В соответствии с решением коллегии Администрации муниципального образования "Сарапульский район" от 30 сентября 2014 года N 9/2/2 об одобрении проекта муниципальной программы "Создание условий для развития туризма в Сарапульском районе на 2015 - 2020 годы", руководствуясь ст. 179 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, Администрация муниципального образования "Сарапульский район" постановляет:
1. Утвердить муниципальную программу муниципального образования "Сарапульский район" "Создание условий для развития туризма в Сарапульском районе на 2015 - 2020 годы".
2. Управлению финансов Администрации муниципального образования "Сарапульский район" расходы по муниципальной "Создание условий для развития туризма в Сарапульском районе на 2015 - 2020 годы" учесть при формировании проекта бюджета муниципального образования "Сарапульский район" на 2015 год и на плановый период 2016 - 2017 годов.
3. Контроль за реализацией муниципальной программы "Создание условий для развития туризма в Сарапульском районе на 2015 - 2020 годы" возложить на заместителя главы Администрации Шумихина В.П.
И.о. главы |
Л.Ю. Каркина |
13. Муниципальная программа "Создание условий для развития туризма в Сарапульском районе" на 2015 - 2020 годы
(утв. постановлением Администрации МО "Сарапульский район" от 30 сентября 2014 г. N 1043)
Краткая характеристика (паспорт)
муниципальной программы
Наименование муниципальной программы |
"Создание условий для развития туризма в Сарапульском районе" на 2015 - 2020 годы (далее - Программа) |
Координатор |
Заместитель Главы администрации муниципального образования "Сарапульский район" по социальным вопросам |
Ответственный исполнитель |
Управление культуры и молодежной политики Администрации муниципального образования "Сарапульский район" |
Соисполнители |
Администрация муниципального образования "Сарапульский район", в том числе: Отдел экономики, МБУ "Отдел капитального строительства", Отдел земельных отношений, Управление сельского хозяйства, Сектор физической культуры и спорта, отдел ЖКХ , Управление образования |
Цель |
Создание благоприятных условий для развития туризма на территории Сарапульского района |
Задачи |
- развитие правовой базы для развития приоритетных направлений туризма; - совершенствование управления в сфере туризма и создание благоприятных организационных условий для развития туризма в районе; - формирование конкурентоспособного районного туристского продукта с учетом потребностей целевой группы потребителей и возможностей района, развитие инфраструктуры и материально- технической базы туризма; - формирование системы продвижения туристического продукта и рекламно- информационного обеспечения туристической сферы; - создание туристического информационного центра; - создание единой общероссийской системы навигации на территории района; - совершенствование кадрового и научно- методического обеспечения сферы туризма в районе; - определение потенциального объема туристического потока и его структуры, выделение целевых клиентских групп; - увеличение внутреннего и въездного туристических потоков; - создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в сфере туризма; - привлечение инвестиций в сферу туризма. |
Целевые показатели (индикаторы) |
- численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, тыс. чел. - объем платных туристических услуг, оказанных населению, тыс. рублей - численность граждан, посетивших объекты туриндустрии Сарапульского района, тыс. человек - объем инвестиций в основной капитал средств размещения (гостиниц, мест для временного проживания), тыс. рублей -объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, тыс. рублей |
Сроки и этапы реализации |
Срок реализации программы - 2015 - 2020 годы. Этапы реализации программы не выделяются. |
Ресурсное обеспечение |
Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет: средств бюджета Удмуртской Республики - в размере 245 000 рублей (17 процентов); средств бюджета муниципального образования- в размере 450 000 рублей (32 процента); средств внебюджетных источников - в размере 720 000 рублей (51- процент). 2015 - 75 тыс. руб. 2016 - 75 тыс. руб. 2017 - 75 тыс. руб. 2018 - 75 тыс. руб. 2019 - 75 тыс. руб. 2020 - 75 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты, оценка планируемой эффективности |
- Совершенствование системы управления туризмом и нормативно- правовой базы. - Создание туристического информационного центра. - Развитие туристической инфраструктуры и различных объектов туризма, что ведет к повышению конкурентоспособности районного турпродукта. - Развитие различных видов туризма. - Рост туристских потоков в Сарапульский район. - Привлечение инвестиций на развитие индустрии туризма ежегодно. - Создание единой общероссийской системы навигации на территории района. |
13.1. Характеристика проблемы, обоснование ее актуальности и необходимости ее решения программным методом
Отличительные особенности Муниципального Образования "Сарапульский район".
Местоположение
Сарапульский район расположен в юго-восточной части Удмуртской Республики и граничит на севере с Завьяловским и Воткинским, на западе - с Малопургинским и Киясовским, на юго-востоке с Камбарским районами Удмуртии, на северо-востоке с Пермской областью, общей площадью 187,8 тыс. га, в т.ч. 122,5 тыс. га занимают сельскохозяйственные угодья, из которых 93,3 тыс. га - пашни. Сарапульский район один из крупнейших районов Удмуртии. Территория района делится на Закамскую (восточнее р. Кама) и Прикамскую части. Территория района поделена на 17 муниципальных образований (поселений). На территории района находится 59 населенных пунктов.
Природа
По территории района протекает более 20 рек и речушек. Самая большая река, протекающая по территории района - река Кама. В районе имеются 18 прудов с общей площадью 120 гектаров. Самый большой пруд, площадью 29 гектаров, расположен в д. Шадрино. На территории района часто встречаются выходы подземных вод в виде родников. Часть из них оборудована и относится к особо охраняемым территориям.
Транспортная инфраструктура
С запада на восток район пересекает Горьковская железная дорога федерального значения- "Транссибирская магистраль". По судоходной реке Кама, осуществляются водные грузопассажирские перевозки. Все населенные пункты в районе имеют автобусное сообщение с районным центром.
Основные грузоперевозки осуществляются железнодорожным и автомобильным транспортом.
