20 декабря 2010 г., 1 октября 2012 г.
В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 17 июля 2008 года N 33-РЗ "О государственном планировании социально-экономического развития Удмуртской Республики" Правительство Удмуртской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Туберкулез" на 2010-2015 годы.
2. Определить Министерство здравоохранения Удмуртской Республики государственным заказчиком - координатором, Главное управление ветеринарии Удмуртской Республики - государственным заказчиком программы, указанной в пункте 1 настоящего постановления.
Председатель Правительства Удмуртской Республики |
Ю.С. Питкевич |
Республиканская целевая программа
"Туберкулез" на 2010-2015 годы
(утв. постановлением Правительства УР от 8 июня 2009 г. N 140)
20 декабря 2010 г., 1 октября 2012 г.
1. Паспорт республиканской целевой программы
"Туберкулез" на 2010-2015 годы
Наименование Программы |
республиканская целевая программа "Туберкулез " на 2010-2015 годы |
Основание для разработки Программы |
постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 года N 280 "О федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)" распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 23 марта 2009 года N 195-р "О разработке проекта республиканской целевой программы "Туберкулез" на 2010-2015 годы" |
Государственные заказчики Программы |
Министерство здравоохранения Удмуртской Республике (государственный заказчик - координатор), Главное управление ветеринарии Удмуртской Республик (государственный заказчик) |
Разработчики Программы |
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики Главное управление ветеринарии Удмуртской Республики |
Исполнители Программы |
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики Главное Управление ветеринарии Удмуртской Республики Государственное учреждение здравоохранения "Республиканская клиническая туберкулезная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" |
Цели Программы |
1. Улучшение эпидемиологической ситуации по туберкулезу в Удмуртской Республике. 2. Совершенствование профилактики туберкулеза. 3. Совершенствование организации оказания медицинской помощи населению. 4. Обеспечение устойчивого эпизоотического благополучия по туберкулезу животных. |
Задачи Программы |
1. Совершенствование диагностики, лечения и комплексной программы медико-социальной реабилитации больных туберкулезом. 2. Проведение лечебно-оздоровительных, санитарно-просветительных и природно-охранных мероприятий, направленных на снижение туберкулеза, а также формирование сознания населения об индивидуальной ответственности каждого за состояние своего здоровья. 3. Улучшение материально-технической базы противотуберкулезной службы, в том числе в рамках проведения структурных преобразований в системе здравоохранения с целью оптимизации в сети лечебно-профилактических учреждений. 4. Внедрение современных методов диагностики туберкулеза животных. |
Целевые индикаторы Программы |
1. Снижение заболеваемости населения активными формами туберкулеза до 73 случаев на 100 тыс. населения. 2. Снижение смертности от туберкулеза, в том числе в трудоспособном возрасте, до 16,5 случаев на 100 тыс. населения. 3. Снижение инвалидизации от туберкулеза до 1,2 случаев на 10 тыс. населения. 4. Отсутствие случаев заболевания туберкулезом среди животных и птиц. |
Сроки и этапы реализации Программы |
Сроки реализации Программы - 2010-2015 годы. |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования составляет 1286,6 млн. рублей (с учетом прогноза цен на соответствующие годы), из них: - средства бюджета Удмуртской Республики - 586,21 млн. рублей, в том числе: 2010 г. - 20,1 млн. рублей 2011 г. - 357,29 млн. рублей 2012 г. - 45,91 млн. рублей 2013 г. - 48,21 млн. рублей 2014 г. - 54,9 млн. рублей 2015 г. - 59,8 млн. рублей; - средства федерального бюджета - 700,4 млн. рублей (по согласованию). Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период). В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и критериям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены, в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики. Финансирование мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета осуществляется на основании нормативных правовых актов Российской Федерации. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, показатели социально-экономической эффективности Программы |
1. Улучшение эпидемической обстановки по туберкулезу в Удмуртской Республике. 2. Обеспечение устойчивого эпизоотического благополучия по туберкулезу животных в Удмуртской Республике. 3. Улучшение диагностики и выявления заболевания туберкулезом на ранних стадиях. 4. Улучшение показателей эффективности лечения больных туберкулезом в Удмуртской Республике. 5. Обеспечение полного охвата населения мероприятиями специфической, санитарной и социальной профилактики туберкулеза. 6. Обеспечение адресной социальной поддержки нуждающихся больных туберкулезом. 7. Укрепление материально-технической базы фтизиатрической и ветеринарной службы. 8. Укрепление кадрового потенциала фтизиатрической и ветеринарной службы, повышение уровня подготовки специалистов. 9. Снижение заболеваемости туберкулезом до 73,0 на 100 000 населения. 10. Снижение смертности от туберкулеза до 16,5 на 100 000 населения. 11. Увеличение доли случаев прекращения бактериовыделения (после окончания основного курса лечения) до 80 %. 12. Снижение заболеваемости активными формами туберкулеза среди контактов с бацилловыделителями до 1350 на 100 000 контактирующих. 13. Снижение уровня инвалидности от туберкулеза до 1,2 на 10 000 населения. 14. Обеспечение своевременности прохождения врачами-фтизиатрами курсов повышения квалификации - 1 раз в 5 лет. 15. Снижение количества животных, направляемых на диагностический убой, на 250 голов. |
2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Республиканская целевая программа "Туберкулез" на 2010-2015 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 года N 280 "О федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)", распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 23 марта 2009 года N 195-р "О разработке проекта республиканской целевой программы "Туберкулез" на 2010-2015 годы".
