Правительство Удмуртской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие отрасли свиноводства и переработки мяса в Удмуртской Республике на 2013-2015 годы".
2. Определить заказчиком ведомственной целевой программы "Развитие отрасли свиноводства и переработки мяса в Удмуртской Республике на 2013-2015 годы" Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.
Исполняющий обязанности Председателя Правительства |
В.В. Богатырев |
Ведомственная целевая программа
"Развитие отрасли свиноводства и переработки
мяса в Удмуртской Республике на 2013-2015 годы"
(утв. постановлением Правительства УР от 11 января 2013 г. N 6)
I. Паспорт ведомственной целевой программы
Наименование Программы |
Ведомственная целевая программа "Развитие отрасли свиноводства и переработки мяса в Удмуртской Республике на 2013-2015 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1042 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации" |
Заказчик Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики |
Разработчик Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики |
Исполнители Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики |
Цель Программы |
Создание условий для устойчивого развития отрасли свиноводства для обеспечения населения высококачественным мясом свиней |
Задачи Программы |
Ускоренное развитие свиноводства для производства конкурентоспособной продукции свиноводческими предприятиями за счет применения инновационных, ресурсосберегающих технологий. Совершенствование племенных и продуктивных качеств свиней за счет создания новых высокопродуктивных линий, типов, пород. Развитие производственной инфраструктуры отрасли (строительство, реконструкция и модернизация объектов первичной и глубокой переработки, хранения и сбыта мясной продукции) |
Целевые индикаторы Программы |
Производство свинины (в убойном весе), тыс. тонн. Реализация племенного молодняка свиней, голов |
Сроки и этапы реализации Программы |
2013-2015 годы, выделение этапов реализации Программы не предусмотрено |
Объемы и источники финансирования Программы по годам реализации |
Предполагаемый общий объем финансирования Программы составляет 3322,9 млн. рублей, из них средства бюджета Удмуртской Республики 227,3 млн. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 71,4 млн. рублей, 2014 год - 75,7 млн. рублей, 2015 год - 80,2 млн. рублей. Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год и на плановый период. Программа реализуется за счет средств бюджета Удмуртской Республики в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики на указанные цели. В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности может быть принято решение о сокращении, начиная с очередного финансового года, бюджетных ассигнований на реализацию Программы или о досрочном прекращении ее реализации в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики. Для выполнения мероприятий, предусмотренных Программой, могут быть привлечены иные источники финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации. Объем финансирования за счет иных источников финансирования ориентировочно составляет 3095,6 млн. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 137,9 млн. рублей, 2014 год - 1254,4 млн. рублей, 2015 год - 1703,3 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
Увеличение объемов производства мяса свиней в 1,1 раза к 2015 году. Доведение прироста численности работников отрасли до 0,7 %. Увеличение выручки от реализации продукции в 1,3 раза к 2015 году |
Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить увеличение производства и переработки мяса свиней, улучшение инфраструктуры, рост налоговых поступлений, развитие сельских территорий, повышение уровня жизни сельского населения.
II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа,
включая анализ причин ее возникновения, целесообразность и
необходимость ее решения программно-целевыми методами
Для обеспечения населения страны безопасной отечественной продукцией Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года N 120 принята Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. В соответствии с Доктриной доля отечественной продукции мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка должна быть не менее 85 процентов.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике в 2011 году в среднем на душу населения в России потреблено 63,4 кг мяса и мясопродуктов при нормативе 75,0 кг, произведено мяса на душу населения в убойном весе - 72 кг, в том числе мяса свиней - 32,7 кг.
Темпы прироста живой массы свиней опережают темпы прироста живой массы крупного рогатого скота и птицы. Отрасль свиноводства в Удмуртской Республике является одной из важнейших составляющих агропромышленного комплекса для обеспечения занятости населения и снабжения его мясом (таблица 1).
