Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Приказу
Министерства финансов
Удмуртской Республики
от 19 мая 2011 г. N 82
Методические рекомендации
по разработке и реализации муниципальных программ
повышения эффективности бюджетных расходов
I. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации подготовлены в соответствии с пунктом 8.1.1 плана мероприятий по реализации республиканской целевой программы "Повышение эффективности расходов бюджета Удмуртской Республики (2011-2013 годы)", утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10.05.2010 N 138, с целью методологического обеспечения разработки и реализации программ повышения эффективности бюджетных расходов муниципальных образований в Удмуртской Республике (далее - программы).
1.2. В Методических рекомендациях представлены рекомендуемые для включения в программы основные разделы и возможные направления реализации данных программ.
II. Содержание (состав) программ
2.1. В программу рекомендуется включать следующие основные разделы:
- описание текущей ситуации (проблем) в области повышения эффективности бюджетных расходов;
- цели и задачи программы;
- перечень мероприятий (действий) по основным направлениям реализации программы;
- ожидаемые результаты реализации программы.
2.2. Программа может содержать иные разделы, необходимые для ее эффективной, полной и своевременной реализации, с учетом специфики формирования программных документов в конкретном муниципальном образовании.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.1. Описание текущей ситуации
2.1.1. Описание текущей ситуации в области повышения эффективности бюджетных расходов может содержать описание и характеристику тех сфер деятельности, в которых возможно повышение эффективности бюджетных расходов, и (или) основные проблемы, обуславливающие недостаточную эффективность бюджетных расходов. Описание текущей ситуации рекомендуется осуществлять в одноименном разделе.
2.1.2. При описании основных сфер деятельности, требующих повышения эффективности осуществления бюджетных расходов, рекомендуется использовать количественные показатели, характеризующие сложившийся порядок осуществления бюджетных расходов по соответствующим направлениям, и обозначить перечень мер, которые могут способствовать повышению эффективности бюджетных расходов. Значения количественных показателей рекомендуется представлять в динамике за последние три года.
2.1.3. Описание основных проблем, обуславливающих недостаточную эффективность бюджетных расходов, рекомендуется осуществлять с указанием на факты и явления, порождающие данные проблемы. Для каждого случая должна приводиться аргументация, поясняющая, каким образом соответствующий фактор или явление может быть изменен в целях повышения эффективности бюджетных расходов.
2.1.4. Если органами местного самоуправления в предыдущие годы принимались меры, направленные на преодоление соответствующих основных проблем, в программе рекомендуется приводить краткое описание принятых мер и достигнутых результатов.
2.1.5. В описании текущей ситуации следует избегать положений, не подтвержденных фактической, в том числе количественной, информацией.
2.1.6. Описание текущей ситуации целесообразно представлять с оценкой финансовых потерь местного бюджета, которых можно избежать путем реализации мероприятий программы.
2.2. Цели и задачи программы
2.2.1. Программа может содержать одну или несколько целей ее реализации.
2.2.2. В программе рекомендуется указать перечень задач, выполнение которых необходимо для достижения цели программы. Перечень задач формируется исходя из принципа их необходимости и достаточности для достижения цели программы и ожидаемых результатов ее реализации.
2.2.3. Задачи рекомендуется формулировать как задания по достижению к установленному сроку определенных результатов, необходимых для достижения цели программы.
2.2.4. Не рекомендуется использовать в формулировках цели и задач:
- специальные термины, затрудняющие понимание лицами, не обладающими профессиональными знаниями в сфере бюджета и финансов;
- термины, понятия и выражения, которые допускают неоднозначное толкование;
- указания на иные цели, задачи и результаты, являющиеся следствиями реализации программы.
2.3. Перечень мероприятий (действий) по основным направлениям реализации программы
2.3.1. Рекомендуется в составе программы сформировать План мероприятий по ее реализации с указанием наименования мероприятий, сроков их исполнения и ответственных исполнителей.
2.3.2. Мероприятия рекомендуется представлять по основным направлениям реализации программы в разрезе поставленных задач.
2.3.3. Названия мероприятий целесообразно сформулировать таким образом, чтобы создавалось максимально полное представление о специфике, масштабе и содержании действий, которые планируется осуществить в рамках реализации программы.
2.4. Ожидаемые результаты реализации программы
2.4.1. В программу рекомендуется включать положения, касающиеся оценки ожидаемых результатов ее реализации, которая может осуществляться на основе:
- установленных показателей реализации программ, по которым планируются позитивные изменения;
- отдельных количественных показателей, использованных при описании текущей ситуации (проблем) в области эффективности бюджетных расходов;
- иных показателей, определенных программой и характеризующих достижение целей программы.
2.4.2. В программе может быть предусмотрена система показателей, необходимых для осуществления мониторинга реализации программы с учетом достижения целей и решения поставленных задач.
