Действуют в качестве временных требований
до введения в действие стандарта с 1 сентября 1997 г.
1. Общая характеристика направления 520100 - Культурология
2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение
по программе направления 520100 - Культурология
3. Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной
программы по направлению 520100 - Культурология
1. Общая характеристика направления 520100 - Культурология
1.1. Направление утверждено приказом Комитета по высшей школе Миннауки России от 6 мая 1992 г. N 142.
1.2. Нормативная длительность обучения по данному направлению при очной форме обучения - 4 года. Квалификационная академическая степень бакалавр.
1.3. Характеристика сферы и объектов профессиональной деятельности бакалавра по направлению 520100 - Культурология.
Деятельность бакалавра направлена на анализ опыта развития мировой культуры, познания феноменов культуры и культуротворческого процесса, особенностей функционирования культуры в современном обществе.
1.4. Бакалавр должен быть подготовлен:
- к организационно-управленческой, проектно-аналитической и конкретно-исследовательской деятельности в сфере культуры в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой;
- к обучению в магистратуре по направлению 520100 - Культурология; освоению профессиональных образовательных программ третьего уровня по специальности 020600 - Культурология в сокращенные до года сроки.
Бакалавр может в установленном порядке работать в образовательных учреждениях.
2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение
по программе направления 520100 - Культурология
2.1. Общие требования к образованности бакалавра
Бакалавр отвечает следующим требованиям:
- знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
- знает этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;
- имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;
- способен продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 10 лет);
- имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования;
- обладает культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;
- умеет на научной основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;
- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;
- понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;
- способен находить нестандартные решения типовых задач или уметь решать нестандартные задачи (в полной мере данное требование предъявляется к выпускникам, получившим диплом высшей степени);
- способен к проектной деятельности в профессиональной сфере, знает принципы системного анализа, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;
- способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук;
- готов к кооперации с коллегами по работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований, знает основы педагогической деятельности;
- методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.
2.2. Требования к знаниям и умениям по циклам дисциплин
2.2.1. Требования по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Бакалавр должен:
в области философии, психологии, истории, педагогики:
- иметь представление о научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, о духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни, уметь ориентироваться в них;
- понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию;
- быть знакомым с важнейшими отраслями и этапами развития гуманитарного и социально-экономического знания, основными научными школами, направлениями, концепциями, источниками гуманитарного знания и приемами работы с ними;
- понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и возникших в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе;
- знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;
- иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности;
- понимать природу психики, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека;
- уметь дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей), интерпретацию собственного психического состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции;
- понимать соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании;
- знать формы, средства и методы педагогической деятельности;
- владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач;
- иметь научное представление об основных эпохах в истории человечества и их хронологии;
- знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей;
- уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;
в области социологии, экономики, политологии и права:
- иметь научное представление о социологическом подходе к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов;
- знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать;
- владеть основами социологического анализа;
- знать основы экономической теории;
- понимать необходимость макропропорций и их особенностей, ситуации на макроэкономическом уровне, существо фискальной и денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политики;
- уметь анализировать в общих чертах основные экономические события в своей стране и за ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики;
- иметь представление о сущности власти и политической жизни, политических отношениях и процессах, о субъектах политики; о процессах международной политической жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в России, ее месте и статусе в современном политическом мире; понимать значение и роль политических систем и политических режимов в жизни общества;
- знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты политологического знания, знать их роль и функции в подготовке и обосновании политических решений, в обеспечении личностного вклада в общественно-политическую жизнь;
- знать права и свободы человека и гражданина, уметь их реализовывать в различных сферах жизнедеятельности;
- знать основы российской правовой системы и законодательства, организации судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов, правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности;
- уметь использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности;
в области филологии:
- свободно владеть государственным языком Российской Федерации русским языком;
- знать и уметь грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;
- владеть лексическим минимумом одного из иностранных языков (1200 - 2000 лексических единиц) и грамматическим минимумом, включающим грамматические структуры, необходимые для обучения устным и письменным формам общения;
- уметь вести беседу-диалог общего характера, соблюдать правила речевого этикета, читать литературу по специальности без словаря с целью поиска информации, переводить тексты по специальности со словарем, составлять аннотации, рефераты и деловые письма на иностранном языке;
в области физической культуры:
- понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
- знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
- владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;
- приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.
