1. Основные направления развития
Главными направлениями технического развития документальной электросвязи, включая телеграфную связь, являются:
- поддержание функционирования существующих телеграфных сетей и служб на уровне, необходимом для удовлетворения спроса на телеграфные услуги;
- создание и развитие новых общероссийских служб документальной электросвязи, обеспечивающих существенное расширение номенклатуры и объемов предоставляемых услуг и распространение этих услуг по всей территории страны, аналогично существующим телеграфным службам;
- интеграция услуг документальной электросвязи.
Основным организационным принципом является сохранение единства предприятий электросвязи, в том числе сохранение и развитие принципов совместной и скоординированной деятельности в области документальной электросвязи, обеспечение функционального и технологического единства каждой из служб, как традиционных телеграфных, так и новых.
2. Поддержание функционирования существующих телеграфных сетей
2.1. Основными целями поддержания функционирования существующих телеграфных сетей и служб являются сохранение традиционных телеграфных служб, спрос на услуги которых, хотя и будет уменьшаться, но сохранится в обозримом будущем.
В этом направлении должны решаться следующие основные задачи:
- оптимизация структуры сети транзитных центров коммутации сообщений;
- объединение сетей абонентского телеграфирования АТ-50 и Телекс;
- использование сетей передачи данных в качестве транспортной среды в телеграфных сетях;
- частичная модернизация и замена коммутационного оборудования телеграфных сетей.
2.2. Оптимизация структуры сети транзитных центров коммутации сообщений.
В результате существенного уменьшения телеграфного обмена значительная часть производительности транзитных центров коммутации сообщений телеграфной сети общего пользования становится неиспользуемой, что влечет возрастание удельных затрат на транзит каждой телеграммы. Для сокращения этих затрат необходимо по мере снижения телеграфного трафика пересматривать структуру сети центров коммутации сообщений в целях ее оптимизации путем уменьшения количества центров и сокращения общего числа каналов между ними. При этом очередность исключения транзитных центров из сети должна определяться с учетом степени износа оборудования существующих транзитных центров и возможности сохранения обходных направлений, в том числе за счет использования на магистральных направлениях сетей передачи данных.
2.3. Объединение сетей абонентского телеграфирования АТ-50 и Телекс.
Процесс объединения сетей АТ-50 и Телекс уже осуществляется и должен быть завершен в 1996 г. Объединение этих сетей позволит организовать, как и в других странах, одну сеть и для внутренней, и для международной абонентской телеграфной связи. Объединение сетей AT-50 и Телекс позволит за счет использования уже существующих сетевых и абонентских средств сети АТ-50 без существенных затрат развить службу Телекс, наиболее рентабельную из основных телеграфных служб.
2.4. Использование сетей передачи данных.
Использование сетей передачи данных с коммутацией пакетов в качестве транспортной среды позволит, в первую очередь на магистральных направлениях, получить определенную экономию за счет снижения потребностей в арендуемых каналах, а также позволит в перспективе осуществлять телеграфный обмен без транзитных ЦКС. Кроме того переход на транспортную среду в виде сети передачи данных позволяет обеспечить сопряжение телеграфных служб с новыми службами документальной электросвязи, для которых передача данных с пакетной коммутацией также является базовой транспортной системой.
Обязательным условием использования сетей передачи данных в качестве транспортной среды является сохранение телеграфных служб, в том числе сохранение условий предоставления телеграфных услуг и требований со стороны служб к телеграфному терминальному оборудованию.
Для перевода телеграфной нагрузки на сети передачи данных необходимо модернизировать существующие ЦКС (не запланированные для исключения из сети), дооборудовать их соответствующими устройствами сопряжения по стыку X.25 (шлюзами, телеграфными сборщиками-разборщиками пакетов).
2.5. Частичная модернизация и замена коммутационного оборудования телеграфных сетей.
Часть коммутационного оборудования существующих телеграфных сетей еще не исчерпала своего срока службы и может выполнять свои функции в течение ряда лет. В связи с этим замена оборудования на более современное, обеспечивающее аналогичные функции, но не расширяющее потребительские возможности служб, не будет носить глобальный характер и целесообразна только в обоснованных случаях. Решения по замене оборудования должны быть в каждом конкретном случае увязаны с планами оптимизации структуры телеграфных сетей. В качестве оборудования для замены может использоваться ряд новых коммутационных средств, сертифицированных для применения на телеграфных сетях России.
