Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению Администрации
города Ижевска
от 21 апреля 2015 г. N 338
1. Подпрограмма "Социальная поддержка семьи и детей"
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
"Социальная поддержка семьи и детей" |
Ответственный исполнитель |
Управление по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации города Ижевска |
Соисполнители |
Отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Ижевска Территориальные органы - структурные подразделения Администрации города Ижевска - Администрации районов города Ижевска Управление образования Администрации города Ижевска Управление дошкольного образования и воспитания Администрации города Ижевска Управление по культуре и туризму Администрации города Ижевска Управление по физкультуре и спорту Администрации города Ижевска Управление по делам молодежи Администрации города Ижевска Муниципальное автономное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Ижевска" |
Цель |
Всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности |
Задачи |
- повышение общественного престижа института семьи, пропаганда семейных ценностей; - обеспечение социальной поддержки семей и детей, находящихся в особых условиях; - развитие различных форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - осуществление мер по координации профилактической и реабилитационной работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении; - привлечение в сферу социальной поддержки семьи и детей предприятий и организаций различных форм собственности, некоммерческих организаций |
Целевые показатели (индикаторы) |
- количество зарегистрированных многодетных семей, семей; - количество семей, получивших социальную помощь в рамках проведения городских (районных) социально значимых и благотворительных мероприятий, семей; - количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, человек; - доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения, процентов; - количество родителей, лишенных родительских прав, человек; - количество родителей, восстановленных в родительских правах, человек; - количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в отчетном году на воспитание в семьи, человек; - доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, процентов; - доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - всего, в том числе переданных не родственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение) под опеку (попечительство), охваченных в семейные детские дома и патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов, процентов; - доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, процентов; - доля заявителей, удовлетворенных качеством предоставления государственных и муниципальных услуг органом местного самоуправления в Удмуртской Республике, от общего числа заявителей, обратившихся за получением государственных и муниципальных услуг, процентов. |
Сроки реализации |
2015 - 2020 годы |
Объем средств бюджета муниципального образования "Город Ижевск" на реализацию подпрограммы |
Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы за 2015 - 2020 годы за счет средств бюджета муниципального образования "Город Ижевск" составит 1139631,8 тыс. рублей. Сведения о ресурсном обеспечении программы за счет средств бюджета муниципального образования "Город Ижевск" по годам реализации муниципальной программы: в 2015 году - 192950,6 тыс. рублей, в т.ч. субвенция из бюджета УР - 192950,6 тыс. рублей; в 2016 году - 156622,8 тыс. рублей, в т.ч. субвенция из бюджета УР - 156622,8 тыс. рублей; в 2017 году - 164766,0 тыс. рублей, в т.ч. субвенция из бюджета УР - 164766,0 тыс. рублей; в 2018 году - 208430,8 тыс. рублей, в т.ч. субвенция из бюджета УР - 208430,8 тыс. рублей; в 2019 году - 208430,8 тыс. рублей, в т.ч. субвенция из бюджета УР - 208430,8 тыс. рублей; в 2020 году - 208430,8 тыс. рублей, в т.ч. субвенция из бюджета УР - 208430,8 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы, оценка планируемой эффективности ее реализации |
Оценка эффективности формируется на основе значений целевых показателей (индикаторов). В результате реализации подпрограммы ожидается достичь следующих результатов: - увеличение количества зарегистрированных многодетных семей до 4959; - увеличение количества семей, получивших социальную помощь в рамках проведения городских (районных) социально значимых и благотворительных мероприятий, до 30500 семей; - сокращение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 1550 человек; - снижение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения, до 1,1 процентов; - уменьшение количества родителей, лишенных родительских прав, до 152 человек; - увеличение количества родителей, восстановленных в родительских правах, до 13 человек; - увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в отчетном году на воспитание в семьи, до 249 человек; - увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 93,1 процентов; - увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - всего, в том числе переданных не родственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение) под опеку (попечительство), охваченных в семейные детские дома и патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов, - до 98,73 процентов; - увеличение доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, до 4,5 процентов; - увеличение доли заявителей, удовлетворенных качеством предоставления государственных и муниципальных услуг органом местного самоуправления в Удмуртской Республике, от общего числа заявителей, обратившихся за получением государственных и муниципальных услуг, - 92 процента. |
1.1. Характеристика состояния сферы деятельности, в рамках которой реализуется подпрограмма, в том числе основные проблемы в этой сфере и прогноз ее развития
Приоритетным направлением семейной политики, как на уровне России, так и на уровне Удмуртской Республики, является обеспечение социальных гарантий и улучшение благосостояния семей с детьми, поскольку именно семья представляет наиболее комфортные условия для рождения и воспитания детей, ей также отводят роль связующего звена между удовлетворением индивидуальных потребностей семьи и обеспечением функционирования семьи в интересах общества.
В Удмуртской Республике, городе Ижевске поддержка семьи, материнства и детства являются приоритетными направлениями государственной социальной политики.
