Правительство Удмуртской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие потребительской кооперации Удмуртской Республики на 2013-2015 годы".
2. Определить заказчиком ведомственной целевой программы "Развитие потребительской кооперации Удмуртской Республики на 2013-2015 годы" Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.
Председатель Правительства Удмуртской Республики |
Ю.С. Питкевич |
Зарегистрировано в Управлении Минюста РФ по УР 13 июля 2012 г. |
|
Ведомственная целевая программа
"Развитие потребительской кооперации Удмуртской
Республики на 2013-2015 годы"
(утв. постановлением Правительства УР от 2 июля 2012 г. N 289)
I. Паспорт ведомственной целевой программы "Развитие потребительской
кооперации Удмуртской Республики на 2013-2015 годы"
Наименование Программы |
Ведомственная целевая программа "Развитие потребительской кооперации Удмуртской Республики на 2013-2015 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 23 апреля 2012 года N 316-р "О разработке проекта ведомственной целевой программы "Развитие потребительской кооперации Удмуртской Республики на 2013-2015 годы" |
Заказчик Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики |
Разработчик Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики |
Исполнители Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, организации потребительской кооперации Удмуртской Республики (далее - организации потребительской кооперации) |
Цели Программы |
Целями Программы являются: повышение уровня жизни сельского населения путем создания условий для развития потребительской кооперации; техническая и технологическая модернизация организаций потребительской кооперации; создание экономически эффективных и инвестиционно привлекательных предприятий по переработке закупленной сельскохозяйственной продукции и дикорастущего сырья, обеспечение выпуска высококачественной и конкурентной продукции; развитие несельскохозяйственной деятельности организаций потребительской кооперации - торговое и бытовое обслуживание, оказание услуг общественного питания, предоставление услуг на рынках; обеспечение организациями потребительской кооперации закупа сельскохозяйственной продукции, дикорастущего и лекарственно-технического сырья у населения; повышение финансовой устойчивости организаций потребительской кооперации; развитие социальных направлений деятельности организаций потребительской кооперации |
Задачи Программы |
Основными задачами Программы являются: приобретение нового оборудования для модернизируемых предприятий потребительской кооперации, обеспечивающего высокое качество продукции, экономию энергоресурсов и выпуск новых видов продукции; строительство новых и реконструкция действующих предприятий потребительского рынка (торговых, общественного питания, бытового обслуживания) на селе; обеспечение населения товарами первой необходимости в отдаленных поселениях; увеличение обеспеченности населения, желающего заняться откормом животных и птицы, молодняком скота и птицы, комбикормами, ветпрепаратами; увеличение организациями потребительской кооперации объемов закупок сельхозпродукции и сырья у населения; увеличение совокупного объема деятельности организаций потребительской кооперации |
Целевые индикаторы Программы |
1. Совокупный объем деятельности организаций потребительской кооперации: 2013 год - 12212 млн. руб.; 2014 год - 12837 млн. руб.; 2015 год - 13616 млн. руб. 2. Розничный товарооборот торговой сети и общественного питания организаций потребительской кооперации: 2013 год - 8250 млн. руб.; 2014 год - 8700 млн. руб.; 2015 год - 9300 млн. руб. 3. Заготовительный оборот организаций потребительской кооперации: 2013 год - 920 млн. руб.; 2014 год - 950 млн. руб.; 2015 год - 1000 млн. руб. 4. Выплаты, производимые организациями потребительской кооперации населению за закупленную сельхозпродукцию: 2013 год - 780 млн. руб.; 2014 год - 810 млн. руб.; 2015 год - 840 млн. руб. 5. Объем промышленной продукции организаций потребительской кооперации: 2013 год - 1080 млн. руб.; 2014 год - 1100 млн. руб.; 2015 год - 1120 млн. руб. 6. Оказание платных услуг населению организациями потребительской кооперации: 2013 год - 112 млн. руб.; 2014 год - 115 млн. руб.; 2015 год - 118 млн. руб. |
Сроки реализации Программы |
2013-2015 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы на 2013-2015 годы составляет 401,2 млн. руб., в том числе: за счет средств бюджета Удмуртской Республики - 73,0 млн. руб., из них: 2013 год - 22 млн. руб., 2014 год - 23 млн. руб., 2015 год - 28 млн. руб.; за счет иных источников финансирования (в соответствии с законодательством) - 328,2 млн. руб., из них: 2013 год - 128,7 млн. руб., 2014 год - 107,8 млн. руб., 2015 год - 91,7 млн. руб. Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год и плановый период. В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены либо реализация Программы может быть досрочно прекращена в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Повышение уровня занятости населения за счет расширения видов деятельности, открытия новых предприятий, оказания дополнительных услуг и создания за период 2013-2015 годов около 500 новых рабочих мест. Увеличение совокупного объема деятельности организаций потребительской кооперации к 2016 году до 13,6 млрд. руб. (в 1,2 раза). Техническая и технологическая модернизация существующих и строительство новых заготовительных, перерабатывающих и торговых предприятий, обеспечение роста закупок сельхозпродукции, дикорастущего и лекарственно-технического сырья, рост переработки сельскохозяйственной продукции, качественное улучшение торгового, бытового обслуживания населения организациями потребительской кооперации. Существенное повышение доходности организаций потребительской кооперации, увеличение налоговых отчислений |
II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа,
целесообразность и необходимость ее решения
программно-целевыми методами
Деятельность организаций потребительской кооперации регламентируется Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации". В соответствии со статьей 116 Гражданского кодекса Российской Федерации потребительские общества и их союзы являются некоммерческими организациями, которые созданы и осуществляют свою деятельность для удовлетворения материальных и иных потребностей их участников.