Культурно-исторический потенциал
Сарапульский район десятилетиями славится своими культурными традициями. Культурный потенциал района уникален. На его территории активно взаимодействуя и обогащая друг друга, сосуществуют этнокультурные сообщества русских, татар, башкир, удмуртов и других народов.
Имеется 82 памятника культуры, в т.ч. 57 - археологии, 19 - истории и монументального искусства, 6 - архитектуры.
Экономика
Промышленность Сарапульского муниципального района представлена добывающими и обрабатывающими производствами, производством и распределением электроэнергии, газа и воды.
Основную долю промышленности района занимают добывающие производства, из них лидируют:
- нефтедобывающие предприятия ОАО "Удмуртнефть"; ОАО "Белкам- нефть"
- обрабатывающие производства ООО "Производственная компания ремонтный завод "Камский" - производство плоскорезов, замков.
Заметное место в экономике района занимает малое предпринимательство. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства - юридических лиц составляет 163 единицы, индивидуальных предпринимателей - 462 единицы.
Малое предпринимательство района сконцентрировано, в основном, в таких отраслях как: оптовая и розничная торговля, обрабатывающие производства, строительство, сельское хозяйство, транспорт.
Сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей экономики района.
На территории района осуществляют деятельность 9 сельскохозяйственных организаций и 31 крестьянско-фермерское хозяйство.
Сельхозпредприятия района специализируются на производстве зерна, молока, мяса КРС и свиней, картофеля, овощей.
Значение туризма
Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, стимулируя создание дополнительных рабочих мест, обеспечивая занятость и повышение качества жизни населения.
С учетом особенностей географического положения развитие туризма для Сарапульского района видится как возможность реализовать потребности населения в отдыхе с наименьшими затратами времени и средств, а также как инструмент формирования привлекательного имиджа.
Сарапульский район, обладает богатыми туристско-рекреационными ресурсами. Для него характерны значительные по площади лесные массивы, в которых сохранились редкие виды животных и растений, имеются территории пригодные для организации рекреационных территорий береговая линия реки Кама, ряд населенных пунктов обладают значительным культурным и историческим потенциалом. Сегодня на территории района существуют две рекреационные зоны - "Нечкинская" и "Сарапульская".
Наибольшей популярностью на территории Сарапульского района, особенно среди любителей горнолыжного спорта как прилегающих районов республики, так и соседних регионов, пользуется спортивно-туристический центр у с. Нечкино, где был умело использован естественный живописный ландшафт. Дополнительную привлекательность данному центру создает возможность пользоваться прогулочными теплоходами от портов Сарапул, Чайковский и т.д.
Преимущественными видами рекреационного отдыха на территории Сарапульского района являются - кратковременный семейный отдых, детский отдых, активные виды отдыха, отдых выходного дня, садоводство, промысловые виды отдыха (охота, рыбная ловля).
Наличие разнообразных туристско-рекреационных активов района позволяет развивать многие виды туризма.
Оздоровительно-развлекательный туризм охватывает наиболее массовые потоки населения, которые не поддаются учету, так как зачастую не пользуются услугами специализированных рекреационных предприятий. Обеспечивая удовлетворение первичных потребностей человека в физическом и эмоциональном восстановлении, оздоровительный туризм и отдых принимают разнообразные конкретные формы, среди них: специализированное учреждение отдыха: Спортивно- туристический центр "Нечкино"; базы отдыха - д. Непряха "Чайка", "Привет", "Ивушка"; д. Дулесово "Рябинушка"; прикамская рекреация и отдых в природной среде.
Сельский туризм
Новым перспективным направлением является сельский туризм, который основан на проживании в гостевых домах в сельской местности и позволяющий горожанам приобщиться к традиционному укладу жизни сельских жителей. В условиях прогрессирующей урбанизации сама деревенская жизнь, даже в отсутствии этнического компонента, становится экзотическим миром: деревенские виды труда, клад жизни, животные, ремесла, устройство дома, сохранившиеся обычаи и обряды. Очевидным преимуществом такого вида туризма является то, что он может стать существенным источником дополнительного, а иногда и основного дохода для сельского населения. Многие сельские поселения обладают культурно-историческим объектами, которые могут быть положены в основу развития сельского туризма. Этот вид туризма актуален для городских школьников, иностранцев, семейного и корпоративного отдыха. Проект "Бабушка на выходные", направленный на развитие сельского туризма начинает реализовываться в д. Девятово. Сельский туризм может гармонично сочетаться и с другими видами туризма - этническим, паломническим, событийным, экологическим, также как и гостевые дома могут принимать гостей с различными целями поездок.
Промыслово-заготовительный туризм включает охоту, рыбалку и сбор дикорастущих ягод, грибов и трав. Лесопокрытой площади района наблюдается высокая биологическая урожайность грибов и ягод. Эта сфера туризма является привлекательной не только для местных ценителей, но и для гостей района и республики.
Спортивный (активный) туризм в общем виде объединяет различные виды деятельности, связанной с повышенной физической активностью. Перспективным для района является развитие зимних (в первую очередь горнолыжный спорт) и летних видов активного отдыха (водный, пешеходный, велосипедный, конный, спортивно-оздоровительный туризм). В настоящее время центром организованного активного досуга в районе являются спортивно-туристический центр "Нечкино" и конно-спортивный клуб д. Мыльники. Для любителей экстрима ежегодно проводятся Межрегиональные соревнования Джип-спринт "Сарапульский Ухаб". Популярность спортивно-оздоровительного туризма в последние годы растет и прежде всего среди молодежи и школьников. Это проведение туристических слетов, спортивно-патриотической игры "Зарница", спортивных соревнований.
Экологический туризм может стать одним из приоритетных видов туризм в районе. Территории Сарапульского района богата уникальными природными ресурсами и памятниками: национальный парк "Нечкинский", Сигаевский дендропарк. Экологический туризм предоставляет великолепную возможность "заявить о себе", не навредив при этом природе и культуре, повлиять на формирование положительного туристического имиджа района. Развитие эколого-туристических маршрутов должно стать одной из распространенных форм культурного и экологического воспитания подрастающего поколения.
