Утвердить прилагаемую Стратегию развития туристско-рекреационного кластера "Камский берег" Удмуртской Республики.
Председатель Правительства |
В.А. Савельев |
Стратегия
развития туристско-рекреационного кластера "Камский берег" Удмуртской Республики
(утв. распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 25 мая 2015 г. N 510-р)
Раздел 1. Цели и результаты создания туристско-рекреационного кластера "Камский берег" Удмуртской Республики
Туристско-рекреационный кластер "Камский берег" Удмуртской Республики (далее - туристско-рекреационный кластер) представляет собой сконцентрированную группу организаций, предоставляющих востребованный на рынке по цене и качеству комплекс взаимодополняющих и усиливающих друг друга услуг, ориентированный на несколько видов туризма: культурно-познавательный, речной (круизный), рекреационный (и лечебно-рекреационный), событийный, деловой и иные виды туризма.
Основная цель туристско-рекреационного кластера - создание благоприятных условий для оказания комплекса взаимодополняющих туристических услуг, формирования современной конкурентоспособной туристской отрасли на территории туристско-рекреационного кластера.
Для достижения основной цели развития туристско-рекреационного кластера необходимо создать условия для развития малого и среднего бизнеса и решить следующие задачи:
сформировать на территории туристско-рекреационного кластера сбалансированный туристический комплекс;
обеспечить динамичное и устойчивое развитие внутреннего и въездного туризма в Удмуртской Республике;
повысить инвестиционную привлекательность Удмуртской Республики;
повысить качество оказываемых туристских и сопутствующих услуг, сформировать конкурентоспособный туристский продукт в приоритетных видах туризма;
сформировать имидж Удмуртской Республики, как привлекательного для российских и иностранных туристов региона.
Комплексное развитие туризма характеризуется следующими принципиальными особенностями:
использование кластерного подхода в развитии туристского комплекса региона, который заключается в сосредоточении на ограниченной территории нескольких субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся разработкой, производством, продвижением и реализацией туристического продукта. Такой способ удобен для туристов (нет необходимости в длительных разъездах, все виды товаров и услуг можно получить в одном месте), для инвесторов (возможность объединения усилий и средств для развития инфраструктуры), а также для государства (упрощение механизмов правового регулирования и участия в финансировании);
системная и развитая поддержка субъектов индустрии туризма и органов местного самоуправления в Удмуртской Республике в развитии туристско-рекреационного комплекса (в виде субсидий);
применение новейших технологий, инновационных подходов в области создания и развития туристских кластеров, информационной среды и качества обслуживания туристов;
системный подход в продвижении туристических ресурсов региона;
внедрение прогрессивных механизмов государственной поддержки приоритетных туристических проектов Удмуртской Республики на основе государственно-частного партнерства, в том числе посредством формирования на территории кластера особой экономической зоны регионального уровня, субсидирования части затрат по проектам, направленным на создание туристических кластеров (процентных ставок по кредитам, работ по подключению туристских объектов к инженерной инфраструктуре), обустройство туристических маршрутов, продвижение и повышение качества туристического продукта.
Выделение и финансирование наиболее перспективных инвестиционных проектов и туристских маршрутов с возможностью формирования особой экономической зоны регионального уровня в рамках создания туристского кластера дает возможность привлечения дополнительных средств из федерального бюджета, бюджета Удмуртской Республики, местных бюджетов и внебюджетных источников.
В рамках выполнения поставленных задач будет обеспечено:
увеличение внутреннего и въездного туристских потоков за счет удовлетворения отложенного туристского спроса;
расширение спектра и повышение уровня услуг, оказываемых российским и иностранным туристам;
создание дополнительных рабочих мест как в туристской, так и в смежных отраслях экономики.
Системное развитие туризма в регионе обеспечит прирост качества жизни населения и доходов региональной экономики.
Социальный эффект от туризма выразится, прежде всего, в увеличении возможностей местного населения получить в ближайшем доступе всевозможные блага: посетить мероприятия, в том числе всероссийского и международного масштаба, поправить свое здоровье и просто отдохнуть. Туризм способствует росту привлекательности территории как места для постоянного проживания, то есть непосредственно влияет на миграционное сальдо, так и говорит об открытости и привлекательности территории для ведения бизнеса, привлечения инвестиций, наличия и формирования конкурентоспособных туристических продуктов и маршрутов.
Экономический эффект от туризма выражается как в непосредственных инвестициях (поступлениях из федерального бюджета, за счет благотворительности, социальной ответственности, использования инструментов государственно-частного партнерства), так и в виде налоговых поступлений в региональный и местный бюджеты от организаций сферы туризма и организаций, которые находятся вне туриндустрии, но опосредованно связаны с ней (транспортные компании, общепит, торговля и другие).
Основными макроэкономическими показателями по итогам реализации проекта станет увеличение с 2015 года к 2020 году:
объема инвестиций в основной капитал (гостиницы и рестораны) на 26,7%;
числа коллективных средств размещения на 38 единиц;
доходов коллективных средств размещения на 22%;
числа лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, на 14%;
числа посещений музеев на 17%.
Показатели эффективности реализации инвестиционного проекта:
объем туристского потока в Удмуртскую Республику (количество прибытий российских и иностранных граждан);
объем услуг организаций туристской индустрии (включая туристские услуги, гостиничные услуги, санаторно-оздоровительные услуги);
количество рабочих мест в организациях сферы туризма;
объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от организаций сферы туризма.
Таблица 1.1
Показатели эффективности реализации инвестиционного проекта "Туристско-рекреационный кластер "Камский берег"
|
Единица измерения |
2013 год (базовый период) |
Реализация проекта |
|
|||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||
Объем туристского потока, в том числе: внутренний турпоток |
тысяч человек |
300 |
390 |
410 |
450 |
495 |
520 |
въездной турпоток |
тысяч человек |
1,2 |
1,26 |
1,32 |
1,39 |
1,46 |
1,53 |
въезд жителей субъекта РФ с туристической целью |
тысяч человек |
40 |
42 |
44 |
46 |
49 |
51 |
Количество туристов, размещенных в коллективных средствах размещения |
тысяч человек |
260,8 |
273,8 |
287,5 |
301,9 |
317,0 |
332,8 |
Площадь номерного фонда коллективных средств размещения |
тыс. кв. м |
69,7 |
73,2 |
76,9 |
80,7 |
84,7 |
89,0 |
Объем инвестиций в основной капитал коллективных средств размещения |
млн. руб. |
231,00 |
565,00 |
621,00 |
434,7 |
478,2 |
525,8 |
Количество койко-мест в коллективных средствах размещения |
единиц |
9228 |
9689 |
10173 |
10682 |
11217 |
11777 |
Количество лиц, работающих в коллективных средствах размещения |
тысяч человек |
0,630 |
0,662 |
0,695 |
0,729 |
0,766 |
0,804 |
Количество лиц, работающих в туристских фирмах |
тысяч человек |
0,440 |
0,462 |
0,485 |
0,509 |
0,535 |
0,562 |
Объем платных туристских услуг, оказанных населению |
млн. руб. |
684,2 |
646,00 |
680,00 |
718,00 |
754,00 |
792,00 |
Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения |
млн. руб. |
578,5 |
607,4 |
637,8 |
669,7 |
703,2 |
738,4 |
Реализация настоящего инвестиционного проекта позволит:
создать условия для формирования на территории Удмуртской Республики сбалансированного туристско-рекреационного комплекса;
обеспечить динамичное и устойчивое развитие въездного и внутреннего туризма в Удмуртской Республике;
повысить инвестиционную привлекательность Удмуртской Республики;
повысить качество оказываемых туристских и сопутствующих услуг, сформировать конкурентоспособный туристский продукт в приоритетных видах туризма;
сформировать имидж Удмуртской Республики как привлекательного для российских и иностранных туристов региона.
Главный социальный эффект будет состоять в создании условий для удовлетворения потребностей населения Удмуртской Республики в активном полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям, увеличении занятости населения.
Развитие туризма позволит обеспечить рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней за счет увеличения доходов от туристских и санаторно-оздоровительных услуг.
Социально-экономическая эффективность реализации инвестиционного проекта "Туристско-рекреационный кластер "Камский берег" выразится в повышении уровня и улучшении социальных условий жизни населения; активизации экономической деятельности, расширении рынков сбыта продукции; снижении транспортной составляющей в цене туристических услуг; создании новых рабочих мест; обеспечении круглогодичного транспортного сообщения между берегами рек Кама и Буй; улучшении транспортного обслуживания населения; ликвидации бездорожья в сельской местности.