Более 120 лет тому назад первые потребительские кооперативы начали осуществлять свою деятельность на территории республики. В настоящее время организации потребительской кооперации республики представлены, в основном, потребительскими обществами, которые осуществляют свою деятельность на территории всех районов республики. Союз потребительских обществ Удмуртской Республики объединяет 29 потребительских обществ, куда входят 1151 предприятие торговли, 198 предприятий общественного питания, 18 хлебозаводов, 3 пищекомбината, консервный завод и более 100 цехов по производству продукции, 41 объект заготовок, 2 зверохозяйства, учебное заведение.
В потребительской кооперации работает более 9 тысяч человек (2 % сельского населения), 150,8 тысяч жителей Удмуртской Республики являются пайщиками.
Потребительская кооперация республики многие годы сохраняет единство и целостность структуры, традиционно является социально ответственной системой и существенной частью социально-экономической инфраструктуры сельских территорий, вносит весомый вклад в экономику и продовольственное обеспечение Удмуртской Республики.
Совокупный объем деятельности организаций потребительской кооперации за 2011 год составил 10,8 млрд. руб., налоговые отчисления в бюджеты всех уровней - более 810 млн. руб.
Являясь многоотраслевой структурой, потребительская кооперация республики осуществляет закупки и переработку сельскохозяйственной продукции, обеспечивает торговое и бытовое обслуживание 500 тыс. человек, или 30 % населения республики, проживающего более чем в 1,7 тыс. населенных пунктах.
Наибольшее социальное значение для восстановления села, развития сельской инфраструктуры и обеспечения занятости сельского населения имеет заготовительная отрасль потребкооперации. Объем заготовительного оборота достиг в 2011 году 855 млн. руб., выплачено населению за сданную сельхозпродукцию 710 млн. руб. Развивая заготовительную деятельность, организации потребительской кооперации обеспечивают рост производства сельскохозяйственной продукции и занятости сельского населения. Создавая условия для альтернативной занятости сельского населения через закупку, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, дикорастущего и лекарственно-технического сырья, можно сказать, что потребительская кооперация предоставляет работу прямо на подворьях и является источником доходов (в размере не менее чем среднемесячная заработная плата работников, занятых в сельском хозяйстве) для более чем 10 тысяч человек трудоспособного населения.
Закупки молока от населения ведутся в 468 приемных пунктах, его доставляют на перерабатывающие предприятия 25 специализированных молоковозов. В 20 районных потребительских обществах работают убойные пункты, в которых забито в 2011 году более 6 тыс. голов скота.
В 2011 году продано населению молодняка поросят, телят 11,6 тыс. голов, птицы 99,1 тыс. штук.
На территории Удмуртской Республики существует 146 тыс. личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств, производящих сельскохозяйственную продукцию на 15 млрд. руб., многие из них испытывают трудности при реализации продукции собственного производства, особенно картофеля и овощей. В настоящее время закупочной деятельностью потребкооперации охвачена только половина личных подсобных хозяйств региона, процент освоения товарных ресурсов молока и мяса составил 33%, картофеля и овощей - до 15 %. Дальнейшая работа с подворьями будет способствовать развитию закупок.
Более 70 % закупленной сельскохозяйственной и дикорастущей продукции перерабатывается на собственных предприятиях и реализуется в системе потребительской кооперации.
Кооперативная промышленность - это годовой объем выработки около 22 тысяч тонн хлеба и хлебобулочных изделий, 3 млн. условных банок овощных и фруктовых консервов, 1,8 тыс. тонн колбасных изделий и мясных полуфабрикатов, 2,9 тыс. тонн кондитерских изделий, около 650 тыс. декалитров безалкогольных напитков и минеральной воды, 450 тонн рыбной продукции, 1,6 тыс. тонн переработанного молока. Ежегодно осваивается производство новых видов продукции. Предприятиями промышленности и общественного питания увеличен в 1,2 раза выпуск полуфабрикатов - их выработано на 230 млн. руб., в том числе мясных полуфабрикатов из закупленного у сельхозтоваропроизводителей мяса - более 1,4 тыс. тонн.
Доля товарооборота организаций потребительской кооперации в объеме продаж районов республики составляет от 30 до 60 процентов.
Увеличивается количество магазинов по торговле непродовольственными товарами, открываются специализированные магазины ("Подворье", "Товары для дома", "Стройматериалы", "Товары для детей"), организован отпуск товаров в кредит.
Создан а и успешно развивается сетевая структура, насчитывающая на сегодняшний день 25 супермаркетов "Радамир".
