В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 9 октября 2009 года N 40-РЗ "О Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года" и в целях создания условий для обеспечения экономической и социальной стабильности в моногороде Глазове Удмуртской Республики:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию Республиканской целевой программы поддержки развития моногорода Глазова Удмуртской Республики (2012-2014 годы).
2. Утвердить Министерство экономики Удмуртской Республики заказчиком Республиканской целевой программы поддержки развития моногорода Глазова Удмуртской Республики (2012-2014 годы).
3. Министерству экономики Удмуртской Республики организовать работу по разработке и согласованию проекта Республиканской целевой программы поддержки развития моногорода Глазова Удмуртской Республики (2012-2014 годы) и представить его на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики.
4. Внести изменение в распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 10 октября 2011 года N 844-р "О прогнозе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2012-2014 годы" согласно приложению.
Председатель Правительства Удмуртской Республики |
Ю.С. Питкевич |
Концепция
Республиканской целевой программы поддержки
развития моногорода Глазова (2012-2014 годы)
(утв. распоряжением Правительства УР от 8 октября 2012 г. N 833-р)
1. Обоснование соответствия решения проблемы целям и приоритетным
задачам социально-экономического развития Удмуртской Республики
Проблема моногородов имеет особую актуальность в рамках реализации основных стратегических направлений развития экономики Удмуртской Республики - "Диверсификация экономики: поддержка приоритетных (высокотехнологичных) и модернизация традиционных секторов специализации", определенных Программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы.
Город Глазов является одним из 3-х монопрофильных городских округов Удмуртской Республики (наряду с городами Воткинск, Сарапул), официально включен Министерством регионального развития Российской Федерации в список моногородов России.
В общем объеме по Удмуртской Республике объем промышленной продукции, выпускаемой предприятиями города Глазова, в 2011 году составил 9,1 %, удельный вес занятых в промышленном производстве - 10,2 %, удельный вес инвестиций - 7,4 %.
Экономика Глазова имеет ярко выраженную зависимость от производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности градообразующего предприятия ОАО "Чепецкий механический завод" (далее - ОАО "ЧМЗ"). На текущий момент на долю ОАО "ЧМЗ" приходится порядка 52 % от общего объема отгруженной продукции города, около 12 % общей численности работающего населения в городе являются работниками данного предприятия.
Основу собственных резервов локальной экономики города, не связанных с градообразующим предприятием, составляют предприятия машиностроительного комплекса и металлообработки, легкой промышленности, строительно-монтажные предприятия, предприятия по переработке и производству сельскохозяйственной продукции, продуктов питания.
По итогам 2011 года деятельность крупных и средних предприятий города вышеперечисленных отраслей характеризуется положительной динамикой во всех сферах деятельности. Но достигнутых результатов недостаточно для преодоления монопрофильности муниципального образования "Город Глазов".
Проблема монопрофильности несет в себе существенные риски развития экономики в перспективе, значима для экономики республики в целом, является комплексной, ее решение носит межотраслевой (межведомственный) характер. В связи с этим необходима межотраслевая (межведомственная) и межтерриториальная координация, согласованное использование кадровых, материальных, финансовых, информационных и иных ресурсов различной ведомственной, отраслевой и иной принадлежности для достижения целей и задач поддержки развития моногорода Глазова Удмуртской Республики.
2. Обоснование целесообразности и необходимости решения
проблемы программно-целевым методом
В соответствии с указаниями Министерства регионального развития Российской Федерации, Рабочей группы по модернизации моногородов при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции Администрацией города Глазова совместно с органами государственной власти Удмуртской Республики, предприятиями и организациями города разработан Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Глазова (далее - КИП).
Республиканская целевая программа поддержки развития моногорода Глазова Удмуртской Республики (2012-2014 годы) (далее - Программа) разрабатывается и будет направлена на реализацию КИП моногорода, главной целью которого является создание условий для обеспечения экономической и социальной стабильности города Глазова на принципах устойчивого развития посредством комплексной и последовательной модификации сфер жизнедеятельности города, формирования конкурентноспособной# инвестиционно-инновационной экономики, а также решения социальных проблем, ставших особенно актуальными в период мирового финансового кризиса.
В рамках разработки КИП выполнена диагностика экономики, в результате которой выявлены существенные проблемы и риски дальнейшего развития города (приведены в разделе 3).
Угроз для экономики города невозможно избежать без решения отмеченных проблем, без реализации инвестиционных мер по диверсификации экономики города (инвестиционных бизнес-проектов за счет внебюджетных источников), а также мер государственной поддержки (инфраструктурных проектов и мер стимулирования инвестиционной деятельности за счет средств федерального и регионального бюджетов).
