Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Сарапул - исторический город
Ранняя история города, наряду с историческим ландшафтом и топонимией, представлена памятниками археологии, наиболее ранними из которых являются городища "Кладовая Веретья" и "Чупихинское", а также могильник, относящиеся к мазунинской культуре III-V вв. н.э.
Принято считать, что возникновение Сарапула связано с дворцовым селом Вознесенским "на Сарапуле" в конце XVI в., после взятия Казани, хотя отдельные поселения могли существовать здесь и раньше. Известно, что средневековый Сарапул имел укрепление-крепость, описание которой оставил посетивший его в 1773 г. Паллас. Крепость состояла из плотной бревенчатой стены с батареями и стрельчатыми башнями и "имела весьма выгодное положение".
Археологическим памятником позднего средневековья является Сарапульское поселение XVI-XIX вв. в центре исторической части города и могильник XVII в. с православными и мусульманскими захоронениями.
Сарапул получил статус города в конце XVIII в. в связи с городской реформой. Разработанный для него первый регулярный план, утвержденный в 1780 г., определил границы территории, в пределах которой город развивался вплоть до начала XX в. Согласно плану от реки Юрманки до реки Сарапулки пролегли три улицы - Большая Покровская (ул. Труда), Вятская (ул. Раскольникова) и Троицкая (ул. Красноармейская). Планом предусматривалось создание большой прямоугольной площади в центре города, раскрывающейся на реку Каму.
План города с четкой системой прямоугольных улиц и площадей является достаточно удачным образцом отечественного градостроительного искусства XVIII - XIX вв. Созданные в этот период архитектурные ансамбли центральной площади с Вознесенским собором и торговыми рядами, Покровской церкви - уникальные образцы русского провинциального классицизма, определили выразительный силуэт города со стороны Камы.
В XVIII - начале XX в. Сарапул - уездный центр Вятской губернии, город купцов, кожевенников и речников, "торговая столица" Среднего Прикамья. Яркой самобытной чертой Сарапула являлось кожевенное производство. Город был одним из кожевенно-обувных центров России.
Своего расцвета Сарапул достиг в конце XIX - начале XX в., тогда в городе было 22 тысячи жителей, пристань на Каме, женский и мужской монастыри, девять православных церквей, учебные заведения, богатые купеческие дома.
Сарапульское купечество сыграло большую роль в истории города. Оно имело особые традиции благотворительности и предпринимательства, благодаря которым цивилизационные и социальные процессы центральных городов первыми в Прикамском крае нашли практическое выражение в строительстве электростанции, водопровода, железной дороги, банков, торговых домов, больниц, учебных заведений и др.
Город исполнял важную роль центра распространения православия среди удмуртов, сюда в 1889 г. была перенесена кафедра вятского епископа. С Сарапулом связаны важные исторические события Пугачевского восстания и Гражданской войны.
Уникальная степень сохранности исторической застройки Сарапула обусловлена тем, что новое строительство советского периода велось вне исторического ядра города. В центральной части города проводились локальные преобразования, а в новых - получила развитие архитектура конструктивизма, который стал важным вкладом России в мировую архитектуру XX в. Советская неоклассика ( "сталинский ампир") в городской территории представлен отдельными микрорайонами. Промышленный пояс города также составляет органичный пласт культурного наследия.
Образ города создают не только уникальные объекты архитектуры, но и целостная архитектурно-пространственная среда. Высокая степень сохранности и подлинности исторических территорий в 2001 году послужила основанием для включения Сарапула в Список исторических поселений Российской Федерации.
Свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии городской культуры также являются знаки социальной культуры, произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объекты науки и техники и иные предметы материальной культуры, возникшие в результате исторических событий и представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, эстетики, антропологии и этнологии.
Исключительная ценность Сарапула заключается в подлинности, универсальности и значимости его культурного достояния для развития Среднего Прикамья.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.