По предварительным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике в 2013 году в городе Ижевске родились 8886 человек, что на 55 человек больше, чем в 2012 году. Коэффициент рождаемости на 1000 человек населения в Ижевске в 2013 году составил 14,0, что в 1,5 раза превышает показатели 2000 года.
На 1 января 2014 года в городе Ижевске проживает 88 685 семей с детьми в возрасте до 18 лет. Наметилась тенденция сокращения неполных семей: с 20102 семей в 2010 году до 16777 семей в 2013 году. На 33% уменьшилось количество семей, находящихся в социально опасном положении (в 2010 году - 1826 семей, в 2013 году -1228), что составляет 1,3% от общего числа семей с детьми в возрасте до 18 лет. Заметно возросло число многодетных семей: на 1 января 2014 года в городе проживает 3654 семей данной категории, что на 47% больше, чем на начало 2011 года. Нестабильным остается число семей с несовершеннолетними родителями (2010 г. - 67, 2011 г. - 51, 2012 г. - 62, 2013 г. - 64). Отмечается рост семей, имеющих некровного родителя (отчима, мачеху): в 2011 г. - 1501, в 2013 г. - 1550 семей.
Информация о структуре семей с детьми в возрасте до 18 лет в городе Ижевске в 2010 - 2013 годы представлена в таблице 1.
Таблица 1
Наименование показателя |
на 01.01.2011 г. |
на 01.01.2012 г. |
на 01.01.2013 г. |
на 01.01.2014 г. |
||||
кол-во, ед. |
% от общего кол-ва |
кол-во, ед. |
% от общего кол-ва |
кол-во, ед. |
% от общего кол-ва |
кол-во, ед. |
% от общего кол-ва |
|
Всего семей с детьми до 18 лет |
81939 |
100 |
83720 |
100 |
87053 |
100 |
88685 |
100 |
в них детей |
115965 |
100 |
117198 |
100 |
120024 |
100 |
123151 |
100 |
Из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
- многодетных семей |
2473 |
3,0 |
2772 |
3,1 |
3062 |
3,5 |
3654 |
4,1 |
в них детей |
7921 |
6,8 |
8823 |
7,5 |
9781 |
8,1 |
11595 |
9,4 |
- неполных семей |
20102 |
24,5 |
17746 |
21,1 |
16319 |
18,7 |
16777 |
18,9 |
в них детей |
25603 |
22,1 |
22759 |
19,4 |
20873 |
17,4 |
21247 |
17,2 |
- семей с несовершеннолетними родителями |
67 |
0,07 |
51 |
0,05 |
62 |
0,07 |
64 |
0,07 |
в них детей |
67 |
0,05 |
51 |
0,04 |
62 |
0,05 |
64 |
0,05 |
- семей, имеющих некровного родителя (отчим, мачеха) |
1365 |
1,6 |
1501 |
1,7 |
1537 |
1,7 |
1550 |
1,7 |
в них детей |
1900 |
1,6 |
2109 |
1,8 |
2086 |
1,7 |
2209 |
1,8 |
- семей, находящихся в социально опасном положении |
1 826 |
2,2 |
1500 |
1,7 |
1415 |
1,6 |
1228 |
1,3 |
в них детей |
2426 |
2,1 |
2169 |
1,8 |
1999 |
1,6 |
1834 |
1,5 |
Семейная политика в Удмуртской Республике, городе Ижевске ориентирована на повышение общественного престижа семьи с детьми, поддержку различных категорий семей, а также усиление адресной помощи отдельным категориям семей, в том числе многодетным семьям.
В целях оказания помощи многодетным семьям принят Закон Удмуртской Республики от 5 мая 2006 года N 13-РЗ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей". В рамках указанного Закона за счет средств бюджета Удмуртской Республики многодетным семьям предоставляются следующие меры по социальной поддержке:
1) бесплатное посещение детьми из многодетной семьи один раз в месяц государственных музеев, подведомственных органам государственной власти Удмуртской Республики, бесплатное единовременное посещение детьми из многодетной семьи выставок (один раз в течение работы выставки), проводимых государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Удмуртской Республики;
2) предоставление целевых жилищных займов и социальных выплат на погашение части основного долга по указанным займам;
3) предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения многодетной семье, нуждающейся в улучшении жилищных условий, в которой одновременно родились трое и более детей;
4) компенсация произведенных расходов на оплату коммунальных услуг в размере 30 процентов, которая предоставляется в пределах республиканского стандарта социальной нормы площади жилого помещения на 1 человека, установленного в размере 18 квадратных метров общей площади жилого помещения;
5) предоставление компенсации процентной ставки по кредитным договорам о предоставлении денежных средств на строительство жилых помещений или приобретение жилых помещений на первичном рынке жилья и социальных выплат на погашение части основного долга по указанным договорам.