Таблица 1
Основные показатели
отрасли свиноводства в Удмуртской Республике в 1990-2011 годах
Наименование |
Год |
||||||
1990 |
2000 |
2005 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|
Все категории хозяйств | |||||||
Поголовье, тыс. гол. |
464,7 |
258,1 |
264,4 |
326,7 |
306,2 |
315,0 |
289,4 |
в том числе в сельскохозяйственных предприятиях | |||||||
Поголовье, тыс. гол. |
382,1 |
172,0 |
200,0 |
270,9 |
261,6 |
269,8 |
252,0 |
Производство мяса в убойном весе, тыс. тонн |
31,6 |
14,4 |
26,8 |
37,7 |
40,9 |
39,5 |
40,2 |
Выход поросят на 100 основных свиноматок, голов |
1604 |
1416 |
1976 |
2055 |
2077 |
2378 |
2422 |
В Удмуртии производством мяса свиней занимаются 21 товарное, 8 специализированных хозяйств и предприятий промышленного свиноводства. На предприятиях промышленного свиноводства сосредоточено 229,2 тыс. голов свиней, что составляет 77,4 % от поголовья свиней всех категорий хозяйств республики. Предприятия промышленного свиноводства ежегодно производят свыше 27 тыс. тонн (в убойном весе) или более 64 % валового производства свинины. С 2005 по 2011 годы производство мяса в живой массе в хозяйствах всех категорий выросло со 138,2 до 166,3 тыс. тонн. В общем объеме реализации скота и птицы на убой свинина занимает около 40 %. Потребление свинины на душу населения в год в Удмуртской Республике составляет 26,4 кг.
Однако этот рост пока еще недостаточен и неустойчив. Это связано с тем, что в ряде организаций свиноводческой отрасли техническая оснащенность, технологическое оборудование остаются устаревшими, биологический потенциал животных используется не в полной мере. В условиях экономического кризиса рост цен на комбикорма, энергетические и материальные ресурсы, снижение покупательной способности населения, слабый менеджмент приводят к ухудшению финансового состояния свиноводческих организаций. Высокий уровень потребления кормов, ветеринарных и эксплуатационных затрат делают свиноводство малорентабельным и непривлекательным для инвесторов.
Основным фактором, не позволяющим отрасли свиноводства выйти на качественно новый уровень развития, является отсутствие возможности удовлетворения потребности населения в мясных продуктах глубокой переработки. Поэтому в настоящее время необходимо пересмотреть подходы к отрасли в целом. Это - целенаправленная селекционно-племенная работа, использование инновационных технологий, ветеринарное благополучие отрасли.
Полноценное ведение селекционной работы невозможно без создания в Удмуртской Республике новых производственных мощностей с обеспечением их всеми необходимыми инженерными инфраструктурными объектами.
Решение указанной проблемы приведет к углублению специализации и увеличению объемов выращивания и откорма свиней, качественному обновлению производственной базы племенного и товарного свиноводства.
Одним из сдерживающих факторов ускоренного развития российского мясного свиноводства является недостаточно развитая производственно-технологическая база по убою, первичной и глубокой переработке свиней, хранению и сбыту готовой продукции. Применяемые технологии не позволяют получать товарное мясо высокого качества с оптимальными сроками хранения и, тем самым, создают условия для ввоза мяса импортного производства.
Диверсификация производства первичной переработки свиней позволит предприятиям адаптироваться к быстро меняющимся условиям на рынке мясной продукции, повышать конкурентоспособность вырабатываемой продукции для заполнения отечественного продовольственного рынка мясной продукцией собственного производства до уровня, обеспечивающего продовольственную безопасность.
Решение данной проблемы реализуется путем строительства современных производственных комплексов по развитию племенного свиноводства, модернизацию мощностей по первичной и глубокой переработке мяса, которые обеспечат условия более полного, комплексного и рационального сбора и использования побочных сырьевых ресурсов, на долю которых приходится до 50 процентов массы убойных животных.