Культурно-познавательный туризм реализуется в виде экскурсий по историческим местам, а также посещений религиозных памятников в Сарапульском районе, поселений имеющих богатую и интересную историю, сохранивших национальный уклад, традиции и обычаи. В Сарапульском районе действуют 28 общественных национальных центров ими проводится работа по сбору нематериального культурного наследия (сбор песен, игр, обрядов). В Сарапульском районе разработаны культурно-познавательные туристические маршруты: "" с. Нечкино, "Здесь колокольный слышен перезвон" д. Яромаска. Для наибольшего привлечения туристов к историко-культурным объектам района необходимо дальнейшее развитие проекта "Центр национальных культур" с. Нечкино. Следует отметить, что культурно-познавательные экскурсионные программы всегда могут удачно дополнять любой вид рекреации (сельский, активный отдых), а также поездки с деловыми или образовательными целями.
Событийный туризм
Ежегодно в районе проходят культурные события, формирующие положительный имидж района и отличающиеся регулярностью проведения, устойчивой аудиторией. К ним относятся музыкальные, этнические фестивали, фольклорные программы, приуроченные к праздникам народного календаря, фестивали традиционных культур, народных художественных промыслов и ремесел. В первую очередь Российский фестиваль русской традиционной культуры "Высокий берег", Республиканский фестиваль славянских традиций "Живая вода", Открытый фестиваль авторской и патриотической песни "Единая Россия". Все большую популярность приобретает "Крещенское купание на щучьем озере" с. Северный. Каждый из них может стать программой специальных туров, являясь предпосылками успешного развития событийного туризма.
Детский туризм, детско-юношеский туризм является уникальной моделью воспитания личности, одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий и одним из самых массовых оздоровительных доступных видов спорта, способствующих формированию здорового образа жизни человека через общение с природой, альтернативой наркотикам и вредным привычкам, организации активного досуга и занятости, развитию культуры поведения на природе, бережного отношения к памятникам истории и культуры, практическому познанию родного края, а также социальной адаптации, профессиональной ориентации, воспитанию гражданственности и патриотизма, что имеет большое государственное значение в воспитании подрастающего поколения.
Реализация мероприятий, с учетом уже имеющегося опыта, направлена на массовое вовлечение учащихся школ и студенческой молодежи в туристско-краеведческую деятельность через походы, путешествия, экспедиции, экскурсии, клубную работу.
В районе работает 11 школьных музеев, которые тесно сотрудничают с музеями Удмуртской Республики. В населенных пунктах Уральский, Октябрьский, Нечкино разработаны и функционируют экологические тропы, в летний период ежегодно проводится 7-ми дневная лагерная смена "Школа выживания", районный летний краеведческий лагерь "Белые пятна", летние краеведческие отряды. Учащиеся школ принимают участие в олимпиаде по краеведению, интернет-викторинах, конкурсах: "История одного экспоната", "Юный экскурсовод", в ежегодных "Краеведческих чтениях".
Социальный туризм подразумевает организацию отдыха и экскурсионного обслуживания для социально незащищенных слоев населения - детей-сирот и воспитанников школ-интернатов, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из многодетных и неполных семей; студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений; ветеранов, инвалидов и пенсионеров. Программы социального туризма необходимо разрабатывать, прежде всего, в рамках развития культурно-познавательного, спортивно- оздоровительного, экологического видов туризма.
Для успешного развития туристической индустрии в Удмуртии необходимо использовать кластерный подход, предполагающий сосредоточение на ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. Формирование туристско-рекреационных кластеров предполагается на основе научно-обоснованных решений, с использованием механизмов государственно-частного партнерства, инвестиционных проектов.
В рамках реализации Распоряжения Правительства Удмуртской Республики N 619-р и республиканской целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Удмуртской Республике на 2012 - 2018 годы" создан проект туристско-рекреационного кластера "Камский берег", который предполагает формирование на территории города Сарапула, Воткинского, Сарапульского и Каракулинского районов комплекса современной туристской инфраструктуры.
Таким образом, туристские возможности Сарапульского района обладают значительным потенциалом для привлечения большого количества туристов. Однако для его реализации требуется принятие комплексных мер по развитию туризма в районе.
В числе основных проблем, сдерживающих развитие туризма в Сарапульском районе участники туристской деятельности называют:
- слабая нормативно-правовая база в сфере туризма;
- низкий уровень развития туристской инфраструктуры (недостаточность средств размещения и объектов досуга, а также туристских объектов показа);
- отсутствие системы продвижения турпродуктов и информационной поддержки туристской деятельности, отсутствие туристических информационных центров;
- отсутствие механизма координации действий по развитию туризма между республиканскими структурами, органами местного самоуправления, учреждениями культуры, и местными жителями;
- неэффективное использование собственных ресурсов и возможностей с целью создания условий для развития туризма, перспективного планирования территории, привлечения инвестиций, развития малого предпринимательства, формирования партнерства с частным бизнесом, привлечения общественности;
- недостаточное развитие системы целенаправленной подготовки кадров для приема и обслуживания туристов (гидов, хозяев гостевых домов, и т.д.)
- отсутствие на территории района единой общероссийской системы навигации.
Туристская индустрия - многоотраслевой комплекс, функционирование которого регулируется различными разделами права: гражданским, транспортным, земельным, налоговым, лицензионным, природоохранным, защиты прав потребителей и т.д. Поэтому решение проблем, препятствующих развитию отрасли, требует взаимодействия всех уровней власти, межведомственной координации, оптимизации и консолидации необходимых для развития туризма ресурсов.