Обеспечение сельского населения необходимым комплексом товаров и услуг осуществляют 1151 предприятие торговли, из них в сельских поселениях (без административных центров районов) - около 850 магазинов, из которых половина убыточны. Тем не менее, в целях недопущения ухудшения качества жизни населения организации потребительской кооперации продолжают их содержать. Во многих случаях потребительская кооперация является единственным поставщиком товаров первой необходимости для жителей малонаселенных и отдаленных пунктов, которые не интересны как экономически невыгодные для других представителей торгового бизнеса. Обслуживание населенных пунктов, не имеющих стационарной торговой сети, осуществляют 30 "Автомагазинов".
Основными причинами низкого уровня рентабельности в торговле (менее 1%) являются высокие затраты по оказанию услуг и доставке товаров в отдаленные и труднодоступные населенные пункты.
На сельских территориях Удмуртской Республики потребительская кооперация активно осуществляет другие виды деятельности, способствующие максимальному удовлетворению потребностей населения. К их числу относится деятельность аптек, ветеринарных киосков, парикмахерских, фотоателье, мастерских по ремонту обуви, бытовой техники и домашнего инвентаря, ремонту и пошиву одежды, реализация ритуальных товаров и др.
Подготовку специалистов со средним специальным и высшим образованием по 13 специальностям осуществляют Ижевский кооперативный техникум экономики, управления и права и Ижевский филиал Российского университета кооперации.
Ежегодно на содержание и развитие материально-технической базы потребительской кооперации расходуется более 150 млн. руб.
Необходимость развития организаций потребительской кооперации, повышения эффективности их участия в реализации программ социально-экономического развития республики продиктована тем, что организации и предприятия имеют существенный потенциал для расширения закупок, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, повышения занятости населения, развития несельскохозяйственной деятельности (закуп дикорастущего и лекарственно-технического сырья, торговое и бытовое обслуживание, оказание услуг на рынках), реализации проектов развития социальной инфраструктуры села.
В то же время ряд проблем, влияющих на развитие организаций, не позволяет потребительской кооперации республики наиболее полно использовать свой потенциал для увеличения занятости и доходов сельского населения, повышения качества жизни на селе.
Важными проблемами являются:
неблагоприятная демографическая ситуация на селе (миграционный отток и снижение доли трудоспособного населения), снижение уровня занятости населения, низкая покупательская способность (среднемесячная заработная плата населения, занятого в сельском хозяйстве, почти в два раза ниже уровня средней заработной платы по республике);
сезонность сельскохозяйственного производства, отвлечение на длительный период финансовых ресурсов под закупки, переработку и реализацию продукции и сырья;
недостаточно развитая производственная инфраструктура по первичной переработке и хранению сельскохозяйственной продукции и сырья, недостаточное техническое и технологическое оснащение предприятий перерабатывающей промышленности, низкий уровень модернизации и обновления основных фондов;
отсутствие достаточного уровня развития инженерной инфраструктуры - газоснабжения, водоснабжения, водоотведения;
отсутствие аккумулированных источников финансирования развития перспективных и конкурентоспособных организаций, крупномасштабных проектов, что тормозит формирование конкурентных преимуществ;
значительная удаленность и труднодоступность основной массы предприятий торгового и бытового обслуживания, в связи с чем деятельность предприятий, расположенных в глубинке, носит исключительно социальный характер;
дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
Создание условий для ускоренных темпов роста всех отраслей деятельности, повышение конкурентности и финансовой устойчивости организаций становятся приоритетными направлениями кооперативной политики.
При соответствующей государственной поддержке, нормативной правовой базе и расширении доступа к источникам финансирования имеющиеся ресурсы организаций будут задействованы полностью. Поэтому реализация данной Программы позволит и дальше формировать самодостаточную и интегрированную в потребительский рынок систему потребительской кооперации республики, способную влиять на социально-экономическое развитие села Удмуртской Республики.
III. Цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации
Программа разработана исходя из тесной взаимосвязи целей организаций потребительской кооперации и региональной социально-экономической политики, что вызывает необходимость совершенствования механизмов государственной поддержки потребительской кооперации, гарантированной действующим законодательством (Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Целями Программы являются:
техническая и технологическая модернизация организаций потребительской кооперации;
создание экономически эффективных и инвестиционно привлекательных предприятий по переработке закупленной сельскохозяйственной продукции и дикорастущего сырья, обеспечение выпуска высококачественной и конкурентной продукции;
развитие несельскохозяйственной деятельности организаций потребительской кооперации - торговое и бытовое обслуживание, оказание услуг общественного питания, предоставление услуг на рынках;
обеспечение организациями потребительской кооперации закупа сельскохозяйственной продукции, дикорастущего и лекарственно-технического сырья у населения;
повышение финансовой устойчивости организаций потребительской кооперации;
развитие социальных направлений деятельности организаций потребительской кооперации.
Основными задачами Программы являются:
приобретение нового оборудования для модернизируемых предприятий потребительской кооперации, обеспечивающего высокое качество продукции, экономию энергоресурсов и выпуск новых видов продукции;
строительство новых и реконструкция действующих предприятий потребительского рынка (торговых, общественного питания, бытового обслуживания) на селе;
обеспечение населения товарами первой необходимости в отдаленных поселениях;
увеличение обеспеченности населения, желающего заняться откормом животных и птицы, молодняком скота и птицы, комбикормами, ветпрепаратами;
увеличение организациями потребительской кооперации объемов закупок сельхозпродукции и сырья у населения;
увеличение совокупного объема деятельности организаций потребительской кооперации.