Работа современных предприятий по убою и переработке скота обеспечит потребности многих отраслей народного хозяйства в полноценном отечественном сырье. В частности, сбор эндокринно-ферментного и специального сырья позволит возродить производство отечественных медицинских и косметических препаратов; кишечное сырье востребовано в медицинской, пищевой и легкой промышленности; шкуры убойных животных будут использоваться на отечественных предприятиях кожевенной, легкой, обувной и меховой промышленности.
Эффективная организация системы сбыта является одним из главных условий успешной работы предприятий мясной отрасли.
Сбыт мясной продукции обычно территориально ограничен местом производства и регионами, к нему прилегающими. Для расширения границ реализации продукции необходима развитая система транспортно-логистических комплексов (центров), предоставляющих квалифицированные услуги на рынке мяса.
С целью интенсификации производства мяса, комплексной переработки сырья на современных высокотехнологичных предприятиях необходимо обеспечить ввод дополнительных мощностей для переработки 26 тыс. тонн мяса на кости в год, расширение ассортимента продукции и создание в регионе снабженческо-сбытовых центров мощностью не менее 1,2 тыс. тонн единовременного хранения выработанной продукции.
Для обеспечения концентрации и координации финансовых и организационных ресурсов с целью увеличения мощностей по выращиванию и откорму свиней, первичной и глубокой переработки мяса свиней, хранению и сбыту, финансовой устойчивости хозяйств, организации взаимодействия заинтересованных хозяйствующих субъектов и обеспечения населения Удмуртской Республики и других регионов продукцией высокого качества возникла необходимость программно-целевого подхода.
Социально-экономическая значимость Программы заключается в повышении уровня интенсификации отрасли, как одной из ведущих в экономике АПК. Посредством решения данной проблемы параллельно решаются вопросы:
- повышения экономической эффективности, финансовой устойчивости товаропроизводителей;
- модернизации перерабатывающих производств, повышения качества производимой продукции;
- обеспечения доступности качественных продуктов питания для населения республики;
- повышения занятости населения путем создания дополнительных рабочих мест.
Реализация Программы будет способствовать достижению стратегической цели - повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельскохозяйственного производства и успешного развития приоритетных отраслей сельского хозяйства, а также решению тактических задач по дальнейшей интенсификации животноводства.
Поскольку производство и переработка мяса свиней не имеет прямого влияния сезонных изменений, отрасль обеспечивает круглогодичную занятость людей и постоянный доход субъектам хозяйствования в течение всего календарного года.
III. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Целью Программы является создание условий для устойчивого развития отрасли свиноводства для обеспечения населения высококачественным мясом свиней.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
ускоренное развитие свиноводства для производства конкурентоспособной продукции свиноводческими предприятиями за счет применения инновационных, ресурсосберегающих технологий;
совершенствование племенных и продуктивных качеств свиней за счет создания новых высокопродуктивных линий, типов, пород;
развитие производственной инфраструктуры отрасли (строительство, реконструкция и модернизация объектов первичной и глубокой переработки, хранения и сбыта мясной продукции).
Сроки реализации Программы - 2013-2015 годы. Разделение Программы на этапы ее реализации не предусматривается.
IV. Целевые индикаторы Программы
Целевыми индикаторами и показателями эффективности, позволяющими оценивать ход реализации Программы, будут являться данные, отраженные в таблице 2.
Таблица 2
Целевые индикаторы и показатели эффективности Программы
Наименование целевого индикатора и показателя эффективности |
Единицы измерения |
2011 год (базовый) |
2012 год |
Прогноз |
||
2013 год |
Плановый период |
|||||
2014 год |
2015 год |
|||||
Целевые индикаторы | ||||||
Производство свинины (в убойном весе) |
тыс. тонн |
49,6 |
49,6 |
51,0 |
52,0 |
53,0 |
Реализация племенного молодняка свиней |
голов |
1848 |
2000 |
12000 |
12000 |
12000 |
Показатели экономической, социальной, бюджетной эффективности | ||||||
Прирост численности работников, занятых в отрасли |
% |
0 |
0 |
0 |
0,7 |
0,7 |
Выручка от реализации продукции |
млн. рублей |
2751,0 |
2779,0 |
3009,0 |
3308,0 |
3612,0 |
Прирост выручки от реализации продукции в ценах предыдущего года |
% |
0 |
0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
Бюджетная эффективность |
% |
0 |
0 |
23,8 |
23,9 |
24,0 |
V. План мероприятий Программы
Основные направления финансирования расходов и их объемы, необходимые для реализации программных задач, представлены в приложении к настоящей Программе.