В качестве инструмента для реализации мер государственной поддержки предлагается республиканская целевая программа.
Использование программно-целевого метода управления позволит обеспечить эффективное планирование и реализацию мероприятий по модернизации экономики Глазова, привлечь средства федерального бюджета на софинансирование строительства объектов коммунальной инфраструктуры, необходимой для ключевых инвестиционных проектов диверсификации экономики.
Необходимость разработки Программы также обусловлена соответствующими требованиями Министерства финансов Российской Федерации. Наличие такой Программы является обязательным условием для предоставления средств федерального бюджета в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, направляемых на софинансирование проектов и мероприятий комплексных инвестиционных планов модернизации монопрофильных муниципальных образований.
Программа носит комплексный характер и включает в себя мероприятия, реализуемые в ряде других республиканских, ведомственных целевых и региональных адресных программах, в том числе в сфере содействия занятости населения, стимулирования инвестиционной деятельности, поддержки промышленности, агропромышленного комплекса, модернизации жилищно-коммунального хозяйства и учреждений социальной сферы, поддержки малого и среднего предпринимательства.
3. Характеристика и прогноз развития проблемы без использования
программно-целевого метода ее решения
В ходе разработки КИП рассмотрены базовый (инерционный - с учетом существующих механизмов и объемов поддержки) и целевой (модернизационный - с учетом реализации дополнительной системы инвестиционных мер) сценарии развития моногорода Глазова.
Без реализации Программы высок риск инерционного сценария развития экономики города, который характеризуется следующими признаками.
Инерционный сценарий отражает перспективу развития города при сохранении существующих тенденций в экономике и возникновении угроз внешней среды, например в форме падения спроса на продукцию градообразующего предприятия.
Прогнозируется, что управленческие решения при реализации такого сценария будут направлены лишь на сохранение существующего потенциала, но не смогут создать структурные предпосылки для роста в экономике.
Город Глазов не сможет привлечь достаточные инвестиции в развитие критических сфер: инженерную инфраструктуру и социальные направления. Задачи органов местного самоуправления ограничатся лишь в отслеживании состояния и решении возникающих проблем по принципу "латания дыр". Несвоевременная реконструкция инженерной инфраструктуры приведет к 100 % износу коммуникаций. В итоге организация нового бизнеса на территории города Глазова станет невозможной.
В рамках инерционного сценария город Глазов сохранит сложившуюся структуру отраслевого производства. Достигнутые объемы производства будут поддерживаться за счет деятельности градообразующего предприятия. В случае кризиса на рынке продукции, выпускаемой градообразующим предприятием, экономическая система города не сможет компенсировать выпадение налоговых поступлений в бюджет города и предложить достаточное количество рабочих мест высвобождаемым с предприятия работникам. Напряженность на рынке труда существенно усилится.
Новые отрасли экономики и социальная сфера не получат должного развития. Произойдет сокращение платежеспособного спроса, снижение количества субъектов бизнеса, отток капитала и ресурсов, в том числе трудовых, из города и, как результат, уменьшение объема собственных доходов местного бюджета. Прогрессирует снижение уровня и качества жизни, увеличивается безработица.
В результате город Глазов "эволюционирует" как малоэффективный моногород, увеличивающий дотационную нагрузку на республиканский и федеральный бюджеты. Инфраструктура города и производственные площадки станут избыточными для действующих производств, что ляжет дополнительным бременем на экономическую систему города.
Таким образом, не смотря на относительно стабильное в настоящее время социально-экономическое развитие города Глазова, экономическая система города, характеризующаяся высокой специализацией, не застрахована от кризисных экономических явлений мирового масштаба. Структура экономики моногорода требует диверсификации.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и
рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
Вариантов оптимального решения проблемы развития и модернизации моногорода Глазова, которые были бы альтернативой программно-целевому методу и позволяли бы достичь аналогичного эффекта, не имеется.
Преимущества применения программно-целевого метода в том, что он позволяет на долгосрочный период сконцентрировать организационные, финансовые ресурсы, комплексно подойти к решению социально-экономических проблем моногорода Глазова и в результате в значительной степени улучшить качество жизни населения города.
На успешное выполнение Программы и достижение поставленных целей могут повлиять внешние и внутренние факторы.