В настоящее время организации потребительской кооперации поставлены в неравные экономические условия с сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, поскольку те имеют доступ к субсидируемым кредитным ресурсам для инвестиций, а организации потребкооперации нет.
Выполнению Программы будет способствовать оказание государственной финансовой поддержки мероприятий по развитию материально-технической базы, модернизации оборудования и возмещение части транспортных расходов по доставке продовольствия в сельские магазины.
Поскольку мероприятия Программы являются переходящими на очередной год в течение всего срока ее реализации, то реализация Программы будет осуществлена в один этап в течение 3 лет (2013-2015 годы).
IV. Целевые индикаторы и показатели эффективности, характеризующие
результаты реализации Программы
N |
Наименование целевого индикатора и показатели эффективности |
Единица измерения |
Прогноз |
|||
2012 г. |
Плановый период |
|||||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
||||
|
Целевые индикаторы |
|||||
1. |
Совокупный объем деятельности |
млн. руб. |
11592 |
12212 |
12837 |
13616 |
2. |
Розничный товарооборот торговой сети и общественного питания, |
млн. руб. |
7785 |
8250 |
8700 |
9300 |
|
в т.ч. продажа на одного человека |
руб. |
19300 |
20500 |
21600 |
23100 |
3. |
Заготовительный оборот, |
млн. руб. |
900 |
920 |
950 |
1000 |
|
в т.ч. закупка: мяса |
тонн |
5800 |
5800 |
5800 |
5800 |
|
молока |
тонн |
17700 |
17800 |
17900 |
18000 |
|
картофеля |
тонн |
8000 |
8000 |
8000 |
8000 |
|
овощей |
тонн |
3500 |
3500 |
3550 |
3600 |
4. |
Выплачено населению за закупленную сельхозпродукцию, |
млн. руб. |
765 |
780 |
810 |
840 |
|
в т.ч. на одного человека |
руб. |
2250 |
2300 |
2400 |
2500 |
5. |
Объем промышленной продукции |
млн. руб. |
1050 |
1080 |
1100 |
1120 |
6. |
Оказание платных услуг населению, |
млн. руб. |
110 |
112 |
115 |
118 |
|
в т.ч. бытовых услуг |
млн. руб. |
31 |
31 |
32 |
32 |
|
Показатели эффективности: бюджетной, социальной, экономической |
|||||
1. |
Объем платежей в бюджетную систему и внебюджетные фонды Российской Федерации |
млн. руб. |
835 |
860 |
885 |
920 |
2. |
Прирост совокупного объема деятельности |
млн. руб. |
753 |
620 |
603 |
823 |
3. |
Сальдированный финансовый результат (чистая прибыль) |
млн. руб. |
155 |
160 |
160 |
170 |
4. |
Повышение занятости сельского населения и создание новых рабочих мест |
раб. мест |
150 |
150 |
150 |
200 |
5. |
Показатели общей эффективности реализации мероприятий Программы |
руб. |
521 |
411 |
462 |
688 |
VI. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики (18 % в структуре финансирования Программы), иных источников финансирования в соответствии с законодательством (средств организаций и привлеченных кредитных ресурсов коммерческих банков).
Необходимые для реализации Программы объемы и источники финансирования приведены в следующей таблице:
Объемы и источники финансирования Программы
млн. руб.
Год |
Финансирование (всего) |
в том числе за счет средств: |
||
бюджета Удмуртской Республики |
Собственные средства организаций потребительской кооперации |
|||
Субсидии на возмещение транспортных расходов по перевозке продовольствия в сельской местности |
Субсидии на возмещение части стоимости оборудования и техники |
|
||
2013 |
150,7 |
7,0 |
15,0 |
128,7 |
2014 |
130,8 |
8,0 |
15,0 |
107,8 |
2015 |
119,7 |
8,0 |
20,0 |
91,7 |
Итого |
401,2 |
23,0 |
50,0 |
328,2 |
Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и могут подлежать корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год и плановый период.
В случае несоответствия результатов исполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены либо реализация Программы может быть досрочно прекращена в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики.
При сокращении объемов бюджетных ассигнований на реализацию Программы плановые значения целевых индикаторов и показателей эффективности могут быть откорректированы в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Удмуртской Республики.
VII. Механизм реализации Программы
Реализация программных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством.