В Удмуртской Республике ухудшение эпидемиологической ситуации по туберкулезу регистрируется с 1993 года. В течение 7 лет произошел скачкообразный рост показателя заболеваемости активными формами туберкулеза с 39,0 до 103,4 на 100 тысяч населения, связанный с проявлениями экономического кризиса и асоциальными факторами периода перестройки.
В России и в Удмуртии с 2001 года начато дополнительное финансирование противотуберкулезных мероприятий программными методами, что позволило несколько стабилизировать эпидемиологическую ситуацию и достигнуть определенных показателей и индикаторов в последующие годы.
В настоящее время социально-экономическая ситуация ухудшается, финансирование противотуберкулезной службы недостаточное, что вновь приводит к росту заболеваемости. Так, в 2007 году показатель заболеваемости туберкулезом в целом по республике составлял 81,5 на 100 тысяч населения (по Российской Федерации - 83,2), в 2008 году он достиг уровня 81,6. В 8 районах (Воткинский, Кизнерский, Киясовский, Малопургинский, Сарапульский, Увинский, Якшур-Бодьинский, Ярский) и городах Сарапуле, Воткинске показатель заболеваемости превышает эпидемический порог (100 случаев на 100 тыс. населения). Выше среднереспубликанского уровня показатель заболеваемости туберкулезом регистрируется в 12 районах и 2-х городах республики.
Заболеваемость населения в Удмуртской Республике бациллярными формами за последние 10 лет выросла в 1,4 раза и составила в 2008 году 36,7 на 100 тысяч населения (по Российской Федерации в 2007 г. - 34,2). Около 17,5 % больных с бактериовыделением имеют множественную лекарственную устойчивость.
Резкое снижение уровня заболеваемости туберкулезом у детей в 2008 году (до 6,5 на 100 тыс. детского населения) по сравнению с 2007 годом (13,9) связано с недовыявлением активных форм туберкулеза в общей лечебной сети и является прогностически неблагоприятным эпидемиологическим признаком на фоне роста заболеваемости туберкулезом взрослого населения республики.
Профессиональная заболеваемость сотрудников противотуберкулезной службы туберкулезом превышает показатель заболеваемости населения республики в 4 раза и составляет 350,1 на 100 тысяч сотрудников в 2008 году.
Заболеваемость контингентов в системе Управления Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации по Удмуртской Республике в 2008 году составила 905,3 на 100 тысяч спецконтингентов (2007 г. - 837,0).
Рост заболеваемости туберкулезом наблюдается среди ВИЧ-инфицированных больных, что требует определенных условий и дополнительных расходов для их лечения.
Распространенность активными формами туберкулеза в 2008 году составляет 224,9 на 100 тысяч населения (по Российской Федерации - 194,5 в 2007 году).
Туберкулез как основная причина смерти от инфекционных заболеваний составляет 70 процентов.
В 2008 году показатель смертности от туберкулеза в Удмуртской Республике составляет 16,6 на 100 тысяч населения (по Российской Федерации в 2007 г. 18,4 на 100 тысяч населения).
Высокий уровень показателей заболеваемости и смертности населения влияет и на эпизоотическую обстановку по туберкулезу в республике.
Тщательный анализ, оценка и пересмотр существующих принципов и требований к организации противотуберкулезных мероприятий требует создания более эффективной системы по предупреждению распространения туберкулеза и подготовки настоящей Программы в рамках государственной стратегии борьбы с социально значимыми заболеваниями.
Целесообразность использования программно-целевого метода при решении проблем, связанных с туберкулезом, подтверждается результатами последовательной государственной политики в сфере здравоохранения, реализацией национальных проектов и целевых программ Российской Федерации и Удмуртской Республики, в том числе реализацией республиканской целевой программы "Туберкулез" на 2006-2009 годы:
сдержаны темпы роста эпидемиологических показателей по туберкулезу (за 2006-2008 г. заболеваемость всеми формами туберкулеза населения снизилась на 3,4 процента, показатель смертности от туберкулеза - на 9,4 процента, охват подлежащего населения профилактическими осмотрами на туберкулез увеличился с 67 процентов (2005 г.) до 72,9 процентов (2008 г.);
сохранена бесплатность и доступность противотуберкулезной помощи населению в Удмуртской Республике;
фтизиатрическая служба обеспечена основными противотуберкулезными препаратами;
противотуберкулезные учреждения оснащаются современным медицинским и технологическим оборудованием;
применяются современные виды диагностики туберкулеза.
Однако, эпидемиологическая ситуация по туберкулезу как в Российской Федерации, так и в Удмуртской Республике, остается крайне напряженной, требующей объединенных усилий всех заинтересованных ведомств для защиты населения от туберкулеза.
При этом анализ ситуации по туберкулезу в России и в Удмуртии говорит о том, что проблема туберкулеза не рассматривается только как медицинская. Пути предупреждения распространения туберкулеза среди населения необходимо искать в целостном подходе, учитывающем все действующие силы и факторы, влияющие на эпидемическую безопасность.
