Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства
Удмуртской Республики
от 7 октября 2013 г. N 669-р
Концепция
республиканской целевой программы "Развитие муниципальной службы в Удмуртской Республике на 2014 - 2018 годы"
1. Обоснование соответствия решения проблемы целям и приоритетным задачам социально-экономического развития Удмуртской Республики
Концепция республиканской целевой программы "Развитие муниципальной службы в Удмуртской Республике на 2014 - 2018 годы" (далее - Концепция) разработана в соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Законом Удмуртской Республики от 20 марта 2008 года N 10-РЗ "О муниципальной службе в Удмуртской Республике" и с учетом основных приоритетов социально-экономического развития Удмуртской Республики, предусмотренных в Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010 - 2014 годы, утвержденной Законом Удмуртской Республики от 18 декабря 2009 года N 68-РЗ "О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010 -2014 годы".
Разработка республиканской целевой программы "Развитие муниципальной службы в Удмуртской Республике на 2014 - 2018 годы" (далее - Программа) необходима в целях дальнейшей реализации мероприятий по внедрению эффективных кадровых технологий в органах местного самоуправления, формирования высококвалифицированного кадрового состава, совершенствования системы управления муниципальной службой и системы профессионального развития муниципальных служащих.
Программа является продолжением республиканской целевой программы "Развитие муниципальной службы в Удмуртской Республике на 2009 - 2013 годы". Мероприятия Программы будут направлены на:
повышение эффективности системы профессионального развития муниципальных служащих;
повышение престижа муниципальной службы, установление открытости и информационной доступности деятельности муниципальных служащих;
обеспечение эффективности внедрения современных кадровых, информационных и управленческих технологий на муниципальной службе;
совершенствование работы, направленной на приоритетное применение мер по предупреждению и борьбе с коррупцией на муниципальной службе;
разработку научно-обоснованных методик оценки профессиональных и деловых качеств кадров при проведении конкурсов, аттестации и квалификационных экзаменов;
проведение работы по эффективному использованию кадровых резервов на муниципальной службе;
проведение экспериментов на муниципальной службе;
повышение материальных и моральных стимулов для муниципальных служащих к эффективному исполнению должностных обязанностей, проведение республиканских конкурсов на звание "Лучший муниципальный служащий Удмуртской Республики".
Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить последовательность и системность развития муниципальной службы в Удмуртской Республике, повысить эффективность кадровой политики в органах местного самоуправления в Удмуртской Республике, что в свою очередь позволит обеспечить целенаправленную работу органов местного самоуправления по реализации положений, определенных Стратегией социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года, утвержденной Законом Удмуртской Республики от 9 октября 2009 года N 40-РЗ "О Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года".
2. Обоснование целесообразности и необходимости решения проблемы программно-целевым методом
Одним из основных условий развития муниципальной службы в Удмуртской Республике является повышение профессионализма и компетентности кадрового состава органов местного самоуправления, которое взаимосвязано с эффективным применением системы профессионального развития муниципальных служащих. Основой для решения данной задачи является постоянный мониторинг кадрового состава муниципальных служащих, выполняемых ими функций, а также потребностей органов местного самоуправления в кадрах.
По состоянию на 1 января 2013 года в органах местного самоуправления в Удмуртской Республике замещали муниципальные должности и должности муниципальной службы 4429 человек.
Гендерный состав муниципальной службы за 2012 год следующий: мужчин - 1049, женщин - 3380 (в 3 раза больше). Средний возраст муниципальных служащих Удмуртской Республики - от 40 до 50 лет.
Около 47% муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности, имеют стаж муниципальной службы более 10 лет, они придают стабильность муниципальной службе, обеспечивают высокий профессиональный уровень.
Вместе с тем, следует отметить, что в Удмуртской Республике ежегодно увеличивается количество муниципальных служащих в возрасте 60 лет и старше (в 2008 году- 1,6%, в 2012 году - 2%), а количество лиц до 30 лет уменьшается (в 2008 году - 20,5%, в 2012 году - 17,4%). Это говорит о том, что в органах местного самоуправления существует проблема омоложения муниципальных кадров. Привлечение на муниципальную службу талантливых молодых специалистов обеспечит преемственность поколений в системе муниципального управления, ротацию кадров в органах местного самоуправления, усиление конкуренции в процессе отбора, подготовки и карьерного роста муниципальных служащих.
