1 августа 2011 г., 30 июля, 8 октября 2012 г.
В целях развития системы переработки и захоронения отходов производства и потребления в Удмуртской Республике Правительство Удмуртской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Государственная поддержка создания и развития системы переработки и захоронения отходов в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы".
2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы "Государственная поддержка создания и развития системы переработки и захоронения отходов в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы" Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики.
Председатель Правительства Удмуртской Республики |
Ю.С. Питкевич |
Республиканская целевая программа
"Государственная поддержка создания
и развития системы переработки и захоронения отходов в Удмуртской
Республике на 2010-2014 годы"
(утв. постановлением Правительства УР от 6 июля 2009 г. N 181)
1 августа 2011 г., 30 июля, 8 октября 2012 г.
I. Паспорт
республиканской целевой программы "Государственная поддержка создания
и развития системы переработки и захоронения отходов в Удмуртской
Республике на 2010-2014 годы"
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
Введение
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и с учетом основных приоритетов социально-экономического развития Удмуртской Республики, предусмотренных Стратегией социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы и на период до 2014 года и Законом Удмуртской Республики от 12 ноября 2004 года N 60-РЗ "О программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы", в целях создания системы сбора, переработки и захоронения отходов производства и потребления, направленной на снижение объемов захоронения отходов, увеличения степени их переработки, обеспечения безопасного складирования и хранения токсичных отходов.
Термины и определения, используемые в Программе, даны в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Постановлением Правительства УР от 30 июля 2012 г. N 326 в раздел II настоящей Программы внесены изменения
II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Создание эффективно действующей системы обращения с отходами производства и потребления является одной из наиболее важных и сложных задач для Удмуртской Республики вследствие многообразия и всевозрастающего влияния отходов на санитарно-гигиеническое состояние территории республики, ее эстетический ландшафтный облик.
Среднегодовой объем образования отходов производства и потребления в республике составляет около 4 млн. м3 или 1 млн. тонн, при этом 70 % образующихся отходов приходится на жилой сектор, 30 % - на деятельность предприятий и организаций.
В настоящее время отсутствие эффективной системы управления отходами, в частности, системы сбора, учета, транспортировки, утилизации, обезвреживания, хранения и захоронения отходов, ведет к их накоплению на территориях предприятий, на несанкционированных свалках. В 2008 году в республике насчитывалось более 600 объектов постоянного размещения отходов (свалок), из них 179 являются несанкционированными.
Одним из основных показателей, определяющих эффективность системы обращения с отходами, является степень их переработки. В республике на сегодняшний момент получили развитие следующие основные направления сбора и переработки вторичного сырья: сбор и переработка макулатуры, лома черных и цветных металлов; переработка полимерных отходов и резинотехнических изделий; сбор и обезвреживание ртутьсодержащих ламп, термометров.
Однако в целом по республике на сегодняшний момент сложилась низкоэффективная система сбора и переработки вторичного сырья, обусловленная многолетним складированием отходов на территории свалок и полигонов с минимальной сортировкой, не превышающей 3 % от общего объема, и трудоемкостью переработки отходов из-за невозможности их селективного сбора.
Анализ ситуации позволил разделить проблемы Удмуртской Республики в области обращения с отходами производства и потребления на три уровня:
первый уровень - городские округа в Удмуртской Республике (далее - городские округа);
второй уровень - поселения, в состав которых входят населенные пункты, являющиеся административными центрами муниципальных районов (далее - районные центры);
третий уровень - сельские поселения в Удмуртской Республике (далее - сельские поселения).
На территории республики центром концентрации промышленного производства является агломерация городов Ижевск-Воткинск-Сарапул. Организацией сбора отходов от населения в городах занимаются специализированные муниципальные предприятия или частные предприятия на основании действующей лицензии на данный вид деятельности. Вывоз отходов производится на городской полигон или на городские свалки твердых бытовых отходов (далее - ТБО). Эксплуатацией городских объектов постоянного размещения отходов занимаются частные предприятия.
В настоящее время в республике прослеживается тенденция исчерпания мощностей по захоронению отходов на действующих городских свалках. Особо остро данная проблема стоит в городах Сарапуле и Можге. Кроме того, в городах и пригородах существует проблема захламленности мусором и большого количества несанкционированных свалок около садоводческих массивов.