Раздел 2. Маркетинговая стратегия туристско-рекреационного кластера
2.1. Анализ перспектив развития туристско-рекреационного кластера
2.1.1. Общая характеристика территории Удмуртской Республики
Туристско-рекреационный кластер располагается на территории города Сарапула Удмуртской Республики. В таблице 2.1 представлена общая характеристика территории Удмуртской Республики, где расположен туристско-рекреационный кластер.
Таблица 2.1
N |
Показатель |
Характеристика |
1 |
Принадлежность к федеральному округу |
Приволжский федеральный округ |
2 |
С какими субъектами Российской Федерации граничит |
Граничит на западе и севере с Кировской областью, на востоке - с Пермским краем, на юге - с Башкортостаном и Татарстаном. Общая протяженность границ - 1800 км, чтобы их обойти пешком необходимо совершить пеший поход продолжительностью почти целый месяц |
3 |
Географическое положение |
Расположена в западной части Среднего Урала между двумя старейшими реками Европы - Камой и Вяткой; координаты 55?12'- 55?38'северной широты, 51?10'- 54?26'восточной долготы |
4 |
Площадь Удмуртской Республики |
42 100 кв. км |
5 |
Население, в том числе: |
1 517 050 человек |
6 |
городское население |
990 тыс. человек (65%) |
7 |
Протяженность |
Протяженность с севера на юг - 297,5 км, с запада на восток - 200 км |
8 |
Наивысшая и наименьшая точки |
Наивысшая точка Удмуртии - 332,6 метра над уровнем моря, находится в районе села Карсовай у истока реки Пызеп. Самая низкая (52 метра) - в урезе реки Вятка около села Крымская Слудка. Перепад высот составляет почти 280 метров. Это равняется высоте 100-этажного жилого дома со стандартной высотой потолков |
9 |
Рельеф территории Удмуртской Республики |
Республика характеризуется холмистым рельефом. Более 2/5 площади территории республики приходится на возвышенности: Верхнекамскую, Красногорскую, Тыловайско-Мултанскую, Можгинскую и Сарапульскую. Наиболее крупные низменности (волнистые равнины) представлены Кильмезской (плоская заболоченная равнина), Камско-Бельской, долинами рек Вятка, Чепца, Иж и Сива. В рельефе наблюдается некоторая покатость (ступенчатость) с северо-востока на юго-запад республики. В тектоническом аспекте Удмуртия расположена в пределах докембрийской Восточно-Европейской платформы, которой соответствует Русская (Восточно-Европейская) равнина. На Верхнекамской и Тыловайско-Мултанской возвышенностях сформировался интересный, в туристическом, познавательном и эстетическом плане (горные пейзажи), куэстовый тип рельефа. Данный тип рельефа характеризуется резкой асимметрией склонов: северные склоны длинные и пологие, часто покрытые древесной растительностью, а южные - короткие и крутые, обычно лишены древесной растительности, хорошо прогреваются солнцем, и с них открываются прекрасные панорамы. Среди отдельных элементов рельефа также следует выделить пуги, линзы которых спроецировались на местность в виде холмов округлой (в плане) формы высотой до 30 метров и диаметром до 3 километров |
10 |
Климат субъекта |
Климат Удмуртии умеренно-континентальный с продолжительной многоснежной зимой, теплым летом и хорошо выраженными переходными сезонами. Среднегодовые температуры воздуха повышаются с севера на юг республики от 0,5°C до 2,6°C. Изотермы июля (самого жаркого месяца) и января (самого холодного месяца) на севере имеют значения +17,8°C и -15°C, а на юге - +19,3°C и -14°C соответственно. Абсолютный температурный минимум в республике составляет -52°C, максимум - +38°C |
11 |
Среднегодовое количество осадков |
Среднегодовое количество осадков снижается с севера на юг республики и составляет 650 и 400 мм соответственно |
12 |
Продолжительность безморозного периода |
Период температур выше 0°C длится 190-200 дней, а период активной вегетации деревьев, кустарников и земледельческих культур (выше +10°C) - 115-130 дней. Согласно данным многолетних наблюдений дневная температура выше +15 °C стоит в нашей республике в среднем лишь по 83 дня в году. Это на 9 дней короче календарного лета. Между тем, по продолжительности солнечного освещения - 1 839 часов в году, Удмуртия опережает Черноморское побережье Кавказа |
13 |
Наиболее крупные реки |
В Удмуртской Республике насчитывается более 9 тысяч рек, из них Кама, Вятка и Чепца относятся к категории крупных рек |
14 |
Крупные озера |
В республике крупных озер нет. Большая часть существующих озер являются старичными и характеризуются обильной флорой и фауной. В Удмуртии насчитывается порядка 1900 прудов общей площадью 16500 га (Ижевский пруд - 2180 га, Воткинский пруд - 1880 га, Камбарский - 410 га, Пудемский - 340 га), два крупных водохранилища (Воткинское - 5000 га в пределах республики, Нижнекамское) |
15 |
Растительность |
Республика располагается в пределах двух ландшафтных зон: южно-таежной и подтаежной. Граница между ними проходит по центральной части республики в субширотном направлении. Современная флора республики насчитывает около 1750 видов, преимущественно цветковых. Леса занимают 44% территории. Главными лесообразующими породами являются ель (около 40%), береза (28,5%), сосна (14%), осина (почти 9%), липа (6,5%), пихта и др. В южно-таежной зоне преобладают ель обыкновенная и ель сибирская, сосна обыкновенная, пихта сибирская с травяно-кустарничковым ярусом (черника, брусника, кислица и др.) и моховым покровом. Подлесок представлен многими видами: бересклет бородавчатый, жимолость лесная, можжевельник, рябина, малина, крушина ломкая, смородина красная и черная, роза коричная и др. Широко распространены вторичные березово-осиновые леса с примесью липы, ольхи черной и ольхи серой, рябины, черемухи, вяза с богатым подлеском и хорошо развитым травяным покровом. В подтаежной зоне в лесах происходит смешение темнохвойных пород, которые являются доминирующими, с широколиственными. Из хвойных по-прежнему преобладают ель, сосна, пихта, а из широколиственных, наряду с липой, заметное участие в древостое принимают дуб, клен, вяз, ильм. Хорошо развит кустарниковый ярус, представленный лещиной (орешник), крушиной, бересклетом и жимолостью. Широко распространены мелколиственные березово-осиновые леса, а также сосняки, произрастающие на песчаных почвах. В лесах хорошо развит травяной покров |
16 |
Животный мир |
На территории Удмуртской Республики обитают 49 видов млекопитающих (лось, медведь, волк, бобр, заяц, белка, куница, ласка, рысь, енотовидная собака, кабан, лисица, бурундуки, садовые и лесные сони, серая и рыжая полевки и др.), около 190 видов птиц (утки, кулик, дятлы, щеглы, чайки, глухари, дрозды, соловьи, грачи, скворцы, тетерева, черные аисты, серые журавли, беркуты, коршуны, совы, филины, вороны и др.), 42 вида рыб (лещ, щука, окунь, сом, карп, карась и др.), около 800 видов жуков, 500 - бабочек, 74 - пауков, 224 - пчел и т.д. Среди домашних животных особо широкое распространение получили коровы, овцы, свиньи, козы, лошади, гуси, утки, куры, кролики, собаки, кошки и пчелы. В Удмуртской Республике некоторые виды фауны относятся к редким и исчезающим, поэтому нуждаются в охране: из млекопитающих - это европейская норка, колонок, росомаха; из птиц - черный аист, скопа, сапсан, филин, орлан-белохвост, беркут; из рыб - стерлядь, ручьевая форель, таймень, хариус, обыкновенный горчак, обыкновенный подкаменщик, белуга, русский осетр, волжская сельдь, белорыбица, а также многие виды беспозвоночных |
17 |
Особо охраняемые природные территории |
Сеть особо охраняемых природных территорий республики занимает 9,5% от ее площади и представлена национальным парком "Нечкинский", природными парками "Шаркан" и "Усть-Бельск" (обладающими значительным туристско-рекреационным потенциалом), заказниками (27), памятниками природы (в количестве 281, из них родники - 133, болота - 44, минеральные грязи - 8, истоки рек - 6, места нереста рыб - 3, урочища - 56, рощи - 9, кедровники, лиственничники и сосновые боры - 18), одним ботаническим садом и 21 лечебно-оздоровительной местностью и курортами |
18 |
Часовой пояс |
UTC/GMT+4:00 C 26 октября 2014 года - UTC/GMT+5:00 |
19 |
Административный центр |
город Ижевск |
20 |
Города |
г. Сарапул (99 869 человек) г. Воткинск (98 045 человек) г. Глазов (94 909 человек) г. Можга (49 841 человек) |
2.1.2. Характеристики туристического комплекса Удмуртской Республики
Туристический комплекс Удмуртии составляют около 75 коллективных средств размещения, более 2 тысяч памятников истории и культуры, 1 национальный парк, 2 природных парка, 2 природных заказника и 283 памятника природы (регионального и местного значения), 4 спортивных комплекса (из них 2 - горнолыжные).