Среди основных функций органов местного самоуправления по развитию внутреннего и въездного туризма выделяются такие, как организующая (создание стимулов туристского развития), координирующая (согласование интересов участников рынка), информирующая (маркетинг территории), контролирующая (обеспечение рационального ресурсопользования и качественного предоставления услуг).
Программно-целевой метод позволяет решить весь комплекс существующих задач по созданию конкурентоспособного рынка туристских услуг на основе межведомственной координации деятельности органов исполнительной власти всех уровней, туристского бизнеса, научных и общественных организаций и других заинтересованных сторон.
Разработка Программы также позволит привлечь дополнительные средства региональных целевых программ на реализацию целей, задач и мероприятий по обеспечению развития туризма на территории Сарапульского района.
Таким образом, принятие и реализация муниципальной программы "Создание условия для развития туризма в Сарапульском районе" на 2015 - 2020 годы является наиболее эффективным способом развития туристско-рекреационного комплекса в Сарапульском районе, создания конкурентоспособного рынка туристских услуг, повышения уровня и качества жизни населения, решения значимых задач социально-экономического развития района.
13.2. Приоритеты, цель и задачи в сфере деятельности
Как отмечено в федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения страны.
В настоящее время туризм является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики, в том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития регионов Российской Федерации. В Удмуртской Республике разработана и реализуется республиканская целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Удмуртской Республике на 2012 - 2018 годы".
Цель Программы
Основной целью Программы является - создание в Сарапульском районе современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей населения района в туристских услугах, а с другой стороны, вклад в развитие экономики района, в том числе за счет налоговых поступлений в бюджет, сохранения и увеличения количества рабочих мест, сохранения и рационального использования природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала района.
Задачи Программы
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих приоритетных задач:
- развитие правовой базы для развития приоритетных направлений туризма;
- совершенствование управления в сфере туризма и создание благоприятных организационных условий для развития туризм в районе;
- формирование конкурентоспособного районного туристского продукта с учетом потребностей целевой группы потребителей и возможностей района, развитие инфраструктуры и материально- технической базы туризма;
- формирование системы продвижения туристического продукта и рекламно-информационного обеспечения туристической сферы, привлечение потенциальных клиентов и повышение качества обслуживания клиентов через организацию деятельности туристического информационного центра;
- создание единой общероссийской системы навигации на территории района;
- совершенствование кадрового и научно- методического обеспечения сферы туризма в районе;
- определение потенциального объема туристического потока и его структуры, выделение целевых клиентских групп;
- увеличение внутреннего и въездного туристических потоков;
- создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в сфере туризма;
- привлечение инвестиций в сферу туризма.
13.3. Целевые показатели (индикаторы)
В качестве целевых показателей (индикаторов) программы определены:
1) численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, тыс. чел.
2) объем платных туристических услуг, оказанных населению, тыс. рублей
3) численность граждан, посетивших объекты туриндустрии Сарапульского района, тыс. человек
4) объем инвестиций в основной капитал средств размещения (гостиниц, мест для временного проживания), тыс. рублей
5) объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, тыс. рублей
Сведения о целевых показателях и их значениях по годам реализации муниципальной программы представлены в Приложении 1 к муниципальной программе.
13.4. Сроки и этапы реализации
Реализация Программы рассчитана на период с 2015 по 2020 годы без выделения этапов. Заявленный срок реализации Программы является необходимым для получения общественно- значимых результатов реализации комплекса взаимоувязанных мероприятий по созданию условий для развития туризма, обеспечивающий непрерывность решения проблемы, в связи с чем отдельные этапы ее реализации не выделяются.
Сведения об основных мероприятиях программы с указанием исполнителей, сроков реализации и ожидаемых результатов представлены в Приложении 2 к муниципальной программе.
13.5. Основные мероприятия:
Для обеспечения решения задач Программы разрабатывается комплекс следующих мероприятий, направленных на созидание и совершенствование туристической инфраструктуры, развитие и создание туристических программ, совершенствование и развитие нормативно правового регулирования в сфере туризма, повышения уровня профессиональной подготовки кадров сферы туризма, проведение маркетинговых исследований по оценке состояния и тенденций развития туристического рынка в Сарапульском районе, создание привлекательного имиджа района и районного туристического продукта:
1) Развитие правовой базы для развития приоритетных направлений туризма.
Мероприятия данного направления предполагают разработку правовых актов, направленных на создание экономических и организационных условий для стимулирования развития туризма в Сарапульском районе.
2) Совершенствование управления в сфере туризма и создание благоприятных организационных условий для развития туризм в районе.
Мероприятия этого блока направлены на создание эффективной системы управления туризмом: создание координационного совета по развитию туризма в Сарапульском районе из числа представителей органов местного самоуправления муниципального образования, органов местного самоуправления поселений, юридических лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих деятельность в сфере туризма, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере туризма, в том числе туроператоров и их объединений; организацию взаимовыгодного сотрудничества государственных органов Удмуртской Республики и муниципального образования "Сарапульский район"; стимулирование развития предпринимательства в сфере туризма и инвестиционной активности; совершенствование информационно-статистического обеспечения туризма.
3) Формирование конкурентоспособного районного туристского продукта с учетом потребностей целевой группы потребителей и возможностей района, развитие инфраструктуры и материально- технической базы туризма.
Данные мероприятии направлены на совершенствование уже существующих и формирование новых туристических маршрутов по Сарапульскому району, развитие различных видов туризма, сохранение и восстановление объектов природного, историко-культурного и нематериального культурного наследия, создание благоустроенных туристско-рекреационных комплексов, содействие развитию туристкой инфраструктуры, повышение инвестиционной привлекательности туристической сферы района. В формировании мероприятий этого раздела объединяются территориальный подход и подход с точки зрения развития видов туризма.
4) Формирование системы продвижения туристического продукта и рекламно-информационного обеспечения туристической сферы.
