Правительство Удмуртской Республики постановляет:
1. Утвердить республиканскую целевую программу "Социальное развитие села на 2011-2015 годы".
2. Утвердить государственным заказчиком-координатором республиканской целевой программы "Социальное развитие села на 2011-2015 годы" Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, государственным заказчиком - Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики.
Председатель Правительства Удмуртской Республики |
Ю.С. Питкевич |
Республиканская целевая программа
"Социальное развитие села на 2011-2015 годы"
(утв. постановлением Правительства УР от 6 сентября 2010 г. N 274)
I. Паспорт республиканской целевой программы
"Социальное развитие села на 2011-2015 годы"
Наименование республиканской программы |
Республиканская целевая программа "Социальное развитие села на 2011-2015 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 "О Федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года" |
Государственные заказчики Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (государственный заказчик- координатор), Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики |
Разработчик проекта Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики |
Исполнители республиканской программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики |
Цель Программы |
Повышение жизненного уровня сельского населения на основе развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований; сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности; создание правовых, организационных, институциональных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления сельских территорий; расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для развития сельской экономики с целью обеспечения более высокого уровня социального потребления сельского населения за счет роста собственных доходов; создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственными предприятиями и организациями в ведение органов местного самоуправления |
Задачи Программы |
Стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов; поддержание высокой работоспособности; повышение образовательного уровня учащихся сельских школ, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров; повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений; повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест |
Целевые индикаторы Программы |
Ввод в действие жилых домов (ввод и приобретение жилья для граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов); введение в действие общеобразовательных учреждений; ввод, реконструкция и техническое перевооружение линий электропередач; ввод в действие газовых сетей; ввод в действие локальных водопроводов; увеличение численности руководителей сельскохозяйственных организаций, имеющих высшее и среднее профессиональное образование |
Сроки и этапы реализации Программы |
2011-2015 годы, поэтапная реализация не предусмотрена |
Перечень подпрограмм |
В состав Программы входит подпрограмма "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2011-2015 годы" |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общая сумма расходов на реализацию Программы в 2011-2015 годах составляет 3362,4 млн. рублей, в том числе: 2011 год - 595,6 млн. рублей, 2012 год - 633,7 млн. рублей, 2013 год - 670,6 млн. рублей, 2014 год - 710,3 млн. рублей, 2015 год - 752,2 млн. рублей. Средства федерального бюджета - 1185,8 млн. рублей, в том числе: 2011 год - 208,8 млн. рублей, 2012 год - 222,9 млн. рублей, 2013 год - 236,5 млн. рублей, 2014 год - 251,0 млн. рублей, 2015 год - 266,6 млн. рублей. Средства бюджета Удмуртской Республики - 1535,1 млн. рублей, в том числе: 2011 год - 274,2 млн. рублей, 2012 год - 290,3 млн. рублей, 2013 год - 306,2 млн. рублей, 2014 год - 323,2 млн. рублей, 2015 год - 341,1 млн. рублей. Средства из внебюджетных источников - 641,5 млн. рублей, в том числе: 2011 год - 112,8 млн. рублей, 2012 год -120,3 млн. рублей, 2013 год - 127,9 млн. рублей, 2014 год - 136,0 млн. рублей, 2015 год - 144,5 млн. рублей. Объемы финансирования за счет средств бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, подлежат корректировке при исполнении бюджета Удмуртской Республики. Финансирование мероприятий по социальному развитию села за счет внебюджетных средств осуществляется в соответствии с законодательством |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Реализация Программы позволит: улучшить жилищные условия более 1250 сельских семей; повысить уровень газификации домов (квартир) природным газом на 10 процентов; улучшить снабжение сельских потребителей электроэнергией; довести долю обучающихся в благоустроенных общеобразовательных учреждениях в первую смену до 100 процентов; повысить уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой; повысить удельный вес численности руководителей сельскохозяйственных организаций до 93 и более процентов; сохранить на объектах социальной сферы и инженерной инфраструктуры 6,810 тысячи рабочих мест и дополнительно создать 1600 рабочих мест |
II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Ход аграрных преобразований во многом определяется состоянием и перспективами решения проблем социального развития села и инженерного обустройства сельских территорий. Однако социальная сфера на селе находится в кризисном состоянии, сохраняется отставание села от города по уровню и условиям жизни.
Ситуация, сохраняющаяся в социальной сфере на селе, является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий Удмуртской Республики. Основная часть сельского жилищного фонда не имеет элементарных коммунальных удобств. Системами центрального хозяйственно-питьевого водоснабжения оборудовано 68,2 процента сельских населенных пунктов, сетевым газом - 34,2 процента жилья. Остро стоит проблема обеспечения качественной питьевой водой сельских населенных пунктов. Питьевой водой, отвечающей требованиям санитарного законодательства, обеспечено 40,7 процента сельских населенных пунктов, 55 процентов сельского населения пользуются водопроводами через водоразборные колонки.
Более 65 процентов общеобразовательных школ - сельские, в них обучаются 34 процента учащихся республики. 162 образовательных учреждения, расположенных в сельской местности, нуждаются в проведении текущего или капитального ремонта, 19 объектов образования требуют строительства новых зданий в связи с ветхим состоянием.
В сельской местности проживает более 32 процентов населения Удмуртской Республики. В 2004-2008 годах рождаемость в сельской местности держится на уровне 12,5-16,0 человек на 1000 человек сельского населения.
Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры, увеличивает транспортные издержки сельхозтоваропроизводителей в себестоимости сельскохозяйственной продукции. 36 процентов сельских населенных пунктов не связаны с общей дорожной сетью дорогами с твердым покрытием, износ автомобильных дорог с покрытием переходного типа (гравийных) составляет около 90 процентов.
В рамках реализации республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" с 2003 года по 2009 год построено 56,1 тыс. кв. м жилья (5348 человек, проживающих в сельской местности, улучшили жилищные условия). Введено в эксплуатацию 983,5 км распределительных газовых сетей, 45,4 км локальных водопроводов, проведена реконструкция одной школы на 108 учащихся с детским садом на 14 мест, приобретено два пожарных автомобиля, освоено из всех источников финансирования 1883 млн. рублей.
III. Социально-экономическая значимость
проблемы для населения Удмуртской Республики
Исходя из задач социально-экономического развития республики на ближайший период и долгосрочной перспективы для преодоления критического положения в социальном развитии села необходимо проведение упреждающих мероприятий.
Таким образом, необходимость разработки и реализации Республиканской целевой программы социального развития села обусловлена:
социально-политической остротой проблемы, ее общереспубликанским значением, определяемым широким спектром выполняемых селом функций;
необходимостью государственной поддержки развития сельской социальной сферы и инженерной инфраструктуры, развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления в сельской местности с целью активизации человеческого потенциала;
межотраслевым, межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на республиканском уровне, органов местного самоуправления;
необходимостью приоритетной государственной поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.
Без государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в проведении реформ, удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.
Проблема развития сельской местности сегодня является не только социальной проблемой общества, но и экономической проблемой аграрного производства. Социальная инфраструктура села в значительной мере продолжает оставаться на содержании сельскохозяйственных предприятий, тем самым увеличивая их непроизводственные расходы и снижая рентабельность. В связи с отсутствием бюджетного финансирования на содержание большая часть инженерных объектов еще не передана муниципалитетам.
С другой стороны, в сельской местности практически нет других источников дохода, кроме как в сельскохозяйственных организациях, что заставляет их сохранять избыточную численность работников для поддержания социальной стабильности на своей территории и ведет к снижению производительности труда и увеличению затрат производства.
Перечисленный ряд проблем предопределил необходимость разработки и реализации Республиканской целевой программы социального развития села в интересах развития республики.
IV. Цели и задачи Программы
Программа разработана для достижения следующих основных целей:
повышение жизненного уровня сельского населения на основе развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований;
сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности;
создание правовых, организационных, институциональных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления сельских территорий;
расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для развития сельской экономики с целью обеспечения более высокого уровня социального потребления сельского населения за счет роста собственных доходов;
создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственными предприятиями и организациями в ведение органов местного самоуправления.
Программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач:
стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов;
повышение образовательного уровня учащихся сельских школ, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров;
повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений;
повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест.
Основные пути решения программных задач:
приоритетная государственная поддержка развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских муниципальных образований на республиканском и местном уровнях;
разработка и реализация эффективного экономического механизма, обеспечивающего содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села на уровне нормативных требований;
повышение эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования предприятий интегрированного типа, внедрения новых прогрессивных форм деятельности;
разработка и внедрение в сельском строительстве новых экономичных проектов жилых домов, жилищно-производственных, жилищно-сервисных комплексов, общественных зданий (в том числе многопрофильного использования), адаптированных к различным типам сельских поселений, их местоположению, демографической ситуации и другим условиям;
снижение стоимости сельского жилищного строительства путем внедрения новых конструктивных решений, отечественных строительных материалов и технологий, расширения применения комплектов деталей и домов, строительства жилья "под ключ", развития инжиниринговых услуг, снижения стоимости строительных материалов, применяемых в сельском строительстве;
создание условий для привлечения в социальную сферу села средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, других внебюджетных источников в целях организации функционирования в сфере обслуживания сельского населения малых предпринимательских структур;
формирование правового и методического обеспечения социального развития села.
Сроки реализации Программы учитывают ресурсные возможности федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики. Этот период позволит решить первоочередные задачи в области социального развития села и создаст предпосылки для стабильного наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры с целью обеспечения в дальнейшем полноценной среды жизнедеятельности для всех групп сельского населения независимо от места проживания и формы занятости.
При реализации Программы произойдет переход к формированию в сельских муниципальных образованиях условий, обеспечивающих более высокий жизненный стандарт, соответствующий новым требованиям к качеству рабочей силы и интенсивности труда, созданию предпосылок устойчивого развития сельских территорий.
V. Целевые индикаторы Программы
Индикаторами Программы являются:
улучшение жилищных условий сельских семей и повышение уровня коммунального обустройства жилья в сельской местности;
повышение уровня обеспеченности села образовательными учреждениями;
увеличение обеспеченности амбулаторно-поликлиническими учреждениями, снижение заболеваемости сельского населения;
повышение надежности и эффективности электроснабжения населения в сельской местности;
повышение уровня газификации сельского населения и инженерной обеспеченности сельских населенных пунктов, улучшение экологической среды и условий быта сельского населения;
повышение уровня обеспеченности сельского населения питьевой водой;
улучшение условий жизнедеятельности сельского населения, повышение уровня комфортности сельского быта;
расширение сети дорог общего пользования и приведение в нормативное состояние существующих сельских дорог;
создание условий для получения сельским населением необходимой информации независимо от места проживания;
повышение образовательного уровня сельского населения и информированности по вопросам ведения и благоустройства личного подсобного хозяйства, развития народных промыслов.
Количественные показатели целевых индикаторов представлены в приложении 3 к Программе.
VI. План мероприятий Программы
Программа призвана способствовать реализации задач, определенных основными направлениями Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858, Прогнозом социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2012 годы, утвержденным распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 6 октября 2009 года N 856-р.
В связи с этим необходимо осуществить комплекс основных организационно-практических мероприятий.
Конкретные мероприятия Программы указаны в приложении 1 к настоящей Программе.
Расширение сети дорог общего пользования и приведение в нормативное состояние существующих сельских дорог будет реализовываться в соответствии с республиканской целевой программой "Развитие автомобильных дорог в Удмуртской Республике (2010-2015 годы)", утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19 октября 2009 года N 300.
VII. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики, федерального бюджета и внебюджетных источников.
Финансирование мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета осуществляется на основании нормативно-правовых актов Российской Федерации.
Финансирование мероприятий Программы за счет внебюджетных средств осуществляется в соответствии с законодательством.
Общий объем финансирования Программы в 2011-2015 годах составит 3362,4 млн. рублей, в том числе:
1) капитальные вложения, всего 3188,6 млн. рублей, в том числе по годам: 2011 год - 561,4 млн. рублей, 2012 год - 598,8 млн. рублей, 2013 - 635,7 млн. рублей, 2014 год - 675,4 млн. рублей, 2015 год - 717,3 млн. рублей;
2) подпрограмма "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Удмуртской Республики", всего 173,6 млн. рублей, в том числе по годам:
2011 год - 34,2 млн. рублей, 2012 год - 34,9 млн. рублей, 2013 год - 34,9 млн. рублей, 2014 год - 34,9 млн. рублей, 2015 год - 34,9 млн. рублей.
Затраты на реализацию Программы определены исходя из потребности ввода в действие объектов социальной сферы и инженерного обустройства села, из фактической стоимости строительства единицы мощности и удельных капитальных вложений на строительство с учетом индексов-дефляторов.
Объемы финансирования за счет средств бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, подлежат корректировке при исполнении бюджета Удмуртской Республики.
Контроль за целевым использованием средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы, осуществляется государственными заказчиками Программы.
VIII. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется государственными заказчиками с участием органов исполнительной власти Удмуртской Республики. В соответствии с законодательством Российской Федерации в реализации мероприятий Программы могут принимать участие федеральные органы исполнительной власти.
Государственные заказчики Программы осуществляют координацию общей технической и экономической политики в рамках Программы.
Государственные заказчики Программы осуществляют:
нормативно-правовое и методическое обеспечение реализации Программы;
подготовку предложений по объемам и условиям предоставления органам местного самоуправления средств бюджета Удмуртской Республики для реализации Программы;
предоставление органам местного самоуправления финансовой поддержки в пределах средств бюджета Удмуртской Республики, предусмотренных на реализацию Программы;
организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей и задач Программы;
мониторинг реализации Программы с целью распространения положительного опыта;
координацию деятельности исполнителей в ходе реализации Программы;
контроль за целевым использованием бюджетных средств.
IХ. Организация управления Программой
Управление реализацией Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, являющееся государственным заказчиком-координатором Программы.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики осуществляет взаимодействие с государственным заказчиком - Министерством строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики.
Х. Контроль за реализацией Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком-координатором Программы в рамках заключенных договоров с исполнителями Программы.
Государственный заказчик-координатор Программы с участием заинтересованных органов исполнительной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления до 1 февраля следующего за отчетным года представляет в Правительство Удмуртской Республики, Министерство экономики Удмуртской Республики и Министерство финансов Удмуртской Республики отчет о ходе реализации Программы и об использовании средств бюджета Удмуртской Республики.
ХI. Методика оценки эффективности реализации Программы
Анализ эффективности реализации мероприятий, предусмотренных Программой, будет осуществляться по следующим направлениям:
1) Экономическая эффективность.
Основным показателем экономической эффективности будет являться индекс производительности труда в организациях агропромышленного комплекса. По итогам 2009 года индекс производительности труда в сельском хозяйстве составил 101,4 процента. Экономический эффект роста производительности труда выражается в снижении производственных затрат и повышении объема производства валового регионального продукта. При расчете экономического эффекта предлагается использовать следующую долю влияния уровня производительности труда на рост объемов производства сельскохозяйственной продукции (в сопоставимых ценах) - 8 процентов:
Эф. = ГП/(ВРПс/х*Кпр),
Где ГП - уровень государственной поддержки;
ВРПс/х - прирост объемов производства сельскохозяйственной продукции в отчетном году (по отношению к аналогичному показателю предыдущего периода) в сопоставимых ценах;
Кпр - коэффициент, отражающий уровень влияния роста производительности труда на прирост объемов производства сельскохозяйственной продукции. Значение коэффициента - 0,08.
2) Социальная эффективность.
В качестве индикатора, характеризующего уровень социальной эффективности реализации программных мероприятий, рассматривается показатель закрепляемости специалистов в организациях агропромышленного комплекса и социальной сферы, осуществляющих производственную деятельность на территории сельских поселений.
ХII. Оценка социальной, экономической, бюджетной
эффективности реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы рассчитывается в соответствии с Положением о порядке проведения оценки эффективности реализации республиканских, ведомственных целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 2 марта 2009 года N 40.
Прогнозный уровень социальной, экономической эффективности комплексной реализации программных мероприятий представлен в приложении 4 к Программе.