Замена изношенного и устаревшего оборудования позволит решить задачу поддержания функциональной готовности сетей и одновременно даст некоторое сокращение эксплуатационных затрат за счет экономии электроэнергии, высвобождения площадей и уменьшения количества эксплуатационного персонала.
Более перспективным является обновление парка коммутационного оборудования, обеспечивающее не только замену технических средств на аналогичные по функциям, но позволяющее реализовать новые возможности, в частности, возможность сопряжения с сетями передачи данных.
3. Развитие новых служб документальной электросвязи
3.1. Общие принципы
В технологическом плане расширение номенклатуры предоставляемых услуг должно осуществляться, в первую очередь, за счет современных и пользующихся все возрастающим спросом услуг телематических служб: факсимильная связь, электронная почта, доступ к информационным ресурсам, а также услуг такой телематической службы как передача голосовых сообщений (голосовая почта).
По принципам предоставления услуг организация новых служб должна осуществляться по двум, традиционным для телеграфной подотрасли, направлениям: клиентские службы, аналогично телеграфной службе "Телеграмма", и абонентские службы, аналогично телеграфным службам абонентского телеграфирования.
Новые клиентские службы должны обеспечивать преемственность по отношению к службе "Телеграмма" в части обеспечения передачи сообщений различных категорий срочности и приоритетов, в том числе внекатегорийных и правительственных сообщений.
3.2. Службы факсимильной связи
3.2.1. В последние годы массовое применение и спрос среди широких кругов потребителей имеет передача сообщений факсимильными методами. Факсимильная связь очень удобная для потребителей, поскольку позволяет передавать сообщения, подготовленные традиционными метолами (печать, рисунок, рукопись и т.п.), и получать практически точную их графическую копию.
3.2.2. Клиентская служба "Бюрофакс" по принципам предоставления услуг потребителям очень близка к службе "Телеграмма". Она предназначается, в первую очередь, для предоставления услуг факсимильной связи потребителям, не имеющих собственных факсимильных средств. Служба "Бюрофакс" обеспечивает передачу, прием и доставку сообщений с помощью факсимильного терминального оборудования, располагаемого в так называемых "бюро общего пользования". Базой для создания предприятиями телеграфной подотрасли службы "Бюрофакс" является существующая служба доставки телеграмм и разветвленная сеть отделений связи, в которых предоставляются телеграфные услуги и которые могут быть использованы для развертывания факсимильных "бюро общего пользования".
Служба "Бюрофакс" будет предоставлять для потребителей следующие услуги:
- подачу документа для отправки через операционное окно передающего отделения связи;
- подачу документа с факсимильной установки отправителя;
- доставку факсимильного сообщения адресату (получателю) доставщиком;
- доставку факсимильного сообщения средствами электросвязи на факсимильную установку получателя;
- доставку факсимильного сообщения средствами почты;
- выдачу факсимильного сообщения получателю без предварительного уведомления (до востребования);
- выдачу факсимильного сообщения получателю по предварительному уведомлению, переданному средствами почты или электросвязи (по телефону, на абонентскую установку АТ/Телекс);
- различные категории срочности передачи и доставки сообщений.
Способ доставки сообщения получателю определяется отправителем.
3.2.3. Быстрый рост в стране числа абонентских факсимильных устройств и заинтересованность их владельцев в надежной, быстрой, качественной и относительно недорогой факсимильной связи, что зачастую не может быть обеспечено на телефонной сети общего пользования, особенно при междугородной связи, создают предпосылки для высокого спроса на услуги абонентской факсимильной службы, позволяющей исключить многие недостатки телефонной сети.
В этих условиях весьма привлекательной для многих абонентов станет служба "Комфакс", абонентская факсимильная служба с промежуточным хранением, обеспечивающая абонентам широкий набор дополнительных сервисных услуг, в том числе:
- передачу сообщений в заранее назначенное время;
- многоадресную и циркулярную передачу;
- автоматический сброс сообщений на терминал получателя;
- получение сообщений в заранее определенный интервал времени;
- организацию абонентских факсимильных почтовых ящиков;
- уведомление о приеме для обработки и о доставке сообщения адресату;
- повторную передачу.
Наличие в службе "Комфакс" промежуточных накопителей открывает дополнительно возможность передачи факсимильных сообщений без обязательного одновременного присутствия на связи оборудования отправителя и получателя сообщения. Это обстоятельство является важным фактором привлечения потребителей и имеет особое значение для организации общероссийской службы, охватывающей абонентов различных часовых поясов.