Многодетным семьям со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в Удмуртской Республике, установленную в соответствии с Законом Удмуртской Республики от 24 апреля 2001 года N 18-РЗ "О прожиточном минимуме в Удмуртской Республике", предоставляются следующие меры по социальной поддержке:
1) бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей (фельдшеров), для детей до достижения ими возраста 6 лет и 6 месяцев;
2) компенсация стоимости проезда на внутригородском транспорте, а также в автобусах пригородного сообщения для учащихся общеобразовательных школ и образовательных учреждений начального профессионального образования, среднего профессионального образования, обучающихся по программам начального профессионального образования, путем выдачи проездных билетов;
3) бесплатное питание для учащихся образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста общеобразовательных учреждений (один раз в учебный день);
4) 50-процентная скидка от установленной платы за содержание детей в государственных дошкольных образовательных учреждениях Удмуртской Республики;
5) предоставление безвозмездной субсидии на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и приобретение жилых помещений за счет средств бюджета Удмуртской Республики при условии признания многодетной семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В городе Ижевске ежегодно растет число зарегистрированных многодетных семей: в сравнении с 2010 годом их число увеличилось на 71%. В 2013 году в рамках Закона Удмуртской Республики N 18-РЗ меры социальной поддержки предоставлены 3390 семьям данной категории, что на 11,7% больше, чем в 2012 году, и на 60% больше, чем в 2010 году.
Информация о многодетных семьях города Ижевска, воспользовавшихся мерами социальной поддержки, представлена в таблице 2.
Таблица 2
Наименование показателя |
Ед. измерения |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Количество зарегистрированных многодетных семей |
семей |
1948 |
2353 |
2775 |
3333 |
Количество многодетных семей, воспользовавшихся мерами социальной поддержки |
семей |
2118 |
2417 |
3035 |
3390 |
Количество многодетных семей, получивших компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг в размере 30% |
семей |
1210 |
1344 |
1771 |
2082 |
Количество детей из многодетных малообеспеченных семей, воспользовавшихся правом на бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте |
человек |
3386 |
3906 |
4465 |
4722 |
Количество школьников - детей из многодетных малообеспеченных семей, обеспеченных бесплатным питанием 1 раз в учебный день |
человек |
3013 |
3729 |
4403 |
4335 |
Количество детей из многодетных малообеспеченных семей в возрасте до 6 лет 6 месяцев, пользующихся бесплатным лекарственным обеспечением |
человек |
335 |
370 |
712 |
815 |
В настоящее время Законом Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года N 68-РЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Удмуртской Республики" предусмотрено предоставление земельных участков бесплатно в собственность гражданам, имеющим трех и более детей. Постановлением Администрации города Ижевска от 19 января 2012 года N 44 утвержден Порядок об организации предоставления земельных участков на территории муниципального образования "Город Ижевск" для ведения индивидуального жилищного строительства бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, нуждающихся в жилых помещениях и не имеющим ранее и (или) в настоящее время земельных участков, используемых для указанных целей. На начало 2014 года Администрацией города сформирован 441 земельный участок для передачи многодетным семьям.
В соответствии с Указом Президента Удмуртской Республики от 12 октября 2012 года N 185 "Об установлении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении в семье после 31 декабря 2012 года третьего и последующих детей" семьи Удмуртии, в которых после 31 декабря 2012 года родился третий и последующий ребенок, с 1 июля 2014 года смогут претендовать на ежемесячную денежную выплату в размере пяти тысяч рублей. Ежемесячная денежная выплата будет выплачиваться со дня, следующего за днем исполнения ребенку полутора лет, до достижения ребенком возраста трех лет.
В Удмуртской Республике за счет средств республиканского бюджета семьям при рождении одновременно двоих или троих детей предоставляется единовременное денежное пособие: в размере 15 тысяч рублей при рождении двойни и 20 тысяч рублей при рождении тройни. Один раз в год семьям, в которых родились одновременно трое детей, выплачивается материальная помощь в размере 20 тысяч рублей до достижения детьми возраста пяти лет. В 2013 году в соответствии с распоряжениями Президента Удмуртской Республики оказана материальная помощь 110 матерям данной категории города Ижевска (в 2012 г. - 70 матерям). Также семьям этой категории предоставляется безвозмездная субсидия на реконструкцию или приобретение жилого помещения.
Для повышения социального статуса женщины-матери, семьи, в которой воспитывались (воспитываются) дети, а также дополнительной государственной защиты материнства и детства в Удмуртской Республике учреждена государственная награда Удмуртской Республики - знак отличия "Материнская слава", предусматривающая выплату единовременного денежного вознаграждения в размере 15 тысяч рублей за счет средств бюджета Удмуртской Республики. С 2006 года обладателями данной награды стали 82 многодетные матери города Ижевска. Также в республике для многодетных родителей и одиноких отцов, достойно воспитавших детей, в 2013 году учреждена государственная награда - знак отличия "Родительская слава", которой награждены 5 лучших семей Ижевска.
С целью объединения усилий различных ведомств в работе с семьями, оказания адресной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, в городе традиционно проводятся социально значимые мероприятия: акции "Семья" и "Семья семье: поможем школьникам". Ежегодно растет количество семей с детьми, получивших различные виды помощи в рамках этих мероприятий.
Для сохранения семейных традиций, пропаганды семейных ценностей, повышения авторитета материнства и родительства в городе стали традиционными мероприятия, посвященные Международному дню семьи, Международному дню защиты детей, Дню семьи, любви и верности, Дню матери, проводятся семейные конкурсы, фестивали, акции.