Администрацией Президента и Правительства Удмуртской Республики постоянно проводится обучение муниципальных служащих за счет средств бюджета Удмуртской Республики. За 2012 год количество муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности, имеющих высшее профессиональное образование, увеличилось на 1,2% и составило 90%. За 4 года реализации республиканской целевой программы "Развитие муниципальной службы в Удмуртской Республике на 2009 - 2013 годы" количество лиц, имеющих высшее профессиональное образование, увеличилось на 8,2% (на 1 января 2008 года процент лиц, имеющих высшее образование, составлял 81,8%). Доля имеющих высшее образование по специальности "Государственное и муниципальное управление" от общей численности в 2012 году составила 9,7%, от общей численности имеющих высшее образование составила 10,8%.
В Удмуртской Республике сформирована эффективная система профессионального развития муниципальных служащих. За 2012 год получили дополнительное профессиональное образование 1047 человек или 23,6% от общего числа муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности (в 2009 году - 26,6%, 2010 году - 26,1%, 2011 году - 24,9%).
Учитывая взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы и исходя из единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих, повышение квалификации муниципальных служащих осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Таким образом, за ближайшие 3 года необходимо охватить обучением в системе высшего и дополнительного профессионального образования 4085 муниципальных служащих. Следовательно, в течение этого периода необходимо за счет средств бюджета Удмуртской Республики и средств местных бюджетов ежегодно охватывать обучением 1360 человек.*(1)
Количество лиц, назначенных на должности муниципальной службы из кадрового резерва, по сравнению с 2011 годом увеличилось на 3% и составило 95 человек или 14,5% (в 2009 году - 10,8%, 2010 году - 11%, 2011 году - 11,5%). Однако при формировании кадрового состава муниципальной службы кадровые резервы на должности муниципальной службы используются не в полном объеме, не проводятся конкурсные отборы при формировании кадровых резервов. В Удмуртской Республике кадровые резервы должны стать одним из основных источников формирования кадрового состава.
В 2012 году в муниципальных образованиях Удмуртской Республики увеличилось количество лиц, назначенных по результатам конкурса, на 3,1% и составило - 48 человек или 7,3% от числа принятых (в 2010 году - 4,5%, 2011 году - 4,2%). Но вместе с тем, конкурсный отбор в органах местного самоуправления используется не в полном объеме. За 2012 год 514 граждан (78,2%) были назначены на вакантные должности муниципальной службы без проведения конкурса и не из состава кадрового резерва. Данная ситуация снижает уровень открытости и нарушает принцип равного доступа граждан на муниципальную службу, назначения на должности муниципальной службы высококвалифицированных специалистов с учетом их профессиональных качеств и компетентности.
С развитием современных информационных технологий возникает проблема с их внедрением и использованием в деятельности органов местного самоуправления в Удмуртской Республике. Муниципальные служащие не в полной мере владеют соответствующими навыками и умениями. Компьютерная грамотность сотрудников недостаточна для эффективной эксплуатации информационных систем. В связи с этим информационные ресурсы при принятии управленческих решений используются не в полном объеме, что негативно отражается на эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Самостоятельным направлением развития муниципальной службы в Удмуртской Республике является профилактика и противодействие коррупции в муниципальных образованиях. В связи с принятием ряда нормативных правовых актов по вопросам противодействия коррупции, на кадровые подразделения в органах местного самоуправления возложены функции по проверке достоверности предоставляемых сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, повышение эффективности организации деятельности комиссий по урегулированию конфликта интересов и другие. Данная деятельность нуждается в выработке единого подхода, координации и методического сопровождения в целях повышения ответственности должностных лиц, повышения эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и гражданского общества, обеспечения прозрачности деятельности органов местного самоуправления. Меры по противодействию коррупции должны проводиться комплексно и системно.
Средствами массовой информации недостаточно освещаются положительные аспекты деятельности муниципальных служащих. Необходимо повысить информированность населения Удмуртской Республики об условиях и порядке прохождения муниципальной службы, о деятельности органов местного самоуправления.
В целях создания положительного имиджа муниципального служащего, повышения роли и престижа муниципальной службы необходимо обеспечить открытость и гласность муниципальной службы посредством публикуемых в средствах массовой информации результатов проведенных конкуров на звание "Лучший муниципальный служащий Удмуртской Республики", опросов общественного мнения, выступлений руководителей органов местного самоуправления.
Также необходимо продолжить внедрение действенной системы стимулирования и мотивации муниципальных служащих к эффективному достижению качественных результатов профессиональной служебной деятельности.
С целью улучшения профессионально-квалификационного состава, уменьшения текучести и старения кадров в Удмуртской Республике необходимо использовать современные кадровые технологии, осуществлять постоянный мониторинг кадрового потенциала на муниципальной службе, активизировать процессы обновления и ротации кадров.