При проведении оценки социально-экономического эффекта от реализации Программы необходимо учитывать прямую взаимосвязь между объемами финансирования программных мероприятий и уровнем выполнения целевых индикаторов Программы.
ХIII. Оценка рисков реализации Программы
При реализации мероприятий Программы могут возникнуть обстоятельства, влияющие на выполнение задач, определенных в ней.
Основными рисками могут стать:
1) финансовые риски - в случаях меньшего по сравнению с планируемым объема финансирования Программы из бюджета Удмуртской Республики. В итоге будут реализованы отдельные мероприятия, которые не позволят выйти на запланированные показатели, что скажется на бюджетной эффективности Программы;
2) административный риск представляет собой невыполнение в полном объеме исполнителями Программы мероприятий, что приведет к невыполнению целей и задач Программы, обусловленному:
недостижением целевых показателей;
неэффективным использованием ресурсов.
Способами ограничения административного риска являются:
регулярная и открытая публикация данных о ходе финансирования Программы в качестве механизма, стимулирующего исполнителей Программы выполнять принятые на себя обязательства;
обобщение и анализ опыта привлечения внебюджетных ресурсов.
Приложение 1
к республиканской целевой программе
"Социальное развитие села на 2011-2015 годы"
План
мероприятий республиканской целевой программы
"Социальное развитие села на 2011-2015 годы"
Наименование мероприятий |
Направления расходов |
Источники финансирования |
Объем финансирования на 2011-2015 годы, всего, млн. рублей |
Исполнитель |
Ожидаемые результаты |
|||||
Годы реализации |
в том числе по годам в ценах текущих лет |
|||||||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||||||
1. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности |
капитальные вложения |
федеральный бюджет |
120,0 |
21,2 |
22,5 |
23,9 |
25,4 |
27,0 |
Минсельхозпрод УР, Минстрой УР |
ввод в действие жилья в сельской местности 34,1 тыс. кв. метров, улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности |
бюджет Удмуртской Республики |
77,9 |
13,6 |
14,8 |
15,5 |
16,5 |
17,5 |
||||
внебюджетный источник |
367,6 |
64,9 |
69,0 |
73,7 |
77,8 |
82,6 |
|
|
||
2. Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе |
капитальные вложения |
федеральный бюджет |
240,5 |
42,4 |
45,2 |
48,0 |
50,9 |
54,0 |
Минсельхозпрод УР, Минстрой УР |
ввод в действие жилья в сельской местности 48,6 тыс. кв. метров, обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов |
бюджет Удмуртской Республики |
319,0 |
56,2 |
59,9 |
63,6 |
67,5 |
71,8 |
||||
внебюджетный источник |
240,5 |
42,4 |
45,2 |
48,0 |
50,9 |
54,0 |
||||
3. Развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности |
капитальные вложения |
федеральный бюджет |
380,1 |
67,3 |
71,3 |
75,7 |
80,4 |
85,4 |
Минсельхозпрод УР, Минстрой УР |
ввод в действие общеобразовательных учреждений на 564 места, обновление основных фондов, снижение коэффициента сменности |
бюджет Удмуртской Республики |
264,3 |
46,6 |
49,6 |
52,7 |
56,0 |
59,4 |
||||
4. Развитие электрических сетей в сельской местности |
капитальные вложения |
федеральный бюджет |
88,5 |
14,9 |
16,8 |
17,8 |
18,9 |
20,1 |
Минсельхозпрод УР, Минстрой УР |
реконструкция и техническое перевооружение ВЛ 0,38 кВ - 350 км, ВЛ 6-10 кВ - 29 км, повышение качества энергообеспечения сельской местности |
бюджет Удмуртской Республики |
35,0 |
5,8 |
6,4 |
7,0 |
7,7 |
8,1 |
||||
внебюджетный источник |
33,4 |
5,5 |
6,1 |
6,6 |
7,3 |
7,9 |
||||
5. Развитие газификации в сельской местности |
капитальные вложения |
федеральный бюджет |
254,7 |
45,0 |
47,8 |
50,8 |
53,9 |
57,2 |
Минсельхозпрод УР, Минстрой УР |
ввод в действие распределительных газовых сетей 760 км, повышение уровня газификации в сельской местности |
бюджет Удмуртской Республики |
594,1 |
105,0 |
111,5 |
118,4 |
125,7 |
133,5 |
||||
6. Развитие сетей водоснабжения в сельской местности |
капитальные вложения |
федеральный бюджет |
102,0 |
18,0 |
19,3 |
20,3 |
21,5 |
22,9 |
Минсельхозпрод УР, Минстрой УР |
ввод в действие локальных водопроводов 142,9 км, улучшение качества потребляемой питьевой воды сельским населением |
бюджет Удмуртской Республики |
71,0 |
12,6 |
13,4 |
14,1 |
15,0 |
15,9 |
||||
7. Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса |
текущие расходы |
бюджет Удмуртской Республики |
173,8 |
34,2 |
34,9 |
34,9 |
34,9 |
34,9 |
Минсельхозпрод УР |
повышение профессионального уровня специалистов в пределах 10 процентов от общей численности ежегодно, закрепление специалистов на селе |
|
|
Итого |
3362,4 |
595,6 |
633,7 |
670,6 |
710,3 |
752,2 |
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
1185,8 |
208,8 |
222,9 |
236,5 |
251,0 |
266,6 |
|
|
бюджет Удмуртской Республики |
1535,1 |
274,2 |
290,3 |
306,2 |
323,3 |
341,1 |
||||
внебюджетный источник |
641,5 |
112,8 |
120,3 |
127,9 |
136,0 |
144,5 |
Объемы финансирования за счет средств бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, подлежат корректировке при исполнении бюджета Удмуртской Республики.
Приложение 2
к республиканской целевой программе
"Социальное развитие села на 2011-2015 годы"
Объемы затрат по реализации республиканской целевой программы
"Социальное развитие села на 2011-2015 годы" по направлениям
расходования средств по годам и источникам финасирования
Наименование мероприятия |
Направление расходов |
Источник финансирования |
Объем финансирования (млн. рублей, в ценах текущих лет) |
|||||
Годы реализации |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Жилищное строительство* |
Капитальные вложения |
Бюджет Удмуртской Республики |
396,9 |
69,8 |
74,7 |
79,1 |
84 |
89,3 |
Федеральный бюджет |
360,5 |
63,6 |
67,7 |
71,9 |
76,3 |
81 |
||
внебюджетный источник |
608,1 |
107,3 |
114,2 |
121,3 |
128,7 |
136,6 |
||
доля софинансирования Удмуртской Республики, процентов |
|
52 |
52 |
52 |
52 |
52 |
52 |
|
Образование* |
Капитальные вложения |
Бюджет Удмуртской Республики |
264,3 |
46,6 |
49,6 |
52,7 |
56 |
59,4 |
Федеральный бюджет |
380,1 |
67,3 |
71,3 |
75,7 |
80,4 |
85,4 |
||
доля софинансирования Удмуртской Республики, процентов |
|
41 |
41 |
41 |
41 |
41 |
41 |
|
Электрификация* |
Капитальные вложения |
Бюджет Удмуртской Республики |
35 |
5,8 |
6,4 |
7 |
7,7 |
8,1 |
Федеральный бюджет |
88,5 |
14,9 |
16,8 |
17,8 |
18,9 |
20,1 |
||
внебюджетный источник |
33,4 |
5,5 |
6,1 |
6,6 |
7,3 |
7,9 |
||
доля софинансирования Удмуртской Республики, процентов |
|
28 |
28 |
28 |
28 |
29 |
29 |
|
Газификация* |
Капитальные вложения |
Бюджет Удмуртской Республики |
594,1 |
105 |
111,5 |
118,4 |
125,7 |
133,5 |
Федеральный бюджет |
254,7 |
45 |
47,8 |
50,8 |
53,9 |
57,2 |
||
доля софинансирования Удмуртской Республики, процентов |
|
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
|
Водоснабжение * |
Капитальные вложения |
Бюджет Удмуртской Республики |
71 |
12,6 |
13,4 |
14,1 |
15 |
15,9 |
Федеральный бюджет |
102 |
18 |
19,3 |
20,3 |
21,5 |
22,9 |
||
доля софинансирования Удмуртской Республики, процентов |
|
41 |
41 |
41 |
41 |
41 |
41 |
|
Подпрограмма "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2011-2015 годы" |
Текущие расходы |
Бюджет Удмуртской Республики |
173,8 |
34,2 |
34,9 |
34,9 |
34,9 |
34,9 |
|
|
Всего |
3362,4 |
595,6 |
633,7 |
670,6 |
710,3 |
752,2 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Бюджет Удмуртской Республики |
1535,1 |
274,2 |
290,3 |
306,2 |
323,3 |
341,1 |
|
|
Федеральный бюджет |
1185,8 |
208,8 |
222,9 |
236,5 |
251,0 |
266,6 |
|
|
|
внебюджетный источник |
641,5 |
112,8 |
120,3 |
127,9 |
136 |
144,5 |
доля софинансирования Удмуртской Республики, процентов |
|
|
43 |
43 |
43 |
44 |
44 |
44 |
Объемы финансирования за счет средств бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, подлежат корректировке при исполнении бюджета Удмуртской Республики.
