Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Удмуртской Республики
от 29 марта 2010 года N 91
Ведомственная целевая программа
"Развитие легкой промышленности Удмуртской Республики на 2011-2013 годы"
I. Паспорт Программы
Наименование Программы |
Ведомственная целевая программа "Развитие легкой промышленности Удмуртской Республики на 2011-2013 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 28 декабря 2009 года N 1142-р "О разработке проекта ведомственной целевой программы "Развитие легкой промышленности Удмуртской Республики на 2011-2013 годы" |
Заказчик Программы |
Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики |
Разработчик проекта Программы |
Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики |
Исполнители Программы |
Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики Министерство экономики Удмуртской Республики Организации легкой промышленности Удмуртской Республики (по согласованию) |
Цели Программы |
Создание условий для интенсификации развития легкой промышленности, повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции |
Задачи Программы |
Стимулирование инвестиционной деятельности организаций легкой промышленности и создание условий для пополнения оборотных средств; проведение технического перевооружения и модернизации производственных мощностей организаций легкой промышленности; повышение качества и конкурентоспособности продукции организаций легкой промышленности и доведение качественно-ценовых характеристик производимых изделий до уровня, соответствующего покупательскому спросу |
Целевые индикаторы Программы |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами (работ, услуг) по видам экономической деятельности: "текстильное и швейное производство" и "производство кожи, изделий из кожи и производство обуви"; среднемесячная заработная плата работников организаций, занятых в легкой промышленности; дополнительные налоговые поступления в бюджет Удмуртской Республики |
Сроки и этапы реализации Программы |
С 01 января 2011 года по 31 декабря 2013 года. Выделение отдельных этапов реализации Программы не предусмотрено |
Объемы и источники финансирования Программы |
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики и иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации. Общий объем финансирования Программы составит 65,8 млн. рублей, в том числе: - за счет средств бюджета Удмуртской Республики - 4,8 млн. руб., в том числе: 2011 год - 1,3 млн. руб.; 2012 год - 1,6 млн. руб.; 2013 год - 1,9 млн. руб. - за счет иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации - 61,0 млн. руб., в том числе: 2011 год - 19,0 млн. руб.; 2012 год - 20,5 млн. руб.; 2013 год - 21,5 млн. руб. Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год. В случае несоответствия результатов исполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в установленном законодательством Удмуртской Республики порядке. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
Экономическая эффективность от реализации Программы составит 240 млн. руб. Бюджетная эффективность (дополнительные налоговые поступлениях# в бюджет Удмуртской Республики) составит 10,8 млн. руб. Увеличение среднемесячной заработной платы работников организаций легкой промышленности на 39 процентов по сравнению с 2009 годом |
II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
1. Анализ ситуации и проблемы легкой
промышленности Российской Федерации
Легкая промышленность - важнейший сектор российской экономики, от развития которого во многом зависит социально-экономическая ситуация как в регионах России, так и в стране в целом.
Продукция легкой промышленности востребована практически во всех сферах жизнедеятельности человека, она обеспечивает стратегическую безопасность страны, удовлетворяя потребности силовых структур и федеральных ведомств в вещевом имуществе, в сопутствующих изделиях к военной технике, в техническом текстиле и средствах индивидуальной защиты.
Наибольший удельный вес в структуре легкой промышленности по объему вырабатываемой продукции занимает текстильная, швейная и меховая отрасли - 75 процентов, причем доля текстильной продукции составляет 45 процентов. На продукцию сферы производства кожи, изделий из кожи и производства обуви приходится около 25 процентов.
В январе-декабре 2009 года индекс производства в текстильном и швейном производстве составил 84,2 % по сравнению с январем-декабрем 2008 года, в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви - 98 процентов.
В 2009 году производство практически всей текстильной и швейной продукции снизилось по отношению к 2008 году на 15-30 %, в т.ч. ткани хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые - на 20-25 %, льняные - на 46,6 %, одеяла, белье постельное, чулочно-носочные изделия, бельевой трикотаж - на 5-15 %, швейные изделия - на 20-25 процентов.
Увеличение производства отмечено в производстве нетканых материалов типа тканей - в 2,8 раза, практически на уровне прошлого года осталось производство трикотажных и тюле-гардинных изделий, платьев.