Республиканская целевая программа "Развитие муниципальной службы в Удмуртской Республике на 2009 - 2013 годы" позволила начать формирование действенной системы муниципальной службы в Удмуртской Республике, усовершенствовать законодательную базу в сфере муниципальной службы, провести мониторинг общественного мнения об эффективности муниципальной службы и результативности профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих, провести мероприятия по формированию системы стимулирования муниципальных служащих к эффективному исполнению должностных обязанностей, совершенствовать систему обучения муниципальных служащих. Но вместе с тем, в связи с сокращением финансирования республиканской целевой программы "Развитие муниципальной службы в Удмуртской Республике на 2009 - 2013 годы" в 2010 - 2011 годах решение ряда проблем правового и организационно-управленческого обеспечения муниципальной службы требует дальнейшей проработки программно-целевыми методами.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить системный подход к решению поставленных задач, поэтапный контроль за выполнением мероприятий Программы и оценку их результатов, внедрить на муниципальной службе современные кадровые, информационные, образовательные и управленческие технологии.
Последовательная реализация мероприятий Программы приведет к созданию условий для дальнейшего развития муниципальной службы, повышению ее роли и престижа, эффективности и результативности кадровой политики.
3. Характеристика и прогноз развития проблемы без использования программно-целевого метода ее решения
Необходимость использования программно-целевого метода предусмотрена Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и Законом Удмуртской Республики от 20 марта 2008 года N 10-РЗ "О муниципальной службе в Удмуртской Республике".
Проблемы развития муниципальной службы в Удмуртской Республике являются комплексными и требуют согласованного использования кадровых, финансовых, информационных и иных ресурсов. Программно-целевой метод позволит обеспечить комплексное решение проблем на протяжении срока реализации Программы, а также взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения.
В 2014 - 2018 годах необходимо продолжить развитие системы дополнительного профессионального образования муниципальных служащих, улучшить условия прохождения муниципальной службы, повысить эффективность кадровой политики в сфере муниципальной службы, результативность, роль и престиж муниципальной службы.
Отказ от использования программно-целевого метода решения проблем, возникающих на муниципальной службе в Удмуртской Республике, может привести к негативным последствиям, связанным с отсутствием финансирования мероприятий, направленных на:
проведение научно-исследовательских работ по вопросам муниципальной службы, внедрению современных кадровых, информационных и управленческих технологий на муниципальной службе;
повышение материальных и моральных стимулов для муниципальных служащих к эффективному исполнению должностных обязанностей; проведение экспериментов на муниципальной службе; проведение мониторинга общественного мнения об эффективности муниципальной службы и результативности профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих;
повышение престижа муниципальной службы, установления открытости и информационной доступности деятельности муниципальных служащих;
совершенствование работы, направленной на приоритетное применение мер по предупреждению и борьбе с коррупцией на муниципальной службе;
проведение работы по эффективному использованию кадровых резервов на муниципальной службе и др.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
Анализ развития муниципальной службы в Удмуртской Республике позволяет предположить следующие варианты решения основных проблем:
1. Отказ от использования программно-целевого метода для обеспечения развития муниципальной службы в Удмуртской Республике.
При реализации данного сценария развитие муниципальной службы в Удмуртской Республике будет осуществляться в одном приоритетном направлении - повышении профессионального уровня муниципальных служащих с целью улучшения качественного состава и сокращения числа лиц, не имеющих высшего профессионального образования. Решение данной проблемы будет осуществляться за счет средств бюджета Удмуртской Республики в рамках государственного заказа на профессиональную подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации муниципальных служащих в Удмуртской Республике.
Негативными последствиями реализации данного сценария будут являться:
отсутствие финансирования мероприятий, направленных на внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы в муниципальных образованиях, механизмов мотивации, стимулирования, оценки деятельности муниципальных служащих и повышения престижа муниципальной службы в Удмуртской Республике;
невозможность проведения научно-исследовательских работ по развитию муниципальной службы в Удмуртской Республике.
2. Использование программно-целевого метода для обеспечения развития муниципальной службы в Удмуртской Республике.
Такой сценарий предполагает обеспечить последовательность и системность развития муниципальной службы, продолжить внедрение на муниципальной службе современных кадровых, информационных, образовательных и управленческих технологий, повысить эффективность и результативность профессиональной деятельности муниципальных служащих в Удмуртской Республике.
