Одобрено решением ГКЭС России
от 23 февраля 1994 г. N 71
Введение
Сети сухопутной подвижной радиосвязи создавались на территории России на протяжении последнего тридцатилетия исходя из необходимости организации оперативной связи, в основном, для высших органов государственной власти и управления.
Переход к новым экономическим условиям, стимулирующим развитие деловой активности и предпринимательства, существенно повысил спрос на услуги сухопутной подвижной радиосвязи общего пользования (СПР-ОП). Удовлетворить его возможно только путем использования современных технологий и выделения дополнительных полос радиочастот для СПР-ОП в диапазонах, определенных регламентом радиосвязи для сухопутной подвижной службы.
Развитие СПР-ОП в России будет также способствовать комплексному развитию сетей связи общего пользования.
Целью настоящей концепции является определение основных направлений и принципов создания сетей СПР-ОП в реальных условиях, сложившихся в Российской Федерации, с учетом мирового опыта развития подобных сетей.
1. Исходные положения концепции
1.1. Под сетями сухопутной подвижной радиосвязи общего пользования понимается совокупность технических средств (радиооборудование, коммутационное оборудование, соединительные линии и сооружения), с помощью которых можно предоставлять подвижным абонентам связь между собой и с абонентами телефонной сети общего пользования. Вопросы организации сетей персонального радиовызова, использования радиоудлинителей телефонных линий и бесшнуровых телефонов в настоящей концепции не рассматриваются*.
1.2. Сети СПР-ОП в Российской Федерации создаются с целью максимального удовлетворения на современном мировом уровне и в наиболее короткие сроки потребностей в услугах подвижной радиосвязи всех категорий пользователей.
1.3. Сети СПР-ОП являются частью взаимоувязанной сети связи Российской Федерации (ВСС), ее дополнением и расширением. Они должны взаимодействовать с телефонной сетью общего пользования (ТФОП).
Создание ведомственных сотовых сетей целесообразно осуществлять в рамках сотовых сетей общего пользования (на правах виртуальных сетей).
1.4. Принципы организации сетей СПР-ОП основываются на действующих правилах государственного регулирования в отрасли "Связь", снижении доли централизованного планирования и финансирования с учетом расширения форм собственности и законов рыночных отношений. Сети СПР-ОП создаются, в основном, за счет привлечения негосударственных финансовых средств.
1.5. Основой для решения вопросов по внедрению в России систем СПР-ОП являются решения Государственной комиссии по радиочастотам России (ГКРЧ России), определяющие условия использования частотного спектра на территории страны.
1.6. Подключение сетей СПР-ОП к сетям связи общего пользования должно осуществляться по техническим требованиям, согласованным в каждом конкретном случае с соответствующими предприятиями связи.
При создании и эксплуатации сетей СПР-ОП должны использоваться нормативно-технические документы, определяющие общие принципы организации сетей связи общего пользования, нумерацию и сигнализацию. Также должны выполняться общие требования но предоставлению услуг связи, в том числе, и при чрезвычайных ситуациях, а также эксплуатационно-технические требования к средствам и сетям электросвязи по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с Законом Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации".
О технических требованиях к системе технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий на сетях (службах) электросвязи Российской Федерации см. приказы Госкомсвязи РФ от 20 апреля 1999 г. N 70, от 27 марта 1999 г. N 47
1.7. Все операторы сетей СПР-ОП обязаны принимать участие в развитии и модернизации сетей связи общего пользования, степень которого определяется Министерством связи Российской Федерации (далее - Министерство) при выдаче лицензий.
2. Тенденции развития сетей СПР-ОП в мире
Аналоговые радиальные системы положили начало развитию сетей СПР-ОП во всех странах мира.
Освоение новых полос радиочастот и переход на создание сотовых систем подвижной радиосвязи общего пользования позволили значительно увеличить емкость сетей СПР-ОП. Таким образом большое количество подвижных абонентов получило услуги автоматической местной, междугородной и международной связи.
Использование цифровой технологии сделало оборудование более надежным и обеспечило возможность расширения набора услуг, предоставляемых сетями СПР-ОП.
Унификация оборудования сотовой связи на международном уровне и принятие многими странами единых стандартов позволили предоставлять услуги СПР-ОП и при пересечении подвижными абонентами границ государств.
В экономически развитых странах мира на 100 жителей приходится в среднем 3 радиотелефона, а в странах Скандинавии - 8, где зона обслуживания сетей СПР-ОП охватывает практически всю территорию этих стран (около 98 процентов). Тенденция дальнейшего мирового развития сетей СПР-ОП состоит в создании единой сети СПР-ОП с широким набором услуг для абонентов.