В 2009 году в обработке хромовых кож отставание производства составило 4,6 %, обработке юфтевых и жестких кожтоваров - 26,3 % и 19 % соответственно, производство обуви увеличилось на 2,3 %, в т.ч. детской - на 16,4 процента.
Среднесписочная численность работников в январе-ноябре 2009 года по полному кругу организаций в текстильном и швейном производстве составила 333,4 тыс. чел. (86,9 % к уровню января-ноября 2008 года), в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви - 56,7 тыс. чел. (91,7 %).
Среднемесячная заработная плата в текстильном и швейном производстве в январе-декабре 2009 года составила 8951 руб. (105,9 % к январю-декабрю 2008 года), в кожевенном производстве - 10534 руб. (105,5 %).
Основные причины спада производства в легкой промышленности: снижение потребительского спроса в связи со снижением реальных денежных доходов населения, снижение спроса на продукцию легкой промышленности со стороны промышленности из-за падения уровня производства практически во всех секторах экономики.
Помимо этого легкая промышленность Российской Федерации сталкивается с рядом других проблем, решение которых становится одной из первоочередных задач на государственном уровне согласно Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года. Можно выделить следующие основные проблемы отрасли:
1. Техническая и технологическая отсталость легкой промышленности России от зарубежных стран.
2. Острая конкуренция на внутреннем рынке между российскими и зарубежными товарами, потеря отечественными организациями своих позиций и сегментов рынка.
3. Высокий удельный вес теневой экономики, ставший причиной усиления стратегической и товарной зависимости государства от зарубежных стран.
4. Низкий уровень инновационной активности отрасли, выражаемый в слабой конкурентоспособности отечественных товаров и в низкой доле инновационной продукции.
5. Социальная и кадровая проблема, проявляющаяся в ежегодном оттоке рабочих кадров, приводящем к дефициту высококвалифицированных специалистов, управленческих кадров и профессиональных рабочих.
2. Анализ ситуации и проблемы легкой
промышленности Удмуртской Республики
2.1. Основные показатели развития легкой промышленности Удмуртской Республики
Несмотря на незначительную долю легкой промышленности в общем объеме промышленного производства Удмуртской Республики (0,5 процентов в 2009 году) (рис.1), отрасль является одной из старейших отраслей республики, ей принадлежит ключевая роль в развитии экономики республики, в обеспечении населения товарами социального назначения.
"Удельный вес выпуска продукции легкой промышленности в общем объеме продукции промышленности Удмуртской Республики в 2004-2009 годах"
Рис. 1. Удельный вес выпуска продукции легкой промышленности в общем
объеме продукции промышленности Удмуртской Республики в 2004-2009 годах
В 2009 году влияние мирового финансового кризиса негативно повлияло на работу промышленности Удмуртской Республики, в том числе и легкой промышленности. За период с января по декабрь 2009 года индекс физического объема производства составил 97,4 процента и 52,7 процента соответственно по видам экономической деятельности "текстильное и швейное производство" и "производство кожи, изделий из кожи и производство обуви".
Динамика объемов отгруженных товаров собственного производства выполненных работ и услуг собственными силами за период 2004-2009 годы предприятиями легкой промышленности представлен# на рис.2.
