19 марта 2012 г.
В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 17 июля 2008 года N 33-РЗ "О государственном планировании социально-экономического развития Удмуртской Республики" Правительство Удмуртской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Пожарная безопасность на 2011-2015 годы" (далее - Программа).
Постановлением Правительства УР от 19 марта 2012 г. N 105 пункт 2 настоящего постановления изложен в новой редакции
2. Определить государственным заказчиком Администрацию Президента и Правительства Удмуртской Республики.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Удмуртской Республике разработать и утвердить аналогичные долгосрочные целевые программы и обеспечить их финансирование.
Председатель Правительства Удмуртской Республики |
Ю.С. Питкевич |
Республиканская целевая программа
"Пожарная безопасность на 2011-2015 годы"
(утв. постановлением Правительства УР от 16 августа 2010 г. N 256)
19 марта 2012 г.
Постановлением Правительства УР от 19 марта 2012 г. N 105 в раздел I настоящей программы внесены изменения
I. Паспорт республиканской
целевой программы "Пожарная безопасность на 2011-2015 годы"
II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена
Программа, включая анализ причин ее возникновения, целесообразность
и необходимость ее решения программно-целевыми методами
Защита населения и объектов экономики от пожаров - приоритетная задача Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы, утвержденной Законом Удмуртской Республики от 18 декабря 2009 года N 68-РЗ.
Программа является продолжением решения поставленных задач, заложенных в ведомственной целевой программе "Пожарная безопасность на 2008-2010 годы", при этом учитывая основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и Правительства Удмуртской Республики.
Характер проблем необходимо разделить на несколько составляющих, при этом каждая из них тесно связана с другими и негативно отражается на конечном результате.
Одной из составляющих проблемы является обеспечение пожарной безопасности в населенных пунктах.
На территории республики расположен 1961 населенный пункт. Среднестатистический сельский населенный пункт составляет 80-150 дворов.
Статистика пожаров последних лет указывает на тот факт, что количество пожаров в жилом секторе не снижается.
Более 70 процентов от общего количества пожаров приходится на жилой сектор. За последние десять лет в жилом секторе произошел 17581 пожар, в огне погибли 1811 человек. Огнем уничтожены 12028 и повреждены 10816 строений жилого сектора. Материальные потери от пожаров в Удмуртской Республике ежегодно превышают 4,05 млрд. рублей.
По оценкам специалистов Государственного учреждения "Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Удмуртской Республике" за последние 10 лет в республике в среднем выгорает два населенных пункта с общим количеством жителей 100-200 человек.
Особую тревогу вызывают пожары в сельской местности, на которую приходится более 52 процентов всех пожаров (в Российской Федерации - 37,8 процентов).
Органами государственной власти Удмуртской Республики и органами местного самоуправления в рамках своих полномочий прилагаются усилия по обеспечению пожарной безопасности на объектах и в населенных пунктах. Однако анализ их работы в этом направлении свидетельствует о недостаточном принятии мер, необходимых для развития сил и средств обнаружения и тушения пожаров, повышения уровня противопожарной защиты населенных пунктов.
Серьезную тревогу вызывает противопожарное состояние индивидуального жилого сектора с плотной деревянной застройкой, недостатком или полным отсутствием противопожарного водоснабжения, захламленностью улиц, эксплуатацией в домах ветхой электропроводки и неисправных печей.
Издаваемые нормативные правовые акты в части обеспечения пожарной безопасности носят декларативный характер и (или) не достигают своих целей и задач.
Финансовая поддержка для выполнения необходимых мероприятий в области пожарной безопасности недостаточна.
Второй составляющей рассматриваемой проблемы является несвоевременное реагирование на пожары.
Уровень социального риска (частота возникновения пожаров, приводящих к поражению определенного числа людей) в Российской Федерации выше, чем в других странах. В среднем за последние десять лет экономический ущерб от пожаров природного и техногенного характера составляет 3-5 % от валового внутреннего продукта. Численность пострадавших от пожаров в республике ежегодно превышает 360 человек, при этом погибает свыше 150 человек.
Одним из важнейших показателей эффективности действий пожарной охраны является время оперативного реагирования (с момента сообщения о пожаре до его локализации и ликвидации). Его сокращение непосредственно влияет на последствия пожара (сокращение числа погибших, пострадавших, а также уменьшение материального ущерба).
Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено время прибытия подразделений пожарной охраны на пожар - 10 минут в городах, 20 минут в сельской местности. Статистические данные по республике показывают, что среднее время оперативного реагирования на пожар в 2009 году составляло в городах 15 минут, в сельской местности 31,3 минуты.
Одной из основных причин негативной динамики является то, что места дислокации пожарных депо не отвечают нормативным требованиям, а существовавшая ранее достаточно боеспособная система сельского пожаротушения, основу которой составляли добровольные противопожарные формирования сельхозпредприятий, постепенно разрушается.
Имеющиеся пожарные автомобили сельских противопожарных формирований выработали свой ресурс, их своевременный ремонт и обслуживание не проводятся из-за отсутствия ремонтной базы в государственном учреждении Удмуртской Республики "Государственная противопожарная служба Удмуртской Республики".
Аналогичная ситуация с реагированием пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия, которые влекут за собой пожары, а также мероприятия, связанные с деблокировкой пострадавших.
В условиях значительного увеличения транспортных потоков на участках автомобильных дорог крайне обостряется проблема обеспечения безопасных и комфортных условий для следования водителей транспорта и пассажиров, прежде всего на федеральной трассе "М-7 Волга" (протяженность федеральной трассы по территории Удмуртской Республики составляет 310 км). Неэффективное оказание экстренной технической, медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, является одной из основных причин их высокой смертности.
Доля лиц, погибших до принятия своевременных мер, составляет 55 % от общего количества погибших. При этом оперативное реагирование профессиональных служб для оказания помощи пострадавшим и ликвидации последствий составляет от 40 минут до 1,5 часов.
Для преодоления сложившихся негативных тенденций, в целях придания системности и скоординированности деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности необходимо применение программно-целевого метода.
Применение программно-целевого метода позволит создать условия для обеспечения безопасности граждан, сохранения имущества, повышения эффективности системы предупреждения и тушения пожаров, оперативности реагирования, развития инфраструктуры обеспечения пожарной безопасности на основе:
определения целей, задач, состава и структуры мероприятий и запланированных результатов;
концентрации и планового распределения ресурсов по реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере обеспечения пожарной безопасности;
повышения эффективности государственного управления в области обеспечения пожарной безопасности;
повышения результативности государственных и муниципальных инвестиций, использования материальных и финансовых ресурсов.
Применение программно-целевого метода позволит осуществить:
развитие и использование научного потенциала при исследовании причин возникновения пожаров, а также формирование основ и приоритетных направлений профилактики пожаров и снижения тяжести их последствий;
координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления в области обеспечения пожарной безопасности;
реализацию комплекса мероприятий, в том числе профилактического характера, направленных на снижение количества пожаров с пострадавшими и количество лиц, погибших в результате пожаров;
оперативное реагирование пожарных подразделений на возникающие пожары и, как следствие, спасение людей и имущества на начальной стадии его развития.
III. Социально-экономическая значимость
проблемы для населения Удмуртской Республики
На территории Удмуртской Республики сохраняется высокий уровень пожарной опасности и тенденция роста количества и масштабов последствий пожаров в сельской местности. При этом более половины населения республики проживает в условиях повышенного риска, вызванных угрозой возникновения пожаров.
При этом готовность объектов защиты к оперативному реагированию не соответствует предъявляемым требованиям. Строительство объектов экономики и жилищно-бытовой инфраструктуры по темпам развития опережает развитие противопожарной службы, призванной обеспечивать защиту от пожаров. Как следствие, время оперативного реагирования увеличивает затраты на ликвидацию пожаров и в целом негативно отражается на экономике Удмуртской Республики.
Пожары наносят экономике Удмуртской Республики значительный социально-экономический ущерб. В истекшем 2009 году социально-экономические потери от пожаров в республике составили 2,5 млрд. рублей.
Если учесть, что потери от пожаров - это не только повреждение имущества, но и расходы на восстановление пострадавших объектов, недополученные доходы в обычных условиях функционирования объектов, затраты на возмещение вреда, нанесенного жизни и здоровью людей, то полные потери от пожаров во много раз превышают указанную сумму.
Программа призвана решить проблему обеспечения пожарной безопасности в жилом секторе, оперативного реагирования на пожары и укрепления материально-технической базы пожарно-спасательных сил.