В Ижевске осуществляется межведомственное взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуальной профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении, а также в проведении профилактических мероприятий, предупреждающих безнадзорность и социальное сиротство детей. Ежегодно реализуется Республиканская акция охраны прав детства, направленная на создание условий для обеспечения соблюдения прав и законных интересов. В летний период проводится операция "Подросток - лето", основной целью которой является профилактика преступности и правонарушений несовершеннолетних. В начале каждого учебного года проводится акция "Каждого ребенка школьного возраста - за парту!" с целью обеспечения прав несовершеннолетних граждан на получение образования. Ежегодной стала акция "Первокурсник", направленная на оказание помощи в социализации несовершеннолетних, прибывших на территорию города Ижевска для получения профессионального образования.
Результатом профилактической работы за последние три года явилось снижение числа выявленных безнадзорных детей. Отмечено значительное увеличение количества родителей, привлеченных к ответственности за невыполнение родительских обязанностей.
Информация о состоянии безнадзорности несовершеннолетних в городе Ижевске и мерах административной ответственности родителей за 2010 - 2013 годы представлена в таблице 3.
Таблица 3
Наименование показателя |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Количество выявленных безнадзорных детей |
242 |
279 |
250 |
192 |
Количество родителей, привлеченных к административной ответственности (ст. 5.35 КоАП РФ) |
750 |
785 |
825 |
1838 |
Первостепенной задачей является сохранение для ребенка кровной семьи. За последние годы благодаря совершенствованию межведомственной работы по профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия в городе отмечается снижение уровня родительской несостоятельности. В 2013 году было лишено родительских прав 182 человека, что на 31,3% меньше, чем в 2010 году. Вместе с тем, сокращается число родителей, восстановленных в родительских правах: с 12 человек в 2010 году до 2 человек в 2013 году.
Информация о количестве родителей, лишенных родительских прав и восстановленных в правах, представлена в таблице 4.
Таблица 4
Наименование показателя |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Всего родителей, лишенных родительских прав |
265 |
222 |
218 |
182 |
Всего детей, отобранных у родителей, лишенных родительских прав |
269 |
248 |
244 |
205 |
Всего родителей, восстановленных в родительских правах |
12 |
10 |
9 |
2 |
Одним из важных направлений социально-демографической политики в муниципальном образовании "Город Ижевск" является развитие института замещающих семей. Ижевск - активный участник мероприятий, реализуемых в рамках Республиканской целевой программы демографического развития Удмуртской Республики на 2011 - 2015 годы. В 2013 году город Ижевск получил высокую оценку за участие в конкурсе городов России "Ребенок должен жить в семье", объявленном Российским Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
На 1 января 2014 года в городе Ижевске проживает 123151 несовершеннолетних граждан, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей -1611 человек или 1,3% от общего количества несовершеннолетних.
Информация о численности несовершеннолетних города Ижевска и численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за 2010 - 2013 годы представлена в таблице 5.
Таблица 5
Наименование показателя |
на 01.01.2011 г. |
на 01.01.2012 г. |
на 01.01.2013 г. |
на 01.01.2014 г. |
Количество несовершеннолетних, проживающих в городе Ижевске |
115 965 |
117 198 |
120 024 |
123 151* |
в том числе детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / % от общей численности детского населения города |
1797/ 1,54 |
1723 / 1,47 |
1680 / 1,39 |
1611 / 1,30 |
* Оценка, проведенная на основе статистических данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике на 01.01.2013 года.
Основной формой социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является определение таких детей в замещающие семьи. Наиболее значимыми формами устройства остаются опека и попечительство над ребенком и усыновление. В городе Ижевске активно развивается институт приемной семьи. По данным на 1 января 2014 года 92 ребенка-сироты воспитываются в 47 приемных семьях.
Информация об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи в городе Ижевске за 2010 - 2013 годы представлена в таблице 6.
Таблица 6
Наименование показателя |
на 01.01.2011 г. |
на 01.01.2012 г. |
на 01.01.2013 г. |
на 01.01.2014 г. |
Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях, всего |
1392 |
1350 |
1351 |
1362 |
в % от общей численности детей-сирот |
77,4 |
78,3 |
80,4 |
84,5 |
в том числе: |
|
|
|
|
- на усыновлении |
91 |
118 |
110 |
99 |
- в приемной семье |
65 |
76 |
83 |
92 |
- в патронатной семье |
8 |
6 |
8 |
13 |
- под опекой |
1169 |
1144 |
1144 |
1132 |
в том числе добровольно переданных родителями под опеку |
150 |
116 |
113 |
113 |
В целях активизации деятельности по устройству детей-сирот в семьи, в 2009 году в городе Ижевске был создан Центр по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Только за 2009 год количество приемных семей в городе возросло с 5 до 18 семей. В целях создания оптимальных условий для воспитания и развития детей в семьях усыновителей, опекунов и приемных семьях с 2012 года в Удмуртской Республике на системной основе организована подготовка граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Активно ведется информационно-просветительская деятельность с населением. Совершенствуется работа по сопровождению приемных семей.
