Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указом Президента УР от 27 марта 2012 г. N 64 в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного Указа
Приложение
к Указу Президента УР
от 16 марта 2009 г. N 48
Порядок
проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов
Удмуртской Республики и их проектов
27 марта 2012 г.
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов Удмуртской Республики и их проектов (далее - Порядок) в целях выявления и описания коррупциогенных факторов и проявлений коррупциогенности, присутствующих в правовых актах Удмуртской Республики и их проектах (далее - правовые акты), определяет процедуру проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов, в том числе регламентирует порядок составления заключения по результатам проведения антикоррупционной экспертизы правового акта (далее - заключение).
2. Для целей настоящего Порядка используются следующие основные понятия:
1) антикоррупционная экспертиза правовых актов (далее - экспертиза) - деятельность по выявлению и описанию коррупциогенных факторов и проявлений коррупциогенности, присутствующих в правовых актах, а также деятельность по разработке рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов и проявлений;
2) коррупциогенность правовых актов Удмуртской Республики - наличие в правовом акте одного или нескольких коррупциогенных факторов и (или) проявлений коррупциогенности;
3) коррупциогенный фактор - положения правового акта (проекта правового акта), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции, а также иные положения правового акта (проекта правового акта), которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении правового акта, в том числе могут быть непосредственной основой коррупционных практик либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, допускать или провоцировать их;
4) коррупциогенные нормы - нормы, содержащие коррупциогенные факторы;
5) коррупционное правонарушение - деяние (действие, бездействие), обладающее признаками коррупции;
6) "связанные" полномочия (жесткая компетенция) - полномочия, которые орган (должностное лицо) обязан (обязано) реализовать при наступлении заранее предусмотренных в правовом акте условий и оснований и которые направлены на строго определенный правовым актом юридический результат;
7) дискреционные полномочия - совокупность прав и обязанностей органов и их должностных лиц, предоставляющих органу или должностному лицу возможность по своему усмотрению определить вид и содержание (полностью или частично) принимаемого управленческого решения либо возможность выбора по своему усмотрению одного из нескольких предусмотренных правовым актом вариантов управленческих решений;
8) административные процедуры - юридические процедуры (порядок последовательного совершения юридически значимых действий), в рамках которых органы государственной власти Удмуртской Республики, иные государственные органы Удмуртской Республики, государственные унитарные предприятия Удмуртской Республики, государственные учреждения Удмуртской Республики и их должностные лица принимают правовые акты, иные управленческие решения, совершают иные юридически значимые действия, направленные на обеспечение реализации субъективных прав и юридических обязанностей граждан и организаций;
9) коллизия - расхождение, противоречие между правовыми нормами одного и того же правового акта, между правовыми нормами, содержащимися в разных правовых актах.
3. Экспертиза направлена на выявление в правовых актах положений, способствующих возникновению коррупционных проявлений в деятельности государственных органов Удмуртской Республики и их должностных лиц, а также на устранение из правовых актов коррупциогенных факторов и проявлений коррупции.
4. Экспертиза проводится на основе следующих принципов:
1) приоритет защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также защиты социально-экономических, правовых и организационно-управленческих интересов Удмуртской Республики;
2) приоритет профилактических мер, направленных на искоренение условий, порождающих коррупционные проявления и коррупцию;
3) обязательность проведения экспертизы в отношении проектов нормативных правовых актов;
3.1) оценка при проведении экспертизы правового акта во взаимосвязи с другими правовыми актами;
4) соблюдение баланса защиты прав и свобод граждан и эффективности деятельности органов публичной власти;
5) обоснованность, объективность и проверяемость результатов экспертизы, мотивированность и законность заключений по результатам проведения экспертизы;
5.1) компетентность лиц, проводящих экспертизу;
6) гласность и учет общественного мнения при проведении экспертизы, сотрудничество государственных органов Удмуртской Республики и их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении экспертизы.