К положительным сторонам данного сценария можно отнести наличие сформированной целостной системы муниципальной службы в Удмуртской Республике, создание необходимых условий для профессионального развития муниципальных служащих, внедрение и совершенствование механизмов формирования кадрового резерва, проведения аттестации и ротации муниципальных служащих, реализацию современных механизмов стимулирования труда на муниципальной службе, разработку и внедрение муниципальных программ развития муниципальной службы в Удмуртской Республике и проведение экспериментов в рамках муниципальных программ.
На успешное выполнение Программы и достижение поставленных задач могут повлиять организационные, кадровые и финансовые риски, связанные с бюджетным финансированием реализации мероприятий Программы.
Данные риски могут привести к изменению сроков, стоимости, неполному достижению целевых индикаторов, поэтому в процессе реализации мероприятий возможны корректировки.
5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
Программа носит среднесрочный характер и реализуется в 2014 - 2018 годах в один этап.
Для решения обозначенных в Концепции проблем в Программе предусмотрены мероприятия по следующим направлениям:
совершенствование нормативной правовой базы по вопросам развития муниципальной службы, организация обеспечения органов местного самоуправления методическими материалами по вопросам муниципальной службы;
создание условий для профессионального развития и подготовки муниципальных служащих;
внедрение современных кадровых, информационных и управленческих технологий на муниципальной службе, обеспечение устойчивого развития кадрового потенциала, повышение эффективности и престижа муниципальной службы.
6. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям эффективности, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам
Цель Программы - создание целостной системы муниципальной службы в Удмуртской Республике, формирование высококвалифицированного кадрового состава муниципальной службы, обеспечивающего эффективность деятельности органов местного самоуправления в Удмуртской Республике.
Для достижения указанной цели Программы необходимо решение следующих основных задач:
совершенствование нормативной правовой базы Удмуртской Республики по вопросам муниципальной службы;
развитие единой системы дополнительного профессионального образования муниципальных служащих;
эффективное формирование, подготовка и использование органами местного самоуправления в Удмуртской Республике кадрового резерва на замещение вакантных должностей муниципальной службы;
развитие механизма предупреждения коррупции, выявления и разрешения конфликта интересов на муниципальной службе;
внедрение эффективных кадровых технологий, направленных на повышение профессиональной компетентности, мотивации муниципальных служащих и обеспечение условий для улучшения результативности их профессиональной служебной деятельности;
проведение научно-исследовательских работ по вопросам муниципальной службы;
стимулирование органов местного самоуправления в Удмуртской Республике к разработке муниципальных программ развития муниципальной службы, к созданию кадрового потенциала и повышению престижа муниципальной службы в Удмуртской Республике.
К целевым индикаторам и показателям эффективности, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам, отнесены:
N |
Наименование целевого индикатора и показателя эффективности |
Значение показателя |
|
2014 год |
2018 год |
||
1 |
Доля вакантных должностей муниципальной службы, замещаемых на основе назначения из кадрового резерва |
не менее 105% от базового значения |
не менее 125% от базового значения |
2 |
Доля вакантных должностей муниципальной службы, замещаемых на основе конкурса |
не менее 105% от базового значения |
не менее 125% от базового значения |
3 |
Доля специалистов в возрасте до 30 лет, имеющих стаж муниципальной службы более 3 лет |
не менее 103% от базового значения |
не менее 115% от базового значения |
4 |
Число реализованных инновационных образовательных программ в области муниципальной службы |
не менее 133% от базового значения |
не менее 200% от базового значения |
5 |
Число муниципальных служащих, принявших участие в инновационных образовательных программах |
не менее 110% от базового значения |
не менее 150% от базового значения |
6 |
Число муниципальных служащих, прошедших обучение |
не менее 110% от базового значения |
не менее 125% от базового значения |
7 |
Число муниципальных служащих. имеющих высшее профессиональное образование |
не менее 101% от базового значения |
не менее 105% от базового значения |
|
Показатель эффективности |
||
1 |
Индекс доверия граждан к муниципальным служащим |
не менее 105% от базового значения |
не менее 125% от базового значения |
7. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы
Финансирование мероприятий Программы по организации обучения муниципальных служащих будет осуществляться из бюджета Удмуртской Республики в рамках государственного заказа на профессиональную подготовку, профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку муниципальных служащих.
Финансирование иных мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств бюджета Удмуртской Республики.
Общий объем финансирования Программы составит 25 986,7 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 4 845,2 тыс. рублей;
2015 год - 4 998,0 тыс. рублей;
2016 год - 5 199,5 тыс. рублей;
2017 год - 5 399,0 тыс. рублей;
2018 год - 5 545,0 тыс. рублей.
Финансирование иных мероприятий Программы будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете на очередной финансовый год.
8. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемых вариантов решения проблемы
Разработка и реализация Программы в соответствии с предлагаемой Концепцией позволит обеспечить последовательность и системность развития муниципальной службы в Удмуртской Республике.
В результате будут обеспечены:
разработка и внедрение правовых и организационных механизмов взаимосвязи муниципальной службы и государственной гражданской службы;
разработка и реализация муниципальных программ развития муниципальной службы;
проведение экспериментов на муниципальной службе;
проведение постоянного мониторинга применения законодательства в сфере муниципальной службы в органах местного самоуправления;
системное обеспечение органов местного самоуправления информационно-методическими материалами по вопросам практического применения федерального и республиканского законодательства о муниципальной службе;
создание необходимых условий для профессионального развития муниципальных служащих;
создание методической базы деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов;
совершенствование антикоррупционных мер на муниципальной службе;
создание и внедрение системы показателей результативности профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих;
совершенствование порядка замещения вакантных должностей муниципальной службы на основе конкурса, обеспечивающего равный доступ граждан к муниципальной службе;
внедрение и совершенствование механизмов формирования и использования кадрового резерва, проведения аттестации и квалификационных экзаменов муниципальных служащих;
совершенствование системы профессионального обучения муниципальных служащих и внедрение современных образовательных технологий в процесс их обучения;
разработка и внедрение в органах местного самоуправления программ и индивидуальных планов профессионального развития муниципальных служащих;
разработка и внедрение в органах местного самоуправления современных механизмов мотивации и стимулирования профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих;
внедрение института наставничества на муниципальной службе;
проведение научно-исследовательских работ по развитию муниципальной службы в Удмуртской Республике;
разработка и внедрение информационных и современных кадровых технологий в системе органов местного самоуправления.
9. Предложения по разработчикам проекта Программы, государственным заказчикам Программы и исполнителям мероприятий Программы
В качестве государственного заказчика и разработчика Программы предлагается утвердить Администрацию Президента и Правительства Удмуртской Республики.
Исполнителями мероприятий Программы будут:
Администрация Президента и Правительства Удмуртской Республики;
Министерство труда Удмуртской Республики;
органы местного самоуправления в Удмуртской Республике;
образовательное учреждение, победитель конкурсного отбора.
К реализации работ по отдельным мероприятиям Программы могут привлекаться исполнители на конкурсной основе в соответствии с федеральным законодательством.
10. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации Программы
В качестве основных направлений финансирования расходов, необходимых для реализации целей, заявленных Программой, предлагаются:
1. Организация обучения муниципальных служащих по программам высшего и дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки, повышения квалификации).
2. Мониторинг принятых нормативных правовых актов по вопросам муниципальной службы в органах местного самоуправления в Удмуртской Республике.
3. Проведение научно-исследовательских работ по вопросам муниципальной службы в Удмуртской Республике.
4. Разработка эффективной, научно-обоснованной кадровой технологии для применения в органах местного самоуправления.
5. Проведение мероприятий по внедрению современных механизмов мотивации и стимулирования профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих.
6. Разработка методики оценки профессиональных, деловых и моральных качеств муниципальных служащих Удмуртской Республики.
7. Проведение ежегодных конкурсов на звание "Лучший муниципальный служащий в Удмуртской Республике".
8. Разработка механизма по качественному формированию и использованию кадрового резерва на муниципальной службе в Удмуртской Республике.
9. Проведение мониторинга общественного мнения об эффективности муниципальной службы и результативности профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих.
11. Предложения по механизмам формирования мероприятий Программы
Для решения поставленных целей и задач эффективного развития муниципальной службы в Удмуртской Республике разработка мероприятий Программы будет осуществляться Администрацией Президента и Правительства Удмуртской Республики, Министерством труда Удмуртской Республики, органами местного самоуправления в Удмуртской Республике.
При разработке плана мероприятий в рамках Программы будет использован опыт реализации программ развития муниципальной службы в иных субъектах Российской Федерации.
12. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы
Формы и методы организации управления Программой будут определяться государственным заказчиком Программы.
Организацию контроля и оперативного управления за исполнением мероприятий Программы будет осуществлять Администрация Президента и Правительства Удмуртской Республики.
Контроль за ходом реализации Программы будет осуществляться в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Положением о разработке и реализации республиканских, ведомственных целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 июня 2008 года N 151 "Об утверждении Положения о разработке и реализации республиканских, ведомственных целевых программ". Контроль за реализацией Программы возлагается на государственного заказчика Программы.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 7 октября 2013 г. N 669-р "О разработке проекта республиканской целевой... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.