Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Указу Президента
Удмуртской Республики
от 17 декабря 2013 г. N 241
Инвестиционный меморандум Удмуртской Республики
1. Общие положения
Инвестиционный меморандум Удмуртской Республики (далее - Меморандум) декларирует основные приоритеты развития инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике.
Меморандум направлен на создание благоприятного инвестиционного имиджа Удмуртской Республики и обеспечение информационной открытости инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике.
2. Краткая информация об Удмуртской Республике
2.1. Географическое положение
Удмуртская Республика (Удмуртия) относится к Приволжскому федеральному округу и располагается в западной части Среднего Урала, в междуречье Камы и ее правого притока Вятки. Территория Удмуртии занимает площадь свыше 42 тысяч квадратных километров, что составляет 0,25% общей площади Российской Федерации, превосходит такие западноевропейские страны как Бельгия, Швейцария и примерно равна площади Дании.
Протяженность территории с севера на юг составляет 297,5 км, с запада на восток - 200 км. Общая протяженность границ - 1800 км.
Положение республики в средних, северных широтах и отсутствие поблизости морей и океанов обуславливают умеренно континентальный климат с холодной снежной зимой и теплым летом.
На западе и севере Удмуртская Республика граничит с Кировской областью, на востоке - с Пермским краем, на юго-востоке - с Республикой Башкортостан, на юге и юго-западе - с Республикой Татарстан. Такое соседство открывает широкие перспективы для взаимовыгодной экономической интеграции и обуславливает относительно высокий уровень конкуренции в борьбе за инвестиции, рынки сбыта, трудовые ресурсы.
Расстояние между столицей республики г. Ижевском и Москвой - 1325 км, Санкт-Петербургом - 1904 км, Екатеринбургом - 800 км, Казанью - 395 км.
Удмуртская Республика имеет все виды транспортных сообщений с другими регионами России. Транспортная сеть включает в себя 779 км железных дорог, 6313 км автомобильных дорог общего пользования, в том числе с твердым покрытием - 6039 км, 180 км судоходных речных путей с выходом на Каспийское, Черное и Балтийское моря. Важнейшие речные порты - Камбарка, Сарапул. Судоходство по реке Кама в пределах республики. Продолжительность навигации - 6,5 месяцев.
Аэропорт ОАО "Ижавиа" соответствует классу "В" и имеет искусственную взлетно-посадочную полосу с асфальтобетонным покрытием протяженностью 2500 метров, соответствующую первой категории международной ассоциации ИКАО.
Территорию Удмуртской Республики пересекают 10 магистральных газопроводов, обеспечивающих газом Центральную и Западную часть Европейской части Российской Федерации и значительную долю экспортных поставок в страны Восточной и Западной Европы.
По территории Удмуртской Республики проходят 4 магистральных нефтепровода (729 км): транзитные "Сургут-Полоцк" (205 км), "Холмогоры-Клин" (205 км), а также региональные - "Киенгоп-Набережные Челны" (252 км), "Ножовка-Мишкино-Киенгоп" (67 км), обеспечивающие транспортировку добываемой в Удмуртии нефти.
2.2. Население
Удмуртия - многонациональная республика, где проживают представители более ста семидесяти национальностей и этнических групп. Наиболее многочисленные из них русские, удмурты и татары.
Население республики составляет более 1,5 млн. человек, из которых 69% приходится на жителей городов и поселков городского типа. В трудоспособном возрасте находятся 62% от общей численности населения Удмуртской Республики.
Плотность населения республики составляет 36 чел. на кв. км, что более чем в 4 раза превышает среднее значение по России.
2.3. Природно-ресурсный потенциал
В структуре земельного фонда Удмуртии по состоянию на 01 января 2013 года преобладают земли лесного фонда, на долю которых приходится 48,3%, а также земли сельскохозяйственного назначения - 44,4%.
Недра Удмуртии богаты полезными ископаемыми. Наибольшее значение имеют нефть, торф и строительные материалы.