"Динамика объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами за период 2004-2009 годы"
Рис. 2. Динамика объемов отгруженных товаров собственного производства,
выполненных работ и услуг собственными силами за период 2004-2009 годы
Таблица 1
Основные показатели работы легкой промышленности
Удмуртской Республики в 2004-2009 годах
Показатели |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Объем отгруженной продукции легкой промышленности, всего, млн. руб., в т.ч.: |
547,8 |
527,4 |
859,6 |
669,0 |
1096,3 |
970,1 |
текстильное и швейное производство |
423,8 |
406,8 |
767,7 |
545 |
834,3 |
840,7 |
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
124 |
120,6 |
91,9 |
124,0 |
262 |
129,4 |
Выпуск продукции легкой промышленности, всего, млн. руб., в т.ч.: |
371 |
511 |
842 |
663 |
1099 |
963 |
текстильное и швейное производство |
345 |
392 |
747 |
538 |
837 |
833,6 |
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
26 |
119 |
95 |
125 |
262 |
129,4 |
Индекс физического объема производства промышленной продукции, % к предыдущему году |
|
|
|
|
|
|
текстильное и швейное производство |
120,9 |
109,5 |
126,4 |
114,4 |
101,4 |
97,4 |
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
81,9 |
61,5 |
124,8 |
в 2,3 раза |
70,0 |
52,7 |
Среднегодовая численность работников организаций легкой промышленности по видам экономической деятельности, тыс. человек |
3828 |
3293 |
4793 |
2896 |
4159 |
3825 |
текстильное и швейное производство |
3567 |
2666 |
4258 |
2408 |
3632 |
3389 |
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
261 |
627 |
535 |
488 |
527 |
436 |
Среднемесячная заработная плата по видам экономической деятельности, руб. |
2478 |
3532,2 |
5048,8 |
5468,2 |
6857 |
7403 |
текстильное и швейное производство |
2459,5 |
3535,4 |
5036,1 |
5391,9 |
6433,3 |
7208,6 |
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
2724,3 |
3518,7 |
5150,2 |
5844,5 |
9780,1 |
8917,3 |
Как видно из таблицы 1 по виду экономической деятельности "текстильное и швейное производство" среднесписочная численность работников за период с января по декабрь 2009 года составила 3389 человек, что на 6,7 процента меньше, чем за аналогичный период предыдущего года, по виду экономической деятельности "производство кожи, изделий из кожи и производство обуви" среднесписочная численность работников снизилась на 17,3 процента к уровню 2008 года и составила 436 человек.
Достаточно сложным остается текущее финансовое состояние отрасли. В 2009 году в текстильном и швейном производстве удельный вес убыточных организаций составил 50 процентов. Сальдированный финансовый результат составил 1009 тыс. руб., что более, чем в два раза ниже по сравнению с предыдущим годом. Прибыль в текстильном и швейном производстве составила 9264 тыс. руб., убыток - 8255 тыс. руб.
В 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличился выпуск некоторых важнейших видов продукции (рис.3): трикотажных изделий - на 13,7 процента, пальто и полупальто - на 5,8 процента, чулочно-носочных изделий на 10,7 %. Вместе с тем сократилось производство постельного белья на 32,2 процента, костюмов - на 63,1 %, брюк - на 22,6 процента, платьев - на 39,4 процента, костюмов рабочих и спецназначения - на 35,7 процента, обуви - на 52,6 процента (таблица 2).
Таблица 2
Производство основных видов продукции
Удмуртской Республики (2004-2009 г.)
Наименование изделия |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Чулочно-носочные изделия, тыс. пар |
228 |
3075 |
3156 |
5165 |
3336 |
3691 |
Трикотажные изделия, тыс. шт. |
481 |
505 |
575 |
663 |
744 |
788,1 |
Пальто и полупальто, тыс. шт. |
9,3 |
13,5 |
12,1 |
4,7 |
8,5 |
5,5 |
Костюмы, тыс. шт. |
31,3 |
49,4 |
82,1 |
66,1 |
167 |
61,6 |
Платья, тыс. шт. |
67,6 |
87,0 |
73,0 |
49,0 |
9,9 |
6,0 |
Брюки, тыс. шт. |
42,1 |
58,2 |
76,2 |
42,1 |
44,7 |
34,6 |
Белье постельное, тыс. шт. |
98,5 |
89,8 |
88,9 |
87,3 |
59,3 |
40,2 |
Костюмы рабочие и спецназначения, тыс. шт. |
125 |
125 |
155 |
364 |
211 |
135,6 |
Куртки ватные (спецодежда) тыс. шт. |
33,1 |
22,5 |
22,7 |
48,3 |
28,1 |
19,1 |
Халаты из хлопчатобумажной ткани (спецодежда), тыс. шт. |
63,4 |
42,5 |
29,9 |
24,9 |
48,3 |
20,2 |
Рукавицы, тыс. шт. |
586 |
517 |
314 |
294 |
587 |
495,3 |
Обувь, тыс. пар |
241 |
178 |
153 |
500 |
389 |
184,4 |
"Производство важнейших видов продукции легкой промышленности Удмуртской Республики в 2004-2009 годах"
Рис.3. Производство важнейших видов продукции легкой
промышленности Удмуртской Республики в 2004-2009 годах
В последние годы на стабилизацию ситуации в легкой промышленности оказывала значительное влияние реализация мероприятий республиканской целевой программы "Развитие текстильной и легкой промышленности Удмуртской Республики на 2004-2010 годы", утвержденной постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 18 мая 2004 года N 229-III.