2.2.2. По циклу общих математических и естественнонаучных дисциплин
Бакалавр должен иметь представление:
в области математики и информатики:
- о месте и роли математики в современном мире, мировой культуре и истории;
- о математическом мышлении, индукции и дедукции в математике, принципах математических рассуждений и математических доказательств;
- о логических, топологических и алгебраических структурах на множестве;
- о неевклидовых геометрических системах;
- о математическом моделировании;
- об информации, методах ее хранения, обработки и передачи;
- о проблеме искусственного интеллекта, способах представления знаний и манипулировании ими (об инженерии знания);
- о роли математики и информатики в гуманитарных исследованиях;
в области концепций современного естествознания:
- об основных этапах развития естествознания, особенностях современного естествознания, ньютоновской и эволюционной парадигмах;
- о концепциях пространства и времени;
- о принципах симметрии и законах сохранения;
- о понятии состояния в естествознании;
- о корпускулярной и континуальной традициях в описании природы;
- о динамических и статистических закономерностях в естествознании;
- о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения физических объектов, переходах из упорядоченных в неупорядоченные состояния и наоборот;
- о самоорганизации в живой и неживой природе;
- об иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира;
- о взаимодействиях между физическими, химическими и биологическими процессами;
- о специфике живого, принципах воспроизводства и развития живых систем, их целостности и гомеостазе;
- об иерархичности, уровнях организации и функциональной асимметрии живых систем;
- о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики;
- о физиологических основах психики, социального поведения, экологии и здоровья человека;
- о взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользования;
- о месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме единой культуры.
2.2.3. По циклу общепрофессиональных дисциплин направления
Бакалавр должен:
- иметь фундаментальную профессиональную подготовку по различным разделам культурологического знания;
- быть обучен навыкам анализа современной культурологической проблематики, основных тенденций социального, культурного и духовного развития общества, уметь на основании полученных знаний делать прогнозы и принимать решения;
- владеть культурой научного мышления, базирующейся на глубоком знании мировой культурологической и философской мысли, истории и теории мировой и отечественной культуры, достижений науки и техники;
- уметь свободно ориентироваться и самостоятельно исследовать культурологическую и социально-политическую литературу на русском и одном из иностранных языков;
- приобрести необходимые навыки для преподавания культурологических дисциплин.
2.2.4. Требования к циклу специальных дисциплин
Бакалавр должен иметь знания и владеть методами научных исследований в более узких направлениях культурологии.
Конкретные требования к специальной подготовке бакалавра устанавливаются высшим учебным заведением исходя из содержания цикла специальных дисциплин.
3. Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной
программы по направлению 520100 - Культурология
-------------------------------------------------------------------------
Индекс |Наименование дисциплин и их основные дидактические|Всего часов
| единицы* |на освоение
| | учебного
| | материала
---------+--------------------------------------------------+------------
ГСЭ.00 |Цикл общих гуманитарных и социально-экономических| 1690
|дисциплин |
ГСЭ.01 |Философия: |
|роль философии в жизни человека и общества; исто-|
|рические типы философии; человек во Вселенной; фи-|
|лософская, религиозная и научная картины мира;|
|природа человека и смысл его существования; позна-|
|ние, его возможности и границы; знание и вера; об-|
|щество; многообразие культур, цивилизаций, форм|
|социального опыта; человек в мире культуры; Запад,|
|Восток, Россия в диалоге культур; личность: проб-|
|лемы свободы и ответственности; человек в информа-|
|ционно-техническом мире; роль научной рациональ-|
|ности в развитии общества; проблемы и перспективы|
|современной цивилизации; человечество перед лицом|
|глобальных проблем |
ГСЭ.02 |Иностранный язык: | 340
|закрепление программы средней школы, изучение но-|
|вого лексико-грамматического материала, необходи-|
|мого для общения в наиболее распространенных пов-|
|седневных ситуациях; различные виды речевой дея-|
|тельности и формы речи (устной, письменной, моно-|
|логической или диалогической), овладение лекси-|