Только при системном подходе и взаимодействии органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях имеется реальная перспектива управляемого воздействия на предупреждение и распространение туберкулеза в Удмуртской Республике.
Организация и осуществление мероприятий по предупреждению и распространению туберкулеза в Удмуртской Республике без принятия и реализации республиканской целевой программы "Туберкулез" может привести к следующим чрезвычайно неблагоприятным последствиям:
к ухудшению эпидемиологической и эпизоотической ситуации по туберкулезу;
к дальнейшему ухудшению материально-технической базы противотуберкулезных учреждений и значительному отставанию в оснащении современным лечебно-диагностическим оборудованием, что приведет к более позднему выявлению больных туберкулезом и будет способствовать дальнейшему распространению инфекции. Кроме того, выявление больных на более поздних стадиях заболевания снизит эффективность лечения, приведет к росту затрат и ухудшит прогноз в отношении полного выздоровления и восстановления трудоспособности граждан;
к уменьшению количества специалистов, работающих по предупреждению заболевания туберкулезом и его лечению, из-за низкой мотивации и престижа профессии и т.д.
В итоге будет утрачен контроль над процессами распространения туберкулезной инфекции, что приведет к эпидемии туберкулеза в Удмуртской Республике и потребует значительного увеличения объема ресурсов на оказание специализированной помощи, локализации и ликвидации эпидемиологического и эпизоотического очага, которые в десятки раз превзойдут расходы на мероприятия по предупреждению распространения туберкулеза в настоящее время.
3. Социально-экономическая значимость проблемы
для населения Удмуртской Республики
Решение проблемы по предупреждению распространения туберкулеза и совершенствованию противотуберкулезной службы в Удмуртской Республике будет осуществляться путем обоснованного выбора мероприятий по всем направлениям реализации Программы. Финансирование мероприятий Программы из бюджета Удмуртской Республики дополняется финансированием за счет средств федерального бюджета. Координация мероприятий Программы способствует эффективности их реализации, достижению целей и задач по предупреждению распространения туберкулеза и совершенствованию противотуберкулезной службы в Удмуртской Республике.
В положениях программы социально-экономического развития Удмуртской Республики приоритетными задачами в сфере здравоохранения являются:
снижение общей и первичной заболеваемости населения, в том числе в трудоспособном возрасте;
улучшение оказания медицинской помощи при инфекционных заболеваниях;
совершенствование и внедрение методов профилактики.
Анализ структуры заболеваемости и причин смертности населения республики указывает на необходимость принятия дополнительных мер по:
обеспечению снижения уровня заболеваемости, инвалидности и смертности при туберкулезе;
оптимизации лечения больных туберкулезом, обеспечению ранней диагностики и профилактики развития тяжелых осложнений при туберкулезе;
увеличению продолжительности и улучшению качества жизни больных туберкулезом;
укреплению материально-технической базы противотуберкулезных учреждений.
В Программе предусмотрены меры по предупреждению распространения туберкулеза и совершенствованию противотуберкулезной службы в Удмуртской Республике.
Полученные результаты будут служить основанием для создания более эффективной системы по предупреждению распространения туберкулеза. Подготовку и реализацию основных мероприятий по ее созданию целесообразно сбалансировать и реализовать в рамках Программы.
4. Основные цели и задачи Программы
1 .Основные цели Программы:
улучшение эпидемиологической ситуации по туберкулезу в Удмуртской Республике;
совершенствование профилактики туберкулеза;
совершенствование организации оказания медицинской помощи населению;
обеспечение устойчивого эпизоотического благополучия по туберкулезу животных в Удмуртской Республике.
2. Задачи Программы:
совершенствование диагностики, лечения и комплексной программы медико-социальной реабилитации для больных туберкулезом;
проведение лечебно-оздоровительных, санитарно-просветительных и природоохранных мероприятий, направленных на снижение туберкулеза, а также формирование сознания населения об индивидуальной ответственности каждого за состояние своего здоровья;
улучшение материально-технической базы противотуберкулезной службы, в том числе в рамках проведения структурных преобразований в системе здравоохранения с целью оптимизации сети лечебно-профилактических учреждений;
внедрение современных методов диагностики туберкулеза животных.
Срок реализации Программы - 2010-2015 годы.
5. Целевые индикаторы
Целевые индикаторы для оценки эффективности и хода реализации Программы представлены в таблице 1.
Таблица 1
7. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Программа реализуется за счет средств федерального бюджета, бюджета Удмуртской Республики, а также по согласованию с органами местного самоуправления в Удмуртской Республике средств местных бюджетов, и путем привлечения средств внебюджетных источников.
Общие затраты на реализацию мероприятий Программы (с учетом прогноза цен на соответствующие годы) составят 1286,6 млн. рублей, из них:
- средства бюджета Удмуртской Республики - 586,21 млн. рублей, в том числе:
2010 г |
20,1 млн. рублей |
2011 г. |
- 357,29 млн. рублей |
2012 г. |
- 45,91 млн. рублей |
2013 г. |
- 48,21 млн. рублей |
2014 г. |
- 54,9 млн. рублей |
2015 г. |
- 59,8 млн. рублей; |
- средства федерального бюджета - 700,4 млн. рублей (2010-2011 г.) (по согласованию).