3. Уровень обеспеченности населения России услугами СПР-ОП
По итогам 1993 года количество абонентов сетей СПР-ОП составило около 38 000, что соответствует приблизительно 0,025 радиотелефона на 100 жителей.
Все эти абоненты, в основном, сосредоточены в городах с населением свыше 0,2 млн. человек и с учетом исторически сложившейся ситуации, как правило, являются юридическими лицами. Большинство абонентов сетей СПР-ОП пользуются услугами отечественной радиальной системы радиотелефонной связи "Алтай". Системы сотовой подвижной радиосвязи действуют в Москве и Санкт-Петербурге.
4. Направления развития сетей СПР-ОП
(федеральные и региональные сети СПР-ОП)
Для преодоления имеющегося отставания в области СПР-ОП необходимо построить сети, которые будут
а). основываться на перспективных технологиях;
б). предоставлять широкому кругу российских пользователей услуги местной, междугородной и международной телефонной связи, других служб электросвязи, а также автоматический национальный и международный роуминг, то есть обслуживание блуждающего абонента, приписанного к другому центру коммутации аналогичной сети. При этом качественные показатели предоставляемых услуг должны соответствовать существующим национальным и международным нормам;
в). охватывать, в основном, всю территорию страны;
г). обеспечивать предоставление экстренных услуг связи в условиях возникновения на обслуживаемой территории чрезвычайных ситуаций;
д). интегрироваться с сетями СПР-ОП многих государств.
Сети, отвечающие перечисленным требованиям, получили название федеральных сетей.
Строительство федеральных сетей невозможно без принятия единых стандартов на используемое оборудование, которое также должно быть совместимо с действующими на территории России радиосредствами и иметь возможность взаимодействия с сетями связи общего пользования. С учетом геополитической ориентации России целесообразно внедрять европейские стандарты, разработанные Европейским институтом стандартов связи (ETSI).
Так как оборудование общеевропейского цифрового стандарта GSM отвечает самым современным требованиям, и этот стандарт принят многими странами мира, было решено на его основе строить федеральную цифровую сеть СПР-ОП России.
В связи с тем, что состояние сетей связи общего пользования и имеющиеся в настоящее время ограничения по использованию необходимого частотного ресурса несколько сдерживают создание федеральной сети на основе стандарта GSM (далее - федеральная сеть GSM), предполагается продолжить строительство аналоговой федеральной сети на базе оборудования стандарта NMT-450 (далее - федеральная сеть NMT-450).
В развитии этих федеральных сетей СПР-ОП можно наметить два этапа, сроки которых зависят от проведения конверсии частотного спектра, цифровизации ТФОП, внедрения системы сигнализации ОКС N7 МККТТ:
первый этап - создание федеральной аналоговой сети NMT-450 (1994-2000 гг.) с полным набором услуг (в том числе национальный и международный "роуминг") с одновременным созданием фрагментов цифровой федеральной сети GSM при возможных ограничениях по набору услуг;
второй этап - создание федеральной цифровой сети GSM с полным (2001-2010 гг.) набором услуг.
Взаимодействие между абонентами федеральных сетей GSM и NMT-450 будет осуществляться через ТФОП, либо по каналам, непосредственно соединяющим коммутационное оборудование этих сетей.
Предполагается, что к 2010 году эти две федеральные сети смогут полностью удовлетворить потребность российских пользователей в современных услугах СПР-ОП. При этом ожидается, что к 2010 году в России процент охвата населения услугами сетей СПР-ОП составит не менее 2 процентов (то есть 2 радиотелефона на 100 жителей).
Создание федеральных сетей GSM и NMT-450 определено как главное направление развития сетей СПР-ОП России до 2010 года, и на этом направлении следует максимально концентрировать усилия операторов, инвесторов и отечественных производителей оборудования связи.
Создание федеральных сетей на основе других технологий целесообразно в случаях, когда федеральные сети NMT-450 и GSM исчерпают свои технические возможности по набору и качеству услуг, а также увеличению числа абонентов и охвату территории.
Так как в настоящее время практически отсутствует отечественное оборудование, соответствующее требованиям стандартов GSM и NMT-450, создание федеральных сетей требует валютных инвестиций.
С целью скорейшего насыщения российского рынка электросвязи услугами СПР-ОП допускается создание региональных сетей, которые прежде всего должны базироваться на отечественном оборудовании.
