23 октября 2012 г.
Правительство Удмуртской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Инфекции, передаваемые половым путем" на 2012-2014 годы".
2. Определить заказчиком ведомственной целевой программы "Инфекции, передаваемые половым путем" на 2012-2014 годы" Министерство здравоохранения Удмуртской Республики.
Председатель Правительства Удмуртской Республики |
Ю.С. Питкевич |
Постановлением Правительства УР от 23 октября 2012 г. N 477 в раздел I настоящей Программы внесены изменения
I. Паспорт ведомственной целевой программы "Инфекции,
передаваемые половым путем" на 2012-2014 годы"
(утв. постановлением Правительства УР от 12 сентября 2011 г. N 318)
23 октября 2012 г.
II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена
Программа, анализ причин ее возникновения, целесообразность
и необходимость ее решения программно-целевыми методами
С 1990 года в Удмуртской Республике отмечается ухудшение эпидемиологической ситуации по заболеваемости сифилисом и другими инфекциями, передаваемыми половым путем. Ежегодно в Удмуртской Республике регистрируется более 10 тысяч новых случаев заражения этими инфекциями. Среди больных ИППП преобладают лица детородного возраста, что влияет на рождаемость, приводит к бесплодию, рождению неполноценного потомства.
В России с 2007 года и в Удмуртии с 2009 год начато дополнительное финансирование мероприятий, направленных на снижение заболеваемости ИППП программными методами, что позволило несколько стабилизировать эпидемиологическую ситуацию и достигнуть определенных положительных результатов. С 2009 года удалось снизить заболеваемость сифилисом и гонококковой инфекцией на 16,8 % и 8,1 % соответственно. В лечебно-профилактические учреждения республики поступили лекарственные средства для бесплатного амбулаторного лечения больных сифилисом и превентивного лечения лиц, бывших в контакте с больным. Активизирована профилактическая работа. Организован и функционирует Центр по профилактике, контролю и лечению ИППП для детей и подростков "Доверие". С целью улучшения информированности населения и доступности специализированной дерматовенерологической помощи создан сайт в сети Интернет. Обеспечено бесплатное обследование беременных и детей до года на перинатально значимые инфекции. Удалось частично оснастить диагностический комплекс дерматовенерологической службы.
Однако, по числу инфицированных сифилисом Удмуртия находится на 10 месте среди субъектов Российской Федерации и на 1 месте в Приволжском федеральном округе. В 2009 году показатель заболеваемости составил 101,1 на 100 тыс. населения (по Российской Федерации - 53,3), в 2010 году - 88,4. Крайне неблагополучная ситуация отмечается в Воткинском и Малопургинском районах, а также в г. Воткинске, где показатель заболеваемости сифилисом в 2 раза превышает среднереспубликанский. В последние годы в структуре заболеваемости увеличивается количество скрытых форм до 46,3 %, когда активные проявления заболевания отсутствуют.
Несмотря на снижение, вызывает особую тревогу заболеваемость сифилисом среди детей и подростков, в 2010 году зарегистрировано 47 случаев среди данного контингента. Заболеваемость сифилисом детей составила 3,2 на 100 тыс. детского населения, что выше, чем в целом по России (Российская Федерация в 2009 году - 3,0).
Важной медико-социальной проблемой является ежегодная регистрация случаев вновь выявленного сифилиса у беременных. В 2010 году вновь установлен диагноз сифилиса 108 беременным. Следствием этого является рождение детей, больных врожденным сифилисом.
По числу инфицированных гонококковой инфекцией Удмуртская Республика находится на 8 месте среди субъектов Российской Федерации и на первом месте в Приволжском федеральном округе, в 2010 году показатель заболеваемости составил 109,3 на 100 тыс. населения, что в 2,3 раза выше российского показателя (48,1).
Особую тревогу вызывает рост заболеваемости этими инфекциями в сельской местности.