VI. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
На реализацию программных мероприятий планируется привлечь за счет всех источников 3322,9 млн. рублей в ценах соответствующих лет.
Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год и на плановый период.
Программа реализуется за счет средств бюджета Удмуртской Республики в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики на указанные цели.
В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности может быть принято решение о сокращении, начиная с очередного финансового года, бюджетных ассигнований на реализацию Программы или о досрочном прекращении ее реализации в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики.
Для выполнения мероприятий, предусмотренных Программой, могут быть привлечены иные источники финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
VII. Механизм реализации Программы
Заказчик Программы - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики:
обеспечивает реализацию Программы в соответствии с Планом мероприятий Программы;
ежегодно формирует бюджетные заявки на бюджетные ассигнования из бюджета Удмуртской Республики и в установленном порядке представляет их в Министерство экономики Удмуртской Республики;
заключает соглашения, связанные с реализацией мероприятий Программы;
осуществляет проведение мониторинга реализации Программы;
представляет отчет о реализации Программы в Государственный Совет Удмуртской Республики, Правительство Удмуртской Республики, Министерство экономики Удмуртской Республики по установленным законодательством формам и срокам.
VIII. Организация управления Программой
Управление реализацией Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.
В рамках организации управления Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики:
несет ответственность за достижение целей и решение задач Программы, обеспечение достижения значений целевых индикаторов и показателей эффективности;
осуществляет методическое обеспечение реализации Программы;
координирует действия и анализ проведения мероприятий Программы;
с учетом выделенных на реализацию Программы средств бюджета Удмуртской Республики ежегодно уточняет целевые индикаторы, показатели эффективности и затраты на программные мероприятия, при необходимости вносит в установленном порядке предложения об изменении или продлении сроков реализации отдельных мероприятий Программы;
по запросу Правительства Удмуртской Республики, Министерства экономики Удмуртской Республики в установленные ими сроки направляет им оперативную информацию о реализации мероприятий Программы;
ежеквартально направляет в Министерство экономики Удмуртской Республики отчет о реализации мероприятий Программы по установленным законодательством формам;
в установленные законодательством сроки направляет в Государственный Совет Удмуртской Республики, Правительство Удмуртской Республики отчет о реализации Программы;
организует размещение в средствах массовой информации и (или) в сети Интернет информацию о Программе и ее реализации.
IX. Контроль за реализацией Программы
Контроль за ходом реализации Программы, эффективностью и целевым использованием средств бюджета осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Удмуртской Республики.
X. Методика оценки эффективности реализации Программы
Под эффективностью реализации Программы понимается степень достижения целей Программы. Для количественной оценки степени достижения целей используются целевые индикаторы, представленные в разделе IV Программы. Оценка производится путем сравнения целевого значения показателя с фактическим значением по итогам года или иного периода.
Источником получения информации для расчета экономических показателей, а также оценки степени достижения результатов являются данные соответствующей отчетности государственной статистики.
XI. Оценка социальной и экономической эффективности реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы рассчитывается в соответствии с Положением о порядке проведения оценки эффективности реализации республиканских, ведомственных целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 2 марта 2009 года N 40 "О проведении оценки эффективности реализации республиканских, ведомственных целевых программ".
Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства формируется под воздействием разнообразных факторов: условия производства, экономические, материальные и трудовые ресурсы; затраты производства; технология и организация производственных процессов.
Социальная эффективность.