Заказчик Программы - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики:
обеспечивает реализацию Программы в соответствии с планом мероприятий Программы и в пределах средств, предусмотренных Заказчику Программы законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год и плановый период;
осуществляет предоставление субсидий на условиях и в порядке, предусмотренных Положением о порядке предоставления в соответствующем году субсидий из бюджета Удмуртской Республики, утверждаемым постановлением Правительства Удмуртской Республики;
осуществляет координацию и контроль действий исполнителей Программы;
заключает государственные контракты (договоры, соглашения), связанные с реализацией Программы;
разрабатывает меры по привлечению средств из иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации для реализации мероприятий Программы;
осуществляет проведение мониторинга реализации мероприятий Программы. На основе мониторинга выполнения мероприятий Программы и оценки их эффективности заказчик Программы принимает решения о финансовом обеспечении и реализации мероприятий Программы;
организует размещение в средствах массовой информации и (или) в сети Интернет информации о Программе и ее реализации;
ежегодно формирует бюджетную заявку на финансирование из бюджета Удмуртской Республики Программы и в установленном порядке и сроки предоставляет ее в Министерство экономики Удмуртской Республики.
Приобретение материально-технических ресурсов, выбор подрядчиков, способы и методы выполнения работ в соответствии с мероприятиями Программы определяют исполнители Программы. Они же несут ответственность за полноту использования денежных ресурсов и своевременность предоставления необходимых документов на получение субсидий.
VIII. Организация управления Программой
Управление Программой осуществляется заказчиком Программы и включает в себя комплекс организационных мер по реализации Программы.
Заказчик Программы несет ответственность за достижение целей и решение задач Программы, обеспечение достижения значений целевых индикаторов и показателей эффективности.
Заказчик Программы обеспечивает:
реализацию Программы в соответствии с утвержденным Планом мероприятий и в пределах средств, выделенных на реализацию Программы;
координацию деятельности исполнителей Программы по реализации мероприятий Программы, целевому и рациональному использованию средств бюджета Удмуртской Республики и внебюджетных источников;
нормативное, правовое и методическое консультирование реализации Программы;
проведение мониторинга реализации Программы;
анализ эффективности выполнения мероприятий Программы, контроль над целевым расходованием финансовых средств, определение промежуточных результатов реализации Программы по основным целевым индикаторам Программы;
подготовку информации и отчетов о выполнении Программы;
подготовку предложений по корректировке Программы в целях совершенствования механизма реализации Программы.
IX. Контроль за реализацией Программы
Контроль за ходом реализации Программы, эффективностью и целевым использованием средств бюджета Удмуртской Республики осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.
С учетом выделяемых на реализацию Программы средств ежегодно будут уточняться целевые показатели, мероприятия, что позволит своевременно реагировать на возможные изменения ресурсного обеспечения.
X. Методика оценки эффективности реализации Программы
Оценка эффективности результатов реализации Программы будет проводиться на основе ежегодного сопоставления прогнозных величин целевых индикаторов с достигнутыми величинами целевых индикаторов.
Ввиду многоотраслевой деятельности исполнителей Программы - организаций потребительской кооперации - оценку эффективности реализации Программы целесообразно проводить на основе мониторинга динамики совокупного объема деятельности в действующих ценах. Эти индикаторы сопоставляются с объемами финансирования из бюджета Удмуртской Республики и объемами инвестирования собственных средств организаций потребительской кооперации.
Показателем эффективности реализации Программы является увеличение прироста совокупного объема деятельности в расчете на 100 рублей средств бюджета Удмуртской Республики и собственных средств организаций потребительской кооперации, направленных на реализацию Программы.
Эффективность рассчитывается по формуле:
Эобщ. = СВ/З х 100 руб. ,
где:
Эобщ. - эффективность использования средств на реализацию Программы;
СВ - прирост совокупного объема деятельности. Совокупный объем деятельности - сумма целевых индикаторов по строкам 1-6 (кроме строки 4) раздела IV Программы с оптовым оборотом;
З - расходы по Программе.
Прогнозный расчет эффективности реализации Программы:
Показатели |
Годы |
||||
2013 |
2014 |
2015 |
Итого за 3 года |
||
Ежегодный прирост совокупного объема деятельности (СО), млн. руб. |
620 |
625 |
779 |
2024 |
|
Финансирование Программы |
Всего, млн. руб. |
150,7 |
130,8 |
119,7 |
401,2 |
в т.ч. из бюджета Удмуртской Республики |
22 |
23 |
28 |
73 |
|
иные источники в соответствии с законодательством |
128,7 |
107,8 |
91,7 |
328,2 |
|
Показатели эффективности |
Э общ., руб. |
411 |
462 |
688 |
504 |
Источник информации для расчета эффективности: данные бухгалтерской отчетности организаций потребительской кооперации.
XI. Оценка социальной, экономической, бюджетной
эффективности реализации Программы
При выполнении комплекса программных мероприятий, обеспечении выполнения планируемых объемов финансирования Программы совокупный объем деятельности организаций потребительской кооперации в сопоставимых ценах возрастет за 2013-2015 годы в 1,2 раза, закупки сельскохозяйственной продукции и сырья и объемы выпуска продукции - в 1,1 раза.
Оценка социальной эффективности реализации Программы выражается в создании 500 новых рабочих мест за счет ввода в действие новых магазинов, предприятий питания, организации выпуска новых видов продукции, увеличения объемов деятельности в других отраслях. Кроме того, ежегодное привлечение населения на временные, сезонные и общественные работы составит до 1 тысячи человек
Развивая заготовительную деятельность и переработку закупленной сельхозпродукции и сырья, организации потребительской кооперации доведут ежегодные выплаты сдатчикам до 840 млн. руб.