Средства коллективного размещения включают более 75 гостиниц и отелей, более 10 санаториев и санаториев-профилакториев, а также турбазы, базы отдыха, спортивно-туристические комплексы, охотничьи базы и иные места отдыха. Общая площадь номерного фонда в регионе около 70 тыс. кв. м.
Воздушный транспорт в Удмуртской Республике представлен предприятием ОАО "Ижавиа". Аэропорт ОАО "Ижавиа" соответствует классу "В" и имеет искусственную взлетно-посадочную полосу с асфальтобетонным покрытием протяженностью 2500 метров, соответствующую 1 категории международной ассоциации ИКАО. Авиационный парк ОАО "Ижавиа" состоит из 11 воздушных судов типа: Як-42, Ту-134, Ан-24, Ан-26. Отсутствие международного терминала существенно сдерживает развитие туристического потока в регион. На данный момент в здании старого терминала уже начата реконструкция, при этом инфраструктура таможенного поста и пункта пересечения российской границы будет использоваться как для встречи прилетевших пассажиров, так и для вылетающих пассажиров.
Значительный объем пассажирских перевозок в транспортной отрасли приходится на автомобильный транспорт. Основную часть городских и пригородных перевозок в республике осуществляют две крупные автотранспортные организации: ОАО "ИПОПАТ" и ОАО "Удмуртавтотранс".
Услуги по перевозке пассажиров на пригородных, междугородных и межрегиональных маршрутах предоставляет ОАО "Автовокзалы Удмуртии", в состав которого входят 4 автовокзала, 23 автостанции и 5 кассовых пунктов. Кроме ОАО "Автовокзалы Удмуртии" перевозками по пригородным и междугородным маршрутам в межмуниципальном сообщении занимаются 2 открытых акционерных общества, 15 обществ с ограниченной ответственностью и более 30 индивидуальных предпринимателей. В республике действуют 93 городских, 69 междугородных, 282 пригородных и 24 межрегиональных маршрутов. До конца текущего года при бюджетном учреждении Удмуртской Республики "Безопасность дорожного движения Удмуртской Республики" будет создан региональный навигационно-информационный центр, обеспечивающий получение и передачу телематических данных от транспортных средств, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов.
Общая протяженность автомобильных дорог в Удмуртии на 1 января 2014 года составила 18 872,8 км, из них с твердым покрытием - 11 826,0, в том числе с усовершенствованным твердым покрытием - 7 481,6 км. На дорогах и в населенных пунктах региона расположены 211 бензиновых и 12 газовых автозаправок, большинство из которых имеют торговые точки, кафе, туалеты и иные необходимые элементы инфраструктуры. Более 20 придорожных кафе обслуживают туристов и водителей грузового автотранспорта.
ОАО "Речной порт "Сарапул", находящийся на реке Кама, - самый северный из портов Европейской части Российской Федерации, принимающий суда типа "река-море". Порт способен обеспечить прием круизных теплоходов в период летней навигации с ежегодным потоком до 30 тысяч человек. В настоящее время требуется реконструкция пассажирского причала.
В Удмуртской Республике работают более 90 туристических фирм. Из них преимущественно на внутренний туризм направлена деятельность более 20 региональных туроператоров, их число растет с ростом спроса на региональные туристические маршруты. Около тридцати туристических фирм работают преимущественно на российских туристических продуктах, остальные нацелены на международный въездной-выездной туризм.
Ряд компаний специализируется на организации приема иностранных туристов в Удмуртской Республике. Основной поток иностранных туристов рассчитан на пребывание в республике около 6 дней.
Информационно-туристические центры созданы в городах Ижевске, Сарапуле, Воткинске, Глазове, селах Каракулино, Перевозное, Шаркан и других населенных пунктах региона.
Качество туристской и обслуживающей инфраструктуры Удмуртской Республики далеко от совершенства, но при этом постоянно развивается.
Сводные статистические данные развития туристической отрасли за 5 лет (с 2009 по 2013 годы) в Удмуртской Республике представлены в диаграммах ниже.
См. текст в формате MS-WORD
Анализ приведенных в диаграммах данных показывает, что в результате целенаправленной работы в 2009 - 2013 годах наблюдается развитие туристической отрасли в регионе.
2.1.3. Перспективные виды туризма и приоритетные направления развития туристско-рекреационного кластера
Природный и историко-культурный потенциал Удмуртской Республики позволяет развивать многие виды туризма, включая наиболее распространенные по потребительским предпочтениям: культурно-познавательный, сельский, событийный, активный (в том числе спортивно-оздоровительный), экологический, лечебно-оздоровительный, охотничье-промысловый, деловой (рисунок 2.1). Важную роль в формировании туристической привлекательности региона играют возрожденные и вновь созданные достопримечательности: Свято-Михайловский собор, зоологический парк, цирк и другие объекты, удовлетворяющие духовные потребности туристов, путешествующих по Удмуртии.
Рисунок 2.1. Туристско-рекреационный потенциал Удмуртской Республики
Удмуртская Республика в настоящее время занимает скромное место по уровню развития туризма в стране. Оценка условий функционирования и развития туризма в республике относительно других регионов России показывает, что регион по большинству параметров характеризуется умеренными значениями (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2. Условия функционирования и развития туризма в Удмуртии
Оценочная шкала:
1 - очень неблагоприятные;
2 - неблагоприятные;
3 - умеренные;
4 - благоприятные;
5 - очень благоприятные.
Таким образом, республика обладает умеренным потенциалом для развития туризма, а условия и факторы развития, в общем, соответствуют ситуации, характерной для большинства регионов России.
Большим потенциалом для развития историко-культурного направления обладают как крупные города Удмуртской Республики - Ижевск, Сарапул, Глазов, Воткинск, так и большинство районов, среди которых можно особо выделить Сарапульский, Каракулинский, Воткинский, Завьяловский, Игринский, Дебесский, Якшур-Бодьинский, Глазовский, Шарканский и другие районы.
Экологический туризм развивается на маршрутах Национального парка "Нечкинский", расположенного в среднем течении реки Камы, на побережье Воткинского водохранилища. Популярными туристическими объектами обладают природные парки "Шаркан" (эколого-туристический маршрут "Тропа Алангасара") и "Усть-Бельск" (экологические тропы).
Удмуртская Республика имеет все возможности для развития сельского туризма, основанного на проживании в гостевых домах в сельской местности и позволяющего горожанам приобщиться к традиционному укладу жизни сельских жителей. Очевидным преимуществом такого вида туризма является то, что он может стать существенным источником дополнительного, а иногда и основного дохода для сельского населения. Этот вид туризма актуален для иностранцев, городских школьников, семейного и корпоративного отдыха. В условиях прогрессирующей урбанизации сама деревенская жизнь, даже в отсутствие этнического компонента, становится экзотическим миром: деревенские виды труда, уклад жизни, животные, ремесла, устройство дома, сохранившиеся обычаи и обряды. Сельский туризм может гармонично сочетаться и с другими видами туризма - этническим, паломническим, событийным, экологическим, также как и гостевые дома могут принимать гостей с различными целями поездок.
Перспективным для республики также является развитие зимних (в первую очередь горнолыжный спорт) и летних видов активного отдыха (водный, пешеходный, велосипедный, конный, спортивно-оздоровительный туризм). В настоящее время центрами организованного активного досуга в республике являются спортивный комплекс "Чекерил", спортивно-туристский центр "Нечкино", спортивно-оздоровительный лыжный комплекс им. Г.А. Кулаковой. С каждым годом растет популярность спортивно-оздоровительного туризма среди школьников и молодежи. В пределах Удмуртии возможна организация походов I, II и III категории сложности (с элементами IV категории сложности). Данный вид туризма требует особой государственной поддержки, так как является социально-ориентированным, способным привлекать к активному отдыху и изучению родного края все социально-демографические группы населения. Помимо этого, наличие грамотно составленных и оборудованных маршрутов создаст предпосылки к формированию внутреннего и въездного потоков туристов в Удмуртскую Республику и увеличению объема платных услуг в сфере активного отдыха.
Удмуртская Республика - перспективный регион для развития круизного туризма, основанного на организации речных путешествий по реке Каме с портом в городе Сарапуле. Круизный туризм всегда был востребован как среди иностранных, так и российских туристов, и он неразрывно связан с культурно-познавательным туризмом. Вместе с тем развитие круизного туризма в республике на сегодняшний день ограничивается проблемами изношенности судов и причальной инфраструктуры, наличия участков на внутренних водных путях, где проход судов круизного класса затруднен.