См. Временную инструкцию по проверке наличия и оценке качества услуг, предоставляемых службой факсимильной связи, утвержденную приказом Главгоссвязьнадзора РФ от 27 октября 1998 г. N 81
3.3. Служба электронной почты
Служба электронной почты представляет собой абонентскую службу, предназначенную для обмена корреспонденцией между ПЭВМ абонентов с использованием средств электросвязи. Служба находит применение для ведения электронной переписки между предприятиями, учреждениями, организациями, а также между частными лицами. C учетом интенсивного распространения ПЭВМ этот вид услуг имеет и в дальнейшем будет иметь не меньшее распространение, чем абонентская факсимильная связь.
Служба электронной почты осуществляет передачу сообщений с промежуточным хранением и обеспечивает широкий набор услуг, в том числе:
- подготовку, редактирование и обработку документов;
- возможность автоматизации делопроизводства, связанного с отправляемой и получаемой корреспонденцией;
- передачу и прием как тестовых, так и графических документов;
- многоадресную и циркулярную передачу;
- организацию абонентских электронных почтовых ящиков;
- уведомление о приеме для обработки и о доставке сообщения адресату.
3.4. Служба доступа к информационным ресурсам
Значительный потребительский интерес может иметь услуга, с помощью которой абонентам предоставляется возможность доступа к различным базам данных. Используя собственные ПЭВМ, абоненты смогут оперативно знакомиться с новостями, коммерческой, справочной информацией, в том числе с необходимой для пользования службами документальной электросвязи. Кроме того служба должна обеспечивать абонентам возможность распространения своей информации среди других абонентов (всех или заданной группы) посредством услуги "доска объявлений". Служба доступа к информационным ресурсам может базироваться на технических средствах и транспортной системе службы электронной почты. Служба обеспечивается не только средствами электросвязи, но также информационными системами. В связи с этим ее создание должно осуществляться предприятиями подотрасли совместно с различными предприятиями-поставщиками информации.
3.5. Служба передачи голосовых сообщений (голосовая почта) Эта служба обеспечивает для обычных абонентов телефонной сети возможность обмена голосовыми сообщениями без необходимости одновременного участия в сеансе связи отправителя и получателя сообщения. Передача голосовых сообщений осуществляется в режиме с промежуточным хранением сообщений в цифровом виде в электронных ящиках и по своей технологии близка к абонентским службам электронной почты и Комфакс.
Доступ к службе обеспечивается с обычных телефонных аппаратов. Обеспечивается возможность передачи голосовых сообщений непосредственно на аппарат получателя либо хранение сообщений в индивидуальных абонентских голосовых электронных ящиках с передачей получателю только по его запросу.
3.6. Служба передачи данных
Эта служба обеспечит возможность организации транспортной среды между вычислительными средствами и информационными системами различных потребителей. Кроме использования службы непосредственно для предоставления услуг потребителям важнейшим ее назначением станет использование в качестве единой транспортной среды как для новых служб, создаваемых предприятиями подотрасли, так и для существующих телеграфных служб.
4. Интеграция услуг - единая система документальной электросвязи
4.1. Создавая новые службы документальной электросвязи, предприятия электросвязи .получают возможность реализовать весьма привлекательный для потребителей сервис в виде интеграции услуг, обеспечивающий обмен сообщениями между потребителям различных служб, в том числе между традиционными телеграфными службами и новыми службами документальной электросвязи.
Интеграция услуг открывает для предприятий электросвязи возможность сохранить в сфере своего обслуживания определенную часть абонентов сети АТ/Телекс, которых не удовлетворяет уровень традиционных телеграфных услуг.
Кроме того реализация принципа интеграции услуг обеспечит возможность постепенного перевода такой услуги как "телеграмма" на современную технологическую базу, например, на основе использования служб "Бюрофакс" и "Электронная почта".
4.2. Принцип интеграции услуг позволит обеспечить следующие возможности по обмену сообщениями между различными службами, в том числе:
- передачу сообщений с абонентских телеграфных установок абонентской сети АТ/Телекс на абонентские установки служб электронной почты и факсимильной связи, в службу "Бюрофакс" для последующей доставки адресату;
- доступ с абонентских телеграфных установок абонентской сети АТ/Телекс к информационным ресурсам различных баз данных для приема сообщений по заранее определенным информационным разделам, а также для распространения собственной информации абонентов сетей АТ/Телекс;
- передачу телеграмм в службу "Бюрофакс" для последующей доставки адресату, а также на абонентские установки служб электронной почты и факсимильной связи;
- передачу сообщений с абонентских установок службы электронной почты на абонентские телеграфные установки сети АТ/Телекс, в службы "Телеграмма" и "Бюрофакс" для последующей доставкой адресату, на факсимильные аппараты абонентов факсимильной службы;
- передачу сообщений с абонентских факсимильных установок в службу "Бюрофакс" для последующей доставки адресату.