Внешние факторы не подлежат контролю и регулированию со стороны органов государственной власти Удмуртской Республики. К таким факторам относятся:
возможные изменения в финансово-экономической и социальной обстановке в Российской Федерации;
изменения налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации, последствиями которых является сокращение доходных источников и увеличение расходных обязательств.
Основным негативным последствием влияния внешних факторов является уменьшение по сравнению с планируемым объема финансирования Программы. В итоге будут реализованы отдельные мероприятия, которые не позволят выйти на запланированные показатели, что скажется на бюджетной эффективности Программы. Способом ограничения финансового риска является ежегодная корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов.
Риски, определенные внутренними факторами, представляют собой невыполнение в полном объеме исполнителями Программы мероприятий, что приведет к невозможности достижения целевых показателей, неэффективному использованию ресурсов, повышению вероятности неконтролируемого влияния негативных факторов на реализацию Программы.
Внутренние риски минимизируются путем осуществления организационных мероприятий со стороны органов государственной власти Удмуртской Республики с целью координации исполнителей Программы по выполнению плана мероприятий Программы.
Кроме того, способами ограничения внутренних рисков являются:
регулярная и открытая публикация данных о ходе финансирования Программы в качестве механизма, стимулирующего исполнителей Программы выполнять принятые на себя обязательства;
обобщение и анализ опыта привлечения внебюджетных ресурсов.
5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
Ориентировочные сроки реализации Программы - 2012-2014 годы. Этапы реализации не предусмотрены.
6. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам
и показателям эффективности, позволяющим оценивать ход
реализации Программы по годам
Основной целью Программы является повышение темпов экономического роста, диверсификация экономики, повышение качества жизни населения города Глазова.
Поставленная цель достигается решением последующих задач:
создание условий для реализации приоритетных инвестиционных проектов, направленных на развитие альтернативных отраслей экономики города и на обеспечение качества жизни населения;
создание условий для обеспечения вновь созданных рабочих мест квалифицированными кадрами;
стимулирование самозанятости населения города Глазова путем поддержки малого и среднего бизнеса, создания новых для региона отраслей экономики;
повышение качества и доступности социальных услуг;
развитие инженерной и транспортной инфраструктуры под требования ключевых инвестиционных проектов.
Целевыми индикаторами и показателями эффективности, позволяющими оценивать ход реализации Программы по годам, будут являться:
прирост инвестиций в экономику города Глазова;
прирост налоговых поступлений в бюджет города Глазова;
создание дополнительно постоянных рабочих мест от реализации инвестиционных проектов;
увеличение доли альтернативных производств в общегородском объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственного производства;
увеличение доли малых предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственного производства;
стабилизация уровня безработицы.
7. Предложения по объемам, источникам финансирования Программы
Общий объем финансирования Программы оценивается в 12339,497 млн. рублей, из них:
средства федерального бюджета - 1657,438 млн. руб.;
средства бюджета Удмуртской Республики - 968,752 млн. руб.;
средства бюджета города Глазова - 17,587 млн. руб.;
внебюджетные источники - 9695,72 млн. руб.
Финансирование Программы осуществляется в том числе в рамках действующих республиканских и муниципальных целевых программ, реализуемых инвестиционных проектов, за счет привлечения средств федерального, регионального и муниципального бюджетов и внебюджетных источников.
Объемы финансирования носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджетов на очередной финансовый год и плановый период.
В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики.
Финансирование мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета будет осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации, предполагается выделение Удмуртской Республике средств в форме дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации Комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода Глазова Удмуртской Республики.
8. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности
предлагаемых вариантов решения проблемы
Реализация инвестиционных проектов и мероприятий Программы будет способствовать:
повышению устойчивости и конкурентоспособности экономической системы города Глазова, диверсификации экономики за счет создания альтернативных высокотехнологичных производств, развития малого и среднего бизнеса;
развитию социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры;
обеспечению гарантированной занятости населения и росту доходов граждан на долгосрочную перспективу.
Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры, а также реконструкция и строительство объектов инженерной и социальной инфраструктуры позволят снизить аварийность на объектах, снять инфраструктурные ограничения для развития бизнеса, повысить качество жизни населения города.
В результате реализации Программы к 2014 году будут достигнуты следующие целевые ориентиры:
прирост инвестиций в экономику города Глазова (накопительным итогом с 2012 года) составит 9700 млн. руб.;
прирост налоговых поступлений в бюджет города Глазова до уровня 18 млн. руб. в год, общее увеличение за три года - 35 млн. руб.;
создание дополнительно 932 постоянных рабочих мест от реализации намеченных инвестиционных проектов;
увеличение доли альтернативных производств в общегородском объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственного производства до 55 % (на 7 процентных пунктов);
увеличение доли малых предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственного производства до 13,8 % (на 1,2 процентных пункта);
стабилизация уровня безработицы на уровне не более 1 %.