В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 6 марта 2007 г. N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органам местного самоуправления переданы отдельные государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе:
1) назначение и выплата денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством);
2) назначение и выплата денежных средств на содержание ребенка, переданного в приемную семью, назначение и выплата вознаграждения, причитающегося приемным родителям, выплата приемному родителю компенсации расходов на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий, выплата единовременного денежного пособия выпускникам общеобразовательных учреждений, являющимся воспитанниками приемных семей;
3) оказание содействия детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в обучении на курсах по подготовке к поступлению в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования;
4) назначение и выплата единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью;
5) выплата денежных средств на содержание усыновленных (удочеренных) детей.
На 1 января 2014 года количество опекаемых детей города Ижевска, получающих пособие, составило 1137 человек (на 1 января 2013 г. -1115 человек). За 2013 год на содержание детей данной категории выплачено денежных средств из бюджета Удмуртской Республики на сумму 85909,3 тысяч рублей (2012 г. - 82701,4 тысяч рублей). Объем финансовых средств, израсходованных на обеспечение 47 приемных семей в 2013 году, составил 11090,0 тысяч рублей (2012 г. -9729,7 тысяч рублей).
Для проведения мониторинга основных социально-экономических показателей жизни семей с детьми до 18-летнего возраста формируется социальная карта муниципального образования "Город Ижевск". Ежегодно осуществляется подготовка Доклада о положении детей в городе Ижевске, где находят отражение основные тенденции состояния здоровья детей, вопросы образования, воспитания и развития детей, организации досуга, трудовой занятости подростков, положение детей-сирот и детей-инвалидов, состояние безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, формы социальной помощи семье и детям.
Внедрение эффективных мер государственной поддержки семей с детьми в городе Ижевске позволило достичь определенных позитивных итогов в укреплении института семьи. Вместе с тем, основными проблемами в сфере детства являются распространенность семейного неблагополучия и практики лишения родительских прав, низкая эффективность реабилитационной работы по восстановлению родителей в правах. В связи с этим требуется дальнейшее совершенствование межведомственной работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, социальному сиротству, развитию семейных форм устройства детей-сирот, включая формирование, обеспечение оказания своевременной комплексной помощи (юридической, медицинской, психологической и социально-педагогической) семьям и детям, в том числе в воспитании, образовании и развитии подопечных детей.
В целях закрепления наметившихся позитивных тенденций в сфере детства предстоит дальнейшее внедрение современных технологий работы с семьями и детьми, в том числе технологии социального партнерства с участием бизнес - сообщества, посредством привлечения общественных организаций к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей.
1.2. Приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования "Город Ижевск" в сфере реализации подпрограммы
В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р в качестве приоритетного определено направление по повышению эффективности государственной поддержки семьи, в том числе:
- создание механизмов оказания дополнительной поддержки неполным семьям с детьми и многодетным семьям с низкими доходами, семьям, принимающим на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
- развитие программ социального сопровождения и помощи семье в воспитании малолетних детей путем развития детских дошкольных учреждений, профилактики семейного неблагополучия;
- укрепление системы профилактики беспризорности и безнадзорности, консолидация действий федеральных, региональных и местных социальных институтов, направленных на решение данной проблемы;
- повышение эффективности и доступности сети социальных служб, деятельность которых связана с профилактикой семейного неблагополучия и предоставлением социальной и психологической поддержки детям из семей, находящихся в социально опасном положении, и дезадаптированным детям;
- полное завершение к 2020 году процесса модернизации и развития системы социального обслуживания семей и детей в соответствии с международными стандартами социального обслуживания семей и детей в развитых европейских странах;
- совершенствование порядка и процедуры усыновления детей, приема детей в замещающие семьи.
Основными целевыми ориентирами в этой области являются:
- решение проблемы беспризорности;
- преобладание к 2020 году семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- формирование эффективной системы институтов, обеспечивающих поддержку и содействие социальной адаптации граждан, попавших в сложную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении.
В соответствии с Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации N 761 от 11 июля 2012 года, определены цели и задачи государственной политики в сфере защиты прав семьи и детства:
- повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми, основанных на международных стандартах прав ребенка и Рекомендациях Комитета министров Совета Европы о правах детей и социальных услугах, дружественных к детям и семьям;
- обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье;
- обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- реформирование сети и деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для их социализации в обществе.
Ключевыми принципами Региональной стратегии действий в интересах детей в Удмуртской Республике на 2013 - 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28 декабря 2012 года N 623, определены:
- реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье;
- создание условий для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - принятие мер по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
Вопросы обеспечения социальной поддержки семей и детей, развития эффективных форм работы с семьей по раннему выявлению семейного неблагополучия и профилактике социального сиротства, развития и совершенствования института замещающих семей, сохранения жилья и обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нашли свое отражение в Программе социально-экономического развития города Ижевска на 2010 - 2014 годы, утвержденной решением Городской думы г. Ижевска от 22 апреля 2010 года N 599, в Городской программе "Дети Ижевска" на 2010 - 2014 годы.