С 2010 года вступила в действие республиканская целевая программа "Развитие легкой промышленности Удмуртской Республики на 2010 год", утвержденная постановлением Правительства Удмуртской Республики от 06 октября 2009 года N 290, направленная на улучшение ситуации в отрасли и поддержку предприятий легкой промышленности.
В течение всего срока реализации республиканской целевой программы "Развитие текстильной и легкой промышленности Удмуртской Республики на 2004-2010 годы" проводились следующие мероприятия:
1. С 2004 по 2008 год организациям легкой промышленности предоставлялись бюджетные кредиты на сезонное приобретение сырья и материалов. Кредиты были выданы 14 организациям на общую сумму 50,3 млн. рублей, что позволило дополнительно произвести продукцию на сумму 90,7 млн. рублей и получить дополнительно налогов в бюджеты всех уровней на сумму 14,5 млн. руб.
С 2008 года в связи с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации, вместо предоставления бюджетных кредитов предусмотрено предоставление субсидий на возмещение части затрат из бюджета Удмуртской Республики на уплату процентов по банковским кредитам, полученным на создание запасов сырья и материалов. В 2008-2009 годах организациями получено субсидий на общую сумму 0,42 млн. рублей, эффективность на 1 руб. вложенных бюджетных средств составила 2,8 руб.
2. С 2007 года в качестве меры государственной поддержки организаций предусмотрено предоставление субсидий на возмещение части затрат из бюджета Удмуртской Республики на уплату процентов по банковским кредитам и лизинговым платежам, полученным для реализации инвестиционных проектов. С 2007 по 2009 годы на данные цели бюджетом израсходовано 0,86 млн. рублей, эффективность на 1 руб. вложенных бюджетных средств составила 6,6 руб.
3. С 2007 года оказывается материально-техническая поддержка ресурсных образовательных центров по профессиям швейного профиля, созданных при ГОУ НПО "Профессиональное училище N 12" (г. Можга), ГОУ НПО "Профессиональный Лицей "Мода" N 28" (г. Ижевск). В 2008 году создан ресурсный образовательный центр при ГОУ НПО "Профессиональное училище N 16" (г. Глазов). С начала реализации данного направления государственной поддержки на приобретение швейного оборудования и оргтехники израсходовано 5,65 млн. рублей.
4. Для повышения престижа рабочей профессии швеи республиканской целевой программой "Развитие текстильной и легкой промышленности Удмуртской Республики на 2004-2010 годы" было предусмотрено проведение один раз в два года конкурса профессионального мастерства. В 2007 и в 2009 году из бюджета Удмуртской Республики на эти цели выделено по 0,1 млн. рублей.
Всего с начала реализации мероприятий республиканской целевой программы "Развитие текстильной и легкой промышленности Удмуртской Республики на 2004-2010 годы" из бюджета Удмуртской Республики выделено 57,43 млн. руб. (таб. 3).
Таблица 3
Финансирование мероприятий республиканской целевой программы
"Развитие текстильной и легкой промышленности Удмуртской Республики
на 2004-2010 годы" из бюджета Удмуртской Республики в 2004-2009 г.
Мероприятие |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Всего за 2004-2009 г. |
Бюджетный кредит на сырье и материалы |
7,3 |
14 |
16 |
13 |
|
|
50,3 |
Возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, направленным на создание запасов сырья и материалов |
|
|
|
|
0,18 |
0,24 |
0,42 |
Возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и лизинговым платежам для реализации инвестиционных проектов |
|
|
|
0,45 |
0,24 |
0,17 |
0,86 |
Проведение конкурса "Лучший по специальности" |
|
|
|
0,1 |
|
0,1 |
0,2 |
Материально-техническая поддержка ресурсных образовательных центров |
|
|
|
4,45 |
1,2 |
|
5,65 |
Итого |
7,3 |
14 |
16 |
18 |
1,62 |
0,51 |
57,43 |
Государственная поддержка легкой промышленности и реализация организациями собственных инвестиционных проектов позволила ежегодно наращивать объемы производства и отгрузки выпускаемой продукции, смягчить последствия мирового финансового кризиса. Объем отгруженных товаров легкой промышленности в 2009 году составил 970,1 млн. рублей, из которых 840,7 млн. рублей (87 процентов) приходится на долю текстильного и швейного производства и 13 процентов - 129,4 млн. рублей - на производство кожи, изделий из кожи и производство обуви. В текстильном и швейном производстве темп роста отгруженных товаров к уровню 2008 года составил 111,5 процента. Общий объем отгруженной продукции в 2009 году по сравнению с 2004 годом увеличился в 1,8 раза.