Финансирование Программы за счет средств бюджета Удмуртской Республики будет осуществляться по следующим направлениям:
капитальные вложения - 425,06 млн. рублей;
текущие расходы - 161,15 млн. рублей.
Объемы финансирования Программы носят ориентировочный характер и определяются в установленном порядке в соответствующих бюджетах на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период). В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и критериям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены, в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики.
Финансирование мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета осуществляется на основании нормативных правовых актов Российской Федерации.
8. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы базируется на принципах партнерства с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Удмуртской Республике, органами местного самоуправления и организациями, четкого разграничения полномочий и ответственности всех исполнителей Программы.
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики (государственный заказчик - координатор Программы) и Главное управление ветеринарии по Удмуртской Республике (государственный заказчик Программы):
обеспечивают реализацию Программы в соответствии с планом мероприятий Программы;
заключают в соответствии с законодательством государственные контракты, связанные с реализацией Программы;
осуществляют координацию и контроль действий исполнителей Программы;
формируют бюджетные заявки на ассигнования из бюджета Удмуртской Республики для финансирования Программы и представляют их в установленном порядке в Министерство экономики Удмуртской Республики.
9. Организация управления Программой
Управление Программой осуществляется государственными заказчиками Программы Министерством здравоохранения Удмуртской Республики
(государственный заказчик - координатор Программы) и Главным управлением ветеринарии по Удмуртской Республике (государственный заказчик Программы) в соответствии с законодательством.
Государственные заказчики несут ответственность за достижение целей и решение задач Программы, обеспечивают достижения значений целевых индикаторов, показателей эффективности, являются главными распорядителями бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы, отчитываются перед Государственным Советом Удмуртской Республики, Правительством Удмуртской Республики о ходе реализации Программы.
Заказчик Программы организует размещение в средствах массовой информации и (или) в сети Интернет данных о Программе и ее реализации.
10. Контроль за реализацией Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляют Министерство здравоохранения Удмуртской Республики (государственный заказчик - координатор Программы) и Главное управление ветеринарии по Удмуртской Республике (государственный заказчик Программы) в соответствии с законодательством.
Государственные заказчики и исполнители Программы осуществляют подготовку и представление в установленном порядке справочно-аналитической информации и ежегодных докладов о ходе реализации мероприятий Программы и эффективности использования финансовых средств.
11. Методика оценки эффективности реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы проводится на основе:
снижения уровня заболеваемости и смертности от туберкулеза путем уменьшения количества больных распространенными формами туберкулеза всех локализаций, нуждающихся в более дорогостоящем и продолжительном стационарном и амбулаторном лечении на 35 %;
снижения уровня инвалидности от туберкулеза и затрат на выплаты пособий по инвалидности данной категории на 20 %.
1. Снижение числа случаев заболеваемости туберкулезом и затрат на лечение больных распространенными формами туберкулеза всех локализаций за счет своевременного выявления специалистами общей лечебной сети составит 35 % за период реализации Программы.
Бюджетная эффективность от реализации Программы (БЭ1) по данному направлению определяется по следующей формуле:
БЭ1 = ((Б х Д х С) + (Б1 х Д1 х С1) + (Б2 х Д2 х С2)) х 35 %, где:
Б - количество больных с распространенными формами туберкулеза (с ВК(+) и деструкцией легочной ткани), нуждающихся в стационарном этапе лечения;
Д - среднее число дней госпитализации одного больного туберкулезом;
С - стоимость одного койко-дня пребывания больного с распространенными формами туберкулеза (с ВК(+) и деструкцией легочной ткани) в противотуберкулезном стационаре;
Б1 - количество больных с распространенными формами туберкулеза (с ВК(+) и деструкцией легочной ткани) с множественной лекарственной устойчивостью, нуждающихся в стационарном этапе лечения;
Д1 - среднее число дней госпитализации одного больного туберкулезом;
С1 - стоимость лечения больного с распространенными формами туберкулеза (с ВК(+) и деструкцией легочной ткани) с множественной лекарственной устойчивостью в противотуберкулезном стационаре;
Б2 - количество больных туберкулезом с распространенными формами туберкулеза (с ВК(+) и деструкцией легочной ткани), нуждающихся в амбулаторном этапе лечения;
Д2 - среднее число дней лечения в условиях поликлиники одного больного туберкулезом;
С 2 - стоимость лечения больного с распространенными формами туберкулеза (с ВК (+) и деструкцией легочной ткани) в поликлинических условиях противотуберкулезного учреждения.
Экономическая эффективность от реализации Программы по данному направлению определяется по следующей формуле:
Ээ1 = ВРП х Д1 х 35 %, где:
ВРП - валовый региональный продукт по Удмуртской Республике, производимый работником в среднем за 1 рабочий день;
Д1 - количество дней нетрудоспособности больных распространенными формами туберкулеза.