*Финансирование осуществляется в рамках региональной адресной инвестиционной программы (перечня объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств бюджета Удмуртской Республики).
Приложение 3
к республиканской целевой программе
"Социальное развитие села на 2011-2015 годы"
Целевые индикаторы и показатели эффективности программы
Наименование индикатора и показателя эффективности |
Единица измерения |
Базовый показатель по Программе |
Прогноз |
|||||
2011 год |
плановый период |
|||||||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|||||
Целевые индикаторы | ||||||||
Ввод в действие жилых домов (ввод и приобретение жилья) для граждан, проживающих в сельской местности |
тыс. кв. м |
13,1
|
14,5 |
15,6 |
16,7 |
17,9 |
18 |
|
в том числе для молодых семей и молодых специалистов |
тыс. кв. м |
7,1 |
7,5 |
8,2 |
9,5 |
10,6 |
12,8 |
|
Введение в действие образовательных учреждений |
мест |
108 |
108 |
108 |
108 |
108 |
132 |
|
Ввод, реконструкция и техническое перевооружение линий электропередач, всего, в том числе: |
км |
0 |
75,6 |
75,6 |
75,6 |
75,8 |
76,4 |
|
напряжением 0,38 кВ |
км |
0 |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
|
напряжением 6-10 кВ |
км |
0 |
5,6 |
5,6 |
5,6 |
5,8 |
6,4 |
|
Ввод в действие газовых сетей |
км |
171,5 |
137 |
146,6 |
151,8 |
156,3 |
168,3 |
|
Ввод в действие локальных водопроводов |
км |
10,2 |
22,8 |
26,4 |
28,1 |
31,9 |
33,7 |
|
Удельный вес численности руководителей сельскохозяйственных организаций, имеющих высшее и среднее профессиональное образование |
% |
93 |
93 |
93,2 |
93,5 |
93,8 |
94 |
|
Удельный вес численности специалистов сельскохозяйственных организаций, имеющих высшее и среднее профессиональное образование |
% |
90 |
90 |
90,2 |
90,5 |
90,8 |
91 |
|
Удельный вес численности руководителей среднего звена сельскохозяйственных организаций, имеющих высшее и среднее профессиональное образование |
% |
63 |
63 |
63,2 |
63,5 |
63,8 |
64 |
|
Прирост количества молодых специалистов, прибывших на работу в сельскохозяйственные организации в течение года по окончании высших и средних профессиональных образовательных учреждений (оставшихся на конец года) |
% |
100 (186 чел.) |
100 (186 чел.) |
100 (188 чел.) |
100 (190 чел.) |
100 (192 чел.) |
100 (194 чел.) |
|
Количество руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций, повысивших квалификацию в системе дополнительного профессионального образования |
чел. |
254 |
254 |
270 |
280 |
290 |
300 |
|
Показатели эффективности | ||||||||
уровень газификации домов (квартир) сетевым газом |
% |
34,2 |
35,9 |
38 |
40,1 |
42,9 |
45,9 |
|
обеспеченность сельского населения питьевой водой |
% |
88,1 |
89 |
91 |
91,9 |
92,8 |
93,7 |
|
обеспеченность сельского населения жильем |
домов |
282 |
270 |
275 |
285 |
295 |
300 |
Приложение 4
к республиканской целевой программе
"Социальное развитие села на 2011-2015 годы"
Показатели
социальной и экономической эффективности программы
Показатель |
Единица измерения |
2010 год |
Плановый период |
||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|||
Индекс производительности труда |
% |
101,4 |
101,5 |
101,6 |
101,7 |
101,8 |
101,9 |
Прирост стоимости сельскохозяйственной продукции за счет изменения уровня производительности труда |
млн. рублей |
137,12 |
184 |
244,8 |
205,6 |
226,8 |
248,7 |
Финансирование программных мероприятий (с учетом средств ФБ) |
млн. рублей |
- |
495,6 |
530,6 |
565,1 |
600,4 |
641,6 |
Финансирование программных мероприятий за счет средств бюджета Удмуртской Республики |
млн. рублей |
- |
293,6 |
311,6 |
329,6 |
349,2 |
369,2 |
Экономическая эффективность реализации программы (с учетом средств ФБ) |
% |
- |
37,1 |
46,1 |
36,4 |
37,8 |
38,8 |
Экономическая эффективность реализации программы (без учета средств ФБ) |
% |
- |
36,3 |
45,6 |
36,2 |
37,7 |
39,1 |
Уровень закрепляемости специалистов в организациях агропромышленного комплекса, социальной сферы, осуществляющих производственную деятельность на территории сельских поселений |
% |
- |
68 |
69 |
69 |
70 |
71 |
Подпрограмма
"Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса
Удмуртской Республики на 2011-2015 годы" республиканской
целевой программы "Социальное развитие села на 2011-2015 годы"
I. Паспорт подпрограммы "Кадровое обеспечение агропромышленного
комплекса Удмуртской Республики на 2011-2015 годы" республиканской
целевой программы "Социальное развитие села на 2011-2015 годы"
Наименование Подпрограммы |
"Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2011-2015 годы" республиканской целевой программы "Социальное развитие села на 2011-2015 годы" (далее - Подпрограмма) |
Основание для разработки Подпрограммы |
Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 24 марта 2008 года N 207-р "Об утверждении Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы" |
Государственный заказчик Подпрограммы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики |
Разработчик проекта Подпрограммы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики |
Исполнители Подпрограммы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики; исполнительные органы государственной власти Удмуртской Республики; органы местного самоуправления, участвующие в реализации Подпрограммы в соответствии с законодательством, а также иные исполнители, определенные в соответствии с законодательством (по согласованию) |
Цель Подпрограммы |
Создание организационно-экономических условий повышения уровня кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Удмуртской Республики; формирование кадрового потенциала агропромышленного комплекса, способного обеспечить его эффективное функционирование в современных условиях и увеличить производство сельскохозяйственной продукции |
Задачи Подпрограммы |
1 Разработка и реализация комплекса мер, направленных на решение проблемы закрепления кадров на селе. Создание необходимых социально-бытовых условий специалистам, эффективное применение системы государственной поддержки специалистов. 2. Совершенствование системы работы по профессиональной подготовке, стажировке, переподготовке и повышении квалификации кадров в сельском хозяйстве Удмуртской Республики. 3. Совершенствование системы работы по профессиональной ориентации учащихся сельских школ с целью привлечения их в аграрные образовательные учреждения и закрепления на селе. 4. Совершенствование подготовки кадров рабочих профессий в системе начального профессионального образования аграрного профиля |
Целевые индикаторы Подпрограммы |
Количество руководителей сельскохозяйственных организаций, имеющих высшее и среднее профессиональное образование. Количество специалистов сельскохозяйственных организаций, имеющих высшее и среднее профессиональное образование. Количество молодых специалистов, прибывших на работу в сельскохозяйственные организации в течение года по окончании образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования. Количество руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций, повысивших квалификацию в системе дополнительного профессионального образования |
Сроки реализации Подпрограммы |
2011-2015 годы (поэтапная реализация не предусмотрена) |
Объемы и источники финансирования Подпрограммы |
Финансирование мероприятий Подпрограммы осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики в пределах бюджетных ассигнований, выделенных Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики. Общий объем финансирования Подпрограммы составляет: 2011 год - 34,2 млн. рублей; 2012 год - 34,9 млн. рублей; 2013 год - 34,9 млн. рублей; 2014 год - 34,9 млн. рублей; 2015 год - 34,9 млн. рублей. Всего - 173,8 млн. рублей.