|ко-грамматическим минимумом; курс реферирования и|
|аннотирования научной литературы, курс научно-тех-|
|нического перевода и т.п. |
ГСЭ.04 |История: |
|сущность, формы, функции исторического сознания;|
|типы цивилизаций в древности; проблема взаимодейс-|
|твия человека и природной среды в древних общест-|
|вах; цивилизация Древней Руси; место Средневековья|
|во всемирно-историческом процессе; Киевская Русь;|
|тенденции становления цивилизации в русских зем-|
|лях; проблема складывания основ национальных госу-|
|дарств в Западной Европе; складывание Московского|
|государства; Европа в начале Нового времени и|
|проблема формирования целостности европейской ци-|
|вилизации; Россия в XV - XVII вв.; XVIII в. в ев-|
|ропейской и северо-американской истории; проблема|
|перехода в "царство разума"; особенности россий-|
|ской модернизации в XVIII в.; духовный мир челове-|
|ка на пороге перехода к индустриальному обществу;|
|основные тенденции развития всемирной истории в|
|XIX в.; пути развития России; место XX в. во все-|
|мирно-историческом процессе; новый уровень истори-|
|ческого синтеза; глобальная история; менталитет|
|человека, его эволюция и особенности в Западной|
|Европе, России и в других регионах мира |
ГСЭ.05 |Физическая культура: | 408
|физическая культура в общекультурной и профессио-|
|нальной подготовке студентов; социально-биологи-|
|ческие основы физической культуры; основы здорово-|
|го образа и стиля жизни; оздоровительные системы и|
|спорт (теория, методика, практика); профессиональ-|
|но-прикладная физическая подготовка студентов |
ГСЭ.06 |Право: |
|право, личность и общество; структура права и его|
|действия; конституционная основа правовой системы;|
|частное право; сравнительное правоведение |
ГСЭ.07 |Экономика: |
|предмет экономической науки; введение в экономику|
|(основы экономического анализа, основы обмена,|
|функционирование конкурентного рынка, основы, го-|
|сударственного сектора); основные понятия собс-|
|твенности: экономические и правовые аспекты; вве-|
|дение в макроэкономику; деньги, денежное обращение|
|и денежная политика; национальный доход, совокуп-|
|ные расходы, спрос, предложение, ценовой уровень,|
|фискальная политика; макроэкономические проблемы|
|инфляции и безработицы; основные макроэкономичес-|
|кие школы; мировая экономика и экономический рост;|
|спрос, потребительский выбор, издержки и предложе-|
|ние; фирма и формы конкуренции; структура бизнеса,|
|регулирование и дерегулирование; факторные рынки и|
|распределение доходов; экономика сельскохозяйс-|
|твенных и природных ресурсов; сравнительные эконо-|
|мические системы |
ГСЭ.08 |Социология: |
|история становления и развития социологии; общест-|
|во как социокультурная система; социальные общнос-|
|ти как источник самодвижения, социальных измене-|
|ний; культура как система ценностей, смыслов, об-|
|разцов действий индивидов; влияние культуры на со-|
|циальные и экономические отношения; обратное влия-|
|ние экономики и социально-политической жизни на|
|культуру; личность как активный субъект; взаимос-|
|вязь личности и общества; ролевые теории личности;|
|социальный статус личности; социальные связи,|
|действия, взаимодействия между индивидами и груп-|
|пами, групповая динамика; социальное поведение;|
|социальный обмен и сравнение как механизм социаль-|
|ных связей; социальная структура, социальная стра-|
|тификация; социальные институты и социальная орга-|
|низация; гражданское общество и государство; соци-|
|альный контроль; массовое сознание и массовые|
|действия; социальные движения; источники социаль-|
|ного напряжения; социальные конфликты и логика их|
|разрешения; социальные изменения; глобализация со-|
|циальных и культурных процессов в современном ми-|
|ре; социально-культурные особенности и проблемы|
|развития российского общества; возможные альтерна-|
|тивы его развития в будущем; методология и методы|
|социологического исследования |
ГСЭ.09 |Политология: |
|объект, предмет и метод политологии, ее место в|
|системе социально-гуманитарных дисциплин; история|
|политических учений; теория власти и властных от-|
|ношений; политическая жизнь, ее основные характе-|
|ристики; политическая система, институциональные|
|аспекты политики; политические отношения и процес-|
|сы; субъекты политики; политическая культура; по-|
|литические идеологии (история развития, современ-|
|ное состояние, перспективы); политический процесс|
|в России; мировая политика и международные отноше-|
|ния; сравнительная политология |
ГСЭ.10 |Психология и педагогика: |
|психология: объект и предмет психологии; соотноше-|
|ние субъективной и объективной реальности; психика|
