Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к решению Минобразования РФ
и Президиума РАН
от 18 декабря 1997 г. N 2550/22
Положение
об экспертизе проектов федеральной целевой программы "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997 - 2000 годы"
1. Общие положения
1.1. На экспертизу направляются проекты, представленные и оформленные в соответствии с требованиями к конкурсной заявке на участие в федеральной целевой программе "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997 - 2000 годы" (далее именуется - Программа). Оценка соответствия проекта формальным требованиям положения о конкурсе осуществляется дирекцией Программы.
1.2. Экспертиза проводится в два этапа:
предварительная экспертиза каждого проекта с привлечением к ней коллективных и индивидуальных независимых экспертов;
экспертиза Советом Программы, который принимает окончательное решение о финансировании проекта.
Информация о промежуточных результатах экспертизы - конфиденциальная.
1.3. Дирекция Программы имеет исключительное право на использование в установленном порядке экспертных заключений, представленных независимыми экспертами, в своей служебной переписке, публикации и показе в средствах массовой информации.
Использование данных материалов как самими независимыми экспертами, так и третьими лицами производится только с разрешения дирекции Программы.
1.4. Члены Совета не могут лично принимать участие в экспертизе и обсуждении проектов организаций, в которых они работают.
1.5. Совет Программы исходя из объема бюджетного финансирования принимает решение о количестве поддерживаемых проектов и публикует итоги конкурса.
2. Задачи проведения экспертизы
Задачами проведения экспертизы являются:
2.1. Установление соответствия внесенных проектов целям и задачам Программы и ее мероприятиям, объявленным на конкурс в текущем году.
2.2. Объективная и всесторонняя оценка:
значимости проектов для решения проблем интеграции высшего образования и фундаментальной науки, в том числе: создания эффективной системы развития фундаментальных наук за счет кооперации ученых высших учебных заведений и институтов Российской и отраслевых академий наук, сохранения ведущих научных школ; повышения качества образования, обновления его содержания и создания современных образовательно-профессиональных программ; обновления приборной и информационной базы фундаментального образования; развития новых форм организации учебного процесса, индивидуализации обучения и выявления талантливой молодежи;
новизны предлагаемых решений и реальности достижения поставленных целей в намеченные сроки выбранными способами, методами и ресурсами;
обоснованности сметы затрат на проведение работ и запрашиваемых объемов финансирования на выполнение работ по проекту;
обоснованности выбора исполнителей работ, наличия у них научно-технического потенциала и опытно-экспериментальной и приборной базы.
2.3. Исключение необоснованного параллелизма и дублирования в выполнении работ.
2.4. Разработка рекомендаций по целесообразности и объемам участия государственных заказчиков Программы - Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и Российской академии наук в финансировании проектов, а также предложений по рациональному использованию средств, выделяемых на проведение работ по проектам.
2.5. Обобщенный анализ результатов экспертиз и подготовка для государственных заказчиков Программы, а также других федеральных и региональных органов власти и управления предложений по развитию фундаментальных научных исследований и повышению качества высшего образования.
3. Общие принципы построения экспертизы
Проведение экспертизы строится на следующих основных принципах:
3.1. Системность организации экспертной работы и единство ее нормативно-методического обеспечения.
3.2. Независимость привлекаемых к работе экспертов и отсутствие их заинтересованности в результатах, получаемых при выполнении экспертизы проектов, обеспечивающие объективность экспертных заключений.
3.3. Соответствие используемой информационной базы условиям проведения экспертизы.
3.4. Комплексность и научная обоснованность экспертных оценок в сочетании с закрытостью и анонимностью сведений об экспертах для заявителей проектов, проходящих экспертизу.
4. Порядок проведения экспертизы
4.1. Экспертизу проектов организует Центр содействия интеграции высшего образования и фундаментальной науки (Центр "Интеграция").
Проведение экспертизы обеспечивает базовая экспертная организация Программы - Центр регионального научно-технического сотрудничества при президиуме РАН (Центр "Ренатехс") (далее - базовая экспертная организация).
Взаимоотношения между Центром "Интеграция" и базовой экспертной организацией определяются договором, заключенным в установленном порядке.
4.2. Проекты передаются на экспертизу только после их предварительной оценки дирекцией Программы на соответствие формальным требованиям положения о конкурсе и регистрации. Проекты-заявки, оформленные не по правилам, к конкурсу не допускаются и на экспертизу не направляются.
4.3. Материалы проектов, подлежащих экспертизе, передаются в базовую экспертную организацию Центром "Интеграция" с сопроводительным письмом генерального директора Центра. Направление материалов проектов на экспертизу в базовую экспертную организацию непосредственно от исполнителей этих проектов или иным путем не допускается.
Базовая экспертная организация имеет право через Центр "Интеграция" запрашивать от авторов проектов дополнительные материалы, необходимые ей для организации и проведения экспертизы.