В Удмуртской Республике имеются благоприятные природные предпосылки для развития лечебно-оздоровительного туризма. Республика обладает уникальными по своим свойствам и запасам месторождениями минеральных вод и грязей, что создает идеальные условия для организации грязевого и бальнеологического лечения. Наиболее известные санаторно-курортные центры Удмуртии: Ижевск, Ува, Варзи-Ятчи. Дальнейшее развитие данного направления заключается в повышении уровня сервиса и разнообразия предоставляемых услуг, так как отдых на курортах преследует не только медицинские цели, но и возможность заниматься культурно-познавательным и активным туризмом.
Одним из перспективных направлений в Удмуртии является этнографический или этнокультурный туризм. В культурном наследии республики сохранились следы языческой культуры, сохранились и посещаемые культовые места мусульманства и христианства. Ежегодно проводятся красочные национальные праздники народов, проживающих в республике, - "Гербер", "Сабантуй", "Семык" и иные. К положительным моментам можно отнести то, что этнический туризм может способствовать развитию региона, так как открывает возможность ознакомления российских и иностранных туристов не только с культурой, бытом, традициями удмуртского народа, но и показывает их. В настоящее время в Удмуртской Республике этнический туризм носит характер разовых посещений удмуртских деревень, связанный с приездом в республику должностных лиц и политических деятелей разного ранга, иностранных ученых, студентов и других граждан. Эти посещения показали заинтересованность администраций муниципальных районов и сельских поселений, отдельных фермеров к организации подобного вида отдыха.
В Удмуртии может также успешно развиваться событийный туризм. Культурные традиции республики позволяют сделать Удмуртию местом проведения крупных международных фестивалей (международный фольклорный фестиваль финно-угорских народов, международный музыкальный фестиваль им. П.И. Чайковского, международный фестиваль университетских хоров и иные фестивали). Удмуртия также является центром проведения международных фестивалей циркового искусства с участием артистов мирового класса (первый такой фестиваль в республике состоялся в 2008 году). Цирковые традиции в Ижевске очень старые и прочные. Фестиваль привлекает не только зрителей из своего региона, но и туристов.
Учитывая растущий интерес иностранцев к России и к российской глубинке, необходимо принять меры к тому, чтобы Удмуртская Республика стала привлекательным регионом для туристов. Регион обладает разнообразными рекреационными ресурсами: памятниками архитектуры, истории и природы, уникальными источниками минеральной воды и лечебных грязей, лесными угодьями с богатой охотничьей дичью, условиями для развития спортивно-соревновательных видов туризма, древними городищами и другими туристскими объектами показа.
Удобное географическое положение и наличие всех видов транспортных сообщений с другими регионами России также способствует развитию въездного туризма.
Водные ресурсы Удмуртии представлены реками, прудами, болотами, водохранилищами и подземными водами. Основная водная магистраль республики - река Кама. Общая протяженность реки 1 805 км, исток - с. Кулига (Кезский район), устье - Куйбышевское водохранилище. Притоками Камы являются реки Вятка, Иж, Сива, Пойма, Большая и Малая Сарапулка, Буй, Камбарка. Юго-восточная граница республики частично проходит по реке Белой, являющейся самым крупным притоком Камы. Наиболее крупные притоки реки Вятки - реки Чепца, Кильмезь. Наличие на территории Удмуртии густой сложной речной сети дает предпосылки для формирования водного туризма, как байдарочного, так и круизного. Отправной точкой для круизных путешествий является пассажирский порт Сарапул, откуда можно отправиться в путешествие по рекам Волга, Дон, добраться до Черного и Азовского морей. Растущая популярность круизного отдыха позволяет считать Поволжье одним из наиболее перспективных туристских регионов.
Особо привлекательными для туристов могли бы стать программы оригинальных, привлекательных мероприятий, таких как музыкальные фестивали, выступления фольклорных групп, фестивали народных художественных промыслов и ремесел, фольклорные программы, приуроченные к праздникам народного календаря, исторические представления, создание интерактивных музеев (программа которых предполагает воссоздание исторической среды и "погружения" в нее туристов, которые становятся непосредственными участниками событий минувших эпох) и иные мероприятия. Такие мероприятия сформировали бы с течением времени особую известность Удмуртской Республики и были бы привлекательны для туристов из других регионов.
Разнообразный животный мир и рыбные ресурсы Удмуртии делают перспективной сферой промыслово-охотничий туризм, привлекательный не только для местных ценителей, но и для гостей республики. На территории охотничьих угодий и охотхозяйств республики зимой ведется охота на лося, пушных зверей, куницу, выдру, бобра, кабана. На сегодняшний день качественный сервис по организации охоты предлагается на базах, расположенных на территории Сарапульского, Каракулинского, Игринского, Селтинского и Малопургинского районов. Существует возможность любительского и спортивного рыболовства на всем протяжении побережья Воткинского водохранилища, на реке Каме и ее крупном притоке реке Сиве, на многочисленных пойменных озерах.
Одним из ведущих видов туризма в Удмуртии считается деловой туризм. Удмуртия все больше становится местом проведения всевозможных форумов, совещаний, конференций российского и международного уровня. Организация культурной программы и знакомство с местными достопримечательностями гостей деловых встреч является способом продвижения туристических программ и фактором развития внутреннего и въездного туризма.
Несмотря на ряд позитивных изменений в индустрии туризма за последние годы, туристский потенциал Удмуртской Республики используется малоэффективно. В последние годы руководством региона уделяется серьезное внимание строительству культурно-экскурсионных объектов.
Необходимо создание благоприятных условий для кооперации туристических, банковских структур, транспортных, гостиничных и страховых компаний в целях формирования высокотехнологичных комплексов туристического обслуживания и развития материально-технической базы отрасли. Особое внимание следует уделить разработке школьных учебных экскурсий, связанных с тематикой школьного образования: история и география родного края, произведения местных художников и писателей, местные промыслы и праздники и других тематических мероприятий. Этот туристский продукт должен иметь социальную цену и может производиться на условиях вторичной занятости учителей, работников сферы культуры и производства. Разработкой и продвижением данного продукта могут заниматься местные туристские и экскурсионные организации.
По данным мониторинга, проведенного Федеральным агентством по туризму по итогам 2013 года, туристический рынок Удмуртии характеризуется количественными показателями, приведенными в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Объекты туристского показа/времяпрепровождения |
Количество, ед. |
Количество доступных туристам природных достопримечательностей |
78 |
Количество доступных туристам культурно-исторических достопримечательностей, в том числе: |
355 |
- объектов культурного наследия, внесенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия |
304 |
Количество доступных туристам искусственных аттракций, в том числе: |
3139 |
- объектов досуга и развлечений |
86 |
- горнолыжных трасс |
17 |
- пляжей |
7 |
С целью развития туризма как одного из механизмов социально-экономического развития в Удмуртской Республике выделен ряд районов, имеющих высокий туристский потенциал и проявляющих наибольшую активность в подготовке инвестиционных проектов по развитию туризма.
Развитие туристической отрасли в соседних с Удмуртской Республикой регионах Приволжского федерального округа можно проанализировать на основе данных таблиц 2.3. - 2.8.
Таблица 2.3
Численность работников туристических фирм в Удмуртской Республике и соседних регионах ПФО (включая внешних совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера), человек (в расчете на 1 тыс. чел.)