II. Порядок проведения экспертизы
5. В процессе экспертизы подлежат выявлению и устранению следующие коррупциогенные факторы и проявления коррупциогенности:
1) коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил;
2) коррупциогенные факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям;
3) коррупциогенные факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
4) коррупциогенные факторы системного характера;
5) проявления коррупциогенности.
Перечень коррупциогенных факторов и проявлений коррупциогенности, подлежащих выявлению и устранению в соответствии с настоящим Порядком, приведен в приложении к настоящему Порядку.
6. Обязательной экспертизе подлежат следующие правовые акты:
1) законы Удмуртской Республики и проекты законов Удмуртской Республики;
2) указы Президента Удмуртской Республики и проекты указов Президента Удмуртской Республики, носящие нормативный характер;
3) постановления Государственного Совета Удмуртской Республики и проекты постановлений Государственного Совета Удмуртской Республики, носящие нормативный характер;
4) постановления Правительства Удмуртской Республики и проекты постановлений Правительства Удмуртской Республики;
5) нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики и их проекты, носящие нормативный характер.
По решению Президента Удмуртской Республики или руководителя соответствующего государственного органа Удмуртской Республики обязательной экспертизе могут быть подвергнуты иные правовые акты.
По решению руководителя государственного органа Удмуртской Республики экспертизе могут быть подвергнуты регламент (проект регламента) внутренней организации государственного органа Удмуртской Республики и должностные регламенты (проекты должностных регламентов) государственных гражданских служащих Удмуртской Республики, проходящих государственную гражданскую службу в соответствующем государственном органе Удмуртской Республики.
7. Утратил силу.
См. текст пункта 7
8. Экспертизу проводят следующие уполномоченные должностные лица (далее - эксперты):
1) уполномоченные должностные лица Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики - в отношении правовых актов Президента Удмуртской Республики, правовых актов Правительства Удмуртской Республики, проектов правовых актов, поступивших на рассмотрение Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики, а также правовых актов, указанных в абзаце седьмом пункта 6 настоящего Порядка;
2) уполномоченные должностные лица Аппарата Государственного Совета Удмуртской Республики - в отношении правовых актов Государственного Совета Удмуртской Республики, проектов правовых актов, поступивших на рассмотрение Государственного Совета Удмуртской Республики;
3) уполномоченные должностные лица исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, на которые руководителем соответствующего исполнительного органа государственной власти Удмуртской Республики возложено проведение экспертизы, - в отношении правовых актов исполнительного органа государственной власти Удмуртской Республики, указанных в подпункте 5 пункта 6 настоящего Порядка;
4) уполномоченные должностные лица государственного органа Удмуртской Республики, на которых руководителем государственного органа возложено проведение экспертизы, - в отношении актов (проектов актов), указанных в абзаце восьмом пункта 6 настоящего Порядка.
9. Для проведения экспертизы законов Удмуртской Республики руководителем государственного органа Удмуртской Республики, ответственного за реализацию антикоррупционной политики в Удмуртской Республике, формируется рабочая группа.
В состав рабочей группы включаются представители государственного органа Удмуртской Республики, ответственного за реализацию антикоррупционной политики в Удмуртской Республике, представители Президента Удмуртской Республики и представители Государственного Совета Удмуртской Республики. В состав указанной рабочей группы могут быть включены представители иных государственных органов Удмуртской Республики, органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов государственной власти, высших учебных заведений, общественных объединений и иных некоммерческих организаций.
Рабочая группа состоит из членов рабочей группы постоянного и временного (привлекаемого для проведения экспертизы в отношении определенного закона Удмуртской Республики) состава. Количественный и персональный состав рабочей группы, а также порядок ее деятельности определяются руководителем государственного органа Удмуртской Республики, ответственного за реализацию антикоррупционной политики в Удмуртской Республике.
10. Утратил силу.