4.3. Интеграция услуг позволит расширить номенклатуру и обеспечить комплексное представление в отделениях связи клиентских услуг документальной электросвязи. Кроме приема и доставки телеграмм в отделениях связи будут также обеспечиваться услуги службы "Бюрофакс", доступ к услугам электронной почты и службы Телекс. Доставка принятых сообщений может осуществляться доставщиками, по телефону, почтой или на терминал адресата.
Технической основой отделений связи, комплексно предоставляющих клиентам услуги документальной электросвязи, будут являться универсальные многофункциональные терминалы на базе ПЭВМ. Комплектация и места развертывания таких терминалов должны определяться в зависимости от уровня и перспектив развития спроса на различные виды услуг в соответствующих регионах.
4.4. Оснащение абонентов сети АТ/Телекс универсальными терминалами взамен устаревших телеграфных аппаратов обеспечит им возможность доступа к полному набору услуг современных абонентских служб документальной электросвязи без потери доступа к услугам абонентского телеграфирования. Такая замена совместно с созданием новых служб позволит сохранить многих потребителей в сфере обслуживания предприятий электросвязи.
4.5. Создание и развитие новых служб документальной электросвязи и интеграция услуг являются основой создания на базе предприятий электросвязи, являющихся операторами телеграфной связи, единой системы документальной электросвязи общего пользования.
Единая система документальной электросвязи (ЕСДЭС) должна обеспечивать на всей территории России предоставление широкого комплекса услуг документальной электросвязи для любых категорий потребителей, юридических и физических лиц, которые в них нуждаются, и в определенной степени будет нивелировать ограничения, связанные с разнотипностью используемого терминального оборудования. ЕСДЭС должна быть организована как совокупность существующих телеграфных и вновь создаваемых телематических служб, объединенных на основе интеграции услуг.
Интеграция телеграфных и телематических служб позволит постепенно, эволюционным путем перевести услуги, связанные с передачей кратких экстренных текстовых сообщений с телеграфных технологий на более современные технологии телематических служб, в первую очередь на технологию службы обработки сообщений.
4.6. С учетом имеющихся заделов и специфических условий в регионах создание новых служб документальной электросвязи может осуществляться с использованием технических средств различных поставщиков. Кроме того в ряде случаев могут также использоваться региональные фрагменты уже действующих сетей и систем, принадлежащих другим операторам. Однако, основным принципом при решении вопросов применения тех или иных технических средств является требование по обязательному обеспечению совместимости протоколов и процедур предоставления услуг, принятых для соответствующей службы.
4.7. Основой для обеспечения совместимости технологически отличающихся однотипных служб, интеграции услуг и объединения различных служб документальной электросвязи в единую систему должна стать система обработки сообщений, стандартизованная рекомендациями МСЭ-Т.
4.8. Нормативно-технической основой при выборе технических средств и обеспечении совместимости различных технических решений, используемых в создаваемых новых службах, должны стать рекомендации МСЭ-Т по телематическим службам, сетям и оборудованию передачи данных, в том числе для факсимильных служб - рекомендации F.162, F.170, F.171, F.190, Т.4, Т.30; для службы передачи голосовых сообщений - рекомендации F.440, для службы электронной почты (обработки сообщений) - рекомендации серий X.400, F.400; для службы передачи данных - рекомендации X.1, X.3, X.25, X.28, X.29, X.32, X.75, X.121. F.600, F.601, а также рекомендации серии V.
4.9. Конкретные положения единой технической политики по построению и функционированию служб и их региональных фрагментов, по выбору технических средств, по используемым интерфейсам и протоколам, по техническом решениям, обеспечивающим поддержание телеграфных сетей и служб и интеграцию услуг, должны быть определены в системном проекте единой системы документальной электросвязи. Техническая политика предприятий электросвязи по вопросам создания единой системы документальной электросвязи должна учитывать также развитие новых технологий в электросвязи (например, цифровых каналов и сетей, радио и спутниковых средств, подвижных систем), которые могут использоваться для развития существующих и новых служб, и возможность сопряжения со службами и сетями, принадлежащими другим операторам.
5. Принципы построения единой системы документальной электросвязи
5.1. В функциональном плане ЕСДЭС представляет собой совокупность общероссийских телематических и телеграфных служб, объединенных системой обработки сообщений.