Объемы финансирования, предусмотренные Подпрограммой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при исполнении бюджета Удмуртской Республики |
Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы |
Повышение уровня обеспеченности сельского хозяйства Удмуртской Республики квалифицированными кадрами, закрепление их в сельскохозяйственном производстве, укрепление и стабилизация кадрового потенциала в сельском хозяйстве Удмуртской Республики. Повышение профессионального уровня специалистов и рабочих кадров. |
II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Подпрограмма
и необходимость ее решения программно-целевыми методами
Подпрограмма определяет основные направления государственной политики Удмуртской Республики в сфере совершенствования кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Удмуртской Республики (далее - АПК Удмуртской Республики) и меры государственной поддержки кадрового обеспечения АПК Удмуртской Республики на ближайшие годы.
Анализ состояния дел в АПК Удмуртской Республики показывает, что результаты экономической деятельности находятся в непосредственной зависимости от профессиональной компетентности, управленческого таланта и культуры руководителей, специалистов, квалификации кадров рабочих профессий. Новые социально-экономические реалии предъявляют повышенные требования к уровню квалификации работников сельского хозяйства.
Эффективность новых инвестиционных проектов в решении основных задач развития села, в конечном счете, определяется качеством кадрового потенциала сельского хозяйства и уровнем профессионализма их участников.
С 2003 года в республике реализуется республиканская целевая программа "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2003-2006 годы", в 2006 году была утверждена подпрограмма "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2007-2010 годы" республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года".
Выполнение мероприятий указанных программ позволило достичь определенных результатов.
В 2009 году по сравнению с 2003 годом, среди работников, занимающих должности руководителей и специалистов в сельскохозяйственных организациях, увеличилась доля дипломированных специалистов с 76 до 84 процентов.
Увеличилась доля руководителей сельскохозяйственных организаций, имеющих высшее профессиональное образование. С 50 до 63 процентов, повысилась доля лиц, имеющих среднее профессиональное образование, среди руководителей среднего звена. Снижение доли лиц, не имеющих высшего или среднего профессионального образования, отмечается практически среди всех категорий специалистов. Данные по уровню образования руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций Удмуртской Республики приведены в таблице 1.
Однако, учитывая, что главным фактором в реализации запланированных мероприятий является человеческий ресурс, который невозможно кардинально изменить в течение 5-7 лет, при достигнутых определенных положительных результатах, проблемы кадрового обеспечения остаются достаточно острыми и требуют дальнейшего разрешения.
Анализ современного состояния и динамики изменения кадрового потенциала сельскохозяйственной отрасли показывает, что происходит неуклонное сокращение численности занятых в отрасли. Так, за последние 10 лет (с 1 января 2000 года) общее количество занятых в сельскохозяйственном производстве сократилось с 72 до 41 тысячи человек. Достаточно высокими остаются темпы сменяемости руководителей и специалистов, в пределах 6-7 процентов остается доля лиц, занимающих должности руководителей и главных специалистов, не имеющих высшего или среднего профессионального образования, практики. Среди должностей главных специалистов 6-9 процентов остаются вакантными.
Непрестижность у сельской молодежи профессий, связанных с сельскохозяйственным производством, значительно влияет на обеспеченность отрасли квалифицированными кадрами.
Отсутствие нормативно-правовой базы по направлению и закреплению молодых специалистов не обеспечивает в полном объеме приток молодых специалистов в отрасль. А основными проблемами выпускников аграрных образовательных учреждений, приходящих на работу в сельскохозяйственные организации, влияющими на процесс их адаптации, являются низкий уровень доходов, трудности с жильем, а также невозможность применения своих знаний и умений из-за технической и технологической отсталости производства. Значительная часть выпускников работает в промышленных, строительных, транспортных организациях, в сфере малого бизнеса, где заработная плата значительно выше, чем в сельском хозяйстве. Проблема закрепления на селе молодых специалистов остается серьезной. Доля численности специалистов в возрасте до 30 лет составляет всего 13-14 % от общего числа специалистов, работающих в сельскохозяйственных организациях. При этом решение кадровых вопросов в сельском хозяйстве во многом осложняется неблагоприятной демографической ситуацией, резко уменьшается количество выпускников сельских школ, аграрные образовательные учреждения, особенно учреждения среднего профессионального образования, испытывают большой недостаток в абитуриентах на основные сельскохозяйственные технологические специальности. Основным и главным поставщиком будущих специалистов для агропромышленного комплекса была и остается сельская школа. Однако сегодня базовый этап в системе подготовки кадров для села - профориентация практически отсутствует. Большая часть сельских школ не занимается производительным трудом школьников (лагеря труда и отдыха, ученические производственные бригады, трудовые формирования школьников и др.), трудовая подготовка по сельскохозяйственному профилю не проводится, что, в ближайшем будущем, может обострить имеющуюся проблему еще серьезнее.
Одной из важнейших остается задача организации целенаправленного дополнительного профессионального образования, обеспечивающего повышение квалификации всех категорий работников.
Совокупность вышеперечисленных нерешенных проблем и факторов не позволяет обеспечить в полном объеме стабильный приток в аграрный сектор профессионально подготовленных, ответственных работников, обладающих созидательной активностью и творческим подходом к делу.
Роль кадрового потенциала существенно возрастает в связи с развитием новых форм управления и организации сельскохозяйственного производства с использованием мировых и отечественных достижений аграрной науки и практики.
Вопросы кадрового обеспечения остаются актуальными. При этом доказано, что инвестиции в человеческий капитал очень эффективны, поэтому они должны осуществляться на всех уровнях экономики.
На решение обозначенных проблем направлена настоящая Подпрограмма.
В процессе реализации данной Подпрограммы планируется дальнейшее улучшение качественного состава и профессионального уровня руководителей и специалистов.
III. Социально-экономическая значимость
проблемы для населения Удмуртской Республики
В условиях рыночной экономики один из решающих факторов эффективности и конкурентоспособности предприятий агропромышленного комплекса - обеспечение высокого качества кадрового потенциала. Кадровая политика в агропромышленном комплексе по своей важности и актуальности должна стоять в одном ряду с основными государственными программами по восстановлению и дальнейшему развитию агропромышленного комплекса. Проблема совершенствования кадрового потенциала является определяющим фактором успеха во внедрении новых инновационных технологий в сельскохозяйственном производстве.
Ежегодный экономический ущерб, обусловленный низким уровнем квалификации руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций, трудно оценить. Повышение квалификации этой категории кадров позволит существенно его снизить.
Решение вопросов кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Удмуртской Республики путем реализации мероприятий Подпрограммы позволит:
- повысить качественный состав руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций, уровень их профессиональной подготовленности к решению организационных и производственных задач в современных условиях, готовность к работе на перспективу;
- обеспечить дальнейшее увеличение численности дипломированных специалистов, занимающих должности в сельскохозяйственных организациях, и высококвалифицированных рабочих;
- повысить профессиональный уровень работников сельскохозяйственного производства;
- усилить работу по профессиональной ориентации среди сельской молодежи с целью их дальнейшего поступления в аграрные учебные заведения высшего, среднего и начального профессионального образования и закрепления на селе.
Все это окажет эффективное влияние на развитие сельскохозяйственного производства Удмуртской Республики.
IV. Основные цели и задачи Подпрограммы
Целью Подпрограммы является создание организационно-экономических условий повышения уровня кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Удмуртской Республики и формирование кадрового потенциала агропромышленного комплекса, способного обеспечить его эффективное функционирование в современных условиях и увеличить производство сельскохозяйственной продукции.
Задачами Подпрограммы являются:
1. Разработка и реализация комплекса мер, направленных на решение проблемы закрепления кадров на селе. Создание необходимых социально-бытовых условий специалистам, эффективное применение системы государственной поддержки специалистов.
