Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к письму Минобразования РФ
от 30 марта 1999 г. N 14-55-156ин/15
Методические указания по разработке сокращенных программ
подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием
на базе среднего профессионального образования соответствующего
профиля и оформлению документов для лиц, обучающихся
по сокращенным программам
I. Общие положения
1. Под соответствующими профилями подготовки в высшем (ВПО) и среднем профессиональном образовании (СПО) понимаются такие основные образовательные программы ВПО и СПО, по которым осуществляется подготовка специалистов к схожим видам деятельности с одинаковым объектом труда, но для решения разных классов профессиональных задач.
Такие основные образовательные программы СПО и ВПО имеют близкие или одинаковые по наименованию некоторые общепрофессиональные и специальные дисциплины и учебные элементы в программах дисциплин.
2. Сокращенными программами называются такие основные образовательные программы подготовки специалистов с ВПО, которые реализуются в сокращенные сроки на основе имеющихся знаний, умений и навыков студента, полученных на предыдущем этапе профессионального образования.
В целях реализации сокращенной программы для лиц, имеющих среднее профессиональное образование, вузом разрабатывается индивидуальный учебный план (для студента или группы студентов), который утверждается руководителем образовательного учреждения. Сокращенная программа формируется на основе преемственности с основной образовательной программой по соответствующей специальности СПО.
II. Порядок разработки содержания сокращенных программ
3. Основой для формирования сокращенных программ для лиц, имеющих среднее профессиональное образование, являются государственные образовательные стандарты (ГОС) высшего и среднего профессионального образования в части Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям СПО и ВПО соответствующего профиля, а также учебные планы вузов.
Формирование сокращенных программ подготовки бакалавров в связи со спецификой подготовки научных и научно-педагогических кадров нецелесообразно.
4. Разработка сокращенных программ ВПО должна включать в себя:
4.1. Сравнительный анализ профессиональных функций (квалификационных характеристик) специалистов с СПО и ВПО соответствующего профиля.
4.2. Сравнительный анализ Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям СПО и ВПО и действующих учебных планов и программ дисциплин по ним в системе среднего и высшего профессионального образования.
При этом необходимо иметь в виду, что одинаковые по наименованию учебные дисциплины (как правило, это общепрофессиональные и специальные дисциплины) образовательных программ СПО и ВПО могут иметь разное назначение, а их внешне одинаковые объемы в учебных часах имеют принципиально различную реализацию в вузе и среднем специальном учебном заведении.
4.3. Формирование содержания высшего профессионального образования на основе преемственности со средним профессиональным образованием.
При этом следует иметь в виду, что содержание высшего профессионального образования характеризуется отличными от содержания среднего профессионального образования показателями:
а) соотношением теоретической и практической подготовки (в СПО практическая и теоретическая подготовка либо равны друг другу, либо теоретическая несколько превышает практическую и составляет до 60%; в условиях ВПО теоретическая подготовка преобладает над практической - до 80%);
б) соотношением общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовки (общенаучные дисциплины: гуманитарные, социально-экономические, математические и общие естественнонаучные в системе высшего образования занимают значительное место - около 50%; в средних специальных учебных заведениях студенты получают некоторые общенаучные знания, базирующиеся на среднем (полном) общем образовании, как правило, это только основы наук, имеющие прикладное значение, при этом основы естественных наук чаще всего интегрируются с общепрофессиональными или специальными предметами);
в) особенностью организации учебного процесса, под которой имеется в виду соотношение аудиторной и самостоятельной работы, соотношением обязательных и элективных курсов (в ВПО доля самостоятельной работы составляет до 50% и более, а объем элективных курсов - до 30% и более; в СПО эти показатели значительно ниже).
4.4. Разработка индивидуального учебного плана.
Индивидуальный учебный план должен обязательно предусматривать объем учебного времени на дисциплины, устанавливаемые вузом по выбору студента.
Сокращение сроков подготовки в вузе должно осуществляться прежде всего за счет уменьшения объема практики (учебной, технологической и, частично, преддипломной). При этом с целью обеспечения качественного освоения ГОС ВПО сокращение сроков обучения рекомендуется для выпускников средних специальных учебных заведений не более чем на 1,5-2 года независимо от формы обучения.
Сокращенные программы подготовки специалистов в вузах должны отличаться от обычных основных образовательных программ большей долей самостоятельной работы, особенно по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.
В индивидуальных учебных планах рекомендуется предусматривать учебное время на учебную научно-исследовательскую работу студентов, которая оказывает значительное влияние на формирование профессионального мышления на более высоком уровне.
III. Оформление документов для лиц, обучающихся
по сокращенным программам
5. Прием лиц, имеющих среднее профессиональное образование, в образовательные учреждения высшего профессионального образования на программы соответствующего профиля для обучения в сокращенные сроки осуществляется на первый курс в соответствии с действующим Порядком приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации.
В случае, если вуз формирует группу студентов для обучения по сокращенной программе, для зачисления в нее организуется отдельный конкурс.
6. После зачисления лица (или группы лиц) на обучение по сокращенной программе производится перезачет отдельных разделов дисциплин (или дисциплин в целом) на основе аттестации знаний, полученных в среднем специальном учебном заведении, в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и оформляется приказом (распоряжением) по вузу (факультету).
Аттестация может проводиться путем собеседования или в иной форме, определяемой вузом. Не допускается механический перезачет дисциплин и оценок по ним из приложения к диплому о среднем профессиональном образовании.
7. Приказ (распоряжение) о перезачете должен содержать перечень и объемы аттестованных дисциплин (разделов) и практик с оценкой, форму промежуточного или итогового контроля знаний (экзамен или зачет) в соответствии с учебным планом по данной специальности с нормативным сроком обучения.
В приказе (распоряжении), на основании аттестации ранее полученных знаний, объявляется срок обучения по индивидуальному учебному плану сокращенной подготовки.
8. Для студентов заочной формы обучения в приказе (распоряжении) должно быть указание об освобождении их от выполнения соответствующих контрольных работ по разделам дисциплин и об установлении продолжительности лабораторно-экзаменационных сессий в каждом учебном году по сокращенной программе.
9. Записи о перезачтенных дисциплинах или их разделах, как изученных, вносятся в зачетные книжки студентов. При переводе или отчислении они вносятся в академические справки, а при окончании вуза - в приложение к диплому.
<< Назад |
Приложение 2. >> Индивидуальный учебный план специальности |
|
Содержание Письмо Минобразования РФ от 30 марта 1999 г. N 14-55-156ин/15 "О подготовке специалистов по сокращенным программам" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.