Определение стратегических направлений в решении проблем защиты населения и территории от пожаров является основной задачей для комплексной безопасности граждан и объектов экономики республики.
IV. Цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации
Целью Программы является последовательное снижение пожаров, повышение защищенности населения и территории Удмуртской Республики от пожаров, оперативное реагирование пожарно-спасательных служб на пожары, обеспечение необходимых условий безопасной жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития Удмуртской Республики.
Основными задачами Программы являются:
принятие нормативных правовых актов, направленных на повышение защищенности населения и территории Удмуртской Республики от пожаров;
развитие и совершенствование автоматизированной информационно-управляющей системы Удмуртской Республики как составляющей единой государственной системы предупреждения и ликвидации пожаров;
совершенствование системы государственного управления и экстренного реагирования;
совершенствование системы подготовки руководящего состава и населения в области предупреждения и ликвидации пожаров;
комплексный подход в решении вопросов пожарной безопасности на территории сельских населенных пунктов, в том числе обеспечение безопасного проживания граждан, нуждающихся в социальной поддержке (сельские поселения);
развитие и совершенствование материально-технической базы пожарно-спасательных подразделений.
V. Целевые индикаторы по годам реализации Программы
Целевыми индикаторами и показателями эффективности, позволяющими оценивать ход реализации Программы, будут являться данные, отраженные в приложении 1 к настоящей Программе.
VI. План мероприятий Программы
Реализация плана мероприятий Программы будет осуществляться в течение 5 лет (2011-2015 годы). План мероприятий Программы приведен в приложении 2 к настоящей Программе.
VII. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
При планировании ресурсного обеспечения Программы учитывались реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере на федеральном и региональном уровнях, высокая экономическая и социально-демографическая значимость проблемы, а также реальная возможность ее решения.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики и иных источников в соответствии с законодательством.
Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 101130,0 тыс. рублей, в том числе:
N п/п |
Источники финансирования |
Финансирование, тыс. рублей (в ценах текущих лет) |
|||||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Всего |
||
1. |
Бюджет Удмуртской Республики |
15885,0 |
16850,0 |
17760,0 |
18650,0 |
19585,0 |
88730,0 |
2. |
Иные источники в соответствии с законодательством |
2000,0 |
2000,0 |
2800,0 |
2800,0 |
2800,0 |
12400,0 |
|
Итого: |
17885,0 |
18850,0 |
20560,0 |
21450,0 |
22385,0 |
101130,0 |
Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики.
Постановлением Правительства УР от 19 марта 2012 г. N 105 в раздел VIII настоящей программы внесены изменения
VIII. Механизм реализации Программы
Программа предполагает использование следующих принципов, обеспечивающих обоснованный выбор программных мероприятий и сбалансированное решение основного комплекса задач:
системный подход, комплексность, концентрация на приоритетных направлениях;
оценка потребностей в финансовых средствах;
оценка результатов и социально-экономической эффективности Программы, которая осуществляется на основе расчета целевых показателей.
Реализация Программы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики, в том числе с Положением о разработке и реализации республиканских, ведомственных целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 июня 2008 года N 151 (далее - Положение о реализации РЦП).
Государственным заказчиком Программы является Администрация Президента и Правительства Удмуртской Республики.
Основным исполнителем мероприятий Программы является государственное учреждение Удмуртской Республики "Государственная противопожарная служба Удмуртской Республики".
Администрация Президента и Правительства Удмуртской Республики является главным распорядителем средств бюджета Удмуртской Республики, выделяемых на реализацию Программы, несет ответственность и обеспечивает контроль за их целевым и эффективным использованием.
Выбор иных исполнителей мероприятий Программы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики.
IX. Организация управления Программой
Управление реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком Программы и включает в себя комплекс организационных мер по реализации Программы.
Государственный заказчик Программы обеспечивает реализацию Программы в соответствии с утвержденным планом мероприятий Программы и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики.