2. Совершенствование системы работы по профессиональной подготовке, стажировке, переподготовке и повышении квалификации кадров в сельском хозяйстве Удмуртской Республики.
3. Совершенствование системы работы по профессиональной ориентации учащихся сельских школ с целью привлечения их в аграрные образовательные учреждения.
4. Совершенствование подготовки кадров рабочих профессий в системе начального профессионального образования аграрного профиля.
V. Целевые индикаторы Подпрограммы
Важнейшими целевыми индикаторами Подпрограммы являются:
- удельный вес численности руководителей сельскохозяйственных организаций, имеющих высшее и среднее профессиональное образование;
- удельный вес численности специалистов сельскохозяйственных организаций, имеющих высшее и среднее профессиональное образование;
- количество молодых специалистов, прибывших на работу в сельскохозяйственные организации в течение года;
- количество руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций, повысивших квалификацию в системе дополнительного профессионального образования;
- доля руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций, прошедших обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Количественные показатели целевых индикаторов в разбивке по годам приведены в таблице 3.
VI. План мероприятий Подпрограммы
Наименование мероприятий |
Направления расходов |
Источники финансирования |
Объем финансирования на 2011-2015 годы, всего млн. рублей |
Исполнитель |
Ожидаемые результаты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Закрепление специалистов и кадров рабочих профессий на селе |
|
||||
1. Организация системы работы со специалистами |
Текущие расходы |
Бюджет Удмуртской Республики |
136,0 |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (далее - Минсельхозпрод УР), Министерство по делам молодежи Удмуртской Республики |
Повышение удельного веса численности руководителей сельскохозяйственных организаций, имеющих высшее и среднее профессиональное образование до 94 процентов
|
2. Организация системы работы со студентами (учащимися) образовательных учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования |
Текущие расходы |
Бюджет Удмуртской Республики |
5,4 |
Минсельхозпрод УР |
|
3. Организация работы по оздоровлению работников сельскохозяйственных организаций, оказание мер материальной поддержки на прохождение работниками сельскохозяйственных организаций санаторно-курортного лечения |
Текущие расходы |
Бюджет Удмуртской Республики |
5,0 |
Минсельхозпрод УР, Удмуртская республиканская общественная организация Профсоюза работников агропромышленного комплекса Российской Федерации (по согласованию), районные общественные организации Профсоюза работников агропромышленного комплекса Российской Федерации в Удмуртской Республике (по согласованию), сельскохозяйственные организации (по согласованию) |
Повышение удельного веса численности специалистов сельскохозяйственных организаций, имеющих высшее и среднее профессиональное образование до 91 процента
Повышение удельного веса численности руководителей среднего звена сельскохозяйственных организаций, имеющих высшее и среднее профессиональное образование до 64 процентов
Ежегодный прирост количества молодых специалистов, прибывших на работу в сельскохозяйственные организации в течение года по окончании высших и средних профессиональных образовательных учреждений (оставшихся на конец года), - 186-194 человека
Повышение квалификации руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций в системе дополнительного профессионального образования в количестве 300 и более человек ежегодно |
4. Информационное обеспечение реализации мероприятий Подпрограммы, проведение анализа и обобщения работы с кадрами в сельском хозяйстве Удмуртской Республики с изданием информационно-справочных и итоговых материалов |
Текущие расходы |
Бюджет Удмуртской Республики |
0,5 |
Минсельхозпрод УР |
|
5. Принятие целевых программ по работе с кадрами в муниципальных районах |
Текущие расходы |
Бюджеты органов местного самоуправления в Удмуртской Республике |
|
Органы местного самоуправления в Удмуртской Республике (по согласованию) |
|
Совершенствование системы работы по профессиональной подготовке, стажировке, переподготовке и повышению квалификации кадров в сельском хозяйстве Удмуртской Республики | |||||
6. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и рабочих кадров, работающих в сельском хозяйстве Удмуртской Республики, крестьянских (фермерских) хозяйств Удмуртской Республики, органов управления сельским хозяйством муниципальных районов, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, в том числе с возможностью выезда за пределы Удмуртской Республики, до 500 человек ежегодно |
Текущие расходы |
Бюджет Удмуртской Республики |
10,0 |
Минсельхозпрод УР, образовательные учреждения высшего, среднего, начального и дополнительного профессионального образования (по согласованию) |
|
7. Проведение тематических семинаров (целевого обучения) в объеме до 40 часов с руководителями, специалистами и рабочими кадрами, работающих в сельском хозяйстве, крестьянских (фермерских) хозяйствах, органах управления сельским хозяйством муниципальных районов, Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, по актуальным проблемам сельскохозяйственного производства, в том числе с возможностью выезда за пределы Удмуртской Республики, с целью освоения прогрессивных технологий до 1000 человек ежегодно |
Текущие расходы |
Бюджет Удмуртской Республики |
7,5 |
Минсельхозпрод УР, образовательные учреждения высшего, среднего, начального и дополнительного профессионального образования (по согласованию) |
|
8. Участие в семинарах, обучение на курсах повышения квалификации специалистов Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики по вопросам совершенствования управления, внедрения инновационных технологий, развития сельского хозяйства |
Текущие расходы |
Бюджет Удмуртской Республики |
0,5 |
Минсельхозпрод УР |
|
Совершенствование работы по профессиональной ориентации с учащимися сельских образовательных школ по направлению их на учебу в образовательные учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования в целях закрепления их на селе | |||||
9. Оказание помощи в создании и работе учебных трудовых отрядов, ученических производственных бригад |
Текущие расходы |
Бюджет Удмуртской Республики |
1,4 |
Минсельхозпрод УР, Министерство образования и науки Удмуртской Республики, органы местного самоуправления в Удмуртской Республике (по согласованию), государственное учреждение дополнительного образования детей "Республиканский эколого-биологический центр" (по согласованию) |
|
10. Оказание помощи в проведении и в организации слетов учебных трудовых отрядов, ученических производственных бригад |
Текущие расходы |
Бюджет Удмуртской Республики |
0,5 |
Минсельхозпрод УР, Министерство образования и науки Удмуртской Республики, государственное учреждение дополнительного образования детей "Республиканский эколого-биологический центр" (по согласованию) |
|
11. Оказание помощи в проведении и в организации соревнований среди учебных трудовых отрядов и ученических производственных бригад |
Текущие расходы |
Бюджет Удмуртской Республики |
0,5 |
Минсельхозпрод УР, Министерство образования и науки Удмуртской Республики, государственное учреждение дополнительного образования детей "Республиканский эколого-биологический центр" (по согласованию) |
|
Совершенствование подготовки кадров рабочих профессий в системе начального профессионального образования аграрного профиля | |||||
12. Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений аграрного профиля, осуществляющих подготовку рабочих кадров, приобретение средств материально-технического обеспечения в целях повышения качества подготовки и полного освоения учащимися профессиональных навыков |
Текущие расходы |
Бюджет Удмуртской Республики |
2,5 |
Минсельхозпрод УР, Министерство образования и науки Удмуртской Республики |
|
13. Участие в материально-техническом обеспечении ресурсных центров образовательных учреждений начального профессионального образования аграрного профиля |
Текущие расходы |
Бюджет Удмуртской Республики |
2,5 |
Минсельхозпрод УР, Министерство образования и науки Удмуртской Республики |
|
14. Расширение подготовки рабочих кадров (трактористов-машинистов, операторов машинного доения) в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, приобретение средств материально-технического обеспечения в целях повышения качества подготовки и полного освоения учащимися профессиональных навыков |
Текущие расходы |
Бюджет Удмуртской Республики |
1,5 |
Минсельхозпрод УР, Министерство образования и науки Удмуртской Республики, муниципальные районы (по согласованию) |
|
Итого средств на реализацию Подпрограммы из бюджета Удмуртской Республики, в том числе: |
Текущие расходы |
Бюджет Удмуртской Республики |
173,8 |
Минсельхозпрод УР, Министерство образования и науки Удмуртской Республики |
|
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики |
|
|
168,8 |
|
|
Министерство образования и науки Удмуртской Республики |
|
|
5,0 |
|
|
VII. Обоснование ресурсного обеспечения Подпрограммы
Потребность в финансовых средствах определена из расчета затрат, направленных на выполнение мероприятий Подпрограммы с учетом действующих в 2010 году социальных выплат специалистам, действующих цен на обучение и с учетом введения новых мероприятий. Затраты на реализацию мероприятий Подпрограммы за счет средств бюджета Удмуртской Республики приведены в таблице 2.