В целях развития заготовительной деятельности дополнительно планируется продолжить проведение конкурса на лучшую организацию закупок молока, мяса.
Для обеспечения темпов развития заготовительной деятельности, обеспечения сырьевой базы для производственных цехов, увеличения объемов перерабатываемой продукции планируется:
ежегодно организовывать продажу населению молодняка скота и птицы и довести объем их реализации: птицы - до 100 тыс. штук, поросят - до 20 тыс. голов, телят - 1 тыс. голов;
при заключении договоров на откорм животных с малыми формами хозяйствования на селе - личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами будет предусматриваться их авансирование путем передачи молодняка скота, ветпрепаратов, комбикормов, оказание услуг по вывозу скота с подворий для забоя;
организовать работу овцефермы, 8 кроликоферм, 5 птицеферм (выращивание гусей и перепелок);
оснащать скотобойные пункты более современным оборудованием для разделки туш, холодильным оборудованием, организовать переработку кишечного сырья;
увеличить количество приемных пунктов по заготовке молока до 500;
для улучшения качества и повышения урожайности картофеля ежегодно продавать населению элитные сорта картофеля, довести объем продаж семян до 300 тонн;
постепенно осуществлять переход на реализацию фасованного картофеля и овощей после проведения первичной обработки (сухая чистка, мойка);
для увеличения объемов закупаемых дикорастущих ягод и грибов, плодов и ягод, выращенных в садоогородных и личных хозяйствах населения, организовать их шоковую заморозку, соление и маринование грибов.
За счет увеличения закупа и переработки животноводческой продукции произойдет рост более чем в 1,3 раза производства и реализации мясных полуфабрикатов и кулинарных изделий.
Развитие общественного питания будет обеспечиваться эффективным использованием материально-технической базы предприятий, проведением реконструкции и перепрофилированием части действующих предприятий, оснащением их современным технологическим и холодильным энергосберегающим оборудованием для выпуска качественной, конкурентоспособной продукции.
На промышленных предприятиях за счет технической модернизации и внедрения современных технологических процессов должны повыситься производительность труда и существенно улучшиться условия труда.
Основными направлениями дальнейшего развития производственных предприятий являются:
переоснащение хлебопекарного производства современными энергосберегающими печами "Revent", "Ротор-Агро", "Колосс" с расстоечными шкафами "Климат-Агро" и "Колосс", позволяющими снизить энергозатраты до 10 раз, имеющими длительный срок эксплуатации и обеспечивающими высокое качество продукции. Опыт работы данных печей в кооперативных организациях показывает, что себестоимость производства хлебобулочных изделий снижается до 30 %;
оснащение цехов по производству мясных полуфабрикатов камерами шоковой заморозки и организация упаковки продукции в трехшовные полипропиленовые пакеты с нанесенным на них штрих-кодом;
дооснащение современным технологическим оборудованием цеха по переработке картофеля (мойка, чистка картофеля, производство крахмала), консервного цеха (новые технологические линии фасовки и упаковки консервированной продукции в стеклотару с крышкой твист-офф) и реконструкция котельной потребительского общества "Можгинский консервный завод". Модернизация производства предоставит возможность вырабатывать консервированную продукцию, отвечающую требованиям современной розничной торговли, и ежегодно производить до 150 тонн крахмала, для чего будет закупаться у местных товаропроизводителей до 1,5 тысяч тонн картофеля, что позволит обеспечить занятость и доходы населения;
приобретение и вовлечение в производственный процесс более 50 единиц специализированного и другого транспорта поможет правильно организовать логистику и интегрировать систему в потребительский рынок республики и близлежащих регионов.
Основной задачей развития кооперативной торговли для закрепления и расширения ее позиций на экономически выгодных площадках является консолидация торговых предприятий (включая оптовые) в одну сетевую структуру (без изменения прав собственности) с одновременным внедрением современных методов торговли, в том числе автоматизации торговых процессов.
Управление торговыми процессами будет осуществляться при помощи автоматизированной системы из торговых отделов райпо и головного офиса. Для осуществления этой задачи будет произведена автоматизация процессов управления продажами и закупками, что позволит установить оперативный контроль в режиме реального времени за товародвижением. Управление ценообразованием также будет осуществляться централизованно, с учетом конкурентных условий каждого магазина сети. Эффективность использования такой автоматизированной системы наглядно доказана пятилетним опытом работы кооперативной торговой сети "Радамир".
Внедрение автоматизированной системы управления ассортиментом будет осуществлено более чем в 100 магазинах и распределительных складах потребительских обществ, инвестиции составят 7 млн. руб.
Объединение в сеть все большего количества предприятий торговли будет способствовать освоению ими передовых методов работы, повышению эффективности отрасли в целом, так как позволит обеспечить поддержание и развитие нерентабельных торговых предприятий в глубинке, имеющих большое социальное значение для малых населенных пунктов.
Другими важными направлениями развития кооперативной торговли являются:
экономически обоснованная специализация магазинов с широким внутригрупповым ассортиментом;
социальная ориентация и обслуживание жителей малонаселенных и отдаленных поселений за счет расширения парка "Автомагазинов".