2. Снижение уровня инвалидности от туберкулеза и затрат на выплаты пенсий по инвалидности данной категории составит 20 % за период реализации Программы
Экономическая эффективность от реализации Программы (Ээ2) по данному направлению определяется по следующей формуле:
Ээ2 = ((И1 х О1) + ( И2 х О2) + ( ИЗ х ОЗ)) х М х 20 %, где:
По-видимому, в в предыдущем абзаце пропущена часть текста
И1 - количество больных туберкулезом всех локализаций, имеющих инвалидность I группы по туберкулезу;
О1 - размер ежемесячной пенсии одному больному с I группой инвалидности по туберкулезу;
И2 - количество больных туберкулезом всех локализаций, имеющих инвалидность II группы по туберкулезу;
О2 - размер ежемесячной пенсии одному больному с II группой инвалидности по туберкулезу;
ИЗ - количество больных туберкулезом всех локализаций, имеющих инвалидность III группы по туберкулезу;
О3 - размер ежемесячной пенсии одному больному с III группой инвалидности по туберкулезу;
И4 - количество больных туберкулезом детей, имеющих инвалидность по туберкулезу;
О4 - размер ежемесячной пенсии одному больному ребенку с инвалидностью по туберкулезу;
М - количество месяцев реализации Программы.
Экономическая эффективность от реализации Программы по данному направлению определяется по следующей формуле:
ЭэЗ = ВРП х Д2 х 20 %, где:
ВРП - валовый региональный продукт по Удмуртской Республике, производимый работником в среднем за 1 рабочий день;
Д2 - количество дней нетрудоспособности.
Экономическая эффективность в целом от реализации Программы за период с 2010 г. по 2015 г. определяется по следующей формуле:
Ээ = Ээ1 + Ээ2 + ЭэЗ.
Оценка эффективности Программы по предотвращению распространения туберкулеза среди животных осуществляется по методике определения экономической эффективности ветеринарных мероприятий, утвержденной начальником Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 21.02.1997 г.
Предотвращенный ущерб в результате профилактики и ликвидации заболевания животных туберкулезом:
а) расчет ущерба, предотвращенного в результате профилактики бешенства среди крупного рогатого скота:
П_у = (М_0 х К_ЗВ2 - М_3) х К_п х Ц, где
П_у - экономический эффект, предотвращенный в результате проведения ветеринарных мероприятий;
М_0 - общее поголовье восприимчивых животных;
К_ЗВ2 - коэффициент возможной заболеваемости животных в регионе;
М_3 - число заболевших животных в регионе;
К_п - удельная величина потерь основной продукции в расчете на одно заболевшее животное, кг;
Ц - цена реализации единицы продукции;
П_у = (430918 x 0,0114 - 50) х 105,5 x 96 = 49,2 млн. руб.;
б) экономический эффект, полученный в результате профилактики туберкулеза:
Э_в = П_у - З_в, где
Э_в - экономический эффект от проведения профилактических оздоровительных и лечебных мероприятий на рубль затрат;
З_в - затраты на ветеринарные мероприятия;
Э_в = 49,2 - 3,8 = 45,4 млн. руб.;
в) определение экономической эффективности профилактического мероприятия в расчете на один рубль затрат:
Э_р = Э_в:3_в = 45,4 : 3,8 = 11,9 руб.
12. Оценка социальной, экономической,
бюджетной эффективности Программы
Реализация программных мероприятий позволит значительно улучшить качество жизни и увеличить ее продолжительность, сохранить трудовой потенциал больных, обеспечить формирование здорового образа жизни населения, снизить социальную и психологическую напряженность в обществе вследствие угрозы распространения туберкулеза.
Экономическая эффективность будет выражаться в снижении вреда, причиняемого обществу туберкулезом, а также в снижении затрат на лечение больных активными формами туберкулеза при своевременном их выявлении специалистами общей сети.
1. Снижение числа случаев заболеваемости туберкулезом и затрат на лечение больных распространенными формами туберкулеза всех локализаций за счет своевременного выявления специалистами общей лечебной сети составит 35 % за период реализации Программы.
Бюджетная эффективность от реализации Программы (БЭ1) по данному направлению определяется по следующей формуле:
БЭ1 = ((4890 х 120 х 1405,1) + (1380 х 180 х 4215,3) + (7920 х 90 х 761,9)) х 35 % = 845 136,4 тыс. руб, где:
4890 - количество больных с распространенными формами туберкулеза (с ВК(+) и деструкцией легочной ткани), нуждающихся в стационарном этапе лечения;
120 - среднее число дней госпитализации одного больного туберкулезом;
1405,1 руб. - расчетная стоимость одного койко-дня пребывания больного с распространенными формами туберкулеза (с ВК(+) и деструкцией легочной ткани) в противотуберкулезном стационаре (Приказ МЗ и СР РФ N 572 от 21.07.2008 г. "Стандарт медицинской помощи больным туберкулезом");
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "N 572 от 21.07.2008 г." имеется в виду "N 572 от 21.07.2006 г."
1380 - количество больных с распространенными формами туберкулеза (с ВК(+) и деструкцией легочной ткани) с множественной лекарственной устойчивостью, нуждающихся в стационарном этапе лечения;
180 - среднее число дней госпитализации одного больного туберкулезом;
4215,3 - стоимость лечения больного с распространенными формами туберкулеза (с ВК(+) и деструкцией легочной ткани) с множественной лекарственной устойчивостью в противотуберкулезном стационаре;
7920 - количество больных с распространенными формами туберкулеза (с ВК(+) и деструкцией легочной ткани), нуждающихся в амбулаторном этапе лечения;
90 - среднее число дней лечения в условиях поликлиники одного больного туберкулезом;
761,9 руб. - расчетная стоимость лечения больного с распространенными формами туберкулеза (с ВК(+) и деструкцией легочной ткани) в поликлинических условиях противотуберкулезного учреждения (Приказ МЗ и СР РФ N 572 от 21.07.2008 г. "Стандарт медицинской помощи больным туберкулезом").