Рост среднемесячной заработной платы в 2009 году по сравнению с 2008 годом составил 7,9 процента, а по сравнению с 2004 годом размер среднемесячной заработной платы увеличился в 3 раза.
2.2. Проблемы развития легкой промышленности Удмуртской Республики
Наряду с общими для Российской Федерацией проблемами отрасли для предприятий легкой промышленности Удмуртской Республики можно выделить следующие актуальные проблемы:
1. Высокая степень физического и морального износа основных фондов предприятий, недостаточные темпы их обновления.
Многие организации отмечают необходимость в техническом перевооружении и модернизации существующего оборудования, объясняя ее высокой степенью износа основных средств. В таблице 4 приведены показатели, характеризующие техническое состояние основных фондов предприятий легкой промышленности с 2004 по 2008 годы. Несмотря на то, что 2008 году показатели несколько улучшились, и степень износа основных фондов по виду экономической деятельности "производство кожи, изделий из кожи и производство обуви" составила 31,1 процента, что более, чем в два раза ниже по сравнению с 2007 годом, тем не менее по виду экономической деятельности "текстильное и швейное производство" данный показатель приближается к 50 процентам. Помимо этого коэффициент обновления оборудования находится на низком уровне: в 2008 году он составил 15 процентов в текстильном и швейном производстве (это более, чем в 3 раза выше, чем в 2007 году), и 13,7 процента - в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви (увеличился в 1,8 раза).
Таблица 4
Показатели |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Износ основных фондов, % |
|
|
|
|
|
текстильное и швейное производство |
48,1 |
43,6 |
43,4 |
49,5 |
46,9 |
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
69,5 |
59,9 |
55,2 |
65,3 |
31,1 |
Коэффициент обновления основных фондов, % |
|
|
|
|
|
текстильное и швейное производство |
3,1 |
1,9 |
14,3 |
4,7 |
15,0 |
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
2,0 |
0,4 |
- |
7,4 |
13,7 |
Коэффициент ликвидации основных фондов, % |
|
|
|
|
|
текстильное и швейное производство |
1,2 |
2,9 |
1,6 |
1,9 |
0,4 |
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
2,2 |
- |
- |
0,1 |
- |
2. Низкий уровень конкурентоспособности продукции, проблемы в сфере сбыта производимой продукции.
Сложившаяся и во многом устаревшая ассортиментная номенклатура, отстающая от мировых тенденций моды на 2-3 года, проигрывание российских товаров импортным аналогам по цене, дизайну, эргономичности и качеству становятся препятствием для успешной конкуренции отечественных производителей с производителями из Турции и Китая, продукция которых очень широко представлена во всех сегментах российского рынка. В одних случаях отечественные товары уступают импортным по дизайну, в других случаях - по цене.
3. Нехватка оборотных средств, высокие проценты по займам в кредитных организациях и низкая инвестиционная привлекательность отрасли.
Основным фактором, сдерживающим рост объемов выпускаемой продукции для предприятий отрасли, является недостаток оборотных средств. Большинство организаций легкой промышленности испытывают серьезные трудности в получении кредитных ресурсов в силу высоких процентов по займам в кредитных организациях. Низкая инвестиционная привлекательность легкой промышленности не позволяет организациям осуществлять достаточное финансирование своей текущей деятельности и привлекать дополнительные кредиты на развитие.
III. Цели и задачи Программы
Основной целью Программы является создание условий для интенсификации развития легкой промышленности, повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Основные задачи Программы:
- стимулирование инвестиционной деятельности организаций легкой промышленности и создание условий для пополнения оборотных средств;
- проведение технического перевооружения и модернизации производственных мощностей организаций легкой промышленности;
- повышение качества и конкурентоспособности продукции организаций легкой промышленности и доведение качественно-ценовых характеристик производимых изделий до уровня, соответствующего покупательскому спросу.