Регион |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Республика Татарстан |
1069 (0,28) |
1216 (0,32) |
1291 (0,34) |
1332 (0,35) |
1398 (0,36) |
Удмуртская Республика |
209 (0,14) |
325 (0,22) |
329 (0,22) |
376 (0,25) |
386 (0,26) |
Пермский край |
588 (0,22) |
792 (0,30) |
1110 (0,42) |
1130 (0,43) |
1183 (0,45) |
Кировская область |
183 (0,14) |
156 (0,12) |
301 (0,23) |
245 (0,19) |
254 (0,19) |
Таблица 2.4
Объем платных туристских услуг в Удмуртской Республике и соседних регионах ПФО, млн. рублей
Регион |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Республика Татарстан |
1137,2 (0,30) |
1239,2 (0,32) |
1509,2 (0,39) |
1932,4 (0,50) |
2313,4 (0,60) |
Удмуртская Республика |
152,3 (0,10) |
240,8 (0,16) |
257,6 (0,17) |
458,6 (0,30) |
684,2 (0,46) |
Пермский край |
1411,1 (0,53) |
1596,6 (0,60) |
2229,4 (0,84) |
2834,6 (1,07) |
3335,7 (1,26) |
Кировская область |
496,0 (0,38) |
730,2 (0,56) |
811,5 (0,62) |
874,5 (0,67) |
1052,5 (0,80) |
Таблица 2.5
Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в Удмуртской Республике и соседних регионах ПФО, млн. рублей
Регион |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Республика Татарстан |
1932,3 (0,50) |
2261,4 (0,59) |
2654,8 (0,69) |
3376,4 (0,88) |
3949,1 (1,03) |
Удмуртская Республика |
318,4 (0,21) |
359,7 (0,24) |
393,3 (0,26) |
466,0 (0,31) |
578,5 (0,38) |
Пермский край |
818,9 (0,31) |
801,7 (0,30) |
951,7 (0,36) |
1034,0 (0,39) |
1051,1 (0,40) |
Кировская область |
414,1 (0,31) |
311,0 (0,24) |
347,5 (0,26) |
403,6 (0,30) |
439,5 (0,33) |
Таблица 2.6
Площадь номерного фонда коллективных средств размещения в Удмуртской Республике и соседних регионах ПФО, тыс. кв. м
Регион |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Республика Татарстан |
349,7 (0,09) |
298,5 (0,08) |
277,4 (0,07) |
286,7 (0,07) |
304,9 (0,08) |
Удмуртская Республика |
77,3 (0,05) |
72,2 (0,05) |
74,9 (0,05) |
72,7 (0,05) |
69,7 (0,04) |
Пермский край |
172,2 (0,06) |
128,3 (0,04) |
139,8 (0,05) |
139,7 (0,05) |
141,8 (0,05) |
Кировская область |
78,0 (0,06) |
73,7 (0,05) |
74,1 (0,05) |
73,4 (0,05) |
73,1 (0,05) |
Таблица 2.7
Численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения в Удмуртской Республике и соседних регионах ПФО, тыс. человек
Регион |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Республика Татарстан |
854,3 (0,22) |
963,9 (0,25) |
1038,0 (0,27) |
1147,1 (0,30) |
1271,7 (0,33) |
Удмуртская Республика |
175,6 (0,11) |
202,6 (0,13) |
240,5 (0,48) |
243,5 (0,16) |
260,8 (0,17) |
Пермский край |
402,9 (0,15) |
397,3 (0,15) |
453,5 (0,17) |
445,4 (0,17) |
481,6 (0,18) |
Кировская область |
217,0 (0,08) |
206,6 (0,15) |
218,2 (0,16) |
217,0 (0,16) |
205,1 (0,15) |
Таблица 2.8
Численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения, тыс. человек
Регион |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Республика Татарстан |
36,8 (0,009) |
38,7 (0,01) |
35,2 (0,009) |
51,3 (0,01) |
57,9 (0,02) |
Удмуртская Республика |
2,7 (0,002) |
2,9 (0,002) |
4,5 (0,003) |
4,3 (0,003) |
3,9 (0,003) |
Пермский край |
16,4 (0,006) |
18,2 (0,009) |
16,1 (0,006) |
18,4 (0,007) |
21,3 (0,008) |
Кировская область |
3,9 (0,003) |
2,9 (0,002) |
3,4 (0,003) |
3,9 (0,003) |
3,4 (0,002) |
Из приведенных данных следует, что наш регион существенно отстает по развитию туриндустрии от экономически более развитых регионов - Татарстана, Башкирии и Пермского края. В то же время показатели развития туризма в Удмуртии превосходят по большинству параметров Кировскую область. Из приведенного краткого анализа следует, что развитие туризма в регионе будет проходить в условиях конкуренции со стороны более развитых соседей, что потребует тщательного анализа и планирования развития отрасли.
2.2. Определение предпосылок создания туристско-рекреационного кластера на территории города Сарапула Удмуртской Республики
Территория туристско-рекреационного кластера представляет собой сочетание функций субцентра региона (город Сарапул) с очень благоприятными природными предпосылками для развития туристско-рекреационной деятельности в соседних городах и районах. По сути, подрайон целиком является туристско-рекреационной зоной, протягивающейся вдоль реки Камы и Воткинского водохранилища, включая в себя город Чайковский и примыкающие к нему территории, относящиеся к Пермскому краю.
Туристско-рекреационный кластер находится на начальном этапе своего развития, когда внутрикластерные отношения и технологии кластерного управления находятся в процессе формирования. Его развитие стимулируется потребностями туристской отрасли на федеральном и региональном рынках.
Формирование туристско-рекреационного кластера осуществляется с использованием форм планирования и регулирования, предусмотренных федеральной целевой программой "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)", Планом мероприятий по развитию территориальных кластеров в Удмуртской Республике на 2012 - 2015 годы, утвержденным распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 30 июля 2012 года N 619-р "Об утверждении Плана мероприятий по развитию территориальных кластеров в Удмуртской Республике на 2012 - 2015 годы", муниципальной программой "Культурное наследие Сарапула" на 2011 - 2015 годы, муниципальной программой "Создание условий для устойчивого экономического развития города Сарапула на 2015 - 2020 годы" (подпрограмма "Развитие туризма").
Привлечение внешних и внутренних инвестиций осуществляется на основе использования Методики детализации укрупненных инвестиционных проектов, реализуемых в рамках федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)".
Развитие материальной базы и инфраструктуры туризма осуществляется с целью повышения качества услуг и увеличения объемов обслуживания. Развитие всей инфраструктуры в туристическом кластере осуществляется с учетом интересов развития туристско-рекреационного комплекса.
Основа первого этапа создания туристско-рекреационного кластера подразумевает строительство и реконструкцию объектов туристской инфраструктуры и обеспечивающей инфраструктуры в городе Сарапуле.
Задачами при реализации проекта на территории города Сарапула являются:
максимально эффективное использование природно-ресурсного и социально-культурного потенциала города;
развитие инженерной, дорожно-транспортной инфраструктуры, улучшение состояния и создание новых объектов показа, развитие малого и среднего предпринимательства;
развитие материальной базы туриндустрии, в том числе за счет привлечения внебюджетных средств и повышения конкурентоспособности туристического продукта.
Историко-культурный центр Прикамья - город Сарапул формирует круизный туристический поток в летнее время, является "речными воротами" региона.
Сарапул связан со столицей Удмуртской Республики городом Ижевском асфальтовой автострадой протяженностью 60 км. В Ижевске расположен аэропорт. Расстояние от города Сарапула до крупных населенных пунктов Российской Федерации составляет до Москвы - 1282 км, до Казани - 450 км, до Перми - 350 км, до Уфы - 400 км (трасса Р322).
Город Сарапул расположен на правом берегу реки Камы на юго-востоке Удмуртии, занимает выгодное экономико-географическое положение на пересечении крупнейшей водной артерии - реки Камы, железнодорожной транспортной магистрали федерального значения и автомобильных дорог, соединяющих районы Урала, Сибири и Дальнего Востока с центральными областями России.
Значительным транспортным ресурсом туристско-рекреационного кластера станет мост через реку Каму и реку Буй у города Камбарки на автомобильной дороге Ижевск - Сарапул - Камбарка у границы с Республикой Башкортостан, строительство которого осуществляется в настоящее время в Удмуртской Республике и будет закончено в 2016 году. По прогнозам специалистов по завершении строительства транспортный поток по территории Удмуртской Республики значительно увеличится.
Реализация проекта позволит обеспечить связь транспортных потоков Татарстана, Башкирии, Удмуртии, регионов Предуралья, ряда областей Урала. Реализация мероприятий инвестиционного проекта по созданию туристско-рекреационного кластера позволит подготовить город Сарапул к приему и обслуживанию туристов, прибывающих по автомобильной магистрали.
Особенности историко-культурного наследия города Сарапула:
высокая насыщенность памятниками истории и культуры (более 200), их разнообразие, ландшафтно-архитектурное своеобразие города;
особенности географического положения города на границе с другими областями и республиками Прикамья, использование водных путей по Каме и другим рекам, как каркаса туристического маршрута;
особенности истории и национального состава населения (сплав русской, финно-угорской и тюркской культур).
Город Сарапул возник как купеческий портовый город на реке Кама, являлся административным центром Сарапульского уезда Вятского наместничества (позже губернии). Сарапул - один из немногих городов, который в цивилизационном аспекте заявлялся как "первый" - здесь появились первые в Прикамье водопровод, электростанция, банк, аптека, железная дорога, многочисленные объекты социальной инфраструктуры - вдовьи и сиротские дома, богадельни, больницы, учебные заведения. Исключительная историко-культурная ценность заключается в том, что практически все они функционируют по своему первоначальному назначению до настоящего времени, более 100 лет.