Проблемой городов республики также является отсутствие централизованных пунктов по сбору вторичного сырья. Ценное вторичное сырье вместе с основным потоком мусора попадает на городской полигон или свалку, теряя при этом до 90 % своей ликвидности.
Анализ ситуации в области обращения с отходами в районных центрах Удмуртской Республики выявил ряд основных проблем:
несоответствие свалок экологическим и санитарно-гигиеническим нормам;
отсутствие у предприятий, эксплуатирующих свалки, лицензий по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;
наличие большого количества несанкционированных свалок;
отсутствие пунктов по сбору вторичного сырья.
Вышеперечисленные проблемы возникли вследствие:
стихийного образования свалок в республике без учета норм природоохранного законодательства;
отведения земельных участков под свалки постановлениями глав местного самоуправления без учета экологических и санитарно-гигиенических норм и требований;
отсутствия учета образования и движения отходов производства и потребления.
Проблема свалок сельских поселений заключается в том, что практически все они относятся к категории несанкционированных. Свалки расположены около каждого сельского поселения и являются причиной общей захламленности территории Удмуртской Республики.
Для решения проблем, связанных с постоянным ростом объемов образующихся отходов, исчерпанием мощностей городских свалок, несоответствием свалок районных центров и сельских поселений экологическим и санитарным нормам, отсутствием системы сбора вторичного сырья, Программой предусмотрена реализация проекта кустового принципа размещения полигонов по захоронению отходов, с созданием сети мусоросортировочных станций.
В рамках реализации Программы территория Удмуртской Республики поделена на 8 кустов, планируется строительство 5 новых кустовых полигонов и обустройство 4 существующих полигонов, включенных в Программу в качестве кустовых. Объединение районов республики по кустам проводилось по следующим критериям:
привязка кустовых полигонов к крупным населенным пунктам республики;
территориальный признак - расстояние от мусоросортировочной станции до кустового полигона не должно превышать 80 км.
Цель создания данной системы состоит в снижении затрат на строительство и эксплуатацию полигонов по захоронению отходов в каждом районе Удмуртской Республики за счет организации системы сбора, транспортировки и захоронения отходов по кустовому принципу.
Внедрение данной системы в рамках проекта позволит сократить рост и количество несанкционированных свалок, свалок районных центров и сельских поселений путем концентрации потоков образующихся отходов на одном кустовом полигоне за счет создания сети мусоросортировочных станций.
Реализация проекта кустового принципа размещения полигонов по захоронению отходов включает в себя следующие мероприятия:
1) разработка проектно-сметной документации на строительство кустовых полигонов и мусоросортировочных станций;
2) строительство кустовых полигонов по захоронению отходов. Программой предусмотрено строительство 5-ти новых полигонов в городах Можге и Сарапуле, в селе Якшур-Бодья, в поселках Игра и Ува. Предполагается строительство полигона в городе Камбарке. Строительство новых кустовых полигонов вызвано:
исчерпанием мощностей по захоронению отходов на свалках городов Можги и Сарапула;
нехваткой мощности существующей свалки поселка Ува на захоронение значительного объема отходов в рамках кустового полигона;
наличием разработанных и прошедших государственную экспертизу проектов на строительство новых полигонов для села Якшур-Бодья и поселка Игра;
3) строительство мусоросортировочных станций по сортировке отходов с целью извлечения вторичного сырья и сокращения объемов отходов, поступающих на свалки и полигоны. Программой предусмотрено строительство 23 мусоросортировочных станций, из которых 15 планируется построить в районных центрах республики, 8 - на кустовых полигонах.
Строительство мусоросортировочных станций предполагает закрытие существующих свалок ТБО в сельских поселениях и районных центрах Удмуртской Республики. Сбор отходов в сельских поселениях будет производиться на площадках временного накопления отходов (контейнерных или бетонированных). Отходы, собираемые от районного центра и сельских поселений, вывозятся на мусоросортировочные станции, где производится сортировка отходов с выделением вторичного сырья. Остатки отходов от сортировки вывозятся для захоронения на кустовой полигон специализированным транспортным средством.
Мусоросортировочные станции на кустовых полигонах предназначены для сортировки отходов, поступающих от населенного пункта (города и городского округа, поселка), в котором расположен полигон.
Оснащение мусоросортировочных станций производится технологическим и техническим оборудованием, необходимым для сортировки, прессования и транспортирования отходов.
Оставшиеся свалки и полигоны, включенные в проект в качестве кустовых, подлежат обустройству с целью приведения их состояния в соответствие с нормами природоохранного законодательства. Разработка проектов и финансирование работ по обустройству производится за счет организаций, эксплуатирующих данные объекты.
Создание эффективной системы управления отходами производства и потребления невозможно без формирования в республике нормативно-правовой и методической базы, регулирующей процесс обращения с отходами. В настоящее время нормативно-правовая база в данной области отсутствует. В соответствии с федеральным законодательством необходимо разработать и утвердить нормативные правовые акты Удмуртской Республики, в том числе регулирующие:
порядок и правила обращения с отходами, в том числе определения способа сбора, хранения, обезвреживания, размещения, переработки и утилизации отходов на территории республики;
положение о субсидировании процентной ставки по кредитам, а также части лизинговых платежей, полученным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями-производителями товаров, работ, услуг (переработчиками отходов);
создание республиканской системы обеспечения населения информацией об обращении с отходами производства и потребления.
Программой предусматривается разработка и реализация комплекса мероприятий по формированию единой системы экологического воспитания и просвещения в сфере обращения с отходами на территории Удмуртской Республики, так как без поддержки населения снижается эффективность любых природоохранных мероприятий, в том числе в области обращения с отходами производства и потребления.
Реализация мероприятий по экологическому воспитанию и просвещению предусматривает разработку концепции реализации комплекса мероприятий с целью формирования единой системы экологического воспитания и просвещения в сфере обращения с отходами на территории Удмуртской Республики, включающей в себя:
организацию обучающих семинаров и тренингов с целью повышения эффективности взаимодействия предприятий и органов исполнительной власти Удмуртской Республики в области обращения с отходами;
издание методических пособий, справочной литературы, периодических экологических изданий, рекламно-информационной продукции (буклеты, плакаты, листовки, социальная экологическая реклама);
разработку проектов постоянных телепередач, радиопередач, рекламных роликов, документальных фильмов об охране природы;
организацию службы общественных инспекторов по охране окружающей среды в Удмуртской Республике.
Количество мероприятий (семинаров, методических пособий, телепередач и т.д.) в рамках формирования единой системы экологического воспитания и просвещения в сфере обращения с отходами определяется целевыми индикаторами Программы.
Удмуртская Республика располагает значительным промышленным потенциалом. На ее территории сосредоточено большое количество предприятий различных отраслей: нефтедобычи, транспортировки нефти, машиностроения и металлообработки, металлургии, электроэнергетики, лесной и деревообрабатывающей промышленности и других отраслей. Наряду с этим в республике имеются крупные предприятия агропромышленного комплекса, включая птицеводческие и животноводческие.
Таким образом, можно сделать вывод о ежегодном образовании в республике большого количества промышленных отходов.
При подготовке Программы, с целью минимизации негативного влияния промышленных отходов на окружающую природную среду и здоровье населения, был проведен анализ структуры отходов, образующихся во всех отраслях промышленности и в сельском хозяйстве Удмуртской Республики, по результатам которого все отходы были условно разделены на две группы:
первая группа - перерабатываемые отходы. К данной группе относятся те отходы, для которых на сегодняшний момент имеются мощности по их переработке и использованию на территории Удмуртской Республики;
вторая группа - неутилизируемые "проблемные" виды отходов. Группа представлена отходами, для которых в настоящее время на территории республики отсутствуют мощности по сбору и переработке, а транспортирование данных отходов для переработки в другие субъекты Российской Федерации является экономически нецелесообразным. Текущее накопление данных видов отходов на площадках промышленных предприятий представляет угрозу загрязнения окружающей среды.
К первой группе перерабатываемых отходов относятся:
1) отходы нефтедобывающей промышленности: нефтешламы, буровые и тампонажные растворы. Образование отходов происходит на каждом этапе добычи нефти. Данные отходы характеризуются многокомпонентностью и токсичностью по отношению к окружающей среде и человеку. Одним из основных загрязнителей окружающей среды нефтедобывающей промышленности являются нефтешламы (22 500 т/год). В республике накоплен опыт по использованию и обезвреживанию данных отходов. Также, в зависимости от состава образующегося отхода, допускается его размещение на объектах постоянного размещения отходов;
2) отходы машиностроения, металлообработки и приборостроения: гальванические шламы, электролиты гальванохимического производства, легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ), растворители, отходы лакокрасок, смазочно-охлаждающие жидкости (СОЖ). Перечисленные виды отходов подлежат обезвреживанию либо непосредственно на предприятии, либо передаются специализированным предприятиям, имеющим соответствующую лицензию на данный вид деятельности;
3) отходы электроэнергетики, в частности, золошлаки (теплоэлектроцентрали) ТЭЦ. Ежегодное образование золошлаков на предприятиях электроэнергетики составляет 14 тыс. тонн. На сегодняшний день на предприятиях указанной отрасли накоплено свыше 800 тыс. тонн данных отходов. Специализированные предприятия, имеющие соответствующую лицензию на данный вид деятельности, принимают золошлаки для использования в дорожном строительстве. Также данный отход, в зависимости от его состава, может применяться в качестве изоляционного слоя на объектах постоянного размещения отходов;
4) отходы химической промышленности, в частности, неликвидные химические вещества и материалы. На химических производствах республики образуются химические вещества, реагенты и материалы, представляющие высокую токсическую и химическую опасность. Специализированные предприятия, имеющие соответствующую лицензию на данный вид деятельности, принимают от предприятий неликвидные химические вещества и материалы с целью обезвреживания.
Ко второй группе - "проблемные отходы" - относятся:
1) отходы транспортного комплекса, в частности, отработанные автомобильные покрышки. Неблагоприятная обстановка с отходами транспортного комплекса складывается в части утилизации отработанных автомобильных покрышек. Отработанные покрышки (8 000 т/год), вследствие их низкой биоразлагаемости, приводят к захламлению прилегающих к городам и поселкам территорий;
2) отходы сельского хозяйства, в частности, отходы животноводческого и птицеводческого комплексов (навоз, помет). Ежегодно в животноводческих и птицеводческих хозяйствах республики образуются сотни тысяч тонн навоза и помета. Складирование данных отходов производится на необорудованных площадках. Вследствие этого во время дождей и снеготаяния фекальные продукты попадают в водоемы, загрязняя их;
3) отходы деревообрабатывающей промышленности, в частности, древесные отходы. Решение проблемы утилизации древесных отходов на сегодняшний день перспективно в свете тенденций ресурсо- и энергосбережения, и грамотная организация переработки данного вида отходов обеспечит экономический, экологический и социальный эффект;
4) отходы строительной отрасли, в частности, строительные отходы. На сегодняшний момент в республике быстрыми темпами развивается строительная отрасль. В ходе строительства объектов различного назначения, а также от разборки зданий и сооружений образуется значительное количество строительных отходов (бой кирпича, отходы цемента и бетона). Данные виды отходов представляют большую ценность использования в качестве вторичного сырья.
В настоящее время на территории Удмуртской Республики существуют мощности по переработке основных видов вторичного сырья, но отсутствует эффективная система их извлечения из потока образующихся отходов. В связи с этим Программой заложена организация сортировки отходов с целью получения ликвидного вторичного сырья.
Для решения вышеперечисленных проблем, связанных с переработкой "проблемных" промышленных отходов, Программой предусматривается разработка проектов обоснования внедрения мощностей по переработке данных видов отходов на территории Удмуртской Республики.
Исходя из вышеперечисленных проблем, можно сделать следующий прогноз развития проблемной ситуации в области обращения с отходами производства и потребления без использования программно-целевого метода ее решения:
резкое ухудшение экологического и технологического состояния свалок городов и районов Удмуртской Республики;
ускоренное исчерпание мощностей для захоронения городских отходов;
рост несанкционированных мест размещения отходов (свалок) и отчуждение новых территорий;
рост неконтролируемого процесса удаления отходов;
загрязнение подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха продуктами разложения отходов;
рост потенциальной опасности загрязнения окружающей среды токсичными отходами производства.