Региональные сети могут предоставлять абонентам меньший, чем в федеральных сетях СПР-ОП, набор услуг и зона их обслуживания ограничивается территорией региона (территорией, совпадающей с междугородной зоной нумерации) или даже отдельного населенного пункта. Для их создания разрешается использовать любой тип оборудования СПР-ОП, кроме оборудования стандартов GSM и NMT-450.
Региональные сети могут работать в традиционном для России диапазоне 330 МГц (радиальные системы типа "Алтай", радиально-зоновые и др.) и в диапазоне 800 мГц, где для этих целей имеются согласованные полосы частот. Они могут создаваться также с использованием и других диапазонов, если на это имеются соответствующие разрешения ГКРЧ России.
Каждая региональная сеть обслуживает только закрепленных за ней абонентов.
Условия организации региональных сетей СПР-ОП определяются Министерством при выдаче лицензий с учетом состояния и развития федеральных сетей СПР-ОП, возможностей использования отечественного оборудования СПР-ОП и желаний администраций регионов (на уровне субъектов Федерации).
Региональные сети могут также использоваться для решения вопросов телефонизации труднодоступных районов и территорий с низкой полностью населения.
5. Условия, обеспечивающие развитие сетей СПР-ОП в России
(федеральные и региональные операторы. Национальные
координационные комитеты)
Принципы организаций сетей СПР-ОП соответствуют новым экономическим подходам к отрасли "Связь", то есть снижению доли централизованного планирования и финансирования, использованию различных форм собственности.
Повышенная заинтересованность отечественных коммерческих структур и зарубежных фирм во вложении своих финансовых средств в конкретные проекты по организации сетей СПР-ОП позволяет считать коммерческую основу вполне оправданной. Любые юридические лица, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут стать операторами сетей СПР-ОП, если они берут на себя обязательства создавать эти сети в соответствии с существующими нормами и правилами, выполнять все требования Министерства, изложенные в лицензиях на право предоставления услуг связи.
Все операторы сетей СПР-ОП должны принимать участие в модернизации и развитии ТФОП, а также в других мероприятиях, способствующих развитию сетей СПР-ОП.
Операторы делятся на федеральных и региональных.
Федеральными считаются те операторы, которые участвуют в создании федеральных сетей СПР-ОП Российской Федерации, имея на это соответствующие лицензии.
Федеральные операторы обязаны предоставлять услуги всем абонентам федеральной сети соответствующего стандарта, независимо от места регистрации этих абонентов.
Целесообразно объединение федеральных операторов сети GSM и сети NMT-450 в два национальных координационных комитета соответственно с целью разработки технических и административных мероприятий по обеспечению национального и международного роуминга, определения условий использования федеральных сетей при чрезвычайных ситуациях, согласования вопросов участия федеральных операторов в мероприятиях по модернизации и развитию ТФОП, проведение которых необходимо для реализации проектов.
Национальные координационные комитеты не вмешиваются в финансовую деятельность федеральных операторов. Они имеют статус юридических лиц и работают на принципах самофинансирования за счет отчислений финансовых средств входящими в их состав федеральными операторами. Основными их задачами являются:
- разработка единых правил предоставления услуг федеральных сетей;
- решение общих технических задач по выполнению условий лицензий;
- согласование вопросов взаимоплатежей федеральных операторов и порядка расчетов с другими операторами сетей связи общего пользования.
Министерство оказывает содействие работе этих комитетов.
В сферу деятельности Национальных координационных комитетов входит взаимодействие с международными организациями, занимающимися вопросами интеграции и развития зарубежных сетей аналогичных стандартов (международные комитеты GSM и NMT-450), а также контакты с Европейским институтом стандартов связи (ETSI) и другими международными организациями.
Региональными считаются те операторы, которые, исходя из своих коммерческих интересов, организуют сети СПР-ОП на базе оборудования нефедеральных стандартов на условиях, изложенных в полученных ими лицензиях Министерства.
С целью выработки единых подходов к организации региональных сетей СПР-ОП возможно создание координационных комитетов региональных операторов.
6. Вопросы использования частотного спектра
Если частотный диапазон 330 МГц является для России традиционным, и электромагнитная обстановка здесь для сетей СПР-ОП достаточно благоприятная, то в диапазонах 450, 800 и 900 МГц ситуация весьма сложная, так как в них работают радиоэлектронные средства (РЭС) другого назначения.
Радиочастоты для создания федеральных сетей СПР-ОП NMT-450 и GSM в диапазоне 450 МГц и 900 МГц соответственно, а также для региональных сетей в диапазоне 800 МГц разрешено использовать на совмещенной основе. Это означает, что частоты для этих сетей могут использоваться только при условии обеспечения в конкретных регионах электромагнитной совместимости РЭС (ЭМС РЭС) СПР-ОП с РЭС другого назначения, которые работают в совмещенных или смежных полосах частот и имеют приоритет перед средствами СПР-ОП.