В целях развития сельской инфраструктуры и организации новых рабочих мест планируется дальнейшее открытие аптек и аптечных пунктов, организация оказания услуг через предприятия бытового обслуживания населения.
Конкурентным преимуществом кооперативной торговой сети является возможность обеспечения потребности в продовольственных товарах до 40% за счет продукции, вырабатываемой предприятиями потребкооперации. Планируется создание единого бренда для товаров, производимых организациями потребкооперации и реализуемых через торговую сеть.
Бюджетная эффективность реализации мероприятий Программы рассматривается как увеличение налоговых поступлений в бюджет Удмуртской Республики на 14 % от активизации хозяйственной деятельности организаций потребительской кооперации, поддержанной в рамках мероприятий Программы.
Выполнение мероприятий Программы при соответствующей государственной поддержке организаций потребительской кооперации позволит наиболее полно задействовать имеющиеся ресурсы и потенциал системы и оказать существенное влияние на социально-экономическое развитие сельских поселений Удмуртской Республики.
XII. Оценка рисков реализации Программы
В ходе реализации Программы могут возникнуть следующие риски:
финансовые риски - в случаях меньшего по сравнению с планируемым объемом финансирования Программы из бюджета Удмуртской Республики. В итоге будут реализованы отдельные мероприятия, которые не позволят выйти на запланированные показатели, что скажется на бюджетной эффективности Программы;
конъюнктурный риск, связанный со структурными и количественными изменениями спроса и предложения на выпускаемую продукцию и динамикой цен. Этот риск существенен, так как объем производства и реализации продукции заложен с учетом инфляции и кризисные явления могут не позволить выполнить намеченные планы;
ресурсные риски, связанные с отсутствием сырья. Этот риск крайне мал, так как в настоящее время освоение товарных ресурсов молока и мяса организациями потребительской кооперации составляет 33 процента;
погодные риски, влекущие снижение урожайности картофеля и овощей, дикорастущих ягод и грибов, в результате чего также будут снижены объемы закупок и реализации этих видов продукции;
социальные риски (социальная непривлекательность сельской местности, разрыв между уровнями жизни в городе и на селе, провоцирующие нехватку трудоспособного населения) решаются усилением роли государства в решении социальных проблем на селе, совершенствованием социальной инфраструктуры, расширением строительства социально-бытовых объектов, объектов газо- и водоснабжения, дорог, домов для молодых специалистов (молодых семей), поддержкой личных подсобных хозяйств, которые активно проводятся через реализацию федеральной и республиканской целевых программ, направленных на социальное развитие села, повышение стимула для привлечения на работу и проживание в сельской местности квалифицированных специалистов и тем самым снизят риск реализации Программы.
Риски могут быть существенно снижены за счет исполнения программно-целевого подхода в решении задач развития потребительской кооперации.
Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителя и участников Программы.
Приложение
к ведомственной целевой программе
"Развитие потребительской кооперации
Удмуртской Республики на 2013-2015 годы"
План
мероприятий ведомственной целевой программы "Развитие
потребительской кооперации Удмуртской Республики на 2013-2015 годы"
N |
Наименование мероприятия |
Направления расходов (капитальные вложения, прочие текущие расходы) |
Источники финансирования |
Объемы финансирования в ценах текущих лет (млн. руб.) |
Исполнители |
Ожидаемые результаты (в т.ч. оценка бюджетной, социальной, экономической эффективности мероприятия, общий вклад мероприятия в достижение целевых индикаторов Программы) |
|||
Всего |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. |
Строительство новых магазинов в поселениях, не охваченных торговым обслуживанием потребкооперацией, и на экономически выгодных площадках - в административных центрах муниципальных районов и крупных сельских поселениях (с учетом нормативов обеспеченности жителей товарами и услугами) |
Капитальные вложения |
Иные источники финансирования (средства организаций) |
71 |
26 |
26 |
19 |
Организации потребкооперации (по согласованию) |
Ввод в действие 45 торговых предприятий общей площадью 6,3 тыс.кв. м и получение дополнительного годового товарооборота в сумме 20 млн. руб. |
2. |
Реконструкция, газификация, ремонт магазинов, их перепрофилирование с целью открытия магазинов самообслуживания, специализированных магазинов |
Капитальные вложения. Прочие текущие расходы |
Иные источники финансирования (средства организаций) |
80 |
30 |
26 |
24 |
Организации потребкооперации (по согласованию) |
Реконструкция и газификация не менее 70 магазинов и получение дополнительного товарооборота в сумме 12 млн. руб., увеличение доли оборота организаций потребкооперации |
3. |
Внедрение автоматизации торговых процессов |
Капитальные вложения. Прочие текущие расходы |
Иные источники финансирования (средства организаций) |
16 |
7 |
6 |
3 |
Организации потребкооперации (по согласованию) |
Автоматизация процессов управления продажами, закупками и ценообразованием более чем в 100 магазинах для установления оперативного контроля в режиме реального времени |
4. |
Новое строительство, реконструкция, ремонт предприятий общепита, их перепрофилирование с целью открытия специализированной сети |
Капитальные вложения |