Мероприятия этого блока предполагают целенаправленное формирование имиджа Сарапульского района, как территории, благоприятной для туризма; активное продвижение туристского продукта, прежде всего на внутреннем туристском рынке; совершенствование системы информационного обеспечения туристской деятельности. Создание туристического информационного центра, с целью предоставления информации гражданам и организациям об объектах истории и культуры, памятникам природы, являющихся объектами туризма, о культурных, спортивных и общественных событиях района, о туристических маршрутах, о размещении, проживании, питании и транспорте в Сарапульском районе.
5) Совершенствование кадрового и научно- методического обеспечения сферы туризма в районе.
Данное направление объединяет в себе мероприятия по подготовке и повышению квалификации кадров в сфере туризма и научно-исследовательскую деятельность в области туризма: определение потенциального объема туристического потока и его структуры; выделение целевых клиентских групп; определение структуры и содержания предложения туристского продукта с учетом потребностей целевой группы потребителей и возможностей района, четкое представление о запросах в отношении отдыха позволит максимально удовлетворить потребности прибывающих в район туристов.
13.6. Меры муниципального регулирования
Меры муниципального регулирования не применяются.
В рамках реализации муниципальной программы предполагается сформировать необходимую нормативную правовую базу и правовые механизмы, необходимые для обеспечения достижение целей муниципальной программы.
При формировании мероприятий Программы выделены следующие направления правового регулирования:
- разработка правовой базы для обеспечения создания и последующего функционирования юридически значимой технологической платформы повышения качества предоставления туристических услуг;
- формирование мер и механизмов экономического и административного стимулирования применения передовых технологий взаимодействия органов местного самоуправления и граждан, общественных объединений и организаций всех форм собственности в сфере туризма;
- формирование и формализация мер финансовой, организационной и иной поддержки населения, организаций, участвующих в устойчивом развитии территорий и эффективной деятельности органов местного самоуправления.
13.7. Прогноз сводных показателей муниципальных заданий
В рамках программы оказание муниципальных услуг муниципальными учреждениями не осуществляется.
13.8. Взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, организациями и гражданами
В рамках программы осуществляется взаимодействие с Министерством по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики, Министерством культуры, печати и информации Удмуртской Республики, Министерством национальной политики Удмуртской Республики, Министерством экономики Удмуртской Республики.
В целях формирования и эффективной реализации муниципальной политики в сфере развития туризма на территории муниципального образования "Сарапульский район" создается Межведомственный координационный совет по развитию туризма на территории муниципального образования (далее - Совет) и является постоянно действующим консультативно-совещательным органом. Совет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления поселений, юридическими лицами, в том числе общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, в том числе с туроператорами и их объединениями, гражданами.
13.9. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет:
средств бюджета Удмуртской Республики - в размере 245 000 рублей (17 процентов);
средств бюджета муниципального образования - в размере 450 000 рублей (32 процента);
средств внебюджетных источников - в размере 720 000 рублей (51 - процент).
2015 - 75 тыс. руб.
2016 - 75 тыс. руб.
2017 - 75 тыс. руб.
2018 - 75 тыс. руб.
2019 - 75 тыс. руб.
2020 - 75 тыс. руб.
Ресурсное обеспечение программы за счет средств бюджета муниципального образования "Сарапульский район" подлежит уточнению в рамках бюджетного цикла.
Ресурсное обеспечение реализации программы за счет средств бюджета муниципального образования "Сарапульский район" представлено в Приложении 5 к муниципальной программе.
Прогнозная (справочная) оценка ресурсного обеспечения реализации программы за счет всех источников финансирования представлена в Приложении 6 к муниципальной программе.
13.10. Анализ рисков и описание мер управления рисками
Основные риски связаны как с необходимостью осуществления значительных инвестиционных вложений, связанных, прежде всего, с развитием объектов туристкой и вспомогательной структуры, так и с возможным недостаточным финансированием Программы.
В качестве дополнительного финансирования планируется привлекать средства на реализацию программ (проектов) в сфере туризма из бюджетов Удмуртской Республики и Российской Федерации на конкурсной основе в виде субсидий на реализацию программ (проектов) некоммерческих организаций.
13.11. Конечные результаты и показатели эффективности
Эффективность Программы будет достигнута путем увеличения количества туристов, привлечения дополнительных инвестиций в сферу туризма, увеличение численности работников в сфере туризма, прирост объема платных туристических услуг, оказанных населению.
В процессе выполнения мероприятий программы ожидается:
- численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, не менее 1 тыс. чел.,
- объем платных туристических услуг, оказанных населению, не менее 50 тыс. рублей,
- численность граждан, посетивших объекты туриндустрии Сарапульского района, не менее 35 тыс. человек,
- объем инвестиций в основной капитал средств размещения (гостиниц, мест для временного проживания), не менее 500 тыс. рублей,
- объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, 300 тыс. рублей.
Реализация основных положений Программы в рамках мероприятий позволит решить следующие проблемы:
- развитие туристской инфраструктуры и различных объектов туризма, что ведет к повышению конкурентоспособности районного турпродукта;
- решение задач по повышению инвестиционной привлекательности и реализация инвестиционных проектов в сфере туризма;
- увеличение самозанятости населения и развитие альтернативных сфер занятости;
- сохранение культурного, исторического, природного, нематериально культурного наследия и повышение эффективности использования туристско-рекреационного потенциала района;
- увеличение числа туристических маршрутов и экскурсионных программ по Сарапульскому району;
- создание единой общероссийской системы навигации на территории района;
- развитие и продвижение туристических брендов;
- создание туристического информационного центра;
- издание печатной продукции.
Социальная эффективность реализации мероприятий Программы будет определяться удовлетворением потребностей различных категорий граждан в активном и полноценном отдыхе, приобщением к культурным ценностям при воспитании подрастающего поколения.
Оценка эффективности реализации муниципальных программ проводится в соответствии с постановлением администрации муниципального образования "Сарапульский район" от 14 марта 2014 года N 221 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования "Сарапульский район".