Финансирование мероприятий Подпрограммы осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики. Общий объем финансирования Подпрограммы составит 173,8 млн. рублей, в том числе по годам:
2011 год - 34,2 млн. рублей;
2012 год - 34,9 млн. рублей;
2013 год - 34,9 млн. рублей;
2014 год - 34,9 млн. рублей;
2015 год - 34,9 млн. рублей.
VIII. Механизм реализации Подпрограммы
Механизм реализации Подпрограммы строится на основе положений гражданского и бюджетного законодательства Российской Федерации, в рамках договорных отношений между государственным заказчиком Подпрограммы и исполнителями. Мероприятия по оказанию социальных выплат специалистам сельскохозяйственных организаций кроме того реализуются с учетом положений трудового законодательства Российской Федерации.
Механизмом реализации Подпрограммы является система мероприятий и мер, подлежащих комплексному и последовательному исполнению Министерством сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики совместно с иными исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики, органами местного самоуправления в Удмуртской Республике (по согласованию) и заинтересованными организациями, в соответствии с планом мероприятий Подпрограммы, в пределах средств, предусмотренных в бюджете Удмуртской Республики на исполнение Подпрограммы. Государственный заказчик Подпрограммы обеспечивает ее реализацию в соответствии с мероприятиями Подпрограммы, осуществляет координацию и контроль действий исполнителей Подпрограммы.
Реализация мероприятий по закреплению специалистов на селе осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами Правительства Удмуртской Республики.
Реализация мероприятий по совершенствованию системы работы по профессиональной подготовке, стажировке, переподготовке и повышению квалификации кадров, работающих в сельском хозяйстве Удмуртской Республики, осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключенных в соответствии с действующим законодательством.
Реализация мероприятий, связанных с оказанием практической помощи в работе и создании учебно-трудовых отрядов и ученических производственных бригад, осуществляется путем предоставления субсидий за счет средств бюджета Удмуртской Республики в размере до 95 процентов муниципальным районам Удмуртской Республики при условии:
софинансирования муниципальным районом аналогичных мероприятий, проводимых на территории муниципального района;
наличия документа, подтверждающего финансирование из муниципального бюджета;
предоставления заявки на предоставление субсидии по форме, утвержденной Министерством сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.
Государственный заказчик Подпрограммы - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики - является главным распорядителем средств бюджета Удмуртской Республики, выделяемых на реализацию Подпрограммы, несет ответственность и обеспечивает контроль за их целевым и эффективным использованием; в установленном порядке заключает государственные контракты, (договоры) и соглашения, связанные с реализацией Подпрограммы; принимает и оплачивает исполнителям Подпрограммы выполненные ими работы и оказанные услуги; отчитывается перед Правительством Удмуртской Республики о реализации Подпрограммы.
В соответствии с законодательством Российской Федерации в реализации мероприятий Подпрограммы могут принимать участие федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления в Удмуртской Республике.
IX. Организация управления Подпрограммой
Управление реализацией Подпрограммы осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, являющееся государственным заказчиком Подпрограммы.
Определение форм и методов организации управления Подпрограммой и ее текущее управление осуществляется государственным заказчиком Подпрограммы в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики, включает в себя комплекс организационных мер по реализации Подпрограммы.
X. Контроль за реализацией Подпрограммы
Контроль за реализацией мероприятий Подпрограммы осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики.
XI. Методика оценки эффективности реализации Подпрограммы
Для расчета эффективности расходования бюджетных средств по Подпрограмме используются следующие показатели:
- доля дипломированных руководителей сельскохозяйственных организаций;
- доля дипломированных специалистов сельскохозяйственных организаций;
- количество работников, занимающих должности руководителей и специалистов, повысивших квалификацию в отчетном году в системе дополнительного профессионального образования;
- количество выпускников образовательных учреждений, приступивших к работе в сельскохозяйственных организациях.
Источниками получения информации для расчета показателей являются государственные формы статистической отчетности:
N 1-К "Сведения о численности, составе и движении работников, замещающих должности руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций";
N 2-К "Сведения о численности и уровне профессионального образования работников организаций агропромышленного комплекса";
N 1-КМС (сводная) "Сведения о подготовке специалистов и трудоустройстве молодых специалистов в сельскохозяйственные организации", а также отчеты исполнителей Подпрограммы.
XII. Оценка социальной, экономической, бюджетной
эффективности реализации Подпрограммы
Реализация Подпрограммы позволит улучшить качественный состав руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций, увеличить долю дипломированных специалистов, в первую очередь за счет привлечения молодых специалистов для работы в сельскохозяйственных организациях, что позволит снизить имеющуюся потребность в кадрах, более полно заполнять имеющиеся вакансии.
Реализация мероприятий по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации повысит профессиональный уровень путем обновления знаний работающих руководителей и специалистов в пределах 10 процентов от их общей численности ежегодно, а также кадров рабочих профессий.
Информационное обеспечение реализации мероприятий Подпрограммы позволит комплексно отслеживать и оценивать кадровую ситуацию в агропромышленном комплексе, находить и рекомендовать пути ее оздоровления на конкретных положительных примерах работы сельскохозяйственных организаций и муниципальных образований.
Улучшение качественного состава руководителей, специалистов и рабочих сельскохозяйственных организаций позволит на более высоком качественном уровне осуществлять внедрение и реализацию инновационно-инвестиционных проектов в сельскохозяйственном производстве Удмуртской Республики, что в свою очередь повлечет увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции и позволит повысить уровень заработной платы работников сельского хозяйства за период действия Подпрограммы не менее чем на 1,5-3 процента.
Предоставление социальных выплат молодым специалистам повысит уровень их финансового обеспечения на 15-20 процентов в течение первых двух лет работы.
Совершенствование подготовки кадров рабочих профессий в системе начального профессионального образования позволит обеспечить более подготовленными трудовыми ресурсами внедряемые современные технологии, технику, повысить профессиональную востребованность сельской молодежи.
Расширение подготовки рабочих кадров позволит снизить потребность в рабочих кадрах сельского хозяйства, создать новые рабочие места, включая обслуживание новой высокопроизводительной техники и оборудования.
Итогом выполнения Подпрограммы за счет максимального обеспечения организаций агропромышленного комплекса высококвалифицированными кадрами будет улучшение эффективности сельскохозяйственного производства в Удмуртской Республике. Оценка бюджетной эффективности реализации мероприятий Подпрограммы невозможна в виду отсутствия методики определения влияния уровня квалификации руководителей и специалистов на объем производства сельскохозяйственной продукции.
XIII. Оценка рисков реализации Подпрограммы
Невысокий уровень профессионализма и компетентности части управленческих кадров сельскохозяйственных организаций, большинство из которых не владеют современными научными знаниями, имеют низкую административно-управленческую культуру, ставит тем самым прочный заслон на пути повышения экономической эффективности сельскохозяйственного производства. Отсутствие квалифицированных рабочих кадров не позволяет использование в производстве новой техники и инновационных технологий.
Недостаток квалифицированных кадров в современном аграрном секторе экономики складывается из-за неблагополучного состояния социальной инфраструктуры, особенно в неудовлетворительном решении жилищных вопросов, слабой обеспеченности дошкольными учреждениями, спортивно-тренировочными объектами, библиотеками, клубами, низкой их комфортности. Руководитель, специалист, рабочий должен иметь жилье со всеми удобствами и иметь хорошие социальные условия жизни. Для закрепления кадров на селе, несомненно, важно повысить их доходы.
Усиление роли государства в решении социальных проблем на селе, совершенствование социальной инфраструктуры, расширение строительства социально-бытовых объектов, объектов газо- и водоснабжения, дорог, строительство домов для молодых специалистов (молодых семей) повысит стимул для привлечения на работу в сельскую местность квалифицированных специалистов и, тем самым, снизит риск реализации Подпрограммы.