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "N 572 от 21.07.2008 г." имеется в виду "N 572 от 21.07.2006 г."
Экономическая эффективность от реализации Программы по данному направлению определяется по следующей формуле:
Ээ1 = 1202 х 554 040 х 35 % = 223 084,6 тыс. руб., где:
1202 руб. - валовый региональный продукт по Удмуртской Республике, производимый работником в среднем за 1 рабочий день;
554 040 - количество дней нетрудоспособности (1080 х 513, где:
1080 - среднее число дней нахождения одного больного на больничном листе за годы реализации Программы;
513 - фактическое число больных с распространенными формами туберкулеза (с ВК(+) и деструкцией легочной ткани, находящихся ежегодно на больничном листе).
2. Снижение уровня инвалидности от туберкулеза и затраты на выплаты пенсий по инвалидности данной категории составит 20 % за период реализации Программы
Экономическая эффективность от реализации Программы (Ээ2) по данному направлению определяется по следующей формуле:
Ээ2 = ((17 х 8000) + (523 х 4500) + (198 х 2000) + (14 х 3200)) х 72 х 20 % = 42 196,3 тыс. руб., где:
17 - количество больных туберкулезом всех локализаций, имеющих инвалидность I группы по туберкулезу;
8000 руб. - размер ежемесячной пенсии одному больному с I группой инвалидности по туберкулезу;
523 - количество больных туберкулезом всех локализаций, имеющих инвалидность II группы по туберкулезу;
4500 руб. - средний размер ежемесячной пенсии одному больному с II группой инвалидности по туберкулезу;
198 - количество больных туберкулезом всех локализаций, имеющих инвалидность III группы по туберкулезу;
2000 руб. - размер ежемесячной пенсии одному больному с III группой инвалидности по туберкулезу;
14 - количество больных туберкулезом детей, имеющих инвалидность по туберкулезу;
3200 руб. - средний ежемесячный размер пенсии на одного ребенка, имеющего инвалидность по туберкулезу;
72 - количество месяцев реализации Программы.
Экономическая эффективность от реализации Программы по данному направлению определяется по следующей формуле:
ЭэЗ = 1202 х 472 506 х 20 % = 113 590,4 тыс. руб., где:
1202 руб. - валовый региональный продукт по Удмуртской Республике, производимый работником в среднем за 1 рабочий день;
472 506 - количество дней нетрудоспособности (365 дн. х 215 чел. + 92 дн. х 3 чел.) х 6, где:
365 - фактических дней нетрудоспособности больных с I, II и III (нерабочей) группой инвалидности, 92 - фактических дней нетрудоспособности больных с III (рабочей) группой инвалидности по туберкулезу;
215 - фактическое число больных с I, II и III (нерабочей) группой инвалидности;
92 - фактических дней нетрудоспособности больных с III (рабочей) группой инвалидности по туберкулезу.
Бюджетная эффективность от реализации Программы за период с 2010 г. по 2015 г. составит:
БЭ = 845 136,4 тыс. руб.
Экономическая эффективность в целом от реализации Программы за период с 2010 г. по 2015 г. составит:
Ээ = 223 084,6 + 113 590,4 + 42 196,3 = 378 871,3 тыс. руб.
13. Оценка рисков реализации Программы
Решение проблемы по предупреждению распространения туберкулеза и совершенствованию противотуберкулезной службы в Удмуртской Республике будет осуществляться путем обоснованного выбора мероприятий по всем направлениям реализации Программы. Финансирование мероприятий программы из бюджета Удмуртской Республики дополняется финансированием за счет средств федерального бюджета. Координация мероприятий Программы способствует эффективности их реализации, достижению целей и задач по предупреждению распространения туберкулеза и совершенствованию противотуберкулезной службы в Удмуртской Республике.
При решении данной проблемы программно-целевым методом возможно три варианта реализации Программы, отличающиеся объемами финансирования.
Первый вариант - финансовое обеспечение реализации Программы в заявленных объемах.
Утверждение Программы по первому варианту позволит достичь поставленной цели.
При этом варианте реализация Программы сопряжена с макроэкономическими рисками, связанными с возможностью снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, возникновения бюджетного дефицита.
Второй вариант - принятие Программы с объемом финансирования от 50 до 80 процентов заявленного объема.
При этом варианте финансирование Программы будет сосредоточено на наиболее эффективных мероприятиях, обеспечивающих стабилизацию основных показателей заболеваемости туберкулезом, а также на мероприятиях, требующих относительно небольших объемов финансирования.
Третий вариант - принятие Программы с объемом финансирования менее 50 процентов.
По этому варианту финансирование Программы сосредоточено на наименее затратных первоочередных мероприятиях.