Наивысшую ценность и привлекательность для туристов представляют объемно-пространственный планировочный каркас, конфигурация водных пространств, общегородской силуэт, панорамы набережной Камы, ансамбля главной площади и площадей микрорайонов, перспективы основных улиц. В Сарапуле с особенностью его планировки важны архитектурно организованные открытые пространства и видовые каналы восприятия доминант, ансамблей и средовой застройки.
С учетом сохранившегося культурно-исторического наследия Сарапул был в 1990 году включен в список "Исторических городов России".
Город интересен туристам художественно-выставочным центром, расположенным в здании дачи купца П.А. Башенина (памятник архитектуры федерального значения), музеем истории и культуры Среднего Прикамья, музейным кварталом, ансамблем жилой и торговой застройки, протянувшимся от Красной площади до ул. Горького, несколькими культовыми объектами, лечебно-рекреационными учреждениями и другими достопримечательностями.
Сарапул - второй по численности населения город Удмуртии, важный экономический, транспортный и культурный центр Удмуртии. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в городе Сарапуле проживали 101381 человек, представители 48 национальностей.
Климат континентальный, умеренно-влажный с продолжительной холодной зимой и теплым летом. Природно-климатические условия позволяют развивать здесь все виды зимнего спорта и туризма.
Сарапул, сохранивший во многом свой исторический облик, является городом развития высокотехнологичных предприятий. Промышленный комплекс города - это предприятия машиностроения, легкой и пищевой промышленности, производство стройматериалов и деревообработка. Лидирующее положение занимает машиностроение, удельный вес которого составляет более половины совокупного объема промышленного производства. Хорошо развита пищевая промышленность. В Сарапуле выпускается большой ассортимент продукции: кондитерские и ликероводочные изделия, мука, пиво, дрожжи, молочные и мясные продукты и прочее.
Природные ресурсы. Удмуртская Республика - это внутриконтинентальный и внутригосударственный регион, расположенный к западу от Уральского горного массива в бассейнах рек (междуречье) Камы и Вятки. Несмотря на свою географическую "прописку" (Западное Предуралье), республика является и частью Поволжья.
Главной природной достопримечательностью города Сарапула является река Кама. Исторический центр города расположен на ее правом берегу. Наличие таких природных ресурсов как река и остров, находящийся напротив городской набережной, позволяют рассчитывать на развитие таких видов туризма как спортивный и событийный. Примером может стать проведение летнего фестиваля "OpenAir" на острове "Песчаный".
Ранняя история города, наряду с историческим ландшафтом и топонимией, представлена памятниками археологии, наиболее ранними из которых являются городища "Кладовая Веретия" и "Чупихинское", а также могильник, относящиеся к мазунинской культуре III-V веков нашей эры.
Культурно-историческое наследие города Сарапула. Сарапул находится в ряду немногих российских городов, сохранивших свое богатое историко-культурного наследие. По сути, весь город является памятником каменного и деревянного зодчества Среднего Прикамья под открытым небом. На территории насчитываются более 200 памятников истории и культуры. Когда-то в нем было тридцать три храма и два монастыря, дома купцов и промышленников. Сохранились церкви Покрова Пресвятой Богородицы (1785 год), Воскресения Христова (1817 год), Петра и Павла (1810 год), церковь Ксении Петербургской (1811 год). Некоторые из старинных построек строили еще французы, взятые в плен после войны 1812 года. Подобная концентрация памятников для такого сравнительно небольшого города является уникальной.
Объекты историко-культурного наследия являются одним из основных факторов, определяющих социально-культурную ситуацию в историческом городе, которым является Сарапул. Развитие Сарапула, как туристического центра ориентируется на выявление, восстановление и максимальное использование исторического наследия (памятников истории и культуры, исторической застройки, характера городской среды, традиционных промышленных производств и ремесел, народных обычаев, духовности и самобытности), то есть увеличение экономического потенциала за счет использования специфически присущего Сарапулу историко-культурного ресурса.
По количеству объектов культурного наследия (памятников архитектуры, истории и культуры, археологии и монументального искусства) Сарапул превосходит остальные города Удмуртии. Особой категорией являются 67 (в том числе 29 элементов двух ансамблей) объектов культурного наследия, поставленных на государственный федеральный и региональный учет:
7 объектов - федерального значения;
60 объектов - регионального значения.
Образ города создают не только уникальные объекты архитектуры, но и целостная архитектурно-пространственная среда. Состав объектов культурного наследия, находящихся в границах городского округа, представлен широким спектром - памятниками архитектуры и археологии, достопримечательными и памятными местами, монументальными композициями и памятными знаками. Свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии городской культуры также являются знаки социальной культуры, произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объекты науки и техники и иные предметы материальной культуры, возникшие в результате исторических событий и представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, эстетики, антропологии и этнологии.
Богатство и уникальность культурно-исторического наследия, особенно в области архитектуры, сохранившееся к началу XXI века, составляет потенциал развития города как объекта культурно-познавательного туризма.
Основные приоритеты, критерии и направления охраны культурного наследия города Сарапула определены Стратегией сохранения культурного наследия города Сарапула, утвержденной постановлением Администрации города Сарапула от 4 октября 2013 года N 2751.
Музеи города Сарапула.
"Художественно-выставочный комплекс "Дача Башенина". Дача купца П. А. Башенина построена в 1909 году по проекту П.А. Трубникова в стиле модерн. Памятник архитектуры федерального значения начала ХХ века, жемчужина города Сарапула. Особенностью памятника является то, что здание, выстроенное из камня (стиль модерн), имитировало деревянную дачную архитектуру. В художественном салоне "Дачи Башенина" можно приобрести картины, произведения декоративно-прикладного искусства, сувениры с символикой города и республики. Уголки старинного парка располагают к неспешному отдыху. На территории усадьбы сохранились хозяйственные постройки, конюшня-гараж, булыжная мостовая, фигурный фонтан, хвойный парк и реликтовые растения.
Музей истории и культуры Среднего Прикамья. Музей истории и культуры Среднего Прикамья - старейший музей на территории Удмуртии, год открытия - 1909. В экспозиции музея представлена история уездного торгово-промышленного купеческого города, второго по величине и значимости в Вятской губернии конца XIX - начала XX веков; флора и фауна Удмуртии; материальная и духовная культура народов Прикамья.
"Дом-музей академика Н.В. Мельникова". Единственный музей в России, посвященный жизни и деятельности ученого-горняка. Экспозиция развернута в двухэтажном доме, где проживала семья Мельниковых в первой четверти XX века. Музей открыт в январе 1987 года.
Литературный музей "Литературное древо Сарапула" муниципального бюджетного учреждения культуры "Централизованная библиотечная система". Литературный музей - это новый социокультурный и туристский объект города Сарапула, который позволяет через трансляцию книжного наследия и продолжение литературных традиций продвигать краеведческую литературу, популяризировать творчество местных писателей.
Кроме вышеперечисленных объектов туристские культурные ресурсы Сарапула включают такие учреждения культуры и досуга как: ведомственные музеи и музейные комнаты, в том числе 4 школьных музея, 5 музейных комнат предприятий города, 6 музеефицированных центров учреждений культуры города.
Событийный календарь города. Акция "Библионочь" ежегодно проходит в апреле. Креативные акции в старейшей библиотеке Прикамского края - библиотечный квест, интеллект-шоу, сюрпризы в музее "Литературное древо Сарапула", ночной киносеанс в кинозале библиотеки, а также знаменитый библиотечный пирог.
Межрегиональный фестиваль танца "Зарядим!" ежегодно проходит в апреле. Приобщение к культуре современной хореографии, эстетическое удовольствие, заряд креативной энергией и встречи с потрясающими творческими личностями.
Международный день музеев в мае. День музеев нужно проводить только в Сарапуле: ведь именно здесь открылся в 1909 году первый в Прикамье музей. И сегодня, спустя сто лет, можно увидеть его первые экспонаты - в них дыхание истории. Ничто не сравнится с великолепием Дачи Башенина - ныне Художественно-выставочным комплексом. Здесь гостей обязательно встретит сам городской голова Павел Башенин. Здесь проходит дефиле, выставки, арт-кафе, ретро-фонтан "Первая любовь".
В июне традиционно Сарапул отмечает День города. В программе зрелищный стадионный праздник, творческие площадки в старинном Пушкинском саду, на Даче Башенина, на Набережной реки Камы, костюмированные представления, праздничная торговля с купеческим размахом и салют над ночной Камой.
В сентябре в Сарапуле проходит городская акция-фестиваль "Город НАДЕЖДЫ". Это непременно встреча с кавалерист-девицей, первой женщиной-офицером в русской армии Надеждой Дуровой. Это исторические реконструкции, увлекательные экскурсии и незабываемые концертные программы.
