего несет ответственность перед собственной совестью, своими товарищами, таможенной службой и Отечеством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Настоящий документ не является нормативным и обязателен для исполнения только в регионе деятельности таможенного органа, издавшего данный документ (см. письмо ГТК РФ от 19 февраля 2002 г. N 01-23/6696)
Приказ Московской южной таможни от 2 марта 1998 г. N 51 "Об организации воспитательной работы среди личного состава МЮТ"
Текст приказа официально опубликован не был