В рамках полномочий органа местного самоуправления, с учетом приоритетов государственной политики и существующих проблем в сфере социальной поддержки семьи и детей, определены цель и задачи подпрограммы.
Целью подпрограммы является всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности.
Для реализации поставленной цели предусматривается решение следующих основных задач:
- повышение общественного престижа института семьи, пропаганда семейных ценностей;
- обеспечение социальной поддержки семей и детей, находящихся в особых условиях;
- развитие различных форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- осуществление мер по координации профилактической и реабилитационной работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении;
- привлечение в сферу социальной поддержки семьи и детей предприятий и организаций различных форм собственности, некоммерческих организаций.
1.3. Целевые показатели (индикаторы), характеризующие достижение поставленных целей и задач, обоснование их состава и значений
В качестве индикаторов достижения цели и задач подпрограммы предлагаются следующие показатели:
1) количество зарегистрированных многодетных семей.
2) количество семей, получивших социальную помощь в рамках проведения городских (районных) социально значимых и благотворительных мероприятий, семей.
Показатель характеризует результаты деятельности органов местного самоуправления во взаимодействии с предприятиями и организациями различных форм собственности, некоммерческими организациями по улучшению поддержки семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
3) количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, человек;
4) доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения, процентов;
5) количество родителей, лишенных родительских прав, человек;
6) количество родителей, восстановленных в родительских правах, человек.
Показатели характеризуют состояние семейного неблагополучия, результат организации и проведения межведомственной работы по профилактике социального сиротства на территории муниципального образования в целях обеспечения права ребенка жить и воспитываться в кровной семье.
7) количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в отчетном году на воспитание в семьи, человек;
8) доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в процентах;
9) доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - всего, в том числе переданных не родственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение) под опеку (попечительство), охваченных в семейные детские дома и патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов.
Показатели позволяют оценить деятельность органов местного самоуправления по пропаганде семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развитию института замещающих семей и обеспечению права ребенка жить и воспитываться в семье.
10) доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, процентов;
11) доля заявителей, удовлетворенных качеством предоставления государственных и муниципальных услуг органом местного самоуправления в Удмуртской Республике, от общего числа заявителей, обратившихся за получением государственных и муниципальных услуг, процентов.
Показатели позволяют оценивать результаты освоения гражданами формата получения муниципальной услуги через единый портал государственных и муниципальных услуг.
Прогнозный показатель N 10 на конец реализации программы является невысоким в связи с тем, что основная часть пользователей услуг по данной подпрограмме - это многодетные малообеспеченные семьи, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей.
Сведения о значениях целевых показателей по годам реализации муниципальной программы представлены в Приложении 1 к муниципальной программе.
1.4. Сроки реализации подпрограммы
Подпрограмма реализуется в 2015 - 2020 годах.
1.5. Основные мероприятия, направленные на достижение целей и задач в сфере реализации подпрограммы
Перечень основных мероприятий, направленных на достижение цели и задач в сфере реализации подпрограммы, определен исходя из необходимости достижения ожидаемых результатов ее реализации, а также исходя из полномочий Управления по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации города Ижевска и соисполнителей мероприятий подпрограммы.
Основные мероприятия в сфере реализации подпрограммы:
1) Организация и проведение комплекса мероприятий по повышению престижа семьи, пропаганде ценностей семьи и детства, повышению авторитета материнства и родительства в обществе.
Данное направление предполагает проведение мероприятий, посвященных Международному дню семьи, Международному дню защиты детей, Всероссийскому дню семьи, любви и верности, Дню матери; проведение районных фестивалей семей, Городского конкурса семей "Семьи Удмуртии - гордость России"; осуществление подбора кандидатур и внесение ходатайств о награждении многодетных родителей (иных законных представителей) знаками отличия Удмуртской Республики "Материнская слава" и "Родительская слава", супружеских пар общественной наградой - медалью "За любовь и верность" и другие.
2) Организация и проведение городских (районных) социально значимых и благотворительных мероприятий по оказанию различных видов (материальной, натуральной, консультативной) помощи семье и детям, находящимся в особых условиях, в том числе с участием предприятий и организаций различных форм собственности, некоммерческих организаций.
Предусматривается проведение таких мероприятий, как межведомственные городские акции "Семья", "Семья - семье: поможем школьникам", "Подросток"; благотворительные культурно - досуговые мероприятия для детей и семей, и пр.
3) Оказание материальной помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе семьям, в которых одновременно родились двое или трое детей.
В соответствии с распоряжениями Главы Удмуртской Республики Управлением по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации города Ижевска за счет средств республиканского бюджета семьям при рождении одновременно двоих или троих детей осуществляется выплата единовременного денежного пособия в размере 15 тысяч рублей при рождении двойни и 20 тысяч рублей при рождении тройни. Один раз в год семьям, в которых родились одновременно трое детей, оказывается материальная помощь в размере 20 тысяч рублей до достижения детьми возраста пяти лет.
4) Совершенствование системы межведомственного взаимодействия органов и учреждений муниципальной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе, при проведении индивидуальной профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении.