Постановлением Правительства УР от 1 октября 2012 г. N 421 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 1
к республиканской целевой программе
"Туберкулез" на 2010-2015 годы
План мероприятий
республиканской целевой программы "Туберкулез" на 2010-2015 годы
20 декабря 2010 г., 1 октября 2012 г.
Наименование мероприятия
|
Направления расходов, в том числе: капитальные вложения; НИОКР; текущие расходы |
Источники финансирования
|
Объем финансирования (тыс. рублей, в ценах текущих лет) |
Исполнитель
|
Ожидаемые результаты
|
||||||||
всего |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|||||||
Совершенствование нормативной правовой базы, в том числе: - распоряжение Правительства УР об увеличении бюджетных ассигнований на питание больных противотуберкулезных учреждений |
|
Бюджет Удмуртской Республики |
В пределах текущего финансирования |
МЗ УР* |
Создание эффективной системы по предупреждению распространения туберкулеза в Удмуртской Республике |
||||||||
Совершенствование диагностики туберкулеза и комплексной программы медико-социальной реабилитации больных туберкулезом, в том числе: - создание на базе ГУЗ РКТБ МЗ УР центров: - консультативного бактериологического, - специализиро ванного телемедицинского; - обеспечение мерами социальной поддержки больных туберкулезом |
|
Бюджет Удмуртской Республики |
В пределах текущего финансирования |
МЗ УР |
Создание эффективной системы по предупреждению распространения туберкулеза в Удмуртской Республике |
||||||||
Строительство в городе Ижевске лечебного корпуса с поликлиникой на 200 коек и 250 посещений государственного учреждения здравоохранения "Республиканская клиническая туберкулезная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" |
Капитальные вложения |
Итого: |
425060 |
0 |
335800 |
22310 |
22310 |
22310 |
22330 |
МЗ УР, ГУЗ РКТБ МЗ УР* |
Улучшение материально-технической базы противотуберкулезной службы |
||
Капитальные вложения |
Бюджет Удмуртской Республики |
425060 |
0 |
335800 |
22310 |
22310 |
22310 |
22330 |
|||||
Капитальные вложения |
Федеральный бюджет |
По согласованию |
|
|
|||||||||
Проведение лечебно-диагностических мероприятий, в том числе: |
Текущие расходы |
Итого: |
100577,6 |
16300 |
16500 |
17056,6 |
16800 |
16900 |
17021 |
МЗ УР ГУЗ РКТБ МЗ УР |
Снижение уровня заболеваемости, смертности и инвалидности от туберкулеза, увеличение эффективности лечения больных туберкулезом |
||
- приобретение медикаментов |
Текущие расходы |
Бюджет Удмуртской Республики |
100577,6 |
16300 |
16500 |
17056,6 |
16800 |
16900 |
17021 |
||||
Текущие расходы |
Федеральный бюджет |
по согласованию |
|
||||||||||
- приобретение современного оборудования |
Текущие расходы |
Федеральный бюджет |
по согласованию |
|
|||||||||
Проведение профилактических мероприятий |
Текущие расходы |
Итого: |
7858,0 |
1335 |
1355 |
1008,4 |
1375 |
1385 |
1399,6 |
МЗ УР ГУЗ РКТБ МЗ УР |
Снижение уровня заболеваемости в очагах туберкулезной инфекции, повышение уровня санитарной грамотности и настороженности против туберкулеза населения республики |
||
Текущие расходы |
Бюджет Удмуртской Республики |
7858,0 |
1335 |
1355 |
1008,4 |
1375 |
1385 |
1399,6 |
|||||
Укрепление кадрового потенциала фтизиатрической службы |
Текущие расходы |
Итого: |
1100 |
100 |
100 |
200 |
200 |
250 |
250 |
МЗ УР ГУЗ РКТБ МЗ УР |
Рост уровня оказания квалифицированной фтизиатрической помощи |
||
Текущие расходы |
Бюджет Удмуртской Республики |
1100 |
100 |
100 |
200 |
200 |
250 |
250 |
|||||
Всего по Министерству здравоохранения Удмуртской Республики |
Капитальные вложения Текущие расходы |
|
425060
109535,6 |
0
17735 |
335800
17955 |
22310
18265 |
22310
18375 |
22310
18535 |
22330
18670,6 |
|
|
||
|
Итого: |
534595,6 |
17735 |
353755 |
40575 |
40685 |
40845 |
41000,6 |
|
|
|||
Капитальные вложения Текущие расходы |
Бюджет Удмуртской Республики |
425060
109535,6 |
17735 |
335800
17955 |
22310
18265 |
22310
18375 |
22310
18535 |
22330
18670,6 |
|
|
|||
|
Итого |
534595,6 |
17735 |
353755 |
40575 |
40685 |
40845 |
41000,6 |
|
|
|||
Капитальные вложения Текущие расходы |
Федеральный бюджет |
По согласованию |
|
|
|||||||||
|
Итого |
534595,6 |
17735 |
353755 |
40575 |
40685 |
40845 |
41000,6 |
|
|
|||
Совершенствование диагностики туберкулеза и профилактических мероприятий для сельскохозяйственных животных | |||||||||||||
Приобретение диагностических и питательных средств в том числе: |