Приложение 1
к муниципальной программе
Сарапульского района
"Создание условия для развития туризма
в Сарапульском районе" на 2015 - 2020 годы
Сведения о составе и значениях целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы
Код аналитической программной классификации |
N |
Наименование целевого показателя (индикатора) |
Единица измерения |
Значения целевых показателей (индикаторов) |
|
|||||||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|||||
МП |
Пп |
отчет |
оценка |
прогноз |
прогноз |
прогноз |
прогноз |
прогноз |
прогноз |
|||
13 |
|
1 |
Численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения |
тыс. человек (не менее) |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
13 |
|
2 |
Объем платных туристических услуг, оказанных населению |
тыс. рублей (не менее) |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
13 |
|
3 |
Численность граждан, посетивших объекты туриндустрии Сарапульского района |
тыс. человек (не менее) |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
13 |
|
4 |
Объем инвестиций в основной капитал средств размещения (гостиниц, мест для временного проживания) |
тыс. рублей (не менее) |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
13 |
|
5 |
Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения |
тыс. рублей (не менее) |
300 |
300 |
300 |
300 |
300 |
300 |
300 |
300 |
Приложение N 2
к Муниципальной программе
"Создание условий для развития туризма в
Сарапульском районе" на 2015 - 2020 годы
План мероприятий Муниципальной программы "Создание условий для развития туризма в Сарапульском районе" на 2015 - 2020 годы
Код аналитической программной классификации |
Мероприятие |
Исполнитель |
Срок выполнения |
Ожидаемые результаты |
Взаимосвязь с целевыми показателями (индикаторами) |
|||
МП |
Пп |
ОМ |
М |
|||||
|
|
|
|
1. Совершенствование управления в сфере туризма и создание благоприятных организационных условий для развития туризма |
||||
13 |
|
01 |
01 |
Проведение совещаний рабочей группы по разработке и реализации программы по проблемам развития туризма |
УКиМП, ОЭ |
2015-2020 годы |
Обеспечение реализации мероприятий Программы, улучшение межведомственного взаимодействия, разработка механизмов поддержки туризма в Сарапульском районе |
13.1, 13.2, 13.3, 13.4, 13.5. |
13 |
|
01 |
02 |
Разработка пакета нормативно- правовых документов для организации туризма на территории МО "Сарапульский район" |
УКиМП, ОЭ |
2015-2020 годы |
Совершенствование системы управления и развития сферы туризма на территории Сарапульского района |
13.1, 13.2,13.3, 13.4,13.5. |
13 |
|
01 |
03 |
Организация мониторинга, проведение опросов по изучению проблем в сфере туризма |
УКиМП, ОЭ |
2015-2020 годы |
Обеспечение наличия объективной информации о качестве оказываемых туристических услуг, уровне организации работы |
13.1, 13.2,13.3, 13.4,13.5. |
13 |
|
01 |
04 |
Организация межведомственного взаимодействия в области туризма в Удмуртской Республике |
УКиПМ, ОЭ |
2015-2020 годы |
Развитие и продвижение районных туристических брендов, повышение имиджа Сарапульского района |
13.1, 13.2,13.3, 13.4,13.5. |
13 |
|
02 |
|
2. Содействие развитию видов туризма, формированию и продвижению новых турпродуктов |
||||
13 |
|
02 |
01 |
Разработка экскурсионных и туристических маршрутов для развития внутреннего и въездного туризма |
УКиПМ, УО |
2015-2020 годы |
Разработка и реализация программ и мероприятий по актуальным направлениям |
13.1, 13.2,13.3, 13.4,13.5. |
13 |
|
02 |
02 |
Развитие перспективных видов туризма: |
||||
13 |
|
02 |
02 |
- событийного |
||||
13 |
|
02 |
02 |
Российский фестиваль традиционной русской культуры "Высокий берег" |
УКиМП |
2015-2020 годы |
Популяризация самобытной культуры, установление новых партнерских отношений и деловых контактов между организациями - участниками проектов |
13.1, 13.2,13.3, 13.4,13.5. |
13 |
|
02 |
02 |
.-культурно- познавательного |
УКиМП, УО |
2015-2020 годы |
Знакомство с историей, культурой, бытом народов Сарапульского района. Пропаганда истории и этнографии. |
13.1, 13.2,13.3, 13.4,13.5. |
13 |
|
02 |
02 |
- спортивного |
Сектор по физической культуре и спорту |
2015-2020 годы |
Привлечение населения к систематическим занятиям физической культурой, спортом и туризмом, пропаганда здорового образа жизни, пропаганда различных видов спорта и туризма. |
13.1, 13.2,13.3, 13.4,13.5. |
13 |
|
02 |
02 |
- экологического |
УО |
2015-2020 годы |
Развитие эколого-туристических маршрутов с целью экологического воспитания. |
13.1, 13.2,13.3, 13.4,13.5. |
13 |
|
02 |
02 |
- детского, социального |
УКиМП, УО |
2015-2020 годы |
Создание благоприятных условий для организации досуга различных слоев населения. |
13.1, 13.2,13.3, 13.4,13.5. |
13 |
|
02 |
02 |
- оздоровительно- развлекательный |
ОЭ |
2015-2020 годы |
Создание условий для развития туристско-рекреационных зон отдыха. |
13.1, 13.2,13.3, 13.4,13.5. |
13 |
|
02 |
02 |
- сельского |
УКиМП, ОЭ |
2015-2020 годы |
Приобщение к традиционному укладу сельских жителей, развитие сети гостевых домов. |
13.1, 13.2,13.3, 13.4,13.5. |
13 |
|
02 |
03 |
2.3. Проведение конкурсов среди учреждений, поселений на создание туристских маршрутов и проектов в сфере туризма |
УКиМП, ОЭ, УО |
2015-2020 годы |
Создание новых турпродуктов, формирование дополнительного потребительского спроса |
13.1, 13.2,13.3, 13.4,13.5. |
13 |
|
02 |
04 |
2.4. Проведение районных экологических, краеведческих экспедиций |
ОМП, УО |
2015-2020 годы |
Создание новых турпродуктов, формирование дополнительного потребительского спроса |