Существующий объем финансирования ведомственной целевой программы "Инфекции, передаваемые половым путем" на 2009-2011 годы" не позволил в полной мере и системно проводить весь комплекс мероприятий по предупреждению распространения ИППП в Удмуртской Республике. Лабораторная диагностика ИППП проводится на устаревшем оборудовании. Существующая система информирования населения требует финансовой поддержки и дальнейшего развития. Нуждается в переоснащении материально-техническая база дерматовенерологической службы. Постоянное внедрение новых методов профилактики, диагностики и лечения ИППП требует совершенствования знаний врачей и медицинских работников. Необходимо совершенствование эпидемиологического надзора за распространением ИППП и профилактических противоэпидемических мероприятий.
Тщательный анализ, оценка и пересмотр существующих принципов и требований к организации мероприятий по предупреждению распространения ИППП требуют создания более эффективной системы по предупреждению распространения ИППП в рамках Программы и государственной стратегии борьбы с социально значимыми заболеваниями.
В центре Программы должна быть концепция защиты населения от заражения ИППП с одновременной гарантией оказания доступной квалифицированной и специализированной помощи больным. Целесообразность использования программно-целевого метода при решении проблем, связанных с ИППП, обусловлена сложностью и многообразием методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при этих заболеваниях, что предполагает разработку и осуществление комплекса мероприятий, взаимоувязанных по целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям.
Организация и осуществление мероприятий по предупреждению распространения ИППП в Удмуртской Республике без принятия и реализации ведомственной целевой программы может привести к следующим чрезвычайно неблагоприятным последствиям:
ухудшению эпидемиологической ситуации по заболеваемости ИППП;
несоответствию материально-технической базы дермато-венерологических учреждений существующему порядку и стандартам и значительному отставанию в оснащении современным лечебно-диагностическим оборудованием, что приведет к более позднему выявлению больных венерическими заболеваниями и будет способствовать дальнейшему распространению инфекций.
Неблагоприятные последствия эпидемического роста числа этих заболеваний для лиц детородного возраста и страны в целом очевидны и заключаются в следующем:
- увеличение числа лиц, страдающих бесплодием, уменьшение рождаемости, ухудшение демографической ситуации;
- рождение неполноценных в физическом и умственном плане детей, инвалидизация молодой части населения;
- снижение трудовых ресурсов населения, неполное комплектование армейских контингентов, снижение обороноспособности страны;
- формирование эпидемиологических каналов, облегчающих быстрое распространение ВИЧ-инфекции среди населения.
Реализация Программы позволит проводить комплекс первоочередных мероприятий по предупреждению распространения ИППП в Удмуртской Республике.
III. Цели и задачи Программы
1. Цели Программы:
снижение заболеваемости инфекциями, передаваемыми половым путем, в Удмуртской Республике:
- снижение заболеваемости сифилисом до 69,6 случаев на 100 тыс. населения;
- снижение заболеваемости гонококковой инфекцией до 90,2 случаев на 100 тыс. населения;
- снижение заболеваемости детей сифилисом до 2,0 случаев на 100 тыс. детского населения (от 0 до 14 лет);
- снижение заболеваемости подростков сифилисом до 63,8 случаев на 100 тыс. подросткового населения (от 15 до 17 лет);
- снижение заболеваемости детей гонококковой инфекцией до 3,6 случаев на 100 тыс. детского населения (от 0 до 14 лет);
- снижение заболеваемости подростков гонококковой инфекцией до 112,2 на 100 тыс. подросткового населения (от 15 до 17 лет);
совершенствование профилактики этих инфекций;
совершенствование организации оказания специализированной дерматовенерологической помощи населению.