Обнаружены месторождения каменного и бурого угля. Самые крупные торфяные залежи находятся в бассейнах рек Кильмезь и Чепца. Распространены известняки, глины, пески, гравий.
Впервые промышленная нефть была получена в республике в январе 1955 года. Ежегодный объем добычи нефти составляет более 10 млн. тонн и по этому показателю Удмуртия занимает 13 место в России.
Природа Удмуртии богата и живописна. Удмуртия расположена в зонах южной тайги и смешанных лесов, которые занимают свыше 40% территории. Наиболее распространены ель, сосна, береза, липа, осина, встречается дуб.
Флора республики представлена более чем 1700 видами растений.
Довольно богата фауна Удмуртии: в лесах водятся лось, кабан, медведь, лисица, куница, горностай, барсук, волк, заяц и другие виды животных. Из птиц встречаются рябчик, глухарь, тетерев, куропатка и другие. В реках водятся лещ, плотва, окунь, язь, налим.
Все реки Удмуртии относятся к бассейну Камы, наиболее крупные из них - Иж, Чепца, Вала и Кильмезь. На территории Удмуртской Республики находятся шесть водохранилищ.
В Удмуртии имеются минеральные источники, целебные свойства которых используются санаторно-курортными учреждениями, а также огромное количество подземных источников питьевой воды, за что Удмуртию называют родниковым краем.
2.4. Экономический потенциал
Основой экономики Удмуртской Республики является промышленность, которая обеспечивает 46% валового регионального продукта.
История обрабатывающей промышленности Удмуртии началась со времен закладки в начале XVII века заводов на реках Иж и Вятка.
Сегодня в республике насчитываются около 300 крупных и средних промышленных предприятий с современным техническим оснащением и опытным персоналом. Высокая культура производства на многих предприятиях была заложена в процессе выполнения военных заказов и подтверждена сертификатами соответствия международным стандартам качества серий ISO 9000 и ISO 14000. Конструкторская база, интеллектуальный потенциал оборонных предприятий являются конкурентными преимуществами республики.
В Удмуртии производятся 95% российских охотничьих и спортивных ружей, ракетно-космическая техника, оборудование для атомных электростанций, автомобили, медицинская техника, нефтегазовое оборудование, стальной прокат, средства связи, радиоэлектроника, а также товары потребительского спроса.
Тепловые электростанции обеспечивают 32% потребности Удмуртской Республики в электрической энергии и около 60% в тепловой энергии. Остальная часть выработки тепловой энергии приходится на котельные жилищно-коммунального комплекса муниципальных образований и котельные промышленных предприятий. От соседних областей и с Федерального оптового рынка электрической энергии и мощности (ФОРЭМ) Удмуртия получает 68% электроэнергии.
Основные используемые топливно-энергетические ресурсы в Удмуртской Республике - природный газ и каменный уголь.
На долю Удмуртии приходится 1,4% от общероссийского и 5,7% от уровня ПФО объема валовой продукции сельского хозяйства.
Природно-климатические условия позволяют развивать многоотраслевое сельское хозяйство, производить продукты питания и сырье для перерабатывающей промышленности.
Основная часть пахотных земель - дерново-подзолистые почвы. На 01 января 2013 года общая площадь сельскохозяйственных угодий составляет более 1,8 млн. га, в т.ч. около 1,4 млн. га пашни.
Преобладающими являются коллективные формы хозяйствования, основанные на частной форме собственности на землю и имущество. В республике функционируют около 350 крупных, средних и малых сельскохозяйственных организаций.
Республика полностью обеспечивает свои потребности в основных видах продовольствия. На ее долю приходится 7,1% молока, 6,7% мяса, 8,2% яиц, производимых в ПФО.
3. Кредитный рейтинг
С 2004 года ежегодно осуществляется присвоение международными рейтинговыми агентствами кредитных рейтингов, которые подтверждают инвестиционную привлекательность и высокий экономический потенциал Удмуртской Республики.