См. текст пункта 10
11. Не проводится экспертиза недействующих, отмененных или признанных утратившими силу правовых актов, а также правовых актов, в отношении которых ранее проводилась экспертиза, если в дальнейшем в эти акты не вносились изменения.
12. В случае внесения изменений в проекты правовых актов, которые ранее были предметом экспертизы, в отношении указанных проектов может быть проведена повторная экспертиза по решению руководителя государственного органа Удмуртской Республики, ответственного за разработку соответствующего проекта правового акта, или руководителя государственного органа Удмуртской Республики, осуществляющего рассмотрение и принятие соответствующего проекта правового акта.
13. При проведении экспертизы экспертом предварительно устанавливается:
1) соответствует ли представленный на экспертизу правовой акт требованиям, содержащимся в пунктах 6 и (или) 11 настоящего Порядка;
2) уполномоченным ли должностным лицом принято решение о проведении экспертизы (в отношении правовых актов, предусмотренных в абзацах седьмом и восьмом пункта 6 и пункте 12 настоящего Порядка);
3) уполномочен ли эксперт на проведение экспертизы в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка.
При несоблюдении условий, предусмотренных настоящим пунктом, экспертиза не проводится, о чем орган (должностное лицо), принявший (принявшее) решение о проведении экспертизы и (или) представивший (представившее) правовой акт для проведения экспертизы, извещается экспертом в письменной форме с изложением мотивов принятого решения.
14. Допускается проведение экспертизы несколькими экспертами в отношении одного и того же правового акта.
15. Эксперт обязан установить наличие либо отсутствие предусмотренных настоящим Порядком коррупциогенных факторов и проявлений коррупциогенности в правовом акте, представленном на экспертизу, с учетом характера регулируемых данным правовым актом общественных отношений, иных обстоятельств, предусмотренных настоящим Порядком.
16. Экспертиза проектов правовых актов проводится в срок до 7 рабочих дней со дня поступления проекта правового акта на экспертизу. Указанный срок может быть продлен руководителем государственного органа Удмуртской Республики, на рассмотрении которого находится соответствующий проект правового акта, но не более чем на 5 рабочих дней.
Экспертиза действующих правовых актов проводится в срок до 14 рабочих дней со дня поступления правового акта на экспертизу.
III. Заключение по результатам проведения экспертизы
17. По результатам проведения экспертизы составляется мотивированное заключение.
18. В заключении отражаются следующие сведения:
1) дата подготовки заключения, данные о проводящем экспертизу эксперте (фамилия, инициалы и должность);
2) основание для проведения экспертизы;
3) реквизиты правового акта, представленного на экспертизу;
4) перечень выявленных коррупциогенных факторов и проявлений коррупциогенности с указанием их признаков (описания) и соответствующих статей (частей, пунктов, подпунктов, абзацев) правового акта, в которых эти факторы выявлены;
5) предложения о способах ликвидации или нейтрализации коррупциогенных факторов и проявлений коррупциогенности (доработке правового акта).
19. В заключении также указывается, что иных коррупциогенных факторов и проявлений коррупциогенности, а также иных положений, которые могут способствовать проявлениям коррупции, не обнаружено.
20. Выводы заключения должны соответствовать его исследовательской части.
Степень коррупциогенности анализируемого правового акта в целом в заключении не определяется, за исключением случая, когда в правовом акте по результатам экспертизы не выявлены положения, которые могут способствовать проявлениям коррупции.
21. В случае выявления в правовом акте коррупциогенных факторов и проявлений коррупциогенности, устранение которых из текста правового акта невозможно, эксперт должен это обосновать в отношении каждого фактора (проявления) в отдельности и предложить возможные способы нейтрализации коррупционных рисков.
22. При обосновании коррупциогенности отдельных норм правового акта допускается использование данных социологических опросов, материалов судебной и административной практики.
23. Заключение подписывается экспертом.
Заключение рабочей группы, указанной в пункте 9 настоящего Порядка, подписывается руководителем рабочей группы.