Для федеральных сетей GSM положение может улучшиться после завершения перевооружения летательных аппаратов и аэродромов новой, более совершенной аппаратурой ближней радионавигации и посадки. Однако этот процесс будет зависеть от возможности выделения необходимых средств.
Для некоторых территорий может оказаться невозможным выделение достаточного количества частот и в диапазоне 800 МГц, и в диапазоне 900 МГц. В этих случаях предпочтение будет отдаваться операторам, участвующий в создании федеральной сети GSM.
Конкретные участки полос радиочастот и номиналы радиоканалов для сетей СПР-ОП в соответствующих регионах определяются установленным порядком на этапе их проектирования по результатам специальных расчетов обеспечения ЭМС, проводимых с использованием норм частотно-территориального разноса (ЧТР), утвержденных ГКРЧ России (для диапазона 450 МГц и 900 МГц), или норм ЧТР, согласованных с Минобороны России (для диапазона 800 МГц).
Учитывая, что в диапазоне 800 МГц допускается применение оборудования различных типов, для каждого из них должны разрабатываться свои нормы ЧТР с РЭС, использующими эти же полосы радиочастот. Разработка норм ЧТР обеспечивается заинтересованными юридическими лицами, планирующими применение оборудования, работающего в диапазоне 800 МГц.
Вопросы, связанные с использованием новых диапазонов радиочастот для создания сетей СПР-ОП решаются через ГКРЧ России и Госсвязьнадзор Российской Федерации в установленном порядке.
7. Принципы построения сетей СПР-ОП
Руководствуясь существующими нормами и правилами но проектированию и строительству, а также требованиями принятых стандартов, операторы сетей СПР-ОП вправе сами определять проектные и технические решения, которые обеспечивали бы выполнение условий лицензий. В то же время их техническая политика должна соответствовать общим подходам к построению сетей СПР-ОП.
7.1. Взаимодействие с ТФОП
Современное оборудование СПР-ОП обеспечивает взаимодействие с ТФОП на любом иерархическом уровне - местном, внутризоновом и междугородном. Однако взаимодействие региональных и федеральных сетей СПР-ОП с ТФОП осуществляется по-разному.
Региональные сети СПР-ОП ориентированы на обслуживание подвижных и фиксированных абонентов внутри границ регионов (междугородных зон) и являются дополнением и расширением местных телефонных сетей общего пользования. Поэтому подключение этих сетей к ТФОП определено на местном уровне.
Федеральные сети СПР-ОП ориентированы на обслуживание абонентов, перемещающихся на большие расстояния (то есть и за пределы своей междугородной зоны). В связи с этим их подключение к ТФОП определено на внутризоновом и междугородном уровнях.
Внутризоновый уровень подключения к ТФОП означает подключение центров коммутации подвижных абонентов (ЦКП) к АМТС зоны на правах вновь организованной местной телефонной сети с закреплением за сетью СПР-ОП индекса ab. Для обслуживания местного трафика при необходимости возможна организация соединения с другими местными сетями.
Для создания федеральных сетей, полностью отвечающих требованиям принятых стандартов NMT-450 и GSM, на ТФОП должна быть организована сеть сигнализации по ОКС N7. Предполагается, что сеть ОКС N7 на ТФОП в первую очередь будет организована на междугородной сети, обеспечивая сигнализацию на участках АМТС-АМТС, АМТС - узел автоматической коммутации (УАК), УАК-УАК. Поэтому вариант подключения федеральных сетей на внутризоновом и междугороднем уровне ускоряет организацию национального и международного роуминга.
До появления сети сигнализации по ОКС N7 национальный роуминг в федеральной сети GSM может обеспечиваться операторами посредством административно-технических мероприятий на основе соглашений о временной регистрации и предоставлении услуг визитным абонентам.
Для расширения обслуживаемой территории возможно подключение базовых станций (БС), расположенных на территории зоны телефонной нумерации, не имеющей ЦКП федеральной сети GSM, к существующему ЦКП в другой зоне. Однако после создания в таких зонах собственного ЦКП, БС этой зоны должны быть подключены к нему.
Федеральная сеть NMT-450 с полным набором услуг может быть построена с использованием системы сигнализации ОКС N7 или R2. Конкретные технические решения по построению федеральных сетей должны быть определены в Схеме развития Федеральной сети СПР-ОП каждого стандарта, в которой должны быть учтены перспективы цифровизации, развития и модернизации ТФОП, а также разработан план нумерации.