13.1, 13.2,13.3, 13.4,13.5. |
13 |
|
02 |
05 |
2.5. Проведение туристских фестивалей, форумов, слетов, крупных знаковых мероприятий, направленных на популяризацию туризма |
УКиМП, УО |
2015-2020 годы |
Установление новых партнерских отношений и деловых контактов между организациями - участниками проектов |
13.1, 13.2,13.3, 13.4,13.5. |
13 |
|
03 |
|
3. Совершенствование материально- технической базы для развития туризма, поддержка субъектов малого предпринимательства |
||||
13 |
|
03 |
01 |
Организация ремонтно-реставрационных работ объектов культурно наследия- памятников истории |
Администрации МО- поселений |
2015-2020 годы |
Сохранение культурного наследия, памятников истории и культуры |
13.1, 13.2,13.3, 13.4,13.5. |
13 |
|
03 |
02 |
Оказание методической помощи субъектам малого предпринимательства |
ОЭ |
2015-2020 годы |
Развитие сферы обслуживания и потребительского рынка, создание рабочих мест |
13.1, 13.2,13.3, 13.4,13.5. |
13 |
|
03 |
03 |
Привлечение инвесторов в сферу развития туризма |
УКиМП, ОЭ, МО- поселения |
2015-2020 годы |
Реализация инвестиционных проектов в сфере туризма |
13.1, 13.2,13.3, 13.4,13.5. |
13 |
|
03 |
04 |
Участие в Федеральных программах по развитию внутреннего и въездного туризма в рамках туристско-рекреационного кластера "Камский берег" |
ОЭ |
2015-2020 годы |
Совершенствование инфраструктуры, материально-технической базы и развитие туристско-рекреационных территорий |
13.1, 13.2,13.3, 13.4,13.5. |
13 |
|
03 |
05 |
Создание единой общероссийской системы навигации на территории района |
Отдел транспорта и дор. хоз-ва УСХ |
2015-2020 |
Создание пиктограмм, знаков и указателей- наглядное и единообразное обозначение мест и объектов, входящих в программы как группового, так и индивидуального туризма. |
13.1, 13.2,13.3, 13.4,13.5. |
13 |
|
04 |
|
4. Обеспечение продвижения и рекламно- информационной поддержки туристического продукта |
||||
13 |
|
04 |
01 |
Участие в ежегодной республиканской туристической выставке |
УКиМП, ОЭ |
2015-2020 годы |
Активизация работы по популяризации и продвижению туристических ресурсов, привлечение инвестиций, реализация туристических продуктов и туристических услуг |
13.1, 13.2,13.3, 13.4,13.5. |
13 |
|
04 |
02 |
Разработка и выпуск рекламно-информационной продукции: туристских карт, справочников, событийных календарей, видеопрезентаций, документальных фильмов о туристском потенциале Сарапульского района и другой продукции |
УКиМП |
2015-2020 годы |
Информационная продукция, посвященная туристической деятельности в Сарапульском районе, для презентации туристического потенциала района |
13.1, 13.2,13.3, 13.4,13.5. |
13 |
|
04 |
03 |
Размещение информации о турпотенциале Сарапульского района в сети Internet (на туристских порталах, в поисковых системах и т.д.); |
УКиМП, ОЭ |
2015-2020 годы |
Информационная поддержка сферы туризма Сарапульского района, продвижение турпродукта |
13.1, 13.2,13.3, 13.4,13.5. |
13 |
|
04 |
04 |
Разработка и создание сувенирной продукции, предназначенной для формирования уникального образа района |
УКиМП, УО, МО-поселения |
2015-2020 годы |
Создание имиджа района |
13.1, 13.2,13.3, 13.4,13.5. |
13 |
|
04 |
05 |
Заключение договоров с турфирмами и туроператорами |
УКиМП, ОЭ |
2015-2020 годы |
Продвижение туристических продуктов, туристических услуг, развитие туризма в районе |
13.1, 13.2,13.3, 13.4,13.5. |
13 |
|
04 |
06 |
Организация рекламных кампаний (проведение рекламных туров, в том числе для представителей СМИ и туроператоров, презентаций, формирование экспозиций с использованием сувенирной продукции и символики района и др.) |
УКиМП, ОЭ |
2015-2020 годы |
Продвижение туристических продуктов, туристических услуг, развитие туризма в районе |
13.1, 13.2,13.3, 13.4,13.5. |
13 |
|
04 |
07 |
Использование средств массовой информации для рекламы туристических маршрутов |
УКиМП, ОЭ |
2015-2020 годы |
Продвижение туристических продуктов, туристических услуг, развитие туризма в районе |
13.1, 13.2,13.3, 13.4,13.5. |
13 |
|
05 |
|
5. Совершенствование кадрового и научно- методического обеспечения сферы туризма в районе |
||||
13 |
|
05 |
01 |
Организация и проведение семинаров и конференций, круглых столов и презентаций по вопросам развития туризма |
УКиМП, ОЭ, УО |
2015-2020 годы |
Изучение опыта организации деятельности по развитию туризма, расширение деловых контактов, а также содействие росту объемов реализации туристических продуктов, туристических услуг |
13.1, 13.2,13.3, 13.4,13.5. |
13 |
|
05 |
02 |
Проведение обучающих семинаров для специалистов в сфере туризма, а также подготовка и переподготовка кадров для работы в сфере туризма |
УКиМП, ОЭ, УО |
2015-2020 годы |
Повышение квалификации специалистов сферы туризма |
13.1, 13.2,13.3, 13.4,13.5. |
13 |
|
05 |
03 |
Повышать квалификацию специалистов по направлении туризма в республиканских учреждениях |
УКиМП, ОЭ, УО |
2015-2020 годы |
Повышение квалификации специалистов сферы туризма |
13.1, 13.2,13.3, 13.4,13.5. |
Приложение 3
к муниципальной программе
"Создание условий для развития туризма в
Сарапульском районе" на 2015 - 2020 годы
Финансовая оценка применения мер муниципального регулирования
Код аналитической программной классификации |
Наименование меры муниципального регулирования |
Показатель применения меры |
Финансовая оценка результата, тыс. руб. |
|
Краткое обоснование необходимости применения меры |
|||||
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|||||
МП |
Пп |
|||||||||
13 |
|