24. Заключение направляется органу (должностному лицу), принявшему решение о проведении экспертизы (в отношении правовых актов, предусмотренных в абзацах седьмом и восьмом пункта 6 и пункте 12 настоящего Порядка), а также руководителю государственного органа (иному лицу), принявшего (издавшего) правовой акт (разработавшего проект правового акта).
25. В случае выявления коррупциогенных факторов и (или) проявлений коррупциогенности в законе Удмуртской Республики заключение направляется Президенту Удмуртской Республики и Председателю Государственного Совета Удмуртской Республики для организации работы по внесению изменений в указанный закон Удмуртской Республики. Для сведения заключение направляется руководителю государственного органа Удмуртской Республики, ответственного за реализацию антикоррупционной политики в Удмуртской Республике.
В случае выявления коррупциогенных факторов и (или) проявлений коррупциогенности в проекте закона Удмуртской Республики, находящегося на рассмотрении в Государственном Совете Удмуртской Республики, заключение направляется председателю профильной постоянной комиссии Государственного Совета Удмуртской Республики и разработчику соответствующего проекта закона Удмуртской Республики для организации работы по подготовке и внесению поправок в рассматриваемый проект закона Удмуртской Республики в целях устранения выявленных коррупциогенных факторов и проявлений коррупциогенности .
26. В случае выявления коррупциогенных факторов и (или) проявлений коррупциогенности в нормативных правовых актах исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики один экземпляр заключения в обязательном порядке направляется Председателю Правительства Удмуртской Республики либо заместителю Председателя Правительства Удмуртской Республики, осуществляющему координацию деятельности соответствующего исполнительного органа государственной власти Удмуртской Республики.
В течение 30 рабочих дней со дня получения руководителем исполнительного органа государственной власти Удмуртской Республики заключения он обязан представить Председателю Правительства Удмуртской Республики (заместителю Председателя Правительства Удмуртской Республики, осуществляющему координацию деятельности соответствующего исполнительного органа государственной власти Удмуртской Республики) либо руководителю государственного органа Удмуртской Республики, ответственного за реализацию антикоррупционной политики в Удмуртской Республике, информацию о принятых мерах по устранению коррупциогенных факторов и проявлений коррупциогенности в правовом акте.
IV. Участие органов местного самоуправления, общественных объединений,
иных некоммерческих организаций в проведении экспертизы
27. Органы местного самоуправления, общественные объединения, иные некоммерческие организации вправе направить в государственный орган Удмуртской Республики, ответственный за реализацию антикоррупционной политики в Удмуртской Республике, обращение о проведении экспертизы правовых актов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка.
К обращению, указанному в настоящем пункте, должны быть приложены мотивированные обоснования и пояснения о наличии в правовом акте коррупциогенных факторов и (или) проявлений коррупциогенности, предусмотренных настоящим Порядком.
28. Обращения, указанные в пункте 27 настоящего Порядка, подлежат обязательному рассмотрению руководителем государственного органа Удмуртской Республики, ответственного за реализацию антикоррупционной политики в Удмуртской Республике, в течение 5 рабочих дней со дня их поступления.
29. Руководитель государственного органа Удмуртской Республики, ответственного за реализацию антикоррупционной политики в Удмуртской Республике, рассмотрев обращение, указанное в пункте 27 настоящего Порядка, принимает одно из следующих решений:
1) о проведении экспертизы;
2) об отказе в проведении экспертизы, при этом основанием для отказа в проведении экспертизы является наличие ранее проведенной в соответствии с настоящим Порядком экспертизы представленного правового акта.
30. В случае принятия решения о проведении экспертизы экспертиза проводится в соответствии с настоящим Порядком.
31. Заключение по результатам экспертизы в обязательном порядке направляется органу местного самоуправления, общественному объединению, иной некоммерческой организации, направившей обращение о проведении экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.