Текущие расходы |
|
всего |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
|
||
Итого |
47,8 |
6,6 |
9,7 |
5,5 |
7 |
9,1 |
9,9 |
ГУВ УР* |
Проведение аллергических и дополнительных исследовании |
||||
бюджет Удмуртской Республики |
47,8 |
6,6 |
9,7 |
5,5 |
7 |
9,1 |
9,9 |
||||||
федеральный бюджет |
По согласованию |
|
|||||||||||
Приобретение безыгольных инъекторов |
Текущие расходы
|
Итого |
2289,6 |
384,8 |
133 |
217,4 |
304 |
591,9 |
658,5 |
ГУВ УР
|
Проведение аллергических и дополнительных исследований |
||
бюджет Удмуртской Республики |
2289,6 |
384,8 |
133 |
217,4 |
304 |
591,9 |
658,5 |
||||||
федеральный бюджет |
По согласованию |
||||||||||||
Приобретение спецавтотранспорта |
Текущие расходы
|
Итого |
27686,2 |
- |
1933,5 |
3161,2 |
4419,1 |
8606,4 |
9566 |
ГУВ УР
|
Своевременное проведение профилактических мероприятий (дезинфекция, выезды на проведение аллергических реакций, доставка патологического материала и т.д.) |
||
бюджет Удмуртской Республики |
27686,2 |
- |
1933,5 |
3161,2 |
4419,1 |
8606,4 |
9566 |
||||||
федеральный бюджет |
По согласованию |
||||||||||||
Организация противотуберкулезной пропаганды. Обучение и повышение квалификации специалистов |
Текущие расходы |
Итого |
252,7 |
63 |
- |
- |
- |
- |
189,7 |
ГУВ УР
|
Пропаганда знаний по вопросам профилактики туберкулеза среди населения. Совершенствование лабораторной диагностики туберкулеза. |
||
бюджет Удмуртской Республики |
252,7 |
63 |
- |
- |
- |
- |
189,7 |
||||||
федеральный бюджет |
По согласованию |
|
|||||||||||
Приобретение дезинфекционных средств |
Текущие расходы |
Итого |
6252,5 |
62,0 |
432,3 |
706,8 |
988,1 |
1924 |
2139,3 |
ГУВ УР
|
Проведение профилактических, вынужденных дезинфекций животноводческих помещений, объектов переработки с/х продукции |
||
бюджет Удмуртской Республики |
6252,5 |
62,0 |
432,3 |
706,8 |
988,1 |
1924 |
2139,3 |
||||||
|
федеральный бюджет |
По согласованию |
|
||||||||||
Приобретение оборудования для лабораторной диагностики в том числе: бюджет Удмуртской Республики |
Текущие расходы |
Итого |
15085,6 |
1848,6 |
1026,5 |
1244,1 |
1806,8 |
2923,6 |
6236 |
ГУВ УР |
Обеспечение ГУ ветеринарии УР современным лабораторным диагностическим оборудованием |
||
бюджет Удмуртской Республики |
15085,6 |
1848,6 |
1026,5 |
1244,1 |
1806,8 |
2923,6 |
6236 |
|
|
||||
федеральный бюджет |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Всего по Главному Управлению Ветеринарии |
Текущие расходы |
Итого |
51614,4 |
2365 |
3535 |
5335 |
7525 |
14055 |
18799,4 |
ГУВ УР |
|
||
бюджет Удмуртской Республики |
51614,4 |
2365 |
3565 |
5335 |
7525 |
14055 |
18799,4 |
|
|
||||
федеральный бюджет |
По согласованию |
||||||||||||
Всего по программе |
Капитальные вложения
Текущие расходы |
Всего
Всего |
425060
161150 |
20100 |
335800
21490 |
22310
23600 |
22310
25900 |
22310
32590 |
22330
37470 |
|
|
||
|
Итого: |
586210 |
20100 |
357290 |
45910 |
48210 |
54900 |
59800 |
|
|
|||
Капитальные вложения
Текущие расходы |
Бюджет Удмуртской Республики |
425060
161150 |
20100 |
335800
21490 |
22310
23600 |
22310
25900 |
22310
32590 |
22330
37470 |
|
|
|||
|
Итого |
586210 |
20100 |
357290 |
45910 |
48210 |
54900 |
59800 |
|
|
|||
Капитальные вложения
Текущие расходы |
Федеральный бюджет |
По согласованию |
|
|
|||||||||
|
Итого |
586210 |
20100 |
357290 |
45910 |
48210 |
54900 |
59800 |
|
|
* Список сокращений, используемых в Программе:
МЗ УР - Министерство здравоохранения Удмуртской Республики
ГУЗ РКТБ - государственное учреждение здравоохранения "Республиканская клиническая туберкулезная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики"
ГУВ УР - Главное Управление ветеринарии Удмуртской Республики
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства УР от 8 июня 2009 г. N 140 "Об утверждении республиканской целевой программы "Туберкулез" на 2010-2015 годы"
Текст постановления опубликован в журнале "Собрание Законодательства Удмуртской Республики" от 20 августа 2009 г. N 25, на сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики в сети Интернет http://www.udmurt.ru от 11 июня 2009 г.
Текст постановления предоставлен Администрацией Президента и Правительства Удмуртской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 17 декабря 2012 г. N 560
Постановление Правительства УР от 1 октября 2012 г. N 421
Постановление Правительства УР от 20 декабря 2010 г. N 391