Главное управление обеспечивает:
направление до 1 марта текущего года в Министерство экономики Удмуртской Республики информации о проводимых мероприятиях в соответствии с объемами финансирования Программы, предусмотренными законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики;
направление в Министерство экономики Удмуртской Республики бюджетной заявки на финансирование Программы из бюджета Удмуртской Республики и характеристики Программы по формам, установленным Министерством экономики Удмуртской Республики, с пояснительной запиской в сроки, установленные распоряжением Правительства Удмуртской Республики о разработке проекта прогноза социально-экономического развития Удмуртской Республики;
представление по запросу Государственного Совета Удмуртской Республики, Президента Удмуртской Республики, Правительства Удмуртской Республики, Министерства экономики Удмуртской Республики в установленные ими сроки оперативной информации о реализации мероприятий Программы;
составление ежеквартальных и ежегодного отчетов о реализации Программы, установленных Положением о реализации РЦП, и проведение ежегодной оценки эффективности реализации Программы.
X. Контроль за реализацией Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляет государственный заказчик Программы в соответствии с законодательством.
XI. Методика оценки эффективности реализации Программы
Для расчета эффективности реализации Программы используются следующие показатели:
снижение пожаров в жилом секторе;
увеличение количества спасенных людей при пожарах;
развитие мест дислокации противопожарной службы с целью своевременного реагирования на пожары в соответствии с требованиями Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.
Источником получения информации для расчета показателей являются формы ведомственного статистического наблюдения - ежеквартальная форма отчетности "Сведения о пожарах и последствиях от них" (приказ Росстата от 23.12.2009 N 311) и расчеты, приведенные ниже.
Исходными данными для расчетов являлись статистические показатели спасенных материальных ценностей и времени реагирования служб за 2005-2009 г. На их основе проведен регрессионный анализ и построены математические модели для данных показателей.
Диаграммы, иллюстрирующие модели, приведены на рисунках 1 и 2.
Рис. 1 Оценка ожидаемого времени оперативного реагирования на 2010-2015 г.
"Оценка ожидаемого времени оперативного реагирования на 2010-2015 г."
Рис. 2 Оценка ожидаемого объема спасенных материальных ценностей (в тыс. руб.) на 2010-2015 г.
"Оценка ожидаемого объема спасенных материальных ценностей (в тыс. руб.) на 2010-2015 г."
XII. Оценка социальной, экономической,
бюджетной эффективности реализации Программы
При оценке эффективности Программы рассматриваются следующие основные аспекты: социальные и экономические результаты. При этом под результатами понимаются:
снижение пожаров в жилом секторе;
снижение гибели при пожарах;
повышение пожарной безопасности в населенных пунктах;
реагирование на пожары.
Социальные последствия характеризуются сохранением здоровья и трудоспособности населения в результате реализации программных мероприятий, а также масштабами работ по социальной реабилитации населения.
Результатами реализации программных мероприятий являются прямые позитивные воздействия на социальную, демографическую и экологическую ситуацию на территории республики.
Экономическая эффективность мероприятий Программы, обеспечивающих снижение рисков пожаров, повышение безопасности населения и объектов экономики, оценивается путем сравнения размера предотвращенного ущерба от социальных и экономических последствий пожаров с размером затрат на эти мероприятия и размером непредотвращенного ущерба.
Эффективность реализации Программы определяется степенью достижения показателей Программы, в качестве которых выбраны: время оперативного реагирования на пожары, увеличение спасенных материальных ценностей и спасенных людей.
XIII. Оценка рисков реализации Программы
Программа разработана на основе определенных предположений относительно капитальных и текущих затрат. Вне зависимости от качества и обоснованности этих предположений будущее развитие событий, связанных с реализацией Программы, неоднозначно.
Финансовый риск реализации Программы представляет собой замедление формирования действенной системы предупреждения пожаров. Способом ограничения финансового риска является ежегодная корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов.
Административный риск представляет собой невыполнение в полном объеме финансовых обязательств, что приведет к невыполнению целей и задач Программы, обусловленному:
срывом мероприятий и недостижением целевых показателей;
неэффективным использованием ресурсов;
повышением вероятности неконтролируемого влияния негативных факторов на реализацию Программы.
Изменение социально-экономической ситуации в Удмуртской Республике также может привести к недостижению конечных результатов Программы.
Способом ограничения риска является своевременная корректировка целей и сроков реализации Программы, а также плана мероприятий Программы.