В рамках полномочий Отделом по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Ижевска в целях контроля и координации органов и учреждений системы профилактики проводятся проверки исполнения законодательства по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, организуются межведомственные семинары, совещания по координации работы органов и учреждений системы профилактики с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении, проводятся мониторинги асоциальных явлений семей и несовершеннолетних.
5) Реализация мероприятий по предоставлению мер по социальной поддержке многодетных семей (в соответствии с Законом Удмуртской Республики от 5 мая 2006 года N 13-РЗ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей"):
- учет (регистрация) многодетных семей;
- предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям:
а) компенсация произведенных расходов на оплату коммунальных услуг в размере 30 процентов, которая предоставляется в пределах республиканского стандарта социальной нормы площади жилого помещения на 1 человека, установленного в размере 18 квадратных метров общей площади жилого помещения;
б) компенсация стоимости проезда на внутригородском транспорте, а также в автобусах пригородного сообщения для учащихся общеобразовательных школ и образовательных учреждений начального профессионального образования, среднего профессионального образования, обучающихся по программам начального профессионального образования, путем выдачи проездных билетов;
в) бесплатное питание для учащихся образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста общеобразовательных учреждений (один раз в учебный день).
Мероприятия включают в себя учет (регистрацию) многодетных семей и предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям в соответствии с региональным законодательством в рамках исполнения переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
6) Организация и проведение мероприятий по пропаганде семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В целях дальнейшего развития института замещающих семей проводятся информационно-просветительские встречи специалистов органов опеки и попечительства с населением, реализуется городской проект "Хочу в семью" с использованием официального сайта органов местного самоуправления муниципального образования "Город Ижевск".
7) Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в приемные семьи.
В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органами местного самоуправления осуществляется назначение и выплата денежных средств на содержание ребенка, переданного в приемную семью, назначение и выплата вознаграждения, причитающегося приемным родителям, выплата приемному родителю компенсации расходов на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий, выплата единовременного денежного пособия выпускникам общеобразовательных учреждений, являющимся воспитанниками приемных семей.
8) Назначение и выплата денежных средств на содержание детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством).
9) Назначение и выплата единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью.
Мероприятия направлены на обеспечение мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в рамках переданных отдельных государственных полномочий, органами местного самоуправления производится назначение и выплата денежных средств на содержание детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), а также назначение и выплата единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью.
10) Заключение договоров и оплата расходов на оказание содействия детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в обучении на курсах по подготовке к поступлению в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования.
Оплата услуг по обучению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на курсах по подготовке к поступлению в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования осуществляется Управлением по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации города Ижевска на основании договоров, заключенных между органами опеки и попечительства и образовательными учреждениями среднего и высшего профессионального образования.
11) Организация опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних.
Мероприятие проводится в целях реализации органами местного самоуправления муниципального образования "Город Ижевск" переданных отдельных государственных полномочий в соответствии с Законом Удмуртской Республики от 17 марта 2008 года N 6-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Удмуртской Республике отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних".
Сведения об основных мероприятиях подпрограммы с указанием исполнителей, сроков реализации и ожидаемых результатов представлены в Приложении 2 к муниципальной программе.
1.6. Прогноз сводных показателей муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), осуществляемых в рамках подпрограммы
В рамках подпрограммы муниципальным автономным учреждением "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Ижевска" выполняется муниципальная работа по формированию базы данных и документов для перечисления компенсации произведенных расходов на оплату коммунальных услуг в размере 30% многодетным семьям по месту регистрации семьи.
Работа выполняется в соответствии с постановлением Администрации города Ижевска от 28 июня 2007 г. N 322 "Об утверждении Реестра (перечня) муниципальных услуг (работ), предоставляемых (выполняемых) муниципальными учреждениями муниципального образования "Город Ижевск".
В рамках подпрограммы осуществляется внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит за использованием средств бюджета муниципального образования "Город Ижевск" муниципальным автономным учреждением "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Ижевска", в соответствии с постановлением Администрации города Ижевска от 27 января 2015 года N 41 "Об утверждении Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета муниципального образования "Город Ижевск", главными администраторами (администраторами) доходов бюджета муниципального образования "Город Ижевск", главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования "Город Ижевск" внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита".
Сведения о прогнозе сводных показателей муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) представлены в Приложении 3 к муниципальной программе.
1.7. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Источниками ресурсного обеспечения подпрограммы являются средства бюджета муниципального образования "Город Ижевск", в т.ч. субвенции из бюджета Удмуртской Республики.
Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы за 2015 - 2020 годы за счет средств бюджета муниципального образования "Город Ижевск" составит 1139631,8 тыс. рублей, в т.ч. за счет субвенций из бюджета Удмуртской Республики - 1139631,8 тыс. рублей.