7.2. Принципы нумерации
Нумерация подвижных абонентов должна проводиться в соответствии с требованиями рекомендаций Е.212 и Е.213 МККТТ.
В федеральных сетях СПР-ОП нумерация абонентов должна одновременно удовлетворять и требованиям международных планов нумерации сетей стандартов GSM и NMT-450, и в соответствии с Руководящим документом по ОГСТфС требованиям национальной системы нумерации.
В пределах национальной сети номер подвижного абонента должен иметь вид АВС-abххххх, где АВС - это код зоны, к которой приписана данная подвижная станция. Внутризоновый код ab должен быть определен для каждого стандарта в соответствующей Схеме развития федеральной сети СПР-ОП.
В связи с тем, что региональные сети СПР-ОП подключаются к ТФОП на местном уровне, их абоненты имеют нумерацию соответствующих местных сетей.
8. Формы и способы государственного регулирования
Государственное регулирование в отрасли "Связь" осуществляется через лицензирование вида деятельности, выдачу разрешений на использование полос (номиналов) радиочастот, сертификацию оборудования.
Лицензии Министерства устанавливают требования к создаваемым сетям СПР-ОП и определяют условия операторской деятельности.
Одними из основных условий лицензий являются монтированная емкость создаваемых сетей, территория обслуживания, начало предоставления услуг СПР-ОП, выполнение эксплуатационно-технических требований к средствам и сетям электросвязи по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий.
Условия введения лицензий являются неотъемлемой частью лицензий и определяют для каждого из операторов сетей СПР-ОП размер, срок и порядок передачи безвозмездного и безвозвратного взноса, предназначаемого прежде всего на развитие и модернизацию сетей связи общего пользования.
Лицензии не могут быть переданы их владельцами (лицензиатами) другим юридическим лицам.
С учетом возможностей по использованию радиочастотного спектра Министерством принято решение, что до 2004 года включительно на конкретной территории может работать по одному оператору каждой из федеральных сетей GSM и NMT-450, и соответственно может быть выдано по одной лицензии. Определение операторов осуществляется, как правило, через проводимые Министерством конкурсные рассмотрения. Необходимые сведения о порядке и условиях конкурсных рассмотрений сообщаются Министерством через средства массовой информации, а также через специальные приглашения, направляемые коммерческим структурам, положительно проявившим себя в области создания сетей СПР-ОП в России.
При создании региональных сетей СПР-ОП с радиально-зоновой и сотовой структурами заявки на выдачу лицензий должны быть предварительно согласованы с администрациями соответствующих субъектов Федерации.
Министерством определено, что в связи с особенностями работающего в диапазоне 800 МГц оборудования в каждом регионе может быть только один оператор, использующий данный диапазон.
Лицензии являются основанием для получения в установленном порядке (в ГКРЧ России, Госсвязьнадзоре Российской Федерации) разрешений на использование полос и номиналов радиочастот средствами подвижной радиосвязи для создания на базе этого оборудования конкретных сетей СПР-ОП. Без указанных разрешений лицензии не могут быть реализованы.
Обязательным условием лицензий является то, что используемое операторами оборудование должно иметь сертификат соответствия Министерства.
Сертификации подлежит как отечественное, так и импортное оборудование.
Перечень оборудования связи, сертифицированного Министерством, публикуется в бюллетене Центра научно-технической информации "Информсвязь" Министерства.
Контроль за выполнением условий лицензий, за наличием разрешений на использование частот и сертификатов соответствия возложен на Госсвязьнадзор Российской Федерации.
9. Рекомендации по производству и разработке в России оборудования
СПР-ОП
Использование существующих стандартов NMT-450 и GSM для создания федеральных сетей СПР-ОП позволяет применять зарубежное оборудование, уже разработанное и апробированное странами Европейского сообщества. Отечественной промышленности целесообразно принять меры по скорейшему выпуску оборудования, соответствующего требованиям стандартов GSM и NMT-450, и подготовке технологической базы для перехода в дальнейшем на выпуск средств подвижной радиосвязи третьего поколения.
Усилия отечественной науки необходимо направить на разработку перспективных стандартов международного уровня.
-------------------------------------------------------------------------
* Концепция развития сетей СПР-ОП для всех типов систем будет представлена в конце 1994 года в НИР "Разработка основных положений развития взаимоувязанной сети связи Российской Федерации", шифр - "Факел-2".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция развития в России до 2010 года сетей сухопутной подвижной радиосвязи общего пользования (в части сотовых, радиально-зоновых и радиальных сетей)
Текст концепции официально опубликован не был