|и организм; активность психики (души), психика,|
|поведение и деятельность; структура субъективной|
|реальности; личность и межличностные отношения;|
|свобода воли; личностная ответственность; общее и|
|индивидуальное в психике человека; |
|педагогика: предмет педагогики; цели образования и|
|воспитания; педагогический идеал и его коркрет-|
|но-историческое воплощение; средства и методы пе-|
|дагогического воздействия на личность; общие прин-|
|ципы дидактики и их реализация в конкретных пред-|
|метных методиках обучения; нравственно-психологи-|
|ческие и идейные взаимоотношения поколений; семей-|
|ное воспитание и семейная педагогика; межличност-|
|ные отношения в коллективе; нравственно-психологи-|
|ческий образ педагога; мастерство педагогического|
|общения |
ГСЭ.11 |Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавли-| 324
|ваемые вузом (факультетом) |
ЕН.00 |Цикл общих математических и естественнонаучных| 714
|дисциплин |
ЕН.01 |Математика и информатика: |
|геометрия Евклида как первая естественнонаучная|
|теория; аксиоматический метод; основные этапы ста-|
|новления современной математики; структура совре-|
|менной математики; основные черты математического|
|мышления; математические доказательства; элементы,|
|множества, отношения, отображения; числа; комбина-|
|торика; конечные и бесконечные множества; основные|
|структуры на множестве; неевклидовы геометрии; ге-|
|ометрия микро- и макромира; основные идеи матема-|
|тического анализа; дифференциальные уравнения; об-|
|щая постановка задачи о принятии решения; матема-|
|тические методы в целенаправленной деятельности;|
|математика случайного; элементы теории вероятнос-|
|тей; основные понятия математической статистики;|
|математические методы проверки гипотез; роль мате-|
|матики в гуманитарных науках; основные понятия и|
|методы теории информации и кодирования; аппаратные|
|и программные средства персональных ЭВМ, предназ-|
|наченные для обработки информации |
ЕН.02 |Концепции современного естествознания: |
|естественнонаучная и гуманитарная культуры; науч-|
|ный метод; история естествознания; панорама совре-|
|менного естествознания; тенденции развития; кор-|
|пускулярная и континуальная концепции описания|
|природы; порядок и беспорядок в природе; хаос;|
|структурные уровни организации материи; микро-,|
|макро- и мегамиры; пространство, время; принципы|
|относительности; принципы симметрии; законы сохра-|
|нения; взаимодействие; близкодействие, дальнодейс-|
|твие; состояние; принципы суперпозиции, неопреде-|
|ленности, дополнительности; динамические и статис-|
|тические закономерности в природе; законы сохране-|
|ния энергии в макроскопических процессах; принципы|
|возрастания энтропии; химические системы, энерге-|
|тика химических процессов, реакционная способность|
|веществ; особенности биологического уровня органи-|
|зации материи; принципы воспроизводства и развития|
|живых систем; многообразие живых организмов - ос-|
|нова организации и устойчивости биосферы; генетика|
|и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции,|
|творчество, работоспособность; биоэтика; человек,|
|биосфера и космические циклы; ноосфера; необрати-|
|мость времени; самоорганизация в живой и неживой|
|природе; принципы универсального эволюционизма;|
|путь к единой культуре |
ЕН.03 |Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавли-| 314
|ваемые вузом (факультетом) |
ДН.00 |Цикл общепрофессиональных дисциплин | 3278
ДН.01 |Теория культуры: | 238
|предмет и методы теории культуры; основные катего-|
|рии, понятия и термины теории культуры; культура и|
|природа; культура и личность; культура и язык;|
|культура и история; феноменология культуры; струк-|
|тура и функции культуры; типология культуры;|
|единство и многообразие культур; модели культуры;|
|история культурологии: направления, концепции,|
|школы; культурология в системе современного гума-|
|нитарного знания |
ДН.02 |История культуры: | 510
|основные подходы к изучению истории культуры: ге-|
|нетический, структурный, типологический, компара-|
|тивный; проблемы генезиса культуры; культурно-ис-|
|торические эпохи (согласно основным концепциям);|
|Восток и Запад как и
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования "Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 520100 - Культурология (второй уровень высшего профессионального образования)" (утв. Госкомвузом РФ от 30 декабря 1993 г.)
Действуют в качестве временных требований
до введения в действие стандарта с 1 сентября 1997 г.
Текст стандарта опубликован в Бюллетене Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию, N 3, 1995 г.