9. Предложения по разработчикам проекта Программы, государственным
заказчикам Программы (государственным заказчикам-координаторам)
и исполнителям мероприятий Программы
Предлагаемый государственный заказчик-координатор Программы - Министерство экономики Удмуртской Республики.
Предлагаемые государственные заказчики Программы по курируемым направлениям мероприятий:
Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики;
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики;
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики;
Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики;
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики;
Министерство образования и науки Удмуртской Республики;
Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики;
Министерство экономики Удмуртской Республики;
Главное управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики.
Разработчики Программы:
Министерство экономики Удмуртской Республики;
Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики;
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики;
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики;
Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики;
Министерство образования и науки Удмуртской Республики;
Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики;
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики;
Министерство финансов Удмуртской Республики;
Главное управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики;
Администрация муниципального образования "Город Глазов" (по согласованию).
Предлагаемые исполнители Программы - исполнительные органы государственной власти Удмуртской Республики, органы местного самоуправления муниципального образования "Город Глазов" (по согласованию), организации, привлекаемые на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10. Предложения по основным направлениям финансирования,
срокам и этапам реализации Программы
Реализовать Программу планируется за трехлетний период 2012 - 2014 годов. Программа направлена на создание ключевых условий для диверсификации экономики, предусмотренных Комплексным инвестиционным планом модернизации моногорода Глазова до 2020 года.
Основными направлениями для финансирования в рамках Программы предлагаются:
проекты, направленные на развитие инфраструктуры города Глазова с целью создания новых производств, развития и диверсификации экономики;
проекты, направленные на развитие социальной сферы;
реализация мероприятий по поддержке развития субъектов малого и среднего бизнеса в городе Глазова;
дополнительные мероприятия по содействию занятости населения;
инвестиционные проекты создания новых производств, развития и диверсификации экономики (за счет средств предприятий).
11. Предложения по механизмам формирования мероприятий Программы
Перечень мероприятий Программы формируется разработчиками Программы в соответствие с приоритетами Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики, Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики.
При формировании перечня мероприятий Программы должны быть учтены решения Рабочей группы при Правительстве Удмуртской Республики по разработке и реализации комплексных инвестиционных планов модернизации моногородов Удмуртской Республики.
Мероприятия должны быть направлены на создание условий для успешной реализации инвестиционных проектов, включенных в Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Глазова.
12. Предложения по возможным вариантам форм и
методов управления реализацией Программы
Механизм реализации Программы подразумевает взаимодействие и сотрудничество государственного заказчика-координатора, государственных заказчиков Программы и исполнителей мероприятий Программы. Реализация Программы осуществляется при взаимодействии с рабочими группами по вопросам моногородов, созданными при Правительстве Удмуртской Республики и Администрации города Глазова.
Текущее управление Программой и оперативный контроль за ходом ее реализации в целом обеспечиваются государственным заказчиком-координатором Программы.
Управление отдельными направлениями Программы обеспечивается государственными заказчиками по курируемым направлениям деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определен заказчик Республиканской целевой программы поддержки развития моногорода Глазова Удмуртской Республики (2012-2014 годы) - Минэкономики УР. Министерству предписано разработать и представить на рассмотрение Правительства УР проект Программы.
Проблемой, на решение которой должна быть направлена Программа, является моноструктурность экономики моногородов Удмуртской Республики, в т.ч. города Глазова.
Программа будет направлена на реализацию Комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода Глазова, главной целью которого является создание условий для обеспечения экономической и социальной стабильности города на принципах устойчивого развития. Будет проведена комплексная и последовательная модификация сфер жизнедеятельности города, сформирована конкурентоспособная инвестиционно-инновационная экономика, а также будут решаться социальные проблемы, ставшие особенно актуальными в период мирового финансового кризиса.
Предполагаемая цель Программы - повышение темпов экономического роста, диверсификация экономики, повышение качества жизни населения города Глазова.
Распоряжение Правительства УР от 8 октября 2012 г. N 833-р "О разработке проекта Республиканской целевой программы поддержки развития моногорода Глазова Удмуртской Республики (2012-2014 годы)"
Текст распоряжения официально опубликован не был
Текст распоряжения предоставлен Администрацией Президента и Правительства Удмуртской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве