Типовое положение
о службе грузовой и коммерческой работы железной дороги
(утв. МПС РФ 15 апреля 1999 г. N ЦМ-648)
О введении в действие настоящего Типового положения см. Указание МПС РФ от 21 апреля 1999 г. N Л-581у
1. Общие положения
1.1 Служба грузовой и коммерческой работы железной дороги (далее Служба) является самостоятельным структурным подразделением аппарата управления железной дороги.
1.2 Служба в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми и иными актами МПС России, железной дороги, а также настоящим Положением.
1.3 Служба имеет печать, штампы, бланки и другие реквизиты со своим наименованием.
1.4 Официальное телеграфное наименование Службы - "М".
2. Основные задачи и функции
2.1 Основными задачами Службы являются:
2.1.1 осуществление непосредственного руководства грузовой и коммерческой работой на железной дороге, проведение мероприятий по обеспечению соблюдения законодательства Российской Федерации, нормативных правовых и иных актов МПС России, железной дороги, сохранность перевозимых грузов не только в хозяйстве грузовой и коммерческой работы (далее - Хозяйство) железной дороги, а также сохранности перевозимых грузов на железной дороге;
Об обеспечении сохранности перевозимых грузов в ОАО "РЖД"
см. распоряжение ОАО "РЖД" от 27 сентября 2016 г. N 1962р
2.1.2 подготовка и реализация предложений по развитию инфраструктуры в Хозяйстве для удовлетворения потребностей грузоотправителей и грузополучателей в перевозках грузов и других услугах;
2.1.3 организация ремонта и технического содержания контейнерного парка;
2.1.4 руководство и контроль за работой механизированных дистанций погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций (далее Механизированных дистанций), городских товарных станций, дорожных механических мастерских, подразделений по ремонту контейнеров и других обособленных структурных подразделений железной дороги, находящихся в ведении Службы;
2.1.5 организация перевозок грузов мелкими отправками (кроме экспресс-почтой);
2.1.6 организация работы по обеспечению безопасности движения поездов и сохранности перевозимых грузов в Хозяйстве;
2.2 Служба в соответствии с возложенными на нее основными задачами обеспечивает выполнение следующих функций:
2.2.1 разработка и реализация в хозяйстве мер по улучшению использования основных производственных фондов, экономии трудовых и материальных ресурсов, снижению эксплуатационных расходов, повышению доходов за счет внедрения достижений научно-технического процесса, и прежде всего ресурсосберегающих технологий, новым форм и методов хозяйствования, совершенствования технологических процессов;
2.2.2 развитие и модернизация инфраструктуры и технических средств Хозяйства, обеспечивающих выполнение грузовых и коммерческих операций в местах общего пользования, расширение и укрепление материально-технической базы предприятий и обособленных структурных подразделений железной дороги, находящихся в ведении Службы, строительство, содержание и ремонт объектов Хозяйства, рациональное и эффективное использование выделяемых для этих целей средств;
2.2.3 совершенствование технологии выполнения погрузочно-разгрузочных работ и средств их механизации и автоматизации, технологии ремонта грузоподъемной техники и контейнеров, определение потребности структурных подразделений железной дороги, находящихся в ведении Службы в грузоподъемном оборудовании, весовых приборах и средствах их поверки, материалах, запчастях, запорно-пломбировочных устройствах и средствах для их снятия;
2.2.4 организация и контроль за экспертизой проектов местных технических условий и схем погрузки и крепления грузов на открытом подвижном составе, разрабатываемых грузоотправителями, согласование и утверждение разовых (РТУ) и местных (МТУ) технических условий погрузки и крепления грузов на подвижном составе;
2.2.5 разработка дорожных планов формирования вагонов с контейнерами и мелкими отправками, создание соответствующей терминальной базы на железной дороге для контейнерных перевозок, организация внедрения Автоматизированной системы управления контейнерным пунктом, разработка технологических процессов работы контейнерных площадок;
2.2.6 организация совместно со службой перевозок погрузки и выгрузки грузов в т.ч. скоропортящихся, контроль за обработкой подвижного состава на дезопромывочных железнодорожных станциях и дезопромывочных пунктах;
2.2.7 разработка условий и технологии перевозок продовольственных, скоропортящихся грузов и живности;
2.2.8 реализация мероприятий по развитию и модернизации существующих дезопромывочных станций, дезопромывочных пунктов, скотопогрузочных площадок и применению новых методов ветеринарно-санитарной очистки и промывки вагонов и контейнеров;
2.2.9 осуществление мер по обеспечению объектами ремонта подразделений, специализированных на ремонте контейнеров, а также подготовку и представление предложений в Департамент грузовой и коммерческой работы МПС России по взаимодействию в этом вопросе с другими железными дорогами;
2.2.10 ведение контрольных экземпляров Тарифных руководств NN 1, 4, согласование в установленном порядке уровня свободных (договорных) тарифов на работы и услуги, оказываемые грузоотправителям и грузополучателям на железнодорожных станциях отправления и назначения, с учетом обоснованной себестоимости и прибыли, инструктаж работников товарных контор железнодорожных станций, механизированных дистанций, городских товарных станций и контроль за применением тарифов на перевозки грузов, в т.ч. свободных (договорных);
2.2.11 подготовка предложений по открытию и закрытию железнодорожных станций для выполнения отдельных коммерческих операций, в том числе для работы с контейнерами в местах общего пользования и подъездных путях железнодорожных станций, портов и пристаней, включенных в прямое смешанное железнодорожно-водное сообщение, переименованию железнодорожных станций, участие в приемке в постоянную эксплуатацию новых железнодорожных линий, закрытию малодеятельных железнодорожных станций, участков и подъездных путей;
2.2.12 внедрение новых договорных форм взаимоотношений железной дороги с организациями, физическими лицами, имеющими железнодорожные подъездные пути по их обслуживанию, с морскими и речными портами; своевременная подготовка и заключение договоров, связанных с эксплуатацией железнодорожных подъездных путей, подачей и уборкой вагонов, узловых соглашений; контроль за правильностью начисления платы за пользование вагонами и контейнерами; разработка, корректировка и внедрение единых технологических процессов (далее - ЕТП) работы железнодорожных подъездных путей и железнодорожных станций примыкания, припортовых железнодорожных станций и портов, осуществление контроля за выполнением ЕТП;
2.2.13 согласование договоров на передачу по разрешению МПС России вагонов и контейнеров в аренду организациям и физическим лицам по разрешению МПС России, контроль за своевременным возвратом вагонов и контейнеров по истечении срока действия договоров, аренды, подготовка материалов по списанию, реализации в установленном порядке контейнеров;
2.2.14 участие в рассмотрении и согласовании проектов примыкания строящихся и реконструкции эксплуатируемых железнодорожных подъездных путей, принадлежащих организациям и физическим лицам в части мест погрузки и выгрузки грузов и их технического оснащения;
2.2.15 организация работы по предоставлению услуг на железнодорожных станциях организациям и физическим лицам силами механизированных дистанций;
2.2.16 принятие мер по развитию конкурентоспособности железной дороги за счет увеличения охвата завоза и вывоза грузов с железнодорожных станций средствами железной дороги;
2.2.17 осуществление взаимодействия с таможенными и другими государственными контролирующими органами по совершенствованию технологии работы на железнодорожных станциях отправления, назначения, пограничных и в пути следования, обеспечивающей ускорение продвижения экспортно-импортных грузов;
2.2.18 разработка и контроль за соблюдением технологии и организации работы товарных контор железнодорожных станций, механизированных дистанций, городских товарных станций, качеством оформления документов, в т.ч. перевозочных, ведением учета и отчетности по грузовой и коммерческой работе;
2.2.19 подготовка и реализация предложений по приоритетным направлениям научно-технического прогресса в Хозяйстве, внедрению прогрессивных средств механизации погрузочно-разгрузочных работ, перспективных технологий на основе комплексных систем автоматизации управления технологическими процессами в грузовой и коммерческой работе железной дороги;
2.2.20 внедрение прогрессивных технологий выполнения операций приема к перевозке, хранения и выдачи грузов, оформления перевозочных документов, организация контроля за полнотой выгрузки и очистки вагонов, разработка и реализация мер по улучшению работы пунктов коммерческого осмотра поездов и вагонов (далее - ПКО), внедрению современных технических средств выявления вагонов с коммерческими неисправностями, ведение учета, отчетности и анализа по работе ПКО;
2.2.21 организация контроля за соблюдением технических норм загрузки вагонов и контейнеров, разработка и реализация мер по рациональному использованию грузоподъемности и вместимости вагонов и контейнеров;
2.2.22 реализация мер по организации возврата и надлежащего хранения принадлежащих железной дороге многооборотных средств пакетирования грузов, хлебных и овощных щитов, решеток для перевозки скота, печей и печного оборудования вагонов, а также своевременному обеспечению ими железнодорожных станций;
2.2.23 организация работы по переадресовке вагонов и контейнеров, ведение соответствующего учета и контроля правильности ее оформления;
2.2.24 организация контроля за выполнением грузоотправителями, грузополучателями и работниками железных дорог Транспортного устава железных дорог Российской Федерации, правил перевозок грузов на железнодорожном транспорте, других нормативных правовых и иных актов МПС России и железной дороги по вопросам, отнесенным настоящим Положением к компетенции Службы; подготовка предложений по внесению в такие акты изменений и дополнений;
См. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
2.2.25 разработка и реализация комплекса мер по развитию весового хозяйства, увеличению охвата обслуживанием весов на подъездных путях, а также рациональному размещению весов в местах общего пользования железнодорожных станций и на пограничных передаточных железнодорожных станциях; контроль за состоянием весоизмерительных приборов, производственной базы ремонта и средств их поверки;
2.2.26 организация работы по обеспечению безопасности движения, контроль за проведением этой работы на отделениях железной дороги, железнодорожных станциях, подъездных путях, принадлежащих организациям и физическим лицам, механизированных дистанциях, городских товарных станциях, ПКО; учет, отчетность и анализ состояния безопасности движения в Хозяйстве; разработка и реализация мероприятий по улучшению состояния безопасности движения в Хозяйстве, подготовка предложений по приведению его в соответствие с объемами выполняемых работ;
2.2.27 организация контроля за эффективным использованием государственного имущества предприятиями и обособленными структурными подразделениями железной дороги, находящимися в ведении Службы, подготовка предложений по приведению его в соответствие с объемами выполняемых работ;
2.2.28 организация работ и контроль за осуществлением природоохранных мероприятий в Хозяйстве, реализация мероприятий по внедрению экологически безопасных, ресурсосберегающих технологий, совершенствование технологических процессов, модернизация погрузочно-разгрузочных машин, механизмов и оборудования для ремонта контейнеров;
2.2.29 разработка совместно с подразделениями военизированной охраны МПС России и реализация мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах Хозяйства, в грузовом подвижном составе и контейнерах, учет, отчетность, анализ и расследование случаев пожаров и возгораний, допущенных по вине работников Хозяйства;
2.2.30 разработка и контроль за реализацией мероприятий по обеспечению сохранности вагонного и контейнерного парков при производстве грузовых операций на местах общего пользования и железнодорожных подъездных путях, принадлежащих организациях и физическим лицам;
2.2.31 организация актово-претензионной работы на железнодорожных станциях, в механизированных дистанциях и в отделениях железной дороги; рассмотрение претензий к железной дороге о возмещении ущерба от несохранных перевозок грузов и подготовка по ним заключений;
2.2.32 организация работы по обеспечению сохранности перевозимых грузов, осуществление контроля за выполнением мероприятий, направленных на совершенствование системы расследования, розыска грузов, учета, отчетности по случаям несохранных перевозок грузов на железнодорожных станциях, в механизированных дистанциях и в отделениях железной дороги; взаимодействие с органами внутренних дел на транспорте и подразделениями военизированной охраны МПС России по вопросам обеспечения сохранности перевозимых грузов;
2.2.33 организация контрольно-ревизионной работы, направленной на выявление и профилактику нарушений грузоотправителями и работниками железнодорожных станций правил перевозок грузов на железнодорожном транспорте, технических условий размещения и крепления грузов на открытом подвижном составе, а также в вопросах правильного определения массы груза, применения тарифных руководств, свободных (договорных) тарифов, качества осмотра поездов и вагонов в коммерческом отношении, а также подготовка и реализация предложений по устранению недостатков, выявленных при проведении ревизий и проверок;
2.2.34 контроль за выполнением условий Отраслевого тарифного соглашения и коллективных договоров на предприятиях и в обособленных структурных подразделениях железной дороги, находящихся в ведении Службы;
2.2.35 разработка и осуществление мероприятий по повышению производительности труда, совершенствованию системы оплаты труда, организации его технического нормирования на предприятиях и обособленных структурных подразделениях железной дороги, находящихся в ведении Службы;
2.2.36 разработка мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников предприятий и обособленных структурных подразделений железной дороги, находящихся в ведении Службы, организация контроля за их реализацией, соблюдением законодательства о труде и об охране труда, организация анализа состояния охраны труда и производственного травматизма в Хозяйстве; учет и анализ случаев травматизма со смертельным исходом, разработка и реализация мер по их профилактике;
2.2.37 организация технической учебы, подготовка, переподготовка кадров ведущих профессий, разработка и реализация предложений по повышению квалификации работников, обобщение, распространение и внедрение передового опыта работы на предприятиях и в обособленных структурных подразделениях железной дороги, находящихся в ведении Службы;
2.2.38 организация работы по мобилизационной подготовке и гражданской обороне на объектах Хозяйства;
2.2.39 соблюдение режима секретности и своевременное осуществление необходимых мероприятий по защите секретных служебных сведений.
3. Права и ответственность начальника Службы
3.1 Службу возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в соответствии с номенклатурой должностей, утверждаемой МПС России;
3.2 Начальник Службы руководит деятельностью Службы на основе единоначалия и имеет право:
3.2.1 представлять в установленном порядке железную дорогу в государственных и общественных организациях по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
3.2.2 давать указания железнодорожным станциям, механизированным дистанциям, городским товарным станциям, дорожным механическим мастерским и другим предприятиям и обособленным структурным подразделениям железной дороги, находящимся в ведении Службы, а также отделениям железной дороги по вопросам, отнесенным к компетентности Службы;
3.2.3 принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы, в соответствии с Правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте;
3.2.4 производить в установленном порядке проверки деятельности предприятий и обособленных структурных подразделений железной дороги в части выполнения нормативных правовых и иных актов МПС России, железной дороги по вопросам, отнесенным к компетенции Службы и принимать необходимые меры к устранению выявленных нарушений;
3.2.5 пользоваться в установленном порядке бухгалтерской и статистической отчетностью, другими документами и материалами железной дороги, предприятий и обособленных структурных подразделений железной дороги, делать запросы и получать необходимую для деятельности Службы информацию;
3.2.6 давать разъяснения по вопросам, относящимся к деятельности Службы;
3.2.7 распределять обязанности между заместителями начальника Службы, утверждать положения об отделах Службы и должностные инструкции работников Службы;
3.2.8 представлять предложения руководству железной дороги о приеме, перемещении и увольнении работников Службы в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также о поощрении работников Службы и применении к ним дисциплинарных взысканий.
3.3 Начальник Службы пользуется также другими правами, предоставленными ему соответствующими документами МПС России и железной дороги.
3.4 Начальник Службы несет ответственность за выполнение задач, предусмотренных настоящим Положением, соблюдение законодательства Российской Федерации, нормативных правовых и иных актов МПС России и железной дороги.
Железная дорога в конкретном положении о службе грузовой и коммерческой работы наряду с предусмотренными настоящим Типовым положением может отражать и другие положения, не противоречащие законодательству Российской Федерации, нормативным правовым и иным актам МПС России. Типовое положение о службе грузовой и коммерческой работы железной дороги, утвержденное МПС России 10.04.97 г. N ЦМ-449 признается утратившим силу.
Заместитель Министра |
А.И.Касьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Типовое положение о службе грузовой и коммерческой работы железной дороги (утв. МПС РФ 15 апреля 1999 г. N ЦМ-648)
Настоящее Типовое положение введено в действие с 15 мая 1999 г.
Текст документа официально опубликован не был
Приказом Минтранса России от 29 апреля 2020 г. N 150 настоящий документ признан не подлежащим применению с 29 апреля 2020 г.