2.3. Определение целевых объемов продаж туристско-рекреационного кластера
В рамках реализации деятельности туристско-рекреационного кластера планируется достижение прогнозных значений показателей, указанных в таблицах 2.9 - 2.17.
Таблица 2.9
Объем туристского потока (тыс. чел.)
Год | |||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Количество иностранных граждан, въехавших на территорию региона | |||||||
1,2 |
1,26 |
1,32 |
1,39 |
1,46 |
1,53 |
1,6 |
1,68 |
Внутренний туристический поток | |||||||
300 |
305 |
320 |
336 |
353 |
371 |
389 |
409 |
Въезд жителей субъекта РФ с туристической целью | |||||||
40 |
42 |
44 |
46 |
49 |
51 |
54 |
56 |
Таблица 2.10
Количество туристов, размещенных в коллективных средствах размещения, тыс. чел.
Год | |||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
260,8 |
273,8 |
287,5 |
301,9 |
317,0 |
332,8 |
349,4 |
366,9 |
Таблица 2.11
Площадь номерного фонда коллективных средств размещения, тыс. кв. м
Год | |||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
69,7 |
73,2 |
76,9 |
80,7 |
84,7 |
89,0 |
93,4 |
98,1 |
Таблица 2.12
Объем инвестиций в основной капитал коллективных средств размещения, тыс. руб.
Год | |||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
23,10 |
337,00 |
305,58 |
225, 65 |
245, 00 |
303,10 |
250,20 |
185,80 |
Таблица 2.13
Количество койко-мест в коллективных средствах размещения, единиц
Год | |||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
9228 |
9689 |
10173 |
10682 |
11217 |
11777 |
12366 |
12985 |
Таблица 2.14
Количество лиц, работающих в коллективных средствах размещения, чел.
Год | |||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
630 |
662 |
695 |
729 |
766 |
804 |
844 |
887 |
Таблица 2.15
Количество лиц, работающих в туристских фирмах, человек
Год | |||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
440 |
462 |
485 |
509 |
535 |
562 |
590 |
619 |
Таблица 2.16
Объем платных туристских услуг, оказанных населению, млн. руб.
Год | |||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
684,2 |
718,4 |
754,3 |
792,0 |
831,6 |
873,2 |
916,8 |
962,7 |
Таблица 2.17
Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, млн. руб.
Год | |||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
578,5 |
607,4 |
637,8 |
669,7 |
703,2 |
738,4 |
775,3 |
814,0 |
Раздел 3. Участники туристско-рекреационного кластера и предоставляемые услуги
Туристско-рекреационный кластер предоставляет комплекс всесезонных услуг туризма и отдыха.
Согласно программе I этапа формирования туристско-рекреационного кластера комплекс туристской инфраструктуры кластера составляют:
1) культурно-развлекательный центр (3 кинозала, боулинг, кафе). Общий объем инвестиций 85 млн. руб. Срок ввода в эксплуатацию - 2015 год;
2) гостиница на набережной реки Камы (37 гостевых номеров разного уровня комфорта, сауна, кафе, тренажерный зал, бильярдная, конференц-зал). Общий объем инвестиций 34 млн. руб. Срок ввода в эксплуатацию - 2015 год;
3) санаторий-профилакторий (СПА-центр, бассейн, спортивная площадка, развлекательно-досуговая площадка, гостевые номера). Общий объем инвестиций 132 млн. руб. Срок ввода в эксплуатацию - 2015 год;
4) объект культурного наследия "Насосная станция. 1910 год" (восстановление с последующим современным приспособлением под ресторанно-гостиничный комплекс с обустройством набережной в районе речного порта) (ресторан, гостиница, лестница к реке Кама, стоянка для автомобилей, летнее кафе на нижней площадке, причал для прогулочных судов, стационарное кафе, детская площадка, эллинги для хранения катеров, стоянка для автомобилей над эллингами). Общий объем инвестиций 240 млн. руб. Срок ввода в эксплуатацию - 2017 год;
5) объект культурного наследия "Дом Башенина" (здание-многофункциональный центр, открытая зона отдыха, детская площадка, стоянка для автомобилей). Общий объем инвестиций 270 млн. руб. Срок ввода в эксплуатацию - 2017 год.
Кроме того, в городе Сарапуле работают 14 туристических агентств, из них 2 - на внутренний (экскурсионный) туризм. Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Музей истории и культуры Среднего Прикамья" разрабатывает и проводит экскурсионные туры. По данным муниципального бюджетного учреждения культуры "Музей истории и культуры Среднего Прикамья" учреждение посетили в 2012 году 84220 человек, в 2013 году - 83333 человека, в 2014 году - 85000 человек. Также организуется экскурсионное обслуживание круизных теплоходов, так в навигацию 2014 года в Сарапуле сделали остановку 50 теплоходов с туристами.
В настоящее время более половины туристских прибытий в Сарапул связаны с историко-познавательными целями.
В Сарапуле функционируют 10 коллективных средств размещения, в том числе 9 гостиниц, три из которых имеют уровень повышенной комфортности с 93 номерами, общей площадью около 1600 кв. м и единовременной вместимостью 167 мест.
В городе отмечается рост числа коллективных средств размещения, который объясняется открытием новых частных гостиниц. В 2015 году планируется открытие еще двух. В настоящее время наблюдается положительная тенденция по модернизации существующих коллективных средств размещения и увеличению в них туристских услуг, но ощущается недостаток специализированных средств размещения, таких как студенческие отели (хостелы) и комфортабельные гостиницы.
При дополнительной потребности в размещении туристов в рамках межмуниципального сотрудничества с муниципальным образованием "Сарапульский район" могут быть использованы следующие туристические базы, расположенные на территории Сарапульского района:
в 12 км от города Сарапула ниже по течению на правом берегу реки Камы расположилась туристическая база "Чайка" акционерного общества "Сарапульский электрогенераторный завод" с круглогодичным циклом функционирования и номерным фондом 200 мест, а в зимний период - 80 мест.
Вверх по течению реки Камы находятся турбазы:
в 35 км от города Сарапула "Крутые горки" акционерного общества "Сарапульский радиозавод" с номерным фондом 100 мест, а в зимний период - 60 мест;
в 6 км от города Сарапула туристическая база "Кама" Министерства образования и науки Удмуртской Республики с номерным фондом 110 мест.
Сеть предприятий общественного питания включает в себя 211 организаций, из них 54 кафе и 2 ресторана, 40 баров и закусочных общей вместимостью 12100 мест.
Раздел 4. Стратегия научно-технического развития и подготовки кадров туристско-рекреационного кластера
Образовательным ядром туристско-рекреационного кластера являются федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Удмуртский государственный университет", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова", филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова" Сарапульский политехнический институт. На базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Удмуртский государственный университет" ведется подготовка специалистов по специальности "Туризм". Область профессиональной деятельности выпускников данной специальности включает разработку и реализацию туристского продукта, обладающего качествами, удовлетворяющими требования потребителей, организацию комплексного туристского обслуживания в основных секторах туристской индустрии.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
потребители услуг туристской индустрии (индивидуальные или корпоративные клиенты);
туристский продукт;
технологические процессы предоставления услуг туристской индустрии;
результаты интеллектуальной деятельности;
нематериальные активы, принадлежащие субъектам туристской индустрии на праве собственности или ином законном основании;
средства размещения, предприятия питания, объекты экскурсионной деятельности, спортивно-оздоровительных услуг, средства транспорта, иные предприятия туристской индустрии и другие объекты, связанные с разработкой и реализацией туристского продукта;
информационные ресурсы и системы, средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий.
Сотрудниками Института социальных коммуникаций федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Удмуртский государственный университет" совместно с бюджетным учреждением культуры Удмуртской Республики "Национальный музей Удмуртской Республики имени К. Герда" разработана Концепция развития культурно-познавательного туризма в Удмуртской Республике (2010-2015 годы). Ежегодно проводится конкурс туристических проектов "Туррингия" с проведением мастер-классов с привлечением специалистов из сферы туризма.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова" готовит специалистов, способных сформировать высококвалифицированный состав административно-управленческого персонала участников кластера (направления "Экономика", "Менеджмент", "Маркетинг" и другие). На территории города Сарапула федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова" представлено Сарапульским политехническим институтом. Филиал также осуществляет подготовку специалистов по направлениям "Экономика", "Менеджмент", "Строительство" и другим.
В целях развития туристско-рекреационного кластера для его участников совместно с представителями образовательных организаций высшего профессионального образования планируется проведение серии образовательных курсов "Индустрия гостеприимства" и "Продвижение туристических услуг".