Достижение цели и решение поставленных задач будет осуществляться посредством реализации предусмотренных программных мероприятий.
IV. Целевые индикаторы по годам реализации Программы
Целевые индикаторы для оценки эффективности и хода реализации Программы представлены в таблице 5.
Таблица 5
Целевые индикаторы и показатели эффективности,
характеризующие результаты реализации Программы
N п/п |
Наименование целевого индикатора и показателя эффективности |
Единицы измерения |
2009 год |
Прогноз |
|||
2010 год |
Плановый период |
||||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|||||
|
Целевые индикаторы |
||||||
1. |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами (работ, услуг), всего, в т.ч. по видам экономической деятельности: |
млн. руб. |
970,1 |
971 |
1019 |
1062 |
1110 |
|
текстильное и швейное производство |
|
840,7 |
841 |
883 |
920 |
962 |
|
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
129,4 |
130 |
136 |
142 |
148 |
|
2. |
Среднемесячная заработная плата по видам экономической деятельности: |
руб. |
7403 |
7990 |
8680 |
9452 |
10300 |
|
текстильное и швейное производство |
7208,6 |
7860 |
8560 |
9330 |
10170 |
|
|
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
8917,3 |
9000 |
9600 |
10400 |
11300 |
|
3. |
Дополнительные налоговые поступления в бюджетную систему Удмуртской Республики |
млн. руб. |
1,2 |
2,1 |
3,3 |
3,5 |
4,0 |
|
Показатели эффективности бюджетной, социальной, экономической* |
* Показатели эффективности: бюджетной, социальной, экономической соответствуют целевым индикаторам, характеризующим результаты реализации Программы.
V. План мероприятий Программы
Для решения поставленных задач разработан комплекс мероприятий по приоритетным направлениям технологического, экономического и социального развития легкой промышленности. Мероприятия Программы ориентированы, в первую очередь, на мобилизацию собственного потенциала организаций при соответствующей государственной поддержке. План предусматривает выполнение производственных, финансово-экономических и организационных мероприятий.
Планом мероприятий Программы, в частности, предусмотрено предоставление организациям легкой промышленности субсидий из бюджета Удмуртской Республики в целях:
1) возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам и части затрат на уплату лизинговых платежей для реализации инвестиционных проектов;
2) возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам на создание запасов сырья и материалов;
3) возмещения части затрат на участие в обучающих семинарах, мастер-классах, выставках.
Порядок и условия предоставления указанных субсидий, в том числе категории и (или) критерии отбора организаций легкой промышленности, имеющих право на получение субсидий, цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, определяются Правительством Удмуртской Республики.
План мероприятий Программы приведен в приложении к настоящей Программе.
VI. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики и иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общий объем финансирования Программы составит 65,8 млн. руб., в том числе:
- за счет средств бюджета Удмуртской Республики - 4,8 млн. руб., в том числе:
2011 год - 1,3 млн. руб.;
2012 год - 1,6 млн. руб.;
2013 год - 1,9 млн. руб.;
- за счет иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации - 61,0 млн. руб., в том числе:
2011 год- 19,0 млн. руб.;
2012 год - 20,5 млн. руб.;
2013 год - 21,5 млн. руб.
Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год.
В случае несоответствия результатов исполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в установленном законодательством Удмуртской Республики порядке.
VII. Механизм реализации Программы
Заказчик Программы - Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики:
обеспечивает реализацию Программы в соответствии с планом мероприятий Программы;
в установленном порядке представляет отчеты о реализации Программы в Государственный Совет Удмуртской Республики, Правительство Удмуртской Республики, Министерство экономики Удмуртской Республики;
заключает государственные контракты (договоры, соглашения), связанные с реализацией Программы;
в ходе реализации Программы обеспечивает координацию деятельности исполнителей, контроль за ходом реализации мероприятий и эффективным использованием средств бюджета Удмуртской Республики;
осуществляет проведение мониторинга реализации Программы;
ежегодно формирует бюджетные заявки на ассигнования из бюджета Удмуртской Республики для финансирования Программы и представляет их в установленном порядке в Министерство экономики Удмуртской Республики.
VIII. Организация управления Программой
Управление реализацией Программы осуществляет Заказчик Программы.