2. Задачи Программы:
совершенствование первичной профилактики инфекций, передаваемых половым путем, посредством создания информационно-пропагандистской системы с использованием средств массовой информации;
обеспечение доступной и бесплатной специализированной помощи детям и подросткам в центре профилактики и контроля инфекций, передаваемых половым путем, "Доверие" на базе БУЗ УР "РКВД МЗ УР";
обследование беременных женщин и детей до 1 года жизни на ИППП;
обеспечение безопасности донорской крови;
внедрение современных методов диагностики и лечения инфекций, передаваемых половым путем, обеспечение лечебно-профилактических учреждений Удмуртской Республики специфическими лекарственными средствами для бесплатного амбулаторного лечения больных сифилисом, а также наборами реагентов для диагностики этого заболевания;
укрепление материально-технической базы БУЗ УР "РКВД МЗ УР" (оснащение современным лабораторным и диагностическим оборудованием);
совершенствование эпидемиологического надзора за распространением ИППП.
Мероприятия, предусмотренные Программой, будут осуществляться в течение 2012-2014 годов.
IV. Целевые индикаторы по годам реализации Программы
Целевые индикаторы и показатели эффективности, характеризующие результаты реализации Программы, приведены в таблице 1.
Таблица 1
N п/п |
Наименование целевого индикатора и показателя эффективности |
Единицы измерения |
Базовый показатель по программе 2010 |
Прогноз |
||
Очередной финансовый год 2012 |
Плановый период |
|||||
2013 |
2014 |
|||||
Целевые индикаторы | ||||||
1. |
Уровень заболеваемости сифилисом |
случаев на 100 тыс. населения |
88,4 |
78,6 |
74,0 |
69,6 |
2. |
Уровень заболеваемости гонококковой инфекцией |
случаев на 100 тыс. населения |
109,3 |
101,7 |
95,8 |
90,2 |
3. |
Уровень заболеваемости детей (от 0 до 14 лет) сифилисом |
случаев на 100 тыс. детского населения (от 0 до 14 лет) |
3,2 |
2,8 |
2,4 |
2,0 |
4. |
Уровень заболеваемости подростков (от 15 до 17 лет) сифилисом |
случаев на 100 тыс. подросткового населения (от 15 до 17 лет) |
74,5 |
71,4 |
67,6 |
63,8 |
5. |
Уровень заболеваемости детей (от 0 до 14 лет) гонококковой инфекцией |
случаев на 100 тыс. детского населения (от 0 до 14 лет) |
4,8 |
4,4 |
4,0 |
3,6 |
6. |
Уровень заболеваемости подростков (от 15 до 17 лет) гонококковой инфекцией |
случаев на 100 тыс. подросткового населения (от 15 до 17 лет) |
133,8 |
127,3 |
119,8 |
112,2 |
Показатели социальной эффективности | ||||||
1. |
Снижение заболеваемости сифилисом населения |
% |
12,6 |
6 |
6 |
6 |
2. |
Снижение заболеваемости гонококковой инфекцией населения |
% |
4,1 |
6 |
6 |
6 |
Постановлением Правительства УР от 23 октября 2012 г. N 477 в раздел VI настоящей Программы внесены изменения
VI. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется в пределах средств бюджета Удмуртской Республики, предусмотренных Министерству здравоохранения Удмуртской Республики, и за счет внебюджетных источников, привлекаемых для реализации мероприятий Программы в соответствии с законодательством.
Ресурсное обеспечение Программы в 2012-2014 годах предусматривает решение задач по совершенствованию первичной профилактики инфекций, передаваемых половым путем, обеспечение центра профилактики и контроля инфекций, передаваемых половым путем, для детей и подростков "Доверие" необходимым медицинским оборудованием и оргтехникой, обеспечению лечебно-профилактических учреждений Удмуртской Республики специфическими лекарственными средствами для бесплатного амбулаторного лечения больных сифилисом, внедрению современных методов диагностики и лечения инфекций, передаваемых половым путем, укреплению материально-технической базы БУЗ УР "РКВД МЗ УР".
Общий объем финансирования Программы составляет 16 971,4 тыс. рублей, в том числе:
средства бюджета Удмуртской Республики - 16 891,4 тыс. рублей:
2012 г. - 5 669,5 тыс. рублей;
2013 г. - 5 472,9 тыс. рублей;
2014 г. - 5 749,0 тыс. рублей.
Для выполнения мероприятий, предусмотренных Программой, могут быть привлечены иные источники финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные настоящей Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год и плановый период.