III. Направления реализации программ
3.1. В качестве основных направлений реализации программ могут рассматриваться:
3.1.1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости местных бюджетов, в том числе:
- повышение финансовой гибкости бюджетов;
- обеспечение сбалансированности бюджетов;
- сокращение и реструктуризация кредиторской задолженности;
- повышение ликвидности бюджетов;
- снижение долговой нагрузки на бюджеты;
- использование для целей бюджетного планирования консервативного макроэкономического прогноза;
- оптимизация числа и объема предоставляемых налоговых льгот;
- повышение эффективности использования муниципального имущества;
- повышение стабильности межбюджетных отношений ("район"-"поселение");
- повышение эффективности администрирования доходов местных бюджетов и ответственности по выполнению плановых назначений со стороны администраторов поступлений в местные бюджеты;
- повышение финансовой устойчивости бюджетов.
3.1.2. Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления, в том числе:
- повышение доли расходов, осуществляемых программно-целевым методом;
- переход к программной структуре бюджета;
- проведение оценки эффективности реализации программ, финансируемых за счет средств местного бюджета, с закреплением процедуры возможной корректировки программ с учетом фактически достигнутых результатов в ходе их реализации;
- создание системы управленческого учета в части расходов, осуществляемых программно-целевым методом;
- персонализация ответственности за качество финансового управления;
3.1.3. Развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг (реструктуризация бюджетного сектора), в том числе:
- выявление неэффективных муниципальных учреждений с целью последующего изменения их типа;
- совершенствование правового положения муниципальных учреждений;
- внедрение инструментов нормативного финансирования муниципальных услуг;
- прогноз сводных (отраслевых) показателей муниципальных заданий для целей их использования в процессе бюджетного планирования;
- создание системы управления качеством предоставляемых муниципальных услуг;
- утверждение стандартов качества предоставления муниципальных услуг и формирование муниципальных заданий на предоставление услуг юридическим и физическим лицам;
- участие негосударственных организаций в предоставлении муниципальных услуг в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- повышение открытости деятельности муниципальных учреждений;
- повышение ответственности муниципальных учреждений за качество и объем оказываемых услуг.
3.1.4. Повышение эффективности распределения бюджетных средств, в том числе:
- разработка и совершенствование правовых актов, регулирующих процедуры подготовки проекта решения о бюджете;
- повышение качества и объективности планирования бюджетных ассигнований;
- переход к составлению и утверждению местных бюджетов на трехлетний период;
- реструктуризация расходных обязательств местных бюджетов;
- отказ от принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных финансовыми источниками;
- соблюдение нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления;
- внедрение нормативов финансовых затрат на оказание муниципальных услуг;
- совершенствование ведения реестра расходных обязательств, в том числе в части методов расчета объема бюджетных ассигнований.
3.1.5. Оптимизация функций муниципального управления, повышение эффективности их обеспечения, в том числе:
- устранение избыточных и дублирующих функций органов местного управления;
- оптимизация численности муниципальных служащих;
- переход к осуществлению юридически значимых действий в электронной форме;
- мониторинг качества финансового управления главных распорядителей средств местных бюджетов.
3.1.6. Реализация мероприятий по сокращению бюджетных расходов на исполнение отдельных расходных обязательств, в том числе:
- сокращение расходов на содержание органов местного самоуправления;
- сокращение расходов на обслуживание муниципального долга;
- оптимизация предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг.
3.1.7. Совершенствование муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля, в том числе:
- повышение ответственности главных администраторов бюджетных средств по осуществлению ими внутреннего контроля;
- проведение мониторинга и оценка эффективности контроля главных администраторов бюджетных средств за использованием бюджетных ассигнований.
3.1.8. Внедрение мероприятий по повышению энергетической эффективности, в том числе:
- обеспечение закупки наиболее энергоэффективных товаров для муниципальных нужд;
- принятие мер по сокращению потребления энергоресурсов;
- заключение муниципальных контрактов на оказание энергосервисных услуг;
- проведение энергетических обследований;
- осуществление типовых мероприятий в области повышения энергоэффективности, определенных по результатам энергетических обследований.
3.1.9. Развитие информационной системы управления муниципальными финансами, способствующей повышению прозрачности деятельности органов местного самоуправления, в том числе:
- повышение объема и регулярности обновления общедоступной информации о муниципальных финансах;
- обеспечение публичности информации о плановых и фактических результатах деятельности организаций муниципального сектора;
- обеспечение условий для осуществления общественного контроля за принятием решений в сфере муниципальных финансов.
3.2. В программы могут быть включены положения, предусматривающие реализацию мероприятий по иным направлениям, способствующим повышению эффективности бюджетных расходов.
3.3. Конкретные направления реализации программ рекомендуется формировать исходя из программных целей и задач, приоритетности отдельных направлений для конкретного муниципального образования с учетом необходимости реализации соответствующих мероприятий в установленные сроки.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства финансов УР от 19 мая 2011 г. N 82 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.