Методами решения сложившихся проблем в области обращения с отходами производства и потребления с использованием программно-целевого метода являются:
1) нормативно-правовое направление:
применение организационно-управленческих, правовых, нормативных и контрольных регуляторов;
методическое и научное сопровождение процесса развития системы обращения с отходами на уровне современных технологических достижений;
2) информационно-аналитическое направление:
ведение регионального кадастра отходов производства и потребления Удмуртской Республики;
проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области обращения с отходами;
внедрение логистических принципов процесса обращения с отходами;
3) инвестиционное направление:
повышение инвестиционной привлекательности проектов в области обращения с отходами;
концентрация финансовых ресурсов для реализации наиболее важных мероприятий;
4) технологическое направление:
внедрение современных технологий по переработке и обезвреживанию различного вида промышленных отходов, отходов сельского хозяйства и здравоохранения;
внедрение проекта оптимизации системы сбора и переработки вторичного сырья;
внедрение проекта оптимизации системы сбора, транспортировки и захоронения отходов по кустовому принципу размещения полигонов ТБО;
ликвидация несанкционированных мест размещения отходов с последующей рекультивацией земель;
5) оказание мер государственной поддержки:
субсидирование части процентной ставки по кредитам, полученным предприятиями-переработчиками отходов в кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов, а также части лизинговых платежей за производственное оборудование, объекты недвижимости производственного назначения, транспортные средства и спецтехнику, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями-производителями товаров, работ, услуг (переработчиками отходов) от лизинговых компаний.
III. Социально-экономическая значимость проблемы для населения
Удмуртской Республики
Сложившаяся в настоящее время система обращения с отходами в Удмуртской Республике является малоэффективной и характеризуется низким уровнем переработки отходов, возрастающим количеством мест несанкционированного размещения отходов и увеличивающимся потоком загрязняющих веществ в окружающую среду.
Создание эффективно действующей системы обращения с отходами производства и потребления позволит повысить уровень жизни населения республики путем решения ряда важных социально-экономических задач.
Так, внедрение мусоросортировочных станций позволит снизить на 15 % количество отходов, поступающих на объекты постоянного размещения отходов, и тем самым будет достигнуто увеличение сроков эксплуатации полигонов ТБО, снижение количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду и оказывающих крайне неблагоприятное воздействие на здоровье населения республики.
В период строительства и эксплуатации объектов по сбору и переработке отходов будут создаваться дополнительные рабочие места (будет создано не менее 340 новых рабочих мест), что позволит повысить уровень занятости населения Удмуртской Республики.
С внедрением Программы станет возможным выпуск недорогой, пользующейся спросом у населения продукции, изготовленной полностью или частично с применением отходов производства и потребления.
За счет реализации новых инвестиционных проектов, предусмотренных Программой, можно ожидать повышения уровня доходной части бюджета Удмуртской Республики.
Кроме того, повышение информационного обеспечения в области обращения с отходами производства и потребления позволит сформировать основы экологической культуры у населения Удмуртской Республики, повысить грамотность в вопросах обращения с отходами. Также реализация программных мероприятий будет способствовать развитию фундаментальной и прикладной науки на территории Удмуртской Республики.
Таким образом, создание в республике эффективно действующей системы обращения с отходами производства и потребления должно стать одним из важных этапов на пути к устойчивому развитию Удмуртской Республики в целом.
IV. Цели и задачи Программы
Цель Программы - снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и здоровье населения на основе комплексного системного подхода, включающего в себя разработку нормативно-правовых, экономических, организационных и иных условий оптимизации управления в сфере деятельности по обращению с отходами производства и потребления.
Задачи Программы:
1) разработка и организация системы информационного обеспечения в области обращения с отходами производства и потребления;
2) формирование нормативно-правовой и методической базы в области обращения с отходами производства и потребления;
3) проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) в области обращения с отходами производства и потребления;
4) создание эффективной системы сбора и переработки отходов, подлежащих вторичной переработке;
5) строительство и ввод в эксплуатацию новых полигонов для размещения отходов производства и потребления по кустовому принципу;
6) создание благоприятных условий для привлечения инвесторов к организации производств по обезвреживанию и переработке отходов;
7) формирование экологической культуры населения через систему экологического воспитания и просвещения.
Сроки реализации Программы - 2010-2014 годы. Этапы реализации Программы: первый этап - 2010-2011 годы; второй этап - 2012-2014 годы.
V. Целевые индикаторы по годам реализации Программы
N |
Наименование индикатора |
Базовые показатели 2008 год |
Прогнозные значения индикатора |
||||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Степень использования и обезвреживания (утилизации) отходов, % |
79 |
80 |
82 |
85 |
86 |
87 |
2 |
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, тонн |
119 578 |
119 570 |
119 560 |
119 550 |
119 540 |
119 530 |
3 |
Количество несанкционированных свалок, единиц |
179 |
171 |
163 |
155 |
147 |
139 |
4 |
Строительство и ввод в эксплуатацию новых кустовых полигонов по захоронению отходов, единиц |
1 |
- |
- |
2 |
1 |
2 |
5 |
Создание новых рабочих мест, единиц |
- |
- |
12 |
88 |
64 |
180 |
6 |
Количество кустовых полигонов и санкционированных свалок, имеющих мусоросортировочные станции, единиц |
1 |
- |
1 |
2 |
2 |
3 |
7 |
Количество мусоросортировочных станций в районных центрах, единиц |
- |
- |
1 |
2 |
4 |
8 |
8 |
Количество публикаций, материалов по экологическому воспитанию и просвещению в сфере обращения с отходами, штук |
8 |
11 |
14 |
19 |
23 |
27 |
VI. План мероприятий Программы
План программных мероприятий направлен на реализацию перспективных проектов и организацию работ, обеспечивающих экологически безопасное удаление, обезвреживание и утилизацию отходов, создание высокотехнологичных перерабатывающих производств и комплексной регулируемой государством системы управления отходами.
В соответствии с целями и задачами Программы мероприятия сгруппированы по решаемым проблемам с учетом функциональной зависимости друг от друга и этапами выполнения.
В течение срока реализации Программы система программных мероприятий, в рамках выделенных разделов, может быть дополнена новыми мероприятиями для решения новых задач в области обращения с отходами.
В целях реализации Программы предусмотрено осуществить комплекс следующих основных мероприятий:
1. Разработка и организация системы информационного обеспечения в области обращения с отходами производства и потребления.
Информация по обращению с отходами в Удмуртской Республике разобщена, разрознена по ведомствам, узко специализирована, малодоступна и зачастую противоречива. В связи с этим для эффективного управления процессами обращения с отходами, для принятия управляющими структурами обоснованных решений необходима информация обо всех стадиях обращения с отходами, от образования отходов до их захоронения или переработки, и эта информация должна быть полной, достоверной и своевременной.
2. Формирование нормативных правовых актов и методической базы в области обращения с отходами производства и потребления.
Реализация указанных мероприятий позволит установить общие принципы регулирования отношений в области обращения с отходами производства и потребления при определении мест строительства объектов размещения отходов, организации проектирования и строительства объектов размещения, использования и обезвреживания отходов в иных сферах; различные экономические механизмы повышения заинтересованности хозяйствующих субъектов в осуществлении вторичной переработки отходов производства и потребления.
3. Проведение научно-технических и опытно-конструкторских работ в области обращения с отходами.
Реализация данных мероприятий связана с формированием единой технологической политики по переработке отходов, взаимным увязыванием технологических решений в различных отраслях экономики республики.
4. Строительство и ввод в эксплуатацию новых кустовых полигонов по захоронению отходов, создание эффективной системы сбора и переработки отходов посредством строительства мусоросортировочных станций и организации пунктов по сбору вторичного сырья, организация производств по переработке отходов.
Реализация указанных мероприятий позволит:
сократить количество несанкционированных свалок;
построить современные технологически оснащенные полигоны по захоронению отходов;
увеличить объем переработки вторичного сырья.
5. Экологическое воспитание и просвещение в сфере обращения с отходами.
Реализация данных мероприятий позволит повысить грамотность населения Удмуртской Республики в вопросах обращения с отходами производства и потребления.
Конкретные мероприятия Программы указаны в приложении 1 к настоящей Программе.
Постановлением Правительства УР от 1 августа 2011 г. N 265 в раздел VII настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
VII. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование мероприятий настоящей Программы предусматривается за счет средств бюджета Удмуртской Республики, бюджетов муниципальных образований (по согласованию) и иных источников в соответствии с законодательством.
Средства бюджета Удмуртской Республики, привлекаемые для реализации мероприятий Программы, включают:
бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в основные средства, предоставляемые в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Удмуртской Республики (далее - капитальные вложения);
средства, направляемые на охрану окружающей среды, в том числе: текущие расходы и НИОКР.
Средства бюджета Удмуртской Республики направляются на:
софинансирование строительства новых кустовых полигонов по захоронению отходов производства и потребления;
софинансирование строительства и оснащения технологическим оборудованием мусоросортировочных станций по сортировке отходов в рамках реализации проекта по кустовому принципу размещения полигонов по захоронению отходов производства и потребления;
поставку спецтехники для сбора и транспортирования отходов в рамках реализации проекта по кустовому принципу размещения полигонов по захоронению отходов производства и потребления;
разработку и организацию системы информационного обеспечения в области обращения с отходами производства и потребления;
субсидирование части процентной ставки по кредитам, полученным предприятиями-переработчиками отходов в кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов, а также части лизинговых платежей за производственное оборудование, объекты недвижимости производственного назначения, транспортные средства и спецтехнику, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями-производителями товаров, работ, услуг (переработчиками отходов) от лизинговых компаний в соответствии с законодательством;
проведение научно-технических и опытно-конструкторских работ в области обращения с отходами;
экологическое воспитание и просвещение в сфере обращения с отходами.
