Кризисная ситуация в экономике Российской Федерации и развитие новых негативных тенденций в ней создали реальную угрозу экономической безопасности и суверенитету государства.
За последние шесть лет осуществления экономических реформ общий объем выпуска продукции промышленностью в Российской Федерации сократился на 53 процента, некоторые отрасли промышленности пришли в упадок. В машиностроении выпуск продукции сократился на 60 процентов, электронной промышленности - на 90 процентов. Спад производства в легкой промышленности составил более чем 80 процентов, на отдельных градообразующих предприятиях практически остановлено производство, и работники данных предприятий остались без средств к существованию. В мировой практике предельный критический показатель обеспечения войск новейшими образцами вооружения и военной техники составляет 60 процентов, тогда как в Вооруженных Силах Российской Федерации - только 30 процентов. Разрушена научно-производственная база страны, о чем свидетельствуют амортизационный износ оборудования, составляющий свыше 60 процентов, выработка ресурса горнотранспортного оборудования на 50 процентов, износ авиационной техники и технических средств аварийно-спасательных служб, составляющий соответственно 70 и 90 процентов. Число аварий в авиации возросло в 5 раз, других чрезвычайных ситуаций - в 9 раз.
По официальным данным статистики, спад производства в Российской Федерации составил более чем 40 процентов, после чего наступает деиндустриализация государства. Экспорт высокотехнологичной продукции промышленно развитого государства не должен быть ниже 10-15 процентов, в Российской Федерации в настоящее время экспорт такой продукции составляет 1 процент, государственные ассигнования на науку - только 0,42 процента валового внутреннего продукта. Свыше 50 процентов потребляемых продуктов питания импортируется в Российскую Федерацию.
Анализ социально-экономического положения в Российской Федерации по итогам 1997 года показывает, что экономика Российской Федерации по-прежнему находится в состоянии глубокого кризиса. Производство электрической энергии, добыча газа и угля не достигли уровня их производства и добычи в 1996 году. Отмечается существенный спад производства в железнодорожном, тракторном, сельскохозяйственном машиностроении, станкостроительной, инструментальной, лесной, деревообрабатывающей, мясной, молочной промышленности, продолжает снижаться грузооборот на транспорте.
Особую тревогу вызывает стремление иностранных граждан и юридических лиц завладеть контрольными пакетами акций ведущих российских предприятий, в том числе предприятий, относящихся к оборонно-промышленному комплексу, и даже отраслями промышленности. В частности, американские и английские фирмы приобрели контрольные пакеты акций Московского авиационного производственного объединения "МИГ", акционерных обществ "ОКБ Сухого", "ОКБ имени А.С.Яковлева", "Авиационный комплекс имени С.В.Ильюшина", "ОКБ имени О. К. Антонова", производящих сложные комплексы и системы управления полетами летательных аппаратов. В критической ситуации такие иностранные фирмы способны заблокировать производство указанных комплексов и систем. Одна из германских фирм скупила свыше 20 процентов акций акционерного общества "Калужский турбинный завод", которое выпускает турбины для атомных подводных лодок и продукция которого имеет стратегическое значение для государства.
Российская Федерация не только утрачивает право собственности на многие ведущие российские предприятия, но и теряет право управления их производственной деятельностью в интересах государства. Большинство иностранных фирм, скупивших акции ведущих российских предприятий, зачастую не участвуют в их инвестировании, более того, иностранные фирмы стремятся завладеть российскими предприятиями для того, чтобы остановить производство конкурентоспособной продукции и не допустить ее не только на внешний рынок, но и на внутренний рынок Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти не осуществляют обеспечение инвестиций в промышленное производство, что связано с государственным долгом, размер которого достиг критической величины. Объем средств, расходуемых на обслуживание и погашение только внутреннего долга, устойчиво превышает объем налоговых поступлений в федеральный бюджет.
Ситуация в экономике Российской Федерации также отягощена криминализацией структур производства и распределения продукции. На долю теневой экономики приходится почти 40 процентов валового внутреннего продукта, и в ней работают более 9 миллионов граждан Российской Федерации. Преступными группировками контролируется 40 процентов предприятий, основанных на частной форме собственности, 60 процентов государственных предприятий и до 85 процентов банков.
В связи с вышеизложенным Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Признать, что экономика Российской Федерации находится в состоянии глубокого кризиса и необходимость его преодоления требует принятия срочных и эффективных мер органами государственной власти Российской Федерации.
2. Просить Президента Российской Федерации:
рассмотреть на заседании Совета Безопасности Российской Федерации вопрос о состоянии экономики Российской Федерации и об угрозе экономической безопасности государства;
потребовать от Правительства Российской Федерации незамедлительного исполнения положений нормативных правовых актов об укреплении экономической безопасности Российской Федерации, в том числе Указа Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 года N 608 "О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)".
3. Предложить Правительству Российской Федерации:
разработать меры по предотвращению угрозы экономической безопасности Российской Федерации, количественные и качественные показатели экономической безопасности Российской Федерации, представить Федеральному Собранию Российской Федерации предложения о разработке проектов федеральных законов в области предотвращения угрозы экономической безопасности Российской Федерации и об организации мониторинга экономической безопасности государства;
разработать в первом полугодии 1998 года структуру государственных инвестиций и систему мер по привлечению иностранных инвестиций в промышленность и сельское хозяйство Российской Федерации;
принять срочные меры по организации исполнения законодательства Российской Федерации о приватизации государственной собственности, определить допустимые объемы продажи государством акций российских предприятий, относящихся к оборонно-промышленному комплексу, и их приобретения иностранными гражданами и юридическими лицами, рассмотреть вопрос об улучшении управления имуществом, находящимся в федеральной собственности, определить условия обеспечения граждан Российской Федерации продовольствием и разработать критерии продовольственной безопасности Российской Федерации.
4. Комитету Государственной Думы по экономической политике, Комитету Государственной Думы по промышленности, строительству, транспорту и энергетике, Комитету Государственной Думы по конверсии и наукоемким технологиям, Комитету Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам и Комитету Государственной Думы по безопасности внести предложения о совершенствовании законодательства Российской Федерации об экономической безопасности Российской Федерации.
5. Направить настоящее Постановление Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.
6. Направить настоящее Постановление для опубликования в "Российской газете".
7. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Федерального Собрания |
Г.Н. Селезнев |
Москва
20 марта 1998 г.
N 2318-II ГД
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 20 марта 1998 г. N 2318-II ГД "О преодолении кризиса в экономике Российской Федерации и о стратегии экономической безопасности государства"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 6 апреля 1998 г., N 14, ст. 1531