В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и критериям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены либо реализация Программы может быть досрочно прекращена в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики.
VII. Механизм реализации Программы
Заказчик Программы - Министерство здравоохранения Удмуртской Республики:
обеспечивает реализацию Программы в соответствии с планом мероприятий Программы;
предоставляет отчеты о реализации Программы в Министерство экономики Удмуртской Республики по установленным законодательством формам и срокам;
заключает государственные контракты (соглашения), связанные с реализацией Программы;
в ходе реализации Программы обеспечивает координацию деятельности исполнителей, контроль за ходом реализации мероприятий и эффективным использованием средств;
осуществляет проведение мониторинга реализации Программы;
ежегодно формирует бюджетные заявки на ассигнования из бюджета Удмуртской Республики и в установленном порядке представляет их в Министерство экономики Удмуртской Республики.
VIII. Организация управления Программой
Управление реализацией Программы осуществляет Министерство здравоохранения Удмуртской Республики, которое:
несет ответственность за достижение целей и решение задач Программы, обеспечение достижения значений целевых индикаторов и показателей эффективности;
с учетом выделенных на реализацию Программы бюджетных средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты на программные мероприятия, при необходимости вносит в установленном порядке предложения об изменении сроков реализации отдельных мероприятий Программы;
ежеквартально направляет в Министерство экономики Удмуртской Республики отчет о реализации Программы по установленным законодательством формам;
в установленные законодательством сроки направляет в Министерство экономики Удмуртской Республики отчет о реализации Программы, срок реализации которой завершился в истекшем году;
по запросу Правительства Удмуртской Республики, Министерства экономики Удмуртской Республики в установленные ими сроки направляет им оперативную информацию о реализации Программы.
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики организует размещение в средствах массовой информации и (или) сети Интернет данные о Программе и ее реализации.
IX. Контроль за реализацией Программы
Контроль за ходом реализации Программы, эффективностью и целевым использованием средств бюджета осуществляется Министерством здравоохранения Удмуртской Республики в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Удмуртской Республики.
X. Методика оценки эффективности реализации Программы
Реализация программных мероприятий позволит обеспечить снижение заболеваемости сифилисом и гонококковой инфекцией в Удмуртской Республике на 6 % ежегодно.
Величина социальной эффективности по снижению заболеваемости ИППП при неизменной численности населения определяется по следующей формуле: Е=А x t - (А1+А2+А3), где Е - социальная эффективность, выраженная в количестве предотвращенных случаев заболеваемости ИППП, А - число случаев заболеваний ИППП в базисном году (2010 год), t - число лет наблюдений, А1, А2, А3 - число случаев заболеваний ИППП в наблюдаемом периоде (2012-2014 годы); Е = 10414 x 3 - (9789 + 9202+ 8650) = 3601 случаев снижения заболеваемости за три года.
1. Экономическая эффективность от снижения числа случаев временной нетрудоспособности и затрат на госпитализацию больных ИППП за период 2012-2014 годов определяется по следующей формуле: 317х 13,1 х 776,6 = 3225,0 тыс. рублей, где 317 - число госпитализированных больных ИППП (в 2010 году из 10414 больных стационарное лечение получили 916 человек - 8,8 %), 13,1 - среднее число дней госпитализации одного больного ИППП, 776,6 - стоимость одного койко-дня пребывания больного с ИППП в стационаре. За один рабочий день работником в среднем производится национального дохода на 1255 рублей. Средние выплаты пособий по временной нетрудоспособности составляют 339,9 рубля: (1255+339,9) х 4152,7 = 6623,1 тыс. рублей. Общая экономия от предупрежденных случаев временной нетрудоспособности во время стационарного лечения больных ИППП составит: Э1 = 3225,0 + 6623,1 = 9 848,1 тыс. рублей (за 3 года), или 3282,7 тыс. рублей (за год).