Приложение 1
к республиканской целевой программе
"Пожарная безопасность на 2011-2015 годы"
Целевые индикаторы и показатели эффективности,
характеризующие результаты реализации республиканской целевой
программы "Пожарная безопасность на 2011-2015 годы"
N п/п |
Наименование целевого индикатора и показателя эффективности |
Единицы измерения |
Базовый показатель по программе (2009 год) |
Прогноз |
|||||
Очередной финансовый год (2010 год) |
Плановый период |
||||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|||||
|
Целевые индикаторы |
||||||||
1. |
Спасенные материальные ценности |
млн. рублей |
820,3 |
827,0 |
883,7 |
951,9 |
1025,4 |
1104,6 |
1190,0 |
2. |
Оперативное реагирование |
минут |
31,3 |
25,7 |
25,0 |
24,6 |
23,4 |
21,4 |
20,0 |
3. |
Количество спасенных людей при пожарах |
человек |
339 |
350 |
362 |
393 |
423 |
456 |
497 |
Постановлением Правительства УР от 19 марта 2012 г. N 105 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 2
к республиканской целевой программе
"Пожарная безопасность на 2011-2015 годы"
План мероприятий
республиканской целевой программы "Пожарная
безопасность на 2011-2015 годы"
19 марта 2012 г.
N п/п |
Наименование мероприятий |
Направление расходов |
Источники финансирования |
Объем финансирования (тыс. рублей, в ценах текущих лет) |
Исполнитель |
Ожидаемые результаты |
||||||
Годы реализации, всего |
|
|||||||||||
В том числе | ||||||||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||||||||
Бюджет Удмуртской Республики |
Иные источники в соответствии с законодательством РФ |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1 |
Ремонт и реконструкция пожарно-спасательных объектов, приобретение строительных и сопутствующих товаров |
капитальные расходы |
12650,0 |
|
12650,0 |
3000,0 |
3800,0 |
2900,0 |
1300,0 |
1650,0 |
Администрация Президента и Правительства Удмуртской Республики, иные исполнители в соответствии с законодательством |
Создание необходимых условий для повышения уровня защищенности личности, имущества от пожаров, повышения уровня пожарной безопасности в сельской местности в Удмуртской Республике, в том числе: сокращение количества, масштабов и последствий пожаров, оказание практической помощи населению; повышение оперативности прибытия подразделений к очагам возникновения пожаров посредством сокращения среднего времени тушения пожаров за счет модернизации пожарной техники |
прочие расходы |
4703,0 |
9550,0 |
14253,0 |
1900,0 |
1950,0 |
2600,0 |
4018,0 |
3785,0 |
||||
2 |
Дооснащение материально-технической базы подразделений пожарно-спасательных формирований Удмуртской Республики |
капитальные расходы |
56602,0 |
|
56602,0 |
10200,0 |
9360,0 |
11810,0 |
12432,0 |
12800,0 |
||
прочие расходы |
11925,0 |
|
11925,0 |
1935,0 |
2690,0 |
2200,0 |
2400,0 |
2700,0 |
||||
3 |
Приобретение строительных материалов для выполнения работ по ремонту электропроводов и печного отопления в жилых домах граждан, нуждающихся в социальной поддержке (сельские поселения) |
капитальные расходы |
1400,0 |
1350,0 |
2750,0 |
350,0 |
600,0 |
600,0 |
600,0 |
600,0 |
||
4 |
Информационное обеспечение населения |
прочие расходы |
1450,0 |
1500,0 |
2950,0 |
500,0 |
450,0 |
450,0 |
700,0 |
850,0 |
||
|
Итого: |
|
88730,0 |
12400,0 |
101130,0 |
17885,0 |
18850,0 |
20560,0 |
21450,0 |
22385,0 |
||
|
Бюджет Удмуртской Республики |
|
88730,0 |
|
88730,0 |
15885,0 |
16850,0 |
17760,0 |
18650,0 |
19585,0 |
||
|
Иные источники в соответствии с законодательством |
|
|
12400,0 |
12400,0 |
2000,0 |
2000,0 |
2800,0 |
2800,0 |
2800,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства УР от 16 августа 2010 г. N 256 "Об утверждении республиканской целевой программы "Пожарная безопасность на 2011-2015 годы" (с изменениями и дополнениями)
Текст постановления опубликован в журнале "Собрание законодательства Удмуртской Республики" от 11 октября 2010 г. N 32, на сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики в сети Интернет http://www.udmurt.ru от 19 августа 2010 г.
Текст постановления предоставлен Администрацией Президента и Правительства Удмуртской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 7 июля 2014 г. N 255 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2015 года
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 14 апреля 2014 г. N 134
Постановление Правительства УР от 19 марта 2012 г. N 105