Средства бюджетов муниципальных образований (по согласованию) направляются на софинансирование строительства мусоросортировочных станций по сортировке отходов в рамках реализации проекта по кустовому принципу размещения полигонов по захоронению отходов производства и потребления.
Средства иных источников (в соответствии с законодательством) направляются на:
софинансирование строительства новых кустовых полигонов по захоронению отходов;
создание производственных мощностей по утилизации, обезвреживанию и переработке отходов.
Предполагаемые объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные настоящей Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики.
Предполагаемые объемы финансирования из бюджетов муниципальных образований (по согласованию) и иных источников (в соответствии с законодательством) носят ориентировочный характер.
В рамках Программы муниципальным образованиям в Удмуртской Республике могут предоставляться субсидии за счет средств бюджета Удмуртской Республики при условии их долевого участия за счет средств местных бюджетов в финансировании соответствующих мероприятий Программы.
Необходимые для реализации Программы финансовые ресурсы и источники поступления приведены в таблице 1 "Источники и объемы финансирования Программы" и приложении 1 к настоящей Программе.
Таблица 1
Источники и объемы финансирования Программы
Источники финансирования |
Расходы за период реализации Программы, млн. рублей |
Финансирование мероприятий и работ Программы, млн. рублей |
||||
Прогноз | ||||||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Бюджет Удмуртской Республики, в том числе: капитальные вложения текущие расходы НИОКР |
585,50
512,00 17,72 55,78 |
7,45
- 1,35 6,10 |
100,428
80,504 4,444 15,48 |
151,001
131,510 4,091 15,40 |
174,105
151,214 4,091 18,80 |
152,516
148,772 3,744 - |
Бюджеты муниципальных образований в Удмуртской Республике (по согласованию) |
64,00 |
- |
5,725 |
11,45 |
16,65 |
30,175 |
Иные источники (в соответствии с законодательством) |
100,00 |
- |
23,00 |
27,00 |
27,00 |
23,00 |
Итого: |
749,50 |
7,45 |
129,153 |
189,451 |
217,755 |
205,691 |
VIII. Механизм реализации Программы
Государственный заказчик Программы - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (далее - Минприроды УР) - обеспечивает реализацию Программы в пределах средств, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), направляет в Министерство экономики Удмуртской Республики информацию о проводимых мероприятиях в текущем финансовом году.
Механизм реализации настоящей Программы предусматривает использование рычагов государственной экономической, финансовой и бюджетной политики в области охраны окружающей среды с учетом интересов Удмуртской Республики, муниципальных образований в Удмуртской Республике и хозяйствующих субъектов в Удмуртской Республике.
В ходе реализации Программы Минприроды УР обеспечивает координацию деятельности исполнителей Программы, контроль за ходом реализации программных мероприятий и эффективным использованием средств.
Исполнители Программы, в частности, проектные и строительные организации и иные организации, выполняющие государственный заказ, определяются на конкурсной основе в соответствии с федеральным законодательством.
Минприроды УР ежегодно уточняет с учетом выделяемых на Программу средств целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и состав ее исполнителей.
Минприроды УР ежегодно формирует бюджетные заявки на ассигнования из бюджета Удмуртской Республики для реализации Программы и в установленном порядке представляет их в Министерство экономики Удмуртской Республики.
IX. Организация управления Программой
Государственный заказчик обеспечивает достижение значений целевых индикаторов и показателей эффективности, является главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы, отчитывается перед Правительством Удмуртской Республики о ходе реализации Программы.
X. Контроль за реализацией Программы
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет государственный заказчик.
Государственный заказчик обеспечивает в установленном порядке предоставление в Министерство экономики Удмуртской Республики и Министерство финансов Удмуртской Республики необходимой информации о ходе работ по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств.