2. Экономическая эффективность от снижения количества больных сифилисом, нуждающихся в стационарном лечении, за счет перевода не менее 50 % таких больных на амбулаторное лечение за период 2012-2014 годов (Э2) определяется по следующей формуле: Э2 = 656 х 14 х 0,777 - 656 х 3,5 = 4 840,0 тыс. рублей, где 656 - количество больных сифилисом за 3 года, переведенных на амбулаторное лечение (в 2010 году стационарное лечение получили 574 человека, что составило 45 % от всех больных сифилисом), 14 - среднее число дней госпитализации одного больного сифилисом, 0,777 тыс. рублей - стоимость одного койко-дня пребывания больного сифилисом в стационаре, 3,5 тыс. рублей - стоимость курса антимикробной терапии, которую эти больные получат амбулаторно.
3. Экономическая эффективность от снижения затрат на амбулаторные посещения и обследование больных ИППП и лиц, находившихся в половом и тесном бытовом контакте с больными, за период 2012-2014 годов (Э3) определяется по следующей формуле: Э3 = (5568+12780) х 377,6 = 6928,2 тыс. рублей (за 3 года) или 2309,4 тыс. рублей (за 1 год), где 5568 - снижение на 6% числа амбулаторных посещений дерматовенеролога больными ИППП за 3 года, 12780 - снижение на 6 % числа амбулаторных посещений дерматовенеролога лицами, бывшими в половом и тесном бытовом контакте с больными, за 3 года, 377,6 рублей - стоимость одного врачебного посещения с полным обследованием на ИППП.
4. Экономическая эффективность от снижения уровня перинатальной смертности за период 2012-2014 годов (Э4) определяется по следующей формуле: Э4 = 2 х 11406,1 х 3 = 68436,6 тыс. рублей, где 2 - число снижения случаев перинатальной смертности ежегодно (в 2010 году в 40 случаях перинатальной смертности причиной явились хламидиоз и сифилис), 11406,1 тыс. рублей - экономические потери в результате смертности в детском периоде (36,5 х 1255 х 249 = 11406,1, где 36,5 лет - средняя продолжительность трудовой деятельности, 1255 рублей - национальный доход, производимый работником за 1 рабочий день, 249 - количество рабочих дней в году), 3 - число лет в наблюдаемом периоде 2012-2014 годов.
5. Экономическая эффективность от снижения количества женщин, нуждающихся в лечении бесплодия, за период 2012-2014 годов (Э5) определяется по формуле: Э5 = 22 х 3 х 3,9 + 22 х 185,0 х 3 = 12467,4 тыс. рублей, где 22 - число снижения случаев бесплодия у женщин в результате ИППП ежегодно (в 2010 году в Удмуртской Республике впервые зарегистрировано 516 случаев бесплодия у женщин, в 70% причиной бесплодия являются воспалительные процессы органов малого таза, вызванные ИППП), 3 - число лет в наблюдаемом периоде 2012-2014 годов, 3,9 тыс. рублей - стоимость курса антимикробной терапии при лечении больного ИППП согласно тарифу МЭС, 185 тыс. рублей - стоимость экстракорпорального оплодотворения, 3 - количество попыток экстракорпорального оплодотворения в среднем.
6. Общая экономическая эффективность реализации Программы за период 2012-2014 годов (Э) определяется по следующей формуле: Э =Э1+Э2+Э3+Э4+Э5=9 848,1+4 840,0+6 928,2+68 436,6+12 467,4=102520,3 (за три года), или 34 173,4 тыс. рублей (за год).
7. Бюджетная эффективность за период 2012-2014 годов определяется по формуле: БЭ = 9848,1+4840,0+6928,2=21 616,3 (за три года), или 7 205,4 тыс. рублей (за 1 год), где 9848,1 тыс. рублей - бюджетная экономия от снижения случаев временной нетрудоспособности и затрат на госпитализацию больных ИППП, 4840,0 тыс. рублей - бюджетная экономия от снижения количества больных сифилисом, нуждающихся в стационарном лечении, за счет перевода не менее 50 % таких больных на амбулаторное лечение, 6928,2 тыс. рублей - бюджетная экономия от снижения затрат на амбулаторные посещения и обследование больных ИППП и лиц, бывших в половом контакте и тесном бытовом контакте с больными.