В ноябре 2013 года рейтинговое агентство Fitch Ratings присвоило Удмуртской Республике кредитные рейтинги на уровне Аа-(rus), ВB по национальной и глобальной шкале соответственно. Все рейтинги имеют прогноз - стабильный.
Рейтинговые значения кредитоспособности Удмуртской Республики
Дата присвоения |
Долгосрочный рейтинг |
Определение рейтинга |
Международное агентство |
Долгосрочный рейтинг по глобальной шкале | |||
21.11.2013 |
ВВ |
стабильный |
Фитч Рейтингз СНГ Лтд. |
28.11.2012 |
ВВ+ |
стабильный |
Фитч Рейтингз СНГ Лтд. |
01.12.2011 |
ВВ+ |
стабильный |
Фитч Рейтингз СНГ Лтд. |
06.12.2010 |
ВВ+ |
стабильный |
Фитч Рейтингз СНГ Лтд. |
24.11.2009 |
Ba1 |
стабильный |
Moody's Investors Service |
19.09.2008 |
Ba1 |
стабильный |
Moody's Investors Service |
Долгосрочный рейтинг по национальной шкале | |||
21.11.2013 |
Аа-(rus) |
высокая кредитоспособность |
Фитч Рейтингз СНГ Лтд. |
28.11.2012 |
Аа(rus) |
очень высокая кредитоспособность |
Фитч Рейтингз СНГ Лтд. |
01.12.2011 |
Аа(rus) |
очень высокая кредитоспособность |
Фитч Рейтингз СНГ Лтд. |
06.12.2010 |
Аа(rus) |
очень высокая кредитоспособность |
Фитч Рейтингз СНГ Лтд. |
24.11.2009 |
Аа1.ru |
очень высокая кредитоспособность |
Moody's Investors Service |
19.09.2008 |
Аа1.ru |
очень высокая кредитоспособность |
Moody's Investors Service |
15.12.2006 |
Аа1.ru |
очень высокая кредитоспособность |
Moody's Interfax |
12.07.2005 |
Аа2.ru |
очень высокая кредитоспособность |
Moody's Interfax |
20.12.2004 |
Аа3.ru |
очень высокая кредитоспособность |
Moody's Interfax |
06.10.2004 |
А1.ru |
уровень кредитоспособности выше среднего |
Moody's Interfax |
4. Приоритеты государственной инвестиционной политики
Основной целью государственной инвестиционной политики является формирование благоприятного инвестиционного климата, позволяющего увеличивать приток инвестиций в Удмуртскую Республику в интересах ее устойчивого социально-экономического развития.
Для достижения поставленной цели решаются следующие основные задачи:
совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике;
повышение эффективности деятельности существующей региональной инвестиционной инфраструктуры и создание ее недостающих элементов;
создание условий для широкого использования государственно-частного партнерства для привлечения инвестиций;
поддержание имиджа инвестиционно привлекательного региона, продвижение Удмуртской Республики на российском и международном рынке инвестиций;
содействие подготовке высококвалифицированных кадров в сфере инвестиций;
определение направлений совершенствования процессов и условий для привлечения инвестиций;
создание и актуализация единой базы инвестиционных проектов Удмуртской Республики;
содействие реализации экономически эффективных инвестиционных проектов, имеющих высокий синергетический эффект для различных отраслей экономики и (или) особо значимых для социально-экономического развития Удмуртской Республики;
поддержка и стимулирование инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике.
5. Инвестиционные проекты и площадки
Единая база инвестиционных проектов и площадок Удмуртской Республики (далее - база проектов) формируется и ведется с целью оказания информационной поддержки инвесторам и содействия организациям в Удмуртской Республике в поиске инвесторов для реализации инвестиционных проектов.
База проектов формируется и ведется Министерством экономики Удмуртской Республики и представляет собой паспорта инвестиционных проектов и площадок.
Актуальная версия базы проектов размещается на инвестиционном портале Удмуртской Республики www.udminvest.ru.