Но учитывая, что главным условием социальной защищенности человека остается заработная плата, основным фактором риска реализации Подпрограммы, достижения поставленных целей остаются сохраняющиеся диспропорции в темпах роста заработной платы в промышленности и сельском хозяйстве.
Финансово-экономические риски могут возникнуть в случаях меньшего по сравнению с планируемыми объемами финансирования Подпрограммы.
Может возникнуть риск в реализации мероприятий, связанных с порядком финансирования мероприятий по профориентационной работе с учащимися сельских образовательных школ.
Снижение риска в отношении целевого и эффективного расходования средств будет достигаться путем контроля за расходованием средств получателями средств государственной поддержки.
Таблица 1
Уровень образования руководителей и специалистов
сельскохозяйственных организаций Удмуртской Республики (на 1 января)
Наименование должностей |
2003 г. |
2010 г. |
||||||
Фактически работает |
Из них |
Фактически работает |
Из них |
|||||
Имеют высшее и среднее профессиональное образование |
Практики |
Имеют высшее и среднее профессиональное образование |
Практики, чел. |
|||||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
|||||
Всего работников, занимающих должности руководителей и специалистов |
8785 |
6820 |
76 |
1965 |
5937 |
4998 |
84 |
939 |
Из них: Руководители |
433 |
395 |
91 |
38 |
319 |
297 |
93 |
22 |
Главные специалисты |
2300 |
2111 |
91 |
189 |
1381 |
1298 |
94 |
83 |
в том числе: Гл. агрономы |
333 |
327 |
98 |
6 |
207 |
202 |
98 |
5 |
Гл. зоотехники |
346 |
333 |
96 |
13 |
221 |
215 |
97 |
6 |
Гл. ветврачи |
269 |
261 |
97 |
8 |
165 |
160 |
97 |
5 |
Гл. инженеры-механики |
338 |
277 |
82 |
61 |
192 |
160 |
83 |
32 |
Гл. экономисты |
325 |
315 |
97 |
10 |
174 |
167 |
96 |
7 |
Гл. бухгалтеры |
422 |
384 |
91 |
38 |
286 |
281 |
98 |
5 |
Руководители среднего звена |
1935 |
965 |
50 |
970 |
1350 |
852 |
63 |
498 |
Специалисты (кроме главных) |
3738 |
3067 |
82 |
671 |
2589 |
2299 |
89 |
290 |
Таблица 2
Потребность в средствах бюджета Удмуртской
Республики на реализацию мероприятий Подпрограммы
Мероприятие |
Объем финансовых средств, млн. руб. (в ценах текущих лет) |
|||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Всего |
|
Закрепление специалистов и кадров рабочих профессий на селе | ||||||
1. Организация системы работы со специалистами |
27,2 |
27,2 |
27,2 |
27,2 |
27,2 |
136,0 |
2. Организация системы работы со студентами (учащимися) образовательных учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования |
0,6 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
5,4 |
3. Организация работы по оздоровлению работников сельскохозяйственных организаций, оказание мер материальной поддержки на прохождение работниками сельскохозяйственных организаций санаторно-курортного лечения |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
5,0 |
4. Информационное обеспечение реализации мероприятий Подпрограммы, проведение анализа и обобщения работы с кадрами в сельском хозяйстве Удмуртской Республики с изданием информационно-справочных и итоговых материалов |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,5 |
5. Принятие целевых программ по работе с кадрами в муниципальных районах |
|
|
|
|
|
|
Совершенствование системы работы по профессиональной подготовке, стажировке, переподготовке и повышению квалификации кадров в сельском хозяйстве Удмуртской Республики | ||||||
6. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и кадров рабочих профессий в сельском хозяйстве Удмуртской Республики, крестьянских (фермерских) хозяйств Удмуртской Республики, органов управления сельским хозяйством муниципальных районов, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, в том числе с возможностью выезда за пределы Удмуртской Республики с целью освоения прогрессивных технологий до 500 человек ежегодно |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
10,0 |
7. Проведение тематических семинаров (целевого обучения) в объеме до 40 часов с руководителями, специалистами и рабочими кадрами, работающих в сельском хозяйстве, крестьянских (фермерских) хозяйствах, органах управления сельским хозяйством муниципальных районов, Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики по актуальным проблемам сельскохозяйственного производства, в том числе с возможностью выезда за пределы Удмуртской Республики, с целью освоения прогрессивных технологий до 1000 человек ежегодно |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
7,5 |
8. Участие в семинарах, обучение на курсах повышения квалификации специалистов Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики по вопросам совершенствования управления, внедрения инновационных технологий, развития сельского хозяйства |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,5 |
Совершенствование работы по профессиональной ориентации с учащимися сельских образовательных школ по направлению их на учебу в образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования в целях закрепления их на селе | ||||||
9. Оказание помощи в создании и работе учебных трудовых отрядов, ученических производственных бригад |
0,2 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
1,4 |
10. Оказание помощи в проведении и в организации слетов учебных трудовых отрядов, ученических производственных бригад |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,5 |
11. Оказание помощи в проведении и в организации соревнований среди учебных трудовых отрядов и ученических производственных бригад |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,5 |
Совершенствование подготовки рабочих кадров в системе начального профессионального образования аграрного профиля | ||||||
12. Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений аграрного профиля, осуществляющих подготовку рабочих кадров, приобретение средств материально-технического обеспечения в целях повышения качества подготовки и полного освоения учащимися профессиональных навыков |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
2,5 |
13. Участие в материально-техническом обеспечении ресурсных центров образовательных учреждений начального профессионального образования аграрного профиля |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
2,5 |
14. Расширение подготовки рабочих кадров (трактористов-машинистов, операторов машинного доения) в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, приобретение средств материально-технического обеспечения в целях повышения качества подготовки и полного освоения учащимися профессиональных навыков |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
1,5 |
Итого средств на реализацию Подпрограммы из бюджета Удмуртской Республики, в том числе |
34,2 |
34,9 |
34,9 |
34,9 |
34,9 |
173,8 |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики |
33,2 |
33,9 |
33,9 |
33,9 |
33,9 |
168,8 |
Министерство образования и науки Удмуртской Республики |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
5,0 |
Таблица 3
Целевые индикаторы, характеризующие
результаты реализации Подпрограммы
N п/п |
Наименование целевого индикатора |
Единицы измерения |
Базовый показатель по Подпрограмме 2010 |
Прогноз |
||||
Очередной финансовый 2011 |
Плановый период |
|||||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|||||
1 |
Удельный вес численности руководителей сельскохозяйственных организаций, имеющих высшее и среднее профессиональное образование |
процент |
93 |
93 |
93,2 |
93,5 |
93,8 |
94 |
2 |
Удельный вес численности специалистов сельскохозяйственных организаций, имеющих высшее и среднее профессиональное образование |
процент |
90 |
90 |
90,2 |
90,5 |
90,8 |
91 |
3 |
Удельный вес численности руководителей среднего звена сельскохозяйственных организаций, имеющих высшее и среднее профессиональное образование |
процент |
63 |
63 |
63,2 |
63,5 |
63,8 |
64 |
4 |
Прирост количества молодых специалистов, прибывших на работу в сельскохозяйственные организации в течение года по окончании высших и средних профессиональных образовательных учреждений (оставшихся на конец года) |
процент |
100 (186 чел.) |
100 (186 чел.) |
100 (188 чел.) |
100 (190 чел.) |
100 (192 чел.) |
100 (194 чел.) |
5 |
Количество руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций, повысивших квалификацию в системе дополнительного профессионального образования |
чел. |
254 |
254 |
270 |
280 |
290 |
300 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства УР от 6 сентября 2010 г. N 274 "Об утверждении республиканской целевой программы "Социальное развитие села на 2011-2015 годы"
Текст постановления опубликован в журнале "Собрание законодательства Удмуртской Республики" от 11 октября 2010 г. N 32, на сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики в сети Интернет http://www.udmurt.ru от 9 сентября 2010 г.
Текст постановления предоставлен Администрацией Президента и Правительства Удмуртской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 4 сентября 2013 г. N 392 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 25 ноября 2013 г. N 525