В соответствии с программными мероприятиями планируется обеспечить модернизацию действующих и строительство новых производственных объектов, что повлечет за собой увеличение потребности в основных работниках и обслуживающем персонале. По аналитическим прогнозам к 2015 году в отрасли будет создано дополнительно 60 рабочих мест (ежегодный прирост численности работников составит 0,7 %) со среднемесячной заработной платой не ниже среднего уровня по Удмуртской Республике. Кроме того, будут сохранены существующие рабочие места в отрасли.
Экономическая эффективность.
Оценка экономической эффективности проводится по показателю выручки от реализации продукции.
Бюджетная эффективность рассчитывается как отношение прироста налогов и сборов к объему вложенных бюджетных средств в процентах.
XII. Оценка рисков реализации Программы
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
а) внешние риски:
недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами для села, а также непредвиденно высокий рост цен на корма и оборудование, которые могут привести к существенному повышению затрат на производство мяса;
возникновение и распространение заразных болезней свиней на территории России;
слабая материально-техническая база и низкие темпы обновления основных производственных фондов, что отрицательно сказывается на своевременном выполнении основных технологических процессов в отрасли, переработке сырья и качестве выпускаемой продукции, не позволяет в полной мере обеспечить на внутреннем рынке импортозамещение отечественной продукцией в условиях ВТО;
б) внутренние риски:
организационные риски, запаздывание с подготовкой кадров;
производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита и т.д.).
Управление рисками в рамках реализации Программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению на федеральном уровне.
Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителей.
Способом ограничения финансового риска является ежегодная корректировка мероприятий Программы и показателей в зависимости от достигнутых результатов.
Приложение
к ведомственной целевой программе
"Развитие отрасли свиноводства
и переработки мяса в Удмуртской Республике
на 2013-2015 годы"
План
мероприятий ведомственной целевой программы "Развитие отрасли
свиноводства и переработки мяса в Удмуртской Республике на 2013-2015 годы"
Наименование мероприятия |
Направления расходов |
Источники финансирования |
Объем финансирования (млн. руб. в ценах текущих лет) |
Исполнитель |
Ожидаемые результаты |
|||
Всего |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|
||||
Субсидии на возмещение затрат на строительство и модернизацию существующих мощностей для создания селекционно-генетического центра |
Текущие расходы |
Бюджет Удмуртской Республики |
181,4 |
57,0 |
60,4 |
64,0 |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики |
Ввод в эксплуатацию новых и модернизированных мощностей для создания селекционно-генетического центра |
Иные источники финансирования |
2626,5 |
110,0 |
1066,2 |
1450,3 |
||||
Субсидии на возмещение затрат на строительство и модернизацию действующих мощностей по убою и глубокой переработке свиней (в том числе на приобретение оборудования, машин и механизмов для глубокой переработки продукции свиноводства) |
Текущие расходы |
Бюджет Удмуртской Республики |
45,9 |
14,4 |
15,3 |
16,2 |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики |
Ввод в эксплуатацию новых и модернизированных мощностей по убою и глубокой переработке свиней |
Иные источники финансирования |
469,1 |
27,9 |
188,2 |
253,0 |
||||
Итого |
Бюджет Удмуртской Республики |
227,3 |
71,4 |
75,7 |
80,2 |
|
|
|
|
Иные источники финансирования |
3095,6 |
137,9 |
1254,4 |
1703,3 |
|
|
|
Итого |
3322,9 |
209,3 |
1330,1 |
1783,5 |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства УР от 11 января 2013 г. N 6 "О ведомственной целевой программе "Развитие отрасли свиноводства и переработки мяса в Удмуртской Республике на 2013-2015 годы"
Текст постановления размещен на официальном сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики в сети Интернет http://www.udmurt.ru 17 января 2013 г.
Текст постановления предоставлен Администрацией Президента и Правительства Удмуртской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22 июня 2015 г. N 310 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2015
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 20 мая 2013 г. N 200
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 27 марта 2013 г. N 136
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 15 марта 2013 г. N 105