6. Государственная поддержка инвестиционной деятельности
6.1. Формы государственной поддержки инвесторов
Государственная поддержка инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике осуществляется органами государственной власти Удмуртской Республики в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики в следующих формах:
снижение ставки налога на прибыль организаций в части сумм налога, зачисляемых в бюджет Удмуртской Республики, до 17% - 13,5%;
освобождение от налога на имущество организаций;
субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам и части затрат по лизинговым платежам, полученным для реализации инвестиционных проектов;
предоставление субсидий малым и средним инновационным компаниям на возмещение затрат, связанных с разработкой и внедрением, производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг;
предоставление бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Удмуртской Республики для реализации инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства;
предоставление инвесторам отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в бюджет Удмуртской Республики;
предоставление инвесторам государственных гарантий;
включение инвестиционных проектов в единую базу инвестиционных проектов и площадок Удмуртской Республики;
наделение инвестора статусом "Лучший инвестор Удмуртской Республики" и (или) "Лучший экспортер Удмуртской Республики";
консультационная, информационная и организационная поддержка инвестиционных проектов путем поддержки ходатайств и обращений инициаторов проектов в органы государственной власти и органы местного самоуправления, кредитные учреждения и другие организации в Удмуртской Республике о содействии в реализации инвестиционных проектов, проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов, организации семинаров, конференций по проблемам осуществления инвестиционной деятельности, форумов, ярмарок и выставок инвестиционных проектов, размещения информации об инвестиционных проектах в каталогах инвестиционных проектов, СМИ, на трехязычном (рус., англ., немец.) Инвестиционном портале Удмуртской Республики.
6.2. Организационная поддержка инвесторов
В 2006 году образован Совет по инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике (далее - Совет), возглавляемый Президентом Удмуртской Республики. Совет является консультационным и экспертным органом и формируется из представителей органов государственной власти Удмуртской Республики и участников инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике в целях защиты интересов инвесторов и разработки предложений по приоритетным направлениям и формам государственной поддержки инвестиционной деятельности, реализации проектов государственно-частного партнерства в Удмуртской Республике.
Для оказания содействия в реализации инвестиционных проектов и привлечения в республику инвестиций в 2010 году создана рабочая группа по рассмотрению инвестиционных проектов, имеющих приоритетное значение для социально-экономического развития Удмуртской Республики под руководством Председателя Правительства Удмуртской Республики.
В целях организации взаимодействия исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики по сопровождению инвестиционных проектов и создания благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности на территории Удмуртской Республики утвержден регламент сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна".
6.3. Инфраструктура государственной поддержки инвестиционной деятельности.
Бюджетное учреждение Удмуртской Республики "Центр экономического анализа и антикризисного управления" оказывает организационную и методическую поддержку в реализации инвестиционных проектов.
Автономная некоммерческая организация "Агентство инвестиционного развития Удмуртской Республики" осуществляет поиск и продвижение инвестиционных проектов, содействие в организации их финансирования.
Удмуртский государственный фонд поддержки малого предпринимательства оказывает финансовую поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства путем выдачи займов и микрозаймов.
Гарантийный фонд содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Удмуртской Республики реализует Программу предоставления кредитных гарантий, позволяющую субъектам малого и среднего предпринимательства, не имеющим достаточного залогового обеспечения, получать банковские кредиты.
Автономное учреждение Удмуртской Республики "Республиканский бизнес-инкубатор" осуществляет предоставление на конкурсной основе помещений и офисной техники начинающим предпринимателям, оказывает консультационные и информационные услуги.
Региональный центр наноиндустрии Удмуртской Республики объединяет усилия ученых и специалистов промышленности в создании благоприятных условий для развития нанотехнологий в республике, разработке на их основе конкурентоспособной продукции.
Центры трансфера технологий в ведущих высших учебных заведениях и научных учреждениях республики обеспечивают эффективное применение научно-технических разработок в производственных целях.