Создание условий для развития туризма в Сарапульском районе |
||||||||
|
|
Меры муниципального регулирования не применяются |
Приложение 4
к муниципальной программе
"Создание условий для развития туризма в
Сарапульском районе" на 2015 - 2020 годы
Прогноз сводных показателей муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ)
Код аналитической программной классификации |
ГРБС |
Наименование муниципальной услуги (работы) |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|
МП |
Пп |
||||||||||
13 |
|
|
Создание условий для развития туризма в Сарапульском районе |
||||||||
Муниципальное задание не формируется |
Приложение 5
к муниципальной программе
"Создание условия для развития туризма в
Сарапульском районе" на 2015 - 2020 годы
Ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы за счет средств бюджета муниципального района (городского округа)
Код аналитической программной классификации |
Наименование муниципальной программы, подпрограммы, основного мероприятия, мероприятия |
Ответственный исполнитель, соисполнитель |
Расходы бюджета муниципального образования, тыс. рублей |
|||||||||||||
МП |
Пп |
ОМ |
М |
ГРБС |
Рз |
Пр |
ЦС |
ВР |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
||
|
|
|
|
Справочно: среднегодовой индекс инфляции (потребительских цен) |
|
|
|
|
|
|
|
|
1,045 |
1,041 |
1,036 |
|
13 |
|
|
|
Всего |
632 |
|
|
|
|
75 000,0 |
75 000,0 |
75 000,0 |
75 000,0 |
75 000,0 |
75 000,0 |
|
Управление культуры и молодежной политики Администрации муниципального образования "Сарапульский район" |
|
|
|
|
|
75 000,0 |
75 000,0 |
75 000,0 |
75 000,0 |
75 000,0 |
75 000,0 |
Приложение 6
к муниципальной программе
"Создание условий для развития туризма в
Сарапульском районе" на 2015 - 2020 годы
Прогнозная (справочная) оценка ресурсного обеспечения реализации муниципальной программы за счет всех источников финансирования
Код аналитической программной классификации |
Наименование муниципальной программы, подпрограммы |
Источник финансирования |
Оценка расходов, тыс. рублей |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
МП |
Пп |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
Создание условий для развития туризма в Сарапульском районе на 2015 - 2020 г. |
Всего |
1 415 ,0 |
251,0 |
254,0 |
257,0 |
261,0 |
194,0 |
194,0 |
|
|
|
бюджет Сарапульского района |
450 ,0 |
75 ,0 |
75 ,0 |
75 ,0 |
75 ,0 |
75 ,0 |
75 ,0 |
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
собственные средства бюджета Сарапульского района |
450 ,0 |
75 ,0 |
75 ,0 |
75 ,0 |
75 ,0 |
75 ,0 |
75 ,0 |
|
|
|
субсидии из бюджета Удмуртской Республики |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|
|
субвенции из бюджета Удмуртской Республики |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|
|
субвенции из бюджетов поселений |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|
|
средства бюджета Удмуртской Республики, планируемые к привлечению |
245 ,0 |
56,0 |
59,0 |
63,0 |
67,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|
|
бюджеты поселений, входящих в состав Сарапульского района |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|
|
иные источники |
720,0 |
120,0 |
120,0 |
120,0 |
120,0 |
120,0 |
120,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Для создания благоприятных условий для развития туризма на территории Сарапульского района утверждена муниципальная программа "Создание условий для развития туризма в Сарапульском районе на 2015 - 2020 годы", ответственным исполнителем которой является Управление культуры и молодежной политики Администрации муниципального образования.
Задачами программы являются: развитие правовой базы для развития приоритетных направлений туризма, формирование конкурентоспособного районного туристского продукта с учетом потребностей целевой группы потребителей и возможностей района, развитие инфраструктуры и материально-технической базы туризма, увеличение внутреннего и въездного туристических потоков, создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в сфере туризма, привлечение инвестиций в сферу туризма.
Срок реализации программы 2015 - 2020 годы.
Финансирование мероприятий программы планируется осуществлять за счет: средств бюджета Удмуртской Республики в размере 245 000 рублей (17 процентов), средств бюджета муниципального образования в размере 450 000 рублей (32 процента), средств внебюджетных источников в размере 720 000 рублей (51 процент).
В результате реализации программы планируется: совершенствование системы управления туризмом и нормативно-правовой базы, создание туристического информационного центра, привлечение инвестиций на развитие индустрии туризма ежегодно, создание единой общероссийской системы навигации на территории района.
Эффективность программы будет достигнута путем увеличения количества туристов, привлечения дополнительных инвестиций в сферу туризма, увеличения численности работников в сфере туризма, прироста объема платных туристических услуг, оказанных населению.
Постановление Администрации муниципального образования "Сарапульский район" Удмуртской Республики от 30 сентября 2014 г. N 1043 "Об утверждении муниципальной программы муниципального образования "Сарапульский район" "Создание условий для развития туризма в Сарапульском районе на 2015-2020 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации муниципального образования "Сарапульский район" Удмуртской Республики от 28 февраля 2018 г. N 191
Текст документа в актуальной редакции будет представлен в одной из следующих версий системы Гарант