Иные источники финансирования (средства организаций) |
19,4 |
9,7 |
6,3 |
3,4 |
Организации потребкооперации (по согласованию) |
Строительство 2 и реконструкция 30 предприятий, что увеличит количество посадочных мест на 450 ед. |
5. |
Реконструкция объектов в: потребительском обществе "Можгинский консервный завод" - модернизация сушильного цеха, котельной, приобретение оборудования; обществе с ограниченной ответственностью "Зверохозяйство Кизнерского райпо" - модернизация кормокухни, строительство и ремонт шедов, приобретение оборудования; хлебопекарных предприятиях и производственных цехах |
Капитальные вложения |
Иные источники финансирования (средства организаций) |
10
3,6
13,5 |
5
3
9,1 |
3
0,6
2,1 |
2
2,3 |
Организации потребкооперации (по согласованию) |
Сокращение расхода газа, снижение себестоимости продукции, выработка новых видов продукции, повышение ее конкурентоспособности |
6. |
Приобретение нового оборудования и техники для: вновь построенных и реконструированных предприятий торговли и общественного питания; производства товаров народного потребления; убойных пунктов и цехов переработки сельхозпродукции; оборудования для шоковой заморозки полуфабрикатов, ягод и дикоросов, переработки лектехсырья; специализированного транспорта по перевозке хлеба, "Автомагазинов", автофургонов с изотермическими фургонами и холодильным оборудованием |
Капитальные вложения |
Иные источники финансирования (средства организаций) |
100 |
35 |
34 |
31 |
Организации потребкооперации (по согласованию) |
Внедрение прогрессивных технологий, увеличение выпуска и расширение ассортимента продукции, увеличение объемов продажи товаров, требующих особых условий хранения. Увеличение выпуска собственной продукции, расширение ассортимента, эффективное использование производственных мощностей, более полное удовлетворение спроса сельского населения. Обслуживание населенных пунктов, не имеющих стационарной торговой сети |
7. |
Установка теплиц (площадью до 250 кв. м) |
Капитальные вложения. Прочие текущие расходы |
Иные источники финансирования (средства организаций) |
3,4 |
0,3 |
0,1 |
3 |
Организации потребкооперации (по согласованию) |
Организация собственного производства овощей и зелени для нужд общепита и торговли, создание новых рабочих мест |
8. |
Создание по договорам с владельцами личных подворий и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами мини-ферм по откорму свиней, телят, кроликов, птицы |
Прочие текущие расходы |
Иные источники финансирования (средства организаций) |
5,3 |
1,6 |
1,7 |
2 |
Организации потребкооперации (по согласованию) |
Ежегодная организация продажи населению молодняка скота и птицы не менее, чем: поросят - 20 тыс. голов; телят - 1 тыс. голов; птицы - 100 тыс. штук. В счет исполнения обязательств по договорам на откорм животных и птицы авансирование владельцев передачей молодняка, комбикормов, ветпрепаратов |
9. |
Подготовка и повышение квалификации кадров |
Прочие текущие расходы |
Иные источники финансирования (средства организаций) |
6 |
2 |
2 |
2 |
Организации потребкооперации (по согласованию) |
Укрепление кадрового состава как условие повышения конкурентоспособности организаций потребительской кооперации |
10. |
Субсидирование транспортных расходов по перевозке продовольствия, кроме винно-водочных изделий и пива, в сельские населенные пункты, за исключением центров муниципальных районов |
Прочие текущие расходы |
Бюджет Удмуртской Республики |
23 |
7 |
8 |
8 |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики |
Обслуживание потребкооперацией 1,7 тыс. населенных пунктов, в которых расположено более 1,1 тыс. единиц торговых предприятий. Осуществление бесперебойного снабжения сельского населения социально значимыми товарами |
11. |
Субсидирование части стоимости нового оборудования и техники, приобретенных по договорам купли-продажи (поставки), в том числе по договорам лизинга (сублизинга), заключенным после 1 января 2012 года |
Прочие текущие расходы |
Бюджет Удмуртской Республики |
50 |
15 |
15 |
20 |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики |
Модернизация производственных процессов, необходимая для сохранения конкурентоспособности и финансовой устойчивости в современных рыночных условиях, с учетом вступления России в ВТО. Внедрение прогрессивных технологий, увеличение выпуска и расширение ассортимента продукции |
|
Всего, |
|
|
401,2 |
150,7 |
130,8 |
119,7 |
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
бюджет Удмуртской Республики |
|
|
73 |
22 |
23 |
28 |
|
|
|
иные источники финансирования в соответствии с законодательством (средства организаций) |
|
|
328,2 |
128,7 |
107,8 |
91,7 |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства УР от 2 июля 2012 г. N 289 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие потребительской кооперации Удмуртской Республики на 2013-2015 годы"
Зарегистрировано в Управлении Минюста РФ по УР 13 июля 2012 г.
Регистрационный N RU18000201200459
Текст постановления опубликован на сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики в сети Интернет http://www.udmurt.ru от 9 июля 2012 г.
Текст постановления предоставлен Администрацией Президента и Правительства Удмуртской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22 июня 2015 г. N 310 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2015
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 15 марта 2013 г. N104
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 11 января 2013 г. N 5