XI. Оценка социальной, экономической,
бюджетной эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит значительно повысить качество оказания специализированной медицинской помощи населению, обеспечить снижение заболеваемости ИППП, особенно среди детей и подростков, а также женщин репродуктивного возраста, улучшить здоровье граждан и повысить рождаемость, оптимизировать использование ресурсов здравоохранения, улучшить материально-техническую базу, сократить расходы на оказание стационарной медицинской помощи больным сифилисом путем перевода не менее 50% таких больных на амбулаторное лечение.
Социально-экономическая эффективность Программы заключается в улучшении демографической ситуации в республике за счет восстановления репродуктивного здоровья населения, сохранения трудового потенциала республики, формирования здорового образа жизни населения на основе заинтересованности и личной ответственности граждан за состояние собственного здоровья и здоровья своих детей, повышения эффективности оказания медицинской помощи, улучшения эпидемиологической ситуации по ИППП, снижения психологической напряженности в обществе вследствие угрозы их распространения, снижения числа осложнений, вызванных ИППП, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья населения в целом, прежде всего на репродуктивное здоровье, и ведущих к ухудшению демографической ситуации в республике.
Оценка эффективности реализации Программы проводится на основе сравнения с данными 2010 года и с учетом необходимости достижения следующих показателей:
снижение заболеваемости сифилисом до 69,6 случаев на 100 тыс. населения;
снижение заболеваемости гонококковой инфекцией до 90,2 случаев на 100 тыс. населения;
снижение заболеваемости детей (от 0 до 14 лет) сифилисом до 2,0 случаев на 100 тыс. детского населения (от 0 до 14 лет);
снижение заболеваемости детей (от 0 до 14 лет) гонококковой инфекцией до 3,6 случаев на 100 тыс. детского населения (от 0 до 14 лет);
снижение заболеваемости подростков (от 15 до 17 лет) сифилисом до 63,8 случаев на 100 тыс. подросткового населения (от 15 до 17 лет);
снижение заболеваемости подростков (от 15 до 17 лет) гонококковой инфекцией до 112,2 случаев на 100 тыс. подросткового населения (от 15 до 17 лет);
обеспечение доступной и бесплатной специализированной помощи детям и подросткам в центре профилактики и контроля инфекций, передаваемых половым путем, "Доверие" на базе БУЗ УР "РКВД МЗ УР".
Бюджетная эффективность Программы заключается в оптимизации расходов государства на профилактику, диагностику и лечение ИППП, а также выплату единовременных пособий по временной нетрудоспособности.
XII. Оценка рисков реализации Программы
При выполнении программных мероприятий возможны два варианта реализации Программы, отличающиеся объемами финансирования.
Первый вариант - финансовое обеспечение реализации Программы в заявленных объемах. Финансирование Программы по первому варианту позволит достичь поставленных целей.
Второй вариант - финансирование Программы в объеме менее 80 процентов приведет к дестабилизации эпидемиологической обстановки, обвальному росту числа больных ИППП. В республике снизится рождаемость за счет увеличения числа бесплодных браков, обусловленных ИППП, уменьшится число молодых людей, годных к прохождению службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, уменьшится трудовой потенциал республики за счет возрастания числа психически и умственно неполноценных граждан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства УР от 12 сентября 2011 г. N 318 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Инфекции, передаваемые половым путем" на 2012-2014 годы"
Текст постановления опубликован в журнале "Собрание законодательства Удмуртской Республики" от 18 ноября 2011 г. N 37, на сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики в сети Интернет http://www.udmurt.ru от 15 сентября 2011 г.
Текст постановления предоставлен Администрацией Президента и Правительства Удмуртской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 8 июля 2013 г. N 298
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 14 января 2013 г. N 12
Постановление Правительства УР от 23 октября 2012 г. N 477