6.4. Основные нормативно-правовые акты, регулирующие стимулирование и государственную поддержку инвестиционной деятельности:
Закон Удмуртской Республики от 05 марта 2003 года N 8-РЗ "О налоговых льготах, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности";
Закон Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике";
Закон Удмуртской Республики от 22 июня 2006 года N 26-РЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике";
Закон Удмуртской Республики от 09 октября 2009 года N 39-РЗ "Об участии Удмуртской Республики в государственно-частных партнерствах";
Закон Удмуртской Республики от 03 апреля 2013 года N 14-РЗ "Об инвестиционном фонде Удмуртской Республики";
Указ Президента Удмуртской Республики от 23 ноября 2006 года N 175 "О Совете по инвестиционной деятельности";
Указ Президента Удмуртской Республики от 10 апреля 2012 года N 68 "Об инвестиционном уполномоченном в Удмуртской Республике";
государственная программа Удмуртской Республики "Создание условий для устойчивого экономического развития Удмуртской Республики (2013-2015 годы)", утвержденная постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15 апреля 2013 года N 161;
республиканская целевая программа "Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы", утвержденная постановлением Правительства Удмуртской Республики от 06 июля 2009 года N 182;
республиканская целевая программа "Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Удмуртскую Республику на 2010 - 2014 годы", утвержденная постановлением Правительства Удмуртской Республики от 07 сентября 2009 года N 247;
постановление Правительства Удмуртской Республики от 22 августа 2005 года N 126 "Об утверждении Положения о конкурсе инвестиционных проектов организаций на право получения льгот по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 16 октября 2006 года N 110 "Об утверждении Положения о Государственном реестре инвестиционных проектов Удмуртской Республики";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 05 марта 2012 года N 77 "О мерах по реализации Закона Удмуртской Республики "Об участии Удмуртской Республики в государственно-частных партнерствах";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 02 мая 2012 года N 183 "Об утверждении Положения о порядке предоставления хозяйствующим субъектам Удмуртской Республики за счет средств бюджета Удмуртской Республики для реализации инвестиционных проектов субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам и части затрат по лизинговым платежам";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 10 июня 2013 года N 244 "Об утверждении Положения об инвестиционном фонде Удмуртской Республики";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 02 декабря 2013 года N 553 "Об утверждении Регламента сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации на территории Удмуртской Республики, по принципу "одного окна";
распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 21 марта 2011 года N 177-р "О мерах по повышению инвестиционной активности и эффективности управления инвестиционными процессами";
распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 10 мая 2011 года N 344-р "О регламенте взаимодействия исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики в решении задачи увеличения объема инвестиций и поступления доходов в бюджет Удмуртской Республики";
распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 15 июля 2013 года N 453-р "Об утверждении Дорожной карты внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Удмуртской Республике".
7. Гарантии
Всем инвесторам, независимо от формы собственности, в том числе иностранным, гарантируется:
обеспечение равных прав на осуществление инвестиционной деятельности и защита инвестиций;
государственная поддержка инвестиционной деятельности в порядке и на условиях, установленных республиканскими законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;
обеспечение надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Удмуртской Республики;
информационная открытость принятия решений, влияющих на условия осуществления инвестиционной деятельности;
предоставление информации, необходимой для принятия решений о вложении инвестиций;
защита от неправомерных действий со стороны органов государственной власти Удмуртской Республики;
защита от принятия нормативных правовых актов Удмуртской Республики, ухудшающих положение инвесторов на территории Удмуртской Республики.
8. Контакты
Министерство экономики Удмуртской Республики
Почтовый адрес: 426007, г. Ижевск, Пушкинская, 214,
тел. (3412) 49-74-41, факс: (3412) 49-74-56
E-mail: mail@economy.udmlink.ru, http://economy.udmurt.ru
Министр экономики Удмуртской Республики - Зайцев Михаил Петрович.
<< Назад |
||
Содержание Указ Президента Удмуртской Республики от 17 декабря 2013 г. N 241 "Об утверждении инвестиционного меморандума Удмуртской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.