Заказчик Программы:
с учетом выделенных на реализацию Программы бюджетных средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты на программные мероприятия, при необходимости вносит в установленном порядке предложения об изменении или продлении сроков реализации отдельных программных мероприятий;
по запросу Правительства Удмуртской Республики, Министерства экономики Удмуртской Республики в установленные ими сроки направляет им оперативную информацию о реализации Программы;
ежеквартально направляет в Министерство экономики Удмуртской Республики отчет о реализации Программы по установленным формам;
в установленные законодательством сроки направляет в Государственный Совет Удмуртской Республики, Правительство Удмуртской Республики отчет о реализации Программы, срок реализации которой завершился в истекшем году. Исполнитель Программы представляет в Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики ежеквартальный отчет по исполнению мероприятий Программы.
Заказчик Программы организует размещение в средствах массовой информации и (или) в сети Интернет данные о Программе и ее реализации.
IX. Контроль за реализацией Программы
Контроль за ходом реализации Программы, эффективностью и целевым использованием средств бюджета осуществляется Заказчиком Программы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
X. Методика оценки эффективности реализации Программы
Под эффективностью реализации Программы понимается степень достижения целей Программы. Для оценки степени достижения целей используются целевые индикаторы, представленные в разделе IV. Оценка проводится путем сравнения целевого значения показателя с фактическим значением по итогам месяца, квартала, года или иного отчетного периода.
В текущем разделе определяются правила расчета эффективности целевых индикаторов:
1. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами (работ, услуг), - стоимость отгруженных или отпущенных в порядке продажи, а также прямого обмена (по договору мены) всех товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами.
Объем отгруженных товаров представляет собой стоимость тех товаров, которые произведены данным юридическим лицом и фактически отгружены (переданы) в отчетном периоде на сторону (другим юридическим и физическим лицам), включая товары, сданные по акту заказчику на месте, независимо от того поступили деньги на счет продавца или нет.
Формула для расчета показателя оценки эффективности:
Т = К_ф/K_б,
где К_ф - объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг, фактически полученный в отчетном периоде, млн. руб.;
К_б - объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг в базовом периоде, в качестве которого берется плановый показатель по Программе в аналогичном периоде, млн. руб.
2. Среднемесячная заработная плата.
Данный показатель характеризует тенденции в сфере оплаты труда работников легкой промышленности и исчисляется на основании сведений, полученных от организаций, исходя из фонда заработной платы работников, деленного на среднесписочную численность работников и на количество месяцев в периоде.
Формула для расчета показателя:
З = Ч_ф/Ч_б;
Ч_ф - среднемесячная заработная плата, фактически полученная в отчетном периоде.
Ч_б - среднемесячная заработная плата в базовом периоде, в качестве которого берется плановый показатель по Программе в аналогичном периоде, млн. руб.
Эффективность мероприятий Программы будет подтверждаться превышением фактических значений целевых индикаторов над плановыми за аналогичный период или равенством между данными значениями. Количественная оценка эффективности Программы приведена в разделе XI.
XI. Оценка социальной, экономической,
бюджетной эффективности реализации Программы
В ходе реализации программных мероприятий ожидается рост объемов производства, повышение конкурентоспособности продукции, расширение рынков сбыта, развитие межтерриториальных отношений. При этом необходимым условием развития отрасли является предоставление в полном объеме всего спектра государственной поддержки, предусмотренной Программой, а также широкое использование организациями собственных и заемных средств.
Расчет экономической эффективности от реализации Программы приведен в таблице 6.
Таблица 6
Экономическая эффективность от реализации Программы
(прогноз объема отгруженных товаров собственного производства,
выполненных работ, услуг собственными силами по основным
видам деятельности в легкой промышленности)
Показатель |
ЕД. измерения |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Без учета реализации Программы | ||||
Текстильное и швейное производство |
млн. руб. |
824 |
854 |
886 |
Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
млн. руб. |
124 |
129 |
134 |
Итого: |
млн. руб. |
948 |
983 |
1020 |
С учетом реализации Программы | ||||
Текстильное и швейное производство |
млн. руб. |
883 |
920 |
962 |
Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
млн. руб. |
136 |
142 |
148 |
Итого: |
млн. руб. |
1019 |
1062 |
1110 |
Экономический эффект от реализации Программы | ||||
Текстильное и швейное производство |
млн. руб. |
59 |
66 |
76 |
Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
млн. руб. |
12 |
13 |
14 |
Итого: |
млн. руб. |
71 |
79 |
90 |
Расчет социальной эффективности реализации Программы приведен в таблице 7.