Обеспечение активного вовлечения в деятельность туристско-рекреационного кластера образовательных организаций высшего профессионального образования позволит получить дополнительный синергетический эффект в рамках туристско-рекреационного кластера. Концепция и направления развития учебного центра туристско-рекреационного кластера представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Концепция и направления развития учебного центра туристско-рекреационного кластера.
Раздел 5. Стратегия финансирования развития туристско-рекреационного кластера
Развитие туристско-рекреационного кластера будет финансироваться за счет средств федерального бюджета, бюджета муниципального образования "Город Сарапул", а также за счет внебюджетных источников.
Средства федерального бюджета планируется привлечь в рамках федеральной целевой программы "Развитие въездного и внутреннего туризма Российской Федерации" в размере 223 миллионов рублей. 19 ноября 2014 года на заседании Координационного совета федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)" принято решение о включении туристско-рекреационного кластера "Камский берег" в перечень мероприятий II-го этапа федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)" на 2015 - 2018 годы с финансированием из федерального бюджета в запрашиваемом объеме (протокол заседания Координационного совета от 19 ноября 2014 года N 10). За счет данных средств планируется провести строительно-монтажные работы по созданию объектов обеспечивающей инфраструктуры кластера. При строительстве объектов обеспечивающей инфраструктуры предусматривается реконструкция подъездных дорог, пешеходных дорожек, строительство площадок отдыха. Это позволит создать необходимые комфортные условия туристам, гостям и жителям города для свободного комфортного доступа, обеспечения шаговой доступности создаваемых туристско-рекреационных объектов.
Создание объектов туристской инфраструктуры планируется за счет внебюджетных источников в размере 761 000,00 тыс. рублей.
Проведение консультационных и образовательных мероприятий, направленных на развитие деятельности резидентов туристско-рекреационного кластера (субъектов малого и среднего предпринимательства) и повышение их конкурентоспособности, планируется осуществить в рамках деятельности создаваемого в Удмуртской Республике "Центра кластерного развития".
Общая информация по строительству объектов обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера представлена в таблице 5.1.
Таблица 5.1
Общая информация по строительству объектов обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера
Наименование объекта |
Всего, тыс. руб. |
2015 год |
2016 год |
Объекты энергетического хозяйства |
19 959,21 |
19 959,21 |
- |
Наружные сети и сооружения водоснабжения, канализации и теплоснабжения |
57 971,86 |
57 971,86 |
- |
Реконструкция центральной площади |
44 282,37 |
- |
44 282,37 |
Реконструкция набережной реки Камы |
56 991 |
- |
56 991 |
Реконструкция автодорог и пешеходных зон |
99 337,31 |
9 933,73 |
89 403,58 |
ИТОГО: |
278 541,75 |
87 864,8 |
190 676,95 |
По результатам создания и развития туристско-рекреационного кластера планируется достичь следующих показателей (таблица 5.2).
Таблица 5.2
Показатели эффективности реализации туристско-рекреационного кластера
Наименование объекта |
Единица измерения |
2013 год (базовый период) |
Год |
|||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|||
Объем туристского потока, в том числе: внутренний турпоток |
тысяч человек |
300 |
390 |
410 |
450 |
495 |
въездной поток |
тысяч человек |
1,2 |
1,26 |
1,32 |
1,39 |
1,46 |
въезд жителей субъекта РФ с туристической целью |
тысяч человек |
40 |
42 |
44 |
46 |
49 |
количество туристов, размещенных в коллективных средствах размещения |
тысяч человек |
260,8 |
273,8 |
287,5 |
301,9 |
317,0 |
площадь номерного фонда коллективных средств размещения |
тыс. кв. м |
69,7 |
73,2 |
76,9 |
80,7 |
84,7 |
объем инвестиций в основной капитал коллективных средств размещения |
млн. руб. |
231,00 |
565,00 |
621,00 |
434,7 |
478,2 |
количество койко-мест в коллективных средствах размещения |
единиц |
9228 |
9689 |
10173 |
10682 |
11217 |
количество лиц, работающих в коллективных средствах размещения |
тысяч человек |
0,63 |
0,662 |
0,695 |
0,729 |
0,766 |
количество лиц, работающих в туристских фирмах |
тысяч человек |
0,440 |
0,462 |
0,485 |
0,509 |
0,535 |
объем платных туристских услуг, оказанных населению |
млн. руб. |
684,2 |
646,00 |
680,00 |
718,00 |
754,00 |
объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения |
млн. руб. |
578,5 |
607,4 |
637,8 |
669,7 |
703,2 |
Раздел 6. Меры государственной поддержки
Формирование туристско-рекреационного кластера осуществляется с использованием форм планирования и регулирования, предусмотренных федеральной целевой программой "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)", Планом мероприятий по развитию территориальных кластеров в Удмуртской Республике на 2012 - 2015 годы, муниципальной целевой программой "Культурное наследие Сарапула" на 2011 - 2015 годы, муниципальной программой "Создание условий для устойчивого экономического развития города Сарапула на 2015 - 2020 г." (подпрограмма "Развитие туризма").
Республиканская целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Удмуртской Республике на 2012 - 2018 годы" вошла в качестве раздела в государственную программу "Развитие физической культуры, спорта и туризма в Удмуртской Республике" на 2013 - 2015 годы. В рамках реализации РЦП в 2012 году выделены средства на 8 проектов. На развитие туристической инфраструктуры 2 000 тыс. руб. получил город Сарапул, 185 тыс. руб. - Воткинский район, 95 тыс. руб. - Граховский район, 869 тыс. руб. - Игринский район, 530 тыс. руб. - Каракулинский район, 3 000 тыс. руб. - Шарканский район, 200 тыс. руб. - Киясовский район, 500 тыс. руб. - город Ижевск.
В настоящее время мероприятия по созданию комплекса обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера включены в государственную программу Удмуртской Республики "Культура Удмуртии".
Привлечение внешних и внутренних инвестиций осуществляется на основе использования Методики детализации укрупненных инвестиционных проектов, реализуемых в рамках федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)".
Учитывая, что участники кластера - это представители малого и среднего предпринимательства, значительной поддержкой развитию кластера будет являться деятельность субъектов республиканской и муниципальной инфраструктуры развития малого и среднего предпринимательства, существующая в Удмуртской Республике.
Участники кластера могут получить субсидии по реализуемым в Удмуртской Республике программам субсидирования затрат, воспользоваться услугами муниципального (расположенного в городе Сарапуле) или республиканского фонда (расположенного в Ижевске) поддержки предпринимательства и получить заем под льготный процент 10% годовых, а также услугами гарантийного фонда содействия кредитованию Удмуртской Республики, если не будет хватать залогового обеспечения для привлечения банковских кредитных ресурсов.
Отдельным направлением является поддержка, которая будет оказываться участникам кластера - "Центром кластерного развития" структурой, создаваемой в Удмуртской Республике специально для развития кластеров и повышения конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, входящих в кластеры.
Центр кластерного развития возьмет на себя все вопросы организации эффективного взаимодействия участников территориальных кластеров с органами государственной власти и органами местного самоуправления, в т.ч. по вопросам содействия в получении государственной поддержки (прежде всего в вопросах подготовки документов), будет оказывать содействие при разработке и финансированию инвестиционных проектов, направленных на развитие бизнесов участников кластера, при продвижении товаров и услуг участников кластера, а также по другим направлениям.
На базе помещений ЦКР на безвозмездной основе будут проводиться встречи для участников территориальных кластеров и их партнеров, заинтересованных в развитии туристического бизнеса в рамках кластера "Камский берег".
Значительное внимание будет уделяться образовательным и консультационным мероприятиям для участников кластера, как в рамках деятельности "Центра кластерного развития", так и в рамках деятельности других субъектов инфраструктуры развития предпринимательства, например, "Центра поддержки предпринимательства".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях организации благоприятных условий для оказания комплекса взаимодополняющих туристических услуг, формирования современной конкурентоспособной туристской отрасли на территории туристско-рекреационного кластера "Камский берег" создаются условия для развития малого и среднего бизнеса.
Для достижения вышеуказанной цели в Удмуртии обеспечивается динамичное и устойчивое развитие внутреннего и въездного туризма, повышается инвестиционная привлекательность Удмуртской Республики, повышается качество оказываемых туристских и сопутствующих услуг, формируется имидж республики, как привлекательного для российских и иностранных туристов региона.
Развитие туристско-рекреационного кластера будет финансироваться за счет средств федерального бюджета, бюджета муниципального образования "Город Сарапул", а также за счет внебюджетных источников.
Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 25 мая 2015 г. N 510-р "Об утверждении Стратегии развития туристско-рекреационного кластера "Камский берег" Удмуртской Республики"
Текст распоряжения опубликован на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики в сети Интернет http://www.udmurt.ru 2 июня 2015 г.