XI. Методика оценки эффективности реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы будет ежегодно проводиться на основе использования системы целевых индикаторов, которая обеспечит мониторинг динамики изменений состояния экологической ситуации в Удмуртской Республике за оцениваемый период с целью уточнения задач и мероприятий Программы.
XII. Оценка социальной, экономической, бюджетной и экологической
эффективности реализации Программы
В результате реализации мероприятий Программы к 2014 году будет получена следующая эффективность:
1. Социальная:
1) обеспечение благоприятного экологического, санитарно-гигиенического состояния территории и здоровья населения Удмуртской Республики;
2) повышение культурного уровня населения в сфере обращения с отходами;
3) создание новых предприятий, производств по переработке отходов производства и потребления, создание не менее 340 дополнительных рабочих мест.
2. Экономическая:
1) создание экономически более выгодной и эффективно действующей системы хозяйствования в сфере обращения с отходами позволит:
увеличить коэффициент извлечения вторичного сырья до 15 %;
извлечь вторичное сырье из общего объема образующихся отходов в количестве 120 тыс. тонн на сумму около 500 тыс. рублей;
2) повышение инвестиционной привлекательности проектов, связанных с переработкой отходов, в частности:
привлечение инвестиций в экономику Удмуртской Республики в размере 100 млн. рублей;
сокращение срока окупаемости капитальных вложений в производственные мощности по переработке отходов до 4-5 лет.
3. Бюджетная:
1) увеличение налоговых поступлений в бюджет Удмуртской Республики в размере 100 млн. рублей, в том числе:
налога на прибыль организаций от реализации вторичного сырья в размере 80 млн. рублей;
налога на имущество организаций в размере 20 млн. рублей.
4. Экологическая:
1) увеличение степени использования и обезвреживания (утилизации) отходов на 8 %, с 79 % в 2010 году до 87 % в 2014 году;
2) сокращение количества несанкционированных свалок на 40 ед.;
3) сокращение отчуждения площадей земель, пригодных для сельскохозяйственного и иного использования под свалки и полигоны ТБО, в том числе возврат в хозяйственный оборот 108 га сельскохозяйственных земель, занятых несанкционированными свалками;
4) сокращение количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на 48 тонн.
XIII. Оценка рисков реализации Программы
Программно-целевой метод направлен на использование средств бюджета Удмуртской Республики, бюджетов муниципальных образований (по согласованию) и иных источников (в соответствии с законодательством) в соответствии с приоритетами социально-экономического развития республики и применение эффективных механизмов и методов для динамичного развития системы обращения с отходами производства и потребления.
Финансовый риск реализации Программы представляет собой замедление формирования действенной системы обращения с отходами производства и потребления. Способом ограничения финансового риска является ежегодная корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов.
Административный риск представляет собой невыполнение в полном объеме исполнителями Программы финансовых обязательств, что приведет к невыполнению целей и задач Программы, обусловленному:
срывом мероприятий и недостижением целевых показателей;
неэффективным использованием ресурсов;
повышением вероятности неконтролируемого влияния негативных факторов на реализацию Программы.
Способами ограничения административного риска являются:
регулярная и открытая публикация данных о ходе финансирования Программы в качестве механизма, стимулирующего исполнителей выполнять принятые на себя обязательства;
обобщение и анализ опыта привлечения внебюджетных ресурсов.
Постановлением Правительства УР от 8 октября 2012 г. N 458 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 1
к Республиканской целевой программе
"Государственная поддержка создания и
развития системы переработки и захоронения
отходов в Удмуртской Республике
на 2010-2014 годы"
План мероприятий
Республиканской целевой программы
Государственная поддержка создания и развития системы переработки и захоронения отходов в Удмуртской Республике
на 2010-2014 годы
1 августа 2011 г., 30 июля, 8 октября 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства УР от 6 июля 2009 г. N 181 "Об утверждении республиканской целевой программы "Государственная поддержка создания и развития системы переработки и захоронения отходов в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы"
Текст постановления опубликован в журнале "Собрание законодательства Удмуртской Республики" от 9 сентября 2009 г. N 26(I), на сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики в сети Интернет http://www.udmurt.ru от 9 июля 2009 г.
Текст постановления предоставлен Администрацией Президента и Правительства Удмуртской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 15 апреля 2013 г. N 162
Постановление Правительства УР от 8 октября 2012 г. N 458
Постановление Правительства УР от 30 июля 2012 г. N 326
Постановление Правительства УР от 1 августа 2011 г. N 265
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного постановления