Таблица 7
Социальная эффективность реализации Программы
N п/п |
Наименование |
2009 год |
2010 год прогноз |
2011 год прогноз |
2012 год прогноз |
2013 год прогноз |
1. |
Среднемесячная заработная плата, в целом по отрасли, руб. |
7403 |
7990 |
8680 |
9452 |
10300 |
текстильное и швейное производство |
7208,6 |
7860 |
8560 |
9330 |
10170 |
|
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
8917,3 |
9000 |
9600 |
10400 |
11300 |
В результате реализации программных мероприятий, направленных в большей степени на модернизацию производств и повышение качества выпускаемой продукции планируется сохранить численность работающих в отрасли, возможно некоторое увеличение числа занятых в отрасли. Увеличение заработной платы работников легкой промышленности ожидается на 39 процентов к уровню 2009 года.
Бюджетная эффективность от реализации Программы оценивается как интегральная оценка эффективности отдельных мероприятий Программы, рассматриваемых как инвестиционные проекты (таблица 8).
Таблица 8
Бюджетная эффективность реализации Программы
N п/п |
Наименование |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Всего 2011-2013 годы |
1. |
Расходы бюджета Удмуртской Республики, млн. рублей |
1,3 |
1,6 |
1,9 |
4,8 |
2. |
Дополнительные налоговые поступления в бюджетную систему Удмуртской Республики, млн. рублей |
3,3 |
3,5 |
4,0 |
10,8 |
3. |
Дополнительные налоговые поступления в бюджетную систему Удмуртской Республики на 1 рубль расходов бюджета Удмуртской Республики на реализацию Программы, рублей |
2,5 |
2,2 |
2,1 |
2,25 |
В результате выполнения программных мероприятий экономический эффект составит 240 млн. рублей, что позволит избежать значительного сокращения объемов отгруженной продукции. Бюджетная эффективность за период реализации Программы составит 10,8 млн. рублей в бюджет Удмуртской Республики.
XII. Оценка рисков реализации Программы
Результаты анализа легкой промышленности Удмуртской Республики позволяют выделить следующие группы риска при реализации Программы:
1. Страновые и региональные риски. Непрозрачность отечественного рынка, сложность и противоречивость таможенно-тарифной политики наносят серьезный урон конкурентоспособности промышленной продукции. Особенно сильно на производителях товаров легкой промышленности сказывается увеличивающийся из года в год объем нелегально ввезенной на отечественные рынки продукции низкого качества. Незащищенность отечественного товаропроизводителя от контрафактной продукции приводит к недобросовестной конкуренции с демпинговыми ценами и, в конечном счете, препятствует проведению технического переоснащения производства, внедрению новых инновационных технологий.
Одним из существенных региональных рисков Удмуртской Республики является отсутствие собственной сырьевой базы. Это выражено в слабо развитом сельском хозяйстве в плане выработки сырьевой продукции для текстильного и швейного производств.
2. Отраслевые и технологические риски. В настоящее время отрасль нуждается в техническом и технологическом перевооружении. Однако, темпы обновления производственной базы недостаточно высоки, что связано, прежде всего, с недостаточностью собственного инвестиционного капитала.
Риск существенно повышается в связи с отсутствием высококвалифицированных кадров.
3. Финансовые риски. Среди финансовых рисков необходимо отметить риск роста инфляции, который может привести к росту производственных затрат и повлечь снижение прибыли организаций легкой промышленности.
Также среди финансовых рисков можно выделить уменьшение, по сравнению с планируемыми, объемов финансирования Программы из бюджета Удмуртской Республики. В итоге проведенные отдельные мероприятия не позволят выйти на запланированные показатели, что приведет к снижению бюджетной эффективности.
4. Административный риск представляет собой невыполнение в полном объеме исполнителями Программы мероприятий, что приведет к невыполнению целей и задач Программы, в частности, к недостижению целевых индикаторов и неэффективному использованию ресурсов.
5. Риск, связанный с влиянием глобального экономического кризиса и его последствиями. В первую очередь данная группа риска связана со снижением спроса на промышленную продукцию, а также изменением поведения инвесторов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.