В структурном плане ЕСДЭС является совокупностью нескольких центров обработки сообщений, региональных подсистем телематических служб (региональных фрагментов ЕСДЭС) и телеграфных сетей, связанных общей транспортной системой на базе сетей передачи данных.
5.2. Центры обработки сообщений образуют верхний уровень системы, обеспечивающий в масштабах всей системы функции интеграции услуг, управления ресурсами системы, архивирования процессов передачи сообщений, а также взаиморасчетов между взаимодействующими региональными операторами ЕСДЭС. Центры обработки сообщений должны быть связаны между собой по принципу "каждый с каждым" через сети передачи данных (либо с использованием высокоскоростных каналов связи). В целях повышения надежности каждый из центров обработки сообщений должен иметь выход не менее, чем на две сети передачи данных, используемых в ЕСДЭС.
Количество центров обработки сообщений и их размещение зависит от общего трафика и его концентрации на направлениях между группами географически близких регионов, должно определяться на основании технико-экономического анализа с учетом требований по надежности и живучести системы, оптимизации процессов передачи сообщений и управления. На начальном этапе создания ЕСДЭС количество центров телематических служб может составлять 2-4 и может наращиваться по мере развития ЕСДЭС. За каждым центром обработки сообщений закрепляется определенная зона, в которую входит соответствующая группа регионов. При этом все центры обработки сообщений должны дублировать друг друга и обеспечивать возможность взаимодействия с любым региональным фрагментом системы.
5.3. Ядром каждого регионального фрагмента ЕСДЭС является региональный центр телематических служб, обеспечивающий функционирование в регионе всех телематических служб, а также функции управления на региональном уровне. При необходимости в одном регионе может быть организовано несколько центров телематических служб. Терминальное оборудование абонентов включается в соответствующие центры телематических служб, как правило, через телефонную сеть или через сети передачи данных (региональные или общероссийские). Подключение центров телематических служб к сетям передачи данных должно осуществляться по стыку X.25, причем не менее, чем к двум сетям в целях повышения надежности.
5.4. В процессе создания и развития ЕСДЭС должно осуществляться переоснащение телеграфных аппаратов на современные терминальные устройства клиентских служб документальной электросвязи.
Доступ терминалов клиентских служб, устанавливаемых в отделениях связи, к центрам телематических служб в зависимости от типа терминала осуществляется либо по выделенному каналу (физической линии), либо по стыку X.28 через сеть передачи данных, либо через телефонную сеть. Как правило в качестве терминального оборудования в отделениях связи для обеспечения доступа к телематическим службам будут использоваться или многофункциональные терминалы на базе ПЭВМ, оснащенных специальным программным обеспечением, необходимыми средствами ввода и вывода документов, а также средствами передачи данных. С помощью многофункциональных терминалов в отделениях связи будут предоставляться практически любые клиентские услуги документальной электросвязи, включая услугу "телеграмма". Кроме того, например, в отделениях связи или факсимильных пунктах коллективного пользования для организации доступа к службе "Бюрофакс" возможно использование факсимильных аппаратов группы 3 с выходом на региональный центр телематических служб через телефонную сеть.
5.5. Доступ телеграфных центров коммутации сообщений и станций коммутации к сетям передачи данных должен осуществляться по стыку X.25 через согласующие устройства, обеспечивающие сопряжение телеграфных межцентровых и межстанционных протоколов с протоколами сетей передачи данных, а также с протоколами службы обработки сообщений. В целях повышения надежности каждый телеграфный центр коммутации сообщений должен иметь выход не менее, чем к двум сетям передачи данных, используемых в ЕСДЭС.
5.6. Транспортной основой для взаимодействия центров телематических служб, центров обработки сообщений, коммутационного оборудования телеграфных сетей является система передачи данных, представляющая собой совокупность взаимосвязанных общероссийских и региональных сетей передачи с коммутацией сообщений. Служба передачи данных является общей и главной связующей основой обеспечения единства телематических и телеграфных служб по всей территории страны и является определяющим фактором их надежного функционирования. С учетом этого используемые сети и в целом система передачи данных должны обеспечивать:
- возможность передачи данных между любыми регионами страны (область, край, республика) и в перспективе внутри каждого региона вплоть до районных центров;
- многосвязность центров коммутации пакетов и возможность автоматической организации обходов в случае нарушения работоспособности любого транзит
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция развития документальной электросвязи (одобрена постановлением коллегии Минсвязи РФ от 6 июля 1995 г. N 13-1)
Текст концепции официально опубликован не был