4.4. Экспертиза отдельного проекта производится в срок не более месяца с даты регистрации поступления материалов в базовую экспертную организацию и должна отвечать требованиям технического задания (приложение 1) и раздела 2 настоящего Положения.
4.5. Экспертиза поступивших материалов организуется базовой экспертной организацией, которая создает экспертные группы из коллективных и индивидуальных независимых (внештатных) экспертов. В качестве коллективных экспертов могут выступать вузы и научные учреждения РАН и отраслевых академий, проводящие фундаментальные исследования по теме проекта. Индивидуальными экспертами могут быть научные сотрудники и специалисты высших учебных заведений и научных учреждений, обладающие необходимой квалификацией и не заинтересованные в результатах экспертизы проекта.
4.6. Подбор коллективных и индивидуальных экспертов для экспертизы проектов осуществляется из списков, формируемых по предложениям руководителей ведущих образовательных учреждений и научных организаций РАН и отраслевых академий и утверждаемых дирекцией Программы.
4.7. Экспертиза проектов в соответствии с их тематической направленностью проводится экспертными группами коллективных и индивидуальных экспертов, количество и соотношение которых в группе по каждому проекту определяется в зависимости от количества программных мероприятий, содержащихся в проекте, их масштабности и объемов запрашиваемых на выполнение работ средств. В любом случае общее число коллективных и индивидуальных независимых экспертов, участвующих в экспертизе одного проекта, должно быть не менее двух.
4.8. Базовой экспертной организацией на основе полученных экспертных заключений независимых экспертов и самостоятельной проработки материалов проектов-заявок подготавливаются обобщенные экспертные заключения по конкурсным проектам-заявкам.
4.9. В обобщенном заключении на проект отражаются требования в соответствии с приложением 2. При этом особое внимание уделяется оценке соответствия содержания проекта-заявки тематической направленности Программы, а также объема запрашиваемых средств экспертной оценке сметной стоимости планируемых работ.
Заключение должно содержать также рекомендации о приоритете осуществления проекта в соответствии с выводами независимых экспертов:
проект первостепенной важности, требующий первоочередного финансирования;
проект высокой важности, рекомендуется к финансированию;
проект представляет определенный интерес, рекомендуется к финансированию при наличии достаточных средств;
проект не рекомендуется к финансированию.
4.10. Обобщенное экспертное заключение не должно содержать сведений о независимых экспертах, проводящих экспертизу материалов.
Указанные сведения могут быть представлены только дирекции Программы или членам Совета Программы по их требованию.
4.11. В случае расхождения мнений независимых экспертов либо, если мнение специалистов базовой организации расходится с выводами заключений независимых экспертов, руководитель базовой организации вправе обратиться за консультацией к члену Совета Программы, специалисту по теме проекта либо специалисту, в подчинении которого имеются подразделения, проводящие исследования по теме проекта.
При этом в обобщенном заключении отражаются как сами расхождения, так и мнение по ним члена Совета Программы.
4.12. Подготовленное обобщенное экспертное заключение выносится на рассмотрение научно-технического совета базовой экспертной организации и после его одобрения утверждается руководителем базовой экспертной организации и передается Центру "Интеграция".
4.13. Центр "Интеграция" на основании анализа и обобщения всех имеющихся материалов готовит предложения дирекции Программы о распределении проектов на группы по приоритетам их осуществления и объемам их финансирования.
4.14. Дирекция Программы после дополнительной проработки материалов подготавливает и передает в Совет Программы списки проектов, прошедших конкурсный отбор, содержащие рекомендации по приоритетам и объемам их финансирования.
4.15. Совет Программы принимает окончательное решение по итогам конкурса и передает списки проектов - победителей конкурса для опубликования.
4.16. Базовая экспертная организация совместно с Центром "Интеграция" готовит для членов Совета Программы информационные материалы, содержащие обобщенные экспертные заключения по проектам, предложения дирекции Программы о распределении проектов на группы по приоритетам их осуществления в соответствии с пп. 4.9 и объемам финансирования участвующих в заключительном конкурсе проектов.
5. Порядок оплаты проведения экспертизы
5.1. Работа индивидуальных независимых экспертов по подготовке и представлению экспертных заключений оплачивается базовой экспертной организацией исходя из норм оплаты труда экспертов, установленных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 1 сентября 1995 г. N 48 в части оплаты труда внештатных экспертов Российского фонда фундаментальных исследований.
Руководители организаций - коллективных экспертов вправе обратиться в дирекцию Программы с предложениями об оплате труда специалистов, готовивших экспертные заключения.
5.2. Центр "Интеграция" совместно с базовой экспертной организацией ежегодно отчитывается перед дирекцией Программы о расходовании средств, выделяемых на проведение экспертизы по проектам, представленным на конкурс.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.