Сведения о ресурсном обеспечении подпрограммы за счет средств бюджета муниципального образования "Город Ижевск" по годам реализации муниципальной программы:
2015 год - 192950,6 тыс. рублей, в т.ч. субвенции из бюджета УР - 192950,6 тыс. рублей;
2016 год - 156622,8 тыс. рублей, в т.ч. субвенции из бюджета УР - 156622,8 тыс. рублей;
2017 год - 164766,0 тыс. рублей, в т.ч. субвенции из бюджета УР - 164766,0 тыс. рублей;
2018 год - 208430,8 тыс. рублей, в т.ч. субвенции из бюджета УР - 208430,8 тыс. рублей;
2019 год - 208430,8 тыс. руб., в т.ч. субвенции из бюджета УР - 208430,8 тыс. рублей;
2020 год - 208430,8 тыс. руб., в т.ч. субвенции из бюджета УР - 208430,8 тыс. рублей.
Ресурсное обеспечение подпрограммы за счет средств бюджета муниципального образования "Город Ижевск" подлежит уточнению в рамках бюджетного цикла. Объем бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной подпрограммы утверждается решением Городской думы города Ижевска о бюджете муниципального образования "Город Ижевск" на очередной финансовый год и плановый период. Параметры финансового обеспечения реализации муниципальной подпрограммы ежегодно будут уточняться в рамках процедур формирования и утверждения бюджета.
Ресурсное обеспечение подпрограммы за счет средств бюджета муниципального образования "Город Ижевск" сформировано:
на 2015 - 2017 годы - в соответствии с решением Городской думы города Ижевска от 19.12.2014 г. N 693 "О бюджете муниципального образования "Город Ижевск" на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов",
на 2018 - 2020 годы - на основе расходов на 2017 год.
Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы за счет средств бюджета муниципального образования "Город Ижевск" представлено в Приложении 4 к муниципальной программе.
Прогнозная (справочная) оценка ресурсного обеспечения реализации подпрограммы представлена в Приложении 5 к муниципальной программе.
1.8. Анализ рисков и меры управления рисками
На основе анализа мероприятий, предлагаемых для реализации в рамках подпрограммы, можно предположить наличие следующих основных рисков, которые могут повлечь за собой невыполнение цели и задач подпрограммы, программных мероприятий, не достижение целевых показателей (индикаторов):
1) Финансовые риски связаны с возможностью недофинансирования или несвоевременного финансирования расходов на реализацию программных мероприятий по причине изменения социально-экономической ситуации в городе Ижевске, а также вероятностью нецелевого и (или) неэффективного использования бюджетных средств в ходе реализации мероприятий.
Для минимизации данных рисков планируется:
- обоснование требуемых объемов бюджетного финансирования в рамках бюджетного цикла;
- уточнение и внесение необходимых изменений в текущее финансирование подпрограммы;
- своевременная корректировка цели и сроков реализации, плана мероприятий на основании результатов регулярного мониторинга выполнения подпрограммы;
- использование механизмов заключения договорных отношений, формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг, с дальнейшим осуществлением контроля за их выполнением.
2) Организационно-управленческие риски связаны с возможными ошибками в управлении реализацией подпрограммы, невыполнением в установленные сроки отдельных мероприятий подпрограммы.
Для минимизации данных рисков планируется:
- составление планов реализации подпрограммы;
- координация взаимодействия исполнителей и участников подпрограммы;
- ежеквартальный мониторинг реализации подпрограммы;
- закрепление персональной ответственности за исполнение мероприятий и достижение значений целевых показателей (индикаторов) подпрограммы;
- налаживание административных процедур для снижения данного риска.
3) Информационные риски определяются отсутствием или частичной недостаточностью исходной отчетной и прогнозной информации, используемой в ходе реализации подпрограммы.
Для минимизации данных рисков планируется:
- выявление и идентификация потенциальных рисков путем мониторинга основных параметров социальной политики;
- мониторинг и оценка исполнения целевых показателей (индикаторов) подпрограммы, выявление факторов риска, оценка их значимости.
1.9. Конечные результаты реализации подпрограммы, оценка планируемой эффективности ее реализации
Качественным показателем эффективности подпрограммы является укрепление и развитие института семьи, обеспечение социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для количественной оценки результатов реализации подпрограммы определены целевые показатели (индикаторы) подпрограммы, значения которых на конец реализации подпрограммы (к 2020 году) составят:
- количество зарегистрированных многодетных семей - 4959;
- число семей, получивших социальную помощь в рамках городских (районных) социально значимых и благотворительных мероприятий - 30500 семей;
- количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 1550 человек;
- доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения, - 1,1 процентов;
- количество родителей, лишенных родительских прав, - 152 человек;
- количество родителей, восстановленных в родительских правах, - 13 человек;
- количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в отчетном году на воспитание в семьи, - 249 человек;
- доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 93,1 процентов;
- доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - всего, в том числе переданных не родственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение) под опеку (попечительство), охваченных в семейные детские дома и патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов, - 98,73 процентов;
- доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, - 4,5 процентов;
- доля заявителей, удовлетворенных качеством предоставления государственных и муниципальных услуг органом местного самоуправления в Удмуртской Республике, от общего числа заявителей, обратившихся за получением государственных и муниципальных услуг, - 92 процента.
Оценка эффективности реализации подпрограммы проводится в соответствии с Положением о порядке проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ, утвержденным постановлением Администрации города Ижевска от 20 марта 2014 г. N 255.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.